Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБЪЯСНЕНИЯ И ОТРАБОТКИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

МЕТОДИКА ОБЪЯСНЕНИЯ И ОТРАБОТКИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
792
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ / ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ИМПЛИЦИТНЫЙ ЭКСПЛИЦИТНЫЙ / ИНДУКТИВНЫЙ / ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахманов Артыкбек

Статья раскрывает сущность подходов обучения грамматике иностранного языка. Современные интерактивные методы должны помочь учащимся понимать, для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила. Цель исследования: рассмотреть подходы, а также описать действия учителя при обучении предмету английского языка на различных подходах обучения грамматике, последовательности действий. Описаны методы обучения грамматики английского языка и формальные свойства грамматических явлений на основе теории. Приведены примеры объяснения грамматического материала с использованием имплицитного подхода рассмотрены примеры упражнений на укрепление грамматических навыков современными интерактивными методами. В обучении грамматике английского языка индуктивно учащиеся находят новое грамматическое выражение в предлагаемом тексте, используя определенные грамматические явления и грамматические правила, учащиеся создают собственные упражнения, выполняют упражнения по переводу с родного языка на иностранный язык. Выводы: методика обучения выбирается в зависимости от возраста учащихся, уровня подготовки учащихся и преподавателей, целей обучения и грамматических явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF EXPLAINING AND WORKING OUT THE GRAMMATIC FEATURES OF THE ENGLISH LANGUAGE

Research relevance: article reveals the essence of grammar teaching approaches in English language. Modern interactive methods should help students understand why they are doing this or that task or learning certain rules. Research purpose: to consider the approaches, as well as to describe the actions of the teacher in teaching the subject of the English language on various approaches to teaching grammar, the sequence of actions. Research methods and materials: the methods in teaching the English language grammar and formal properties of grammatical phenomena based on the theory are described. Examples of explaining grammatical material using an implicit approach are given, examples of exercises to strengthen grammatical skills using modern interactive methods are given. Research results: in teaching the English language grammar, students inductively find a new grammatical expression in the proposed text, using certain grammatical phenomena and grammatical rules, students create their own exercises, perform translation exercises from their native language into a foreign language. Conclusions: the teaching method is chosen depending on students’ age, students and teachers training level, learning objectives and grammatical phenomena.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБЪЯСНЕНИЯ И ОТРАБОТКИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

УДК 371:38 https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/78

МЕТОДИКА ОБЪЯСНЕНИЯ И ОТРАБОТКИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

©Абдурахманов А. А., ORCID: 0000-0001-7704-0383, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]

THE METHOD OF EXPLAINING AND WORKING OUT THE GRAMMATIC FEATURES

OF THE ENGLISH LANGUAGE

©Abdurakhmanov A., ORCID: 0000-0001-7704-0383, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. Статья раскрывает сущность подходов обучения грамматике иностранного языка. Современные интерактивные методы должны помочь учащимся понимать, для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила. Цель исследования: рассмотреть подходы, а также описать действия учителя при обучении предмету английского языка на различных подходах обучения грамматике, последовательности действий. Описаны методы обучения грамматики английского языка и формальные свойства грамматических явлений на основе теории. Приведены примеры объяснения грамматического материала с использованием имплицитного подхода рассмотрены примеры упражнений на укрепление грамматических навыков современными интерактивными методами. В обучении грамматике английского языка индуктивно учащиеся находят новое грамматическое выражение в предлагаемом тексте, используя определенные грамматические явления и грамматические правила, учащиеся создают собственные упражнения, выполняют упражнения по переводу с родного языка на иностранный язык. Выводы: методика обучения выбирается в зависимости от возраста учащихся, уровня подготовки учащихся и преподавателей, целей обучения и грамматических явлений.

Abstract. Research relevance: article reveals the essence of grammar teaching approaches in English language. Modern interactive methods should help students understand why they are doing this or that task or learning certain rules. Research purpose: to consider the approaches, as well as to describe the actions of the teacher in teaching the subject of the English language on various approaches to teaching grammar, the sequence of actions. Research methods and materials: the methods in teaching the English language grammar and formal properties of grammatical phenomena based on the theory are described. Examples of explaining grammatical material using an implicit approach are given, examples of exercises to strengthen grammatical skills using modern interactive methods are given. Research results: in teaching the English language grammar, students inductively find a new grammatical expression in the proposed text, using certain grammatical phenomena and grammatical rules, students create their own exercises, perform translation exercises from their native language into a foreign language. Conclusions: the teaching method is chosen depending on students' age, students and teachers training level, learning objectives and grammatical phenomena.

Ключевые слова: подходы обучения грамматике, грамматические упражнения, грамматическая структура, имплицитный эксплицитный, индуктивный, дедуктивный метод.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

Keywords: methods of teaching grammar, grammar exercises, grammatical structure, implicit, explicit, inductive, deductive methods.

Выбор методов обучения [1-3] зависит от характера грамматического явления. При объяснении сложных конструкций учащимся важно понимать коммуникативное значение и формальные свойства грамматических явлений на основе теории. При изучении простых структур не требуется теоретических объяснений. В связи с этим в обучении грамматике традиционно используются имплицитные и эксплицитные методы: в первом случае акцент делается на обучении грамматике без объяснения теоретических правил, а во втором случае это делается путем проговаривания правил. Однако эти методы редко используются сами по себе и тесно связаны друг с другом. Методика обучения выбирается в зависимости от возраста учащихся, уровня подготовки учащихся и преподавателей, целей обучения, грамматических явлений.

Метод объяснения грамматического материала с использованием имплицитного подхода

В имплицитном подходе формируются два структурно-коммуникативных подхода. На основе структурного метода в его основе лежат упражнения на разработку моделей. При использовании этого метода на английском языке выполняется следующая последовательность действий.

1) Прослушивание грамматических образцов (например, типовое предложение в утвердительной/вопросительной/отрицательной форме); Например,

There is a table.

There are chairs.

There is not a pen.

There are not pencils.

Is there a TV?

Are there books?

2) Хоровое и индивидуальное чтение грамматических образцов вслед за учителем;

3) Вопросно-ответные упражнения: работа в режиме учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-группа по действующей структуре. Например,

Is there a cat?

No, there is not.

There is a dog.

Are there rulers?

Yes, there are.

4) Изучение обучающих диалогов с несколькими структурами.

Что касается преимуществ этого метода, то возможность тиражирования определенной грамматической конструкции заключается в автоматизации ее использования учащимися. Недостатками являются механичность, монотонность упражнений, незаинтересованность учащихся, отсутствие использования структур в контексте, отсутствие мотивации учащихся из-за отсутствия проблемного обучения.

Общие рекомендации по функциональной направленности новой грамматической конструкции в методике коммуникативного обучения английскому языку, прослушивание усваиваемого грамматического материала в конкретной речевой ситуации, контроль

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice http://www.bulletennauki.ru

Т. 8. №6. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

понимания значения и функции грамматической конструкции, подражание при любых речевое задание разработка типовых устройств и т.д. выполняются такие действия.

Объяснение грамматического материала, используя явный метод Дедуктивный и индуктивный методы формируются при явном подходе. Дедуктивный метод вообще основан на индивидуальном, правиле действия, т.е. Учитель объясняет правила и приводит примеры, учащиеся читают правила из книги, учащиеся находят в тексте грамматическое явление, объясняют его структуру и значение, выполняют упражнения в соответствии с преподаваемым грамматическим явлением. Например, раскрытие скобок, исправление части речи, поиск и исправление ошибок, использование слова для изменения его значения, перевод с родного на английский язык.

В грамматике индуктивно (от индивидуального к общественному) учащиеся находят новое грамматическое выражение в предлагаемом тексте, используя определенные грамматические явления и грамматические правила, учащиеся создают собственные упражнения, выполняют упражнения по переводу с родного языка на иностранный язык. Безусловно, использование индуктивного метода в начальной и средней школе является наиболее целесообразным, поскольку на этом этапе формируется лингвистическая гипотеза, характер грамматических явлений позволяет учащимся составлять правила в соответствии с контекстом. Здесь необходимо повышать речевые навыки и вводить игры для закрепления грамматических навыков.

Однако на практике наиболее успешным является дифференцированный метод, представляющий собой симбиоз двух вышеописанных методов. Учитель выделяет особенности каждого метода и проводит занятие с учетом этих особенностей.

Примеры укрепления грамматических навыков современными интерактивными методами Эксплицитно-индуктивный метод: Цель: Сравнить Present Perfect Continuous с Present Perfect.

Task I: Look at 6 sentences from the interview. Complete them with V3 or Ving from the list: building, changed, doing, running, started, working.

Jane, how long have you been working with Adelante Africa?

Tell is what Adelante Africa has been_since 2010.

The children's home has been_since 2012.

We've also been

_water tanks to collect rainwater.

_11 more groups.

Since she came here, she's_completely [4].

Since then, we've

Task II: Listen and check. Then with a partner, look at the highlighted phrases in and answer the questions.

Are the sentences about...? A period of time in the past A period of time from the past until now A period of time in the present

What is the difference between the verbs in 1-4 and in 5 and 6? [5]. Учащиеся самостоятельно создают форму, значение и употребление времени. Затем даются задания из английского файла: Промежуточная ученическая книжка [5]. -Read the information and check your guesses. -Выполняются упражнения [4]. Write the sentence in the present perfect continues

® I

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

Circle correct form / Trick if both are possible

Make present perfect sentence (which for/since if necessary. Use continues tense).

Выполняются трансформационные упражнения [4].

- Circle correct form/ Trick if both are possible

-What have you been doing recently? Write 5 sentence/ Use the ideas from the list or your own ideas.

Обобщает и делает выводы об изученной грамматической форме, значении и употреблениях.

Домашнее задание: Переведите следующие предложения на английский язык [4].

Оценка и размышление.

Эксплицитно-дедуктивный метод.

Цель: Познакомить с грамматической структурой по теме «Инверсия» [5].

Complete extracts 1-5 with endings A-E

1. No sooner had we sat down at the kitchen table...

A looking happily.

Hardly had she put the comb in her hair.

B than the twins burst in.

Only later did I understand.

C than the poison in it took effect and the girl fell down senseless.

Never have I seen so many people in an art gallery.

D he had killed a nun inside Saint-Sulpice.

Not only had Silas killed the only four people who knew where the keystone was hidden, (but).

E that this was not the way to proceed, that he could not live by a double standard.

Look at the verbs after the bold adverbial expressions. What is unusual about the word order? What is the effect of putting the adverbial expression at the beginning of the sentence?

Какова грамматическая структура урока и таблица со словами «знаю» и «знаю» на доске.

English file. Learn more about the inversion and practice it [6].

Adding emphasizing. Inversion.

Учащиеся обсуждают прочитанное. Проблемы и вопросы обсуждаются и исправляются учителем. Затем выполняются укрепляющие упражнения.

Rewrite sentences to make them more emphatic.

Выполняются трансформационные упражнения [6].

-Complete the sentence

-Adding emphatic

-Complete the sentences with the adverbial expressions in the left. In some sentences more than answer may be possible.

Оценка и размышление.

Домашнее задание: Перевести предложения с киргизского на английский, используя инверсию. При обучении учащихся грамматике важно выбрать метод, который будет мотивировать их в классе, соответствующий возрасту учащихся, языку и уровню учителя и учеников. В старших классах и на профильном уровне обучения дедуктивный метод оправдан, так как уровень владения языком позволяет пользоваться специальными справочниками, грамматические конструкции уже трудно понять самостоятельно, необходимо дальнейшее развитие самостоятельности учащихся.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

Список литературы:

1. Филипович И. И. Подходы к обучению грамматике иностранного языка // Научный вестник ЮИМ. 2014. №4. C. 84-87.

2. Теплова Н. В. Реализация коммуникативного подхода при обучении грамматике в вузе // Труды БГТУ Серия 6: История, философия. 2016. №5 (187). C. 210-213.

3. Холодилова М. В. К вопросу выбора методов обучения английскому языку на неязыковых факультетах // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2006. №1. C. 202-205.

4. English file: Intermediate student's book. C. Latham-Koeing, C. Oxenden, J. Lambert: OUP, 2020.

5. English file: Intermediate workbook. C. Latham-Koeing, C. Oxenden, J. Lambert: OUP,

2020.

6. English file: Advanced student's book. C. Latham-Koeing, C. Oxenden, J. Lambert: OUP,

2020.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Filipovich, I. I. (2014). Podkhody k obucheniyu grammatike inostrannogo yazyka. Nauchnyi vestnik YuIM, (4), 84-87. (in Russian).

2. Teplova, N. V. (2016). Realizatsiya kommunikativnogo podkhoda pri obuchenii grammatike v vuze. Trudy BGTU. Seriya 6: Istoriya, filosofiya, (5 (187)), 210-213. (in Russian).

3. Kholodilova, M. V. (2006). K voprosu vybora metodov obucheniya angliiskomu yazyku na neyazykovykh fakul'tetakh. VestnikKGPUim. V.P. Astafeva, (1), 202-205. (in Russian).

4. English file: Intermediate student's book (2020). C. Latham-Koeing, C. Oxenden, J. Lambert.

5. English file: Intermediate workbook (2020). C. Latham-Koeing, C. Oxenden, J. Lambert.

6. English file: Advanced student's book (2020). C. Latham-Koeing, C. Oxenden, J. Lambert.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 25.04.2022 г. 29.04.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Абдурахманов А. А. Методика объяснения и отработки грамматических особенностей английского языка // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №6. С. 694-698. https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/78

Cite as (APA):

Abdurakhmanov, A. (2022). The Method of Explaining and Working Out the Grammatic Features of the English Language. Bulletin of Science and Practice, 8(6), 694-698. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.