Научная статья на тему 'К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей'

К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2663
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ / МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамедова Гузель Наильевна

Статья посвящена проблеме повышения качества иноязычной подготовки будущих специа8 листов в образовательном процессе высшей школы. В статье рассматриваются особенности формирования мотивации студентов к изучению предмета «Иностранный язык» в условиях пере8 хода от внешней мотивации к внутренней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей»

Хамедова Г.Н.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Статья посвящена проблеме повышения качества иноязычной подготовки будущих специалистов в образовательном процессе высшей школы. В статье рассматриваются особенности формирования мотивации студентов к изучению предмета «Иностранный язык» в условиях перехода от внешней мотивации к внутренней.

Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, учебные мотивы, мотивация к изучению иностранного языка, внутренние и внешние мотивы.

В современных условиях глобализации рынка интеллектуального труда и услуг наиболее востребованными становятся специалисты, активно владеющие иностранным языком на уровне международных стандартов. Кроме того, в настоящее время свободное владение иностранным языком является одной из составляющих инженерной компетентности бакалавра, о чем свидетельствуют требования ФГОС, предъявляемые к выпускнику технического профиля.

Однако, как отмечают исследователи, несмотря на необходимость знания иностранного языка специалистами различных сфер деятельности и понимание его значимости, выпускники неязыковых вузов недостаточно хорошо им владеют [14]. Существует ряд проблем, снижающих качество иноязычной подготовки студентов. Среди основных можно выделить: отсутствие внутренней мотивации и стимулов к изучению иностранного языка, потребности и возможности использовать полученные знания в будущей работе, общаться с представителями иноязычных культур и т. д. [8;12]. В связи с этим проблема формирования мотивации к изучению иностранного языка является одной из наиболее актуальных в современном образовании.

В современной науке существует множество подходов к пониманию сущности, ее природы, структуры мотивации, а также к методам ее изучения.

Термин «мотив» - русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение» (от латинского слова «moveo» - двигаю). В психолого-пе-дагогическом контексте мотив понимается как побудительная причина действий и поступков человека, исходящих из стремления удовлетворить свои материальные или духовные потребности [16]. И.А. Зимняя характеризует мотив

как побуждение к деятельности, порожденное системой потребности человека [10]. По мнению Л.И. Божович, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания» [2, с. 15].

В настоящее время существуют различные трактовки понятия мотивации как психолого-пе-дагогического явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [10, с. 117]. Е.П. Ильин понимает под мотивацией психический процесс, преобразовывающий внешние воздействия во внутреннее побуждение [11, с. 65]. Мотивация по В.К. Вилюнасу - совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность [5, с. 191].

Таким образом, большинством авторов мотивация понимается как побудительный процесс, реализация в действии и поведении тех или иных потребностей, влечений.

Особое место в психолого-педагогических исследованиях занимает проблема учебной мотивации, которая определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность [15, с. 64].

Е.П. Ильин к мотивам учебной деятельности относит все факторы, обусловливающие проявление учебной активности (потребности, цели, установки, чувство долга) [11, с. 253]. А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов под мотивом учебной деятельности понимают направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним к ней отношением [15, с. 64]. Б.Вернер главной задачей мотивации учения считает такую организацию учебного процесса, которая максимально способству-

ет раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности студента [26, с. 140].

Мы понимаем под мотивацией учения опосредованный внутренними и внешними факторами процесс побуждения студентов к учебной деятельности для достижения образовательных целей.

Содержательные особенности учебной мотивации определяются следующими факторами:

- образовательной системой;

- образовательным учреждением;

- организацией образовательного процесса;

- спецификой учебного предмета;

- субъективными особенностями педагога [15, с. 57].

Учебная мотивация характеризуется сложной структурой. В качестве основных ее компонентов Б. Вернер [26] выделяет следующие мотивы:

- гражданский (учение как подготовка к будущей жизни в обществе);

- познавательный (приобретение знаний и навыков);

- социальной идентификации с преподавателем (соответствует требованиям преподавателя и высоких учебных достижений студентов);

- социальной идентификации с родителями (соотносится с ожиданиями родителей в области учебы и поведения);

- переживания (связан с привлекательностью учебного материала, его разнообразием и занимательностью);

- материальный (учение как предпосылка материальной обеспеченности в будущем);

- значения (приобретение и поддержание высокого социального престижа среди сверстников).

Как правило, учебная деятельность побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Однако не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них - ведущие, другие - второстепенные. Ведущие мотивы связаны с внутренним обретением личностных смыслов учебной деятельности студентов, в то время как второстепенные мотивы обусловлены внешними факторами и не связаны непосредственно с содержанием процесса обучения.

В этом отношении Л.И. Божович выделила два основных типа учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной

деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными взаимодействиями обучаемых с другими людьми) [2, с. 30].

Основываясь на классификации Л.И. Божович, А.К. Маркова предложила более полную и дифференцированную классификацию учебных мотивов. К уровням (подвидам) познавательной мотивации были отнесены: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями-фактами, явлениями, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (направленность на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (приобретение дополнительных знаний с целью построения программы самосовершенствования). Социальные мотивы включают следующие уровни: широкие социальные (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения); узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми) [15, с. 52].

Существует и другая, довольно распространенная классификация, в которой мотивы учебной деятельности делятся на «внешние» и «внутренние».

В отечественной психолого-педагогической науке общепринятыми являются два подхода к определению внутренней и внешней мотивации. Первый из них использует в качестве критерия разделения характер связи между учебным мотивом и другими компонентами учения (целью, процессом). Если мотив реализует познавательную потребность, связан с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью (совпадает с конечной целью учения), то он является «внутренним». Если же мотив реализует непознавательную (социальную по классификации) потребность и непосредственно не связан с получением знаний (не совпадает с целью учения), то он называется «внешним». В таком случае внутренними являются только познавательные мотивы, направленные на овладение новыми знаниями и способами их добывания. Этой точки зрения придерживаются Н.В. Елфи-мова, Н.Ф. Талызина, П.И. Якобсон [6;21;24].

В основе второго подхода - наряду с указанным ранее критерием - выделяется и другой - характер личностного смысла (утилитарно-прагматический и/или ценностный). Если

мотив имеет для личности утилитарно-прагматический смысл, т. е. реализует потребности во внешнем благополучии (материальном и/или социальном), его называют «внешним». Если же мотив имеет для личности вполне определенный ценностный смысл и с его помощью реализуется потребность в духовно-нравственном благополучии, в гармонизации внутреннего мира, в оценке, коррекции, формировании системы личностных убеждений, установок, притязаний, самооценок, то такой мотив обозначается как «внутренний». На этом основании к внутренним мотивам добавляется еще один - мотив самосовершенствования. Сторонниками данного подхода являются И.И. Вартанова, Г.Е. Залесский, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин [4;9;15; 23].

В зарубежной психолого-педагогической науке также существует точка зрения относительно деления учебных мотивов на «внешние» и «внутренние». Американские ученые Эдвард Л. Диси и Ричард М. Руаян [25] выделяют внутреннюю (на процесс и результат) и внешнюю (награда, избегание) формы учебной мотивации и соответствующие им типы поведения:

- внутренняя мотивация (intrinsic motivation) и соответственно внутренне мотивированное поведения (intrinsic motivated behavior) и

- внешняя мотивация (extrinsic motivation) и соответственно внешне мотивированное поведение (extrinsic motivated behavior).

Согласно разработанной исследователями теории самодетерминации и внутренней мотивации поведения человека, внешняя мотивация представляет собой особый конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда инициирующие и регулирующие факторы находятся вне Я (self) личности или же вне поведения. Внутренняя мотивация соотносится с таким типом детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения: «Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели» [25, с. 54].

Вместе с тем некоторые отечественные ученые оспаривают правомерность употребления терминов «внешний» и «внутренний» по отно-

шению к мотивам и мотивации. Так, Е.П.Иль-ин утверждает, что «мотивы всегда внутренние, в отличие от стимулов, вызывающих процесс мотивации, которые могут быть и внешними, и внутренними. Когда же говорят о внешней мотивации и мотивах, то имеют в виду либо внешние воздействия других лиц, либо привлекательность каких-то объектов» [11,c. 68].

В этой связи мы полагаем, что выделение внутренних и внешних аспектов (учебной) мотивации позволяет не только более детально понимать ее сущностные особенности, но и способствует конкретизации выбора педагогических стратегий и тактик формирующего развития данного индивидуально-личностного феномена, в том числе в аспекте изучения иностранного языка.

Проблеме формирования мотивации к изучению иностранного языка посвящены работы многих ученых.

Так, например, Н.М. Симонова изучала структуру мотивации при усвоении иностранного языка в языковом вузе, предлагая пути ее повышения на основе вовлечения студентов в совместную учебно-познавательную деятельность [19]. Е.В. Шантарин обосновал роль учебной дискуссии в повышении мотивации изучения иностранного языка студентами языкового вуза [22].

Э.А. Непомнящая исследовала структуру мотивации учебной деятельности студентов неязыковых специальностей вуза, разработала методику обучения просмотровому чтению, основанную на моделировании будущей профессиональной деятельности студентов [16]. Н.Н. Касаткина обосновала модель повышения уровня мотивации студентов к изучению иностранного языка на основе контекстного обучения [11]. Различные аспекты формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей рассматриваются в работах А.Н. Букиной, Н.А. Емельяновой, Н.В. Квач [3;7;12].

Вместе с тем многосложность рассматриваемой проблемы формирования мотивации студентов к изучению иностранного языка предполагает постоянство обращения к ней ученых и практических работников высшей школы.

Во многом это обусловлено необходимостью образовательного преодоления существующих противоречий между:

- возрастающим объемом информации, возможностью использовать зарубежные источники, общаться с коллегами из разных стран и недостаточно высоким уровнем владения иностранным языком выпускниками вузов;

- необходимостью повышения уровня иноязычной подготовки будущих специалистов и потребностью педагогической теории и практики в дальнейшей разработке адекватных методик, способствующих положительной динамике формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей;

- желанием студента осваивать иностранный язык как важнейшую составляющую ком-петентностного развития личности современного специалиста и необходимостью дальнейшей научно-методической оптимизации образовательного процесса вуза в данном направлении.

Таким образом, можно сделать вывод, что на формирование мотивов учебной деятельности студента в целом и иностранного языка в частности влияет многогранный комплекс причин, связанный с объективно-субъективными факторами педагогического и индивидуально-личностного обуславливания процесса учебной мотивации.

Для уточнения содержательно-смысловых особенностей учебной мотивации студентов при изучении иностранного языка (в диалектике внутренних и внешних мотивов) мы разработали диагностическую анкету, направленную на выявление:

1) степени личностной значимости учебной деятельности студента по освоению иностранного языка;

2) статуса преподавателя как личностно значимого субъекта, оказывающего прямое влияние на мотивацию изучения иностранного языка;

3) соотношения познавательных и социальных мотивов учения в мотивационной иерархии студента;

4) характера ценностного отношения студента к содержательно-смысловым особенностям дисциплины «Иностранный язык», определения образовательно-дидактических предпочтений в тематике, формах и видах работы на занятии.

Результаты констатирующей диагностики позволили нам выделить три группы причин снижения у студентов мотивации к изучению иностранного языка, соотносимых с особенностями внутренней и внешней мотивации учения.

Среди факторов, затрудняющих формирующее развитие внутренней мотивации студентов, были отмечены следующие:

- низкий уровень языковой подготовки, полученной в школе, несформированность мотивов учебной деятельности и прежде всего приемов самостоятельного приобретения знаний;

- степень эмоциональной комфортности межличностных отношений с коллективом или с преподавателем, эвристические аспекты организации и проведения занятий;

- недостаточный уровень владения преподавателем современными интерактивными образовательными технологиями, не всегда адекватный отбор учебного материала.

Анализ результатов анкетирования позволил определить основные характеристики внешней и внутренней мотивации изучения иностранного языка у студентов. Содержание внешних мотивов в основном формируется под влиянием таких стимулирующих факторов, как «хорошая оценка» или «стипендия». Внутренние мотивы преимущественно связаны с удовлетворением личностных потребностей студентов в изучении иностранного языка (интерес, получение морального удовлетворения от самого процесса обучения и т. д.).

С целью более глубокого исследования особенностей мотивации студентов к изучению иностранного языка мы использовали тест-опросник Т.Д. Дубовицкой [6], направленный на диагностику мотивации учебной деятельности в диалектике внутренне-внешнего опосредования.

Данная методика позволила не только выделить доминирующие внешние и внутренние мотивы, но и определить уровни сформирован-ности внутренней мотивации студентов к изучению иностранного языка и тем самым обозначить содержание и логику опытно-экспериментальной работы.

Поскольку внутренняя мотивация является наиболее личностно важной и педагогически значимой, напрямую определяющей успешность учебной деятельности, основная задача преподавателя иностранного языка состоит в обеспечении условий образовательного перехода студентов от внешней к внутренней мотивации при изучении иностранного языка.

Мы считаем, что одним из важнейших направлений является создание развивающей образовательной среды, в которой каждый студент мог бы реализовать свои возможности и потребности в изучении иностранного языка за счет формирования личностного смысла иноязычных знаний.

В качестве одного из вариантов возможно создание и проектирование виртуальной образовательной среды иноязычного общения, которая не только представляет собой совокупный информационно-технологический ресурс дис-

танционного образования [18, с. 91], но и обладает значимым потенциалом личностно-смысловой актуализации образовательного знания как такового. Особая роль в этом отношении принадлежит так называемым «социальным сетям», позволяющим общаться группе пользователей, объединенных общим интересом [20].

Для создания виртуальной образовательной среды иноязычного общения мы выбрали социальную сеть «Facebook», изначально предполагающую контактное взаимодействие между друзьями и знакомыми, в том числе с иностранными пользователями, что предполагает знание иностранного языка.

В дидактическом отношении главная роль здесь принадлежит созданию группы обучаемых, обеспечение вхождения в нее новых участников, направленность на коммуникативное взаимодействие в сфере иностранного языка, размеще-

ние необходимого учебного материала, ссылок на аудио- и видеоролики, различные обучающие сайты и т. п. При этом сетевым участникам предоставляется возможность выполнять задания в различных электронных форматах (текст, графический материал, аудиозаписи, видеозаписи), обмениваться образовательной информацией с участниками группы ON LINE, найти англо-говорящих друзей с целью совершенствования навыков иноязычного говорения.

Как показали результаты исследования, использование социальных сетей в качестве виртуальной образовательной среды иноязычного общения обеспечивает непрерывное взаимодействие участников образовательного процесса, учитывая их интересы, и тем самым способствует формированию внутренней мотивации изучения иностранного языка.

15.11.2011

Список литературы:

1. Алхазишвили, А.А. Мотивационная основа обучения устной иностранной речи. Ученые записки МГТИЯ им. М.Тореза. -М., 1971. - Т. 60. - С. 180-186.

2. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. - С. 7-44.

3. Букина, А.Н. Воспитание и мотивация учебной деятельности студентов. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1994. - C. 103.

4. Вартанова, И.И. К проблеме диагностики мотивации // Вестник Московского университета. Сер.14: Психология. -1998. - №2. - С. 80-87.

5. Вилюнас, В.К. Теория деятельности и проблема мотивации // А.Н.Леонтьев и современная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - С. 191-200.

6. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. - 2005. - №1. - С. 73-77.

7. Елфимова, Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ // Вопросы психологии. - 1985. - №5. - С. 162-168.

8. Емельянова, Н.А. Формирование оптимальной мотивации овладения иностранным языком студентами неязыкового вуз: автореф. дисс...канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Емельянова. - Нижний Новгород, 1997. - 22 с.

9. Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. - М., 1994. - С.142.

10. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - С. 124.

11. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - C. 65, 68, 253.

12. Касаткина, Н.Н. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей: автореф. дисс.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.Н. Касаткина. - Ярославль, 2003. - 22 с.

13.Квач, Н.В. Формирование профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка: автореф. дисс.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.В. Квач. - Калуга, 2005. - 22 с.

14. Лазарева, М.В. Развитие языковой личности студента средствами мотивации в неязыковом вузе [Электронный ресурс] / М.В. Лазарева.- Москва: ИД «Первое сентября», 2011. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/312200. -дата обращения 08.11.2011.

15. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 1983. - С. 64.

16. Мотивы [Электронный ресурс] // Большая Советская Энциклопедия. - Режим доступа: http://oval.ru/enc/44918.html16. -дата обращения 08.11.2011

17. Непомнящая, Э.А. Формирование мотивов учебной деятельности при обучении иностранному языку // Новые исследования в психологии. - 1979. - №2. - С. 21-23.

18. Седова, Д.В. Виртуальный университет: предпосылки возникновения и перспективы развития // Материалы 15-й научной конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. - Дубна, 2008. - C. 91- 93.

19. Симонова, Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в ВУЗе: автореф. дисс..канд. психол. наук. - М., 1982. - 20 с.

20. Социальная сеть (Интернет) [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/Социальная сеть (Интернет). - дата обращения 08.11.2011

21. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. - М.: МГУ, 1975. - 342 с.

22. Шантарин, Е.В. Социально-педагогическая поддержка студентов в системе воспитательной работы вуза // Психологический журнал. - 1989. - №5. - С. 36-45.

23. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - С. 244-246.

24. Якобсон, П.М. Психические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Изд. Моск. унив-та, 1969. - 317с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Richard M., Ryan, Edward L. Deci Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions // Journal of Contemporary Educational Psychology 25. - 2000. - P. 54-67.

26. Werner, B. A theory of motivation for some classroom experiences // Journal of Educational Psychology. - 1999. - 240 p.

Сведения об авторе:

Хамедова Гузель Наильевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков естественнонаучных и инженерно-технических специальностей Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 1203а, тел. (3532) 372433, e-mail: [email protected]

UDC 37.015.3:378 Khamedova G.N.

Orenburg state university E-mail: [email protected]

TO THE PROBLEM OF MOTIVATION FORMATION FOR LEARNING ENGLISH IN NONE LINGUISTIC ENVIRONMENT

The article is devoted to the problem of quality enhancing in foreign language training of future specialists in higher educational process. The peculiarities of students’ motivation formation for learning English in the case of motivation conversion from extrinsic into intrinsic are considered in the article.

Key words: motivation, academic motivation, academic motives motivation for learning English, intrinsic and extrinsic motives.

Bibliography:

1. Alhazishvilly, A.A. Motivational base in oral foreign speech teaching. Proceedings.MSIFL in honor of M.Torez. - M., 1971. -T 60. - P. 180-186.

2. Bozhovich, L.I. The problem of children‘s motivational sphere development // Motivation analysis of children and teenagers. - M., 1972. - P. 7-44.

3. Bukina, A.N. Upbringing and motivation of students‘educational activity. - Yekaterinburg: Edited by Ural University, 1994. -P. 103.

4. Vartanova, I.I. To the problem of motivation diagnostics // Bulletin of Moscow University. Ser. №14: Psychology. - 1998. -№2. - P. 80-87.

5. Vilyunas,V.K. The theory of activity and motivation problem // A.N. Leontief and modern psychology. - Edited by MSU, 1983. - P. 191-200.

6. Dubovitskaya, T.D. To the research problem of academic motivation // Psychological issues. - 2005. - №1. - P. 73-77.

7.Yelfimova, N.V. The ways of motivation research in cognitive psychology: comparative analysis // Psychological issues. -1985. - №5. - P. 162-168.

8. Yemelyanova, N.A. The formation of optimal motivation in foreign language mastering by the students in none linguistic universities: autoref. diss. cand. ped. sciences: 13.00.01/ N.A. Yemelyanova. - Nizhniy Novgorod, 1997. - 22 p.

9. Zalesskiy, G.Y Psychology of world outlook and personality views. - M., 1994. - P. 142.

10. Zimniya, I.A. Psychology of foreign language teaching in school. - M.: Prosveschenie, 1991. - P. 124.

11. Ilyin, E.P. Motivation and motives. - SPb: «Peter», 2000. - P. 65, 68, 253.

12. Kasatkina, N.N. Motivation formation for learning foreign language by the students in none linguistic environment: authoref. diss. cand. ped. sciences: 13.00.08/ N.N. Kasatkina. - Yaroslavl, 2003. - 22 p.

13. Kvach, N.V. Formation of students’ professional readiness by means of foreign language motivation in technical universities: authoref. diss. cand. ped. sciences: 13.00.08/ N.V. Kvach. - Kaluga, 2005. - 22 p.

14. Lazareva, M.V. The development of student’s linguistic personality by means of foreign language motivation in none linguistic universities [E-resource] / M.V. Lazareva. - Moscow: PH «First September», 2011. - Access: http:// festival.1september.ru/articles/312200/. - date of appeal 08.11.2011.

15. Markova A.K., Orlov A.B., Fridman L.M. Schoolchildren’s motivation for learning and its improvement. - M., 1983. - 64 p.

16. Motives [E-resource] // Great Soviet Encyclopedia. - Access: http://oval.ru/enc/44918.html - date of appeal 08.11.2011

17. Nepomnyaschaya, E.A. The formation of academic activity motives in foreign language teaching // New researches in psychology. - 1979. - №2. - P. 21-23.

18. Sedova, D.V. Virtual University: the background of origin and the development perspectives //Materials of students and postgraduates conference. - Dubna, 2008. - P. 91-93.

19. Simonova, N.M. Experimental research of motivation structure in University’s foreign language learning: Author dis_cand.psyc.sci. - M., 1982. - 20 p.

20. Social network (Internet) [E-resource] // Wikipedia: free encyclopedia. - Access: http://ru.wikipedia.org/wiki. - date of appeal 08.11.2011

21. Talizina, N.F. Management in acquiring knowledge process / N.T. Talizina. - M.: MSU, 1975. - 342 p.

22. Shantarin, YV. Socially pedagogic support of students in educational work of University // Psychological journal. - 1989. -№5. - P. 36-45.

23. Elkonin, D.B. The chosen psychological proceeding. - M.: Pedagogics, 1989. - P. 244-246.

24. Jacobson, P.M. Psychological problems of human’s behavior motivation.- M.: Edited by Mosc.Univ, 1969. - 317 p.

25. Richard M., Ryan, Edward L. Deci Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions // Journal of Contemporary Educational Psychology 25, - 2000. - P. 54-67.

26. Werner, B. A theory of motivation for some classroom experiences // Journal of Educational Psychology. - 1999. - 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.