Научная статья на тему 'ВНУТРЕННЯЯ МАТЕРИНСКАЯ ПОЗИЦИЯ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ'

ВНУТРЕННЯЯ МАТЕРИНСКАЯ ПОЗИЦИЯ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
МАТЕРИНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РОДИТЕЛЬСКАЯ РОЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова К.А.

В данной статье приведены результаты исследования внутренней материнской позиции матерей, воспитывающих детей с ранним детским аутизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННЯЯ МАТЕРИНСКАЯ ПОЗИЦИЯ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ»

УДК 159.9

Белова К.А.

педагог-психолог первой категории Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №137 г. Челябинска»

(Россия, г. Челябинск)

ВНУТРЕННЯЯ МАТЕРИНСКАЯ ПОЗИЦИЯ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Аннотация: в данной статье приведены результаты исследования внутренней материнской позиции матерей, воспитывающих детей с ранним детским аутизмом.

Ключевые слова: внутренняя материнская позиция, детско-родительское эмоциональное взаимодействие, принятие родительской роли.

В последнее десятилетие количество детей с диагнозом ранний детский аутизм (РДА) стремительно растет. В силу крайней ограниченности контактов аутичного ребенка с внешним миром, ведущим фактором его социализации выступают взаимоотношения с матерью. В психологической литературе малоизученным остается вопрос о механизмах, регулирующих материнское поведение женщин, воспитывающих детей с РДА; о характере их личностных и социальных установок по отношению к себе в роли родителя. В связи со сказанным целью нашего исследования явилось изучение особенностей внутренней материнской позиции женщин, воспитывающих детей с РДА

[3].

Внутренняя материнская позиция имеет сложную структуру и может проявлять себя в сочетании четырех компонентов: психофизиологическом (тенденция к объединению родителя и ребенка); эмоциональном (сфера глубоких личностных переживаний по отношению к своему ребенку и к себе в роли родителя); когнитивном (определенные знания об особенностях своего ребенка, о том, что такое родительская любовь и каковы ее проявления); поведенческом (реакции и поступки родителя по

9

отношению к ребенку, особенности семейного стиля общения, дисциплинарные воздействия) [1].

В исследовании приняли участие 38 женщин в возрасте от 23 до 44 лет, имеющих, детей дошкольного возраста. 19 женщин воспитывают детей с РДА -экспериментальная группа (ЭГ); 19 - воспитывают здоровых детей - контрольная группа (КГ). Всем женщинам в ходе эксперимента были предложены следующие методики: цветовой тест отношений (А. Эткинд); опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (Е.И. Захарова); опросник «Родительская любовь и симпатия» (Р.В. Овчарова); опросник «Принятие и исполнение родительской роли» (Р.В. Овчарова). В ходе количественного анализа полученных данных применялись методы математической обработки (критерий ф* - угловое преобразование Фишера, X -критерий Стьюдента).

Анализ результатов по опроснику детско-родительского эмоционального взаимодействия Е.И. Захаровой свидетельствует об отсутствии различий в выраженности следующих параметров эмоционального взаимодействия в диаде «мать-ребенок» у женщин ЭГ и КГ: способность воспринимать состояние ребенка; понимание причин состояния; чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком; безусловное принятие; отношение к себе как к родителю; преобладание эмоционального фона взаимодействия. При этом отмечаются достоверные различия по таким параметрам как: способность к сопереживанию; стремление к телесному контакту; ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия. Причем средние значения по этим характеристикам в ЭГ превышают средние значения в КГ (р<0,05).

Женщины, воспитывающие детей с РДА, на сознательном уровне не

воспринимают эмоциональный фон взаимодействия со своим ребенком как

дефицитный, не удовлетворяющий потребности в ответной чувственной реакции; при

этом демонстрируют явно выраженное стремление к телесному контакту, что

свидетельствует о неосознанном дискомфорте на уровне психофизиологического

реагирования. Эмоциональное принятие собственного ребенка выражено и активно

декларируется на внешнем (социальном) уровне, при внутреннем глубинном конфликте

10

на психофизиологическом и психоэмоциональном. В построении контакта с ребенком они преимущественно подстраиваются под его состояние в каждый конкретный момент времени, слабо ориентируясь на дальнейшую перспективу развития и адаптации [4].

С целью выявления степени и уровня принятия родительской роли и характера родительской идентичности был использован опросник «Принятие и исполнение родительской роли» Р.В Овчаровой [3]. Анализ результатов свидетельствует об отсутствии значимых отличий между группами испытуемых в проявлении устойчивого комплекса форм поведения, соответствующих исполнению семьей воспитательной функции. В выполнении роли родителя испытуемые обеих групп в равной степени руководствуются основными социальными нормами и требованиями, традиционно предъявляемыми к ней обществом, принимают на себя ответственность в ее исполнении. В тоже время женщины, воспитывающие детей с РДА, в меньшей степени ориентированы в воспитании на пример собственных родителей (р<0,05). В целом можно говорить о том, что социально-ролевая адекватность исполнения родительской роли в КГ и ЭГ имеет очень высокий уровень.

С целью выявления преобладающего у родителя чувства по отношению к ребенку (симпатия или любовь) и структурных компонентов родительской любви (психофизиологический, эмоциональный, когнитивный, поведенческий) был использован опросник «Родительская любовь и симпатия» Р.В. Овчаровой [3]. У женщин, воспитывающих детей с РДА, выявлен дефицит на уровне психофизиологического компонента, т.е. в сфере, стимулирующей тенденцию к объединению родителя и ребенка, стремление в пространственной близости со своим ребенком (р<0,05). При этом отмечается достаточное принятие ребенка на поведенческом уровне, которое проявляется в реакциях и поступках родителя, в уходе за ребенком. А также явное доминирование по сравнению с КГ когнитивного компонента (р<0,05), предполагающего наличие определенных знаний о том, что такое родительская любовь, каковы ее проявления (способы выражения). Во взаимодействии со своим «особым» ребенком матери детей с РДА преимущественно опираются на когнитивные репрезентации, в которых представлена сложившаяся картина мира, социума, самого себя, своего ребенка.

С целью исследования неосознаваемых эмоционально-смысловых феноменов внутренней материнской позиции была применена методика «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда (предложены для цветоассоциирования 9 категорий: «Мой ребенок сейчас», «Мой ребенок в будущем», «Моя семья», «Мой муж», «Второй ребенок», «Я как мать», «Я как женщина», «Я как жена», «Идеальная мать»). Статистические различия обнаружены в двух категориях: «идеальная мать» и «мой ребенок в будущем». Испытуемые ЭГ в 100% случаев присвоили этим категориям ранг выше серого цвета, т.е. эти категории входят в группу наиболее значимых на данный момент. Матери детей с РДА на первый план ставят не актуальное состояние своего ребенка, а идеализированный образ. В категории «мой ребенок сейчас» испытуемые обеих групп наибольшее предпочтение отдавали желтому цвету. Этот цвет символизирует активность, оптимизм, стремление к общению. Но испытуемым ЭГ было свойственно наряду с желтым выбирать и такие цвета как: фиолетовый, серый и черный, свидетельствующие о неприятии, отгороженности в эмоциональном плане от своего ребенка.

Таким образом, выявлено, что ситуация воспитания ребенка с РДА и характер взаимоотношений с ним не вызывает у матерей эмоционального дискомфорта; неудовлетворенность потребности в пространственной близости с ребенком проявляется на неосознанном уровне. Переход к исполнению родительской роли не является внезапным, но испытуемые ЭГ не склонны присваивать пример родителей в воспитании собственных детей (р<0,05). Родительская любовь как отношение данное родителю в особого рода переживании кровного родства ярко выражена, но уровень родительской симпатии, как аффективного отношения к своему ребенку ниже, чем у матерей, воспитывающих здоровых детей (р<0,05). Испытуемые ЭГ во взаимодействии со своим ребенком больше опираются на когнитивно-поведенческие репрезентации (уход за ребенком, дисциплинарные воздействия, сложившаяся картина знаний о своем «особом» ребенке) (р<0,05). Характерна идеализация содержания образа матери и будущих возможностей своего ребенка, а так же ориентация на эти понятия, при построении взаимоотношений с ним (р<0,01).

Список литературы:

Арина Г.А, Айвазян Е.Б. Становление внутренней материнской позиции в период беременности// Дефектология. - 2008. - №2. - С8 - 15.

Ефимова И.В. Психологические аспекты становления женщины в период беременности // Семейная психология и семейная терапия.-2003.-№4.-С.98-108.

Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М., 2003. - 319 с. Особенности взаимодействия матери с ребенком, больным ранним детским аутизмом (РДА). //Материалы международной научно-практической конференции памяти К.С. Лебединской. - Москва, 1995.- С. 100-102.

Петрова А.А, Захарова Е.И. Материнские представления о будущем ребенка и их роль в становления родительства // Семейная психология и семейная терапия.-2004.-№ 3.-С.54-70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.