Научная статья на тему 'Психологические типы одиноких матерей'

Психологические типы одиноких матерей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6864
600
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ / ТИПОЛОГИИ МАТЕРИНСТВА / МАТЕРИНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / MOTHER’S RELATION / MOTHERHOOD / SINGLE-PARENT FAMILIES / TYPOLOGY OF MOTHERHOOD / CHILDREN UPBRINGING / CLUCTER ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мягкова М. А.

Рассматриваются психологические особенности взаимоотношений женщины с ребенком в целом и одинокой матери в частности, описанные в классификациях К. Эстес, Г. Клауда, Д. Таунсенда, А. Я. Варга, А. И. Захарова. Приводится разработанная автором типология матерей-одиночек, отражающая когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющую отношения одинокой женщины к материнству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TYPES OF SINGLE MOTHERS

Psychological pecularities of relationships between a woman and a child, in general, and single mother, in particular, which were described in the classifications of K. Estes, G. Klauda, D. Taunsenda, V. Varga, A. Zaharova are discussed. The author’s typology of single mothers reflects a cognitional, emotional, behavioural part of woman’s attitude to maternity.

Текст научной работы на тему «Психологические типы одиноких матерей»

УДК 159.923.3 ББК Ю956

ГСНТИ 15.81.21

Код ВАК 19.00.07

М. А. Мягкова

Кур ган

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОДИНОКИХ МАТЕРЕЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: материнство; неполные семьи; типологии материнства; материнское отношение; воспитание детей; кластерный анализ.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются психологические особенности взаимоотношений женщины с ребенком в целом и одинокой матери в частности, описанные в классификациях К. Эстес, Г. Клауда, Д. Таунсенда, А. Я. Варга, А. И. Захарова. Приводится разработанная автором типология матерей-одиночек, отражающая когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющую отношения одинокой женщины к материнству.

M. A. Myagkova

Kurgan

PSYCHOLOGICAL TYPES OF SINGLE MOTHERS

KEY WORDS: motherhood; single-parent families; typology of motherhood; mother’s relation; children upbringing; clucter analysis.

ABSTRACT. Psychological pecularities of relationships between a woman and a child, in general, and single mother, in particular, which were described in the classifications of K. Estes, G. Klauda, D. Taunsenda, V. Varga, A. Zaharova are discussed. The author’s typology of single mothers reflects a cognitional, emotional, behavioural part of woman’s attitude to maternity.

В

настоящее время отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется тем, что семья представляет собой сложную систему, в которой закладываются основы, оказывающие огромное влияние на всю последующую жизнь личности ребенка. Особого внимания в нашем обществе заслуживает положение неполных материнских семей, и это не случайно, поскольку, во-первых, их численность постепенно увеличивается (на сегодняшний день в России они составляют 30% от общего числа семей) [2]), а во-вторых, они подвержены влиянию большого количества проблем экономического, социального и психологического характера.

Такое незавидное положение неполных семей оказывает влияние на особенности построения отношений внутри семьи между ребенком и единственным родителем. По мнению психологов, чаще всего оно носит негативный, деструктивный характер. Систематизация психологических особенностей взаимодействия и построения взаимоотношений между ребенком и матерью нашла свое отражение в разнообразных типологиях, среди которых можно назвать:

- классификацию межличностных отношений К. Эстес [10], в основе которой лежат женские образы из сказок: «мать-наседка», «сломленная — мать», «мать— ребенок», «сильная мать»;

- деструктивные типы матерей (Г. Клауд и Д. Таунсенд) [10], описывающие особенности построения взаимоотношений с ребенком и их влияния на его

развитие как личности: «мать-

призрак», «мать — фарфоровая кукла», «мать-охотница», «мать-босс», «мать-наседка», «властная мать»;

- типы матерей с различными установками по А. И. Захарову [3]: «Царевна Несмеяна», «Снежная королева», «Спящая красавица», «Наседка», «Вечный ребенок»;

- матери с различными стилями поведения, выделенными А. Я. Варга [1]: спокойная, тревожная, тоскливая, уверенная, властная.

Кроме того, были проанализированы основные ошибки, совершаемые матерью-одиночкой в процессе воспитания детей, которые были позднее сформированы в классификацию Б. И. Кочубея [4]: «Жизнь для ребенка», «Борьба с образом мужа», «Наследственность».

А. С. Спиваковской [9] описаны три вида эмоционального отношения к отцу ребенка, откладывающие отпечаток на формирование его личности: «Мать никогда не говорит об отце», «Мать обесценивает отца в глазах ребенка», «Мать создает объективный образ отца с его положительными и отрицательными качествами».

Таким образом, на сегодняшний день в психологической науке уже разработаны типологии поведения матерей, но к сожалению, они не отражают особенностей отношений в семье без отца. Именно поэтому мы решили создать свою типологию, характеризующую особенности материнского отношения в неполных семьях, поскольку оно оказывает огромное влияние на развитие и

становление личности ребенка. В основе данной типологии лежит разработанная нами структурно-содержательная модель неполного материнства, состоящая из трех компонентов: когнитивного (представление о материнстве, степень осознанности материнского отношения, ценностей), эмоционального (материнские чувства и переживания), поведенческого (материнская роль, осознанность стиля семейного воспитания и материнской ответственности, позиций и установок).

Когнитивный компонент предполагает наличие определенных знаний, представлений об особенностях материнства, способах его проявления в соответствии с культурными нормами, предписаниями общества и учетом индивидуальных особенностей, ценностей и мотивации матерей. Данный компонент включает в себя материнские отношения, ценности и представления о материнстве.

Представление о материнстве являет собой совокупность взглядов, убеждений, представлений матери о системе воспитания в целом и в конкретной ситуации в частности. Оно выражается в конкретно созданном образе идеального и реального родителя с набором личностных качеств, необходимых для воспитания гармоничной и психологически здоровой личности, например, таких, как бескорыстность, доброта, сила, альтруистичность, благоразум-ность, эмпатичность и многие другие.

Материнские ценности семейного воспитания отражают основные убеждения, цели, идеалы и другие мировоззренческие проявления женщины по отношению к семье, детям, процессу воспитания и, конечно, к материнству в целом. Они являются мощным интегрирующим фактором для семейной системы как на уровне взаимодействия супругов, так и на уровне взаимодействия родителей и детей.

Материнское отношение имеет собирательный характер, поскольку, с одной стороны, представляет собой часть личностной сферы женщины, сформированной в процессе воспитания в родительской семье, с другой стороны, зависит от возраста, пола, социального статуса, уровня образования и других социальных характеристик.

Независимо от влияния внешних факторов на формирование представлений о материнстве в индивидуальном плане материнское отношение должно быть сознательно проработано, основываться на общепринятых человеческих ценностях с учетом особенностей семейной ситуации, личностных особенностей членов семьи, стремления родителя к самореализации и самосовершенствованию себя в новой для него

роли.

Эмоциональный компонент представлен доминирующим эмоциональным фоном, сопровождающим любое взаимодействие с ребенком, и эмоциональной оценкой образа ребенка, себя и отца как родителя. Данный компонент состоит из материнских чувств и переживаний.

Материнские чувства включают в себя степень их осознанности, материнскую симпатию, любовь и три ее составляющие — когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Материнская любовь «...рассматривается в качестве психической реальности... субъективная сторона которой дана родителю посредством эмоциональночувственного переживания, связанного с отражением образа ребенка, а объективная выражается в отношении любви родителя к ребенку» [6. С. 7].

Любовь представляет собой одно из главных эмоциональных состояний, проявляющееся у матери по отношению к ребенку, поскольку оно способствует созданию психологического комфорта, необходимого для его нормального развития, поэтому степень ее проявления очень сильно отражается на ребенке:

- эмоционально-чувственный компонент содержит в себе аффективные состояния, эмоции, чувства, проявляющиеся у родителя по отношению к ребенку; благодаря этому компоненту налаживается эмоциональная связь в детско-родительских отношениях;

- когнитивный компонент включает в себя представление родителей о любви и способах ее проявления с учетом индивидуальных особенностей ребенка;

- поведенческий компонент представляет собой реальные проявления данного чувства в поведении родителя. Материнские переживания отражают

эмоциональное состояние женщины по отношению к родительству в целом, к ребенку, к отцу ребенка как к родителю.

Любое переживание матери вне зависимости от его направленности должно нести положительный характер. Чем больше степень его выраженности, тем лучше как для самой матери, так и для развития ребенка.

Поведенческий компонент непосредственно проявляется в конкретных действиях, поступках матери по отношению к ребенку. В его состав входят стиль семейного воспитания, материнская ответственность, позиции, установки и материнская роль.

Выполнение материнской роли основано на преобладании одного из видов идентичности:

- культурного, при котором родитель

воспитывает своих детей, строго ориентируясь на принятые в его культуре нормы и традиции;

- социального, в котором главной ценностью для родителя является развитие ребенка и собственной личности, основанное на жизненных интересах и связанное с обеспечением благополучного будущего;

- личностного, основанного на индивидуальной мотивации родительства, воспринимаемого как один из способов самореализации личности.

Также для нее важны такие характеристики, как:

- устойчивость, которая говорит о приоритетности данного вида роли над всеми другими социальными ролями и нежелании от нее отказываться;

- стереотипизация, которая выражается в стремлении матери осуществлять процесс воспитания в соответствии с достаточно упрощенным и схематичным представлением о выполнении родительских функций, сложившемся в обществе;

- внезапность перехода к исполнению материнской роли, отражающаяся в степени значимости и плановости материнства в системе жизненных ценностей одинокой матери;

- присвоение примера родителя, предполагающего использование способов, приемов, методов и форм воспитания, использованных, в свою очередь, в родительской семье.

Материнская ответственность выражена в высоко развитом чувстве долга, распространяющемся на все сферы семейной жизни: уход за ребенком, кормление, забота о его здоровье, обучении, воспитании, материальном обеспечении и др. Степень ее проявления будет зависеть от системы ценностей человека, взглядов на жизнь, условий формирования и зрелости личности. Для женщины ответственность заключается прежде всего в создании благоприятной атмосферы в доме, душевного комфорта, но чрезмерное ее проявление может выражаться в повышенной тревожности за ребенка или гиперопеке, что не всегда положительно сказывается на нем.

Стиль воспитания отражает всю совокупность способов и приемов общения матери и ребенка.

Материнская установка является сознательной (бессознательной) оценкой ребенка, его поведения, личностных особенностей, которые существенно влияют на выстраивание взаимоотношений с ним в будущем.

Материнская позиция — это созна-

тельно проработанная система отношений женщины к процессу воспитания детей, отражающаяся в конкретных действиях и поступках.

Экспериментальной базой нашего исследования стали МБОУ «СОШ №46», МБОУ «Гимназия №47» г. Кургана. В опросе приняли участие 100 матерей-одиночек, воспитывающих одного ребенка в возрасте от 6 до 18 лет.

В качестве методов исследования были использованы:

1. Пакет психодиагностических методик, включающий в себя:

- опросник «Сознательное родительство» М. О. Ермихиной [7];

- методика «Родительская любовь и симпатия» Е. В. Милюковой [Там же];

- методика «Представление об идеальном родителе» Р. В. Овчаровой, Ю. А. Дягте-ревой [Там же];

- методика «Позитивные родительские чувства» Е. А. Падуриной [8];

- методика «Этнопсихологические особенности исполнения родительской

- роли» Н. П. Мальтиниковой [5];

- методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юс-тицкиса [11].

2. Статистическая обработка результатов осуществлялась на основе кластерного анализа, параметрами для которого выступали ответы испытуемых по следующим шкалам опросников: «осознанность родительских (материнских) позиций»; «осознанность родительской (материнской) ответственности»; «сознательность родительских (материнских) установок и ожиданий»; «осознанность семейных ценностей»; «осознанность стиля семейного (материнского) воспитания»; «осознанность (материнского) родительского отношения»; «эмоционально-чувственный компонент материнской любви»; «когнитивный компонент материнской любви»; «поведенческий компонент материнской любви»; «представление об идеальном родителе»; «представление о реальном родителе (матери)»; «родительская (материнская) любовь»; «позитивные чувства к себе как к родителю (матери)»; «позитивные чувства к родительству (материнству) в целом»; «позитивные чувства к ребенку, обусловленные его достоинствами и достижениями»; «позитивные чувства к ребенку, основанные на безусловном принятии»; «позитивные чувства к супругу как к родителю» (отражающие разную степень проявления чувств от негативного до позитивного в зависимости от степени выраженности полученных значений); «культурный аспект материнской идентичности»; «устойчивость

родительской (материнской роли)»; «присвоение примера родителя»; «гиперпротекция», «гипопротекция», «потворствование»; «игнорирование потребностей ребенка»; «чрезмерность требований-обязанностей»; «чрезмерность требований-запретов»; «недостаточность требований-запретов»; «чрезмерность санкций»; «минимальность санкций».

Матрица сходства квадратов Евклидовых расстояний, построенная по результатам ответов на пункты опросников, была подвергнута процедуре иерархического аг-ломеративного кластерного анализа с использованием метода межгруппового связывания для объединенных кластеров.

В результате проведенного математического анализа были выделены три типа ма-терей-одиночек.

«Позитивная мать». Она высоко оценивает себя как родителя, характеризуя с положительной стороны свои личностные качества, необходимые для воспитания ребенка. Об этом свидетельствую значения таких показателей, как «когнитивный образ идеальной матери» (41,00)1, «эмоциональный образ идеальной матери» (44,00), «поведенческий образ идеальной матери»

(44.00), «когнитивный образ реальной матери» (44,00), «эмоциональный образ реальной матери» (44,00), «поведенческий образ реальной матери» (40,00). Она очень хорошо оценивает и отца ребенка как родителя (23,00), не испытывая к нему негативных эмоций, несмотря на положение одинокой матери. Любовь к ребенку основана прежде всего на его безусловном принятии со всеми его недостатками и достоинствами

(23.00). Из всех компонентов материнской любви больше всего выражены ее эмоциональная (7,00) и поведенческая составляющие (7,00), свидетельствующие о том, что только действия и поступки, основанные на возникающих у матери эмоциях, способны доказать истинность чувств по отношению к ребенку. Значение показателя «гиперпротекция» (6, 00) еще раз доказывает то, что данный тип матерей уделяет ребенку много времени и сил. Для них воспитание ребенка является одной из главных целей в жизни.

«Сознательная мать». Высокая степень осознанности ценности семьи является одной из главных особенностей данного типа матерей (25,09). Это свидетельство того, что создание семьи, рождение и воспитание детей всегда входило в систему ее жизненных планов. Даже в ситуации одинокого материнства она не перестает быть верной данному принципу, поскольку ее отношение к материнству, несмотря ни на

что, носит позитивный характер (22,12). Кроме этого, у нее хорошо проработана вся система отношений к процессу воспитания детей, которая отражается прежде всего в ее поступках и действиях (24,00). Развитое представление данной категории матерей о родительской любви (22,00), способах и возможностях ее проявления также способствует выстраиванию адекватного родительского отношения к своему ребенку (24,78).

«Традиционная мать». Она воспитывает своих детей, ориентируясь прежде всего на принятые в обществе нормы и традиции (1,00). У нее нет четкого представления о материнской любви, о том, какой она должна быть, в каких формах проявляться (2,91), но она не стесняется этого, стараясь выразить ее во множествах проявлений. Степень выраженности личностных качеств родителя и особенности поведения, характеризующая образ «реальной» матери, является самой низкой из всех типов одиноких матерей: «когнитивный образ реальной матери» (11,39), «эмоциональный образ реальной матери» (10,70), «поведенческий образ реальной матери» (6,48). Это свидетельствует о том, что она не дает высокой оценки своим качествам и не стремится ее изменить, поскольку они полностью ее устраивают: «когнитивный образ идеальной матери» (6,09), «эмоциональный образ идеальной матери» (6,48), «поведенческий образ идеальной матери» (7,57). Отца ребенка, как и себя, она оценивает достаточно негативно, испытывая к нему далеко не положительные чувства (13,00). Кроме того, данный тип матерей старается не ограничивать свободу ребенка, предъявляя ему минимум требований. Существующие запреты ребенок легко нарушает, зная, что отчитываться перед мамой все равно не придется, поскольку ему фактически все позволено (значение показателя «недостаточность требований-запретов» — 3,50).

Таким образом, в результате проведенного исследования были описаны психологические особенности взаимоотношений матери-одиночки с ребенком, отражающиеся в типологии, состоящей из трех групп матерей («Позитивная мать», «Сознательная мать», «Традиционная мать»), каждая из которых отличается определенной спецификой поведения.

1 Значения кластерных центров.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВАРГА А. Я. Структура и типы родительского отношения : дис. ... канд. психол. наук. М., 1996.

2. ДАНИЛОВА С. С. Одинокое материнство в общественном мнении // СОЦИС. 2009. №5.

3. ЗАХАРОВ А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. Л. : Медицина, 1978.

4. КОЧУБЕЙ Б. И. Мужчина и ребенок. М. : Знание, 1900.

5. МАЛЬТИНИКОВА Н. П. Этнопсихологические особенности формирования родительства в поли-культурной среде (на примере казахских, татарских, русских семей) : дис. ... канд. психол. наук. Курган, 2005.

6. МИЛЮКОВА Е. В. Формирование когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов родительской любви : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2004.

7. ОВЧАРОВА Р. В. Психология родительства : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2005.

8. ПАДУРИНА Е. А. Развитие позитивных родительских чувств как фактор коррекции самооценки дошкольников : дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2008.

9. СПИВАКОВСКАЯ А. С. Как быть родителем. М. : Педагогика, 1986.

10. ЩУКИНА А. Г. Психосоциальные основы формирования материнства на современном этапе // Мир психологии. 2005. №2.

11. ЭЙДЕМИЛЛЕР Э. Г., ЮСТИЦКИС В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб. : Питер, 2000.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Р. В. Овчарова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.