Научная статья на тему 'ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН'

ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3316
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОДИТЕЛЬСТВО / PARENTING / PARENT-CHILD RELATIONS / МАТЕРИНСТВО / MOTHERHOOD / ОТЦОВСТВО / FATHERHOOD / ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / CONSCIOUS PARENTING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федорова Юлия Александровна, Хахлова Ольга Николаевна

В статье представлен современный взгляд на проблему детско-родительских отношений, обозначены понятия «родительство», «материнство», «отцовство». Предпринята попытка уточнить сущность и содержание понятия «осознанное родительство», выделить основополагающие конструкты данного феномена. Представлены результаты эмпирического исследования сформированности основных компонентов осознанного родительства на примере слушателей дополнительной общеразвивающей программы для родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSCIOUS PARENTING AS PSYCHO-PEDAGOGICAL PHENOMENON

The article presents a modern view on the problem of parent-child relationships denoted by the concept of "parenthood", "motherhood", "fatherhood". An attempt is made to clarify the nature and content of the concept "conscious parenthood", to highlight the basic constructs of the phenomenon. Presents the results of empirical research of formation of basic components of conscious parenting for example, listeners generally developing additional programs for parents.

Текст научной работы на тему «ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН»

Ю.А. Федорова, О.Н. Хахлова

ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Ключевые слова: родительство, детско-родительские отношения, материнство, отцовство, осознанное родительство.

Аннотация: В статье представлен современный взгляд на проблему детско-родительских отношений, обозначены понятия «родительство», «материнство», «отцовство». Предпринята попытка уточнить сущность и содержание понятия «осознанное родительство», выделить основополагающие конструкты данного феномена. Представлены результаты эмпирического исследования сформированности основных компонентов осознанного родительства на примере слушателей дополнительной общеразвивающей программы для родителей.

Семья как основной институт воспитания несет ответственность за социальное воспроизводство населения и за воссоздание определенного образа жизни. Это микромодель общества, которая стимулирует выработку системы социальных установок и формирование жизненных планов. Последние исследования социологов, психологов и педагогов свидетельствуют о кризисе семьи на микро- и макроуровнях.

Одним из путей выхода из данного кризиса является подготовка семьи к выполнению родительских функций. В российском обществе констатируется ряд острых проблем, связанных с нарастающей девальвацией ценности семейного образа жизни, рождения и воспитания детей. Целенаправленное воздействие на пространство современной семьи для формирования «осознанного», «ответственного», «компетентного», «просвещенного» родительства осуществляется посредством реализации федеральных, региональных, муниципальных целевых программ и проектов.

Постепенный переход от преимущественно общественных форм воспитания к семейным, увеличивает нагрузку и ответственность родителей перед детьми, что актуализирует внимание исследователей к изучению феномена родительства. В советский период для успешного родительства было вполне достаточно стихийных педагогических знаний, однако на сегодняшний день поколению родителей требуется более глубокая рефлексия собственной воспитательной роли и родительских ресурсов. Это продиктовано множеством неблагоприятных факторов социально-экономического характера, что обусловливает необходимость роста родительской ресурсности и компетентности.

В современных изменившихся условиях социально-экономической жизни взрослый человек тратит много времени и сил на профессиональную деятельность, на улучшение материального положения. Все меньше времени остается на взаимодействие с собственными родителями и детьми. Бабушки и дедушки не всегда являются «носителями мудрости» в воспитании детей, у молодых родителей в приоритете такой источник информации, как Интернет, группы «мамочек» в социальных сетях, внушительное количество «бытовой» литературы и развлекательно популярных СМИ. Утрачиваются традиции, изменяются ценности, что отражается на молодом поколении, на системе семейного воспитания.

Определенные изменения произошли и в потребностях родительства. На наш взгляд, они вызваны изменениями в прокреационной мотивации, то есть совокупностью побуждений, приведших к рождению ребенка. Основой изменения этих побуждений явились такие обстоятельства, как: серьезные сбои в механизме социального управления рождаемостью, вызванные современным экономическим состоянием государства; изменение духовных запросов семьи, являющееся следствием социального и культурного развития социума. Проблемы обсуждения вопросов родительства, программы подготовки будущих родителей, сопровождения семьи на различных стадиях ее становления являются актуальными для различных научных сообществ.

В отечественной науке этот вопрос активно обсуждается в работах А.И. Антонова, А.Я. Варга, В.Н. Дружинина, Р.Ж. Мухамедрахимова, Л.Ф. Обуховой, А.С. Спиваковской,

16

пепагогичсский журнал Башкортостана N 6(7з). яо17

sssssg§§§§ss§ss§sss§§sss£ проблемы современной психологии и пеапгогини

В.В. Столина, О.А. Шаграевой, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллера и др. Концепция родительства как психологического феномена рассмотрена Р.В. Овчаровой. На особенностях проявлений отцовства акцентирует внимание И.С. Кон в книге «Этнография родительства. Родительство как социокультурный феномен». К проблеме материнства обращаются многие исследователи, такие, как: В.И. Брутман, В.А. Рамих, Н.В. Самоукина, М.С. Радионова, О.Р. Ворошнина, Г.Г. Филиппова и др. [1; 2; 4; 6; 8].

С точки зрения обыденного сознания родители - главные и естественные воспитатели ребенка. Их поведение обусловлено инстинктивной потребностью в продолжении рода. Отсутствие или неразвитость родительских чувств рассматривается как нарушение этой универсальной биологической потребности и социально-нравственной нормы. Современные житейские представления по данному вопросу не являются универсальными, следовательно, родительство, как мы его сегодня понимаем, - продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития. Осознание и принятие роли родителя предполагает понимание своей ответственности и влияния, которое он оказывает на ребенка. Переживания и чувства ребенка являются ключевыми в осознании родительской позиции.

В научных исследованиях родительство представлено как сложный и многогранный феномен и трактуется по-разному. С позиций философской науки в родительстве исследуется ценность детей и семьи как общественного явления. Социология рассматривает родительство как категорию, представляющую собой устойчивое эмоционально насыщенное взаимодействие реальных или потенциальных родителей, связанное с рождением и воспитанием детей и характеризующееся соответствующим поведением мужчины и женщины. В демографии исследуются вопросы о человеческой мотивации к воспроизводству. Педагогика в исследовании феномена родительства рассматривает воспитание как воздействие на поведение ребенка с целью его социализации. Психологией родительство рассматривается как многогранный феномен, существующий на двух уровнях: как сложное комплексное субъективно-личностное образование и как надындивидуальное целое, которое, как правило, является совокупным, включающим двух человек - отца и мать. Эти уровни являются уровнями формирования родительства. Качественной границей, их разделяющей, является рождение ребенка [4; 6].

Г.Г. Филипповой подчеркивается, что родительство - это не только «часть личностной сферы женщины и мужчины, но и системное образование, включающее потребности, ценности, мотивы и способы их реализации, а также систему детско-родительских взаимодействий и семейной педагогики» [6, 28].

Нам близко определение, данное Р.В. Овчаровой, где родительство представляет собой «интегральное психологическое образование личности (отца / матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания» [4, 218].

В процессе формирования родительство является неустойчивой структурой, что обусловлено последовательным процессом образования его отдельных компонентов. На начальном этапе возникает достаточно большое количество противоречий между родителями, периодически возникают конфликтные ситуации, что приводит к динамичности структуры (по сравнению с развитой формой родительства). Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, которые являются психологическими формами проявления родительства.

Основу когнитивного компонента составляют: знание родительских функций, представление о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, осознание

пеппгогичесмнй журнпл апшнортостпнп ы 6(73). аоп вэзшаэ

родственной связи с детьми, образ и представления о собственном ребенке, знания основ семейного воспитания, образ супруга как родителя.

Эмоциональный компонент представляет собой субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.

Содержание поведенческого компонента представляет собой деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом(ой), как родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.

В содержании данной темы целесообразно рассмотреть такие понятия, как отцовство и материнство. Большая часть исследований родительства сопряжена с изучением такого психосоциального феномена, как материнство. Оно рассматривается с двух основных позиций - обеспечение условий для развития ребенка и часть личностной сферы женщины. Отцовству же посвящено значительно меньше исследований. Четкое разделение родительского отношения, на отцовское и материнское можно обнаружить в трудах Э. Фромма. Материнскую любовь он представляет, как безусловную по своей природе, где мать любит своего ребенка просто потому, что он есть и это ее дитя. Для возникновения материнской любви не нужно никаких условий, выполняемых ребенком. Любовь отца руководствуется принципом «Я люблю тебя, потому что ты оправдываешь мои надежды, потому что ты исполняешь свой долг, потому что ты похож на меня» [7, 213].

Существует много подходов к пониманию и выделению факторов, определяющих готовность к осознанному родительству. Условно их можно разделить на внешние и внутренние. Первые обусловлены совокупностью внешних влияний, внутренние факторы - это особенности личности, индивидуальность человека.

Внешние общественные факторы в формировании родительства, дающие отправную точку, задают для семьи определенные образцы родительского взаимодействия. Они преломляются через особенности личности обоих супругов, их ценностно-мотивационную сферу, опыт, полученный в родительской семье, что является началом становления родительства в каждом конкретном случае.

Ключевой категорией в исследовании феномена «родительство» с позиций психологической науки является «осознанное родительство» (Р.В. Овчарова, М.О. Ермихина, Е.Г. Смирнова). В качестве основных характеристик авторы выделяют: высокую степень осознания отцом и матерью семейных ценностей, установок, ожиданий, позиций, чувств, родительского отношения и ответственности; понимания себя, своих реакций, мотивов родительского поведения, ценностей; понимание своего супруга, его реакций и мотивов семейного поведения; осознание своего родительского единства [4; 9; 10]. Создание полноценных условий для развития ребенка выступает ведущей целью осознанного родительства. Однако функция родителя сопряжена и с необходимостью постоянного саморазвития, формирования новых способов деятельности, обновления своих представлений о ребенке (его возможных актуальных интересах, переживаниях и т. д.) по мере его роста.

В целом, «осознанное родительство» в психологическом дискурсе, рассматривается как идеальный вариант реализации себя личностью в материнстве или отцовстве. По мнению Е.Г. Смирновой, «осознанное родительство - интегральное психологическое образование личности отца и / или матери; оно представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания» [10, 6].

«Осознанное родительство», прежде всего, характеризуется активной, избирательной позицией отца и матери в отношении выбора ими оздоровительных,

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и педагогики

коммуникативных, воспитательных, образовательных практик. В противопоставлении данному понятию выступает пассивная или инфантильная родительская позиция, недостаточная сформированность у родителей установок, позиций и ценностей в отношении ребенка, спонтанность и неразборчивость в способах общения и приемах воспитания, низкая готовность к принятию ответственности за последствия воспитательных воздействий.

Сущность формирования осознанного родительства в семье заключается в становлении целостной структуры родительства, установлении устойчивых связей между ее структурными компонентами, в полноценном проявлении когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей каждого структурного компонента родительства. Формирование родительства - это оформление его в виде определенного стиля родительского поведения и его совершенствование в процессе взаимодействия родителя с ребенком. Как интегральная структура личности отца и / или матери, родительство представлено на трех различных уровнях - осознаваемом, слабоосознаваемом, неосознаваемом [9].

На основе теоретического анализа в содержании осознанного родительства можно выделить следующие качественные характеристики:

• устойчивость семейных ценностей, родительских позиций и стиля воспитания;

• адекватность установок и ожиданий родителя;

• ассертивность чувств и проявлений родительского отношения;

• принятие родительской ответственности и бережное отношение к семье и своей роли в ней;

• позитивное восприятие своих личностных особенностей и реакций;

• осознание мотивов родительского поведения;

• понимание и принятие своего супруга, его реакций и мотивов поведения;

• активная жизненная позиция отца и матери, стремление к саморазвитию;

• конструктивные мотивы выбора супруга и создания семьи;

• осознанное зачатие и подготовка к нему, здоровая и счастливая беременность;

• подготовка к родам как естественному процессу, роды в спокойной и защищенной обстановке;

• осознанный подход к физическому уходу и развитию ребенка;

• активное влияние на пространство, в котором живет ребенок, - экология, круг общения, информационная среда;

• ответственный подход к обучению и воспитанию: собственный пример, выбор видов обучения.

В эмпирическом исследовании, целью которого было определение сформированности компонентов осознанного родительства, приняли участие 15 семей, имеющих детей или планирующих стать родителями в возрасте от 23 до 63 лет. Первоначальная диагностика была проведена в рамках организованной группы слушателей дополнительной общеразвивающей программы для родителей на базе Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы.

По результатам количественной обработки шкал по опроснику «Сознательное родительство» Р.В. Овчаровой, М.О. Ермихиной, наиболее высокие значения средних показателей получены по шкалам «Родительская ответственность» - 26,4 и «Родительское отношение» - 26,6 из 30 возможных баллов. На втором месте - шкалы «Стиль семейного воспитания» и «Родительские чувства». Минимальное среднее значение получено по шкале «Родительские установки и ожидания» - 21,2 балла. В том числе у двух пар данный показатель не превышает 15 баллов. В данной шкале сравнивались роли, которые каждый из супругов приписывает второму, а также представление о количестве детей и ожидания о

пеппгогичесмнй журнпл апшнортостпнп ы 6(73). аоп вэзшаэ

взаимодействии в семье. Родительские установки часто подвержены социальным стереотипам и строятся не на личностных и семейных предпочтениях, а диктуются социальными нормами.

В целом, количественный анализ полученных данных выявил достаточно высокий уровень осознанности в понимании родительства, сумма баллов от 147 до 191, из 210 возможных. Исследование показало, что уровень осознанности родительства не увеличивается с возрастом супругов, самая возрастная пара (№10) - 63 и 52 года - продемонстрировала относительно низкие баллы - 151,5 и 152,5.

В процессе диагностики проанализированы роли, которые супруги приписывают себе и своему партнеру в семейных отношениях. Женщины наиболее часто для себя выбирают роль жены, женщины, хозяйки, семейного доктора, матери, советчика; для супруга предпочитают роли мужа, добытчика, хозяина, заступника, друга и отца. Следует отметить, что роль отца и матери не выбрали для себя и для партнеров около трети женщин.

Мужчины наиболее часто для себя выбирали роли мужа, добытчика, мужчины, заступника и друга, для супруги - роли жены, матери, кормилицы, эмоционального лидера, советчика, хозяйки. Таким образом, представления о семейных ролях имеют некоторые расхождения, кроме того, у части женщин и мужчин нет сформированного представления о своей роли и роли партнера как родителя.

Данная методика носит диагностический, а также мотивационно-развивающий характер. Результаты диагностики позволяют более глубоко рассмотреть и обсудить с семьями вопросы стереотипов в родительской позиции, семейные роли, готовность каждого из супругов к появлению ребенка в семье.

С помощью методики Р.В. Овчаровой, Н.П. Мальтиниковой «Исследование принятия и исполнения родительской роли» [5, 290] определена сформированность родительской роли по нескольким параметрам, в том числе уровень стереотипизации в выполнении родительских функций, уровень устойчивости родительской роли -приоритетность данной роли над другими, степень присвоения примера родителей -обращение к опыту собственных родителей, внезапность перехода к исполнению родительской роли - плановость родительства в системе жизненных целей. Оценивались степень выраженности культурного, социального и личностного аспекта родительской идентичности, то есть насколько человек в выполнении своей родительской функции ориентируется на принятые в культуре нормы и предписания, на фундаментальные жизненные интересы или на родительство как способ самореализации личности.

В исследовании приняли участие 10 человек, имеющие опыт воспитания детей; из них 3 семейные пары, а также женщины и мужчины, имеющие детей от предыдущих браков.

Были получены следующие результаты:

Семья 1. Родительская роль ориентирована на воспитание детей в рамках нормы и предписания определенной культуры, передачу культурных и семейных традиций. При этом родительская роль еще не сформирована по всем другим показателям.

Семья 2. Воспитание в данной семье строится на принятии культурных норм и традиций, важным является развитие детей. При этом пример собственных родителей обоими супругами оценивается как отрицательный, есть стремление к изменениям.

Семья 3. Продемонстрировала низкий уровень раннего усвоения родительской роли, остальные показатели средние, преобладает культурная идентификация.

Участница 1. Высокие показатели всех параметров, преобладает социальная и индивидуальная идентичность.

Участница 2. Низкий уровень принятия примера родителей, родительская ответственность и внезапность перехода к родительской роли, культурная идентичность.

Участница 3. Высокие показатели всех параметров, социальная и индивидуальная идентичность.

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и пеапгогики

Участник 4. Высокие показатели исследуемых параметров, социальная идентичность.

Результаты данной методики показали, что усвоение родительской роли не всегда сопровождается принятием примера собственных родителей. Часто на когнитивном и эмоциональном уровне супруги оценивают собственный детский опыт как негативный и стараются его не транслировать в воспитании своих детей. При этом высокий уровень стереотипности и преобладание культурной и социальной идентичности подтверждает применение норм и принципов воспитания, принятых в культуре и социуме. В то время как высокий уровень принятия и исполнения родительской роли демонстрируют участники с преобладанием индивидуальной идентичности.

Участникам исследования была предложена методика Р.В. Овчаровой и Ю.А. Дегтяревой «Представление об идеальном родителе». Цель методики заключалась в выявлении представлений об идеальном родителе [5, 79].

Когнитивный аспект содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители. На рисунке 1 видно, что количественно когнитивный аспект не превышает 30 баллов из 54 возможных, при этом у мужчин показатель значительно ниже, чем у женщин. При широком и разнообразном доступе к различной информации у родителей отсутствует достаточно сформированное представление о способах взаимодействия с ребенком.

Когнитивный аспект ОС

35 ЗП П

30 <0 ° 25 П п

* 25 П " п П Ю 20 г, П

О 20 п <0 и 1 Ц 1

<и 15 1 10 О с 5 (1 _ П 1 ... ■■ll.il

ММШВММН 111111111

п

0 Женщины Мужчины

Рис.1. Результаты диагностики по методике Р.В. Овчаровой и Ю.А. Дегтяревой «Представление об идеальном родителе»: когнитивный аспект

Эмоциональный аспект включает в себя оценки и суждения о различных типах родительского отношения, а также доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий поведенческие проявления родительского отношения.

Распределение диаграммы демонстрирует, что в этом аспекте самые низкие показатели из трех диагностируемых, но у мужчин они аналогичны с результатами женщин (рис.2).

пеппгогичесмнй журнпл спшнортостпнп н 6(73). soi 7 sissgss

25

m

О е; е; (б ю

0 m

I-

<j

01 т s е; о sc

20

15

10

Эмоциональный аспект

5

Женщины

Мужчины

0

Рис.2. Результаты диагностики по методике Р.В. Овчаровой и Ю.А. Дегтяревой «Представление об идеальном родителе»: эмоциональный аспект

Поведенческий аспект представляет собой формы и способы поддержания контакта с ребенком, формы контроля, воспитание взаимоотношений путем определения дистанции общения.

Поведенческий аспект

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60

m

О е; е; (б ю

о m

I-

и

е

т

и

е; О

50

40

30

20

10

п

п - г п

1 1

1

Женщины

Мужчины

0

Рис.3. Результаты диагностики по методике Р.В. Овчаровой и Ю.А. Дегтяревой «Представление об идеальном родителе»: поведенческий аспект

В среднем значении мы получили данные о том, что каждый из аспектов имеет невысокое значение, наиболее ярко и у мужчин и у женщин выражен поведенческий аспект, также и среди мужчин и среди женщин наиболее низким оказался эмоциональный аспект. Сравнивая данные по всем трем компонентам осознанного родительства, можно отметить,

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и пеапгогики

что в целом у мужчин более низкие показатели, чем у женщин. В качестве характеристик идеального родителя, были отмечены следующие: воспитывающий ребенка, отдохнувший родитель, опекающий, хвалящий и балующий своего ребенка, слушающий, помогающий, родитель который не ограничивает свободу и не вмешивается в жизнь ребенка.

Завершающими в эмпирическом исследовании были проективные методики «Карта семейных ресурсов» и «Социальный атом». Результатами работы по данным методикам стало графическое представление ресурсов своей семьи и анализ взаимодействий каждого из участников. Основой для своей семьи чаще всего отмечали любовь и взаимопонимание. То, что помогает в воспитании детей, - это традиции и духовные ценности, здоровье, жизнерадостность, терпение, хорошее настроение. Поддерживают семью чаще всего родители и друзья; мешают - страх, недостаток времени, интенсивный график работы, возраст, финансовые проблемы. Большая часть семей отметили, что являются друг для друга источником сил и ресурсов.

В методике «Рисунок социального атома» предлагалось оценить свое окружение и взаимоотношения. Кто несет положительные эмоции? Кто является источником отрицательных эмоций? Какое место в окружении занимает супруг(а)? Какое место в рисунке каждого из супругов занимает ребенок? Обсуждение данной методики проводилось в групповой форме, высказывались желающие. При интерпретации особое внимание обращалось на место ребенка в системе взаимоотношений.

В заключение можно сделать следующие выводы. Семья как социальная система на современном этапе развития общества претерпевает ряд структурных, функциональных и смыслообразующих изменений. Родительство как ключевое понятие в семейной системе не может рассматриваться изолированно. В условиях кризиса образовательной системы, общественные институты воспитания не реализуют социализирующих функций, оставляя родителей наедине с возрастающими требованиями государства и общества к формированию личности ребенка. Это обусловливает поиск новых форм актуализации родительских ресурсов.

Феномен родительства изучается гуманитарной наукой и трактуется достаточно широко: от любых форм взаимодействия мужчины и женщины, связанных с появлением ребенка, до сложного комплексного субъектно-личностного образования, характеризующего ценностное отношение к ребенку. Именно последняя трактовка демонстрирует основные подходы психологической науки к пониманию феномена родительства и находит свое отражение в понятии «осознанное родительство», которое представлено как интегральная характеристика, включающая в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Проведенное нами эмпирическое исследование подтвердило неравномерность сформированности компонентов осознанного родительства у респондентов в независимости от наличия собственных детей и опыта их воспитания. Таким образом, «осознанное родительство» не формируется автоматически с появлением ребенка, а проявляется в процессе овладения родительскими компетенциями и зависит от мотивации, личностных ресурсов и собственного детского опыта.

Эффективными способами формирования у семьи осознанного отношения к родительству могут стать дополнительные занятия на базе семейной педагогики, психологии, этики, социологии и философии. Содержание программ занятий должно включать: тренинги, тематические лектории по обсуждению проблем детско-родительских отношений, коррекцию собственных отношений с родителями с целью принятия родительской роли. Главная задача данных занятий - актуализация размышлений о своей роли родителя и обеспечение семьи достаточным уровнем знаний и умений для осознанного выполнения родительской функции.

пеппгогичесмнй журнпл спшнортостпнп н 6(73). soi 7 sissgss

1. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия [Текст] / А.Я. Варга. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. -

352с.

2. Кон, И.С. Мальчик - отец мужчины [Текст] / И.С. Кон. - Москва : Время, 2009. - 709с.

3. Овчарова, Р.В. Материнство в неполной семье [Текст] / Р.В. Овчарова, М.А. Мягкова. - Курган : КГУ, 2014.- 356с.

4. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен [Текст] / Р.В. Овчарова. - Москва : Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

5. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. - Москва : Изд-во Института психотерапии, 2003. - 319с.

6. Филиппова, Г.Г. Психология материнства [Текст] / Г.Г. Филиппова. - Москва : Изд-во Института психотерапии, 2002. - 240с.

7. Фромм, Э. Исскуство любить [Текст] / Э.Фромм. - Москва : изд-во «АСТ», 2014. - 221с.

8. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - Санкт-Петербург :Питер, 2008. - 693с.

9. Ермихина, М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов [Текст] : автореф. ... канд. псих. наук / М.О. Ермихина. - Казань, 2004. - 18 с.

10. Смирнова, Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье [Текст] : автореф. ... канд. псих. наук / Е.Г. Смирнова. - Курган, 2008. - 22с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.