Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ / СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ / FOREIGN LANGUAGE / EDUCATIONAL MOTIVATION / MOTIVATION DEVELOPMENT / TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS / SYSTEM OF PEDAGOGICAL MEASURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ведута О. В.

Введение. Статья посвящена проблеме формирования мотивации студентов технических вузов к изучению иностранного языка. Цель статьи - представить систему педагогических мероприятий, направленных на повышение интереса студентов к иностранному языку и, как следствие, результативности их учебной деятельности. Методология. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа с обучающимися, анализ результатов их академической успеваемости и посещаемости занятий, опытно-экспериментальная работа, графическая интерпретация данных исследования, системный анализ. Результаты. В ходе исследования было выявлено, что на мотивацию студентов технического вуза к изучению иностранного языка оказывают негативное влияние два основных фактора: несоответствие уровня знаний студентов предъявляемым требованиям и несоответствие изучаемого материала потребностям и ожиданиям обучающихся. С учетом полученных результатов разработана и внедрена в образовательный процесс система педагогических мероприятий, направленных на поэтапное формирование учебной мотивации студентов. На первом этапе акцентировалось понимание роли иностранного языка в процессе профессиональной подготовки, подготовка студентов к изучению специального иностранного языка, на втором у студентов формировалась мотивация на овладение специальным иностранным языком, третий этап был нацелен на повышение устойчивости мотивов овладения специальным иностранным языком и на формирование мотивов самообразования и профессионального самосовершенствования. Заключение. Исследование показало, что предложенная система педагогических мер способствует повышению направленности студентов технического вуза на овладение иноязычной коммуникативной компетенцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ведута О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS’ MOTIVATION TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE

Introduction. The article is devoted to the problem of the development of technical university students’ motivation to learn a foreign language. The article’s purpose is presenting a system of pedagogical measures aimed at increasing students’ interest for a foreign language and, as a result, the effectiveness of their educational activity. Methodology. To solve the research tasks the following methods were used: questionnaire survey, testing, observation, conversation with students, analysis of their academic and attendance results, experimental work, analysis of received results, graphic interpretation. Results. The study revealed that students’ motivation to learn a foreign language is negatively affected by two main factors: the mismatch between the level of students’ knowledge and the imposed requirements and the mismatch between the studied material and the students’ needs and expectations. Based on the obtained results, a system of pedagogical measures was developed and introduced into the educational process. This system was aimed at the stage development of students’ educational motivation. The first stage purpose was making student understand the role of the foreign language in the vocational training process and preparing them to learn a technical foreign language; the second stage purpose was developing students’ motivation to learn a technical foreign language; the third stage purpose was increasing the stability of motives to learn a technical foreign language, developing self-education and professional self-improvement motives. Conclusion. The study showed that the proposed system of pedagogical measures helped to increase technical university students’ motivation to learn a foreign language.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК/UDC 378.147 О. В. Ведута

O. Veduta

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

DEVELOPMENT OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS' MOTIVATION TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE

Введение. Статья посвящена проблеме формирования мотивации студентов технических вузов к изучению иностранного языка. Цель статьи - представить систему педагогических мероприятий, направленных на повышение интереса студентов к иностранному языку и, как следствие, результативности их учебной деятельности.

Методология. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа с обучающимися, анализ результатов их академической успеваемости и посещаемости занятий, опытно-экспериментальная работа, графическая интерпретация данных исследования, системный анализ.

Результаты. В ходе исследования было выявлено, что на мотивацию студентов технического вуза к изучению иностранного языка оказывают негативное влияние два основных фактора: несоответствие уровня знаний студентов предъявляемым требованиям и несоответствие изучаемого материала потребностям и ожиданиям обучающихся. С учетом полученных результатов разработана и внедрена в образовательный процесс система педагогических мероприятий, направленных на поэтапное формирование учебной мотивации студентов. На первом этапе акцентировалось понимание роли иностранного языка в процессе профессиональной подготовки, подготовка студентов к изучению специального иностранного языка, на втором у студентов формировалась мотивация на овладение специальным иностранным языком, третий этап был нацелен на повышение устойчивости мотивов овладения специальным иностранным языком и на формирование мотивов самообразования и профессионального самосовершенствования.

Заключение. Исследование показало, что предложенная система педагогических мер способствует повышению направленности студентов технического вуза на овладение иноязычной коммуникативной компетенцией.

Introduction. The article is devoted to the problem of the development of technical university students' motivation to learn a foreign language. The article's purpose is presenting a system of pedagogical measures aimed at increasing students' interest for a foreign language and, as a result, the effectiveness of their educational activity.

Methodology. To solve the research tasks the following methods were used: questionnaire survey, testing, observation, conversation with students, analysis of their academic and attendance results, experimental work, analysis of received results, graphic interpretation.

Results. The study revealed that students' motivation to learn a foreign language is negatively affected by two main factors: the mismatch between the level of students' knowledge and the imposed requirements and the mismatch between the studied material and the students' needs and expectations. Based on the obtained results, a system of pedagogical measures was developed and introduced into the educational process. This system was aimed at the stage development of students' educational motivation. The first stage purpose was making student understand the role of the foreign language in the vocational training process and preparing them to learn a technical foreign language; the second stage purpose was developing students' motivation to learn a technical foreign language; the third stage purpose was increasing the stability of motives to learn a technical foreign language, developing self-education and professional self-improvement motives.

Conclusion. The study showed that the proposed system of pedagogical measures helped to increase technical university students' motivation to learn a foreign language.

Ключевые слова: иностранный язык, учебная мотивация, формирование мотивации, студенты технического вуза, система педагогических мероприятий.

Keywords: foreign language, educational motivation, motivation development, technical university students, system of pedagogical measures.

Введение

Качество подготовки выпускников учреждений высшего образования зависит не только от уровня квалификации профессорско-преподавательского состава и применяемых педагогических технологий, но и от отношения студентов к приобретаемой специальности, стремления овладеть ею. Если студент выбрал профессию с учетом своих интересов и склонностей, имеет адекватное представление о содержании будущей профессиональной деятельности, видит перспективы профессиональной самореализации, это, несомненно, оказывает положительное влияние на результаты его учебной деятельности. Однако необходимо учитывать и тот факт, что высокая профессиональная мотивация может приводить к снижению интереса к дисциплинам, которые, по мнению студентов, не имеют непосредственного отношения к их будущей профессиональной деятельности. Это, как правило, дисциплины гуманитарного цикла, к числу которых относится иностранный язык. Педагогическая практика показывает, что нередки случаи, когда у студентов, хорошо успевающих по специальным дисциплинам, возникают проблемы с изучением иностранного языка. Сами студенты в качестве причин своих неудач часто указывают трудность освоения данной гуманитарной дисциплины для людей с техническим мышлением. Однако причина этого явления кроется не только в объективной сложности иностранного языка, но и в отсутствии у студентов стремления приобрести качественные знания по данной учебной дисциплине, настойчивости в достижении этой цели, нежелании прилагать значительные волевые усилия, то есть в низкой мотивации к изучению иностранного языка. Несмотря на то, что отношение к данной дисциплине в последнее время значительно изменилось в положительную сторону благодаря спросу на специалистов со знанием иностранного языка на рынке труда, еще достаточно большой процент студентов не видит возможности практической реализации иноязычной коммуникативной компетенции в своей будущей профессиональной деятельности. Как следствие, такие обучающиеся не заинтересованы в приобретении качественных знаний по иностранному языку, у них отсутствует стремление прилагать волевые усилия для преодоления трудностей, возникающих в процессе обучения. В лучшем случае они нацелены на получение хороших баллов, которые будут отражены в дипломе.

Проблема формирования мотивации к изучению иностранных языков привлекала внимание многих ученых и педагогов-практиков [8-11; 13]. В научной

литературе описаны способы повышения интереса студентов к изучению данной дисциплины, такие как применение на занятиях инновационных педагогических технологий [11], привлечение студентов к участию в олимпиадах [8], конкурсах чтецов, конкурсах переводов [9], организация концертов на иностранном языке и др. Однако все вышеуказанные методы оказывают влияние на учебные и социальные составляющие мотивационной сферы студентов, но не касаются их профессиональной мотивации, а она, как было показано выше, является доминирующей при обучении в профессиональном учебном заведении.

Методология

Описанное в данной работе исследование проводилось на базе Тюменского индустриального университета. В нем приняли участи студенты специальностей «Прикладная геология», «Гидрогеология», «Технология геологической разведки». Контрольная группа - 103 студента, из них - 49 девушек и 54 юношей; экспериментальная группа - 105 респондентов: 46 девушек, 59 юношей. Исследование включало в себя следующие задачи:

- изучение отношения к иностранному языку поступивших в вуз первокурсников;

- разработку и внедрение в образовательный процесс комплекса педагогических мероприятий, направленных на повышение мотивации студентов к овладению иностранным языком с учетом выявленных особенностей;

- оценку эффективности проведенной педагогической работы.

Отношение студентов к иностранному языку исследовалось методом анкетирования, который позволил собрать массовый материал за короткий срок. Также учитывался отмеченный К. М. Гуревичем факт, что метод анкетирования может давать двойное искажение: первое - при выборе вопросов для анкеты экспериментатором, что всегда ограничивает спектр ответов для отвечающего; второе - при ответе, так как даже при желании ответить предельно точно обучающийся не всегда умеет осознать и сформулировать свое отношение и вместо подлинных мотивов указывает на мотивировку. В особой мере это предостережение относится к анкетному исследованию такой сложной сферы, как мотивация [14, с. 94].

Многие ученые, занимавшиеся исследованием мотивации обучающихся (Л. И. Божович [3], А. К. Маркова [12], А. А. Реан [4], Е. П. Рябоштан [15] и др.), отмечают, что наиболее эффективным и достоверным является метод наблюдения, так как

он, во-первых, не требует специального времени, тесно переплетается с образовательным процессом, во-вторых, выявляет факты реального поведения обучающихся в естественных условиях обучения и дает данные, более надежные и достоверные, чем ответы на вопросы анкеты. Мы дополнили результаты анкетирования наблюдением за студентами в условиях образовательной деятельности. В качестве вспомогательных методов применялись беседа с обучающимися, анализ результатов их академической успеваемости и посещаемости занятий. С целью проверки эффективности разработанного комплекса педагогических мероприятий применялись методы опытно-экспериментальной работы и анализ полученных данных.

Результаты

Изучение отношения к иностранному языку поступивших в вуз первокурсников показало, что подавляющее большинство опрошенных (98%) считают, что владение иностранным языком увеличивает конкурентоспособность специалиста на рынке труда, однако при этом только 59% респондентов ответили, что они видят возможность применения получаемых на занятиях знаний в будущей профессиональной деятельности. В качестве причины студенты назвали преобладание в изучаемом материале общеразговорных тем. Действительно, согласно рабочей программы дисциплины «Иностранный язык», на первом курсе изучаются страноведческие темы, включающие в себя политическое устройство и национальные особенности страны изучаемого языка, и темы, косвенно затрагивающие специальность «Я студент Тюменского индустриального университета» и «Моя будущая профессия». Специальную лексику студенты начинают изучать на втором курсе. Разработчики рабочей программы объясняют подобное распределение тем отсутствием у первокурсников специальных знаний, а также необходимостью повышения культурного уровня будущих специалистов за счет углубленного знакомства с культурой и традициями страны изучаемого языка. Однако, как показало проведенное исследование, предлагаемый студентам языковой материал не соответствует их потребностям и ожиданиям. Кроме того, необходимо принимать во внимание количество учебного времени, предусмотренное на изучение общеразговорных и специальных тем. Учебным планом отведено на изучение дисциплины «Иностранный язык» два года, причем на первом курсе - три часа в неделю, а на втором - только

два, то есть при имеющемся распределении языкового материала на освоение специальных тем приходится менее 40 % аудиторных занятий.

В результате наблюдения за студентами в ходе учебной деятельности и бесед с ними было выявлено, что негативное влияние на мотивацию овладения иностранным языком часто оказывает несоответствие уровня знаний студентов предъявляемым требованиям. Низкий уровень ранее приобретенных знаний, являющийся причиной частых ошибок и неудач при обучении, не позволяет студентам проявить себя на занятиях, почувствовать себя успешными, что, в свою очередь, приводит к снижению желания учиться. И напротив, предлагаемый учебный материал, адаптированный преподавателем к уровню знаний большинства студентов, оказывается слишком легким для обучающихся с высоким уровнем владения иностранным языков, не вызывает у них сложности в усвоении, а значит, не позволяет в полной мере ощутить радость преодоления трудностей и удовлетворенность от учебной деятельности, что препятствует развитию мотивации учения.

Таким образом, изучение отношения студентов к иностранному языку позволило выявить два основных фактора, негативно влияющих на мотивацию обучающихся:

1) несоответствие уровня знаний студентов предъявляемым требованиям;

2) несоответствие изучаемого материала потребностям и ожиданиям студентов.

С учетом результатов проведенного исследования была разработана система педагогических мероприятий, направленных на повышение мотивации к изучению иностранного языка у студентов технического вуза. В основе этой системы лежит комплексный подход, предполагающий, что изучение иностранного языка следует рассматривать не обособленно, а как неотъемлемый компонент образовательного процесса в вузе, то есть, при планировании педагогических мероприятий следует учитывать общие тенденции динамики учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе обучения. Учебный план предусматривает изучение иностранного языка на первом и втором курсе технического вуза (первый - четвертый семестр), следовательно, на мотивацию приобретения знаний по данной дисциплине будут оказывать влияния факторы, характерные для этого периода обучения.

Формирование мотивации студентов к изучению иностранного языка проводилось поэтапно с учетом специфики учебного периода. Оно включало в себя

три этапа, на каждом из которых ставились определенные цели и решались конкретные задачи.

Первый этап проводился во время первого семестра. Целью данного этапа являлось формирование у обучающихся понимания роли иностранного языка в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, подготовка студентов к изучению курса технического иностранного языка. Достижение данной цели осуществлялось путем решения следующих задач:

1) ликвидация пробелов школьного образования;

2) облегчение адаптации к новой образовательной среде;

3) формирование у студентов адекватного представления о будущей профессии и способах овладения ею.

Начальный этап обучения в вузе характеризуется адаптацией к условиям нового образовательного учреждения. В этот период у студентов происходит трансформация сложившегося за годы предыдущего обучения рабочего стереотипа. Первокурсники переоценивают смысл и значимость обучения, осваивают новые способы получения знаний, значительная часть которых приходится на самообразование. Необходимость устанавливать новые социальные контакты (новый студенческий коллектив, общение с преподавателями) приводит к активизации социальных мотивов, таких как стремление проявить себя в новых условиях, занять определенное положение, освоить новые способы делового сотрудничества. Кроме того, на отношение к обучению в вузе в целом и на мотивацию изучения иностранного языка в частности оказывают негативное влияние трудности, характерные для адаптационного периода, такие как сомнения в правильности выбора профессии, сложности в установлении социальных контактов в новом коллективе, налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие и др.

На первых занятиях по иностранному языку студенты вынуждены соотнести имеющийся у них уровень знаний с новыми требованиями и оценить количество усилий, которые необходимо затратить для ликвидации выявленного несоответствия. Если обучающийся видит, что разрыв между его знаниями, умениями и навыками и новыми требованиями существенный, что для достижения цели необходимо приложить значительные усилия, а его волевые качества развиты слабо, и он плохо владеет приемами планирования и организации своей деятельности, то учебная мотивация такого студента снижается. Все вышепере-

численное указывает на необходимость оказания обучающимся педагогической помощи в преодолении трудностей адаптационного периода путем ликвидации пробелов в знаниях, снижения негативного влияния трудностей, характерных для периода адаптации, формирования адекватного представления о будущей профессии.

Ликвидация пробелов школьного образования осуществлялась путем входного тестирования, позволившего выявить недостатки в знаниях студентов, и вводно-коррективного курса, разработанного с учетом результатов тестирования. При организации педагогической работы учитывался тот факт, что в период адаптации студенты испытывают эмоциональное напряжение, и особое внимание уделялось нейтрализации факторов стресса. Для благоприятной психологической атмосферы мы стремились создать на занятиях ситуацию успеха для всех обучающихся вне зависимости от их исходного уровня знаний. А. С. Белкин [2], В. А. Сластенин [16], В. А. Сухомлинский [17] говорили о влиянии успеха в учении на отношение обучающихся к учебной деятельности и ее результативность. Они подчеркивали, что успех является источником внутренних сил, дающим энергию для преодоления трудностей, повышающим интерес к учебной деятельности и удовлетворенность ею. Ситуации успеха создавались путем:

- дифференцированного подхода, который осуществлялся посредством применения метода разноуровневых заданий, дающего возможность студентам максимально проявить свои способности;

- выставления баллов с учетом не только правильности выполнения заданий, но и прогресса в знаниях обучающихся;

- повышения успешности учебной деятельности через использование парных и групповых форм работы.

Педагогическая работа проводилась дифференцировано. Нами были выделены три группы обучающихся в зависимости от исходного уровня знаний: первая группа - студенты с недостаточным уровнем предметных знаний, вторая - студенты с достаточным уровнем предметных знаний, третья - студенты с высоким уровнем предметных знаний.

Студенты первой группы, как правило, чувствуют себя некомфортно на занятиях из-за недостаточного уровня предметных знаний. В качестве психологической защиты они нередко используют «выученную беспомощность», пассивное поведение, «позицию жертвы» (от таких обучающихся можно услышать следующие фразы: «У нас не велся иностран-

ный язык в школе», «У нас был плохой учитель» и т.п.). Одной из основных задач при работе с такими студентами являлась смена их пассивной позиции объекта («Меня не научили») на активную позицию субъекта учебной деятельности. Средствами, обеспечивающими активное включение студентов в процесс обучения, являлись подбор заданий оптимальной для данных обучающихся сложности, акцентирование внимания на достигнутых результатах, самостоятельности и успешности деятельности и др.

Для повышения активности и самостоятельности студентов первой группы на занятиях использовались парные, групповые и коллективные формы работы. Коллективная работа была организована таким образом, чтобы каждый студент выполнял часть общего задания, и от результатов его деятельности зависел успех всей группы. При организации работы преподавателем особое внимание уделялось созданию доброжелательной атмосферы в коллективе, формированию навыков поддержки и взаимопомощи.

Вторая группа (студенты с достаточным уровнем предметных знаний) самая многочисленная и именно на нее традиционно ориентируется преподаватель при подборе и организации учебного материала. Несмотря на достаточный для успешного обучения уровень знаний мотивация изучения иностранного языка студентов данной группы неоднородна. В этой группе особое внимание уделялось студентам со способностями к обучению (хорошая память, быстрое восприятие новой информации и т.д.), но слабо развитыми волевыми качествами и недостаточно сформированными навыками самоорганизации и самоконтроля деятельности. Такие обучающиеся способны мобилизовать свои внутренние ресурсы и добиться хороших результатов в ситуации высокой мотивации к деятельности, вызванной внешними или внутренними факторами (например, стресс во время проверочной работы). Однако учебная мотивация таких студентов неустойчива, что приводит к нерегулярности учебной работы и проблемам при обучении.

Основной задачей при работе с такими студентами являлось повышение их чувства ответственности. С этой целью создавались ситуации, в которых обучающиеся чувствовали ответственность за результаты общего труда (подготовка доклада по новой теме, обсуждение которой планировалось на занятии, роль координатора коллективной деятельности и др.) Ощущение успеха при выполнении непростого задания, возможность проявить лидерские и организаторские качества, чувство ответственности за результат совместной деятельности, признание в группе спо-

собствовали регулярности учебной деятельности и, как следствие, повышению ее результативности и учебной мотивации таких студентов.

Развитию учебной мотивации студентов третьей группы (высокий уровень владения иностранным языком) препятствовало то, что материал, отобранный преподавателем для вводно-коррективного курса, был для них слишком легок и поэтому не вызывал интереса. Основной задачей при работе с обучающимися третьей группы являлось создание условий для проявления их способностей, а именно: подбор заданий соответствующих уровню подготовленности студентов (выполнение заданий повышенной трудности, участие в предметных олимпиадах и др.), создание поддерживающей атмосферы в группе, при которой успех отдельного студента воспринимается как успех всего коллектива (организация групповой работы, при которой сильные обучающиеся являются координаторами и консультантами для всех членов группы и при которой от слаженности действий и взаимопомощи зависит коллективный успех и др.)

Выбор тем для изучения в первом семестре также осуществлялся с учетом задач данного этапа и был направлен на облегчение адаптации студентов, формирование у них адекватного представления о будущей профессии, положительного отношения к ней и к обучению в вузе в целом. В первом семестре студенты изучали темы, рассматривающие историю вуза, организацию образовательного процесса в нем, знакомящие их с будущей профессией («Я студент индустриального университета», «История ТИУ», «Моя специальность»). Описанные в научной литературе исследования [4] показывают, что далеко не все первокурсники правильно представляют содержание будущей профессиональной деятельности, некоторые из них ничего не знают о приобретаемой специальности, поэтому уже в первом семестре мы взяли для изучения темы, раскрывающие в общих чертах особенности будущей профессии. При изучении этих тем особое внимание уделялось разъяснению обучающимся роли и места иностранного языка в процессе профессиональной подготовки, его значимости для будущей карьеры, а также того, как знания, получаемые на занятиях, будут применяться в профессиональной деятельности.

Второй этап педагогической работы охватывал второй семестр. Целью данного этапа было формирование у студентов мотивации овладения специальным иностранным языком. Достижение данной цели осуществлялось путем решения следующих задач:

1) более раннее начало изучения специальных тем;

2) распределение учебного материла таким образом, чтобы темы, изучаемые на занятиях по иностранному языку, рассматривались сразу же, как только были пройдены на занятиях по специальным дисциплинам.

Выровненный в результате вводно-коррективного курса уровень знаний студентов и сформированное у них на первом этапе понимание необходимости овладения иностранным языком для успеха в будущей профессиональной деятельности позволили перейти к следующему этапу педагогической работы, целью которого являлось формирование мотивации овладения специальным иностранным языком (интереса к специальной иноязычной лексике и способам овладения ею).

При распределении учебного материла мы стремились к тому, чтобы темы, изучаемые на занятиях по иностранному языку, рассматривались сразу же, как только были пройдены в ходе изучения специальных дисциплин. Поскольку педагогическая работа проводилась среди студентов геологических специальностей, во втором семестре обучающимся были предложены темы, изученные ими в курсе общей геологии, а именно «Состав земной коры», «Минералы», «Горные породы», «Геологические процессы».

При организации педагогической работы мы придерживались идей Ю. К. Бабанского, что формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования образовательного процесса (обновление содержания и укрепление межпредметных связей, активные методы обучения и т.д.) [1]. Мы также опирались на результаты исследований западных психологов (Р. де Чармса, Э. Диси и др.), согласно которым факторами, способствующими становлению мотивации, являются выбор, свобода его осуществления, оптимальный уровень сложности деятельности, ее новизна и непредсказуемость, положительная, а также чередующаяся с ней отрицательная обратная связь информирующего характера [18-20]. С целью повышения привлекательности для студентов учебных занятий по мере овладения ими специальной лексикой и формирования речевых навыков расширялось применение активных методов обучения. Выбор методов обучения осуществлялся с учетом целей и задач определенного занятия, характера учебного материала, особенностей обучающихся. Обобщение опыта позволило выделить наиболее часто используемые приемы:

- актуализация уже имеющихся у студентов знаний по изучаемой теме, полученных на занятиях по специальным дисциплинам. Для этого в начале

изучения темы студентам предлагалось ответить на вопросы по ней. При попытке построить самостоятельное высказывание на иностранном языке студенты понимали, что им не хватает знания специальной лексики, что вызывало потребность в овладении ею и подготавливало обучающихся к восприятию нового материала;

- подача материала в виде столкновения различных научных фактов и теорий, что вызывало интерес обучающихся, вынуждало их соотнести предлагаемый материал с уже имеющимися знаниями;

- предоставление обучающимся возможности выбора формы работы (индивидуально или в группе) и способа представления ее результатов (обычное монологическое высказывание, доклад с презентацией и др.);

Третий этап педагогической работы проводился во время третьего и четвертого семестров. Целью данного этапа было повышение устойчивости мотивов овладения специальным иностранным языком, формирование мотивов самообразования и профессионального самосовершенствования. Достижение данной цели осуществлялось путем решения следующих задач:

1) специализация тематики языкового материала;

2) ориентация обучения на профессиональную деятельность.

На данном этапе обучения мы придерживались общей логики организации образовательного процесса на геологических специальностях вуза, предусматривающей постепенную специализацию, то есть переход от общегеологических знаний к углубленному изучению определенной специальности (геологии нефти и газа, гидрогеологии и инженерной геологии, геофизических методов поисков и разведки полезных ископаемых и др.). Выбор тем для занятий по иностранному языку осуществлялся в соответствии со специализацией студентов. Будущим геологам-нефтяникам мы предлагали для изучения следующие темы: «История нефтяной промышленности», «Теории образования нефти», «Геологические методы поисков и разведки углеводородных месторождений» и др.; гидрогеологам -«Гидрологический цикл», «Водоносные горизонты», «Поиск грунтовых вод» и др.; геофизикам - «Общая и разведочная геофизика», «Геофизические методы поиска полезных ископаемых», «Сейсморазведка» и др. С целью повышения эффективности занятий преподавателями были разработаны и изданы учебные пособия для различных геологических специальностей [5-7].

При поступлении 1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр

> Экспериментальная группа Контрольная группа

Рис. Динамика мотивации студентов к изучению иностранного языка (балл)

Поскольку иностранный язык рассматривается нами как необходимый компонент целостного образовательного процесса, мы стремились создать на занятиях условия для постепенной трансформации познавательных мотивов в мотивы самообразования и профессионального самосовершенствования путем ориентации образования на будущую профессиональную деятельность. Ориентация на профессиональную деятельность позволила также снизить вероятность восприятия студентами изучаемого материала как «чистого знания», которое они не смогут применить в будущей работе. Использовались следующие способы профессиональной ориентации образования:

- применение форм работы, аналогичных формам профессионального сотрудничества: коллективные формы, предполагающие инициативную позицию студентов, их взаимодействие и общение, личный вклад каждого в достижение общей цели;

- моделирование реальных или возможных предметных или социальных ситуаций в аудиторных условиях, предполагающее анализ уже свершившегося действия (вычленение проблемы, определение условий, анализ адекватности выбранных средств) или решение новой задачи (формулировка проблемы, поиск и защита способов ее решения, анализ эффективности предложенных вариантов);

- создание ситуаций, в которых обучающиеся ощущали недостаточность полученных знаний, стимулирующих самостоятельный поиск информации (дискуссии, требующие убедительной аргументации своей позиции и др.).

Исследование проводилось в течение двух лет, входе опытно-экспериментальной работы (ОЭР) отслеживалась динамика мотивации к изучению иностранного языка студентов экспериментальной и контрольной групп. Результаты, полученные с помощью методики для диагностики учебной мотивации А. А. Реана, В. А. Якунина (модификация Н. Ц. Бадмаевой; максимальная значимость мотивов - 7 баллов) [1] (рис.).

Обработка результатов в программе Statistika с помощью критерия Манна - Уитни выявила статистически достоверную разницу в показателях учебной мотивации студентов экспериментальной и контрольной групп.

Заключение

Проведенное исследование показало, что предложенная система педагогических мероприятий способствует повышению эффективности формирования мотивации студентов к изучению иностранного языка в условиях технического вуза.

Литература

1. Бабанский Ю. К. Как оптимизировать процесс обучения. М., 1978. 48 с.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. М., 1991. 176 с.

3. Божович Л. И., Благонадежиная Л. В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. 350 с.

4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб., 2000. 304 с.

5. Ведута О. В. Discover petroleum geology. Курс профессионального английского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 21.05.02 «Прикладная геология» специализация «Геология нефти и газа». Тюмень, 2016. 114 с.

6. Ведута О. В., Родина О. Н. Our Earth: Land and Water. Technical English for Hydrogeology Students. Тюмень, 2018. 112 с.

7. Ведута О. В. Английский язык для геологов-нефтяников (B1-B2). Москва, 2019. 121 с.

8. Воднева С. Н. Олимпиада по иностранному языку в вузе как фактор мотивации изучения иностранного языка // Иностранный язык и культура в контексте образования для устойчивого развития : Межвуз. сб. науч.-метод. ст. Псков, 2015. С. 18-22.

9. Долгова Н. И. Конкурс поэтического перевода в неязыковом вузе как способ повышения мотивации по изучению иностранных языков // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков : сб. науч. ст. Чебоксары, 2019. С. 79-84.

10. Жебраткина И. Я. Активизация мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе // Филологические и педагогические аспекты гуманитарного образования в неязыковых вузах : сб. материалов III межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Рязань, 2019. С. 318-321.

11. Макоивец Е. А. Инновационные методики обучения иностранным языкам как средство повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка // Инновационные технологии в образовательном процессе : сб. науч. тр. XIV междунар. науч.-метод. конф. Курск, 2017. С. 77-83.

12. Маркова А. К. Формирование мотивации в школьном возрасте. М., 1983. 96 с.

13. Пьянзина И. В. Methods of increasing motivation of educational and cognitive activity of students in the process of learning a foreign language // Социально-экономическая политика страны и сибирского региона в условиях цифровой экономики : материалы XI междунар. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию Финуниверситета. Барнаул, 2019. С. 255-257.

14. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / под ред. Г И. Щукиной. М., 1988. 208 с.

15. Рябоштан Е. П. Педагогическое наблюдение: метод, позволяющий дойти до каждого // Директор школы. 2000. № 1. С. 10-15.

16. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М., 2013. 576 с.

17. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1988. 270 с.

18. De Charms R. Personal causation: The internal affective determinants of behavior. N. Y. : Acad. Press, 1968. 398 p.

19. Deci E. L. Intrinsic motivation. N. Y. : Plenum, 1975. 324 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Deci E. L. Self-determination and intrinsic motivation in human behavior. N. Y. : Plenum, 1985. 371 p.

References

1. Babansky Yu. K. Kak optimizirovat' process obucheniya [How to optimize the learning process]. Moscow, 1978, 48 p. (In Russian).

2. Belkin A. S. Situaciya uspekha: kak ee sozdat' [The situation of success: how to create it]. Moscow, 1991, 176 p. (In Russian).

3. Bozhovich L. I., Blagonadezhinaya L. V. Izuchenie motivacii povedeniya deteji podrostkov [Studing the motivation of children's and adolescents' behavior]. Moscow, 1972, 350 p. (In Russian).

4. Bordovskaya N. V., Rean A. A. Pedagogika [Pedagogy]. St. Petersburg, 2000, 304 p. (In Russian).

5. Veduta O. V. Discover petroleum geology. Kurs professional'nogo anglijskogo yazyka dlya studentov, obuchayushchihsya po napravleniyu podgotovki 21.05.02 «Prikladnaya geologiya» specializaciya «Geologiya nefti i gaza» [Discover petroleum

geology. Professional English course for students enrolled in the field of study 05.21.02 "Applied Geology" specialization "Petroleum Geology"]. Tyumen, 2016, 114 p. (In Russian).

6. Veduta O. V., Rodina O. N. Our Earth: Land and Water. Technical English for Hydrogeology Students. Tyumen, 2018, 112 p.

7. Veduta O. V. English for Petroleum Geologists (B1-B2). Moscow, 2019. 121 p.

8. Vodneva S. N. Olimpiada po inostrannomu yazyku v vuze kak faktor motivacii izucheniya inostrannogo yazyka [Olympiad in a foreign language at the university as a factor of motivating the foreign language study]. Interuniversity collection of scientific and methodological articles "Foreign language and culture in the context of education for sustainable development". Pskov, 2015, pp. 18-122. (In Russian).

9. Dolgova N. I. Konkurs poeticheskogo perevoda v neyazykovom vuze kak sposob povysheniya motivacii po izucheniyu inostrannyh yazyko [Poetic translation competition in a non-linguistic university as a way to increase motivation for the foreign language study]. Collection of scientific articles "Modern methods and technologies of teaching foreign languages". Cheboksary, 2019, pp. 79-84. (In Russian).

10. Zhebratkina I. Ya. Aktivizaciya motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze [Activation of motivation to learn a foreign language in a non-linguistic university]. Collection of materials of the III interregional scientific and practical conference with international participation "Philological and pedagogical aspects of humanitarian education in non-linguistic universities". Ryazan, 2019, pp. 318-321. (In Russian).

11. Makoivets E. A. Innovacionnye metodiki obucheniya inostrannym yazykam kak sredstvo povysheniya motivacii obuchayushchihsya k izucheniyu inostrannogo yazyka [Innovative methods of teaching foreign languages as a means of increasing the students' motivation to learn a foreign language]. Collection of scientific papers of the XIV international scientific-methodical conference "Innovative technologies in the educational process". Kursk, 2017, pp. 77-83. (In Russian).

12. Markova A. K. Formirovanie motivacii v shkol'nom vozraste [Motivation development in the school age]. Moscow, 1983, 96 p. (In Russian).

13. Pyanzina I. V. Methods of increasing students' motivation of educational and cognitive activity in the foreign language learning process. Materials of the XI international scientific and practical conference dedicated to the 100th anniversary of the Financial University "Socio-economic policy of the country and the Siberian region in the digital economy". Barnaul, 2019, pp. 255-257.

14. Pedagogicheskie problemy formirovaniya poznavatel'nyh interesov uchashchihsya [Pedagogical problems of the students' cognitive interest development]. Ed. G. I. Schukina. Moscow, 1988, 208 p. (In Russian).

15. Ryaboshtan E. P. Pedagogicheskoe nablyudenie: metod, pozvolyayushchij dojti do kazhdogo [Pedagogical observation: a method that allows understanding everyone]. Head Teacher, 2000, no. 1, pp. 10-15. (In Russian).

16. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 2013, 576 p. (In Russian).

17. Sukhomlinsky V. A. O vospitanii [About education]. Moscow, 1988, 270 p. (In Russian).

18. De Charms R. Personal causation: The internal affective determinants of behavior. N. Y., Acad. Press, 1968, 398 p.

19. Deci E. L. Intrinsic motivation. N. Y., Plenum, 1975, 332 p.

20. Deci E. L. Self-determination and intrinsic motivation in human behavior. N. Y., 1985, 371 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.