Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ/PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 372.881.111.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/72/40
ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ГРАММАТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
©Абдурахманов А. А., ORCID: 0000-0001-7704-0383, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, artykaskarbekov@gmail.com ©Абдуллаева Ж. Д., ORCID: 0000-0001-5 777-4478, SPIN-код: 1815-7416, канд. хим. наук,
Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, jypar.science@oshsu.kg
PROBLEMS OF GRAMMAR MATERIAL CHOICE IN TEACHING OF ENGLISH LANGUAGE
©Abdurakhmanov A., ORCID: 0000-0001-7704-0383, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, artykaskarbekov@gmail.com ©Abdullaeva Zh., SPIN-code: 1815-7416, ORCID: 0000-0001-5777-4478, PhD., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, jypar.science@oshsu.kg
Аннотация. Актуальность исследования: в статье рассматривается подбор и организация грамматических материалов, актуальных для обучения английскому языку. Цель исследования: при неправильной интерпретации содержания грамматического минимума, учащиеся не могут полностью усвоить простейшие и базовые явления морфологии и синтаксиса. В связи с этим, определение количества и содержания грамматического материала на иностранном языке позволяет повысить качество обучения. Материалы и методы исследования: в статье анализируются различия между базовыми принципами выбора активного и пассивного грамматического минимума и критериями отбора грамматических материалов. Результаты исследования: от учителя требуется выбрать грамматическую тему, идеологически соответствующую обучению и воспитанию учеников. Выводы: выбирая конкретную тему, учащиеся должны уметь систематизировать свое обучение от простого к сложному.
Abstract. Research relevance: this article is considering selection and organization of grammatical materials relevant in English language teaching. Research purpose: at incorrect interpretation of grammatical minimum content, students cannot fully assimilate the simplest and basic phenomena of morphology and syntax. In connection with this, determination of grammatical material quantity and content in a foreign language allows to increase the quality of learning. Research materials and methods: article analyzes differences between basic principles of selection of active and passive grammatical minimums and the criteria for selection of grammatical materials. Research results: there is requirement for teacher to choose a grammatical topic, ideologically relevant for students training and education. Conclusions: choosing a specific topic, students should be able to systematize their training from simple to complex, from simple to complex.
Ключевые слова: отбор, грамматический материл, синтаксис, коммуникативность, принцип организации, английский язык как иностранный, обучение, языковой материал, критерии отбора, активный грамматический минимум, пассивный грамматический минимум.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72
Keywords: selection, grammatical material, syntax, communication, principle of organization, English as a foreign language, teaching, language material, selection criteria, active grammatical minimum, passive grammatical minimum.
Введение
При обучении грамматике английского языка важно научить студентов правильно говорить, хорошо писать и организовывать свое логическое мышление. Помимо овладения грамматикой иностранного языка, студенты учатся бегло говорить на нем, правильно читать текст и правильно писать.
Грамматические правила дают обучающимся возможность учащимся понимать и знать структуру построения моделей предложений [1, с. 84].
Содержание грамматического материала следует выбирать в соответствии с развитием мышления учащихся, и содержание должно быть понятным учащимся. Основная сложность определения объема и содержания грамматического материала связана с необходимостью реализации коммуникативных задач обучения, требующих формирования различных разговорных грамматических навыков. Неправильно интерпретируя содержание грамматического минимума, учащиеся не могут полностью усвоить простейшие и базовые явления морфологии и синтаксиса. В связи с этим возникает проблема определения объема и содержания грамматического материала иностранного языка. Тщательная подготовка учителя к уроку — одно из главных условий качественного, устойчивого образования учеников. Для этого учитель должен тщательно спланировать грамматический материал и очень внимательно подойти к выбору грамматического материала.
Материалы и методы исследования
В методической литературе существует два типа грамматики: активная и пассивная. Активный минимум грамматики - это явление, которое ученик постоянно использует в устной речи. Пассивный грамматический минимум часто используется в письменной форме, чтобы учащийся мог понимать текст вслух.
По словам С. Ф. Шатилова, общепринятыми основными принципами выбора активного
грамматического минимума являются:
1. принцип устного и письменного общения;
2. принцип модели.
На основании вышеизложенного можно сказать, что «активный грамматический минимум включает в себя только те грамматические явления, которые имеют отношение к лексике» [2, c. 111].
Результаты и обсуждения
Понятно, что размер пассивного грамматического минимума студента может быть намного больше, чем размер активного грамматического минимума. Также существует «принцип удаления синонимичных грамматических явлений» согласно мнению С. Ф. Шатилова, он предлагает использовать только один из самых распространенных синонимов.
И. Л. Бим считает, что при обучении грамматике со структурно-функциональной точки зрения, «на начальном этапе, если несколько или более значений слова соответствуют
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72
содержанию, многофункциональность (асимметрия) языкового знака может игнорироваться» [3, с. 152].
Преподавая грамматические материалы, учителя часто используют в своей речи ряд речевых образцов, грамматическая структура которых незначительно отличается семантически.
There is a book on the table; It's on the table; The book is on the table.
Такое разнообразие речевых моделей сбивает учеников с толку на ранней стадии обучения и затрудняет им усвоение изученных грамматических явлений.
Конечно, ученикам необходимо освоить все варианты выражения расположения объекта в пространстве, но усваивать его нужно постепенно и последовательно. В связи с этим И. Л. Бим отметил, что на начальном этапе необходимо не принимать аналогичные варианты одних и тех же слов, а использовать единый речевой образец, в первую очередь вариант, найденный в учебнике. Например,
Имя предмета — It is a book; имя качества продукта - The book is interesting; указывание местонахождения объекта - The book is on the table; индекс собственности - I have got a book; имя по отношению к действию — I like to read.
Согласно И. Л. Биму, критериями научного отбора являются употребление и частота грамматических явлений в речи. Грамматические формы и явления - это обобщенные способы реализации разговорной речи. «Только одни и те же грамматические явления применимы ко многим словам в данной грамматической категории» [3, с. 151].
Поэтому мы работаем по аналогии с тем, что здесь происходит. Примером этого является образование второй и третьей форм правильных глаголов с присоединением окончания -ed. Глаголы в прошедшем времени образуются путем изменения гласной буквы в корневой форме инфинитива.
Здесь аналогия движения имеет ограничения. Поэтому в грамматический минимум входят грамматические формы и явления, которые относятся к большому количеству слов, за исключением исключительных случаев, но усваиваются учащимися лексическим методом.
Исходя из изложенного, необходимо выбрать грамматический минимум, обеспечивающий грамматическую правильность и принятие продуктивных форм речи прежде всего речи и в речевой деятельности. Есть еще один способ систематизации грамматических материалов в методической литературе. Это обобщение правил грамматических явлений и их применение [4, с. 77].
Этот метод широко применяется в школе, где подбор и организация грамматического материала в виде речевых шаблонов имеет особое значение. Речевые шаблоны дают детям наглядные примеры и инструкции и являются основой для выполнения речевых действий, шаблонов.
Н. И. Гез отмечает, что грамматический материал организован функционально, содержит грамматические и лексические явления в коммуникативных единицах, исходная единица речи не должна быть меньше предложения, являющегося образцом речи. «Особая методологическая ценность речевой модели состоит в том, что она сочетает в себе различные грамматические, лексические и фонетические или графические аспекты языка, готового к принятию или использованию, предложение, которое соответствует нормам целевого языка, освобождает учащихся от правил, основанных на родном языке переводов [5, с. 180].
Выбор следует делать между вербальным образцом и вербальной деятельностью. Нам необходимо понять, как программа использует выбранные диалогические, монологические речевые шаблоны. Важно избегать механического запоминания.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72
И. В. Вронская предложила алгоритм, обеспечивающий коммуникативный подход к разработке обучающих программ для определения содержания и минимизации количества усвоенного материала:
1. Определите виды деятельности, сформированные в контексте микротем в учебниках, укажите содержание и навыки аудирования, диалога и монолога.
2. Используя принцип частоты, определите речевые модели, которые можно найти в диалогах, выбранных для общения, и в следующих микротемах.
3. Используя принцип обобщения, проследить, сколько слов можно использовать в выбранных речевых образцах, возможность обучения их использованию и формирование речевых навыков.
4. Отбор сомнительных и отрицательных вариантов из ранее отобранных речевых образцов, определение их целесообразности для сдачи студентам на текущем этапе обучения.
5. Составить список речевых образцов, которые можно использовать на грамматически активных минимумах (на уровне использования) и пассивных (на уровне понимания) [6].
Выводы
Несомненно, чем точнее и точнее будет выбран грамматический материал на иностранном языке, тем выше будет качество обучения студентов. От учителя требуется выбрать грамматическую тему, идеологически соответствующую обучению и воспитанию учеников. Развитие устной и письменной речи, мышления и языка учащихся должно быть в центре внимания при выборе каждой грамматической темы. Выбирая конкретный предмет, учащиеся должны уметь систематизировать свое обучение от легкого к тяжелому, от простого к сложному.
Список литературы:
1. Филипович И. И. Подходы к обучению грамматике иностранного языка // Научный вестник южного института менеджмента. 2014. №4. С. 84-87.
2. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986.
3. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1988.
4. Соболева Е. А., Папоян Г. Н. Формирование грамматических навыков школьников в процессе обучения английскому языку // Наука и образование сегодня. 2019. №1 (36). С. 7678.
5. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1982.
6. Вронская И. В. Методика раннего обучения английскому языку. СПб., 2015.
References:
1. Filipovich, I. I. (2014). Podkhody k obucheniyu grammatike inostrannogo yazyka. Nauchnyi vestnikyuzhnogo instituta menedzhmenta, (4), 84-87. (in Russian).
2. Shatilov, S. F. (1986). Metodika obucheniya nemetskomu yazyku v srednei shkole. Moscow. (in Russian).
3. Bim, I. L. (1988). Teoriya i praktika obucheniya nemetskomu yazyku v srednei shkole. Moscow. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 7. №11. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/72
4. Soboleva, E. A., & Papoyan, G. N. (2019). Formirovanie grammaticheskikh navykov shkol'nikov v protsesse obucheniya angliiskomu yazyku. Nauka i obrazovanie segodnya, (1 (36)), 76-78. (in Russian).
5. Gez, N. I., Lyakhovitskii, M. V., & Mirolyubov, A. A. (1982). Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednei shkole. Moscow. (in Russian).
6. Vronskaya, I. V. (2015). Metodika rannego obucheniya angliiskomu yazyku. St. Petersburg. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 28.09.2021 г.
Принята к публикации 04.10.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Абдурахманов А. А., Абдуллаева Ж. Д. Проблемы выбора грамматических материалов в обучении английскому языку // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №11. С. 320-324. https://doi.org/10.33619/2414-2948/72/40
Cite as (APA):
Abdurakhmanov, A., & Abdullaeva, Zh. (2021). Problems of Grammar Material Choice in Teaching of English Language. Bulletin of Science and Practice, 7(11), 320-324. (in Russian). https://doi .org/10.33619/2414-2948/72/40