Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашурбекова Татьяна Ивановна, Рамазанова Марьям Мугутиновна

Известно, что успешность овладения иностранным языком в значительной мере определяется внутренней мотивацией студентов к его изучению. Цель статьи заключается в определении специфики повышения внутренней мотивации студентов вуза к изучению профессионально-ориентированного иностранного языка. Раскрывается сущность внешней и внутренней мотивации в учебной деятельности в вузе. Подчеркивается необходимость дозирования внешней мотивации, которая не должна подавлять внутреннюю мотивацию. Авторы намечают пути повышения внутренней мотивации студентов вуза к изучению профессионально-ориентированного иностранного языка. Рассматривается вопрос разработки заданий, позволяющих студентам осознавать достижение образовательных результатов. Отмечается необходимость вовлечения эмоциональной сферы студентов, педагогического воздействия преподавателя с использованием стимулов, привлечения аудиовизуальных средств обучения на занятиях, раскрытия личностной индивидуализации через расширение познавательных потребностей и развитие творческих способностей студентов при овладении профессиональным иностранным языком, подчеркивается необходимость применения современных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO ENHANCE UNIVERSITY STUDENTS’ INTRINSIC MOTIVATION FOR LEARNING A FOREIGN LANGUAGE FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION

Mastering a foreign language is known to be largely determined by students’ intrinsic motivation. The authors aim at demonstrating the specifics of enhancing the intrinsic motivation of university students to learn a profession-oriented foreign language. The essence of extrinsic and intrinsic motivation in educational activities at university is defined. The necessity of limiting extrinsic motivation in order to avoid suppressing intrinsic motives is emphasized. To enhance the intrinsic motivation to learn a profession-oriented foreign language, the authors propose preparing assignments for the students to see their achievements. The necessity of involving the emotional sphere of students, exercising pedagogical influence through incentives, using audiovisual teaching aids in the classroom and disclosing the identity through the expansion of cognitive needs and the development of students’ creative abilities in mastering a profession-oriented foreign language is considered. The need to apply state-of-the-art educational technologies is emphasized.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Пути повышения внутренней мотивации студентов вуза к изучению профессионально-ориентированного иностранного языка

Ашурбекова Татьяна Ивановна,

канд. филол. наук, доцент Дагестанский государственный

университет

E-mail: [email protected]

Рамазанова Марьям Мугутиновна,

канд. пед. наук, доцент Дагестанский государственный

университет

E-mail: [email protected]

Известно, что успешность овладения иностранным языком в значительной мере определяется внутренней мотивацией студентов к его изучению. Цель статьи заключается в определении специфики повышения внутренней мотивации студентов вуза к изучению профессионально-ориентированного иностранного языка. Раскрывается сущность внешней и внутренней мотивации в учебной деятельности в вузе. Подчеркивается необходимость дозирования внешней мотивации, которая не должна подавлять внутреннюю мотивацию. Авторы намечают пути повышения внутренней мотивации студентов вуза к изучению профессионально-ориентированного иностранного языка. Рассматривается вопрос разработки заданий, позволяющих студентам осознавать достижение образовательных результатов. Отмечается необходимость вовлечения эмоциональной сферы студентов, педагогического воздействия преподавателя с использованием стимулов, привлечения аудиовизуальных средств обучения на занятиях, раскрытия личностной индивидуализации через расширение познавательных потребностей и развитие творческих способностей студентов при овладении профессиональным иностранным языком, подчеркивается необходимость применения современных образовательных технологий.

Ключевые слова: иностранный язык, профессионально-ориентированное обучение, внутренняя мотивация, повышение мотивации, компетенция, межкультурное общение, образовательные технологии.

Введение

В настоящее время мало кто сомневается в том, что компетентный специалист должен владеть одним или несколькими иностранными языками. Профессиональная подготовка выпускника вуза определяется «не только его высокой квалификацией в профессиональной сфере, но и готовностью решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации». Языки становятся одним из ключевых условий «устойчивого социального развития» [21, с. 11].

Профессионально-ориентированный иностранный язык (ПОИЯ) является средством профессионального общения и познания, а также средством, вызывающим у студентов повышенный интерес к их будущей профессиональной деятельности. Изучение ПОИЯ опирается на основные дидактические принципы, реализация которых способствует достижению студентами образовательных результатов. К данным принципам относят развивающее обучение, осознанность студентами целей обучения и способов их достижения, увеличение самостоятельности обучающихся; наглядность, градацию трудностей, системность; преобладание внутренней мотивации и личностной значимости учебных задач; познавательную и коммуникативную активность студентов, профессиональную направленность обучения; учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов и психологических характеристик личности [10, с. 54].

Представляется, что мотивация занимает в этом списке особое место. Очевидно, что ее отсутствие (амотивация) отрицательно скажется на результатах обучения даже при условии качественного содержания и организации учебного процесса. Внешняя мотивация, когда студенты учатся ради оценок, получения диплома престижного вуза с перспективой устроиться на престижную работу, из самоуважения, чувства долга и других мотивов, диктуемых социумом, как правило, не дает высоких результатов. В свою очередь, внутренняя мотивация - мотивация познания, достижения и саморазвития - позволяет достичь цели изучения иностранного языка в вузе: студенты готовы к иноязычному профессиональному общению с носителями языка, не испытывают сложностей с поиском и извлечением необходимой информации из профессионально значимых иноязычных источников, хорошо знакомы с культурой народов-носителей иностранного языка и у них в достаточной мере сформированы черты личности, способствующие успешному сотрудничеству

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

в решении различных проблем профессионального характера.

Исследователи признают, что далеко не все студенты имеют мотивацию к изучению иностранного языка. Одни считают его маловажным предметом для своего направления подготовки, другие сомневаются, что он пригодится в будущей профессии, третьим сложно дается само обучение. В качестве одной из причин низкой мотивации к изучению иностранного языка в вузе отмечают также недостаточный «стартовый» уровень иноязычной компетенции части студентов, препятствующий их полноценному включению в учебный процесс в вузе. Среди путей повышения мотивации к изучению иностранного языка называют реализацию комплекса воспитательных мероприятий (соревновательных, лингвострановедческих, творческой направленности) на иностранных языках, использование игрового формата учебной деятельности, использование соцсетей, организацию обучения с использованием ролевых игр, дискуссий, привлечение аутентичных материалов и др. (см., например, [9]). Как правило, исследователи отмечают разницу между внутренней и внешней мотивацией, однако это различие слабо прослеживается при обсуждении путей ее повышения.

Цель настоящей работы - наметить некоторые пути повышения внутренней мотивации к изучению профессионально-ориентированного иностранного языка.

Мотивация в учебной деятельности в вузе

В педагогике мотивация является общим названием для процессов, методов и средств, побуждающих студентов к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В контексте мотивации выделяются мотивы, понимаемые как осознаваемые и неосознаваемые причины, побуждающие студентов вуза к учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности определяется переходом «от мотива оценки к мотиву достижения профессионального интереса» [1].

В психологии существуют различные подходы к классификации мотивов в зависимости от причин, побуждающих к деятельности. Среди них выделяются мотивы стремления к успеху и избегания неудачи; мотивы, основанные на психологических потребностях человека (например, познавательные, социальные, коммуникативные); мотивы внутренние и внешние. Применительно к нашей теме, суть внутренних и внешних мотивов заключается в том, что в первом случае имеется в виду интерес к самой учебной деятельности, а во втором - интерес, находящийся за ее пределами.

Исследователи отмечают, что внутренняя мотивация зависит от личностных особенностей сту-5 дентов вуза, которые могут проявляться в виде моральных устремлений и выражаться через чув-м ства и эмоции. Также важны возрастные особен-еЗ ности студентов, уровень психического развития которых откладывает отпечаток на особенности

познания нового. Немаловажную роль играют личные мотивы и стремления, которые могут отличаться у студентов учебной группы, что сказывается на понимании ими смысла учебной деятельности, постановке задач и получении удовлетворения от процесса решения задач и познания нового. При этом В.Э. Мильман утверждает аксиоматич-ность положения о естественности внутренней мотивации учебной деятельности, ведущей к наилучшим результатам в процессе обучения. Основываясь на результатах эксперимента, исследователь отмечает: «При доминировании внешних мотивов создается неадекватная, инвертированная предметная структура учебной деятельности... Учебный предмет, вытесняется ... на периферию внимания, так как в этой ситуации он становится условием или средством достижения личностно значимого внешнего мотива» [8]. Соответственно, требуется как поддержание внутренней мотивации студентов, так и ее повышение.

Внутренняя мотивация радикально отличается от мотивации внешней, зависящей от социального окружения студентов. К примерам внешних мотивов можно отнести следующие: ощущение собственного выбора карьеры, контроль со стороны родителей, обещание награды или угроза наказания, соблюдение требуемых правил, одобрение собственного поведения, престижно-лидерские моменты и др. Ярким примером внешних мотивов учебной деятельности в вузе может служить участие студентов в программе академической мобильности [18]. Стремление «разбавить» внутреннюю мотивацию внешними мотивами может привести к ухудшению результатов учебной деятельности. Соответственно, внешняя мотивация должна быть дозирована и не должна подавлять внутреннюю мотивацию студентов вуза.

Внутренняя мотивация к изучению профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе

Применительно к иностранному языку внутренняя мотивация проявляется в том, что человеку нравится его изучать и это ему интересно; он понимает, зачем он это делает, ставит перед собой новые трудные задачи и получает удовольствие от процесса их решения и удовлетворение от сделанного. Американский психолог М. Чиксентмихайи (М^а-1у Csikszentmihalyi^ называет следующие признаки наличия внутренней мотивации а) ощущение полной (умственной и физической) включенности в свою деятельность, в то, что в данный момент делаешь; б) полная концентрация внимания, мыслей и чувств на деле, исключающая из сознания посторонние мысли и чувства; в) ощущение того, что четко знаешь, что следует делать в тот или иной момент работы, ясное осознание ее целей и задач, полное подчинение требованиям, идущим от самой деятельности; г) четкое осознание того, насколько хорошо, насколько успешно делаешь свое дело, ясная и определенная обратная связь в деятель-

ности; д) отсутствие беспокойства, тревоги перед возможными ошибками, неуспехом; е) ощущение того, что субъективное время как бы сжимается, останавливается, тогда как объективное время, напротив, идет очень быстро, «летит»; ж) утрата обычного чувства четкого осознания себя и своего окружения, как бы «растворение» в своем деле (Цит. по [7, с. 157-168]).

При наличии внутренней мотивации раскрывается позитивный потенциал студентов вуза и удовлетворяются важные в контексте современного образования потребности - в автономности(самодетерминации), в компетентности и связи с другими людьми [16].

Автономностью именуется стремление к самостоятельности и самоуправление учебной деятельностью. В образовательном процессе данная потребность удовлетворяется за счет увеличения доли аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студента и при условии, что она правильно организована. Исследователи отмечают, что «инновационная роль активизации самостоятельной работы студентов заключается в том, что уже в вузе закладываются основы их будущего самообразования, постоянного повышения профессиональной компетентности и высокой готовности к профессиональной деятельности» [3, с. 30].

Преподаватель иностранного языка может внести значительный вклад в удовлетворение потребности студента в автономности. Во-первых, это может произойти за счет реализации принципа системности в обучении. Речь идет о систематизации языковых средств, системности этапов обучения, системности упражнений и заданий. Системность в обучении помогает студенту ориентироваться в предмете и выбирать собственную траекторию обучения.

Во-вторых, важную роль может сыграть знакомство обучающихся с таблицей самооценки индивидуальных достижений на основе общеевропейской шкалы уровней владения иностранным языком. В этой связи Г.В. Перфилова отмечает: «Таблица нацеливает студентов-бакалавров на формирование автономности и развитие ответственности и сознательности. ... В условиях систематической работы с Таблицей самооценки из российской версии Европейского языкового портфеля у студентов формируется рефлексивная компетенция, позволяющая осознать сам ход обучения» [11, с. 23].

Реализации потребности в автономности в контексте новой компетентностной модели может способствовать и «Рефлексивная карта повседневного самообучения ИЯ», отражающая результаты обучения языку в процессе повседневной жизнедеятельности (просмотр телепрограмм и ви-деоподкастов, чтение блогов, ведение собственного блога, интернет-общение и др.) [5, с. 9-10]. Полезным оказывается и формирование языкового портфеля.

Другой значимой потребностью студентов является компетентность, в основе которой лежит

аналитическое, критическое, творческое мышление. Внедрение приемов технологии развития критического мышления содействует формированию у студентов навыков самостоятельной организации, осуществления и рефлексии собственной познавательной деятельности. Студент учится учиться, решать сложные учебные задачи, подходить ко всему творчески. Здесь рекомендуется моделирование проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов и поисковых задач. Замечено, что знание, доставшееся с большим трудом, больше ценится, а сам процесс его получения часто становится для студента вызовом самому себе.

Удовлетворению потребности в компетентности служит выраженная профессиональная направленность обучения иностранному языку. Речь идет о моделировании профессиональных контекстов, когда иностранный язык используется в ситуациях, близких к будущей профессиональной деятельности. Профессиональная направленность также характеризуется тем, что иностранный язык используется для получения профессионально-значимой информации.

Третьей значимой для развития внутренней мотивации потребностью является связь с другими людьми, выраженная в коммуникативности и интерактивности. Сама специфика иностранного языка как предмета позволяет в значительной мере реализовать эту потребность. Как отмечает И.П. Павлова, принцип коммуникативной направленности является ведущим и касается всех этапов усвоения языковых средств и способов решения познавательных и коммуникативных задач [10, с. 50]. Так, коммуникативность проявляется в ходе постановки коммуникативной задачи в начале занятия, в формулировке правил, которые должны быть инструктивными, а не описательными, в увеличении количества речевых заданий, акценте на содержании речевых сообщений, контекстуальном и ситуативным характере заданий, в усвоении новых единиц в микроконтекстах, в решении познавательных задач в контексте будущей профессиональной деятельности.

Интерактивность, в свою очередь, означает не только связь с другими людьми, но и самостоятельность студента, его лидирующую роль в учебном процессе, превалирование общения между студентами. Преподаватель при этом выполняет роль помощника, наставника и «третейского судьи», выслушивая всех и высказывая свое мнение.

Удовлетворение потребности в общении с другими людьми, принадлежащими к иной культуре, определяется взаимосвязанным обучением языку и культуре. Это становится возможным благодаря всестороннему ознакомлению студентов со страной изучаемого языка, развитием их социокультурной и социологической компетенции, чтению аутентичных источников информации, просмотру фильмов на иностранном языке, контактам с носителями языка, подготовке к конференциям на иностранном языке, использованию иноязычных ресурсов Интернета.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Пути повышения внутренней мотивации к изучению профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на основе студентоцентрирован-ного подхода повышает внутреннюю мотивацию студентов вуза. Это связано с тем, что студенты осознают цель учебной деятельности и способы достижения образовательных результатов, чувствуют ответственность за результаты работы по их достижению, проявляют самостоятельность в подборе средств и осуществлении контроля учебной деятельности [17, с. 214]. В итоге становится очевидным интерес к изучению иностранного языка, используемого в профессиональной деятельности, проявляется связь внешней и внутренней мотивации и формируется зависимость успеха от выполнения задач [15].

Для повышения внутренней мотивации к изучению профессионально-ориентированного иностранного языка целесообразно внедрять те способы решения данной проблемы, которые, в том числе, способствуют «качественному повышению уровня коммуникативной компетенции студентов» [19, с. 147]. При этом отмечается взаимозависимость уровня внутренней мотивации и уровня данной компетенции: «чем выше последний уровень, тем выше уровень мотивации к изучению профес-сионально[-ориентированно]го иностранного языка и наоборот» [12, с. 163]. Опыт свидетельствует о том, что у студентов с невысоким уровнем владения языком падает самооценка и мотивация [14, с. 225].

Исследователи предлагают различные пути повышения внутренней мотивации. Так, Т.А. Фуфу-рина полагает, что мотивацию стимулируют специальные задания, выполнение которых позволяет студентам почувствовать, что они сделали шаг вперед в изучении иностранного языка [20]. Поскольку внутренняя мотивация - это мотивация достижения, познания и саморазвития, считаем, что разработка таких заданий будет способствовать ее повышению. Рассмотрим их применительно к изучению профессионально-ориентированного немецкого языка. Задания должны соответствовать личностным целям овладения студентами профессиональным иноязычным общением. Например, желание участвовать в международной конференции должно быть подкреплено заданиями на развитие умений монологической речи с опорой на электронную презентацию, чтобы студенты могли подготовиться к публичному выступлению. При этом важно также сосредоточиться на способах обмена мнениями относительно содержания выступления. Ниже вкратце представ-

о лены примерные задания:

£ - Besprechen Sie die Frage: Was denken Sie, wie oft

S3 kommen neue Produkte auf den Markt? Was wird

о

£ getan, um die Aufmerksamkeit des Publikums für

z ein neues Produkt zu gewinnen?

- Hören Sie sich eine Kurzgeschichte eines Vertriebsmitarbeiters über das neue Produkt des Unternehmens an. Ergänzen Sie es mit Adjektiven, die das Produkt beschreiben.

- Hören Sie sich das Gespräch noch einmal an. Füllen Sie die Lücken mit Verbindungswörtern, die die Reihenfolge der Vertriebsmitarbeiter-Ideen zeigen.

- Bereiten Sie zwei Fragen vor, die Sie über das neue Produkt stellen könnten.

- Stellen Sie Ihrem Gruppenkameraden Fragen. Beteiligen Sie sich an der Diskussion über ein neues Produkt.

- Organisieren Sie ein kurzes Gespräch über ein neues Produkt auf dem Markt. Verwenden Sie eine Power-Point-Präsentation. Bereiten Sie sich darauf vor, Fragen aus dem Publikum zu beantworten. Существенным представляется то, чтобы усилия студентов получили одобрение со стороны преподавателя и группы, которая в таких ситуациях, как показывает практика, бывает щедрой на похвалу и всегда отмечает имеющийся прогресс. Приветствуется конструктивная доброжелательная критика. В случае выступления с презентацией оценивается как содержание выступления, так и оформление презентации и ответы студента на вопросы.

Повышению внутренней мотивации способствует и вовлечение эмоциональной сферы студентов в овладение профессиональным иноязычным общением. Так, эмоциональный комфорт, отсутствие беспокойства, тревоги перед возможными ошибками, неуспехом характерны для выполнения творческих заданий с элементами поисковой деятельности, например, в психологически «безопасном» формате парной работы. В качестве примера можно назвать обучение поисковому чтению с целью нахождения информации, которая поможет вовлечь студентов в последующее заинтересованное обсуждение профессионально-ориентированного материала в парах:

- Diskutieren Sie zu zweit: Haben Sie schon einmal Bio-Gemüse gegessen? Welches? Kann man es im Laden kaufen? Ist es einfach oder schwierig, es zu züchten?

- Erfahren Sie mehr über den Prozess des Anbaus von Bio-Gemüse. Finden Sie die folgenden Informationen:

- wo wird Bio-Gemüse angebaut?

- wer baut Bio-Gemüse an?

- wie viele Personen sind an dem Prozess beteiligt;

- wie lange dauert der Anbau von Bio-Produkten;

- warum werden Bio-Lebensmittel in letzter Zeit immer beliebter.

- Erstellen Sie ein Schema für den effektiven Anbau von Bio-Gemüse. Teilen Sie es mit Ihrem Gruppenkameraden. Diskutieren Sie über die Ähnlichkeiten und Unterschiede in Ihren Schemas.

- Partnerarbeit. Zeichnen Sie ein Diagramm des Prozesses, an dem Sie interessiert sind.

- Teilen Sie das Muster mit einem anderen Paar. Diskutieren Sie, ob Ihre Schemas vollständig sind.

Творческие задания с элементами поисковой деятельности нацелены и на личностную индивидуализацию обучающихся. Раскрытие личностной индивидуализации проявляется как расширение познавательных потребностей и развитие творческих способностей студентов [2]. Этому, в частности, способствует подготовка ролево-игровых проектов на заданную профессионально-ориентированную тему, чему может предшествовать перевод и адаптация оригинальных текстов из журналов по специальности, подготовка презентаций на различные темы [4, с. 69], например:

Wir haben den Wohlfahrtsstaat und seine Dienstleistungen in Europa und Russland besprochen, die nicht ideal sind. Versuchen wir, einen idealen Wohlfahrtsstaat zu schaffen, in dem alle gerne leben würden. Um einen idealen Wohlfahrtsstaat zu entwerfen, arbeiten Sie in drei Gremien, um die Hauptaspekte zu diskutieren und Ihr Projekt zu skizzieren. Bitte folgen Sie den Anweisungen.

Bewerten Sie das Projekt entsprechend Ihrer Rolle im Projekt: Informationsmenge, Präsentationslogik, Beteiligung an der Illustration des Projekts, Fähigkeit, auf Gegner zu reagieren, Fähigkeit, Ihren Standpunkt zu beweisen, grammatikalische Seite, phonetische Seite.

Повышению внутренней мотивации помогают и разнообразные педагогические приемы, относящиеся к разным аспектам деятельности преподавателя. В плане взаимодействия преподавателя и студентов важны доверительные и уважительные отношения, различные оценочные обращения (согласие, несогласие, одобрение, похвала), поддержка инициативности, совет, обращение к личному опыту, интересам и потребностям студентов. Всё перечисленное вносит вклад в удовлетворение базовой потребности в общении, лежащей в основе внутренней мотивации.

Доверительные отношения укрепляются, когда студент видит профессионализм преподавателя и понимает, что и зачем он делает. Важно разъяснять цель учебной деятельности, четко структурировать занятие, что позволит легче усвоить материал и увеличить удовлетворение от проделанной работы. Рекомендуется начать занятие с представления его плана и завершить его резюме с обозначением того, чему группа научилась.

Стимулирующее влияние может оказывать и сам изучаемый материал, который нужно «встроить» в уже имеющую систему знаний по предмету. Рекомендуется сделать акцент на его практической направленности и профессиональной значимости, пояснить, где и как студенты могут воспользоваться полученными знаниями. Например, таким стимулом могут быть социокультурные знания, которые пробуждают интерес к изучаемой теме.

Поскольку успех будущей профессиональной деятельности основан на изучении социокультурного контекста в связи с расширением профессиональных контактов специалистов на международной арене [6], для примера рассмотрим задания

для обучения оформлению электронных деловых писем в формате малых групп:

- Finden Sie ein Beispiel für eine formelle E-Mail. Studieren Sie ihre Struktur. Nennen Sie die wichtigsten Strukturteile.

- Arbeiten Sie in kleinen Gruppen. Besprechen Sie die wichtigsten strukturellen Teile Ihrer formellen Briefe. Nennen Sie sie im Unterricht.

- Sehen Sie das Bild an. Machen Sie sich mit dem Muster einer formellen E-Mail-Struktur bekannt.

- Entscheiden Sie in kleinen Gruppen, ob die Struktur Ihrer formellen Briefe mit dem Muster der formellen E-Mail-Struktur übereinstimmt.

- Ordnen Sie die Teile einer formellen E-Mail richtig an.

- Tauschen Sie die umgestellten Teile mit einer anderen Kleingruppe aus. Analysieren Sie diese und entscheiden Sie, ob die formale Struktur der E-Mail korrekt ist.

Повышению внутренней мотивации через удовлетворение потребности в компетентности способствует и внедрение аудиовизуальных средств обучения, с помощью которых реализуется дидактический принцип наглядности в широком понимании этого слова. Использование проектора, компьютера, подключенных к сети Интернет, позволяет демонстрировать видео, показывать текущую информацию на веб-сайтах, передавать аудитории актуальные сведения из различных источников информации, т.е. предъявлять аутентичную речь носителей языка. Ниже предложены задания на обучение написанию заметок после просмотра видеоматериала о работе газовых турбин:

- Haben Sie schon einmal von Gasturbinen gehört? Wissen Sie, wie eine Gasturbine funktioniert? Möchten Sie einmal ein Gasturbinenkraftwerk besichtigen? Wie wird dieser Besuch für Ihre zukünftige Arbeit nützlich sein?

- Sehen Sie sich ein Video über den Betrieb von Gasturbinen an. Erstellen Sie eine Liste der Gasturbinenkomponenten.

- Entscheiden Sie, wie Sie diese Erklärung Ihrem Kollegen vermitteln könnten.

- Stellen Sie sich vor, Sie möchten Ihrem Kollegen nach dem Besuch eines Gasturbinenkraftwerks die Hauptkomponenten einer Gasturbine erklären. Schreiben Sie eine Notiz von 40-60 Wörtern, angefangen von Ihrem Besuch, weiter mit Erläuterungen und bis zu Ihrer Absicht, über den Besuch zu berichten.

- Tauschen Sie Notizen mit Ihrem Gruppenkameraden aus. Besprechen Sie, ob alle notwendigen Informationen in der Notiz enthalten sind.

В данных заданиях можно проследить специфику использования технологии контекстного обучения, в ходе которого моделируется содержание будущей профессиональной деятельности.

Заключение

Итак, повышение внутренней мотивации студентов к изучению профессионально-ориентированного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

CJ

см <о

иностранного языка связано с возможностью удовлетворения познавательной потребности в области будущей профессиональной деятельности, личностного развития обучающихся и реализации их потребности в общении. Задача преподавателя состоит в том, чтобы способствовать этому через содержание и организацию обучения, а также применяемые технологии. В содержании обучения должны находить отражение не только специфика будущей профессии, но и ее социокультурные аспекты. При организации обучения учитывается потребность студента в автономности и значительное место отводится его аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе. Важную роль играет использование различных педагогических стимулов, современных технологий обучения и наглядности в широком понимании.

Литература

1. Алещанова И.В., Фролова Н.А. Профессионально-ориентированный подход в обучении иностранным языкам в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. - URL: https://science-education. ru/ru/article/view?id=7959 (дата обращения: 15.06.2023).

2. Ермолаева Л.Д. Эффективные коммуникативные стратегии при обучении деловому иностранному языку // Современный ученый. 2022. № 1. - С. 40-44.

3. Журавская Н.Т. Активизация самостоятельной работы студентов как фактор формирования их инновационного мышления // Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 4 (94). - С. 30-33.

4. Игнаткина И.В. Роль иностранного языка в профессионально-ориентированном обучении студентов неязыковых вузов // Проблемы педагогики. 2017. № 2 (25). - С. 67-69.

5. Колесников А.А. Обучение иностранным языкам в свете новых компетентностных реалий // Иностранные языки в школе. 2019. № 5. -С. 2-11.

6. Малюга Е.Н. Профессионально-ориентированный и коммуникативный подходы в изучении иностранного языка в неязыковом вузе // Полилингвальность и транскультурные практики. 2006. № 1. - С. 32-37.

7. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

8. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5. - С. 129-138.

9. Москвина Ю.А., Григорьева А.В. Формирование мотивации к изучению иностранного языка у студентов в высшем учебном заведении // Концепт. - 2013. № 7. - URL: file:///C:/Users/1/ Downloads/formirovanie-motivatsii-k-izucheniyu-inostrannogo-yazyka-u-studentov-v-vysshem-uchebnom-zavedenii.pdf (дата обращения: 15.06.2023).

10. Павлова И.П. Принципы обучения иностранному языку: современная интерпретация // Вестник МГЛУ. Педагогические науки. 2016. Вып. 14 (753). - С. 45-63.

11. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки бакалавров (неязыковые вузы) // Сост. Г.В. Перфилова. -М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. - 32 с.

12. Роговая Н.А. Диагностика уровня мотивации к изучению профессионального иностранного языка // Профессиональное образование и ры-ноктруда. 2022. № 1. - С.155-165.

13. Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка. - URL: https://lala.lanbook. com/sposoby- povysheniya-motivacii-st udentov-k-izucheniyu-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 15.06.2023).

14. Смирнова Н.Б., Шарова С.Н. Пути повышения мотивации к изучению английского языка студентами неязыкового вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-4.- С. 225-228.

15. Соколова Н.И. Методы воздействия на мотивацию студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). -С. 224-228.

16. Теории внутренней мотивации. - URL: https:// ozlib.com/933929/psihologiya/teorii_vnutrenney_ motivatsii (дата обращения 15.06.2023).

17. Тимирбаева Г.Р. Студентоцентрированный подход к обучению иностранному языку магистрантов в техническом вузе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 10-1 (73). - С. 212-215.

18. Тимофеева Т.В. Мотивация студентов к изучению профессионально-ориентированного иностранного языка // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 10 (100). С.57-58.

19. Ткачева И.А., Лазарева М.В., Яковлева Л.В. Обучение студентов вуза профессионально ориентированному иноязычному общению // Человек и образование. 2022. № 4. -С.142-149.

20. Фуфурина Т.А. Пути повышения мотивации при изучении английского языка у студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана //Гуманитарный вестник. - 2014. Вып. 1. - URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/puti-povyshenie-motivatsii-pri-izuchenii-angliyskogo-yazyka-u-studentov-mgtu-im-n-e-baumana/viewer (дата обращения: 15.06.2023)

21. Халеева И.И. Семантика устойчивого развития как основа лингвистического образования в РФ и СНГ // Научно-методические основы формирования инновационной системы языковой подготовки в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического ун-та. Сер. «Педагогические науки». -2014. Вып.12 (698). - С. 9-14.

WAYS TO ENHANCE UNIVERSITY STUDENTS' INTRINSIC MOTIVATION FOR LEARNING A FOREIGN LANGUAGE FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION

Ashurbekova T.I., Ramazanova M.M.

Dagestan State University

Mastering a foreign language is known to be largely determined by students' intrinsic motivation. The authors aim at demonstrating the specifics of enhancing the intrinsic motivation of university students to learn a profession-oriented foreign language. The essence of extrinsic and intrinsic motivation in educational activities at university is defined. The necessity of limiting extrinsic motivation in order to avoid suppressing intrinsic motives is emphasized. To enhance the intrinsic motivation to learn a profession-oriented foreign language, the authors propose preparing assignments for the students to see their achievements. The necessity of involving the emotional sphere of students, exercising pedagogical influence through incentives, using audiovisual teaching aids in the classroom and disclosing the identity through the expansion of cognitive needs and the development of students' creative abilities in mastering a profession-oriented foreign language is considered. The need to apply state-of-the-art educational technologies is emphasized.

Keywords: teaching profession-oriented foreign language, intrinsic motivation, enhancing motivation, competency, cross-cultural communication, educational technology

References

1. Aleshchanova I.V., Frolova N.A. A professionally oriented approach to teaching foreign languages at a technical university // Modern problems of science and education. 2012. No. 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7959 (date of access: 06/15/2023).

2. Ermolaeva L.D. Effective communication strategies in teaching a business foreign language // Modern scientist. 2022. No. 1. -P. 40-44.

3. Zhuravskaya N.T. Activation of independent work of students as a factor in the formation of their innovative thinking // Vestnik TSPU. 2010. Issue 4 (94). - S. 30-33.

4. Ignatkina I.V. The role of a foreign language in the professionally oriented education of students of non-linguistic universities // Problems of Pedagogy. 2017. No. 2 (25). - S. 67-69.

5. Kolesnikov A.A. Teaching foreign languages in the light of new competence realities // Foreign languages at school. 2019. No. 5. - S. 2-11.

6. Malyuga E.N. Professionally oriented and communicative approaches to the study of a foreign language in a non-linguistic university // Multilinguality and transcultural practices. 2006. No. 1. - S. 32-37.

7. Markova A.K., Matis T.A., Orlov A.B. Formation of learning motivation. - M.: Prosveshcheniye, 1990. - 192 p.

8. Milman V.E. Internal and external motivation of educational activity // Questions of psychology. 1987. No. 5. - S. 129-138.

9. Moskvina Yu.A., Grigorieva A.V. Formation of motivation for the study of a foreign language among students in a higher educational institution // Concept. - 2013. No. 7. - URL: file:///C:/ Users/1/Downloads/formirovanie-motivatsii-k-izucheniyu-inostrannogo-yazyka-u-studentov-v-vysshem-uchebnom-zavedenii.pdf (date accessed: 06/15/2023).

10. Pavlova I.P. Principles of teaching a foreign language: modern interpretation // Vestnik MSLU. Pedagogical Sciences. 2016. Issue. 14(753). - S. 45-63.

11. Exemplary program in the discipline "Foreign language" for the preparation of bachelors (non-linguistic universities) // Comp. G.V. Perfilov. - M.: IPK MSLU "Rema", 2011. - 32 p.

12. Rogovaya N.A. Diagnosis of the level of motivation for the study of a professional foreign language // Vocational education and labor market. 2022. No. 1. - P. 155-165.

13. Ways to increase motivation to learn a foreign language. -URL: https://lala.lanbook.com/sposoby-povysheniya-motivacii-studentov-k-izucheniyu-inostrannogo-yazyka (date of access: 06/15/2023).

14. Smirnova N.B., Sharova S.N. Ways to increase motivation for learning English by students of a non-linguistic university // Problems of modern pedagogical education. 2022. No. 74-4. -S. 225-228.

15. Sokolova N.I. Methods of influencing the motivation of students in the framework of teaching a foreign language in a non-linguistic university // World of Science, Culture, Education. 2022. No. 2 (93). - S. 224-228.

16. Theories of intrinsic motivation. - URL: https://ozlib. com/933929/psihologiya/teorii_vnutrenney_motivatsii (Accessed 06/15/2023).

17. Timirbaeva G.R. A student-centered approach to teaching a foreign language to undergraduates at a technical university // International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2022. No. 10-1 (73). - S. 212-215.

18. Timofeeva T.V. Motivation of students to study a professionally oriented foreign language // International Research Journal. 2020. No. 10 (100). pp. 57-58.

19. Tkacheva I.A., Lazareva M.V., Yakovleva L.V. Teaching university students professionally oriented foreign language communication // Man and education. 2022. No. 4. - P. 142-149.

20. Fufurina T.A. Ways to increase motivation in learning English among students of Moscow State Technical University. N.E. Bauman //Humanitarian Bulletin. - 2014. Issue. 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povyshenie-motivatsii-pri-izuchenii-angliyskogo-yazyka-u-studentov-mgtu-im-n-e-baumana/viewer (date of access: 15.06. 2023)

21. Khaleeva I.I. The semantics of sustainable development as the basis of linguistic education in the Russian Federation and the CIS // Scientific and methodological foundations for the formation of an innovative system of language training in a non-linguistic university // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Ser. "Pedagogical Sciences". - 2014. Issue 12 (698). -P. 9-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.