Научная статья на тему 'Психологические особенности одинокого материнства'

Психологические особенности одинокого материнства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1682
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ / МАТЕРИНСКИЕ ПОЗИЦИИ / УСТАНОВКИ / РОЛИ / ОТНОШЕНИЕ К СУПРУГУ КАК К РОДИТЕЛЮ / ОБРАЗ МАТЕРИ / СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ / MOTHERHOOD / INCOMPLETE FAMILIES / MATERNAL POSITIONS / INSTALLATIONS / ROLES / ATTITUDE TO THE SPOUSE AS TO THE PARENT / THE CHARACTER OF MOTHER / STYLE OF UPBRINGING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мягкова Мария Алексеевна

В данной статье представлена и описана структурно-содержательная модель материнства в неполной семье. Изложены результаты экспериментального исследования психологических особенностей материнства матерей-одиночек, воспитывающих детей разного пола в возрасте от 6 до 18 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULARITIES OF SINGLE MOTHERHOOD

This paper introduces and describes the structurally-substantial model of motherhood in an incomplete family. The results of the experimental study of psychological motherhood characteristics of single mothers bringing up children of a different sex at the age from 6 to 18 years are stated in this article.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности одинокого материнства»

ББК 88.4 YAK 159.9.075

М.А. МЯГКОВА

M.A. MYAGKOVA

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДИНОКОГО МАТЕРИНСТВА

PSYCHOLOGICAL PECULARITIES OF SINGLE MOTHERHOOD

В данной статье представлена и описана структурно-содержательная модель материнства в неполной семье. Изложены результаты экспериментального исследования психологических особенностей материнства матерей-одиночек, воспитывающих детей разного пола в возрасте от 6 до 18 лет.

This paper introduces and describes the structurally-substantial model of motherhood in an incomplete family. The results of the experimental study of psychological motherhood characteristics of single mothers bringing up children of a different sex at the age from 6 to 18 years are stated in this article.

Ключевые слова: материнство; неполные семьи; материнские позиции, установки, роли; отношение к супругу как к родителю; образ матери; стиль воспитания.

Key words: motherhood; incomplete families; maternal positions, installations, roles; attitude to the spouse as to the parent; the character of mother; style of upbringing.

О материнстве написано много стихов, произведений, работ философов, полотен художников. Образ матери, её отношение к ребёнку волнует умы каждого поколения и представляет собой неизведанный феномен. Он как философский камень привлекает к себе лучшие умы человечества.

Ж.П. Рихтер сказал: «Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми» [8, с. 196]. Действительно, невозможно усомниться в истинности этих слов, ведь именно мать является главным путеводителем ребёнка во взрослую жизнь, источником жизненного опыта, передаваемого из поколения в поколение, с первых дней появления его на свет. От того, как будет организован процесс воспитания, во многом зависит развитие ребёнка как личности, так и его способности включиться в социокультурное пространство общества. Именно поэтому проблема материнства всегда была и остаётся актуальной.

В настоящее время происходят серьёзные изменения в области брачно-семейных отношений: распространение внебрачных связей, увеличение количества разводов, снижение ценности семьи и брака, которые существенно сказываются на положение института семьи, прежде всего, на появления большого количества неполных материнских семей (30% от общего числа всех существующих семей в России).

Происходящие изменения существенно ослабляют традиционные функции семьи, изменяют социальный статус женщины, сделав её более самостоятельной и ответственной. Женщины теперь вынуждены не только играть исторически сложившиеся роли в воспитании детей и выполнении домашних обязанностей, но и наравне с мужчиной обеспечивать благосостояние семьи. Ей приходиться сталкиваться с затруднениями материального и психологического характера, существенным образом сказывающимися на её состоянии здоровья и адаптации к социальному окружению.

На сегодняшний день проблеме материнства посвящено множество теоретических и прикладных исследований. В зарубежной психологии данный феномен изучается в рамках того или иного подхода: психоаналитического (Дж. Боулби, М. Малер, Д. Виникотт, Д. Пайнз); этологического (Р. Докинз, Р. Триверс, Т. Карлайл); концепции социального научения (Р. Сирс, Дж. Гервиц, У. Бронфенбренер).

Отечественные психологи по-другому подходят к изучению материнства, рассматривая его отдельные аспекты в рамках перинатальной психологии (Г.И. Брехман,

И.В. Добряков, Ж.В. Колесова, Л.В. Наумова, О.В. Баженова, Т.М. Зенкова, Л.Л. Баз), с точки зрения проблемы бесплодия, абортов, суррогатного материнства (Г.И. Брех-ман, Н.В. Шабалин, В.Т. Волков, А.А. Пестрикова), с позиции психологической готовности к материнству (В.В. Ивакина, И.А. Аленова, И.П. Каткова, С.Ю. Мещерякова, Ю.Е. Скромная). Особую категорию одиноких матерей представляют собой юные женщины, не имеющие образования, материальных средств, навыков воспитания детей (О.И. Лебединская, М.С. Радионова, Е.В. Андрюшина, В.В. Волкова).

Неполным семьям посвящены исследования М. Босанац, Т.А. Гурко, М. Киблиц-кой, И.Ф. Дементьевой, которые изучают причины их возникновения; рассматриваются общие проблемы данных семей через призму мироощущения ребенка в работах Т.А. Гурко, В.М. Целуйко, А.С. Спиваковской, Б.И. Кочубей, Е.Г. Скоковой, З. Матей-чик, З. Маровой, Р. Кемпбэлл, Дж. Валлерстейн, Дж. Келли. Общие проблемы семьи с позиции матери - одинокой женщины - освещают А.И. Захаров, А. Варга, Е.И. Иванова, А.Р. Михеева, З.Х. Каримова, О.М. Здравомыслова, В.М. Целуйко.

Таким образом, на сегодняшний день в современной психологической науке уже разработаны и построены целостные психолого-педагогические концепции материнства, обозначены основные проблемы и психологические особенности, характерные для неполных семей. Тем не менее возникают противоречия:

- между достаточным количеством психологических исследований, которые посвящены проблемам неполного материнства и отсутствием целостной психолого-педагогической модели, отражающей структуру данного феномена и факторов, способствующих его формированию;

- между изученностью влияния одинокой матери на развитие и становление ребёнка как личности и отсутствием работ, посвящённых выявлению особенностей неполного материнства, влияние его на женщину, изменение и функционирование роли матери в отсутствии мужа (отца ребёнка).

Именно поэтому очень важно изучить психологические особенности влияния неполной семьи на содержание материнства, отражающиеся в особенностях выполнения родительской функции по воспитанию и развитию детей.

Для этого мною была разработана модель «Идеального материнства», позволяющая создать образ матери, идеально справляющейся с возложенной на неё обязанностью воспитания и развития ребёнка, которая впоследствии стала отправной точкой для выделения структурно-содержательных компонентов материнства в неполной семье.

Теоретической основой данной модели послужили:

1) теории развития личности Э. Эриксона, В.С. Мухиной, Б.Г. Ананьева;

2) концепция отношений В.Н. Мясищевой;

3) представления о влиянии семьи на развитие и становление личности ребёнка И.С. Кон, В.С. Мухиной, Э.Г. Эйдемиллер, Г.Г. Хоментаускас, которые позволили рассмотреть материнство как сознательно проработанную психологическую связь матери и ребёнка, выражающуюся в действиях, поступках и переживаниях родителя, оказывая тем самым огромное влияние на развитие его как личности;

4) концепция культурно-исторической обусловленности материнства М. Мид, В.А. Рамих, И.С. Кон, М.С. Родионова;

5) концепция о субъектном становлении матери в современном социокультурном пространстве России Н.Н. Васягиной;

Обозначенные концепции и представления способствовали выделению факторов, влияющих на формирование материнства в неполной семье.

6) представления о материнстве как личностном образовании и развитии самосознания женщины Г.Г. Филиппова, Т.Н. Счастной, М.Ю. Чибисовой;

7) концепция родительства как психологического и социокультурного феномена И.С. Кон, Р.В. Овчаровой;

8) концепция высшего уровня развития родительства Р.В. Овчаровой

Представленные концепции и представления позволили рассмотреть материнство не только как условие для развития ребёнка, но и как часть личностной сферы родителя, что и стало предпосылкой для проведения исследования, позволило охарактеризовать структуру идеального материнства и материнства в неполной семье.

Исследования, посвящённые психологии неполной семьи (Т.А. Гурко, А.И. Захаров, В.М. Целуйко, И.Ф. Дементьева, О.М. Здравомыслова, О.М. Арутюнян), послужили основой для выявления социально-психологических особенностей данного типа семьи, способных повлиять на структурно-содержательные компоненты материнства.

Итак, модель «Идеальное материнство» имеет следующую структуру:

- Когнитивный компонент предполагает наличие определённых знаний, представлений об особенностях материнства, способах его проявления в соответствии с культурными нормами, предписаниями общества и учётом индивидуальных особенностей, ценностей и мотивации матерей. Данный компонент включает в себя материнские установки, позиции, отношения, ценности и представления о материнстве.

- Эмоциональный компонент представлен доминирующим эмоциональным фоном, сопровождающим любое взаимодействие с ребёнком и эмоциональной оценкой образа ребёнка, себя и супруга как родителя. Данный компонент состоит из материнских чувств и переживаний.

- Поведенческий компонент непосредственно проявляется в конкретных действиях, поступках матери по отношению к ребёнку. В его состав входят стиль семейного воспитания, материнская ответственность и материнская роль.

На основе модели «Идеального материнства» была предложена модель «Неполного материнства», которое также состоит из трёх компонентов - когнитивного, эмоционального, поведенческого, а вот их содержание существенно изменяется. Эти изменения связаны с необходимостью женщины выполнять функции по воспитанию ребёнка за двоих родителей - традиционно мужские и женские, как это было заложено многовековыми традициями общества, в качестве необходимой составляющей гармонично развитой личности, способной адаптироваться и реализовать себя в социуме.

Прежде всего, меняется представление женщины о материнстве в целом и о себе как о матери, в частности.

Неуверенность в себе женщины, в правильности выбора форм и методов воспитания в одиночку приводит к тому, что очень часто они становятся заложниками стереотипов, принятых в обществе, стараются в основу воспитания заложить проверенные временем культурные традиции, нормы, ценности данного общества, зачастую подходят к этому вопросу неосознанно. Своё эмоциональное отношение к детям, проявляющееся, прежде всего в любви, они не выражают в должной мере, как это делают в полных семьях.

Схематическое изображение моделей представлено на рисунке 1.

«Идеальное материнство» Неполное материнство

Рис 1. Структурно-содержательные модели материнства в полной и неполной семье

К - когнитивный компонент; Э - эмоциональный компонент; П - поведенческий компонент; I - представление о материнстве; II - материнские позиции и установки; III - материнские ценности; IV - материнское отношение; V - материнские чувства; VI - материнские переживания, VII - материнская любовь; VIII - стиль воспитания; IX - материнские роли; X - материнская ответственность; _ < - изменение содержания материнства.

Для установления истинности предложенной модели было проведено исследование, направленное на изучение психологических особенностей материнства в неполной семье. Для исследования были взяты полные и неполные семьи, отличающиеся по полу и возрасту воспитываемых детей.

Экспериментальной базой для исследования стали МОУ «Гимназия № 47», МОУ «СОШ № 46» города Кургана. В опросе приняли участи 100 матерей-одиночек, 100 матерей, состоящих в браке, воспитывающих одного ребёнка. Испытуемые каждой группы также были разделены на 3 подгруппы матерей с детьми разного пола и возраста:

1) мальчики и девочки 6-9 лет (33 человека);

2) мальчики и девочки 10-15 лет (34 человека);

3) юноши и девушки 16-18 лет (33 человека).

В качестве методов исследования были использованы:

1. Батарея психодиагностических методик, включающая в себя

- опросник «Сознательное родительство» М.О. Ермихиной;

- методику «Родительская любовь и симпатия» Е.В. Милюковой;

- методику «Представление об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой, Ю.А. Дяг-теревой;

- методику «Отцовская и материнская воспитательные позиции» Д. Пэйна;

- методику «Позитивные родительские чувства» Е.А. Падуриной;

- методику «Этнопсихологические особенности исполнения родительской роли» Н.П. Мальтинниковой;

- методику «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юс-тицкиса.

2. Методы математической статистики, в частности, подсчёт значения критерия ^Стьюдента.

В результате проведённого исследования пришли к выводу о том, что образ идеального родителя отражается в сознании одинокой матери намного яснее и чётче, по сравнению с матерями, воспитывающими детей в полных семьях 0=2,641; р=0,01), но вот их установки 0=2,64; р=0,01) и позиции 0=2,828; р=0,01), проявляющиеся в особенностях взаимодействия матери и ребёнка выражены намного хуже.

Степень проявления материнской любви 0=2,801; р=0,01), выраженной, прежде всего, в её поступках и действиях по отношению к ребёнку в неполной семье выражена слабее, чем в полных 0=2,057; р=0,01). Возможно, что объяснение данного феномена нужно искать в причине образования данного типа семей, которое и сказалось на отношении к ребёнку. Также важно отметить, что и отношение к отцу ребёнка как к родителю носит более негативный характер, по сравнению с женщинами, состоящими в браке 0=4,185; р=0,01).

Действия и поступки одинокой матери отличаются низким уровнем ответственности (1,969; р=0,01) и осознанности при выборе стиля воспитания 0=3,955; р=0,01). Однако стереотипность 0=1,949; р=0,01) и устойчивость материнской роли 0=2,923; р=0,01) намного выше, чем в полных семьях, что отражается в склонности женщины использовать традиционную для данного общества форму воспитания с учётом национальных и культурных тенденций.

Материнство в неполной семье также имеет гендерную специфику, т.е. зависит от пола воспитываемого ребёнка. Женщины, воспитывающие в одиночку девочек более гибкие и выстраивают своё поведение в зависимости от ситуации, возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей 0=3,287; р=0,01), кроме того они положи-тельнее оценивают себя как родителя в эмоциональном плане, по сравнению с неодинокими матерями 0=2,061; р=0,01). В семье с мальчиками вся система отношений родителей к процессу воспитания отличается меньшей осознанностью, по сравнению с полными семьями, особенно при выборе стиля воспитания 0=2,291; р=0,01). Отношение к супругу как к родителю являются достаточно негативным 0=4,234; р=0,01), что как раз и связано с полом ребёнка, поскольку воспитание будущего мужчины без отца представляется для матери очень тяжёлым процессом. Кроме того, и себя одинокая мать оценивает намного хуже, изначально создавая более негативный образ

идеального родителя, и невозможность реализовать и изменить его в лучшую сторону в реальности 0=2,224; р=0,01).

Сравнительный анализ компонентного состава структуры материнства в разновозрастных выборках матерей показал, что существуют возрастные особенности воспитания в неполных семьях. Женщины, воспитывающие детей младшего школьного возраста в одиночку, основываются, прежде всего, на семейных ценностях 0=4,206; р=0,01), заложенных им в детстве и достаточно позитивном образе идеальной матери, созданном на их основе 0=6,037; р=0,01). Они часто обращаются к опыту собственных родителей, используют поведенческие модели, усвоенные ими в раннем детстве. Главным для них является полноценное развитие ребёнка, в том числе без ущерба для собственного личностного роста.

Обращаясь к эмоциональному компоненту, можно отметить, что биологическая составляющая материнской любви выражена намного слабее, чем в полных семьях 0=2,457; р=0,01). Возможно, это объясняется быстрым взрослением ребёнка и отделением от матери в связи со складывающимися обстоятельствами жизни. Отношение к себе 0=4,419; р=0,01) и супругу как к родителю 0=2,589; р=0,01) также менее позитивно по сравнению с родителями, воспитывающими детей вместе.

Одинокая мать, воспитывающая детей юношеского возраста, оценивает себя как родителя достаточно хорошо, о чем свидетельствуют высокие показатели по созданному образу реального материнства во всех её составляющих (эмоциональный образ идеальной матери t=2,033; р=0,01 когнитивный образ реальной матери t=3,972; р=0,01 эмоциональный образ реальной матери t=2,525; р=0,01 поведенческий образ реальной матери t=5,418; р=0,01). В процессе воспитания с возрастом ребёнка постепенно снижается степень ответственности за своего ребёнка 0=2,672; р=0,01), осознанность в выборе стиля воспитания 0=5,112; р=0,01), позиций 0=2,138; р=0,01), установок 0=2,823; р=0,01), повышается устойчивость 0=2,235; р=0,01) и стереотипность в выполнении материнской роли 0=5,053; р=0,01), отпадает необходимость обращаться к опыту собственных родителей при воспитании детей 0=2,219; р=0,01). Такое изменение в поведении связано с тем, что выработанная система воспитания за долгие годы уже не нуждается в переработке в связи с возрастом ребёнка, который начинает самостоятельно принимать решения и вступать во взрослую жизнь.

К юношескому возрасту существенно изменяется и эмоциональное отношение к ребёнку. Так, материнская любовь 0=3,705; р=0,01) и её поведенческая составляющая 0=4,69; Р=0,01) оказывается выражена намного слабее, чем у матерей, воспитывающих детей того же возраста вместе с супругом. В целом позитивное отношение к ребёнку, основанное на его безусловном принятии, к себе как к родителю, также с возрастом постепенно снижается.

Заметим, что подростковый возраст, воспринимаемый родителями как самый тяжёлый, не фигурирует при описании компонентов материнства, это говорит о том, что особенности воспитания в полных и неполных материнских семьях в данном возрасте ничем друг от друга не отличается.

Единственное отличие выражается в сдвиге родительских установок по отношению к ребёнку в зависимости от его пола. Так, в полных семьях чаще выражено неосознаваемое неприятие матерью ребёнка мужского пола, предпочтении в нем женских, а не типичных мужских качеств, что, в свою очередь, может привести к эмоциональному отвержению ребёнка.

Если обратиться к процентному соотношению компонентов материнства, то окажется, что в структуре материнства вне зависимости от типа семьи и возраста воспитываемых детей преобладает эмоциональный компонент, затем - поведенческий и когнитивный (рис. 2).

§ 60

со н

« я 50

в а £ 40

ё я

I Е 30

о О) * ^ 20

1|10 " о

Возрастные особенности компонентного состава материнства в полной

и неполной семье

Младшие Младшие Подростки из Подростки из Юноши из Юноши из

школьники из школьники из полных семей полных семей неполных семей

неполных полных семей неполных семей семей

П когнитивный компонент

Возраст детей

■ эмоциональный компонент □ поведенческий компонент

Рис. 2. Соотношение процентной доли компонентов структуры материнства в полной и неполной материнской семье с детьми из трёх возрастных групп

Полученные результаты можно объяснить исходя из гендерных, социально-психологических особенностей женщин, которые эмоционально более чувствительны и отзывчивы, по сравнению с мужчинами. Как правило, матери также превосходят отцов в способности к эмпатии, самораскрытию, в результате чего лучше ориентируются в переживаниях своего ребёнка, его внутреннем мире. Большинство более эмоционально выражают своё отношение к ребёнку, используя богатый арсенал вербальных и невербальных средств общения.

Таким образом, материнство в неполной семье - это феномен, проявляющейся в изменении его содержания, а именно снижении степени осознанности материнских позиций и установок; более негативном образе идеальной матери; негативном отношении к отцу ребёнка и снижении степени проявления материнской любви; высоком уровне стереотипности и устойчивости поведения, снижении степени ответственности и осознанности стиля воспитания.

Процентное соотношение структурных компонентов материнства не зависит от возраста и пола воспитываемого ребёнка, а доминирующим из всех трёх компонентов является эмоциональный.

Литература

1. Ермихина, М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно психологических факторов [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / М.О. Ермихина. - Казань, 2004. - 168 с.

2. Жигалин, С.С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / С.С. Жигалин. - Екатеринбург, 2004. - 27 с.

3. Кон, И.С. Ребёнок и общество [Текст] / И.С. Кон. - М. : Наука, 1988. - 270 с.

4. Милюкова, Е.В. Формирование когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов родительской любви [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.В. Милюкова. - Екатеринбург, 2004. - 27 с.

5. Овчарова, Р.В. Психология родительства : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Р.В. Овчарова. - М. : Академия, 2005. - 368 с.

6. Филиппова, Г.Г. Психология материнства [Текст] / Г.Г. Филиппова. - М. : Институт психотрапии, 2002. - 240 с.

7. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эй-демиллер, В. Юстицкис. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.

8. Энциклопедия мысли : сборник мыслей, изречений, афоризмов [Текст] / сост. Н.Я. Хоромин. - М. : ТЕРРА, 1996. - 496 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.