Научная статья на тему 'Условия формирования положительной мотивации у студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку'

Условия формирования положительной мотивации у студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / MOTIVATION / FOREIGN LANGUAGE FOR STUDENTS OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY / INTERNAL MOTIVATION / EXTERNAL MOTIVATION / INSTRUMENTAL MOTIVATION / INTEGRATIVE MOTIVATION / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / ACTIVE LEARNING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолова Татьяна Викторовна

Целью данной работы является теоретическое обоснование соблюдения необходимого комплекса условий для достижения положительной мотивации студентов неязыкового вуза в процессе изучения иностранного языка. В статье дается сопоставление внутренних и внешних мотивов данной педагогической проблемы, подчеркивается важность применения активных и интерактивных форм обучения для достижения поставленных целей. Описываются подходы, повышающие мотивацию изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Результаты изучения мотивации в неязыковом вузе подчеркивают необходимость ее моделирования в процессе изучения иностранного языка. Полученные результаты свидетельствуют о важности создания условий мотивации для студентов неязыковых вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions for the formation of positive motivation among students of a non-linguistic university in theprocess of teaching a foreign language

The aim of this article is a theoretical justification of the importance to comply with the necessary set of conditions in order to achieve positive motivation among students of a non-linguistic university in the process of foreign language learning. The article provides a comparison of internal and external motives of this pedagogical problem, emphasizes the importance of using active and interactive teaching techniques to achieve the goals. The article describes approaches that can increase student’s motivation to study a foreign language in a non-linguistic university. The results the research on motivation in a non-linguistic university emphasize the necessity for its modeling in the process of learning a foreign language. The obtained results indicate the importance of creating motivation conditions for students of non-linguistic universities

Текст научной работы на тему «Условия формирования положительной мотивации у студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку»

Условия формирования положительной мотивации у студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку

Ермолова Татьяна Викторовна,

старший преподаватель, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: tvermolova@yandex.ru

Целью данной работы является теоретическое обоснование соблюдения необходимого комплекса условий для достижения положительной мотивации студентов неязыкового вуза в процессе изучения иностранного языка. В статье дается сопоставление внутренних и внешних мотивов данной педагогической проблемы, подчеркивается важность применения активных и интерактивных форм обучения для достижения поставленных целей. Описываются подходы, повышающие мотивацию изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Результаты изучения мотивации в неязыковом вузе подчеркивают необходимость ее моделирования в процессе изучения иностранного языка. Полученные результаты свидетельствуют о важности создания условий мотивации для студентов неязыковых вузов.

Ключевые слова: мотивация; иностранный язык для студентов неязыкового вуза; внутренняя мотивация, внешняя мотивация; инструментальная мотивация; интегративная мотивация; обучение иностранному языку; методы активного обучения.

о с

U

сэ см о см

В последнее время в мире происходит расширение профессиональных контактов, обмен информацией становится намного свободней, учебно - методическая и научная литература, которая издается на сегодняшний день за рубежом, дает доступное обогащение информацией специалистам разных стран, а кроме того, позволяет общаться на разные темы на международном уровне. Изучение иностранных языков помогает усиливать культурные, профессиональные и образовательные контакты. Исходя изэтого, нужны специалисты, которые бы владели иностранным языком на необходимом уровне.

Студенты неязыковых факультетов недостаточно владеют иностранным языком, несмотря на его значимость в разнообразных сферах их деятельности. Достаточно много причин, которые могут это объяснить, но одной из главных является низкая мотивация изучения иностранного языка.

Особенности формирования мотивации при изучении иностранного языка нашли свое отражение в работах различных ученых. Как пишет Н.М. Симонова, которая проанализировала структуру развития положительной мотивации при изучении иностранного языка на неязыковых факультетах, в основе решения проблемы повышения мотивации находится привлечение студентов в коллективную учебно-познавательную деятельность [11]. Е.В. Шантарин руководствуется таким мнением, что огромную роль в развитии мотивации при изучении иностранного языка играет проведение дискуссий в университете [12].

Помимо этого имеются определенные работы, которые приурочены к развитию положительной мотивации при изучении иностранного языка у студентов неязыковых факультетов. По мнению Э.А. Непомнящей, которая изучила структуру формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых факультетов, изучила динамику изменения мотивации и разработала специальную методику обучения просмотровому чтению, в основе повышения мотивации лежит моделирование будущей профессии студентов и использование чтения как средство получения профессиональной информации [9].

Учеными В.Е. Андреевой и Г.Л. Ильиным была рассмотрена проблема обучения говорению на основе профессионального текста и общения. Для того чтобы активизировать познавательную деятельность у студентов, ученые предложили модель учебно-ролевых игр и проблемно-коммуникативный подход [1,4]. По мнению ученых, главную роль в изучении иностранного языка

играют подходы в обучении, интерес к предмету, а также состояние учебных пособий.

Мы можем сделать заключение, что совокупность этих факторов оказывает влияние на развитие мотивов учебной деятельности, которые затрагивают иностранный язык. Вследствие этого, мы можем утверждать, что каждый студент имеет свой собственный уровень сформированности мотивации. Так, А.К. Маркова выделяет 6 уровней формирования мотивации при изучении иностранного языка. В каждом уровне она выделяет 4 блока: мотивационный, целевой, познавательный и эмоциональный. Для нас представляют наибольший интерес мотивационный и познавательный блоки, который представлены в теории А.К. Марковой. По типу отношения к учению она выделяет следующие уровни [8]:

- отрицательное отношение - отсутствие интереса к процессу и содержанию учения, неадекватный контроль и самооценка учебной деятельности.

- нейтральное (пассивное) отношение - пассивность в новых ситуациях и условиях, несформи-рованные мотивы к внешним результатам.

- положительное ситуативное) отношение - глубокий познавательный интерес к преподавателю, усвоение новых знаний, выполнение поставленных задач.

- положительное (познавательное, осознанное) отношение - самостоятельная постановка целей и мотивов, способность применять новые знания в знакомых ситуациях, самоконтроль, самооценка.

Перечисленные работы, в которых рассматриваются особенности формирования мотивации в процессе языковой подготовки, не в полной мере способствуют повышению уровня мотивации обучающихся. Мы должны обратиться к истокам данной проблемы, которые находят свое проявление в школьные годы. Имеется ряд исследований, которые показывают, что снижение интереса к иностранному языку начинается в школе [10].

Рядом исследователей отмечается тенденция падения интереса к иностранному языку, которая берет свое начало в школе и продолжается в университете. Главной причиной этого явления можно обозначить снижение мотивации обучения в целом, так и мотивации изучения иностранного языка. По вопросу формирования мотивации существует несколько точек зрения, она может быть изучена только через проявления и эффекты, через анализ наблюдаемых сопутствующих процессов [1,2,5,7,13]. Можно выделить 2 группы снижения мотивации. 1-ая группа - факторы, которые находятся в зависимости от преподавателя, 2-ая группа - факторы, которые находятся в зависимости от студентов [5].

Факторы, которые зависят от преподавателя, а именно неправильный подбор учебного материала, который порождает перегрузку у студента, кроме того незначительный уровень знания преподавателем современных методов обучения,

неспособность преподавателя создавать отношения со студентами и систему их взаимоотношений друг с другом [10].

Можно выделить внешние и внутренние мотивы. Ученые различают 2 типа мотивации при изучении иностранного языка, а именно инструментальную и интегративную. По нашему мнению, внешняя мотивация - инструментальная, а внутренняя мотивация - интегративная [1,3,5].

Инструментальная мотивация находит свое отражение во внешних потребностях и способствует тому, что студент изучает иностранный язык из-за денег, карьеры и т.д. Для студента цель изучения иностранного языка становится не личное желание, а необходимость извне.

Мы придерживаемся такого мнения, что инте-гративная мотивация отражает внутренние потребности студента и соотносится с внутренней мотивацией при овладении иноязычной речью. Ученый С.Т. Григорян различает следующие разновидности интегративной мотивации: коммуникативную, лингво-познавательную и инструментальную [3]. По мнению ученых, мы понимаем под коммуникативной мотивацией инициативное участие студента в общении, как на занятии, так и в свободное время. Под лингво-познавательной мотивацией подразумевается положительное отношение студентов к языковой материи. Формирование такой мотивации может происходить как опосредованным, так и непосредственным путем. Первый способ (опосредованный) достигается за счет коммуникативной мотивации, а второй (непосредственный) - путем стимуляции поисковой деятельности студентов в языковом материале [3].

Как пишут ученые, студенты с высоким уровнем внутренней мотивации изучают иностранный язык быстрее и более эффективно, чем те, которые ожидают внешних поощрений за результаты обучения. К примеру, И. Хартер рассматривает соотношение показателей внутренней и внешней мотивации. Мы постараемся соотнести их в следующей Таблице 1, где находится противопоставление показателей внешней и внутренней мотивации [13].

Таблица 1. Соотношение показателей внешней и внутренней мотивации

Внутренняя мотивация Внешняя мотивация

Предпочтение студентов отдаётся заданиям, которые требуют от них затрат и определённых усилий Предпочтение студентов отдаётся лёгкой работе

Любопытство/интерес Желание угодить преподавателю, выполнение работы ради оценки

Желание проявить творческое начало Зависимость от преподавателя при решении проблем

Независимость суждений Полагание на точку зрения преподавателя, в том, что нужно делать

Внутренний критерий успеха Внешний критерий успеха

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Мы можем сделать вывод, что первые три показателя отражают причины, по которым студент изучает иностранный язык, два последних показывают, какие критерии контроля наиболее важны. Внешняя мотивация оказывает воздействие на внутреннюю мотивацию посредством положительной обратной связи «студент-преподаватель».

При изучении иностранного языка необходимо понимать мотивы, которые способствуют выполнению определенных видов деятельности студентом. Наиболее важные мотивы следует довести до уровня полного осознания для того, чтобы придать им побуждающую силу. Кроме того необходимо уменьшить значимость неценных мотивов, которые могут тормозить развитие мотивации и оказывать отрицательное воздействие на нее [10].

По мнению М.Е. Кузовлевой, которая рассмотрела систему мотивов и «антимотивов» у студентов, мы можем сделать вывод о том, что структура мотивации при изучении иностранного языка изменилась [7]. Интересно, что «антимотивы» уходят на задний план и вообще исчезают. Это связано с тем, что студенты осознают значимость иностранного языка для своей дальнейшей жизни. На центральном месте находится мотивация, которая связана с перспективами развития личности, которые сопоставимы с профессиональным ростом. В связи с этим появляется новый мотив - выйти замуж за иностранца. Ученых настораживает, что происходит исчезновение мотивации, которая порождается самой учебной деятельностью, а также внутренняя интегративная мотивация.

В то же время существует мнение, которое может нам объяснить это явление, с которым мы не можем полностью согласиться, интегративная мотивация (деятельность ради самой деятельности) оказывает намного больше влияния, если студент находится в иноязычной среде, а инструментальная мотивация необходима, когда иностранный язык изучается в вузе. Мы придерживаемся такого мнения, что важны оба вида мотивации, если преподаватель сможет эффективно совмещать эти два вида мотивации, то студент сможет гармонично освоить иностранный язык [10].

Исследователи считают, что воздействие внешней мотивации на процесс изучения иностранного языка очень велико. Для преподавателя очень важно строить процесс изучения иностранного языка так, чтобы студенты ощутили продвижение к поставленной цели. Для того чтобы усилить влияние социальной мотивации, преподавателю следует использовать разнообразные источники информации, которые показывают студентам значение владения иностранным языком (это могут быть различные фильмы, специальная литература) [4,5].

Одним из типов внутренней мотивации считается коммуникативная мотивация, в таком случае понимаются коммуникативные потребности: на-5 пример, иметь диалог на иностранном языке с носителями языка, читать разнообразную литерату-еЗ ру, писать личные письма. Этот вид мотивации наЦ много сложнее всего удержать. Это разъясняется

тем, что иностранный язык выступает как искусственное средство общения в атмосфере родного языка, то есть коммуникация носит условный характер. Этот феномен представлен в методиках, которые основаны на принципах интенсивного обучения иностранному языку, разработанных Г.А. Китайгородской. Данные принципы, которые заложены в этих методиках, повсеместно не реализуются на занятиях иностранного языка в университете [6]. Главный момент успешного решения задач коммуникации на иностранном языке - это постановка учебной задачи перед студентами. Содержание учебного материала должно быть интересным студентам, а также формулировка должна носить коммуникативный характер.

Итак, мы можем утверждать, что преподавателю важно учитывать четыре главные составляющие (мотивационную, целевую, эмоциональную и познавательную), которые стоят в основе формирования положительной мотивации при изучении иностранного языка студентами вузов. Кроме того преподавателю необходимо создать условия для формирования внутренней (коммуникативной) и интегратив-ной мотивации, а также снизить мотивы, которые тормозят развитие мотивации. Еще одной из особенностей развития положительной мотивации при изучении иностранного языка в университете является соблюдение особенностей будущей профессиональной деятельности, что находится в основе развития профессиональной мотивации.

После анализа психолого-педагогической литературы, мы можем утверждать, что мотивация при изучении иностранного языка студентами будет эффективна, если в университете создать подходящие условия для изучения иностранного языка, мы сможем воздействовать благоприятно на развитие мотивации изучения иностранного языка у студентов.

На основе изученной нами литературы можно сделать вывод о том, что условия формирования положительной мотивации трактуются и классифицируются по-разному, поскольку существует множество мнений и взглядов [5].

Разнообразные классификации условий разработали современные эксперты. Проанализировав имеющиеся группы условий, считаем целесообразным разделить их на пять основных видов:

- условия, способствующие формированию внутренней мотивации при изучении иностранного языка,

- условия, способствующие формированию внешней мотивации при изучении иностранного языка,

- условия, способствующие формированию положительной мотивации в целом,

- условия, которые считает нужным создавать сам преподаватель и т.д.

- условия, которые благоприятно воздействуют на повышение мотивации познавательной деятельности.

Рассмотрим специфические условия формирования мотивации изучения иностранного языка в университете.

1. Формирование мотивации у студентов на материале содержания профессиональных компетенций, основанных на принципах контекстного обучения. Создание достаточно целостного и адекватного представления о своей будущей профессии [3,6,12].

2. Применение активных и интерактивных методов преподавания.

3. Содержание учебного материала соответствует способностям и потребностям учащихся.

4. Формирование личностного отношения к будущей профессии с помощью заданий и упражнений, используемых на занятиях иностранным языком.

5. Использование интерактивных методов преподавания для поддержки «коммуникативной мотивации».

На формирование мотивации оказывает влияние учёт специфики будущей профессиональной деятельности, нам необходимо остановиться на особенностях непосредственно самой профессиональной деятельности. Среди наиболее центральных особенностей профессиональной деятельности большинство авторов различают высокую степень социальной компетентности, рефлексивность, эмпатические способности, умение четко и конкретно формулировать проблемы [7].

Подводя итог всему вышесказанному, нами были выявлено, что для сформирования положительной мотивации студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку необходимо соблюдение следующих условий, которые могут оказывать положительное воздействие на мотивацию изучения иностранного языка:

1) условия, способствующие формированию внутренней мотивации при изучении иностранного языка,

2) условия, способствующие формированию внешней мотивации при изучении иностранного языка,

3) условия, способствующие формированию положительной мотивации в целом,

4) условия, созданию которых способствует преподаватель и т.д.

5) условия, оказывающие положительное влияние на мотивацию учебной деятельности. Рассмотренные условия представляются достаточными для эффективного формирования положительной мотивации обучения у студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку.

Литература

1. Вербицкий A.A., Бакшаева H.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. -М.: ИЦ, 2000. - С. 200.

2. Григорян С.С. Семантическая группа структуры английских прилагательных положительной оценки и особенности их функционирования в современном английском языке: Авто-реф. дис. ...канд. филолог, наук. - М.: Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина, 1988. - С. 16.

3. Ильин Г.Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология (анализ понятия и практики применения). - М.: Просвещение, 1999. -С. 24.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - С. 508.

5. Китайгородская Г. А., Гольдштейн Я.В. Предметное содержание интенсивного обучения // Активизация учебной деятельности. - Куйбышев: Куйбышевский гос. ун-т., 1986. - С. 1424.

6. Кузовлева М.Е. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в образовании иностранным языкам // Психолог в школе.-1984. - № 2. - С. 15-19.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. Гуманитар. Фонд «Знание», 1996. - С. 309.

8. Непомнящая Э.А. Формирование мотивов учебной деятельности при обучении общенаучным дисциплинам на первом курсе вуза: Ав-тореф. дис. ...канд. пед. наук (13.00.08). - Киев, 1977. - С. 20.

9. Реан A.A. Психология педагогической деятельности. - Ижевск: Изд- во Удм. ун-та, 1994. -С. 81.

10. Симонова Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. - М. 1982. - 26 с.

11. Шантарин Е.В. Социально-педагогическая поддержка студентов в системе воспитательной работы вуза. // Психологический журнал.-1989. - № 5. - С. 36-45.

12. Harter S. Self and Identity development. In S Feldmen and G. Elliott (Eds) // At the threshold The developing adolescent. - Cambridge, MA Harvard University Press, 1990.

conditions for the formation of positive motivation among students of a non-linguistic university in the process of teaching a foreign language

Ermolova T.V.,

Finance University under the Government of the Russian Federation

The aim of this article is a theoretical justification of the importance to comply with the necessary set of conditions in order to achieve positive motivation among students of a non-linguistic university in the process of foreign language learning. The article provides a comparison of internal and external motives of this pedagogical problem, emphasizes the importance of using active and interactive teaching techniques to achieve the goals. The article describes approaches that can increase student's motivation to study a foreign language in a non-linguistic university. The results the research on motivation in a non-linguistic university emphasize the necessity for its modeling in the process of learning a foreign language. The obtained results indicate the importance of creating motivation conditions for students of non-linguistic universities.

Keywords: motivation; foreign language for students of a non-linguistic university; internal motivation; external motivation; instrumental motivation; integrative motivation; foreign language teaching; active learning techniques.

СЭ

о

CO

-a

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

References

1. Verbitsky A.A., Bakshaeva H.A. Development of student motivation in contextual learning. - M .: IC, 2000. - P. 200.

2. Grigoryan S.S. The semantic group of the structure of English adjectives of a positive assessment and the features of their functioning in modern English: Abstract. dis. ... cand. philologist, sciences. - M .: Mosk. state ped Institute of them. IN AND. Lenin, 1988. - P. 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ilyin G.L. Personally-oriented pedagogical technology (analysis of the concept and practice of application). - M .: Education, 1999. - P. 24.

4. Ilyin EP Motivation and motives. - St. Petersburg: Peter, 2000. -P. 508.

5. Kitaygorodskaya G.A., Goldshtein Ya. V. Subject content of intensive training // Activation of educational activities. - Kuibyshev: Kuibyshev state. Univ., 1986. - P. 14-24.

6. Kuzovleva M. E. Professional orientation as one of the factors in the formation of motivation in the education of foreign languages // Psychologist at school. 1984. - No. 2. - P. 15-19.

7. Markova A.K. The psychology of professionalism. - M.: Intern. Humanitarian. Knowledge Foundation, 1996. - S. 309.

8. Nepomnyashchaya E.A. The formation of the motives of educational activities when teaching general science disciplines in the first year of high school: Abstract. dis. ... cand. ped Sciences (13.00.08). - Kiev, 1977. - P. 20.

9. Rean A.A. Psychology of pedagogical activity. - Izhevsk: Publishing House Udm. University, 1994. - P. 81.

10. Simonova N.M. An experimental study of the structure of motivation in the acquisition of a foreign language at a university: Abstract. dis. ... cand. ped sciences. - M. 1982.- 26 p.

11. Shantarin E.V. Social and pedagogical support of students in the educational system of the university. // Psychological journal.- 1989. - No. 5. - P. 36-45.

12. Harter S. Self and Identity development. In S. Feldmen and G. Elliott (Eds) // At the threshold: The developing adolescent. -Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990.

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.