Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНДУКТИВНОГО И ДЕДУКТИВНОГО МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ВРЕМЕННЫМ ФОРМАМ ГРУППЫ SIMPLE ГЛАГОЛА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНДУКТИВНОГО И ДЕДУКТИВНОГО МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ВРЕМЕННЫМ ФОРМАМ ГРУППЫ SIMPLE ГЛАГОЛА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2292
524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД / ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД / ВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ГРУППЫ SIMPLE / ЭКСПЛИЦИТНЫЙ ПОДХОДА / ИМПЛИЦИТНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Согомонян К. К.

В статье рассматриваются преимущества и недостатки индуктивного и дедуктивного методов в обучении временным формам глагола группы Simple, проводится анализ уроков с использованием того и другого метода, что позволяет сделать выводы о целесообразности использования индуктивного метода в обучении грамматики английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНДУКТИВНОГО И ДЕДУКТИВНОГО МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ВРЕМЕННЫМ ФОРМАМ ГРУППЫ SIMPLE ГЛАГОЛА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНДУКТИВНОГО И ДЕДУКТИВНОГО МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ВРЕМЕННЫМ ФОРМАМ ГРУППЫ SIMPLE ГЛАГОЛА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

© Согомонян К.К.1

Французский колледж в Армении, Республика Армения, г. Ереван

В статье рассматриваются преимущества и недостатки индуктивного и дедуктивного методов в обучении временным формам глагола группы Simple, проводится анализ уроков с использованием того и другого метода, что позволяет сделать выводы о целесообразности использования индуктивного метода в обучении грамматики английского языка.

Ключевые слова: индуктивный метод, дедуктивный метод, временные формы группы Simple, эксплицитный подхода, имплицитный подход, инновационный метод обучения.

Изучение грамматики - это увлекательный процесс, который вводит в мир новых понятий, позволяет лучше понять культуру и менталитет носителя языка. Хорошо сформированные навыки грамматики позволяют сделать речь правильной и облегчают процесс коммуникации. В настоящее время грамматика занимает достойное место в обучении иностранным языкам, так как «без изучения грамматики речевые навыки учащихся были бы очень ограничены» (Richard and Renandya «Approaches to Teaching»). В обучении грамматике выделяют два основных подхода:

1. Эксплицитный (на основе правил).

2. Имплицитный (без правил).

В рамках каждого из указанных подходов сформировались по два основных метода, которые корнями уходят в стратегию этих подходов, но значительно отличаются принципами, практическими приёмами, последовательностью действий.

На современном этапе данные методы редко используются в «чистом виде». В практике обучения иностранному языку преподаватель может варьировать использование тех или иных методов. Выбор метода зависит от возраста, уровня языковой компетенции учащихся, целей курса, а также особенностей самого грамматического материала.

Наиболее распространённым в настоящее время в практике обучения грамматике является дифференцированный подход, построенный на основе выборочного использования положений двух традиционно сложившихся подходов.

1 Преподаватель английского языка, соискатель кафедры Языков № 2 ЕГУ.

В рамках имплицитного подхода (без объяснения правил) используется структурный метод, в основу которого положены упражнения на обработку структурных моделей, а также коммуникативный метод, для которого характерно формирование грамматических навыков в речи, т.е. ознакомление и тренировка включены в языковую практику. Грамматические явления изучаются и усваиваются не как «форма» и «структура», а как средство выражения определённых мыслей, коммуникативных намерений. Обучение происходит на ситуативно-функциональной основе, т.е. от ситуации к употребляемым в речи грамматическим средствам. Данный метод полагает реализовать принцип коммуникативности и разнообразить речевые контексты, однако создание подлинно речевой обстановки представляет определённые склонности.

Эксплицитный подход (с объяснением правил) включает два метода -дедуктивный и индуктивный. Дедуктивный подход отражает более традиционные методы обучения, индуктивный подход относится к более современной методике и практике.

Дедуктивный подход представляет более традиционный стиль преподавания, потому что сначала студенты изучают грамматические структуры и правила. Этот подход имеет определённое сходство с грамматико-переводным методом. Основная задача студентов - учить грамматические конструкции и правила, управляющие ими. Синтаксические конструкции в каждом конкретном случае разъясняются самим преподавателем.

Индуктивный подход представляет собой более современный стиль преподавания, где новые грамматические конструкции и правила преподносятся студентам в реальном языковом контексте.

Как и в случае с прямым методом, студенты обучаются структуре языка в «реальной» ситуации, то есть в контексте. Структура предложения и текста понимается в ходе практики, то есть берутся примеры из реальной жизни - рассматриваются предметы в классе, меню ресторанов, афиши, туристические брошюры и т.д.

Оба эти метода имеют свои плюсы и минусы. Дедуктивный подход может быть эффективным для тех студентов, которые уже освоили основные структуры языка.

Индуктивный подход позволит студентам самим оперировать языком, тем самым подтверждая обучение практикой. Индуктивный метод считается очень эффективным при обучении английскому языку как второму. Но он представляется трудным для студентов, привыкшим к более традиционным методам обучения. Поэтому преподаватель должен знать о подготовке и уровне студентов, а также учитывать цели курса и особенности грамматического материала, чтобы организовать урок более продуктивным образом.

Рассмотрим использование дедуктивного и индуктивного методов в обучении временным формам глагола группы Simple и проанализируем преимущества и недостатки того и другого метода.

При дедуктивном подходе вначале изучается правило, сформулированное обычно с использованием специфических грамматических терминов. Например: Present Simple обозначает обычное, повторяющееся действие, общеизвестные истины или действие, происходящее по графику, расписанию. Затем учащиеся находят данное грамматическое явление или структуру в предложениях или в тексте, называют его форму, объясняют, в каком значении оно употреблено в данном контексте. Это могут быть отдельные предложения, примеры из художественной литературы или связные тексты, короткие диалоги. Например, предложения с глаголами в форме Present Simple:

He works at the college.

Water boils at 100 °C.

The train arrives at 2 o'clock.

He goes to the gym every day.

Затем выполняются подстановочные упражнения по аналогии с образцом. Далее происходит переход к упражнениям на трансформацию в соответствии с правилом. Выполняются переводные упражнения с родного языка на иностранный. Учащиеся также составляют ситуации, диалоги, интервью с использованием изучаемого времени, что предоставляет возможность использовать изучаемые структуры в дискурсе. Таким образом, урок, проведённый на основе дедуктивного метода, состоит из трёх этапов: презентация, практика и выход в речь. В иностранных методиках используется термин PPP (presentation, practice, production).

Несомненно, данный метод имеет свои плюсы, так как осуществляет реализацию принципов сознательности, научности, способствует формированию учебных умений и навыков, может быть использован при самостоятельной работе. Следует отметить также некоторые минусы: трудность понимания грамматической терминологии, часто грамматика отрабатывается на «безликих» предложениях, вне связного речевого контекста. В результате учащиеся правильно формулируют правило, объясняют использование данного времени на примерах, однако затрудняются использовать приобретённый навык в речи.

Таким образом, грамматический навык существует, словно сам по себе, вне формируемых речевых умений.

Рассмотрим также индуктивный метод обучения (от единичного - к общему), при котором учащиеся сами формулируют правило, пытаясь через контекст осмыслить грамматическое явление, определить его форму и выяснить закономерности его употребления. Данный подход получил термин Guided Discovery. Сторонники данного метода (Harmer, Scrivener) считают, что учащиеся лучше воспринимают предоставленный им материал, если они сами анализируют явления и сами формулируют правило.

Урок состоит из следующих этапов. Вначале дается текст или набор предложений, где часто встречается новое грамматическое явление, в том

числе и на контрасте с уже известными грамматическими явлениями /формами/, структурами. Например: Present Simple - Past Simple.

He goes to the gym every day. - He went to the gym yesterday.

Уместно использовать различные подсказки в тексте, например, подчёркивание или выделение разными цветами особенностей формы данной грамматической структуры, подбор таких предложений, где контекст использования данной структуры настолько однозначен, понятен и прозрачен, что учащиеся смогут с лёгкостью вывести правило.

Например:

Yesterday Ле got up at 7 o'clock and had a big breakfast. She walked to work, which took about half an hour. She started work at 8 o'clock. When she came home she cooked a meal.

Можно использовать вопросы на проверку основной концепции контекста (concept checking questions - CCQ). Did she get up at 7 yesterday? - Yes, she did. Did she walk to work today? - No, she didn't. Does the text refer to the present or past? - To the past.

Далее учащиеся формулируют правила образования / использования грамматической структуры, корректируемая учителем.

Можно использовать уже оформленное правило с пропущенными терминами, которые выбирают сами учащиеся.

Present Simple or Past Simple.

... is used to express an action which took place in the Past.

... is used to express habitual, repeated action.

Далее выполняются упражнения на подстановку и трансформацию.

После прохождения трех временных форм группы Simple проводятся упражнения на закрепление всех трех времён.

Упражнение 1. Join the two parts of sentences.

1. Fred plays tennis... a) tomorrow

2. Fred will play tennis b) every day

3. Fred played tennis c) so often

4. Fred doesn't play tennis d) yesterday

Упражнение 2. Copy the sentences and note if they refer to the present, past or future. Write the tense against each sentence.

1. He often comes to work late. ( )

2. What time did John arrive? ( )

3. We drank a lot of Coke at the party. ( )

4. They will arrive tomorrow. ( )

Упражнение 3.

Put the following sentences into the correct tense:

Past, Simple Present, Simple Future.

1. You ... (buy) this look yesterday?

2. Last Friday she ... (go) home early because she ... (want) to see a film.

3. He ... (study) History at University.

4. If the weather is fine, they ... (go) to the country.

Упражнение 4. Исправьте ошибки.

1. When she was younger, she play tennis every day.

2. He speak English fluently.

3. If he studies, he pass the exam.

4. Do he work in this office?

На завершающем этапе выполняются различные виды работ на закрепление пройденного материала и использование в речи: составление диалогов, описание по картине, презентации, дискуссии на предлагаемые темы. Проводятся тесты на проверку пройденного материала, исправление ошибок. Далее можно провести тест повторно (TTT - test, teach, test).

Индуктивный метод имеет определенные преимущества, так как обеспечивает реализацию проблемного обучения и стимулирует самостоятельное языковое наблюдение.

Этот метод развивает догадку по контексту и способствует лучшему запоминанию изучаемого материала. Однако следует отметить, что не все языковые явления можно объяснить индуктивно и обучение данным методом может занимать много времени. Выбор того или иного метода обусловлен несколькими факторами: цели обучения, уровень учащихся, характер грамматического материала. На наш взгляд при прохождении временных форм глагола, в частности группы Simple целесообразно использовать индуктивный метод, так как данный материал допускает выведение правила по контексту самими учащимися. Материал допускает проведениие серии тренировочных упражнений.

Использование индуктивного метода возможно в аудитории, где учащиеся уже имеют некоторые базовые знания английского языка, что позволит использовать способ изучения «поиск» (Guided Discovery). Урок, проведённый с использованием данного метода, будет интересным и насыщенным, способствуя развитию языковой догадки и наблюдательности у учащихся.

Список литературы:

1. Brown H.D. Principles of language learning and teaching. White Plains, NY. Brumfit, C., Mitchell, R., & Hooper, J., 1996.

2. Hammerly, H. «The Deduction/Induction Controversy». Modern Language Journal. LIX, 1975.

3. Krashen, S. Principles and practice in second language acquisition (pp. 6578). Pergamon: Oxford, 1987.

4. Richards, Jack C. and Willy A. Renandya. «Approaches to Teaching». Methodology in Language Teaching. Ed. Jack C. Richards. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.

cobpemehhlie merogti h mogern b npenogabahhh hhoctpahhtix a3likob

157

5. Richards, Jack C. and Willy A. Renandya. «Teaching Grammar». Methodology in Language Teaching: An Anthology of Current Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

6. Richards, J.C. & Rodgers, T.S. Approaches and Methods in Language-Teaching (2 nd ed.). Cambridge: Cambridge University Press. 2001

7. Seliger H.W. Inductive method and deductive method in language teaching: A re-examination. IRAL-International Review of Applied Linguistics in Language Teaching, 13 (1-4), 1-1, 1975.

8. Zhang, Jianyun. «Necessity of Grammar Teaching». International Educational Studies. 2.2, 2009.

9. Shaffer, C. A comparison of inductive and deductive approaches to teaching foreign languages. The Modern Language Journal, 73 (4), 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.