Научная статья на тему 'Личностная направленность готовности будущих педагогов дошкольного и начального образования к профессиональной деятельности'

Личностная направленность готовности будущих педагогов дошкольного и начального образования к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
универсальные учебные действия / социально-личностные компетенции / мотивация / образовательная среда / командная работа / кейс-технология / universal educational activities / social and personal competences / motivation / educational environment / teamwork / case technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карапетян Владимир Севанович, Даллакян Алла Мартыновна

Введение. В статье рассмотрена проблема личностной направленности готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности, теоретически обоснована необходимость регулирования взаимосвязанных процессов приобретения регулятивных и личностных универсальных учебных действий (УУД) и социально-личностных компетенций, влияюших на формирование внутриличностной мотивации к профессиональной деятельности. Методологической основой исследования выступили концепция универсальных учебных действий А.Г. Асмолова, системный и компетентностный подходы в высшем профессиональном образовании, субъектно-гуманистическое отношение к образованию. Цель исследования – выделение компонентов вузовской образовательной среды, способствующих формированию внутриличностной мотивации к учению посредством регулирования взаимообусловленных процессов приобретения регулятивных и личностных УУД и социально-личностных компетенций. Методы. В процессе исследования использовались: шкала оценки профессиональных компетенций Феррандес-Берруэко, Рейна и Санчес-Таразага, Лусиа; вопросник учебной активности студентов И.С. Лабынцевой, методика диагностирования мотивации студентов к учению С.М. Кетько, С.А. Пакулиной. Результаты. Результаты комплексной диагностики профессиональных компетенций и мотивации студентов к учению констатируют отсутствие у студентов действий, отражающих социальный смысл и личностную направленность собственных профессиональных суждений. Определены возможности и методические особенности использования кейс-технологии с целью формирования у студентов регулятивных и личностных УУД в процессе непрерывной педагогической практики. Выводы. Целенаправленное формирование регулятивных и личностных УУД с последующим приобретением социально-личностных компетенций направлено на становление внутриличностной мотивации к учению, личностной заинтересованности и ответственности в ходе профессиональной деятельности. Оптимизация процесса профессиональной подготовки педагогов дошкольного и начального образования предполагает создание образовательной среды, учитывающей индивидуально-личностные мотивы профессиональной деятельности каждого в командной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карапетян Владимир Севанович, Даллакян Алла Мартыновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal Orientation of Readiness of Preschool and Primary Education Future Teachers for Professional Activity

Introduction. The article discusses the problem of personal orientation of future teachers for professional activities, theoretically substantiates the need to regulate the interrelated processes of developing regulatory and personal Universal Learning Activities and social and personal competences that affect the formation of intrapersonal motivation for professional activities. The methodological basis of the research is the concept of Universal Learning Activities of A.G. Asmolov, system and competence approaches in higher professional education, subject-humanistic attitude to education. Purpose of research is to highlight the components of the university educational environment that contribute to the formation of intrapersonal motivation for learning activities though regulation of interrelated processes of developing regulatory and personal Universal Learning Activities and social and personal competencies. Methods. The following instruments were used in the course of the research: the scale of professional competence assessment of Ferrandes-Berrueco, Reina and Sanchez-Tarazaga; the questionnaire of students’ learning activity of I.S. Labytseva, the methodology of diagnosing students’ motivation for learning of S.M. Ketko, S.A. Pakulina. Results. The results of the complex diagnostics of professional competencies and motivation of students for learning reveal lack of student activity reflecting social purpose and personal orientation of their professional judgments. The potentials and methodological characteristics of using case technologies are defined with the purpose of developing students’ regulative and personal Universal Learning Activities in the process of continuous pedagogical practice. Conclusions. Purposeful formation of regulatory and personal Universal Learning Activities with the subsequent development of social and personal competencies is aimed at the enhancement of intrapersonal motivation for learning, personal interest and responsibility towards professional activities. Optimization of the process of professional training of preschool and primary education teachers assumes formation of an educational environment that considers individual motives of everyone’s professional activity in the teamwork.

Текст научной работы на тему «Личностная направленность готовности будущих педагогов дошкольного и начального образования к профессиональной деятельности»

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

УДК 378 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00014

B.C. Карапетян, А.М. Даллакян

Личностная направленность готовности будущих педагогов дошкольного и начального образования к профессиональной деятельности

Карапетян Владимир Севанович - доктор психологических наук, профессор, факультет начального образования, Армянский государственный педагогический университет имени Х. Абовяна (Ереван, Армения), [email protected]

Даллакян Алла Мартыновна - кандидат педагогических наук, доцент, факультет начального образования, Армянский государственный педагогический университет имени Х. Абовяна (Ереван, Армения), [email protected]

Введение. В статье рассмотрена проблема личностной направленности готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности, теоретически обоснована необходимость регулирования взаимосвязанных процессов приобретения регулятивных и личностных универсальных учебных действий (УУД) и социально-личностных компетенций, влияюших на формирование внутриличностной мотивации к профессиональной деятельности. Методологической основой исследования выступили концепция универсальных учебных действий А.Г. Асмолова, системный и компетентностный подходы в высшем профессиональном образовании, субъектно-гуманистическое отношение к образованию. Цель исследования - выделение компонентов вузовской образовательной среды, способствующих формированию внутриличностной мотивации к учению посредством регулирования взаимообусловленных процессов приобретения регулятивных и личностных УУД и социально-личностных компетенций.

Методы. В процессе исследования использовались: шкала оценки профессиональных компетенций Феррандес-Берруэко, Рейна и Санчес-Таразага, Лусиа; вопросник учебной активности студентов И.С. Лабынцевой, методика диагностирования мотивации студентов к учению С.М. Кетько,

C.А. Пакулиной.

Результаты. Результаты комплексной диагностики профессиональных компетенций и мотивации студентов к учению констатируют отсутствие у студентов действий, отражающих социальный смысл и личностную направленность собственных профессиональных суждений. Определены возможности и методические особенности использования кейс-технологии с целью формирования у студентов регулятивных и личностных УУД в процессе непрерывной педагогической практики. Выводы. Целенаправленное формирование регулятивных и личностных УУД с последующим приобретением социально-личностных компетенций направлено на становление внутриличностной мотивации к учению, личностной заинтересованности и ответственности в ходе профессиональной деятельности. Оптимизация процесса профессиональной подготовки педагогов дошкольного и начального образования предполагает создание образовательной среды, учитывающей индивидуально-личностные мотивы профессиональной деятельности каждого в командной работе.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, социально-личностные компетенции, мотивация, образовательная среда, командная работа, кейс-технология.

Для цитирования: Карапетян В.С., Даллакян А.М. Личностная направленность готовности будущих педагогов дошкольного и начального образования к профессиональной деятельности // Современное дошкольное образование. - 2018. - №4(86). - С. 18-29. Материалы статьи получены 14.01.2018

UDC 378 DOI: 10.2441 1/1997-9657-2018-00014 Personal Orientation of Readiness of Preschool and Primary Education Future Teachers for Professional Activity Vladimir S. Karapetyan, Doctor of Psychology, Professor, ASPU after Kh. Abovyan (Yerevan, Armenia) Alla M. Dallakyan, PhD in Pedagogy, ASPU after Kh. Abovyan (Yerevan, Armenia) Introduction. The article discusses the problem of personal orientation of future teachers for professional activities, theoretically substantiates the need to regulate the interrelated processes of developing regulatory and personal Universal Learning Activities and social and personal competences that affect the formation of intrapersonal motivation for professional activities. The methodological basis of the research is the concept of Universal Learning Activities of A.G. Asmolov, system and competence approaches in higher professional education, subject-humanistic attitude to education. Purpose of research is to highlight the components of the university educational environment that contribute to the formation of intrapersonal motivation for learning activities though regulation of interrelated processes of developing regulatory and personal Universal Learning Activities and social and personal competencies. Methods. The following instruments were used in the course of the research: the scale of professional competence assessment of Ferrandes-Berrueco, Reina and Sanchez-Tarazaga; the questionnaire of students' learning activity of I.S. Labytseva, the methodology of diagnosing students' motivation for learning of S.M. Ketko, S.A. Pakulina. Results. The results of the complex diagnostics of professional competencies and motivation of students for learning reveal lack of student activity reflecting social purpose and personal orientation of their professional judgments. The potentials and methodological characteristics of using case technologies are defined with the purpose of developing students' regulative and personal Universal Learning Activities in the process of continuous pedagogical practice. Conclusions. Purposeful formation of regulatory and personal Universal Learning Activities with the subsequent development of social and personal competencies is aimed at the enhancement of intrapersonal motivation for learning, personal interest and responsibility towards professional activities. Optimization of the process of professional training of preschool and primary education teachers assumes formation of an educational environment that considers individual motives of everyone's professional activity in the teamwork. Keywords: universal educational activities, social and personal competences, motivation, educational environment, teamwork, case technology. For citation: Karapetyan V.S., Dallakyan A.M. (2018). Personal orientation of readiness of preschool and primary education future teachers for professional activity. Preschool Education Today. 4:12, 18-29 (in Russian). Original manuscript received 14.01.2018

Введение

Уровень образованности и интеллектуального потенциала студенчества является важнейшей составляющей национального богатства, а профессиональная мобильность, стремление к творчеству и умение действовать в нестандартных ситуациях - условием устойчивого развития и безопасности общества. Одной из конструктивных задач в повышении интеллектуального потенциала любой нации считается своевременная подготовка студенческой молодежи к вызовам времени. В данном ракурсе, с нашей точки зрения, неоценима роль формирования личностных универсальных учебных действий, которые способны не только активизировать самообразование и саморазвитие, присвоение студентами социального опыта и компетенций, но и стимулировать пересмотр

ценностно-смысловых оснований деятельности, ведущих к преобразованию окружающего мира. Ключевой фигурой, обеспечивающей устойчивость и безопасность развития общества, является педагог, который ответственен за становление личности на всех уровнях системы образования.

Условия динамичного развития современного общества требуют постоянной модернизации образовательной системы, направленной на совершенствование личности специалиста, работающего в сфере образования. Обеспечение качественных изменений в структуре образования начинается с профессиональной подготовки педагогических кадров в новой образовательной среде, стимулирующей как мотивацию учебно-профессиональной деятельности, так и личностную ответственность будущих специалистов.

Среди многочисленных исследований, посвященных формированию ключевых компетенций будущих педагогов (Асмолов, 2009; Вяликова, 2006; Зимняя, 2009; Елагина, Немудрая, Балакина, 2011 и др.), практически отсутствуют работы, затрагивающие взаимосвязь развития психолого-педагогических компетенций с формированием универсальных учебных действий (УУД), дающих возможность самостоятельного усвоения умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Анализ соотношения понятий «УУД» и «ключевые компетенции» с направлением на формирование личностной мотивации к учению, на наш взгляд, способен значительно улучшить процесс подготовки компетентного специалиста.

Ориентация на освоение универсальных учебных действий является, несомненно, революционным шагом реформирования системы образования и обеспечения ее непрерывности (Асмолов, 2010). Данная ориентация предполагает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в комплексе, обеспечивает переход от «предметных» амбиций к метапредметным знаниям, навыкам и умениям, способствует формированию ключевых профессиональных компетенций. Однако в реальности формирование УУД на уровне профессионального образования сводится к приобретению познавательных и, частично, коммуникативных и регулятивных видов УУД, в то время как личностные умения и навыки стимулируют профессиональный рост и становление ключевых компетенций. Наличие личностной ориентации в учебных действиях (самоопределение, смыс-лообразование и действия нравственно-этического оценивания) способствует формированию личностных компетенций, включающих в себя внутреннюю мотивацию личности, ценностно-смысловое и эмоциональное отношение к деятельности. Общепризнано, что учебная деятельность побуждается сложной системой мотивов, однако отсутствие внутриличностной мотивации у студентов ведет к постепенному угасанию интереса к профессиональной деятельности. Педагоги, психологи и преподаватели достаточно свободно ориентируются в определении предметных результатов обучения, но, как правило, затрудняются в оценке личностных результатов. Между тем, именно они отражают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения профессионального опыта.

Обоснование цели и задач исследования

В нашем исследовании мы основывались на предположении, что формирование регулятивных и личностных универсальных учебных действий у студентов факультетов педагогического профиля должно способствовать не только приобретению ключевых компетенций, но и повышению как внутри-личностной мотивации к профессиональной деятельности, так и ответственности будущих педагогов в становлении качественно новой личности.

Учитывая то, что диагностика регулятивных и личностных УУД затруднена ввиду масштабности экстенсивной диагностики и недостаточной разработанности компактного интегративного инструментария в определении личностного компонента УУД, в контексте статьи проанализирована учебная активность студентов (к концу обучения по образовательной программе бакалавриата), содержащая как ряд маркеров личностных УУД (учебная мотивация, рефлексивная самооценка учебных результатов), так и показатели взаимодействия студента с образовательной средой (наличие ключевых психолого-педагогических компетенций). Согласно А.А. Волочкову (Волочков, 2007), учебная активность - результат интеграции, особого синтеза различных видов и проявлений активности, качественно-количественная мера взаимодействия субъекта учения со средой обучения. Изучение динамики соотношения УУД и ключевых компетенций студентов факультета начального образования позволит выявить наиболее эффективные способы формирования регулятивных и личностных универсальных учебных действий в процессе обучения в вузе.

Ввиду того, что диагностика параметров УУД не являлась целью исследования, нами были зафиксированы только взаимосвязанные показатели учебной активности в контексте формирования внутриличностной мотивации к профессиональной деятельности. Из «Вопросника учебной активности студентов» (Лабынцева, 2013) выбраны параметры, определяющиеся путем опроса и визуального наблюдения: мотивация учебной деятельности, навыки самостоятельности, регулятивные умения (самоконтроль и саморегуляция) и степень удовлетворенности достигнутым в процессе обучения (ключевые компетенции).

Описание методики исследования

В исследовании в качестве выборки для определения динамики соотношения УУД и ключевых компетенций будущих педагогов участвовали:

1) студенты 4-х курсов факультета начального образования, обучающиеся по специальностям «Педагогика и методика начального образования» и «Педагогика и методика дошкольного образования» (в предварительном опросе участвовали 100 человек);

2) студенты 2-го и 4-го курсов, специализирующиеся в области дошкольного образования (в основной этап исследования было вовлечено 90 человек - по 45 студентов с каждого курса).

В процессе исследования использовались следующие методы и методики:

• шкала оценки профессиональных компетенций Феррандес-Берруэко, Рейна и Санчес-Таразгага, Люсии (Ferrández-Berrueco, Reina & Sánchez-Tarazaga, Lucía, 2014);

• «Вопросник учебной активности студентов» (Лабынцева, 2013);

• методика диагностирования мотивации студентов к учению С.М. Кетько, С.А. Пакулиной (Кетько, Пакулина, 2010);

• метод определения коэффициента ранговой корреляции Спирмена (www.infamed. com/stat/s05.html).

Предварительный анализ опросов и наблюдений за студентами, обучающихся по специальностям «Педагогика и методика начального образования» и «Педагогика и методика дошкольного образования» на четвертом курсе обучения по программе бакалавриата выявил следующее:

• в процессе обучения из года в год формируется комплекс психолого-педагогических умений, позволяющий работать с детьми соответствующих возрастов;

• доминируют познавательные УУД, касающиеся работы с понятиями, причинно-следственными связями, определениями, классификациями;

• коммуникативные и регулятивные УУД слабо выражены и выявляются к концу третьего курса, в процессе педагогической практики;

• личностные УУД у большинства студентов практически отсутствуют;

• приобретение профессиональных знаний и умений не влияет на формирование внут-риличностной мотивации;

• мотивация студентов к профессиональной деятельности постепенно уменьшается к концу обучения;

• бакалавриатская ступень образования не в достаточной степени способствует формированию ключевых компетенций будущих педагогов дошкольного и начального образования.

В процессе исследования были поставлены следующие задачи:

1. определить ключевые профессиональные компетенции с точки зрения студентов в начале (начало 2-го курса) и в конце обучения (конец 4-го курса);

2. выявить трудности и недостатки формирования у студентов регулятивных и личностных УУД, стимулирующих мотивацию к профессиональной деятельности в процессе обучения;

3. обосновать взаимообусловленность процессов приобретения регулятивных и личностных УУД и ключевых профессиональных компетенций, влияюших на формирование внутриличностной мотивации к профессиональной деятельности;

4. выделить компоненты вузовской образовательной среды, направляющие формирование внутриличностной мотивации посредством учета индивидуальных мотивов профессиональной деятельности каждого в командной работе.

Изначально нами была предпринята попытка выяснить, какие профессиональные психолого-педагогические компетенции считаются ключевыми с точки зрения самих студентов. В процессе опроса нами использовалась шкала оценки профессиональных компетенций Феррандес-Берруэко, Рейна и Санчес-Таразгага, Люсии (Ferrández-Berrueco, Reina & Sánchez-Tarazaga, Lucía, 2014), так как она наиболее доступна в применении в студенческой аудитории и легко измеряема. При этом шкала не противоречит научным позициям отечественных ученых в вопросе классификации ключевых компетенций (Зимняя, 2008; Кузьмина, 2005; Деркач, 2004; Маркова, 1996; Мясников, 2007).

Шкала оценки профессиональных компетенций Феррандес-Берруэко, Рейна и Санчес-Таразгага, Люсии удобна и тем, что ранжированный набор компетенций педагога в общей сложности соответствует структуре системы УУД и внутрисистемной дифференциации видов универсальных учебных действий. Схожесть классификаций ключевых компетен-

в

Т Е О Р И Я И П Р А К Т И К А О Б Р А З О В А Н И Я

ций и УУД делает возможным определение динамики их соотношения в процессе взаимоформирования в вузовской образовательной среде.

Шкала оценки профессиональных компетенций Феррандес-Берруэко, Рейна и Санчес-Таразгага, Люсии состоит из следующих 4 блоков:

1. Научные компетенции (Учимся узнавать);

2. Научно-методические компетенции (Учимся умениям);

3. Социальные компетенции (Учимся жить вместе);

4. Личностные компетенции (Учимся быть). Распределение показателей анкетирования

студентов факультета начального образования АГПУ им. Х. Абовяна в начале (сентябрь 2-го курса) и в конце (май 4-го курса) обучения представлено ниже в таблицах.

Оценка профессиональных компетенций по возрастающей значимости

1. Научные компетенции (Учимся узнавать)

N 0 1 2 3

1 Компетенции кол-во студентов мин. значение среднее значение среднее значение макс. значение

2 к 4 к 2 к 4 к 2 к 4 к 2 к 4 к 2 к 4 к

1.1 Профессиональные знания 45 45 0 2 0 0 0 3 45 38

1.2 Осведомленность в сфере психолого-педагогических инноваций 45 45 3 5 2 4 2 6 38 30

1.3 Знание истории и этапов развития специальности 45 45 40 35 0 0 2 10 3 0

1.4 Осведомленность в сфере преемственности профессиональных знаний 45 45 41 35 0 0 1 10 3 0

1.5 Осведомленность в сфере планирования и осуществления способов приобретения профессиональных знаний 45 45 4 2 6 0 10 4 25 39

1.6 Осведомленность в вопросе организации психологических и педагогических тренингов 45 45 0 0 0 0 0 0 45 45

1.7 Знание современных стратегий образования 45 45 10 3 12 4 13 5 10 33

1.8 Знание ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) 45 45 0 0 0 0 0 0 45 45

1.9 Высокий уровень знания родного языка 45 45 0 0 0 0 0 0 45 45

1.10 Знание иностранных языков 45 45 0 0 0 0 0 0 45 45

2. Научно-методические компетенции (Учимся умениям)

2 Компетенции N кол-во студентов 0 мин. значение 1 среднее значение 2 среднее значение 3 макс. значение

2 к 4 к 2 к 4 к 2 к 4 к 2 к 4 к 2 к 4 к

2.1 Умения управлять аудиторией (создавать рабочую атмосферу, взаимодоверительные отношения и условия для сотрудничества) 45 45 0 0 0 0 0 0 45 45

2.2 Применение стратегий групповой, командной работы 45 45 5 0 5 0 5 10 30 35

2.3 Стимулирование групповых объединений в аудитории 45 45 25 0 3 0 2 10 15 35

2.4 Умение реагировать и решать проблемные ситуации либо вопросы 45 45 0 0 5 3 10 10 30 32

2.5 Готовность учитывать образовательные потребности студентов 45 45 4 0 6 0 10 6 25 39

2.6 Умение профессионально разрешать конфликтные ситуации 45 45 0 0 0 0 0 0 45 45

2.7 Способность быть лидером в профессиональной деятельности 45 45 10 3 12 4 13 5 10 33

2.8 Умение способствовать профессиональному росту 45 45 10 3 12 4 13 5 10 33

2.9 Опыт и навыки вербального и невербального общения 45 45 0 0 0 0 0 0 45 45

2.10 Применение дифференцированных методов оценивания студентов 45 45 0 0 0 0 0 0 45 45

2.11 Умение исследовать и учитывать динамику профессионального роста студентов 45 45 10 0 2 0 3 0 35 45

2.12 Умение стимулировать мотивацию профессионального образования 45 45 10 0 2 0 3 0 35 45

2.13 Умение использовать оценку как инструмент самосовершенствования 45 45 0 0 0 0 0 0 45 45

2.14 Использование программ проективного обучения 45 45 10 0 10 0 9 5 16 40

2.15 Умение создавать и применять учебные материалы 45 45 10 0 10 0 9 5 16 40

2.16 Умение использовать ИКТ ресурс 45 45 0 0 0 0 0 0 45 45

2.17 Умение обучать студентов ИКТ 45 45 0 0 0 0 0 0 45 45

3. социальные компетенции (Учимся жить вместе)

3 Компетенции N кол-во студентов 0 мин. значение 1 среднее значение 2 среднее значение 3 макс. значение

2к 4 к 2к 4 к 2 к 4 к 2 к 4 к 2 к 4 к

3.1 Способствование разработке правил совместной жизни 45 45 20 2 2 5 3 10 20 28

3.2 Позиция самокритичного гражданина 45 45 3 5 2 4 2 6 38 30

3.3 Готовность к сотрудничеству с образовательным сообществом 45 45 30 0 0 2 2 10 13 33

3.4 Умение работать в команде с другими специалистами 45 45 10 0 12 2 1 3 22 40

3.5 Участие в институциональных проектах образовательного учреждения 45 45 34 2 6 0 4 4 1 39

3.6 Умение совершенствовать сотрудничество со студентами 45 45 0 0 0 0 0 0 45 45

3.7 Уважение к законодательству системы образования 45 45 10 3 12 4 13 5 10 33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.8 Участие в образовательных исследовательских программах 45 45 0 0 0 0 0 0 45 45

4. Личностные компетенции (Учимся быть)

4 Компетенции N кол-во студентов 0 мин. значение 1 среднее значение 2 среднее значение 3 макс. значение

2к 4 к 2к 4 к 2 к 4 к 2 к 4 к 2 к 4 к

4.1 Знание собственных достоинств и недостатков 45 45 20 2 2 5 3 5 20 33

4.2 Способность к принятию самостоятельных решений 45 45 3 0 2 0 2 0 38 45

4.3 Осознание собственных обязанностей на территории образовательного учреждения 45 45 30 0 0 2 2 10 13 33

4.4 Стимулирование атмосферы взаимоуважения и свободы самовыражения 45 45 0 0 0 2 10 3 40 40

4.5 Самообладание и эмоциональная уравновешенность, сопротивляемость фрустрациям 45 45 20 2 6 0 4 4 10 39

4.6 Передача ценностей 45 45 0 0 0 0 0 0 45 45

4.7 Осознание необходимости непрерывного профессионального роста 45 45 10 3 12 4 13 5 10 33

4.8 Проявление готовности к профессиональному общению и сотрудничеству 45 45 0 0 0 0 0 0 45 45

Анализ результатов опроса показывает, что большинство студентов к концу четвертого года обучения осознают важность социальных и личностностных компетенций в процессе профессиональной педагогической деятельности, наряду с профессиональными знаниями и умениями. Причем осознанность значительно усиливается к концу профессионального образования. Однако набор необходимых компетенций в социально-личностной сфере как основной показатель качества профессионального образования указывается относительно редко, доказательством чему является неумение объяснять социальный смысл и личностную направленность собственных суждений и действий. С нашей точки зрения, отсутствие

именно этих умений сказывается на падении мотивации студентов к профессиональной деятельности к концу обучения.

Мотивация студентов к учению на первом и четвертом курсах была продиагностирова-на методикой С.М. Кетько и С.А. Пакулиной (Кетько, Пакулина, 2010), которая позволяет выделить во внешней и внутренней мотивации учения три группы мотивов: поступление в вуз, реально действующие профессиональные мотивы и их доминирование, определение уровней развития мотивации учения. В таблице представлено количество студентов, оценивших указанную мотивацию по максимальному баллу (5). В опросе участвовали по 45 студентов 1-го и 4-го курсов.

Мотивы Балл (5 баллов)

I. что способствовало вашему выбору данной специальности? 1 курс 4 курс

1. Бесплатное поступление, низкая плата за обучение 30 20

2. Занятия в профильной спецшколе, спецклассе 2 2

3. Желание получить высшее образование 45 45

4. Семейные традиции, желание родителей 22 2

5. Совет друзей, знакомых 5 5

6. Престиж, авторитет вуза и факультета 9 9

7. Интерес к профессии 33 25

8. Наилучшие способности именно в этой области 33 20

9. Стремление прожить беззаботный период жизни 0 0

10. Нравится общение с детьми 30 20

11. Случайность 5 5

12. Нежелание идти в армию (для юношей) 0 0

13. Использовать педагогические знания для воспитания своих детей 30 40

II. что наиболее значимо для вас в вашем учении? 1 курс 4 курс

14. Успешно продолжить обучение на последующих курсах 30 22

15. Успешно учиться, сдавать экзамены на "хорошо" и "отлично" 30 20

16. Приобрести глубокие и прочные знания 30 26

17. Быть постоянно готовым к очередным занятиям 20 15

18. Не запускать изучение учебных предметов 20 15

19. Не отставать от сокурсников 25 10

20. Выполнять педагогические требования 3 20

21. Достичь уважения преподавателей 16 15

22. Быть примером для сокурсников 10 10

23. Добиться одобрения окружающих 12 12

24. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 5 5

25. Получить интеллектуальное удовлетворение 30 25

III. Получение диплома дает вам возможность: 1 курс 4 курс

26. Достичь социального признания, уважения 30 22

27. Самореализации 30 25

28. Иметь гарантию стабильности 30 21

29. Получить интересную работу 28 27

30. Получить высокооплачиваемую работу 15 15

31. Работать в государственных структурах 21 18

32. Работать в частных организациях 25 24

33. Работать в школе 5 5

34. Основать свое дело 30 25

35. Обучения в аспирантуре 26 15

36. Самосовершенствования 26 21

37. Диплом сегодня ничего не дает 15 20

Внутренняя мотивация учения включает в себя внутренние мотивы поступления в педвуз, широкие познавательные мотивы и релевантные профессиональные мотивы. Общая сумма баллов составляет максимально возможный показатель, равный 75 баллам по вопросам:

1) мотивы поступления в вуз - 2, 3, 7, 8, 10. Средний арифметический показатель: 1 курс - 28,6 (63,5%); 4 курс - 22,4 (49,8%).

2) реально действующие мотивы учения -13, 14, 15, 16, 24. Средний арифметический показатель: 1 курс - 25 (55,5%); 4 курс - 22,6 (50,2%).

3) профессиональные мотивы - 26, 27, 32, 34, 35. Средний арифметический показатель: 1 курс - 28,2 (62,7); 4 курс - 22,2 (49,3%).

Результаты диагностики мотивации студентов к учению на первом и четвертом курсах свидетельствуют о падении уровня внутренней мотивации на четвертом курсе, следовательно, и к дальнейшей профессиональной деятельности. Предварительный анализ данных двух исследований указывает на зависимость внутренней мотивации к учению с формированностью социальных и личностных компетенций студентов.

Для определения корреляционного соотношения между социально-личностными компетенциями и внутренней мотивацией нами было выбрано 9 наиболее значимых и соотносимых показателей с последующим ранжированием их по возрастанию /ответы от 0 до 5 группировались как показатели самого низкого ранга (1), 6-10 (2), 11-15 (3), 16-20 (4), 21-25 (5), 26-30 (6), 31-35 (7), 36-40 (8), 41-45 (9). Рассматривались ответы студентов 4-го курса (45 участников). Результаты ранжирования были обработаны методом определения коэффициента ранговой корреляции Спирмена (www.infamed.com/stat/s05.html), который фиксирует фактическую степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дает оценку значимости установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.

Результаты ранжирования представлены в таблице:

n Х (компетенции) Rx Y (внутренняя мотивация) Ry D (Rx-Ry) D2

1 Передача 45/9 Иметь 27/6 3 9

ценностей интересную

работу

2 Способность к принятию самостоятельных решений 45/9 Приобретение глубоких и прочных знаний 26/6 3 9

3 Умение работать в команде 40/8 Интеллектуальное удовлетворение 25/5 3 9

4 Стимулирование атмосферы взаимоуважения и свободы самовыражения 40/8 Интерес к профессии 25/5 3 9

5 Самообладание и эмоциональная уравновешенность 39/8 Самореализация 25/5 3 9

6 Знание собственных достоинств и недостатков 33/7 Социальное признание, уважение 22/5 2 4

7 Осознание собственных обязанностей 33/7 Самосовершенствование 21/5 2 4

8 Осознание необходимости непрерывного профессионального роста 33/7 Выполнение педагогических требований 20/4 3 9

9 Позиция самокритичности 30/6 Обучение в аспирантуре 15/3 3 9

Полученный нами коэффициент ранговой корреляции (0,41) свидетельствует о том, что (до +1) последовательности рангов полностью совпадают и между показателями имеется умеренная связь.

Анализ полученных результатов

1. Процесс опроса по шкале оценки профессиональных компетенций Феррандес-Берруэко, Рейна и Санчес-Таразгага, Люсии по выяснению ключевых профессиональных компетенций с точки зрения самих студентов показал, что на 2-м курсе набор необходимых компетенций в социально-личностной сфере оценивается, в основном, минимальными значениями. На 4-м курсе большинство компетенций социально-личностной сферы обозначались максимальными значениями, что является свидетельством того, что большинство студентов к концу четвертого года обучения осознают важность социальных и личностных компетенций в процессе профессиональной педагогической деятельности, наряду с профессиональными знаниями и умениями, однако не умеют объяснять социальный смысл и личностную направленность собственных суждений и действий.

2. Результаты диагностики мотивации студентов к учению на первом и четвертом курсах указывают на падение уровня внутренней мотивации на четвертом курсе, следовательно, и к дальнейшей профессиональной деятельности.

3. Коэфффициент рангового корреляционного соотношения (0,41) между социально-личностными компетенциями и внутренней мотивацией к учению свидетельствует о том, что (до +1) последовательности рангов полностью совпадают и между показателями имеется умеренная связь.

4. Наличие взаимосвязи между процессами формирования мотивов к учению и социально-личностных компетенций, неумение объяснять социальный смысл и личностную направленность собственных профессиональных суждений и действий, а также снижение уровня внутренней мотивации к учению - действенные показатели, которые указывают на отсутствие регулятивных и личностных универсальных действий у студентов.

5.Механизмом становления внутренней мотивации студентов к профессиональной деятельности является последовательное приобретение регулятивных и личностных УУД, взаимообусловленность процессов приобретения регулятивных и личностных УУД и ключевых профессиональных компетенций.

Формирование регулятивных и личностных УУД и ключевых профессиональных компетенций можно считать основным условием формирования педагогического мышления, характерной особенностью которого является личностная заинтересованность и ответственность в ходе профессиональной деятельности (Тимошенко, Маклонова, 2016). Ценностно-смысловые основы участия в профессиональном образовании позволяют самостоятельно осуществлять поиск новых информационных потоков, проводят их дифференциацию и воспроизведение в учебных действиях. Совокупность социально-личностных компетенций способствует не только выбору универсальных учебных действий, но и определению механизма их развития. Регулятивные и личностные действия и умения, в свою очередь, стимулируют готовность к самообразованию и творческий подход к профессиональной деятельности.

Методика формирования личностных и регулятивных действий в учебной деятельности

Общеизвестными условиями формирования личностных и регулятивных действий в учебной деятельности являются проблемные учебные ситуации, которые направляют обу-

чение в русло профессионального самоопределения, активной (субъектной) позиции в осуществлении собственного выбора на основе рефлексии, обеспечивают ценностно-смысловую позицию обучающихся в социальных ролях и межличностных отношениях (Панина, 2008; Литавор, 2011; Сергеева, 2016). Готовность к осуществлению профессионально-педагогической деятельности предполагает наличие индивидуальных, внутриличностных мотивов деятельности, которые могут быть приобретены в процессе практико-ориентированного обучения, в условиях командной работы (Буклин, 2013). Групповая согласованность в разрешении проблемных ситуаций с учетом индивидуальных мотивов в командной работе может способствовать совершенствованию УУД в целом и формированию на их основе квазипрофессиональной деятельности, которая несет в себе черты как учебной, так и будущей профессиональной деятельности. С этой точки зрения весьма эффективным в применении считается кейс-технология, основной единицей которой является реальная ситуация, требующая эффективного профессионального решения (Патрушева, 2015; Смолянинова, Храмова, Колокольникова, 2015; Прозументик, Зорина, 2016). Учебная и квазипрофессиональная деятельность в разрешении ситуации требует практического применения всех видов УУД, а коллективное обсуждение проблемы при командной работе - обязательного учета мнения каждого студента с акцентом на мотивированность выбора.

Кейс-технология была нами опробирова-на в течение непрерывной педагогической практики (еженедельная однодневная практика, начиная со второго семестра 2-го курса по 3 курс включительно). Каждый студент набирал кейс, состоящий из реальных педагогических ситуаций. Проблемные педагогические ситуации обсуждались совместно с согруппниками и методистом и выбиралось наиболее приемлемое с точки зрения научно-методической целесообразности решение. Основным условием в коллективном принятии решения проблемы являлись аргументированность выхода из ситуации и мотивированная направленность каждого студента в выборе решения. Образовательная среда, выстраивающаяся в процессе педагогической практики, способствовала аргументированному поиску выхода из реальной ситуации, одновременно актуализируя индивидуальные мотивы студента в принятии собственного решения.

Заключение

Оптимизация процесса профессиональной подготовки специалистов в области дошкольного и начального образования предполагает, в первую очередь, целенаправленное формирование регулятивных и личностных универсальных учебных действий у студентов в процессе обучения посредством создания образовательного пространства, обеспечивающего регулирование взаи-мовлияющих процессов приобретения УУД и ключевых профессиональных компетенций. Формирование регулятивных и личностных универсальных учебных действий с последующим приобретением ключевых профессиональных компетенций может способствовать становлению внутриличностной мотивации к учению, личностной заинтересованности и ответственности в ходе профессиональной деятельности. Дальнейшим решением вопроса, с нашей точки зрения, может быть разработка критериев подбора студентов в команды для совместных продолжительных проектов с обязательным учетом личностных мотивов каждого. ■

Литература

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская ИА. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмоло-ва. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

2. Асмолов А.Г. Системно-деятельност-ный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - №4. -С. 18-22.

3. Волочков АА. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. - Пермь: ПГПУ, 2007. - 376 с.

4. Вяликова Г.С. Стимулы формирования профессиональной компетентности учителя: Монография. - М.: МГОУ, 2006. - 240 с.

5. Деркач АА. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 752 с.

6. Елагина В.С., Немудрая Е.Ю., Балаки-на Л.Л. Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов педагогического вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения // Фундаментальные исследования. -2011. - №8-1. - С. 27-31.

7. Зимняя ИА. Единая социально-профессиональная компетентность выпускника университета: понятие, подходы к формированию и оценке. - М., 2008. - 54 с.

8. Зимняя ИА Ключевые компетенции -новая парадигма результатов образования // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. -№2. - С. 7-17.

9. Кетько С.М., Пакулина СА. Методи ка диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. -2010. - №1. URL: http://www.psyedu.ru/files/ar-ticles/1657/pdf_version.pdf (дата обращения: 19.04.2011)

10. Буклин Е.Н. Компетентностно-деятельностный подход как основа развития универсальных учебных действий студентов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2013. - №4(28). - С. 1 70-1 76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Кузьмина Н.В. Специалисты -субъекты изучения продуктивности своей деятельности (в свете акмеологической теории фундаментального образования) // Акмеология 2005. Методологические и методические проблемы. Вып. 10. / Под ред. Н.В. Кузьминой, Л.И. Дубровиной. - СПб: ЦСИ, 2005. -С. 9-19.

12. Лабынцева И.С. Динамика учебной активности студентов вуза и ее субъективные факторы // Вестник Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина. -2013. - №1. - Т.5. - С. 41-53.

13. Литавор В.С. Моделирование системы педагогического проектирования универсальных учебных действий студентов в образовательном пространстве // Молодой ученый. - 2011. - №9. - С. 215-221.

14. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

15. Мясников ВА., Найденова Н.Н. Компетенции и педагогические измерения // Педагогическая диагностика. - 2007. - №2. -С. 42-49.

16. Патрушева И.В. Организация самостоятельной работы студентов педвуза с использованием кейс-метода // Педагогическое образование в России. - 2015. - №8. -С. 19-23. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/organiza-tsiya-samostoyatelnoyraboty-studentov-pedago-gicheskogo-vuza-s-ispolzovaniem-keys-metoda (дата обращения: 20.11.2016).

17. Прозументик О.В., Зорина НА. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе подготовки будущего педагога ДОУ (на основе использования кейс-технологии) // Пермский педагогический журнал. - 2016. -№8. - С. 110-118.

18. Сергеева Б.В. Дидактическое обеспечение развития профессионально-познавательной активности будущего педагога начального образования в вузе // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2016. -№4. - С. 66-86; URL: http://pedagogy.sci-ence-review.ru/ru/article/view?id = 1523 (дата обращения: 31.07.2017)

19. Смолянинова О. Г., Храмова Л.Н., Колокольникова З.У. Реализация кейс-технологии в профессиональной подготовке будущего педагога // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-keystehnolo-giy-v-professionalnoy-podgotovke-buduschego-pedagoga (дата обращения: 20.11.2016).

20. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Т.С. Паниной. 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. -176 с.

21. Тимошенко А.И., Маклонова Т.С. Приемы диагностики сформированности профессионально значимых личностных качеств студентов педагогического вуза // Высшее образование сегодня. - 2016. - №4. -С. 27-29.

22. Ferrandez-Berrueco, Reina & Sanchez-Tarazaga, Lucia (2014). Teaching competences in Secondary Education. Analysis of teachers' profiles. RELIEVE, v. 20 (1), art. 1. DOI: 10.7203/ relieve.20.1.3786 e-Journal of Educational Research, Assessment and Evaluation

References

1. Asmolov A.G. (2009) Sistemno-deyatel'nostnyi podkhod v razrabotke standartov novogo pokoleniya [System-activity approach in the development of new generation standards]. Pedagogika [Pedagogy] Publishing. 4, 18—22.

2. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A. i dr. (2010) Formirovanie universal'nykh uchebnykh deistvii v osnovnoi shkole: ot deistviya k mysli. Sistema zadanii: Posobie dlya uchitelya [Formation of universal educational actions in basic school: from action to thought. System of tasks: Guide for teachers]. Edited by A.G. Asmolov. Moscow: Prosveshchenie Publishing.

3. Buklin E.N. (2013) Kompetentnostno-deyatel'nostnyi podkhod kak osnova raz-vitiya universal'nykh uchebnykh deistvii studentov. Izvestiya vysshikh uchebnykh zave-denii. Povolzhskii region. Gumanitarnye nau-ki [Competence-activity approach as a basis for the development of universal educational actions of students. The news of higher education institutions. Volga region. Humanities]. 4:28, 170-176.

4. Derkach A.A. (2004) Akmeologicheskie osnovy razvitiya professional [Acmeological basis of professional development]. Moscow: Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: NPO "MODEK" Publishing.

5. Elagina V.S., Nemudraya E.Yu., Balakina L.L. (2011) Formirovanie professional'no-peda-gogicheskoi kompetentnosti studentov peda-gogicheskogo vuza v usloviyakh realizatsii obrazovatel'nykh standartov tret'ego pokole-niya [Formation of professional and pedagogical competences of students of a pedagogical university in conditions of implementation of educational standards of the third generation] Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research]. 8-1, 27-31.

6. Ferrandez-Berrueco, Reina & Sanchez-Tarazaga, Lucia (2014). Teaching competences in Secondary Education. Analysis of teachers' profiles. RELIEVE, v. 20 (1), art. 1. DOI: 10.7203/ relieve.20.1.3786 e-Journal of Educational Research, Assessment and Evaluation

7. Ket'ko S.M., Pakulina S.A. (2010) Metodika diagnostiki motivatsii ucheniya studentov pedagogicheskogo vuza [A technique for diagnosing the motivation of students at a pedagogical university] [Electronic resource]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 1. URL: http://www.psyedu.ru/files/arti-cles/1657/pdf_version.pdf (data obrashcheni-ya: 19.04.2011)

8. Kuz'mina N.V. (2005) Spetsialisty -sub"ekty izucheniya produktivnosti svoei deyatel'nosti (v svete akmeologicheskoi teorii fundamental'nogo obrazovaniya). Akmeologiya. Metodologicheskie i metodicheskie problemy. Vypusk 10 [Specialists are subjects of studying the productivity of their activities (in the light of the acmeological theory of fundamental education). Acmeology. Methodological and methodological problems. Issue 10]. Edited by N.V. Kuz'mina, L.I. Dubrovina. Saint Petersburg: TsSI, 9-19.

9. Labyntseva I.S. (2013) Dinamika ucheb-noi aktivnosti studentov vuza i ee sub"ektivnye faktory [Dynamics of educational activity of university students and its subjective factors]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.C. Pushkina [Bulletin of the Leningrad State University named after A.C. Pushkin]. 1:5, 41-53.

10. Litavor V.S. (2011) Modelirovanie sistemy pedagogicheskogo proektirovaniya universal'nykh uchebnykh deistvii studentov v obrazovatel'nom prostranstve [Modeling of the system of pedagogical designing of universal educational actions of students in the educational space]. Molodoi uchenyi [Young Scientist]. 9, 215-221.

11. Markova A.K. (1996) Psikhologiya pro-fessionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow: Mezhdunarodnyi gumanitarnyi fond «Znanie» [International humanitarian fund "Knowledge"].

12. Myasnikov V.A., Naidenova N.N. (2007) Kompetentsii i pedagogicheskie izme-reniya [Competences and pedagogical measurements]. Pedagogicheskaya diagnostika [Pedagogical Diagnostics]. 2, 42-49.

13. Patrusheva I.V. (2015) Organizatsiya samostoyatel'noi raboty studentov pedvu-za s ispol'zovaniem keis-metoda [The organization of independent work of Pedagogical University students using the case method]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia]. 8, 19-23. [Electronic resource]. Rezhim dostupa: http:// cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samo-stoyatelnoyraboty-studentov-pedagogichesk-ogo-vuza-s-ispolzovaniem-keys-metoda (Date: 20.11.2016).

14. Prozumentik O.V., Zorina N.A. (2016) Realizatsiya sistemno-deyatel'nostnogo pod-khoda v protsesse podgotovki budushchego pedagoga DOU (na osnove ispol'zovaniya keis-tekhnologii) [Implementation of the system-activity approach in the process of preparing the future educator (based on the use of case technology)]. Permskii pedagogicheskii zhurnal [Perm Pedagogical Journal]. 8, 110-118.

15. Sergeeva B.V. (2016) Didakticheskoe obespechenie razvitiya professional'no-poznavatel'noi aktivnosti budushchego pedago-ga nachal'nogo obrazovaniya v vuze [Didactic maintenance of development of professional-cognitive activity of the future teacher of primary education in high school]. Nauchnoe

obozrenie. Pedagogicheskie nauki [Scientific review. Pedagogical science]. 4, 66—86; URL: http://pedagogy.science-review.ru/ru/article/ view?id = 1 523 (Date: 31.07.2017)

16. Smolyaninova O. G., Khramova L.N., Kolokol'nikova Z.U. (2015) Realizatsiya keis-tekhnologii v professional'noi podgotovke budushchego pedagoga [Implementation of case-technology in the professional training of the future teacher]. Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 5. [Electronic resource]. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/realizatsiya-keystehnologiy-v-professional-noy-podgotovke-buduschego-pedagoga (Date: 20.11.2016).

17. Sovremennye sposoby aktivizatsii obu-cheniya: Uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii (2008) [Modern ways of activation of training: Textbook for students of higher educational institutions]. Edited by T.S. Panina. Moscow: Akademiya Publishing.

18. Timoshenko A.I., Maklonova T.S. (2016) Priemy diagnostiki sformirovannos-ti professional'no znachimykh lichnostnykh kachestv studentov pedagogicheskogo vuza

[Methods of diagnosing the formation of professionally significant personal qualities of pedagogical university students]. Vysshee obra-zovanie segodnya [Higher Education Today]. 4, 27-29.

19. Volochkov A.A. (2007) Aktivnost' sub"ekta bytiya: Integrativnyi podkhod [Activity of the subject of being: an Integrative approach]. Perm': PGPU Publishing.

20. Vyalikova G.S. (2006) Stimuly formirovaniya professional'noi kompetent-nosti uchitelya: Monografiya [Motivations to form the teacher's professional competence: Monograph]. Moscow: MGOU Publishing.

21. Zimnyaya I.A. (2008) Edinaya sotsial'no-professional'naya kompetentnost' vypusknika universiteta: ponyatie, podkhody k formirovaniyu i otsenke [The unified social and professional competence of the University graduate: concept, approaches to formation and evaluation]. Moscow.

22. Zimnyaya I.A. (2009) Klyuchevye kom-petentsii — novaya paradigma rezul'tatov obra-zovaniya [Key competencies are a new paradigm of educational outcomes]. Eksperiment i innovatsii v shkole [Experiment and Innovation in School]. 2, 7—17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.