®
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
www.volsu.ru
<N
о
<N
UDC 378.147.34 Submitted: 10.03.2024
LBC 74.48 Accepted: 15.05.2024
APPLICATION OF INDUCTIVE APPROACH IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE GRAMMAR
Yulia N. Kulichenko
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Ekaterina M. Korolevskaya
Moscow City University, Moscow, Russian Federation;
Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University, Moscow, Russian Federation
Abstract. Teaching grammar is an important aspect of developing students' communicative competence in the process of teaching a foreign language at the university. Current requirements for graduates of higher educational institutions include developing foreign language communicative competence, the development of which is facilitated by the use of innovative teaching methods. This article analyses the specifics of using the inductive method in teaching English and characterises its advantages compared to the traditional deductive method, according to which the development of new grammatical structures begins with the teacher's explanation of rules. Using the inductive method assumes a more active role for students in foreign language learning. Here, mastering the grammatical structure is carried out by analysing the specifics of its functioning in the context, which contribute to better understanding and memorization of information. Students plan rules independently based on the analysis of the examples, which contributes to a deeper understanding of the material being studied. Because of practical research, a system of exercises on the topic "Passive Voice" has been developed, demonstrating the use of the inductive method in teaching foreign language grammar to students in non-linguistic areas of training. Using the inductive method has several undoubted advantages, since it contributes to the development of observation, linguistic intuition, cognitive independence, and motivation in students who become active participants in the educational process, demonstrate more interest in the topic being studied, and remember the information better.
Key words: inductive approach, grammar, foreign language teaching, professional competence, innovative teaching method.
УДК 378.147.34 Дата поступления статьи: 10.03.2024
ББК 74.48 Дата принятия статьи: 15.05.2024
ПРИМЕНЕНИЕ ИНДУКТИВНОГО МЕТОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Юлия Николаевна Куличенко
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
М Екатерина Михайловна Королевская
Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация; Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова,
о а
К Аннотация. Обучение грамматике является важным аспектом формирования коммуникативной компе-2 тенции студентов в процессе преподавания иностранного языка в вузе. Современные требования, предъявляе-§ мые к выпускникам высших учебных заведений, включают в себя сформированную иноязычную коммуника-У тивную компетенцию, развитию которой способствует применение инновационных методов преподавания. ^л В данной статье проанализирована специфика применения индуктивного метода при обучении английскому * языку и охарактеризованы его преимущества по сравнению с традиционным дедуктивным методом, согласно
н
& г. Москва, Российская Федерация
о
которому освоение новых грамматических конструкций начинается с объяснения преподавателем правил их использования. Применение индуктивного метода предполагает более активную роль студентов в изучении иностранного языка. В данном случае освоение рассматриваемой грамматической конструкции осуществляется благодаря анализу специфики ее функционирования в контексте, что способствует лучшему пониманию и запоминанию информации. Правила формулируются студентами самостоятельно на основе изучения представленных примеров, что способствует более глубокому осмыслению изучаемого материала. В результате практического исследования разработана система упражнений по теме «Passive Voice», демонстрирующих применение индуктивного метода при обучении грамматике иностранного языка студентов неязыковых направлений подготовки. Применение индуктивного метода обладает рядом несомненных преимуществ, поскольку способствует развитию наблюдательности, языковой интуиции, познавательной самостоятельности и мотивации студентов, которые становятся активными участниками образовательного процесса, вследствие чего проявляют больший интерес к изучаемой теме и лучше запоминают необходимую информацию.
Ключевые слова: индуктивный метод, грамматика, преподавание иностранного языка, профессиональная компетенция, инновационный метод обучения.
Введение
Изучение грамматики является важным, но весьма неоднозначным аспектом обучения иностранному языку. Не возникает сомнений в ключевой роли грамматики в формировании языковых навыков, однако возникают споры относительно того, каким образом и в каком объеме следует обучать грамматике [2, с. 84]. В настоящее время существуют два подхода к изучению грамматики: эксплицитный (на основе правил) и имплицитный (без правил). В рамках эксплицитного подхода применяются два основных метода: дедуктивный и индуктивный.
Дедуктивный метод является традиционным и широко применимым в процессе преподавания иностранного языка в вузе. В соответствии с данным методом знакомство обучающихся с новым грамматическим явлением начинается с объяснения преподавателем правил, которые иллюстрируются типичными примерами, выступающими в виде образца. Далее студентам предлагается совершенствовать свои навыки, применяя изученное правило по отношению к другим примерам.
Индуктивный метод является более современным и предполагает активную роль студентов в процессе обучения. В рамках данного метода новые грамматические конструкции предъявляются в контексте, демонстрирующем их коммуникативные функции. Обучающимся необходимо осмыслить предлагаемые примеры и самим сформулировать правила использования рассматриваемых грамматических конструкций, чтобы в дальнейшем уверенно применять их в речи.
Применение индуктивного метода ориентировано на самостоятельное приобретение студентами иноязычного опыта и развитие познавательной самостоятельности [1, с. 39]. Благодаря применению данного метода студенты становятся активными участниками образовательного процесса, что способствует как запоминанию информации, так и развитию коммуникативных навыков.
Методы и материалы
В ходе данного исследования проведен теоретический анализ существующих педагогических исследований, посвященных особенностям преподавания грамматике иностранного языка. Рассмотрены основные подходы и проанализированы их основные преимущества и недостатки.
В практической части исследования были использованы такие эмпирические методы, как наблюдение, опрос, беседа и др., разработан комплекс упражнений на основе применения индуктивного метода обучения грамматике.
Результаты и обсуждение
В ходе проведенного исследования разработан комплекс упражнений по теме «Passive Voice» для студентов неязыковых специальностей, представленный ниже.
I. Find all verb forms in the text.
The internet, a global network of computers that allows people to share information and communicate with each other, was originally developed in the 1960s as a way for researchers to connect and share data. However, it was not until the 1990s that the internet
Yu.N. Kulichenko, E.M. Korolevskaya. Application of Inductive Approach
became widely accessible to the public. The World Wide Web, which is the system of interconnected webpages and websites that we use today, was invented by British computer scientist Sir Tim Berners-Lee in 1989.
II. Determine if the sentences refer to the present, past orfuture.
1. The Pacific Ocean was named by legendary navigator Ferdinand Magellan.
2. Aquatic ecosystems are classified into two broad categories: marine and freshwater.
3. Next year, a dam will be built across the river.
4. Solar energy is used for heating and generating electricity.
5. Many ancient civilizations were discovered by archaeologists.
III. Compare the sentences. What do they have in common? How are they different?
1. The structure of DNA was first discovered by James D. Watson and Francis Crick.
2. Cells were first discovered by Robert Hooke in 1665.
3. The first telescope was invented in the early 17th century.
4. The first microscopes were invented in the first quarter of the 17th century in the Netherlands.
IV. Choose the appropriate form.
1. The telephone (was invented / were invented) by Alexander Graham Bell.
2. Shakespeare's plays (was written / were written) in the 16th century.
3. Computers (was invented / were invented) in the 20th century.
4. The term "acid rain" (was introduced / were introduced) in 1872 by R.A. Smith.
5. The light bulb (was invented / were invented) by Thomas Edison in 1879.
V. Match the halves of the sentences.
1. The letter was posted
2. A conference is being held
3. These and other issues will be discussed
4. These exhibitions are held
5. This problem had been solved:
a) at the next meeting;
b) by 10 o'clock yesterday;
c) every four years;
d) now;
e) a week ago.
VI. Complete the sentences using the correct form of the verb.
1. This important information (gather) 3 days ago.
2. The article (publish) in a prestigious magazine next month.
3. The car (repair) now.
4. The conference (hold) next week.
5. The package (send) by express delivery in three days.
6. The structure of DNA (discover) in 1953.
7. A new house (build) next to ours next year.
8. The results of the experiment (publish) soon.
Благодаря предъявлению языкового материала в контексте, учащиеся знакомятся с новым грамматическим явлением (1-е задание), используют контекст для понимания рассматриваемых конструкций (2-е задание), развивают навыки аналитического мышления при сравнении разных грамматических конструкций (3-е задание). Выполнив данные упражнения, студенты могут сами сформулировать правила на основе рассмотренных примеров. На следующем этапе обучающиеся могут выбрать правильную форму глагола в зависимости от формы подлежащего (4-е задание), определить грамматическое время глагола (5-е задание) и самостоятельно использовать необходимую конструкцию (6-е задание).
В результате проведенного исследования выявлены основные преимущества индуктивного подхода:
1) он в большей степени соответствует естественному освоению языка;
2) позволяет студентам развивать наблюдательность и языковую интуицию;
3) развивает познавательный интерес и внутреннюю мотивацию студентов, позволяя им открывать для себя новые языковые явления и становиться активными субъектами обучения.
Несмотря на несомненные преимущества индуктивного метода, его применение не всегда является целесообразным. Основным недостатком данного подхода по сравнению с дедуктивным методом является большее количество времени, необходимое для изучения одного и того же языкового явления. При выборе способа предъявления нового учебного материала нужно учитывать специфику рассматриваемой темы, поскольку некоторые грамматические конструкции эффективнее объяснить при помощи традиционного дедуктивного метода [3]. Необходимо принимать во внимание уровень подготовки студентов, так как применение индуктивного метода предполагает наличие определенных базовых знаний, умений и навыков у обучающихся.
Заключение
Выбор наиболее эффективного метода в практике преподавания грамматики иностран-
ных языков определяется рядом факторов. Важно учитывать не только специфику рассматриваемой темы, количество аудиторных часов по дисциплине «Иностранный язык», уровень подготовки студентов, но и современные требования, предъявляемые к выпускникам вузов. Для успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции необходим поиск инновационных способов обучения.
Применение индуктивного метода обладает значительными преимуществами, поскольку он предполагает проявление большей самостоятельности студентов в процессе освоения новых грамматических конструкций, а также способствует активизации внимания обучающихся, лучшему запоминанию информации, развитию критического мышления и повышению мотивации к изучению иностранного языка.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Кирюшина, О. В. Развитие познавательной самостоятельности обучающихся при обучении иноязычной грамматике индуктивным методом / О. В. Кирюшина // Нижневартовский филологический вестник. - 2019. - №№ 2. - С. 37-43.
2. Филипович, И. И. Подходы к обучению грамматике иностранного языка I И. И. Филипович II Научный вестник Южного института менеджмента. - 2014. - №№ 4. - С. 84-87.
3. Kuzyakin, A. S. Writing an essay as an Effective Means of Teaching English at an Engineering University I A. S. Kuzyakin, M. V. Konysheva II Artium Magister. - 2022. - Vol. 22, №№ 4. - P. 30-38.
REFERENCES
1. Kiriushina O.V. Razvitie poznavatelnoi samostoiatelnosti obuchaiushchikhsia pri obuchenii inoiazychnoi grammatike induktivnym metodom [Development of Cognitive Independence of Students in the Process of Teaching Foreign Language Grammar Inductively]. Nizhnevartovskii filologicheskii vestnik [Nizhnevartovsk Philological Bulletin], 2019, no. 2, pp. 37-43.
2. Filipovich I.I. Podkhody k obucheniiu grammatike inostrannogo iazyka [Approaches to Teaching Foreign Language Grammar]. Nauchnyi vestnik Iuzhnogo instituta menedzhmenta [Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management], 2014, no. 4, pp. 84-87.
3. Kuzyakin A.S., Konysheva M.V. Writing an Essay as an Effective Means of Teaching English at an Engineering University. Artium Magister, 2022, vol. 22, no. 4, pp. 30-38.
Information About the Authors
Yulia N. Kulichenko, Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor, Department of Foreign Language Communication and Linguodidactics, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9358-1286
Ekaterina M. Korolevskaya, Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor, Department of Foreign Philology, Moscow City University, 2-y Selskohoziajstvenny Proyezd, 4, Bld. 1, 129226 Moscow, Russian Federation; Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University, Sretenka St, 28, 107045 Moscow, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7074-0221
Информация об авторах
Юлия Николаевна Куличенко, кандидат филологических наук, доцент кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9358-1286
Екатерина Михайловна Королевская, кандидат филологических наук, доцент департамента филологии, Московский городской педагогический университет, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, корп. 1, 129226 г. Москва, Российская Федерация; Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова, ул. Сретенка, 28, 107045 г. Москва, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7074-0221