Научная статья на тему 'Мотивация студентов к обучению в педагогическом университете (на примере Тувинского государственного университета)'

Мотивация студентов к обучению в педагогическом университете (на примере Тувинского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1284
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / MOTIVE / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / УЧЕНИЕ / TEACHING / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОТИВ / PROFESSIONAL MOTIVE / УЧЕБНЫЙ МОТИВ / EDUCATIONAL MOTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марюхина Валентина Викторовна

В данной статье рассматривается проблема мотивации студентов при поступлении в педагогические вузы и мотивы обучения в педагогических университетах. Выявлено наиболее точное определение понятия «мотив», применительно к процессу обучения. Проанализированы особенности учебных и профессиональных мотивов. На основе анализа данных респондентов по методике Пакулина С.А., Кетько С.М «Мотивация учения студентов педагогического вуза» составлена иерархия мотивов поступления, обучения и получения образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF STUDENTS TO STUDY AT THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY (by example of Tuvan state university)

The article discusses the problem of student’s motivation to enter teacher training institutes of higher education and motives for training at teacher training universities. The most accurate definition of “motive”, as applied to the learning process has been shown. The peculiarities of educational and professional motives have been analyzed. Hierarchy of motives of entering, training and education has been made on the basis of the analysis of respondents by the methods of Pakulina S.A., Ketko S.M. “Motivation to teach students of teacher training institutes of higher education”.

Текст научной работы на тему «Мотивация студентов к обучению в педагогическом университете (на примере Тувинского государственного университета)»

УДК 37.032

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ (на примере Тувинского государственного университета)

Марюхина В.В.

Тувинский государственный университет, Кызыл

MOTIVATION OF STUDENTS TO STUDY AT THE PEDAGOGICAL

UNIVERSITY (by example of Tuvan state university)

Maruhina V. Tuvan state University, Kyzyl

В данной статье рассматривается проблема мотивации студентов при поступлении в педагогические вузы и мотивы обучения в педагогических университетах. Выявлено наиболее точное определение понятия «мотив», применительно к процессу обучения. Проанализированы особенности учебных и профессиональных мотивов. На основе анализа данных респондентов по методике Пакулина С.А., Кетько С.М «Мотивация учения студентов педагогического вуза» составлена иерархия мотивов поступления, обучения и получения образования.

Ключевые слова: мотив, мотивация, учение, профессиональный мотив, учебный

мотив.

The article discusses the problem of student's motivation to enter teacher training institutes of higher education and motives for training at teacher training universities. The most accurate definition of "motive", as applied to the learning process has been shown. The peculiarities of educational and professional motives have been analyzed. Hierarchy of motives of entering, training and education has been made on the basis of the analysis of respondents by the methods of Pakulina S.A., Ketko S.M. "Motivation to teach students of teacher training institutes of higher education".

Key words: motive, motivation, teaching, professional motive, educational motive.

Впервые термин «мотивация» употребил А.Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 - 1910) затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. По мнению К.К.Платонова, мотивация - это совокупность мотивов [1].

Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

Что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации?

«.. .Когда люди общаются друг с другом... то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а

также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» [2]. В самом общем плане мотив это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельности.

Трактовка «мотива» соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж.Ньютенн, А.Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л.Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н.Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» [3]. В тоже время, понимание мотива как «опредмеченной потребности» определяет его в качестве внутреннего мотива, входящего в структуру самой деятельности.

Более всего приемлемым для нашей статьи является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы - Л.И.Божович. Согласно его мнению, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность [4]. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом подчеркнем, что понятие «мотив» /«мотивация» «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» [5].

Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы:

1. Мотивы трудовой деятельности;

2. Мотивы выбора профессии;

3. Мотивы выбора места работы.

Конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы) [6].

Профессиональная мотивация выступает внутренним движущим фактором развития профессионализма и личности, так как только на основе высокого уровня её сформированности возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности. Данные положения выступают обоснованием значимости обращения к проблеме развития профессиональной мотивации студенческой молодежи, и, прежде всего, студентов — будущих педагогов, так как именно в этой научной плоскости специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия личности и профессии, где образовательный процесс приобретает приоритетное значение [7].

В то же время профессиональная мотивация личности, которая формируется в системе вузовского образования, представляет собой совокупность потребностей, отношений, интересов, удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Отражаясь в сознании, актуальные потребности (получить высшее образование, приобрести основу для дальнейшего саморазвития и профессионального развития,

повысить свой социальный статус в будущем) побуждают и направляют студента к освоению будущей профессиональной деятельности.

Выбор педагогической профессии в соответствии с тем или иным мотивом во многом предопределяет и мотивы учения. Если принять во внимание, что мотив — это не что иное, как предмет потребности, или опредмеченная потребность, то для будущих учителей такими предметами могут быть "чистый" познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное положение в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание заслужить похвалу, получить повышенную стипендию [7].

Исходя из целесообразности различения мотивов выбора профессии и мотивации педагогической деятельности, необходимо отметить, что они соотносятся как прошлое и настоящее. Так же как мотивы выбора педагогической профессии и мотивы учения в институте отличались в прошлом, точно так же варьируется и мотивация педагогической деятельности в настоящем.

Мотивация педагогической деятельности подчиняется общему механизму мотивации деятельности и образования новых мотивов. Он получил название механизма превращения цели в мотив, или "сдвига мотива на цель" (А.Н.Леонтьев). Его суть состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Например, начинающий учитель приступил к работе, отдавая ей все свои силы, прежде всего потому, что им руководили честолюбивые чувства. Но со временем его увлек сам процесс общения с детьми, у него пробудился интерес к преподаванию. Осуществление педагогического процесса со всеми его сложностями и в то же время привлекательностью превратилось из цели в мотив деятельности. Цель же, как правило, усложняется, отодвигается.

К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии учителя; любовь к детям и др. Ничем не могут быть оправданы эгоистические, корыстные мотивы педагогической деятельности, которые "держат" учителя в школе: зарплата, продолжительный отпуск, возможность получения квартиры или других льгот [7].

Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов педагогических факультетов вузов России, знание мотивов, побуждающих к работе в сфере образования, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру [7].

Возможность создания условий возникновения интереса к учителю, к учению (как эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности) и формирование самого интереса отмечалась многими исследователями. На основе системного анализа были сформулированы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для ученика [8]. Согласно данным этого анализа, важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимания ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.

Необходимо условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитание устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

В современное время исследователи уже не сомневаются в том, что успеваемость студентов зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), и студент добивается больших успехов. Однако дело не только в том, что способности и мотивация находятся в диалектическом единстве, и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости. Исследования, проведенные в вузах, показали, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в вузы, так или иначе, проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения [9].

Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами овладения ею.

Цель нашего исследования - анализ факторов, влияющих на мотивацию студентов к обучению в Тувинском государственном университете на историческом факультете и в Кызылском педагогическом институте, в исследовании приняли участие 72 студента.

Тувинский государственный университет

При этом мы использовали методику Пакулина С.А., Кетько С.М. «Мотивация учения студентов педагогического вуза». Авторами разработана и апробирована данная методика для изучения мотивации учения студентов педагогического вуза.

При разработке методики авторы опирались на теоретические исследования мотивационной структуры студентов в вузе Т.А. Ивановой, А.К. Марковой, В.И. Чиркова, К. Штарке. Методика позволяет выделить во внешней и внутренней мотивации учения три группы мотивов: поступление в вуз, реально действующие профессиональные мотивы и их доминирование, определение уровней развития мотивации учения. Результаты диагностики показывают, что резервы вуза по мотивированию студентов к учению достаточно обширны и требуют вдумчивых организационных и напряженных управленческо-воспитательных усилий профессорско-преподавательского состава для компетентного влияния на возвышение мотивационных структур студентов вуза к учебной деятельности [7].

Методика может быть полезна для изучения взаимосвязи мотивации достижения успеха, мотивации учения и адаптации студентов в вузе, ценностных установок студентов в процессе обучения в вузе, психодиагностике в мотивацион-ном тренинге и в целом для построения прогноза социального развития личности.

Цель методики диагностика ведущих мотивов учения: поступление в вуз, реально действующие мотивы учебной деятельности и профессиональных мотивов, определение уровня развития и динамики мотивации учения в процессе обучения студентов в педагогическом вузе [7].

При анализе результатов исследования отдельно по каждой из шкал мотивов нами были получены следующие данные, которые представлены в виде таблиц. В первой таблице представлены виды мотивов поступления в педагогический вуз, во второй колонке показан средний балл по результатам ответов студентов.

Таблица 1

Что способствовало вашему выбору данной специальности Средний балл

1. Бесплатное поступление, низкая плата за обучение 12

2. Занятия в профильной спецшколе, спецклассе 11

3. Желание получить высшее образование 48,3

4. Семейные традиции, желание родителей 11

5. Совет друзей, знакомых 15

6. Престиж, авторитет вуза и факультета 20

7. Интерес к профессии 17

8. Наилучшие способности именно в этой области 12

9. Стремление прожить беззаботный период жизни 9

10. Нравится общение с детьми 33,7

11. Случайность 6

12. Нежелание идти в армию (для юношей) 2

13. Использовать педагогические знания для воспитания своих детей (для девушек) 18

В данной группе мотивов мы видим, что студентами в основном при поступлении в ТувГУ на педагогические специальности движет такой мотив как «желание получить высшее образование», на втором месте по значимости «общение с детьми» и третьим мотивом поступления явился мотив «престиж, авторитет вуза, факультета».

При анализе ответов мотива учения мы выявили следующие данные, которые представлены в таблице №2.

Таблица №2

Что наиболее значимо для Вас в вашем учении?

14. Успешно продолжить обучение на последующих курсах 28,1

15. Успешно учиться, сдавать экзамены на "хорошо" и "отлично" 26,5

16. Приобрести глубокие и прочные знания 22,3

17. Быть постоянно готовым к очередным занятиям 17,9

18. Не запускать изучение учебных предметов 13,6

19. Не отставать от сокурсников 10,4

20. Выполнять педагогические требования 18,5

21. Достичь уважения преподавателей 14,3

22. Быть примером для сокурсников 10,2

23. Добиться одобрения окружающих 11,7

24. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 12,4

25. Получить интеллектуальное удовлетворение 13,8

Мотивами учения студентов направления «Педагогическое образование» главным образом явилось «успешно продолжить обучение на последующих курсах», второй по значимости мотив «успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»». Что говорит о готовности студентов обучаться, при этом обучаться успешно.

На вопрос какую возможность дает получение диплома были даны следующие ответы, представленные в таблице №3.

Таблица №3

Получение диплома дает Вам возможность:

26. Достичь социального признания, уважения 45,3

27. Самореализации 34,8

28. Иметь гарантию стабильности 43

29. Получить интересную работу 31,6

30. Получить высокооплачиваемую работу 29,6

31. Работать в государственных структурах 15,1

32. Работать в частных организациях 9,8

33. Работать в школе 8,9

34. Основать свое дело 6,3

35. Обучения в аспирантуре 3,2

36. Самосовершенствования 4,8

37. Диплом сегодня ничего не дает 6,9

Как видим из этой таблицы, в большинстве случаев для студентов диплом дает социальную значимость, уважение, признание, что указывает на то, что для студентов, которые обучаются на педагогических факультетах ТувГУ, главной ценностью является образование, думая о том, что образование дает возможность быть значимым в обществе.

При анализе ответов на мотив поступления в педагогический вуз, в нашем случае в ТувГУ студенты вуза в первую очередь руководствуются мотивом получения диплома. Не менее значимыми для них являются мотив общения с детьми и использование знаний на практике. На третьем месте в системе мотивов обучения находится престижность и авторитет как университета, так и факультета, например, историки в своих анкетах чаще всего указывали данный мотив.

Таким образом, ведущими учебными мотивами у студентов высшего учебного заведения являются прагматические мотивы (получение диплома о высшем образовании), познавательные мотивы, а также мотивы профессионального и личного престижа.

Среди студентов, которые поступили в ТувГУ, многие еще не решили окончательно, кем они хотели бы стать. Причиной этого возможно стал тот фактор, что существует несоответствие между тем представлением о профессии, которое приводит выпускников школы в вуз, и реальным, фактическим содержанием данной профессии. Случайность профессионального самоопределения может привести к сложным переживаниям, разочарованиям в выбранной профессии и тяжелым внутренним конфликтам. Ожидание большей по сравнению со школой свободы и слабое осознание своей ответственности за учебу в сочетании с ожидаемой усложненностью материала не способствуют успешности обучения. Здесь наблюдается явное расхождение между реальным образовательным процессом и мифологичностью представлений школьников как об обучении в вузе, так и о работе по выбранной специальности. Понятно, что подобное расхождение приводит к возникновению разнообразных проблем в дальнейшей жизни.

В психологической литературе существуют следующие разновидности учебной мотивации студентов: профессиональные мотивы (получить профессию), познавательные мотивы (приобрести новые знания и получить удовлетворение от самого процесса познания), прагматические мотивы (иметь более высокий

заработок), социальные мотивы (принести пользу обществу), мотивы социального и личностного престижа (утвердить себя и занять в будущем определенное положение в обществе и в определенном ближайшем социальном окружении) [9].

Сопоставляя изученные разновидности учебной мотивации студентов, мы выявили такую тенденцию, что студенты первого курса характеризуются высокими показателями профессиональных и учебных ценностей, которые выдвигаются в роли мотивов, управляющих учебной деятельностью студентов.

На втором курсе прослеживается ослабление всех мотивационных компонентов, а также разрушением их иерархической системы. Профессиональные и познавательные мотивы перестают управлять учебной работой студентов, вследствие чего в этот период снижается их учебная активность и успешность.

Студенты, не имеющие мотивации к овладению профессией, как показывает практика, испытывают трудности в процессе обучения, рано или поздно отказываются от обучения. Те же студенты, которые несмотря ни на что все же завершают обучение, в дальнейшем идут учиться или работать в совершенно иные профессиональные сферы. Для обеспечения успешности процесса профессионального обучения в его ходе, естественно, необходимо учитывать уровень мотивации обучаемых [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из факторов, затрудняющим профессиональное становление молодых людей, является страх начала трудовой деятельности, который выражается в сомнениях по поводу своей профессиональной компетентности, а также способностей, умений, знаний.

В студенческом возрасте нередки разочарования в профессиональном и жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения. У тех юношей и девушек, кто выбрал профессию не вполне продуманно, в дальнейшем часто возникают трудности: один не справляется с учебой, другой разочаровывается в специальности, третий сомневается в правильности выбора вуза.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди мотивов поступления у студентов педагогической направленности Тувинского государственного университета преобладают, так называемые прагматические мотивы (получение диплома, престижность факультета, социальная значимость в обществе). В тоже время в процессе обучения студентами руководят такие мотивы как хорошая или даже отличная учеба, возможность продолжения обучения, и менее всего студенты обращают внимание на своих ровесников, их успехи, сопоставление себя с ними, не стремятся быть примером, и не боятся наказания или осуждения за плохую учебу. Что касается мотива «получения диплома», то здесь студенты считают, что диплом, полученный по окончании педагогического вуза, даст стабильность, социальное признание, уважение и возможность самореализации.

Студенческий период, давая время молодому человеку на осмысление важнейших вопросов выбора собственного жизненного пути, может стимулировать его развитие и тем самым снизить остроту протекания последующих жизненных кризисов, но может и содействовать закреплению инфантильной позиции, страху перед будущей взрослой жизнью и собственной самостоятельностью. В связи с этим, одной из главных задач профессионального обучения является профессиональная грамотность, компетентность и личностное развитие молодых людей.

Библиографический список:

1. Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986. 254 с.

2. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973. С.12-

13.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1989. С.225.

4. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Л.И Божович. М., 1972. С.41-42

5. Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.

6. Бадоев Т.Л. Динамика структуры мотивов трудовой деятельности /Т.Л. Бадоев // Автореф.дис. ...канд. Ярославль,1988.

7. Овчинников М.В.Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование. Автореф.дис.. .канд. М., 2008.

8. Пакулина С.А., Кетько, С.М. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза / Периодика. Психологическая наука и образование. М., 2006.

9. Забродин Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека /Вопросы психологии. 1989. №6

10. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений./ Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 160-163.

Bibliograflcheskij spisok:

1. Platonov K. K. Struktury i razvitie lichnosti/ otv. red. Glatochkin A. D., AN SSSR, In-t psikhologii. M., 1986. 254 s.

2. Yakobson P.M. Obschenie lyudej kak sotsialno-psikhologicheskaya problema. M., 1973. S.12-

13.

3. Leontev A.N. Problemy razvitiya psikhiki. M., 1989. S.225.

4. Dzhidaryan I.A. O meste potrebnostej, emotsij i chuvstv v motivatsii lichnosti // Bozhovich L.I. Problema razvitiya motivatsionnoj sfery rebenka // Izuchenie motivatsii povedeniya detej i podrostkov. / L.I Bozhovich. M., 1972. S. 41-42

5. Teoreticheskie problemy psikhologii lichnosti. M., 1974.

6. Badoev T.L. Dinamika struktury motivov trudovoj deyatelnosti /T.L. Badoev // avtoref.dis. ...kand. Yaroslavl, 1988.

7. Ovchinnikov M.V. Dinamika motivatsii ucheniya studentov pedagogicheskogo vuza i ee formirovanie. Avtoref.dis.. .kand. M., 2008.

8. Pakulina S.A., Ketko, S.M. Metodika diagnostiki motivatsii ucheniya studentov pedagogicheskogo vuza / Periodika. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. M., 2006.

9. Zabrodin YU.M. Motivatsionno-smyslovye svyazi v strukture napravlennosti cheloveka /Voprosy psikhologii. 1989. 6

10. Mormuzheva N.V. Motivatsiya obucheniya studentov professionalnykh uchrezhdenij/ Pedagogika: traditsii i innovatsii: materialy iv mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, dekabr 2013 g.). Chelyabinsk: Dva komsomoltsa, 2013. S. 160-163.

Марюхина Валентина Викторовна - канд.пед.наук, старший преподаватель кафедры педагогика ТувГУ, E-mail: valya-maruhina@mail.ru

Maryuhina Valentina - kand.ped.nauk, senior lecturer in pedagogy TuvGU, Email: valya-maruhina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.