®
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И САМООБРАЗОВАНИЕ
www.volsu.ru
UDC 378.016:81'243 Submitted: 10.04.2024
LBC 74.480.26 Accepted: 20.05.2024
INTERNAL AND EXTERNAL MOTIVATION FOR STUDYING A FOREIGN LANGUAGE IN NON-LINGUISTIC STUDENTS OF UNIVERSITY
Elena A. Kurchenkova
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Abstract. The article describes the features of motivation for learning a foreign language among non-linguistic first-year students at a classical university. External motivation associated with duty, responsibility, and understanding of the significance of the acquired profession for the whole society, as well as internal motivation associated with the desire of students to occupy a certain profitable and prestigious position in the future and decent remuneration for their work, are considered in the work. The purpose of this article is to describe and analyze the results of the study, where the content and features of the motivation of first-year students to learn a foreign language were identified. The author made up and conducted a remote survey, which included statements about various motives that encourage students to study a foreign language at a university. The sample consisted of 85 randomly selected students studying at two institutes of Volgograd State University. When the responses to the survey were received, they showed a greater degree of internal motivation for students' educational activities when studying a foreign language at a university. As a result of a comparative analysis, it was discovered that students with prevailing internal motivation have a higher level of foreign language proficiency than students with predominant external motivation.
Key words: motivation, motive, teaching English, educational activities, non-linguistic areas of training.
УДК 378.016:81'243 Дата поступления статьи: 10.04.2024
ББК 74.480.26 Дата принятия статьи: 20.05.2024
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБУЧЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА
Елена Анатольевна Курченкова
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Целью статьи является описание и анализ результатов исследования, основанного на классификации реакций на утверждения онлайн-опроса, связанного с изучением мотивации студентов первого курса университета к изучению иностранного языка. Автор приводит характеристику внутренней и внешней мотивации, выделяет особенности мотивации изучения иностранного языка у студентов. В работе описываются внешние мотивации, связанные с такими понятиями, как чувство долга, высокая степень ответственности личности, а также внутренние виды мотиваций, связанные со стремлением студентов занять более престижное положение в обществе. Автором был составлен и проведен в дистанционном режиме опрос, включающий в себя утверждения о различных мотивах, побуждающих студентов изучать учебную дисциплину «Иностранный язык» в вузе. Выборку составили 85 студентов, обучающихся в двух институтах Волгоградского го государственного университета, отобранных случайным образом. В итоге был получен массив ответов на опрос, показавший, что внутренняя мотивация является доминирующей для студентов при изучении иност-<С ранного языка в вузе. В результате сравнительного анализа выявлено, что студенты с выраженной внутрен-® ней мотивацией имеют более высокий уровень владения иностранным языком, чем студенты с преобладаю-g щей внешней мотивацией. В статье предлагается ряд методических приемов, которые могут способствовать g развитию положительной мотивации к изучению иностранного языка у студентов.
^ Ключевые слова: мотивация, мотив, обучение английскому языку, учебная деятельность, неязыковые * направления подготовки.
Введение
В современном процессе обучения в высшей школе большое значение приобретает изучение мотивации студентов, поскольку ее главной функцией является побуждение к тому или иному виду деятельности. Мотивация к учебной деятельности играет важную роль в обучении и развитии студентов в период формирования у них ценностей и моральные принципов [1].
Актуальность данного исследования заключается в том, что на настоящий момент многие студенты, обучающиеся на неязыковых направлениях подготовки в вузах, имеют низкую мотивацию к изучению иностранного языка. Существует насущная необходимость изучения содержания мотивации с целью повышения ее значимости в структуре личности студента.
Целью данной статьи является описание результатов исследования мотивации студентов к изучению дисциплины иностранный язык в вузе. Задачи включали в себя разработку онлайн-опроса для выявления мотивации студентов, сбор реакций на утверждения и анализ полученных результатов.
Научная новизна состоит в использовании метода эксперимента с целью изучения внутренней и внешней мотивации к изучению иностранного языка у студентов.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые могут способствовать побуждению личности к целенаправленным действиям; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения различных целей [4]. В его основе лежит мотив, который является формой проявления потребности личности.
Ученые в области психологии и педагогики обычно различают два типа мотивации: внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация связана с системой контроля человека извне, внутренняя мотивация подразумевает внутри-личностный контроль, который формируется только на более высоких этапах развития личности [2].
П.М. Якобсон в своих работах выделял внешнюю и внутреннюю мотивацию. Он описывал внешнюю мотивацию таким образом: «Такая мотивация связана с достаточно ост-
рым чувством долга перед близкими людьми и связана с идеей обучения как пути к осуществлению своего предназначения в жизни» [6, с. 228]. Широкой социальной мотивацией изучения иностранного языка может быть возможность участвовать в международных форумах, языковых лагерях, школах. Узкая личностная мотивация может выражать стремление к знанию иностранного языка как к одному из способов самоутверждения, достижения успеха, получения удовлетворения, признания и вознаграждения.
Внутренняя мотивация к изучению иностранного языка, по мнению исследователей, имеет следующие подтипы: коммуникативный, лингвопознавательный и инструментальный [5]. Коммуникативная мотивация имеет наиболее важное значение, поскольку общение является одной из основных и наиболее естественных потребностей человека. Этот тип мотивации может вырабатываться при помощи таких видов работы на учебном занятии в аудитории, как различные виды чтения на иностранном языке, составление диалогов и монологических высказываний, устное общение, переписка с иностранными студентами, коллегами.
Лингвопознавательный подтип мотивации является более актуальным для студентов языковых направлений подготовки, он играет незначительную роль для студентов неязыковых направлений подготовки.
Большое значение приобретает инструментальная мотивация, которая проявляется в положительном отношении студентов к определенным видам работы, методикам, техническим средствам обучения [7]. В настоящее время все большую значимость приобретает использование различных цифровых технологий в процессе обучения иностранному языку [3].
Методы и материалы
При изучении мотивации изучения иностранного языка у студентов мы применяли метод онлайн опроса. Автором были составлены и представлены студентам следующие утверждения, на которые требовалось дать только одну реакцию (согласен или не согласен, да или нет). Для изучения внешней моти-
вации были созданы группы утверждений № 1 и № 2, для изучения внутренней мотивации группы утверждений № 3 и № 4. Утверждения включали в себя следующие положения: «Отметьте только один ответ-реакцию на каждое утверждение:
1.1. Знать иностранный язык нужно, чтобы быть эрудированным (да/нет).
1.2. Нужно учить иностранный язык, так как так эта дисциплина входит в учебный план (да/нет).
1.3. Я изучаю иностранный язык, так как это важно для общества в целом (да/нет).
2.1. Иностранный язык поможет получить высокооплачиваемую престижную работу в будущем (да/нет).
2.2. Мне нужен иностранный (английский) язык, чтобы хорошо разбираться в компьютере (да/нет).
3.1. Мне интересно на занятиях по иностранному языку (да/нет).
3.2. Мне нравится общаться с другими студентами на занятиях по иностранному языку (да/нет).
3.3 Иностранный язык помогает мне не только на занятиях, но и в личной жизни (да/нет).
3.4. Я бы хотел(а) общаться на иностранном языке в туристических поездках и переписываться с иностранцами в социальных сетях (да/нет).
4.1. На занятиях по иностранному языку интересно работать с различными информационными технологиями, создавать презентации, работать над различными проектами онлайн (да/нет).
4.2. Мне нравится выполнять задания, размещаемые на онлайн-платформах (да/нет).
4.3 Мне нравится иностранный язык, так как он легко дается (да/нет)».
Студенты, принимавшие участие в опросе, обучались на направлениях подготовки «Наноматериалы», «Прикладная математика и физика», «Радиофизика (профиль компьютерная физика)», «Радиотехника», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Программная инженерия».
Утверждения для опроса были разосланы студентам онлайн, с условием прислать ответы на следующий день. Получив ответные реакции студентов и проведя анализ, была
проведена обработка результатов путем подсчета наиболее частотных ответов.
Результаты и обсуждение
Было установлено, что у студентов, обучающихся в институте математики и информационных технологий, для утверждений в категориях 1 и 2 (внешняя мотивация) положительные реакции были выбраны 35 % студентов, для категорий 3 и 4 (внутренняя мотивация) - 65 % участников. У студентов института приоритетных технологий положительные реакции в утверждениях категорий 1 и 2 (внешняя мотивация) составила 42 %, 3 и 4 (внутренняя мотивация) - 58 %. Таким образом, в обоих институтах оказались как студенты с преобладанием внешней, так и с преобладанием внутренней мотивации к изучению иностранного языка. При этом доминирующим видом мотивации является внутренняя мотивация.
В результате сравнительного анализа среди рейтинговых показателей студентов по результатам 1 семестра было выявлено: студенты с более выраженной внутренней мотивацией обладают более продвинутым уровнем английского языка, чем студенты с преобладающей внешней мотивацией. Оказалось, что студенты института ИМИТ с более выраженной внутренней мотивацией, имеющие 65 % положительных реакций участников опроса и института ИПТ с 58 % положительных реакций в категориях, относящихся к внутренней мотивации, имеют уровень английского языка А2 и В1, что выражается в балльно-рей-тинговой системе показателями уровня от 65 до 91 балла. Одновременно, студенты обоих институтов, указавших в анкете преимущественно реакции в категориях 1 и 2, отображающих внешнюю мотивацию, обладают, как правило, более низким уровнем владения иностранного языка - А1, и для них количество баллов по балльно-рейтинговой системе соответствовало уроню от 45 до 61.
Заключение
Результаты анализа показали, что студенты неязыковых направлений обучения бакалавриата в большинстве своем руковод-
ствуются внутренней мотивацией при изучении дисциплины иностранный язык в вузе. Они также не вполне удовлетворены применением традиционных методов обучения на занятиях по иностранному языку. В связи с этим, для выработки у студентов положительной внутренней и внешней мотивации необходимо использовать различные цифровые технологии, например метод проектов, который носит личностно-ориентированный характер и направлен на самостоятельную работу студентов с источниками и поиском информации онлайн. Следует использовать сетевые платформы для размещения самостоятельной работы и домашних заданий.
Для успешной выработки положительной мотивации к обучению иностранному языку также необходимо ориентироваться на более творческие задания, так как они помогают выявить индивидуальные стремления студентов в учебном процессе. Можно применять такие методы, как постановка проблемной ситуации, метод мозгового штурма, «незаконченное предложение», использовать методы дискуссии, ролевой игры, геймификации.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Белятинская, Е. В. Мотивация в изучении иностранных языков / Е. В. Белятинская. - URL: https://www. start2talk.ru/articles/general-english/ motivatsiya-v-izuchenii-inostrannykh-yazykov1
2. Дзилихова, Л. Ф. Значение мотивации при изучении иностранных языков / Л. Ф. Дзилихова, С. Э. Андиева // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №> 1-1. - С. 97-101.
3. Курченкова, Е. А. Особенности мотивации в изучении иностранного языка у студентов поколения Ъ неязыковых направлений обучения / Е. А. Курченкова, С. Ю. Кочеткова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2023. - №2 8 (134). DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.134.41
4. Основы менеджмента : учеб. пособие / М. В. Цыпленкова [и др.]. - М. : Акад. Естествознания, 2013. - 130 с. - Режим доступа: https:// monographies.ru/ru/book/section?id=6581
5. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова,
Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. - М. : Альянс, 2020. - 282 с.
6. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. - М. : Просвещение, 1969. - 317 с.
7. Kuzyakin, A. S. Writing an Essay as an Effective Means of Teaching English at an Engineering University / A. S. Kuzyakin, M. V. Konysheva // Artium Magister. - 2022. - Vol. 22, №№ 4. - P. 30-38.
REFERENCES
1. Belyatinskaya E.V. Motivacija v izuchenii inostrannyh jazykov [Motivation in Learning Foreign Languages]. URL: https://www.start2talk.ru/articles/ general-english/motivatsiya-v-izuchenii-inostrannykh-yazykovl/
2. Dzilikhova L.F., Andieva S.E. Znachenie motivacii pri izuchenii inostrannyh jazykov [The Importance of Motivation When Learning Foreign Languages]. Sovremennye naukoemkie tehnologii [Modern Science-Intensive Technologies], 2016, no. 1-1, pp. 97-101.
3. Kurchenkova E.A., Kochetkova S.Yu. Osobennosti motivacii v izuchenii inostrannogo jazyka u studentov pokolenija Z nejazykovyh napravlenij obuchenija [Specifics of Motivation in Learning a Foreign Language Among Students of Z Generation in Non-Linguistic Areas of Study]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatelskij zhurnal [International Scientific Research Journal], 2023, no. 8 (134). DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.134.41
4. Tsyplenkova M.V., Moiseenko I.V., Guremina N.V., Bondar Yu.A. Osnovy menedzhmenta: ucheb. posobie [Fundamentals of Management. Textbook]. Moscow, Akad. Estestvoznanija Publ., 2013. 130 p. URL: https://monographies.ru/ru/book/ section?id= 6581
5. Rogova G.V, Rabinovich F.M., Sakharova T.E. Metodika obuchenija inostrannym jazykam v srednej shkole [Methods of Teaching Foreign Languages in Secondary School]. Moscow, Alliance Publ., 2020. 282 p.
6. Yakobson P.M. Psihologicheskie problemy motivacii povedenija cheloveka [Psychological Problems of Motivation of Human Behavior]. Moscow, Prosveshhenie Publ., 1969. 317 p.
7. Kuzyakin A.S. , Konysheva M.V. Writing an Essay as an Effective Means of Teaching English at an Engineering University. Artium Magister, 2022, vol. 22, no. 4, pp. 30-38.
Artium magister. 2024. Vol. 24. No. 2
17
Information About the Author
Elena A. Kurchenkova, Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor, Department of Foreign Language Communication and Linguodidactics, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7708-9312
Информация об авторе
Елена Анатольевна Курченкова, кандидат филологических наук, доцент кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7708-9312
Artium magister. 2024. Т. 24. № 2