Научная статья на тему 'ОЖИДАНИЯ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ОТ ЗАНЯТИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ОЖИДАНИЯ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ОТ ЗАНЯТИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебные ожидания / обучение в вузе / поколение Z / мотивация / обучение английскому языку / неязыковой вуз / language learning expectations / generation Z / motivation / teaching English / non-linguistic

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Курченкова

Ожидания студентов от учебы являются важнейшим элементом системы управления образовательным процессом. Опираясь на ожидания обучающихся, можно внести изменения в план учебного процесса для повышения его качества. Данная статья содержит результаты проведенного исследования, посвященного изучению содержания и особенностей ожиданий студентов первого курса, обучающихся по направлениям, связанным с информационными технологиями, от занятий по иностранному языку в неязыковых вузах. Автором были разработаны вопросы для анкетирования, которые использовались для выяснения мнений студентов неязыковых направлений обучения бакалавриата, отобранных методом случайного выбора, изучающих иностранный язык в классическом университете. Результаты анализа показали, что студенты не удовлетворены применением традиционных методов и стратегий обучения. Представители поколения Z выразили пожелания, чтобы материалы, способы тестирования и оценки, а также задания и методы обучения были ориентированы на новые, современные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.А. Курченкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERATION Z STUDENTS’ EXPECTATIONS FROM FOREIGN LANGUAGE CLASSES IN NON-LINGUISTIC CLASSIC UNIVERSITIES

Students’ expectations from study are the most important element of the educational process management system. Based on the expectations of students, instructors can make changes to the plan of the educational process to improve its quality. The article contains results of an experiment on the study of the content and characteristics of students’ expectations from foreign language classes in non-linguistic specialties of universities. The author developes questions for a questionnaire, which are used to find out the opinions of students of non-linguistic specialties of undergraduate education, chosen by a random selection, studying a foreign language at a classical university. The results of the analysis show that students are not satisfied with the use of traditional teaching methods and strategies. Representatives of generation Z express their desire the materials, testing and assessment methods, as well as assignments and teaching techniques to be focused on new modern technologies.

Текст научной работы на тему «ОЖИДАНИЯ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ОТ ЗАНЯТИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

ляется разумность и обоснованность воздействия. Сопровождение ни в коем случае не должно подменять собственную активность граждан в решении проблем, оно применяется в исключительных случаях, а его назначение - это поддержка в исполнении самостоятельно принятых решений.

5. Организация социального партнерства. Основная цель данного направления деятельности состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для реализации социального контракта. Это особенно актуально на муниципальном уровне, поскольку за пределами крупных городов возможности для реализации всего потенциала социального контракта ограничены. Социальное партнерство может помочь в организации профессионального обучения, трудоустройстве, создать условия для предпринимательской деятельности, оказать поддержку личным подсобным хозяйствам. Органы социальной защиты населения РФ обладают достаточным опытом для организации социального партнерства, однако сложность заключается в недостаточном правовом обеспечении механизмов взаимодействия различных субъектов, принимающих участие в реализации социального контракта. Вместе с тем социальное партнерство является действенным средством помощи малообеспеченным группам населения.

6. Изучение эффективности проведенной работы. Речь в данном случае идет о повторной диагностике граждан, заключавших социальные контракты. Внимание обращается на наличие позитивных изменений в их финансовом состоянии, а при их отсутствии - на изучение причин недостаточной результативности проведенной работы. Предметом исследования также может быть отношение граждан к произошедшим изменениям и их оценка. При проведении такой работы специалистам органов социальной защиты населения рекомендуется не ограничиваться только формальными критериями, а уделять внимание исследованию комплекса характеристик жизненной ситуации получателей социальных услуг Изучение эффективности проведенной работы предполагает также обобщение полученного опыта, выделение наиболее результативных форм поддержки граждан и определение перспектив их использования в дальнейшем.

Рассматривая направления социальной работы, способные обеспечить результативность исполнения социальных контрактов, нельзя не отметить трудности организационного характера. Социальный контракт является относительно новым видом социальной помощи, поэтому механизмы его реализации продолжают формироваться. Планирование указанных направлений социальной работы по этой причине должно осуществляться с учетом интересов всех заинтересованных сторон при неукоснительном соблюдении норм действующего законодательства.

Таким образом, социальный контракт как форма социальной помощи представляет собой соглашение между органом социальной защиты населения и гражданином. Договор определяет объем социальной помощи, ее характер, условия предоставления и обязанности сторон по исполнению социального

Библиографический список

контракта. Цель внедрения системы социальных контрактов заключается в снижении уровня бедности к 2030 г в 2 раза по сравнению с 2017 г. Средства, полученные в рамках социального контракта, могут быть использованы строго по назначению, т. е. направлены на трудоустройство, получение профессионального образования, занятия предпринимательской деятельностью, ведение личного подсобного хозяйства, другие мероприятия. Практика применения социальных контрактов показала наличие ряда проблем, которые негативно сказываются на результативности работы по снижению уровня бедности. Анализ исследований позволил определить следующий круг проблем: социальные контракты не позволяют в должной мере активизировать малоимущие категории населения для перехода к самообеспечению; проблема юридического оформления механизмов достижения целей заключаемых социальных контрактов, а также однозначных критериев их эффективности; регионы имеют разные возможности в плане выполнения обязательств в рамках социальных контрактов; недостаточная информированность граждан о сути социальных контрактов, что выражается в необоснованных ожиданиях от их реализации и неготовности к самостоятельному преодолению трудной жизненной ситуации; малый перечень направлений оказания социальной помощи и недостаточная гибкость формальных требований, не позволяющая адаптировать условия ранее заключенных социальных контрактов к изменяющейся социально-экономической ситуации.

Современная социальная работа обеспечивает потенциальные возможности для решения указанных проблем, однако остается открытым вопрос об организации и юридическом обеспечении основных направлений деятельности. Повышение эффективности социальных контрактов может быть достигнуто за счет реализации нескольких направлений социальной работы. К ним относится социальная диагностика, которая позволяет определить потенциал граждан к самостоятельному решению существующих проблем и характер их установок по отношению к социальной помощи. Другим направлением является информационное обеспечение, которое направлено на повсеместное распространение информации среди населения о возможностях социального контракта, а также подразумевает проведение консультаций по конкретным вопросам. Мониторинг исполнения программ социальной адаптации позволяет отслеживать ход реализации программ социальной адаптации и планировать их коррекцию. Сопровождение реализации социального контракта направлено на предупреждение кризисных ситуаций при оказании социальной помощи и развитие установок на самостоятельное разрешение трудностей. Организация социального партнерства подразумевает привлечение иных субъектов социальной работы, способных оказать помощь в создании оптимальных условий для реализации социального контракта. Изучение эффективности проведенной работы подразумевает повторную диагностику, обобщение полученного опыта и определение перспектив его дальнейшего использования.

1. Аброскин А.С., Аброскина Н.А. Перспективы повышения эффективности государственной социальной помощи населению на основании социального контракта. Вестник университета. 2023; № 6: 177-185.

2. Асадов В.Г, Ермаков Д.Н. Социальный контракт в системе социальной защиты населения Российской Федерации. Проблемы экономики и юридической практики. 2021; Т. 17, № 6: 220-225.

3. Калинина Д.С. Технология социальной помощи семье на основании социального контракта (по опыту Самарской области). The Scientific Heritage. 2021; № 61-3 (61): 62-67.

4. Пунгина А.П. Социальные контракты в РФ: проблемы и перспективы развития. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021; № 1 (53): 282-285. References

1. Abroskin A.S., Abroskina N.A. Perspektivy povysheniya 'effektivnosti gosudarstvennoj social'noj pomoschi naseleniyu na osnovanii social'nogo kontrakta. Vestnik universiteta. 2023; № 6: 177-185.

2. Asadov V.G., Ermakov D.N. Social'nyj kontrakt v sisteme social'noj zaschity naseleniya Rossijskoj Federacii. Problemy 'ekonomiki i yuridicheskoj prakiiki. 2021; T. 17, № 6: 220-225.

3. Kalinina D.S. Tehnologiya social'noj pomoschi sem'e na osnovanii social'nogo kontrakta (po opytu Samarskoj oblasti). The Scientific Heritage. 2021; № 61-3 (61): 62-67.

4. Pungina A.P. Social'nye kontrakty v RF: problemy i perspektivy razvitiya. Skif. Voprosy studencheskojnauki. 2021; № 1 (53): 282-285.

Статья поступила в редакцию 29.09.23

УДК 378

Kurchenkova E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia),

E-mail: kuriena@maii.ru

GENERATION Z STUDENTS' EXPECTATIONS FROM FOREIGN LANGUAGE CLASSES IN NON-LINGUISTIC CLASSIC UNIVERSITIES. Students' expectations from study are the most important element of the educational process management system. Based on the expectations of students, instructors can make changes to the plan of the educational process to improve its quality. The article contains results of an experiment on the study of the content and characteristics of students' expectations from foreign language classes in non-linguistic specialties of universities. The author developes questions for a questionnaire, which are used to find out the opinions of students of non-linguistic specialties of undergraduate education, chosen by a random selection, studying a foreign language at a classical university. The results of the analysis show that students are not satisfied with the use of traditional teaching methods and strategies. Representatives of generation Z express their desire the materials, testing and assessment methods, as well as assignments and teaching techniques to be focused on new modern technologies.

Key words: language learning expectations, generation Z, motivation, teaching English, non-linguistic

Е.А. Курченкова, канд. филол. наук, доц., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: kurlena@mail.ru

ОЖИДАНИЯ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z

НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ОТ ЗАНЯТИЙ

ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Ожидания студентов от учебы являются важнейшим элементом системы управления образовательным процессом. Опираясь на ожидания обучающихся, можно внести изменения в план учебного процесса для повышения его качества. Данная статья содержит результаты проведенного исследования, посвященного изучению содержания и особенностей ожиданий студентов первого курса, обучающихся по направлениям, связанным с информационными технологиями, от занятий по иностранному языку в неязыковых вузах. Автором были разработаны вопросы для анкетирования, которые использовались для выяснения мнений студентов неязыковых направлений обучения бакалавриата, отобранных методом случайного выбора, изучающих иностранный язык в классическом университете. Результаты анализа показали, что студенты не удовлетворены применением традиционных методов и стратегий обучения. Представители поколения Z выразили пожелания, чтобы материалы, способы тестирования и оценки, а также задания и методы обучения были ориентированы на новые, современные технологии.

Ключевые слова: учебные ожидания, обучение в вузе, поколение Z, мотивация, обучение английскому языку, неязыковой вуз

Актуальность данного исследования заключается в том, что новые ожидания этого поколения еще вполне не изучены, оно направлено на изучение современного состояния всей системы высшего образования, образовательных условий, особенностей обучения и преподавания иностранного языка.

Цель настоящей работы состоит в изучении результатов исследования содержания учебных ожиданий студентов поколения Z от занятий английского языка как иностранного. Задачами исследования являлись разработка вопросов для выяснения мнений студентов, изучающих иностранный язык в классическом университете неязыковых направлений обучения бакалавриата, отобранных методом случайного выбора, и анализ результатов анкетирования с применением методики контент-анализа.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что оно вносит вклад в определение учебных ожиданий студентов поколения Z, что отражает различные виды мотиваций для изучения иностранного языка на неязыковых направлениях подготовки бакалавриата. Практическая значимость исследования состоит в том, что учебные ожидания студентов взаимосвязаны с мотивацией, которая является важнейшим элементом управления образовательным процессом, что позволяет внести изменения в план учебного процесса для повышения его качества в интересах студентов.

Научная новизна данного исследования состоит в экспериментальном изучении учебных ожиданий студентов неязыковых направлений обучения.

Поколение - это совокупность людей, родившихся в один и тот же период времени, т. е. людей близкого возраста, ровесников [1, с. 31]. В научной литературе указывается, что смена поколений происходит один раз в 20-25 лет Особенности каждого поколения, как правило, формируются в зависимости от исторической эпохи, за счет изменений в области технологий, экономической ситуации [2].

Каждому поколению можно дать определенное название, и они имеют свои отличительные черты. Людей, родившихся в период с 1928 по 1944 год, называют «молчаливым» (или «традиционным») поколением. Они определяются такими характеристиками, как уважение авторитетов и принятие на себя ответственности. Для них также характерна легкость в управлении и трудолюбие [3]. Тех, кто родился между 1945-1964 годами, называют бэби-бумерами. Причина этого названия состоит в том, что после Второй мировой войны во многих странах правительствами проводилась демографическая политика с целью увеличения прироста населения для развития послевоенной экономики. Представители этого поколения не любят конфликтов, более оптимистичны, трудолюбивы. Людей, родившихся в период с 1965 по 1979 год, называют поколением Х. Обычно они лояльно относятся к власти, но их труд уже не настолько интенсивен, как у представителей предыдущих поколений. Для них более важен баланс между работой и личной жизнью. Следующее поколение, родившееся в период с 1980 по 1995 год, называют поколением Y, которое также называют «чистым поколением», «поколением молодых городских профессионалов» [4, с. 5]. По их мнению, они заслуживают уважения со стороны властей, разбираются в новейших технологиях и ориентированы в жизни на личные достижения. Они также более общительны, уверены в себе, многозадачны.

Последнее поколение, в которое входят люди, родившиеся после 1995, а по некоторым данным, после 2000 года, - это поколение Z. Их называют поколением Next, или Gen I - интернет-поколением, пост-миллениалами, скринстерами, зумерами, зедами [5]. Это поколение с самого рождения сталкивается с цифровыми технологиями. Представители поколения Z родились в сложном глобализо-ванном мире. На их мировоззрение повлияли проблемы экологии, терроризма, неопределенность политической ситуации в мире. Поскольку они с рождения были воспитаны на активном использовании цифровых технологий, концентрация их внимания ограничена из-за информационной нагрузки, воздействию которой они постоянно подвергаются. Они привыкли к мгновенному удовлетворению потребностей, могут выполнять несколько задач одновременно. Они чаще являются индивидуалистами, что приводит к отсутствию коммуникативных навыков устного общения.

Однако широкое использование информационных технологий, мессен-джеров и социальных сетей может способствовать развитию многозадачности в положительную сторону. Представители поколения Z более адаптированы к быстрому потоку информации и быстрее обрабатывают ее. Для них характерен

так называемый флюидный интеллект, гибкость мыслительных процессов в решении новых нестандартных задач [6, с. 155].

Еще одной важной характеристикой этого поколения является то, что они в большей степени являются «наблюдателями», или визуалами. Перед тем, как начать выполнять свои действия, они сначала наблюдают за тем, как другие осуществляют подобные задачи при помощи видео, таким образом, видеоролики -это основной источник их самообучения.

Итак, основными особенностями студентов поколения Z являются доступность, постоянный и непрерывный процесс создания и восприятия нового информационного контента в многопоточном режиме, большое разнообразие различных технических устройств, личностная разобщенность, стремление к визуализации и индивидуализации [7].

Эти личностные качества влияют на образ жизни, ожидания, потребности и интересы представителей поколения Z во всех сферах жизни, включая образование. Поэтому не только способ подачи учебного материала, но и задания, выполняемые в классе и дома, используемые учебные материалы должны быть скорректированы в соответствии с отличительными чертами студентов поколения Z.

Как считают исследователи Б. Демир и Г Зенмез, поскольку зумеры больше склонны выполнять задания в одиночку, необходимо разрабатывать и чаще применять в учебной деятельности общие проекты, в которые студенты могли бы вносить свой личный вклад [8, с. 693]. С другой стороны, из-за перегрузки различной информацией преподаватели должны помогать сортировать ее, чтобы синтезировать более точные идеи. Поэтому в учебный процесс предлагается наряду с объяснением заданий вводить разъяснение строгих принципов работы, чтобы предотвратить избыточную информационную нагрузку.

Исследователь Б. Харманто [9] считает, что с 1994 года процесс обучения в университетах английскому языку стал неудовлетворительным, так как к этому времени не была подготовлена должным образом учебная программа, не разработана методика в соответствии с ожиданиями этого нового поколения. Поэтому в своих работах исследователи предлагают возможные стратегии обучения для удовлетворения потребностей этой группы студентов. Они утверждают, что преподаватели не должны бояться использования новых современных технологий, они должны более эффективно внедрять аудиовизуальные и сетевые технологии для обратной связи со студентами, для решения проблем многозадачности на занятиях. Исследователи Т.И. Леонтьева и С.Н. Котенко указывают, что стратегии и подходы, используемые для обучения иностранному языку студентов поколения Z, следует рассматривать в соответствии с их особыми характеристиками и ожиданиями. Они предлагают использовать социальные сети в качестве средства коммуникации, компьютерные программы и онлайн-ресурсы в качестве средств выработки культуры командной и проектной работы как методы развития самостоятельного обучения этого поколения студентов.

В исследовании группы ученых Ч. Спиром, направленном на выявление различных личностных характеристик представителей поколения Z в Таиланде, был сделан вывод, что преподаватели иностранных языков должны интегрировать использование новых технологий и социальных сетей в процесс обучения. Например, они предлагают использовать такие платформы, как Moodle, Dropbox, Onedrive или инструменты Google, чтобы обмениваться информацией, управлять учебной деятельностью в классе и использовать их для выполнения домашних заданий. Это улучшает взаимодействие обучающихся и преподавателей, повышает мотивацию к изучению иностранного языка и улучшению результатов [10].

Таким образом, к настоящему моменту среди преподавателей вузов встает вопрос о соответствующем удовлетворении потребностей студентов поколения Z, о применении к ним новых методических подходов в процессе обучения иностранному языку.

Знание английского языка является базовой частью и важной универсальной компетенцией для ФГОС высшего образования в сфере информационных технологий. В связи с этим возрастает роль воспитания положительной мотивации в его изучении студентами, обучающимися на неязыковых направлениях подготовки бакалавриата, особенно тех, которые связаны с информационными технологиями [11; 12]. Так как ожидания от процесса обучения напрямую связаны с мотивацией, необходимо изучать систему ожиданий студентов.

Ожидание - это психологическое понятие, характеризующее мотивацион-но-ценностную сферу человека. Ожидания являются значимым аспектом в оценке обучения студента. На основании теории экспектаций В. Врума [13] можно говорить о том, что социальные и учебные ожидания связаны с мотивацией, а она, в свою очередь, является важнейшим элементом управления образовательным процессом. Опираясь на ожидания студента, можно построить учебный процесс в нужном направлении, ориентированном на потребности студентов.

Автором была составлена и апробирована анкета, отражающая реализацию ожиданий в процессе изучения иностранного языка среди студентов, обучающихся по направлениям, связанным с информационными технологиями, чтобы узнать, оправдались ли ожидания студентов в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык». В анкетировании приняли участие 100 студентов Волгоградского государственного университета, обучающихся по направлениям «Информационная безопасность», «Прикладная информатика», «Информационная безопасность телекоммуникационных систем». Все они на момент проведения анкетирования изучали английский язык в течение 4 месяцев.

Автором были составлены и заданы студентам следующие вопросы:

«1. Оправдались ли ваши ожидания от обучения иностранному языку на сегодняшний день? (Да/нет).

1.1 Каково Ваше общее мнение о занятиях по иностранному языку?

1.2 Что нравится и что не нравится в процессе обучения? Почему?

2. Каково Ваше мнение об учебных материалах, используемых на занятиях по иностранному языку? Какие материалы вам больше нравятся?

3. Какую форму контроля знаний по иностранному языку Вы предпочитаете - устную или письменную?

4. Каково Ваше мнение об объеме и форме домашних заданий по иностранному языку?

4.1 Вы предпочитаете индивидуальные задания или групповые проекты? Почему?

4.2 Вам нравится выполнять задания, размещаемые на онлайн-платфор-мах?»

Вопросы для анкетирования были разосланы участникам при помощи он-лайн-платформы, их попросили ответить и отправить ответы на следующий день. Ответы были анонимными, и каждому участнику был присвоен номерной шифр в произвольном порядке. После этого был проведен контент-анализ полученных текстов и определены основные и наиболее частотные ответы.

Обработка результатов проводилась путем подсчета процентов студентов, выбравших определенный вариант произвольного ответа. Контент-анализ проводился путем подсчета частоты и последовательности определенных слов, фраз и понятий, встречающихся в полученных данных для выявления закономерностей. В нашем исследовании были разделены учебные ожидания от обучения в вузе на 4 составляющие.

1. Ожидания и впечатления студентов поколения Z от занятий по английскому языку.

2. Ожидания студентов от материалов, используемых во время обучения английскому языку.

3. Представления студентов о формах контроля на занятиях по иностранному языку.

4. Мнения студентов о домашних заданиях, получаемых в ходе изучения дисциплины иностранный язык (английский).

В результате контент-анализа ответов студентов на первую группу вопросов мы выявили восемь основных наиболее частотных вариантов по двум основным категориям - отрицательные ответы и положительные ответы.

Положительные мнения включали в себя ответы, связанные с использованием на занятиях цифровых технологий (60%), приобретением на занятиях различных умений и навыков (10%), применение полученных знаний на практике (7%).

Отрицательные мнения включали в себя ответы с такими понятиями, как однообразие и монотонность (10%), перегруженность заданиями (8%), неэффективность (9%), ограниченность процесса обучения учебниками (24%), недостаточность устных коммуникативных заданий (15%).

Выводы о мнениях студентов позволяют предположить, что использование информационных технологий является наиболее важным положительным фактором в обучении языку, на втором месте по важности стоит возможность развивать на занятиях различные языковые навыки и умения. Участники указали, что они получают удовольствие от использования компьютеров, онлайн-материалов, умных досок.

Положительное мнение об использовании цифровых технологий высказал один из студентов. Студент № 21: «...Мне нравится, когда на занятиях используют компьютер и умную доску, так мы учимся лучше и эффективнее».

Некоторые участники высказали отрицательное мнение об обучении иностранному языку, указав потребность в большей разговорной практике, признание занятий монотонными и скучными, неэффективными и привязанными только к имеющимся учебникам. Один из студентов выразил отрицательное мнение об обучении английскому языку следующим образом. Студент № 6: «.Учить английский скучно. Слишком много однообразных заданий».

Вторая часть анкеты касалась ожиданий студентов от материалов, используемых во время обучения. Контент-анализ ответов студентов на второй вопрос

выявил шесть вариантов ответов по трем основным категориям: использование игр, аудиовизуальных материалов и социальных сетей. В категорию игр включались настольные, подвижные и компьютерные игры, развлекательные мероприятия, тематические праздники. Категория аудиовизуальных материалов включала в себя использование видеороликов, презентаций, аудиоприложений. Третья категория ответов включала в себя наглядные пособия и материалы на бумажных и пластиковых носителях, помещаемых на доску раздаточный материал.

Мнения студентов позволяют увидеть, что они считают игры важным видом учебной деятельности в изучении английского языка (21%). Большинство студентов-участников подчеркнули важность использования аудиовизуальных материалов в процессе обучения иностранному языку (77%). В категории аудиовизуальных материалов значительное количество студентов проявило интерес к просмотру видео на занятиях по иностранному языку (41%). Кроме того, студенты также предложили использовать социальные сети в обучении иностранному языку (65%).

О просмотре видео на занятиях по английскому языку один из студентов указал следующее. Студент № 20: «Мне нравится, когда мы смотрим видео на занятии. Лучше смотреть видео, а не слушать объяснение преподавателя».

В этой категории участники анкетирования также указали использование смартфонов на занятиях (16%). Студент № 11: «Мой смартфон - это часть меня, я постоянно им пользуюсь в течение дня. Но нам не разрешают их использовать на занятиях. Преподаватели используют компьютер и умную доску, но это не одно и то же». Третья категория ответов, которая охватывала наглядные пособия, была немногочисленной, на них указали всего 10% участников.

Представления студентов о формах контроля на занятиях по иностранному языку были отражены в ответах на третий вопрос. По результатам контент-анализа были выявлены ответы по двум основным категориям. Проверка полученных навыков и умений включает в себя тестирование таких аспектов, как чтение, говорение, письмо по отдельным темам лексики и грамматики. Результаты контент-анализа ответов студентов показали, что они в большей степени предпочитают контроль в виде тестирования (54%), чем в виде устного экзамена (34%). Оставшаяся часть участников (12%) затруднилась с выбором.

По четвертой части анкеты был проведен контент-анализ ответов студентов о домашних заданиях, получаемых в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык». Данные показали, что они в целом недовольны количеством заданий (98%). Большая часть студентов заявила, что заданий должно быть меньше или их вообще не должно быть. Вот мнение одного участника, описывающее причину отрицательного отношения к домашним заданиям. Студент № 34: «У нас очень большая нагрузка по всем предметам. Я хочу проводить больше времени в социальных сетях и в зале, а не заниматься все время домашними заданиями».

Кроме того, во вторую часть вопроса были включены еще три категории ответов по распределению предпочтений среди таких видов домашнего задания, как индивидуальные задания, групповые проекты и онлайн-задания. Результаты показывают, что большинство студентов выступают за выполнение индивидуальных заданий (51%), а не за участие в групповых проектах (18%). 31% участников затруднились с выбором либо указали, что ни одна из форм их не привлекает.

Относительно причины выбора индивидуальных заданий один из студентов указал следующее. Студент № 78: «На самом деле я общительный человек и не против работать с другими. Поэтому в начале семестра я стремился сотрудничать со своими одногруппниками, чтобы больше общаться с ними. Но они не тратили столько же времени и энергии для выполнения заданий, как я. Все в группе получали одинаковые оценки, а это несправедливо. Я считаю, что заслуживаю более высокую оценку по сравнению с другими студентами в моей группе».

В том же вопросе происходил выбор студентов-участников между традиционной бумажной формой выполнения домашних заданий и заданиями на базе онлайн-платформ. Студенты в основном ответили, что они будут охотнее выполнять домашние задания, если они будут в цифровом виде. Один из участников анкетирования (№ 12) сообщил: «Большую часть заданий я не делаю, потому что это прошлый век, просто ручка и бумага. Я лучше буду выполнять задания на своем компьютере или в смартфоне. С клавиатуры работать проще и веселее».

Целью настоящего исследования было изучение учебных ожиданий студентов поколения Z от занятий английским языком как иностранным. Можно сделать вывод, что студенты, проходившие анкетирование, могут с полным правом быть причислены к поколению Z как представители первого поколения, рожденного в эпоху цифровых технологий. Они способны получать информацию очень быстро и могут одновременно выполнять несколько задач, они в большей степени являются визуалами. Их родители еще до рождения детей использовали цифровые технологии и продолжали это делать с самого раннего периода жизни своих детей. Примером могут послужить родительские чаты, которых еще не было в России у родителей детей, рожденных в 1990-х годах ХХ века.

Студенты в своих ответах на вопросы предлагаемой анкеты указали на то, что они ожидают от процесса изучения иностранного языка в вузе применения цифровых технологий, так как мобильные устройства, мессенджеры и социальные сети являются неотъемлемой частью их жизни. Хотя преподаватели по-прежнему дают домашние задания, которые выполняются при помощи ручки и тетради, студенты считают, что они устарели, и они должны размещаться на онлайн-платформах с помощью цифровых инструментов.

Основные ожидания студентов-первокурсников неязыковых направлений обучения от изучения иностранного языка в вузе имеют следующее содержание: ожидание интересного и продуктивного занятия, ожидание интерактивности, ожидание применения инновационных цифровых методов и материалов обучения, ожидание взаимоуважения, справедливости, беспристрастности, объективности, ожидание активного участия в процессе образования, ожидание адекватной обратной связи. Они предпочли бы, чтобы их оценивали в соответствии с их индивидуальными действиями. Также их предпочтение тестов устному опросу можно объяснить тем, что они привыкли к различным тестам в школе в ходе подготовки к ЕГЭ.

Преподаватели должны быть в поиске новаторских способов для создания и размещения домашних заданий, которые должны включать в себя использова-

Библиографический список

ние онлайн-источников и цифровых инструментов для студентов поколения Z. Это необходимо, чтобы мотивировать учащихся поколения Z, которые не могут легко сосредоточиться на изучении иностранных языков как на занятии, так и дома.

Нужно пытаться интегрировать цифровые технологии в преподавание иностранного языка и соответствующим образом адаптировать учебные программы. Необходимо перейти от традиционной к трансформационной модели обучения языку XXI века.

Дальнейшие перспективы разработки тематики данного исследования автор видит в изучении учебных ожиданий с применением анкетирования студентов других направлений обучения, а также проведении исследования ожиданий на основании анкетирования для преподавателей, которые являются представителями других поколений.

1. Беляева Л.А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России. Социологические исследования. 2004; № 10: 31-42.

2. Seemiller C., Grace M. Generation Z: Educating and engaging the next generation of students. About Campus. 2017; № 22 (3): 21-26.

3. Generation Y less satisfied than other generations. Consultancy.uk. 2015. Available at: http://www.consultancy.uk/news/2061/generation-y-less-satisfied-than-other-generations

4. Cilliers E.J. The challenge of teaching generation Z People. International Journal of Social Sciences. 2017; № 3 (1): 188-198.

5. Kingston A. Get ready for generation Z. Available at: https:// www.macleans.ca/society/life/get-ready-forgeneration-z

6. Леонтьева Т.И., Котенко С.Н. Особенности обучения иностранному языку поколения z: традиции и новаторство. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017; № 1 (3б): 152-158.

7. Курченкова Е.А., Кочеткова С.Ю. Особенности мотивации в изучении иностранного языка у студентов поколения Z неязыковых направлений обучения. Международный научно-исследовательский журнал. 2023; № 8 (134). Available at: https://research-journal.org/archive/8-134-2023-august/10.23670/IRJ.2023.134.41

8. Demir В., Sonmez G. Generation Z students' expectations from English language instruction. Journal of Language and Linguistic Studies. 2021; № 17 (Special Issue 1): 683-701.

9. Harmanto B. Teaching English to Generation Z students. New Concept of Young Learners. 2013: 74-81. Available at: http://eprints.umpo.ac.id/1752/

10. Sriprom C., Rungswang A., Sukwitthayakul C., Chansri N. Personality Traits of Thai Gen Z Undergraduates: Challenges in the EFL Classroom? PASAA: Journal of Language Teaching and Learning in Thailand. 2019; № 57: 165-190.

11. Рудомётова Л.Т. Факторы успешного обучения иностранному языку в неязыковом вузе в процессе реализации компетентностного подхода. Международный научно-исследовательский журнал. 2022; № 8 (122). Available at: https://research-journal.org/archive/8-122-2022-august/10.23670/IRJ.2022.122.84

12. Стрельченко О.Н. Развитие личности в условиях цифровизации российского образования. Международный научно-исследовательский журнал. 2023; № 2 (128). Available at: https://research-journal.org/archive/2-128-2023-february/10.23670/IRJ.2023.128.3

13. Vroom V.H. Work and motivation. Available at: https://www.worldcat.org/title/work-andmotivation/oclc/24373

References

1. Belyaeva L.A. Social'nyj portret vozrastnyh kogort v postsovetskoj Rossii. Sociologicheskie issledovaniya. 2004; № 10: 31-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Seemiller C., Grace M. Generation Z: Educating and engaging the next generation of students. About Campus. 2017; № 22 (3): 21-26.

3. Generation Y less satisfied than other generations. Consultancy.uk. 2015. Available at: http://www.consultancy.uk/news/2061/generation-y-less-satisfied-than-other-generations

4. Cilliers E.J. The challenge of teaching generation Z People. International Journal of Social Sciences. 2017; № 3 (1): 188-198.

5. Kingston A. Get ready for generation Z. Available at: https:// www.macleans.ca/society/life/get-ready-forgeneration-z

6. Leont'eva T.I., Kotenko S.N. Osobennosti obucheniya inostrannomu yazyku pokoleniya z: tradicii i novatorstvo. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta 'ekonomiki i servisa. 2017; № 1 (36): 152-158.

7. Kurchenkova E.A., Kochetkova S.Yu. Osobennosti motivacii v izuchenii inostrannogo yazyka u studentov pokoleniya Z neyazykovyh napravlenij obucheniya. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2023; № 8 (134). Available at: https://research-journal.org/archive/8-134-2023-august/10.23670/IRJ.2023.134.41

8. Demir V., Sonmez G. Generation Z students' expectations from English language instruction. Journal of Language and Linguistic Studies. 2021; № 17 (Special Issue 1): 683-701.

9. Harmanto B. Teaching English to Generation Z students. New Concept of Young Learners. 2013: 74-81. Available at: http://eprints.umpo.ac.id/1752/

10. Sriprom C., Rungswang A., Sukwitthayakul C., Chansri N. Personality Traits of Thai Gen Z Undergraduates: Challenges in the EFL Classroom? PASAA: Journal of Language Teaching and Learning in Thailand. 2019; № 57: 165-190.

11. Rudometova L.T. Faktory uspeshnogo obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze v processe realizacii kompetentnostnogo podhoda. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2022; № 8 (122). Available at: https://research-journal.org/archive/8-122-2022-august/10.23670/IRJ.2022.122.84

12. Strel'chenko O.N. Razvitie lichnosti v usloviyah cifrovizacii rossijskogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2023; № 2 (128). Available at: https:// research-journal.org/archive/2-128-2023-february/10.23670/IRJ.2023.128.3

13. Vroom V.H. Work and motivation. Available at: https://www.worldcat.org/title/work-andmotivation/oclc/24373

Статья поступила в редакцию 04.10.23

УДК 811

Obukhova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages for Law, Economics and Management,

Institute of Language and Literature, Udmurt State University (Izhevsk, Russia), E-mail: tabitha@mail.ru

WAYS TO OVERCOME LANGUAGE INTERFERENCE IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE TO ARAB STUDENTS. The aim of the

study is to conduct a comparative analysis of grammatical phenomena in the Russian and Arabic languages in order to reduce the interference that occurs to a minimum in the process of teaching foreign students the Russian language, ideally to achieve transference. The article analyzes the nature of language contacts, as a result of which there is an inevitable penetration of one language into another, which, in turn, creates prerequisites not only for the clash of grammatical systems of the two languages, but, as a consequence, difficulty in communication and perception of cultural codes. The main attention in the work is focused on comparing the linguistic features of the Russian and Arabic languages and identifying similar phonetic, grammatical, word-formation mechanisms to use them in the learning process as an analogue. To achieve this goal, methods of studying scientific and methodological literature on the topic are used; analysis and systematization of theoretical information; comparative methods; analysis of the characteristics of the contingent; observation of the educational process; development and testing of educational tasks; analysis and interpretation of the results of their use. As a result of the comparative method usage in teaching Russian as a foreign language to students of the Middle East region, it is possible to achieve the influence of interference in the formation of phonetic, lexical, grammatical skills. The explanation of many complex topics is more successful, the motivational level of students increased. The presentation of the material based on the native language arouse keen interest among students, the desire to learn more about various and similar phenomena in Arabic and Russian.

Key words: language contacts, Russian as foreign language, Arabic, interference, overcoming interference

Н.В. Обухова, канд. пед. наук, доц., Институт языка и литературы, Удмуртский государственный университет, г. Ижевск,

E-mail: tabitha@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.