Научная статья на тему 'Развитие профессиональной мотивации магистрантов к изучению иностранного языка'

Развитие профессиональной мотивации магистрантов к изучению иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / МАГИСТРАНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ДИАГНОСТИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ / АНКЕТИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL MOTIVATION / UNDERGRADUATES / PEDAGOGICAL EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE / DIAGNOSIS OF EDUCATIONAL MOTIVATION / QUESTIONNAIRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Л. М., Абдрахимова Л. А.

Статья посвящена проблеме развития профессиональной мотивации магистрантов к изучению иностранного языка. Обосновывается значение процесса овладения иностранным языком и формирования соответствующей мотивации у студентов-магистрантов в современных реалиях высшей школы, обусловленных требованиями образовательного стандарта и социальным заказом. Авторы рассматривают развитие мотивов изучения иностранного языка в рамках структуры профессиональной мотивации, определяют необходимые условия. Предлагается анализ результатов пилотажного исследования по определению у магистрантов первого года обучения педагогического направления отношений и мотивов изучения иностранного языка. На основании экспериментальных данных сформулированы выводы об уровне развития профессиональной мотивации у студентов-магистрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Л. М., Абдрахимова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the development of professional motivation of undergraduates to study a foreign language. The article substantiates the importance of the process of mastering a foreign language and the formation of appropriate motivation of undergraduates in the modern realities of higher education, due to the requirements of the educational standard and social order. The authors consider the development of the motives of learning a foreign language within the framework of the structure of professional motivation, determine the necessary conditions. The analysis of the results of the pilot study to determine the undergraduates of the first year of teaching the pedagogical direction of relationships and motives for learning a foreign language. On the basis of experimental data conclusions about the level of professional motivation of undergraduates are formulated.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной мотивации магистрантов к изучению иностранного языка»

УДК 378.1

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

МАГИСТРАНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Л.М. Захарова, Л.А. Абдрахимова

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития профессиональной мотивации магистрантов к изучению иностранного языка. Обосновывается значение процесса овладения иностранным языком и формирования соответствующей мотивации у студентов-магистрантов в современных реалиях высшей школы, обусловленных требованиями образовательного стандарта и социальным заказом. Авторы рассматривают развитие мотивов изучения иностранного языка в рамках структуры профессиональной мотивации, определяют необходимые условия. Предлагается анализ результатов пилотажного исследования по определению у магистрантов первого года обучения педагогического направления отношений и мотивов изучения иностранного языка. На основании экспериментальных данных сформулированы выводы об уровне развития профессиональной мотивации у студентов-магистрантов.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, магистранты, педагогическое образование, иностранный язык, диагностика учебной мотивации, анкетирование.

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOTIVATION

OF STUDENTS TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE

L. Zakharova, L. Abrakhimova

Abstract. The article is devoted to the development of professional motivation of undergraduates to study a foreign language. The article substantiates the importance of the process of mastering a foreign language and the formation of appropriate motivation of undergraduates in the modern realities of higher education, due to the requirements of the educational standard and social order. The authors consider the development of the motives of learning a foreign language within the framework of the structure of professional motivation, determine the necessary conditions. The analysis of the results of the pilot study to determine the undergraduates of the first year of teaching the pedagogical direction of relationships and motives for learning a foreign language. On the basis of experimental data conclusions about the level of professional motivation of undergraduates are formulated.

Keywords: professional motivation, undergraduates, pedagogical education, foreign language, diagnosis of educational motivation, questionnaire.

Актуальность. В современных условиях интеграции образовательных пространств и интеграции профессионального взаимодействия необходимость владения иностранным языком определяет успешность личностного и профессионального роста. Умение выпускников высшей школы осуществлять коммуникацию на иностранном языке - это качественный показатель их уровня современной профессиональной подготовки. Поэтому образовательные организации высшего образования должны обеспечивать

соответствующие условия, способствующие эффективному овладению иностранным языком каждым студентом, которые позволяют в дальнейшем свободно использовать его в профессиональной деятельности.

Сегодня дисциплина «Иностранный язык» в образовательном пространстве вуза на уровне бакалавриата относится к базовой части образовательной программы. Ее изучение является обязательным условием

профессиональной подготовки для студентов всех направлений, в том числе и педагогического. Стандарт высшего образования уровня магистратуры по педагогическому направлению предоставляет образовательной организации самостоятельное определение перечня дисциплин, входящих в обязательный блок основной образовательной программы. Однако требования к выпускнику магистратуры предполагают определенный уровень владения иностранным языком. Указано, что по окончанию магистратуры выпускник должен быть готов к осуществлению профессиональной

коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1); уметь организовывать взаимодействие с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными [4]. Кроме того, специфика обучения в магистратуре обусловливает знание современных научных тенденций в области образования, предполагает

осуществлять обзор и изучение иностранной научной литературы и журналов (в том числе индексируемых в базе Scopus,Web оf Science и др.), что невозможно без владения иностранными языками.

Анализ современной образовательной практики показывает недостаточный интерес студентов к изучению иностранного языка, непонимание ими значимости этого процесса для своей деятельности, профессионального роста. У них отсутствуют потребность и мотивы в приобретении знаний и умений в области профессиональной коммуникации на

иностранном языке, что влечет за собой достаточно низкий уровень освоения соответствующей дисциплины, а соответственно ограничивает изучение мирового опыта профессиональной педагогической деятельности и новых научных исследований.

Особо значимым структурным элементом образовательного процесса в магистратуре является создание условий по формированию профессиональной мотивации [6], в том числе и к изучению иностранного языка. Это обусловлено тем, что в настоящее время к будущим педагогам различных уровней образования предъявляются требования, связанные не только с владением собственно педагогической деятельностью, но и к зрелости их личности, к сформированности профессиональной мотивации. Именно она проявляется совокупностью мотивов, которые понимаются как фундаментальные основы человеческой деятельности, используемые при анализе сферы побуждений к соответствующим действиям. Мотив определяет отражение предметного содержания потребности личности, удовлетворение которой требует от нее совершения активной и целенаправленной деятельности, способствуя порождению смыслов, установок, задач и созданию соответствующих условий их реализации [7]. Мотивы профессиональной деятельности студентов-магистрантов выступают в качестве конструкта осознания потребностей, актуальных в данный момент для индивида: профессиональное развитие, саморазвитие, самоутверждение, самопознание, повышение статуса и пр., которые удовлетворяются в процессе выполнения учебных задач и служат стимулом для изучения будущей профессиональной деятельности [1].

Профессиональная мотивация - это первооснова профессиональной деятельности, обеспечивающая успешность ее осуществления в различных жизненных ситуациях. Анализ научной литературы показывает, что данный вид мотивации может быть определен по-разному.

Она рассматривается как: совокупность стойких мотивов, которые зависят от профессиональных взглядов отношений, позиций, а также эмоций, чувств, профессиональных качеств личности [2]; совокупность потребностей, интересов, которые побуждают человека к профессиональной деятельности, к профессиональной

самореализации и профессиональному совершенствованию [7]; совокупность определенных мотивационных свойств и состояний личности, возникающих в ходе деятельности, которые побуждают и регулируют ее активность, обусловленную особенностями профессиональных задач [5]. Согласно А.В. Горбушкиной, в качестве мотива профессиональной деятельности может выступать предполагаемый образ цели профессиональной деятельности. Формируя этот образ, субъект деятельности задействует и наличные у него потребности, и профессиональные интересы, и установки, и сформированные убеждения, учитывает и эмоциональные состояния, и свои ценности, и наличные условия ситуации, вероятность достижения цели, свои знания и опыт [3].

По отношению к студентам, профессиональную мотивацию можно рассматривать как поэтапный процесс развития совокупности мотивов определяющих стремление и активные действия, направленные на теоретико-практическое овладение соответствующими компетенциями,

способствующими их самореализации в профессиональной сфере. При этом одну из ключевых позиций должен занимать мотив изучения иностранного языка как одного из важных компонентов современной

профессиональной подготовки магистров. На тех направлениях подготовки в вузе, где иностранный язык является необходимой составляющей будущей профессиональной деятельности, мотивация студентов к его изучению, безусловно, более высокая; с широким спектром мотивов изучения (собственно профессиональных мотивов профессионального развития и карьерного роста; прагматических мотивов, познавательных мотивов, мотивов самореализации личности, социальных мотивов). У студентов-магистрантов педагогического направления (кроме профилей, непосредственно связанных с иностранным языком) уровень профессиональной мотивации к изучению иностранного языка достаточно низкий.

Цель статьи. Определить значимость развития профессиональной мотивации магистрантов к изучению иностранного языка и

проанализировать экспериментальные данные по выявлению отношений и мотивов его изучения у студентов.

Задачи исследования:

1. Теоретико-методологическое обоснование процесса развития профессиональной мотивации магистрантов к изучению иностранного языка.

2. Отбор и обоснование методов исследования по изучению развития профессиональной мотивации магистрантов к изучению иностранного языка.

3. Интерпретация и анализ результатов пилотажного исследования.

Методы исследования. В целях выявления отношения и мотивов изучения студентами иностранного языка было проведено пилотажное исследование среди магистрантов 1 курса (педагогическое направление). Выборка составила 25 человек, возраст магистрантов 28 - 45 лет. Были использована методика диагностики учебной мотивации студентов, разработанная на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина; метод анкетирования.

Основная часть.

Процесс развития профессиональной мотивации студентов к изучению иностранного языка - это многоэтапный процесс саморазвития, самореализации, направленность которого зависит как от внешних условий, так и от индивидуальных особенностей субъекта деятельности [8]. В связи с этим становится значимым обоснование условий,

способствующих развитию у студентов рефлексивного отношения к собственной личности, к результатам своей деятельности, в том числе и к учебной.

Анализ психолого-педагогических

исследований и результатов изучения образовательной практики позволяет выделить внутренние (личностные) и внешние (средовые) условия, которые в значительной степени определяют характер профессиональной мотивации студентов к изучению иностранного языка. К внутренним условиям относятся потребности, ценностные ориентации, установки личности, психофизиологические особенности. Они позволяют инициировать и регулировать деятельность в соответствии с личностными потребностями. Внешние условия

характеризуются организацией процесса обучения магистров в вузе. Они выступают как побудитель деятельности студентов извне, исходя из совокупности специально создаваемых факторов, образующих и регулирующих ее. Эти условия обусловлены региональной спецификой, социокультурными условиями развития вуза,

образовательных организаций, где

осуществляется или будет проходить профессиональная деятельность студентов. Внешние условия определяют пространство развития профессиональной мотивации студентов, в том числе и к изучению иностранного языка. Под влиянием действия факторов профессиональной среды формируется особая личностная структура регуляции взаимодействия с окружающим миром - система мотивации профессиональной деятельности.

Для осуществления наиболее эффективного процесса развития профессиональной мотивации к изучению иностранного языка у магистров педагогического образования следует, в первую очередь, изучить особенности учебной мотивации в целом. Это позволит разработать оптимальные условия ее развития.

Результаты исследования. С целью диагностики учебной мотивации магистрантов педагогического образования использовалась специальная методика, разработанная на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина. По результатам диагностики можно утверждать, что значимым мотивом для магистрантов является профессиональный, его среднее значение равняется 3,16; учебно-познавательные мотивы -3,15; социальные мотивы - 3,12. Анализ выбора студентами мотивов профессиональной деятельности показал, что студенты в большей степени ориентированы на результат, а не на процесс профессиональной подготовки.

С целью выявления отношения, мотивов магистрантов к изучению иностранного языка было проведено анкетирование. Его анализ показал, что в основном (75%) респондентов особого эмоционального подъема при изучении языка не испытывают, лишь 25% опрашиваемых с хорошим настроением посещают занятия иностранным языком. Несмотря на это, интерес к изучению иностранного языка наблюдается у 50% магистрантов первого курса; ситуативный интерес наблюдается у 33%, лишь у 12,5% интерес отсутствует вообще. Пользу от изучения иностранного языка 87,5% респондентов видят в практическом применении знаний лишь во время путешествий; 15% определяют ценность иностранного языка для профессиональной деятельности. Среди всех изучаемых дисциплин по значимости иностранный язык в основном стоит на 2,3 месте (50%); 12,5% - на первом месте; 37,5% - на последнем в списке изучаемых дисциплин.

На мотивацию к изучению иностранного языка влияют способы преподавания, личность педагога. Несмотря на более активное

задействование студентов в процесс изучения языка при нетрадиционных способах обучения 37,5% анкетируемых отдали предпочтение традиционным формам проведения занятий в вузе. Все виды работ, которые используют на занятиях иностранного языка (грамматика, аудирование, устная, письменная речь) в равной степени вызывают трудности у всех магистрантов, что, безусловно, связано с общим уровнем владения языком, временем получения образования. Опрашиваемые респонденты больше всего любят читать и переводить, т.е. то, чему в основном и учат в школе. Общение друг с другом выделили среди любимой деятельности -2 человека. На отношение к изучению языка, мотивацию к его изучению влияет личность педагога; это отметили 75% магистрантов. И лишь 25% - рассматривают его как средство развития, в том числе и в профессиональном плане.

Выводы. Проведенное исследование по изучению профессиональной мотивации

магистрантов к изучению иностранного языка позволяет сделать некоторые выводы. Профессиональная мотивация у магистрантов к изучению иностранного языка характеризуется отсутствием значимости его изучения в профессиональной деятельности; низким уровнем его владения; недостаточно применяемыми практико-ориентированными технологиями; отсутствием интеграции языковых и профессиональных дисциплин.

Полученные результаты теоретического анализа и пилотажного исследования особенностей профессиональной мотивации магистрантов к изучению иностранного языка позволяют заключить, что сегодня необходимо создавать технологию по ее эффективному развитию, включающую совокупность различных условий. Это обусловлено как нормативными требованиями стандарта, так и современными тенденциями реализации профессиональной деятельности в сфере образования специалистов с магистерской степенью.

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

2. Воробьева В.М. Развитие профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в туристском вузе: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / В.М. Воробьева. - М., 2010. - 24 с.

3. Горбушина А.В. Структура мотивации профессиональной деятельности: метасистемный подход / А.В. Горбушина // Вестник Вятского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 138-141.

4. Приказ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» от 21 ноября 2014 № 1505 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom /440401.pdf

5. Романенко В.И. Мотивация профессиональной деятельности сотрудников университета государственной противопожарной службы МЧС России / В.И. Романенко, Д.С. Безносов // Вестник Санкт-петербургского университета государственной противопожарной службы. - 2011. -№ 1. - С. 72-76.

6. Романова Е.В. Особенности формирования профессиональной мотивации у студентов старших курсов педагогического вуза: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.В. Романова. - М., 2010. - 18 с.

7. Сотникова А.В. Профессиональная мотивация как предмет социологического анализа / А.В. Сотникова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2010. - № 3(5). - С. 118-122.

8. Хабаева Л.В. Влияние ценностных ориентаций на развитие профессиональной мотивации студентов вуза: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Л.В. Хабаева. - М., 2001. - 24 с.

Сведения об авторах:

Захарова Лариса Михайловна (г. Ульяновск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольного и начального общего образования ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», e-mail: [email protected]

Абдрахимова Лилия Асхатевна (г. Ульяновск, Россия), аспирант кафедры общей педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», ассистент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО УИ ГА, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

L. Zakharova (Ulyanovsk, Russia), doctor of pedagogical sciences, Professor, head of the Department of pre-school and primary education, Ulgpu. In. Ulyanova, e-mail: [email protected]

L. Abdrakhimova (Ulyanovsk, Russia), postgraduate students of the Department of general pedagogics and social sciences, Ulgpu. In. Ulyanova, assistant of the Department of foreign languages UI CA, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.