Научная статья на тему 'Подготовка вокалистов-исполнителей: исторический аспект'

Подготовка вокалистов-исполнителей: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSICAL PEDAGOGY / VOCALIST-PERFORMER / VOCAL PERFORMANCE SKILLS / VOCALS VOCATIONAL TRAINING / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОКАЛИСТ-ИСПОЛНИТЕЛЬ / ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВОКАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куруленко Элеонора Александровна, Плаксина Ксения Геннадьевна

Музыкальная педагогика имеет глубокие исторические традиции и является динамически развивающейся отраслью знаний. Исторический контекст позволяет увидеть все особенности и сложности «нелегкого исторического пути» профессиональной подготовки вокалиста, предусмотреть в этой подготовке формы и методы, накопленные столетиями существования музыкального искусства. Цель данного исследования заключается в нахождении места истокам и детерминантам подготовки вокалистов в их современной профессиональной подготовке к сценическому исполнению. Результаты. В статье показана эволюция вокальной педагогики, которая проходила в условиях поиска баланса между эмоционально-художественной и виртуозно-технической составляющими вокального искусства, что ярко проявляется в генезисе разных музыкальных стилей. Рассматриваются основные направления современной музыкальной педагогики вокала: общетеоретические основы обучения вокалистов-исполнителей; содержание профессиональной подготовки вокалистов; педагогические средства профессиональной подготовки вокалистов; психологическая подготовка вокалистов. Русская вокальная школа в истории развития педагогики вокала предстает как школа наиболее ориентированная на поиск единства и гармонизации музыкально-технического и эмоционально-образного аспектов исполнения. Практическая значимость. Авторская методика формирования способностей к джазовой импровизации, подготовленная на основании исторического анализа и опытно-экспериментальной работы, может использоваться при подготовке будущих специалистов для социокультурной сферы в других вузах творческого профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF LEAD SINGERS: THE HISTORICAL PERSPECTIVE

Musical pedagogy has deep historical traditions and is a dynamically developing branch of knowledge. The historical context allows you to see all the features and complexities of the “difficult historical path” of vocational training for a vocalist. Purpose. The purpose of this study is to find the sources and determinants of modern vocational training for vocalists. Results. The evolution of vocal pedagogy took place in the conditions of finding a balance between the emotional and artistic and virtuoso-technical components of vocal art, which was clearly manifested in the creation of different musical styles. Among the main trends of modern music pedagogy, there are: general theoretical bases for training vocalists; the content of vocational training for vocalists; pedagogical means of vocational training of vocalists; psychological training of vocalists.The Russian vocal school in the history of the development of vocal pedagogy appears as the school mostly oriented towards the search for unity and harmonization of the musical-technical and emotional-figurative aspects of performance.

Текст научной работы на тему «Подготовка вокалистов-исполнителей: исторический аспект»

DOI: 10.12731/2218-7405-2018-9-93-106 УДК 372.878

ПОДГОТОВКА ВОКАЛИСТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Куруленко Э.А., Плаксина К.Г.

Музыкальная педагогика имеет глубокие исторические традиции и является динамически развивающейся отраслью знаний. Исторический контекст позволяет увидеть все особенности и сложности «нелегкого исторического пути» профессиональной подготовки вокалиста, предусмотреть в этой подготовке формы и методы, накопленные столетиями существования музыкального искусства.

Цель данного исследования заключается в нахождении места истокам и детерминантам подготовки вокалистов в их современной профессиональной подготовке к сценическому исполнению.

Результаты. В статье показана эволюция вокальной педагогики, которая проходила в условиях поиска баланса между эмоционально-художественной и виртуозно-технической составляющими вокального искусства, что ярко проявляется в генезисе разных музыкальных стилей. Рассматриваются основные направления современной музыкальной педагогики вокала: общетеоретические основы обучения вокалистов-исполнителей; содержание профессиональной подготовки вокалистов; педагогические средства профессиональной подготовки вокалистов; психологическая подготовка вокалистов. Русская вокальная школа в истории развития педагогики вокала предстает как школа наиболее ориентированная на поиск единства и гармонизации музыкально-технического и эмоционально-образного аспектов исполнения.

Практическая значимость. Авторская методика формирования способностей к джазовой импровизации, подготовленная на основании исторического анализа и опытно-экспериментальной работы, может использоваться при подготовке будущих специалистов для социокультурной сферы в других вузах творческого профиля.

Ключевые слова: музыкальная педагогика; вокалист-исполнитель; вокальное исполнительское мастерство; профессиональная подготовка вокалистов.

TRAINING OF LEAD SINGERS: THE HISTORICAL PERSPECTIVE

Kurulenko E.A., Plaksina K.G.

Musical pedagogy has deep historical traditions and is a dynamically developing branch of knowledge. The historical context allows you to see all the features and complexities of the "difficult historical path" of vocational training for a vocalist.

Purpose. The purpose of this study is to find the sources and determinants of modern vocational training for vocalists.

Results. The evolution of vocal pedagogy took place in the conditions of finding a balance between the emotional and artistic and virtuoso-technical components of vocal art, which was clearly manifested in the creation of different musical styles. Among the main trends ofmodern music pedagogy, there are: general theoretical bases for training vocalists; the content of vocational training for vocalists; pedagogical means ofvocational training of vocalists; psychological training of vocalists.The Russian vocal school in the history of the development ofvocal pedagogy appears as the school mostly oriented towards the search for unity and harmonization of the musical-technical and emotional-figurative aspects of performance.

Keywords: musical pedagogy; vocalist-performer; vocal performance skills; vocals vocational training.

Введение

Мировая музыкальная педагогика представляет собой огромный многовековой багаж опыта разных школ подготовки музыкальных исполнителей, в том числе вокалистов [2]. Т.И. Руднева, В.В. Левченко, Н.В. Соловова, Н.Б. Стрекалова, разрабатывая методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагоги-

ки, отмечают, что, не обращаясь к историческому опыту музыкальной педагогики, в том числе музыкальной, невозможно понять истоки и сущность современных основ профессиональной подготовки вокалистов-исполнителей [13]. Современные тенденции развития культуры вообще, и в частности музыкальной культуры, отличаются полистилистической направленностью, объединением в себе черт, присущих разным эпохам, школам, создателям. Педагогическая деятельность в институтах культуры, связанная с подготовкой вокалистов-исполнителей должна отвечать мировым тенденциям для формирования конкурентноспособности выпускников на «рынке музыкальных услуг».

Целью данного исследования является поиск истоков и детерминантов современной профессиональной подготовки вокалистов для создания методики формирования способностей студентов-вокалистов к джазовой импровизации в рамках профессиональной подготовки в институте культуры.

Педагогические методы вокальных школ прошлых эпох представлены и проанализированы в трудах В.А. Багадурова, Л.Б. Дмитриева, М.Л. Львова, И.К. Назаренко [4, с. 43]. В литературе представлены результаты анализа творчества профессиональной деятельности педагогов и мастеров вокального искусства: Ф.И. Шаляпина, Е.К. Катульской, И.В. Ершова, К.Н. Дорлиак, А.Л. Доливо, Е.Г. Ольховского, Е.В. Образцовой, Е.Е. Нестеренко и многих других [1].

Анализ истоков педагогики вокала

Первые подробные сведения о профессиональных вокалистах появляются в литературных памятниках античных цивилизаций: «Одиссея» и «Илиада» Гомера. В них выведены образы народных певцов-сказителей - «аэдов» (от греч. аог5од, aoidos - певец), исполняющих эпосы и гимны радости, гимны мужества и т.д. Считалось, что аэду при исполнении подобной музыки, в первую очередь, необходимо было эмоциональное воодушевление, умение импровизировать, а не техническая виртуозность [3].

Эпоха средневековья представила собственные образцы вокального искусства. Чередование вокальных вариаций и речитативов составило стиль пения раннего христианства. Вариации постепенно услож-

нялись, и без особой музыкально-технической подготовки певец уже не мог с ними справляться. Таким образом, в периодсредневековья впервые возникает необходимость в создании профессиональных певческих школ для исполнителя, в которыхон мог получитьнавыки владения голосом в диапазоне двух октав для исполнения музыкальных произведений с различной тесситурой и вырабатывал такие личностные качества, как самообладание, дисциплина, выдержка [11].

Однакопонимание вокального искусства как мастерства правильного, красивого голосообразования появилось не ранее XVII века. В этот период музыкальные произведения стали изобиловать регистровыми скачками, украшениями, фразировкой. В это же время назрела необходимость разработки сложных вокальных техник. Вопросы голосообразования в этот период стали интересовать не только педагогов вокала, но и музыкантов-композиторов. Так, в пре-дисловиик сборнику мадригалов итальянского композитора Дж. Кач-чини <^иоуе тш^е» (1601 г. издания) были достаточно подробно рассмотрены механизмы сольного пения, такие как техники владения дыханием, подачи, атаки и развития звука [2].

Кульминационным воплощением виртуозности, декоративности, звуковых красот голоса стало пение сопранистов XVIII века в стиле «бельканто» (итал. Ье1саШо - «красивое пение»). История сохранила имена великих певцов того времени: Кэфарелли, Фаринелли, Аппиани и др. [14, с. 34]. В тоже время параллельно с бельканто в других европейских странах развиваются иные подходы к стилю исполнения и методике преподавания вокала, активизирующие эмоционально-личностный пласт психики исполнителя. В частности, в противоположность итальянскому культу технической виртуозности, французская школа вокального пения предлагала стиль, основанный на декламации,что позволяет хорошо демонстрировать единство мысли, слова и эмоции с акцентом на экспрессивное выражение эмоций. При таком стиле исполнения произведений вар-сенале профессиональных качеств вокалиста наиболее важным становится эмоциональный интеллект, способность тонко улавливать заложенную в произведении эмоцию и транслировать её в зал на адекватном аффективном уровне.

Достойное место в развитии вокального искусства заняла русская школа пения [12, с. 51]. Манера формирования певческого тона в России сочетала в себе принципы народного пения в естественной речевой манере и в традиции профессионального церковного пения. К началу XIX века среди русских музыкантов сложилось отношение к пению как к самостоятельной музыкальной деятельности, требующей значительных профессиональных навыков и упорного труда. В качестве характерной черты российской вокальной педагогики XIX века следует отметить неразрывную связь между музыкальным и вокально-техническим развитием в процессе воспитания певца. В своём педагогическом труде «Методы пения» Г.Я. Ломакин рассматривает вопросы развития певческого голоса в контексте с задачами музыкального воспитания вокалиста [8, с. 23]. Он советует первую половину года обучения посвятить музыкальной грамоте и сольфеджио и только потом приступать к вокализированию.

Максимальное активирование психоэмоциональной и психофизиологической сфер исполнителя-вокалиста также относятся к особенностям русской вокальной педагогики. Так, например, в методике вокала русской школы вдох связывался с мечтательными, романтичными вздохами влюблённых; выдохи означали облегчение и счастье. Данный подход просматривается в музыкальной и вокальной педагогике А.Е. Варламова и М.И. Глинки. В частности, первый из них писал о непосредственном влиянии «состояния души» на голосовой аппарат, а искусство пения считал «языком сердца, чувства и страсти [5, с. 33]. М.И. Глинка вел свой поиск баланса между художественно-выразительными средствами голоса исполнителя и музыкально-художественной формой, сравнивая их соотношение с единством души и тела [6, с. 13]. Таким образом, русские педагоги вокала стремились установить баланс между владением музыкальной теорией, позволяющей петь не просто по слуху, но осознанно, с техническим развитием голоса и эмоциональной точностью в трансляции художественно-образной структуры произведения. Следует отметить преемственность русской и советской вокальных школ. Основные положения и принципы русской во— 97 —

кальной педагогики легли в основу советской методики обучения сольному пению [12, с. 74].

Направления педагогики вокала

Современная музыкальная педагогика включает в себя достаточно подробно разработанные и накопленные знания по строению и механизмам функционирования голосового аппарата, певческого дыхания, артикуляции, проблем звукообразования, работы резонаторов [1]. Анализ диссертационных исследований и периодических изданий, посвященных проблемам педагогики вокала, позволил обозначить актуальные области современных научных изысканий. Основные направления музыкальной педагогики вокала, сгруппированные по главной педагогической идее, представлены в таблицах 1-4: общетеоретические основы обучения вокалистов-исполнителей (таблица 1), содержание профессиональной подготовки вокалистов-исполнителей (таблица 2); педагогические средства профессиональной подготовки вокалистов (таблица 3); психологическая готовность вокалистов к профессиональной деятельности (таблица 4).

Таблица 1.

Общетеоретические основы обучения вокалистов-исполнителей

Основные направления и педагогические идеи Авторы

Музыкальное образование как область научного знания; фундаментальный и прикладной аспекты музыкального образования; музыкальное образование в духовной культуре В.И. Адищев

Художественно-образное мышление Н.П. Антонец

Музыкальное мышление как самостоятельный вид и как вид человеческой деятельности; специфические свойства музыкального мышления; гармония; история музыкально-теоретических систем М.Г. Арановский, В.Ю. Озеров, А.Н. Сохор, Ю.Н. Тюлин, Ю.Н. Холопов

Культурно-образовательное пространство вуза; вуз как среда саморазвития студентов; профессионально-личностное развитие студентов А.И. Бондарев-ская

Концепция ценности музыки Г Г Коломиец

Значимость и специфика музыкально-педагогической профильной подготовки как ключевого компонента в системе непрерывного музыкально-педагогического образования; ценностные ориентации на профессию педагога-музыканта в процессе школьного образования Л.А. Безбородова, Л.А. Баренбойм, Л.А. Рапацкая, Н.А. Терентьева, Т.В. Челышева

Сфера содержательной профессиональной подготовки вокалистов-исполнителей является наиболее представленной в научной литературе, что объясняется существованием их вузовской подготовки, а также деятельностью музыкальных училищ (колледжей). Наиболее широко организовано обучение вокалу в системе дополнительного образования (музыкальные школы), а также школьного и дошкольного образования. К литературе этой группы относится, в первую очередь, учебная и методическая литература.

Таблица 2.

Содержание профессиональной подготовки вокалистов-исполнителей

Основные направления и педагогические идеи Авторы

Образно-музыкальное мышление вокалиста Л.Г. Арчажникова

Психология музыкального восприятия; целостность и диф-ференцированность восприятия музыкальных произведений Е.В. Назайкинский

Эстетические эмоции; семантика восприятия музыкального произведения, характера его звучания В.Г. Ражников

Личностно-ориентированный подход как фактор успешной подготовки учителя музыки М.Л. Семенихина

Профессиональное образование музыкантов: специализация, детализация; тестирование и тренинг в музыкально-теоретических дисциплинах Г.Б. Тараева

Музыкальная форма как средоточие гармонических, метроритмических и тематических процессов; музыкальное наблюдение Ю.Н. Холопов

Система формирования артистизма вокалистов-исполнителей А.Н. Иванова

Педагогические средства подготовки к профессиональной деятельности находят отражение в литературе по педагогическому дизайну и педагогическому проектированию [9], [10], [11], [16], [17].

Профессиональная деятельность включает в себя в качестве обязательного компонента психологическую готовность. А.А. Гудзовская, Т.А. Никитина отмечают, что психологические аспекты готовности к профессиональной деятельности включают в себя готовность к решению проблем адаптации (вхождения в деятельность), взаимоотношений в трудовом коллективе и в профессиональном сообществе, проблем эмоционального выгорания и реагирования на специфические стрессовые ситуации и др. [7]. Исследования профессиональной деятель-

ности вокалистов говорят о том, что впечатление, которое производит сценическое исполнение на зрителей зависит не только от голоса и технической подготовки певца, но и от той психологической атмосферы, которую он умеет создать, взаимодействуя со зрителями [15].

Таблица 3.

Педагогические средства профессиональной подготовки вокалистов

Основные направления и педагогические идеи Авторы

Исследовательская деятельность педагога-музыканта Э.Б. Абдуллин

Дидактические и психологические аспекты мастерства вокалиста Е.А. Ануфриев

Подготовка музыкантов-исполнителей, исследования в области художественного творчества и технической работы пианистов Г.Г. Нейгауз

Рационализация домашних занятий учащегося-музыканта; профессионально-образовательный процесс подготовки студентов-вокалистов вуза к самостоятельной исполнительской деятельности О.В. Ощепкова

Система развивающего обучения вокалиста; психология и психологические процессы музыкального творчества Г.М. Цыпин

Исполнительский стиль С.Е. Фейнберг

Таблица 4. Психологическая готовность вокалистов к профессиональной деятельности

Основные направления и педагогические идеи Авторы

Психология музыкальных способностей Б.М. Теплов, В.Н. Мясищев, А.Л. Готсдинер, Л.Л. Бочкарев, Л.Б.Михайлов, К.В.Тарасова

Проблемы художественной интерпретации; специфика мышления вокалистов-исполнителей на этапе обучения; способность музыкантов-исполнителей к интерпретации музыкального произведения Е.Г. Гуренко

Субъективное и объективное в исполнительской деятельности Н.П. Корыхалова

Эстетические и психологические проблемы вокального исполнения С.Е. Фейнберг

Способность музыкантов-исполнителей к интерпретации музыкального произведения А.Н. Байгушова

Музыкант-исполнитель и публика; социологические проблемы современной концертной жизни. Ю.В. Капустин,

Рассмотрение и анализ процесса становления вокальной педагогики в историческом контексте позволяет сделать следующие выводы.

1. Эволюция вокальной педагогики проходила в условиях поиска баланса между эмоционально-художественной и виртуозно-технической составляющими вокального искусства.

2. Наиболее целенаправленное стремление к единству и гармонизации музыкально-технического и эмоционально-образного аспектов продемонстрировала русская вокальная школа (А.Е. Варламов, М.И. Глинка, Г.Я. Ломакин).

3. Развитие музыкальных жанров и форм привело к необходимости освоения профессиональными певцами музыкально-теоретических основ и совершенствования музыкальных способностей (слух, чувство музыкальной формы, ритм). В процессе разработки техник певческого голосообразования и усложнения музыкальных форм вокального исполнительства от профессионального исполнителя стали требоваться специальные личностные качества: физическая выносливость и самодисциплина, гибкость ума, преданность искусству и творческому процессу, высокий уровень эмоционального интеллекта.

4. Среди основных научных направлений современной музыкальной педагогики вокала выделяются: общетеоретические основы обучения вокалистов-исполнителей; содержание профессиональной подготовки вокалистов; педагогические средства профессиональной подготовки вокалистов; психологическая подготовка вокалистов.

На основании проведенного анализа был создана система формирования способностей к джазовой импровизации студентов-вокалистов института культуры, представленная в авторском курсе «Джазовое пение» и факультативном курс «Основы импровизационной деятельности». Подготовку вокалистов предлагается проводить по четырем направлениям: 1) вокальная подготовка (традиционные формы музыкальной и джазовой подготовки); 2) актерская подготовка для формирования яркого сценического образа (формы подготовки представленные в системах К.С. Станиславского, М.А. Чехова, С.В. Гиппиуса); 3) психологическая подготовка, основанная на приемах

обучения саморегуляции; 4) подготовка к творческому самовыражению и импровизации для снятия психологических барьеров и умения свободно и импровизационно вести себя на сцене во время исполнения.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная на базе СГИК, позволяет говорить об эффективности предложенной системы подготовка студентов-вокалистов к джазовому импровизационному пению.

Выводы

1. Каждая эпоха предъявляет собственные требования к профессиональным и личным качествам певца в соответствии с музыкальными традициями своего времени.

2. Современный исполнитель вокала для создания успешного творческого образа должен иметь теоретическую подготовку, включающую в себя историю возникновения разных музыкальных направлений и практическую, включающую в себя вокальную, актерскую, психологическую подготовку.

3. Для умения свободного и творческого импровизационного самовыражения в институтах культуры для студентов вокалистов должна быть организована подготовка к творческому самовыражению и импровизации для снятия психологических барьеров и умения свободно и импровизационно вести себя на сцене во время исполнения.

Результаты опытно-экспериментальной работы внедрены в практику профессиональной подготовки эстрадных вокалистов в Самарском государственном институте культуры и могут использоваться при подготовке будущих специалистов для социокультурной сферы в других вузах творческого профиля.

Список литературы

1. Азаров Л.Г. Вокальное мастерство// [Электронный ресурс] URL: http://

dspace.ltsu.oig/jspui/handle/123456789/1684 (дата обращения: 20.12.2017).

2. Алиев И.Ю. Теоретико-методологические основы профессиональной

деятельности педагога-вокалиста: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08:

Москва, 2003 354 с. РГБ ОД, 71:04-13/98.

3. Арутюнова А.Б. Профессиональные аспекты подготовки эстрадных исполнителей (вокалистов) // Известия ВГПУ. 2011. №8. С. 94-98.

4. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. М.: Муз-гиз, 1956. 268 с.

5. Варламов А.Е. Полная школа пения. М.: Планета музыки, 2008. 120 с.

6. Гозенпуд А.А. Музыкальный театр в России. Л.: Музгиз, 1959. 781 с.

7. Гудзовская А.А., Никитина Т.А. Психологические аспекты готовности к профессиональной деятельности: монография коллектива авторов. Самара: Изд-во «Самарская академия государственного и муниципального управления», 2011. 171 с.

8. Ломакин Г.Я. Краткая метода пения. СПб.: Юргенсон, 1978. 70 с.

9. Нагаева И. А. Педагогический дизайн и педагогическое проектирование: проблемы и перспективы // Информатизация и связь. 2012. № 4. С. 61-64.

10. Плаксина К. Г. Современный педагогический дизайн профессиональной подготовки исполнителя-вокалиста // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 2. С. 87-90.

11. Полянский К.А. Актуальные проблемы профессионального становления певца-актера // Педагогика искусства. 2012. № 1. С. 222-228.

12. Рогачёва М.А. Русская вокальная школа как феномен культурного синтеза: XVI - первая половина XIX века // Современные аспекты художественного синтеза в музыкальном искусстве. Ростов на Дону: Изд-во Ростовской гос. консерватории им. С.В. Рахманинова, 2009. С. 301-310.

13. Руднева Т.И., Левченко В.В., Соловова Н.В., Стрекалова Н.Б. Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики. Самар. гос. ун-т. Самара: Изд-во «Самар. ун-т», 2013.

14. Хоффманн А.Е. Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика: Диссертация кандидата искусствоведения. Москва, 2008. 188 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ball Ph. Musicians' appearances matter more than their sound // Nature. doi: 10.1038/nature.2013.13572.

16. Gagné F. Transforming gifts into talents: the DMGT as a developmental theory // High ability studies. 2004. No. 2 (15). doi: 10.1080/1359813042000314682

17. Merrill M.D., Drake L., Lacy M.J., Pratt J., & ID2_Research_Group. (1996). Reclaiming instructional design // Educational Technology, 36(5), 5-7.

References

1. Azarov L.G. Vocal skill. http://dspace.ltsu.org/jspui/handle/123456789/1684 (reference date: 20/12/2017).

2. Aliev I. Yu. Teoretiko-metodologicheskie osnovyprofessional'noj deya-tel'nostipedagoga-vokalista [Teoretiko-methodological bases of professional activity of the teacher-vocalist]: Moscow, 2003.

3. Arutyunova A.B. Professional'nye aspekty podgotovki ehstradnyh is-polnitelej (vokalistov) [Professional aspects of the preparation of variety performers (vocalists)]. Izvestiya VGPU. 2011. №8, pp. 94-98.

4. Bagadurov V.A. Ocherkipo istorii vokal'noypedagogiki [Essays on the history of vocal pedagogy]. M.: Muzgiz, 1956.

5. Varlamov A.E. Polnaya shkolapeniya [Full school of singing]. M.: Planeta muzyki, 2008.

6. Gozenpud A.A. Muzykal'nyy teatr v Rossii [Musical theater in Russia]. L.: Muzgiz, 1959.

7. Gudzovskaya A.A., Nikitina T.A.Psixologicheskie aspekty' gotovnosti k professionaVnoj deyateFnost [Psychological aspects of readiness for professional activity: a monograph of the team of authors]. Samara: Samara State Academy of State and Municipal Administration, 2011.

8. Lomakin G.Ya. Kratkaya metodapeniya [Brief method of singing]. St. Petersburg: Yurgenson, 1978.

9. Nagaeva I.A. Pedagogical design and pedagogical projection: problems and prospects. Informatization and communication. 2012. № 4, pp. 6164 (in Russian).

10. Plaksina K.G. Modern instructional design of the vocalist's professional training. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2018. No. 2, pp. 87-90 (in Russian).

11. Polyansky K.A. Actual problems of professional becoming of the singer-actor. Pedagogy of art. 2012. No 1, pp. 222-228 (in Russian).

12. Rogacheva M.A. Russkaya vokal'naya shkola kak fenomen kul'tumogo sinteza: XVI - pervaya polovina XIX veka [Russian vocal school as a phenomenon of cultural synthesis: XVI - first half of the XIX century]. Sovremennye aspekty khudozhestvennogo sin-teza v muzykal'nom iskusstve. Rostov na Donu, 2009, pp. 301-310.

13. Rudneva T.I., Levchenko V.V., Solovova N.V., Strekalova N.B. Met-odologicheskie podhody k issledovaniyu problem v oblasti profession-al'nojpedagogiki. [Methodological approaches to research problems in the field of professional pedagogy]. Samar. gos. un-t. Samara: Izd-vo «Samar. un-t», 2013.

14. Khoffmann A.E. Fenomen bel'kanto pervoy poloviny XIX veka: kom-pozitorskoe tvorchestvo, ispolnitel'skoe iskusstvo i vokal'nayapedagogi-ka [The phenomenon of bel canto of the first half of the XIX century: composer creativity, performing arts and vocal pedagogy]: Dis. ... k-ta iskusstv. nauk. Moscow, 2008.

15. Ball Ph. Musicians' appearances matter more than their sound. Nature. doi: 10.1038/nature.2013.13572.

16. Gagné F. Transforming gifts into talents: the DMGT as a developmental theory. High ability studies. 2004. No. 2 (15). doi: 10.1080/1359813042000314682

17. Merrill M.D., Drake L., Lacy M.J., Pratt J., & ID2_Research_Group. (1996). Reclaiming instructional design. Educational Technology, 36(5), pp. 5-7.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Куруленко Элеонора Александровна, доктор культурологии, профессор

Самарский государственный институт культуры ул. Фрунзе, 197, г. Самара, Самарская область, 443010, Российская Федерация

Плаксина Ксения Геннадьевна, аспирант

Самарский государственный институт культуры ул. Фрунзе, 197, г. Самара, Самарская область, 443010, Российская Федерация k.suhowa2010@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Kurulenko Eleonora Aleksandrovna, Doctor of Cultural Studies, Professor

Samara State Institute of Culture

Frunze Street 197, Samara, Samara Region, 443010, Russian Federation

Plaksina Kseniya Gennadyevna, postgraduate

Samara State Institute of Culture

Frunze Street 197, Samara, Samara Region, 443010, Russian Federation

k.suhowa2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.