Научная статья на тему 'Целевая значимость мотивации в учебной деятельности будущих педагогов'

Целевая значимость мотивации в учебной деятельности будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEARNING ACTIVITY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / МОТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕНИЯ / LEARNING MOTIVES / ЦЕЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COGNITIVE ACTIVITY OBJECTIVE / СДВИГ МОТИВОВ / MOTIVE SHIFT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карапетян Владимир Севанович

Рассматриваются различные проявления мотивации в плане сдвигов отдельных мотивов в учебной деятельности, ориентированных на значимые цели учения. Мотивация как система причин не охватывает всевозможные причинно-следственные связи, а это на языке деятельностного подхода предполагает включение систематизированных и обобщенных действий. Динамическая система мотивации учения студентов естественно-научных и гуманитарных академических групп Армянского педуниверситета демонстрирует рост некоторых показателей учения на втором курсе и дальнейший спад данных по показателям внешних мотивов. Комплексное изучение разнообразных блоков мотивов обнаруживает несогласованность данных, несмотря на то что второй курс отмечается ростом отдельных показателей учения и мотивов профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карапетян Владимир Севанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifically Determined Significance of Motivation in Learning Activity of Intending Teachers

The article is concerned with various manifestations of motivation in terms of specific shifts of particular motives geared toward significant learning objectives during the study. Motivation as a system of causes does not cover all possible cause and effect relations and in terms of activity approach this involves systematized and generalized activities. Dynamic system of learning motivation of students studying science and humanities at Armenian Pedagogical University reveals increase of some measures of learning in the second year and further decrease of measures of extrinsic motives. Complex study of a variety of motive sets shows inconsistency of data; there is, though, some increase of certain measures of learning and professional development motives in the second year.

Текст научной работы на тему «Целевая значимость мотивации в учебной деятельности будущих педагогов»

Серия «Психология» 2015. Т. 13. С. 10-15 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я Иркутского государственного университета

УДК 159.9.072

Целевая значимость мотивации в учебной деятельности будущих педагогов1

В. С. Карапетян

Армянский государственный педагогический университет им. X Абовяна,

г. Ереван, Армения

E-mail: vskarapetyan@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются различные проявления мотивации в плане сдвигов отдельных мотивов в учебной деятельности, ориентированных на значимые цели учения. Мотивация как система причин не охватывает всевозможные причинно-следственные связи, а это на языке деятельностного подхода предполагает включение систематизированных и обобщенных действий. Динамическая система мотивации учения студентов естественно-научных и гуманитарных академических групп Армянского педуни-верситета демонстрирует рост некоторых показателей учения на втором курсе и дальнейший спад данных по показателям внешних мотивов. Комплексное изучение разнообразных блоков мотивов обнаруживает несогласованность данных, несмотря на то что второй курс отмечается ростом отдельных показателей учения и мотивов профессионального становления.

Ключевые слова: учебная деятельность, мотивация, мотивы обучения и учения, цель познавательной деятельности, сдвиг мотивов.

Изучение мотивации учащихся как в системе общего, так и в сфере высшего профессионального образования, особенно педагогического, продолжает оставаться актуальным [1-3; 6; 9; 12], поскольку эффективность становления будущих педагогов обусловлена соответствием учебных мотивов и образовательных целей [6; 10].

При рассмотрении связи обучения и развития в совместной учебной деятельности в системе профессионального образования необходимо выделять некоторые основные понятия, позволяющие разрабатывать стратегические планы развития образовательных субъектов. Имеются в виду: а) профессиональное и личностное развитие в системе образования, б) стимулирование проявления мотивов саморазвития в профессиональной деятельности, в) рефлексия, сопоставление мотивов учения и учебных целей, глубокое понимание сущности и значения своего образования, своих систематизированных учебных действий и т. д. [8-10]. Изучению проблемы сдвигов учебных мотивов и учеб-

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-26-20004, и Госкомитета по науке Армении, проект 13ЯГ015.

ных целей отводится важное место в системе образования, поскольку их сопоставление - важнейшая динамическая система, обеспечивающая интеллектуальные, личностные, поведенческие и деятельностные изменения в самом субъекте. Развитие, особенно личностное, продолжается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Внутренний мир формируется и развивается в активной познавательной деятельности человека, что позволяет эффективно раскрывать реальные ресурсы создания соответствующих компетенций будущих специалистов.

С. Л. Рубинштейн понятие деятельности формулирует следующим образом: «Под деятельностью понимают активность субъекта, направленную на изменение мира, на производство или порождение определенного объективного продукта материальной и духовной культуры» [11, с. 383]. Основоположник теории деятельности А. Н. Леонтьев в структуре деятельности выделяет три звена: а) мотивационно ориентировочное, б) исполнительно-операционное, в) контрольно-оценочное. Учебная деятельность включает в себя разнообразные компоненты. Среди них только компонент мотивации показывает и определяет отношение субъекта к своей деятельности, отношение к миру, людям, к разным вопросам жизни.

Во всех случаях разнообразные интересы учащегося, склонности, самопознание и самооценка могут формироваться в целепорождающей учебной деятельности, стать условием исполнения данной деятельности. Первым элементом структуры учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы. Известно, что мотив - это то, что побуждает человека к деятельности и связано с удовлетворением определенной потребности. Учебная мотивация как совокупность причин стимулирования учебной деятельности предполагает изменение иерархии мотивов с выделением преобладающего мотива, так как причинно-следственные связи поведения порождают новые мотивы, вытекающие из следствия конкретного поведения. Это значительно усложняет теоретическое исследование проблемы мотивации вообще и в учебной деятельности в частности, когда возникают проблемы выбора мотива альтернативного характера.

Многие авторы (А. К. Маркова, Л. М. Фридман и др.) своими исследованиями подтверждают, что изучение основного вопроса мотивации пока неудовлетворительно для целостного воссоздания картины учебной деятельности, для понимания взаимосвязи составных частей. А. К. Маркова и Л. М. Фридман главной психологической причиной неудовлетворительного изучения мотивации считают не только отсутствие целостного исследования составных частей учебной деятельности вместе с их возможными связями и отношениями, но и неудовлетворительную систему, характеризующую учебную деятельность, несистематизированность структуры деятельности, невыде-ленность возрастных особенностей. А. К. Маркова отмечает также: «Насколько взрослее ребенок, настолько устойчивее его мотивационная сфера, но даже у зрелого человека мотивация продолжает оставаться динамичным образованием. Для успеха всего учебно-воспитательного процесса необходимо учесть сложную структуру мотивационной сферы» [8, с. 32]. В психолого-

педагогической литературе указываются разные причины понижения учебной мотивации. Одна из них: если учебная деятельность рассматривается как процесс и результат взаимовлияния обучающих и обучающихся, то причина понижения уровня мотивации целиком зависит от взаимовлияющих субъектов.

Среди причин, понижающих мотивацию обучаемых, отмечаются:

а) неумение организовывать продуктивную работу с источниками информации (книги, карты и т. д.);

б) неумение самостоятельно организовывать свою сознательную деятельность;

в) неполнота процесса формирования учебной деятельности [4; 6];

г) отсутствие связи между приобретенными личностью знаниями и реальным миром.

Исходя из необходимости формулировки эмпирических целей исследования, из существующих в настоящее время в науке многочисленных определений мотивации и мотивационной системы мы выбрали подходы А. Реана и Я. Коломенского [10], В. С. Карапетяна [5, с. 33-39]. Поскольку учебная мотивация относится к познавательной сфере личности и воспринимается как «совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности», то мотив как внутреннее побуждение личности к деятельности, коммуникации и определенному поведению направлен на удовлетворение конкретных познавательных потребностей [3, с. 56], несмотря на то что в качестве мотива могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности.

Российскими и армянскими исполнителями проекта совместного сотрудничества в Армянском государственном педагогическом университете имени Х. Абовяна апробирована методика «Мотивация учения студентов педагогических вузов» для армянских вузов [9].

На основе результатов анализа полученных данных этой методики можем утверждать, что в средних арифметических показателях мотивов учения студентов 1-го курса естественно-научного потока (450) превалируют внешние мотивы поступления в армянские вузы по сравнению с реально действующими мотивами учения (табл.).

Фактически мотивы внешнего блока доминируют над мотивами внутреннего блока, что свидетельствует о том, что учебный процесс на 1-м курсе обусловлен главным образом узкосоциальными, позиционными мотивами. В отличие от внешних мотивов, внутренние мотивы имеют показатели средней выраженности, что позволяет предположить слабую заинтересованность первокурсников учебным процессом как таковым и профессией педагога. Видимо, это обусловлено тем, что в республике проводятся общие экзамены для вузов и сравнительно слабо ведется работа по профессиональной ориентации. Примечательно, что и во внешнем, и во внутреннем блоках мотивов доминируют мотивы поступления в вуз. Из полученных средних данных становится ясно, что на протяжении всей учебы внешние мотивы превалируют над внутренними. Фактически внешние мотивы поступления в вуз на 1-м курсе предопределили

направленность учебных мотивов на последующих курсах, т. е. учебный процесс учащихся главным образом был обусловлен внешними мотивами, такими как статус студента, студенческая жизнь, общение. Это закономерно для студентов 1-го курса и объясняется тем, что среди обучающихся наиболее актуален факт поступления в армянский вуз.

Таблица

Средние арифметические показатели динамики мотивов учения студентов 1-4-х курсов естественно-научного потока Армпедуниверситета по методике С. А. Акулина и С. М. Кетько [9]

Блоки методики

Мотивы (по методике)

Курсы Внутренние Внешние

естественно-научного Реальные, Реальные,

потока Поступле- действит. Профессио- Поступле- действит. Профессио-

ние в вуз мотивы учения нальные ние в вуз мотивы учения нальные

1-й курс 17 18 18 20 22,4 24

2-й курс 21 24,9 22,8 25 24,5 26,8

3-й курс 17,9 22,5 20,8 24 25 27,2

4-й курс 25 22,5 21,4 23 24 26

Примечание. Названия столбиков соответствуют блокам мотивации учения студентов педвузов.

В результате корреляционного анализа мотивов учения и образовательных ценностей первокурсников естественно-научного потока были выявлены следующие связи: положительная связь обнаружена между внутренними профессиональными мотивами, внутренними реально действующими мотивами учения и переменной «третья личность как ценность», а также между внутренними профессиональными мотивами и переменной «ответственность как ценность» (по блокам методики). Корреляционная связь существует как между внешними мотивами поступлении в вуз, внешними реально действующими мотивами учения и переменным «общественно полезный труд как ценность», так и между внешними реально действующими мотивами учения и переменной «третья личность как ценность».

Поскольку исполнительно-операционное звено учения осуществляется в форме действий или цепи действий, предусмотренных для выполнения учебных заданий, и учебные действия осуществляются разными способами в зависимости от условий, в которых это действие совершается, нами были организованы индивидуальные опросы студентов с целью выявления процессуальных проявлений учебных мотивов. На основе применения этой методики и в результате проведения опроса обнаружены некоторые специфические особенности учебной мотивации.

Во-первых, учебная мотивация в процессуальном смысле направлена на усвоение и применение знаний и проявляется предметной перцептивной, умственной, речевой формой, которые взаимосвязаны и подлежат специальному формированию.

Во-вторых, мотивация побуждается фактически не одним мотивом, а несколькими и представляет собой цепь каких-то действий, вытекающих из причинно-следственных связей определенного явления.

В-третьих, в функциональном смысле формирование основных действий, входящих в структуру учебных мотивов, в процессе обучения строится по спирали, процессуальная сторона мотивов способствует улучшению качества образования.

Сложившаяся практика предметного обучения в педагогических учебных заведениях Армении отражает объективную необходимость дифференциации учебных мотивов, способствующих подготовке будущих педагогов.

Рассмотренные психолого-педагогические аспекты целевой значимости мотивации в учебной и профессиональной деятельности учащихся и анализ данных эксперимента, проведенного по определенной методике в Армянском педагогическом университете, наглядно выявили необходимость поиска путей повышения: внутренней мотивации учащихся к учебной деятельности и учению в целом и к изучению отдельных учебных предметов в частности; внутренней мотивации при использовании всех возможных ресурсов общества (государство, СМИ, бизнес, семья), способствующих развитию профессиональных интересов к получению среднего и высшего образования и к значимости педагогического образования на всех этапах обучения.

Список литературы

1. Асеев В. Г. Мотивация и формирование личности / В. Г. Асеев. - М. : Мысль, 1976. - 158 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 1996. - 544 с.

4. Карапетян В. С. Мотивация в структуре учебной деятельности, пути ее формирования / В. С. Карапетян // Тр. Междунар. науч. конф., 24-29 марта 2014 г. - Цахкад-зор, 2014. - С. 152-156.

5. Карапетян В. С. Психологические проблемы овладения знаково-символической деятельностью / В. С. Карапетян. - Тбилиси : Мецниереба, 2001. - 91 с.

6. Карапетян В. С. Соотношение учебной мотивации и образовательных ценностей в естественно-научных потоках высшего педагогического образования [Электронный ресурс] / В. С. Карапетян, М. А. Келоян // Universum: Психология и образование : электрон. науч. журн. - 2014. - № 5/6(6). - URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/ item/1378.

7. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. - М. : Наука, 1988. - 192 с.

8. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М. : Педагогика, 1983. - 64 с.

9. Пакулина С. А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] / С. А. Пакулина, С. М. Кетько // Психол. наука и образование. - 2010. - № 1. - URL: www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885.

10. Реан А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коло-минский. - СПб. : Питер Ком, 1999. - 416 с.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2009. - 592 с.

12. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учеб. пособие / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1979. - 160 с.

Specifically Determined Significance of Motivation in Learning Activity of Intending Teachers

V. S. Karapetyan

Khachatur Abovyan Armenian State Pedagogical University, Yerevan

Abstract. The article is concerned with various manifestations of motivation in terms of specific shifts of particular motives geared toward significant learning objectives during the study. Motivation as a system of causes does not cover all possible cause and effect relations and in terms of activity approach this involves systematized and generalized activities. Dynamic system of learning motivation of students studying science and humanities at Armenian Pedagogical University reveals increase of some measures of learning in the second year and further decrease of measures of extrinsic motives. Complex study of a variety of motive sets shows inconsistency of data; there is, though, some increase of certain measures of learning and professional development motives in the second year.

Keywords: learning activity, motivation, learning motives, cognitive activity objective, motive shift.

Карапетян Владимир Севанович доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии Армянский государственный педагогический университет 375010, Армения, г. Ереван, ул. Тигран Меци, 17

e-mail: vskarapetyan@mail.ru

Karapetyan Vladimir Sevanovich

Doctor of Sciences (Psychology), Professor,

Head of the Department of Developmental

and Pedagogical Psychology

Armenian State Pedagogical University after

Khachatur Abovyan

17, Tigran Mets ave., Yerevan, 375010

e-mail: vskarapetyan@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.