Научная статья на тему 'К вопросу выявления мотивации студентов технических вузов к изучению иностранного языка'

К вопросу выявления мотивации студентов технических вузов к изучению иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOTIVATION / FOREIGN LANGUAGE / ANTIMOTIVATION / AFFILIATION MOTIVE / PROSOCIAL MOTIVE / IDENTIFICATION MOTIVE / SELF-DEVELOPMENT MOTIVE / SELFAFFIRMATION MOTIVE / МОТИВАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / АНТИМОТИВАЦИЯ / МОТИВ АФФИЛИАЦИИ / ПРОСОЦИАЛЬНЫЙ МОТИВ / МОТИВ ИДЕНТИФИКАЦИИ / МОТИВ САМОРАЗВИТИЯ / МОТИВ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова О. Н., Ильина И. Е.

Статья посвящена анализу вопросов выявления мотивации студентов к изучению иностранного языка. Целью написания статьи является осознание важности и целесообразности изучения данной дисциплины. Особое внимание уделяется рассмотрению мотивации как совокупности причин психологического характера. Проведен анализ мотивированности студентов к обучению, опираясь на понятие локуса контроля. Конкретизирована сущность внутренней и внешней мотивации, а также выделены основные мотивы. Оцениваются результаты опроса, проведенного в Тамбовском государственном техническом университете среди студентов 1 и 2 курсов, с целью установить, какие же именно мотивы движут ими при изучении иностранных языков. Представлены статистические данные по проведенному исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF DETERMINATION OF STUDENTS' MOTIVATION TO STUDYING A FOREIGN LANGUAGE IN TECHNICAL UNIVERSITIES

The article studies a problem of motivation of students for the study of a foreign language. The objective of the paper is to reveal the importance and feasibility of studying this discipline. The authors pay much attention to understanding motivation as combination of psychological causes. The researchers fulfilled an analysis of students' motivation to the studies, which is based on a concept of the locus of control. The meaning of the internal and external motivation is determined, and the main motives are given. The paper evaluates the results of the survey conducted at Tambov State Technical University among the firstand second-year students in order to determine the motives that motivate them for learning foreign languages. The statistical data on the study are introduced.

Текст научной работы на тему «К вопросу выявления мотивации студентов технических вузов к изучению иностранного языка»

bit i

Рис. 3. Стеклянный сосуд

В предложенном кейсе имеется проблемная ситуация- что такое обычай? Каждый из обучающихся может предлагать свои варианты решения данной проблемы. В результате обсуждения вырабатывается наиболее продуктивный из них. При этом у них остается возможность творчески подойти к выполнению задания и при составлении собственного видения использовать не только предложенный преподавателем материал, но и найти что-то самостоятельно. Такой поиск позволит им убедительно отстаивать качество своего мнения, результат которого напрямую будет зависеть от умения защищать собственные позиции и включаться в процесс обсуждения. Основными действующими лицами в этом кейсе являются мальчишки, которые пинают бурдюк, катают его по земле, садятся верхом. Что является результатом таких процессов, что происходит с молоком? Это самая сложная для этого возраста проблема, которая решается в результате спора в объяснении материала. Кроме специального мешка бурдюка какие специальные сосуды существуют? Для решения этой проблемы учитель демонстрирует рисунки.Припомощиихученикипредлагаютсвоивариантыответа.

Библиографическийсписок

Создание на уроках ситуаций интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов, проблемных задач, иллюстраций способствует развитию творческого мышления, столь необходимого каждому в повседневной жизни. Кейс интересного исторического характера в данном случае способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данная проблема предлагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а процесс получения знаний. Иллюстративный материал, предлагаемый учителем, может развивать аналитические, практические, коммуникативные умения учащихся. В процессе работы учащиеся отрабатывают в группах содержание проблемной ситуации, причинно-следственные связи, выводы, ответы, решения проблем. Далее идет выработка общей позиции, оформляется текст выступления от группы, идет защита позиции в ее открытом обсуждении. Обязательна также рефлексия на тему, решенную совместно проблему и приобретенные способы деятельности, умения и навыки. Также учащиеся могут разработать кейс самостоятельно по изучаемым или дополнительным вопросам и проблемам. В конечном итоге учащиеся создают авторский исследовательский продукт, формирующий способность проектирования своей деятельности, принятия самостоятельных решений во внеучебных ситуациях на основе предметных и надпредметных знаний и умений.

Таким образом, в результате исследования выявили следующие особенности организации работы с кейс - заданиями:

1. Кейс - по своей учебной сущности - это не просто правдивое описание событий,а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

2. Для организации кейс заданий необходимо учитывать психолого- педагогические, физиологические, возрастные особенности и возможности школьни-ка,егоготовность к получению информации, интересы ученика.

3. Кейс задание должно иметь определенную структуру, требования.

4. Кейс технологию целесообразно провести в виде спора, элемента дискуссии, игры. Кейс технология должна быть регулярной. Поэтому необходимо разработать кейсы, касающиеся большинства изучаемых тем курса, и систематизировать те ситуации, в которых возможно использование кейс-технологии.

Рис.2. Кадка

1. Об образовании в Российской Федерации. Фед. закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 (действующая редакция, 2016). Консультант Плюс. Справ.-правов. Система. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

2. Харченко Л.Н. Информатика. 8 - 11 классы. Активные методы обучения. Волгоград: «Учитель»., 2012.

3. ДолгоруковА.М. Методсэве-вЫу каксовременнаятехнологияпрофессионально-ориентированного обучения. Available at: //www.evolkov.net/case/case.study.html

4. МатвееваТ.В. Полныйсловарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010:84-85.

5. Смолянинова О.Г Кейс-методвобучении экономике. Образовательныетехнологии. 2004; 3-4: 124 - 127.

6. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. Москва: Академия, 2007.

7. ТрайтакД.И. Проблемы методикиобучениябиологии.Москва:Мнемозина,2002.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Fed. zakon № 273-FZ ot 29.12.2012 (dejstvuyuschaya redakciya, 2016). Konsul'tant Plyus. Sprav.-pravov. Sistema. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

2. HarchenkoL.N. Informatika. 8-11klassy. Aktivnyemetodyobucheniya.Volgograd: «Uchitel'».,2012.

3. Dolgorukov A.M. Metod case-study kaksovremennaya tehnologiya professional'no-orientirovannogo obucheniya. Available at: //www.evolkov.net/case/case.study.html

4. Matveeva T.V. Polnyj slovar' lingvisticheskihterminov. Rostov-na-Donu,2010:84-85.

5. Smolyaninova O.G. Kejs-metod v obuchenii 'ekonomike. Obrazovatel'nye tehnologii. 2004; 3-4: 124 - 127.

6. Ponomareva I.N., Solomin V.P., Sidel'nikova G.D. Obschaya metodika obucheniya biologii. Moskva: Akademiya, 2007.

7. TrajtakD.I. Problemymetodikiobucheniyabiologii.Moskva:Mnemozina,2002.

Статья поступила в редакцию 17.10.18

УДК 378:63

Morozova O.N., Cand.ofSciences(Pedagogy), seniorlecturer, Tambov StateTechnicalUniversity (Tambov, Russia), E-mail: [email protected] Ilina I.Ye., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Tambov State Technical University (Tambov, Russia), E-mail: [email protected]

ON THE QUESTION OF DETERMINATION OF STUDENTS' MOTIVATION TO STUDYING A FOREIGN LANGUAGE IN TECHNICAL UNIVERSITIES. The

article studies a problem of motivation of students for the study of a foreign language. The objective of the paper is to reveal the importance and feasibility of studying this discipline. The authors pay much attention to understanding motivation as combination of psychological causes. The researchers fulfilled an analysis of students' motivation to the studies, which is based on a concept of the locus of control. The meaning of the internal and external motivation is determined, and the main motives are given. The paper evaluates the results of the survey conducted at Tambov State Technical University among the first- and second-year students in order to deter-minethemotivesthatmotivatethem forlearningforeignlanguages. The statistical dataon thestudyare introduced.

Key words: motivation, foreign language, anti-motivation, affiliation motive, prosocial motive, identification motive, self-development motive, self-affirmation motive.

О.Н.Морозова, канд.пед.наук,доц., Тамбовскийгосударственныйтехнический университет, г. Тамбов, E-mail: [email protected] И.Е.Ильина, канд.филол.наук,доц.,Тамбовскийгосударственныйтехнический университет, г. Тамбов, E-mail: [email protected]

КВОПРОСУВЫЯВЛЕНИЯМОТИВАЦИИСТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена анализу вопросов выявления мотивации студентов к изучению иностранного языка. Целью написания статьи является осознание важности и целесообразности изучения данной дисциплины. Особое внимание уделяется рассмотрению мотивации как совокупности причин психологического характера. Проведен анализ мотивированности студентов к обучению, опираясь на понятие локуса контроля. Конкретизирована сущность внутренней

и внешней мотивации, а также выделены основные мотивы. Оцениваются результаты опроса, проведенного в Тамбовском государственном техническом университете среди студентов 1 и 2 курсов, с целью установить, какие же именно мотивы движут ими при изучении иностранных языков. Представлены статистические данные по проведенному исследованию.

Ключевые слова: мотивация, иностранный язык, антимотивация, мотив аффилиации, просоциальный мотив, мотив идентификации, мотив саморазвития, мотив самоутверждения.

В настоящее время проблема мотивации учебной деятельности становится все более актуальной в профессиональном образовании, так как многие обучающиеся не проявляют интереса к обучению. Причинами являются и социальная обстановка, и полнейшее безразличие студентов, а также банальная лень и многое другое. Возникает вопрос, как же связана мотивация человека с его социальным окружением? Современному обществу нужны специалисты с высоким уровнем профессионализма, инициативные, предприимчивые, проявляющие творческие способности. Это и предопределяет оптимизацию процесса обучения в целом и каждой из его сторон, в особенности мотивационной.

Значение решения проблемы мотивации учебной деятельности определяется тем, что она является необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. На данном этапе, проблема заключается в том, чтобы найти такие методы педагогического воздействия, которые не только мотивировали бы студента, но и способствовали бы его максимальному развитию и его профессиональной самореализации. Для достижения этой цели современный педагог должен обладать следующими характеристиками: умение интересно и увлекательно вести урок; умело раскрывать значение изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности; пользоваться авторитетом и доверием среди студентов; оказывать на них большое положительное влияние.

В исследованиях последних лет неоднократно поднимался вопрос мотивации студентов к изучению иностранного языка. Под мотивами учения понимается то, ради чего учится студент, что побуждает его учиться. Данная тема была и остается актуальной. Проблемой изучения мотивационной сферы занимаются как отечественные [1; 2; 3; 4; 5], так и зарубежные ученые [6; 7].

Изучение иностранных языков, безусловно, является важной составляющей современного профессионального образования. Глобализация затронула все сферы общественной жизни. За последние десятилетия произошло резкое расширение деловых и экономических связей, т. е. для эффективной деятельности в современных условиях требуются такие специалисты, которые готовы осваивать новые технологии, что, зачастую, значит общение с зарубежными специалистами и сотрудничество с международными компаниями. Все это обуславливает потребность государства в кадрах, владеющих иностранными языками. Реалии современной жизни таковы, что при трудоустройстве на работу потенциальные сотрудники, скорее всего, столкнуться с графой «Знание иностранных языков». При сегодняшней конкуренции на рынке труда знание иностранного языка может оказаться решающим при выборе работника. Профессиональное требование - это одна из основных причин, которая заставляет многих из нас изучать иностранный язык.

Роль иностранного языка в жизни современного человека стала первой необходимостью для профессионального и личностного развития.

Но, к сожалению, учащиеся не всегда осознают важность и целесообразность изучения данной дисциплины, порой отдавая предпочтение дисциплинам специальности. На примере студентов Тамбовского государственного технического вуза попробуем определить мотивацию при изучении иностранных языков.

Мотивация, как известно, представляет собой «совокупность причин психологического характера. Именно такая совокупность будет определять и объяснять, как поведение человека, так и его направленность, и активность. Говоря о мотивации, мы рассматриваем ее как «систему факторов, детерминирующих

поведение» [8, с. 390]. Необходимо принять во внимание, что потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и т.д. неотрывно соединены с мотивацией. При работе со студентами важно помнить, что «...Сердцем мотивации является иерархия ценностей и убеждения. Если мы верим, что можем достичь большего с помощью чего-либо, то данный предмет становится для нас очень актуальным. И наоборот, если мы не верим в собственные силы, то это является одним из самых мощных источников антимотивации» [9].

В общей психологии Ю. Роттер сформулировал понятие локуса контроля - это представление о том, в какой степени результаты деятельности данного человека зависят от него самого (внутренний локус контроля) или от складывающихся обстоятельств (внешний локус контроля). Стоит отметить, что данное представление является устойчивым и характеризует человека как личность [10]. Опираясь на это понятие, многие ученые современности пытаются применить его основные идеи для анализа мотивированности студентов к обучению, в частности, изучению иностранных языков.

Так, например, данной проблемой занимались О.А. Данилова, Д.В. Коно-ва, Р.А. Дукин. В своей работе [11] они подразделяют мотивацию на внешнюю и внутреннюю, где внешняя мотивация обуславливается внешними обстоятельствами, в то время как внутренняя связана непосредственно с самим предметом.

Анализируя внешнюю мотивацию, авторы выделяют следующие мотивы: мотив достижения; мотив самоутверждения; мотив идентификации; мотив аффи-лиации; мотив саморазвития; просоциальный мотив. Внутренняя же мотивация заключается в том, что студенту просто нравится овладевать навыками и умениями, изучать иностранный язык.

Опираясь на данную классификацию, нами были разработаны вопросы, целью которых являлось выявление мотивации студентов ТГТУ при изучении иностранного языка. В данном исследовании по определению мотивации изучения иностранного языка приняли участие более 300 студентов первого курса очного отделения. Нам нужно было выявить два основных критерия: 1) насколько студенты осознают необходимость и значимость иностранного языка; 2) привлекает ли их дисциплина «Иностранный язык».

Ответы были тщательно проанализированы, и в итоге были получены следующие результаты в выявлении мотивации изучения иностранного языка (Рис. 1):

1. Иностранный язык предусмотрен учебной программой, и я должен его изучать (мотив достижения - внешняя мотивация).

2. Учу, чтобы получать высокие оценки (мотив достижения - внешняя мотивация).

3. Знание иностранного языка необходимо, чтобы чувствовать себя свободно, путешествуя за границей (мотив аффилиации - внешняя мотивация).

4. Для расширения кругозора и общего развития (мотив саморазвития -внешняя мотивация).

5. Учу, потому что мне интересно (внутренняя мотивация).

6. Знание иностранного языка мне потребуется в моей будущей профессии и поможет в карьерном росте (просоциальный мотив - внешняя мотивация).

7. Чтобы читать литературу в оригинале, понимать тексты песен любимых исполнителей (мотив идентификации - внешняя мотивация).

8. Это престижно (мотив самоутверждения - внешняя мотивация).

Рис.1.Результатывыявления мотивации к изучениюиностранногоязыка

Изучив анкеты студентов, мы выявили, что внешняя мотивация преобладает над внутренней (Рис. 2). Так, изучают иностранный язык потому что им просто интересно только 15% опрошенных студентов. В то время как большинство из них считают изучение иностранного языка престижным, необходимым для карьерного роста, свободного общения в путешествиях. Многие считают важным получение высоких оценок, что, как им кажется, поможет в дальнейшем обучении и профессиональном становлении.

Также было отмечено, что большинство студентов хотели бы изучать несколько иностранных языков при наличии времени, а некоторые (30% из опрошенных) успешно это уже делают 20% студентов обучаются дополнительно по специальности «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», где учебным планом предусмотрено параллельное изучение второго иностранного языка.

При помощи результатов опроса, проведенного в ТГТУ среди студентов 1 и 2 курсов экономических, юридических и инженерных специальностей, мы установили, какие же именно мотивы движут ими при изучении иностранных языков. На основе полученных данных можно делать выводы об уровне мотивации и уже на этой основе корректировать работу преподавателей с целью повышения мотивации студентов неязыковых вузов к изучению иностранных языков.

Библиографический список

1. Башмакова И.С. Формирование интереса к изучению иностранного языка у студентов неязыковых вузов. Available at: http://www.mami.ru/science/mami145/scientific/ article/s12/s12_73.pdf

2. Петровска Т.П., Рыманов И.Е. Мотивация изучения английского языка студентами технического вуза при смешанном обучении. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014; № 7 (37): в 2-х ч. Ч. I: 152 - 154.

3. Рядчикова Е.А. Мотивация в изучении иностранных языков в вузе. Available at: http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2012/IV/uch_2012_IV_00008.pdf

4. Смирнов А.В. Формирование мотивации учебной деятельности у студентов технического вуза. Available at: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1450

5. Хамедова ГН. К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. Available at: http://vestnik.osu. ru/2012_2/48.

6. Carole A. Ames. Motivation: What Teachers Need to Know. Available at: http://www.unco.edu/cebs/psychology/kevinpugh/motivation_project/resources/ames90.pdf

7. Teaching Strategies: Motivating Students. Available at: http://www.crlt.umich.edu/tstrategies/tsms

8. Немов РС. Психология: в 3-х т. Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995; Т. 1.

9. Плигин А.А. Усиление мотивации к изучению английского языка. Available at: http://www.homeenglish.ru/ArticlesUsilen.htm

10. Елисеев О.П. Локус контроля. Практикум по психологии личности. Санкт-Петербург, 2003.

11. Данилова О.А., Конова Д.В., Дукин РА. Роль мотивации в изучении иностранных языков. Available at: http://study-english.info/article018.php#ixzz3GbZWmilj References

1. Bashmakova I.S. Formirovanie interesa k izucheniyu inostrannogo yazyka u studentov neyazykovyh vuzov. Available at: http://www.mami.ru/science/mami145/scientific/article/ s12/s12_73.pdf

2. Petrovska T.P., Rymanov I.E. Motivaciya izucheniya anglijskogo yazyka studentami tehnicheskogo vuza pri smeshannom obuchenii. Filologicheskienauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2014; № 7 (37): v 2-h ch. Ch. I: 152 - 154.

3. Ryadchikova E.A. Motivaciya v izuchenii inostrannyh yazykov v vuze. Available at: http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2012/IV/uch_2012_IV_00008.pdf

4. Smirnov A.V. Formirovanie motivacii uchebnoj deyatel'nosti u studentov tehnicheskogo vuza. Available at: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1450

5. Hamedova G.N. Kprobleme formirovaniya motivacii izucheniya inostrannogo yazyka u studentov neyazykovyh special'nostej. Available at: http://vestnik.osu.ru/2012_2/48.

6. Carole A. Ames. Motivation: What Teachers Need to Know. Available at: http://www.unco.edu/cebs/psychology/kevinpugh/motivation_project/resources/ames90.pdf

7. Teaching Strategies: Motivating Students. Available at: http://www.crlt.umich.edu/tstrategies/tsms

8. Nemov R.S. Psihologiya: v 3-h t. Moskva: Prosveschenie: VLADOS, 1995; T. 1.

9. Pligin A.A. Usilenie motivacii k izucheniyu anglijskogo yazyka. Available at: http://www.homeenglish.ru/ArticlesUsilen.htm

10. Eliseev O.P. Lokus kontrolya. Praktikumpopsihologiilichnosti. Sankt-Peterburg, 2003.

11. Danilova O.A., Konova D.V., Dukin R.A. Rol' motivacii v izuchenii inostrannyh yazykov. Available at: http://study-english.info/article018.php#ixzz3GbZWmilj

Статья поступила в редакцию 17.10.18

УДК 37.04: 392 (571.52)

Maryukhina V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected] Munzuk T.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected] Damba N.Ch, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]

EDUCATIONAL PRINCIPLES OF THE TUVA PEOPLE'S PEDAGOGY. The article observes the contents, tasks and experience of the Tuva people's pedagogy in the moral and labor education of the younger generation in the family in the past and using its traditions and customs in the practice of family education. The authors note down that the effectiveness of family education in modern conditions increases, if we consider the centuries-old traditions of the Tuva people's pedagogy to be based on labor education in a family household and economic activities herdsmen of Tuva. The work studies the experiences of education in a Tuvan family. The use of pedagogical means of national pedagogics in the educational work improves product quality, enhances the raising effect on the child's personality, enriches the contents and forms of family education.

Key words: folk pedagogy, labor education, and folklore.

В.В. Марюхина, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected] Т.Т. Мунзук, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected] Н.Ч. Дамба, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В статье проведён анализ и обобщение содержания, задач и опыта тувинской народной педагогики в нравственном и трудовом воспитании подрастающего поколения в семье в прошлом и использовании ее традиций и обычаев в практике семейного воспитания. Отмечено, что эффективность семейного воспитания в современных условиях повышается, если учитывать многовековые традиции тувинской народной педагогики, принимать за основу трудовое воспитание в семье традиционные бытовые и хозяйственные виды деятельности аратов Тувы. Был изучен опыт воспитания в тувинской семье. Использование педагогических средств народной педагогики в воспитательной работе повышает ее качество, усиливает воспитывающее влияние на личность ребенка, обогащает содержание и формы семейного воспитания.

Ключевые слова: народная педагогика, трудовое воспитание, фольклор.

Мотивы

■ внутренние ■ внешние Рис. 2. Соотношение внешних и внутренних мотивов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.