УДК 37.01
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА1
© Марина Игоревна СУББОТКИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра общей педагогики и психологии, e-mail: [email protected]
Культура умственного труда представлена как сложный педагогический феномен, в котором выделены внешняя и внутренние составляющие, которые в итоге позволяют рационально и качественно с наименьшими затратами времени и сил человека выполнять любую умственную работу. Основной задачей школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои успехи. Достижение данной цели возможно благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД) учащихся. Даны пути формирования приемов умственного труда. Умственные операции, входящие в прием, формируются, как правило, естественно в процессе овладения конкретным содержанием. В процессе обучения внимание учеников обращается на содержание знания, а не на способы приобретения этих знаний. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД - уровень их сформиро-ванности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития. Разъясняется цель формирования универсальных учебных действий: помочь учащимся овладеть умением учиться. Определена важнейшая задача современной системы образования: формирование совокупности универсальных учебных действий, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Систематизируются основные виды универсальных учебных действий в соответствии с целями общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, и их основные подвиды. Рассмотрены основные особенности универсальных учебных действий как психолого-дидактического явления. Формирование универсальных учебных действий определяется как новая цель обучения и воспитания. Стихийный характер развития УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения - в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы учащихся, а также способности учащихся регулировать учебную и познавательную деятельность, в недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий и как следствие - в школьной дезадаптации, росте девиантного поведения.
Ключевые слова: культура умственного труда; универсальные учебные действия; виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
В последние годы основной задачей школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои успехи. Достижение данной цели возможно благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД) учащихся [1]. Они, в свою очередь, лежат в основе формирования такого сложного понятия, как культура умственного труда (КУТ).
Культура умственного труда представляет собой сложный педагогический феномен, в котором выделены внешняя (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре) и внутренние составляющие (личностные
1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 15-36-01032а1.
качества и способности), которые в итоге позволяют рационально и качественно с наименьшими затратами времени и сил человека выполнять любую умственную работу. При всех различиях в подходах к определению понятия КУТ есть и общее: КУТ является важнейшим условием и предпосылкой реализации основных функций обучения в их взаимосвязи и тем самым личностно-ориен-тированного образования в целостном педагогическом процессе (П.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер, П.Я. Гальперин).
В психолого-педагогической литературе доказана значимость воспитания КУТ как основы развития личности в целом (А.Г. Гром-цева, Н.П. Ерастов, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Кирсанов, И.Я. Лернер, Н.А. Менчнн-ская и др.).
Воспитание КУТ осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности учащихся. Из психолого-педагогической литературы известны два пути формирования приемов умственного труда. Так, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие считали, что умственные операции, входящие в прием, формируются, как правило, естественно в процессе овладения конкретным содержанием. В процессе обучения внимание учеников обращается на содержание знания, а не на способы приобретения этих знаний [2].
Д.Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская полагают, что овладение конкретными знаниями требует специально организованного обучения приемам и способам их получения. Внимание обучаемых в этом случае обращается не только на содер-
жание, но и на способы его получения, т. е. на приемы умственного труда.
Основная цель формирования УУД помочь учащимся овладеть умением учиться.
УУД являются одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и мета-предметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования (начального, основного, среднего (полного)). Они были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 г. В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена программа развития универсальных учебных действий.
УУД =□=
Познавательные
Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям
Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности
Регулятивные действия, обеспечива ющие организацию учащимися своей учебной деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия, направленные
на формирование контрольно-оценочной деятельности
Коммуникативные
Отражающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, возможно сть учебного сотрудничества
Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающи е умения работать с текстом
Рис. 1. Схема основных видов УУД
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации [3].
В составе основных видов УУД, диктуемом ключевыми целями общего образования, О.А. Карабанова выделяет четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный [4; 5].
На рис. 1 отражены не только виды универсальных учебных действий, но и их основные подвиды, которые в свою очередь делятся на еще более мелкие составляющие. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психолого-педагогических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личност-
ной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД - уровень их сформирован-ности, соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития [6].
Рассмотрим систематику УУД [7] в виде табл. 1.
УУД как психолого-дидактическое явление имеет следующие особенности:
- является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;
- не зависит от конкретного предметного содержания и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;
- отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?);
Таблица 1
Систематика УУД и ее основных видов и подвидов
УУД
Виды УУД
Подвиды УУД
2
3
1. Личностный блок
1.1. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям
- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
- различать основные нравственно-этические понятия;
- соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- мотивировать свои действия;
- выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др._
1.2. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности
- воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности_
1
Продолжение таблицы 1
1 2 3
2. Регулятивный блок 2.1 .Регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; - планирование - определение последовательных промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий; - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способности к волевому усилию - к выбору в ситуации мотива-ционного конфликта, к преодолению препятствий
2.2. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности - удерживать цель деятельности до получения ее результата; - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); - оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»); - корректировать деятельность: - вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; - анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека
2.3. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности - осуществлять итоговый контроль деятельности и пооперациональный контроль; - оценивать результаты деятельности; - анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
3. Познавательный блок 3.1. Общеучебные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - применение методов информационного поиска, в т. ч. с помощью компьютерных средств; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; - определение основной и второстепенной информации; - свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; - понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; - составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста
3.2. Знаково- символические действия - замещение; - кодирование (декодирование) объектов и операций с признаками; - моделирование; - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
Окончание таблицы 1
1 2 3
3.3. Логические действия - опознание конкретно-чувственных и иных объектов; - анализ; - синтез; - абстрагирование; - конкретизация; - сериация; - классификация; - обобщение; - доказательство; - подведение под понятие; - вывод следствий; - установление аналогий; - систематизация
3.4. Действия постановки и решения проблем - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
4. Коммуникативный блок 4.1. Действия, отражающие социальную компетентность и учет позиций других людей, партнера по общению или деятельности, возможность учебного сотрудничества - умение слушать и понимать партнера; - вступать в диалог; - планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; - распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга; - договариваться; - вести дискуссию; - правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу; - эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; - участвовать в коллективном обсуждении проблем, что в свою очередь позволяет интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
4.2. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; - сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида; - различать виды текста; - выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче; - анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения; - составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану; - выбирать вид пересказа в соответствии с поставленной целью; - составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; - писать сочинения, используя информацию, полученную из разных источников
- возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
- «вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.
Перед педагогом встает новая цель обучения и воспитания - формирование УУД. Происходит смена целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация» [8].
У школьника меняется мотивация. Она направлена на саморазвитие. При организации урочной деятельности ведущую роль играет системно-деятельностный подход.
Педагог, ориентируясь на виды УУД, отбирает нужное содержание, определяет виды деятельности на уроке, формы организации учащихся, отбирает оптимальные методы, приемы, технологии. Уроки будут носить чаще интегрированный характер [9].
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря -формирование умения учиться. Учащийся
сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД [10].
К настоящему времени в практике школьного обучения работа по развитию УУД как психологической составляющей образовательного процесса осуществляется стихийным образом. Лишь незначительное число педагогов-новаторов, реализующих прогрессивные технологии образования и разделяющих тезис о приоритетности личностного развития учащегося как цели образовательного процесса, пытаются реализовать требование формирования УУД. Стихийный характер развития УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения - в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы учащихся, а также способности учащихся регулировать учебную и познавательную деятельность, в недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий и как следствие - в школьной дезадаптации, росте де-виантного поведения [11].
Благодаря четко отработанным универсальным учебным действиям учащиеся рационально и качественно с наименьшими затратами времени и сил смогут выполнять любую умственную работу в процессе обучения, что определяет эффективность учебной деятельности, а именно культуру умственного труда учащихся.
1. Субботкина М.И., Шаршов И.А. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 12 (116). С. 181-184.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1984. Т. 4.
3. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2005.
4. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 11-12.
5. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной
школы // Управление начальной школой. 2009. № 12. С. 9-11.
6. Губанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования // Начальная школа плюс до и после. 2009. № 12. C. 65-68.
7. Субботкина М.И., Шаршов И.А. Классификация (систематика) и характеристика универсальных учебных действий учащихся // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы: материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Тамбов, 2014. С. 405409.
8. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Сущность и структура компетентностно-развивающей модели повышения квалификации научно-педагогических кадров // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 1 (93). С. 105-110.
9. Лузянина М.Ю. Формирование универсальных учебных действий в урочной деятельности как требование ФГОС. URL: http:// gigabaza.ru/doc/21880.html (дата обращения: 16.05.2015).
10. Неткасова И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. URL: http://www.rae.ru/forum2011/137/ 1070 (дата обращения: 16.05.2015).
11. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М., 1999.
1. Subbotkina M.I., Sharshov I.A. Vozrastnye osobennosti mladshego shkol'nika v kontekste formirovanija universal'nyh uchebnyh dejstvij // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija Gumanitarnye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 12 (116). S. 181-184.
2. Vygotskij L.S. Voprosy detskoj psihologii // Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6 t. M., 1984. T. 4.
3. Sharshov I.A. Professional'no-tvorcheskoe samorazvitie sub''ektov obrazovatel'nogo processa v vuze: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Belgorod, 2005.
4. Karabanova O.A. Chto takoe universal'nye uchebnye dejstvija i zachem oni nuzhny // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i jeksperiment 2010. № 2. S. 11-12.
5. Karabanova O.A. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij uchashhihsja nachal'noj shkoly // Upravlenie nachal'noj shkoloj. 2009. № 12. S. 9-11.
6. Gubanova M.I., Lebedeva E.P. Funkcional'naja gramotnost' mladshih shkol'nikov: problemy i
perspektivy formirovanija // Nachal'naja shkola pljus do i posle. 2009. № 12. C. 65-68.
7. Subbotkina M.I., Sharshov I.A. Klassifikacija (sistematika) i harakteristika universal'nyh uchebnyh dejstvij uchashhihsja // Professional'no-lichnostnoe razvitie prepodavatelja i studenta: tradicii, problemy, perspektivy: materialy 2 Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem). Tambov, 2014. S. 405-409.
8. Sharshov I.A., Makarova L.N. Sushhnost' i struktura kompetentnostno-razvivajushhej modeli povyshenija kvalifikacii nauchno-pedagogicheskih kadrov // Vestnik
Tambovskogo universiteta. Serija Gumanitarnye nauki. Tambov, 2011. Vyp. 1 (93). S. 105-110.
9. Luzjanina M.Ju. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v urochnoj dejatel'nosti kak trebovanie FGOS. URL: http://gigabaza.ru/doc/ 21880.html (data obrashhenija: 16.05.2015).
10. Netkasova I.A. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij na urokah v nachal'noj shkole. URL: http://www.rae.ru/forum2011/137/1070 (data obrashhenija: 16.05.2015).
11. Gal'perin P.Ja. Psihologija kak ob''ektivnaja nauka. M., 1999.
Поступила в редакцию 16.06.2015 г.
UDC 37.01
UNIVERSAL STUDY ACTIVITIES AS A BASIS OF FORMATION OF CULTURE OF MENTAL LABOUR
Marina Igorevna SUBBOTKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, General Pedagogics and Psychology Department, e-mail: [email protected]
Culture of mental labour is presented as a complex pedagogical phenomenon, highlighting the external and internal components, which in the end will make rationally and efficiently, with the least expenses of time and forces of people to do any mental work. The main objective of school education is the development of student's ability to independently set leam-ing objectives, to design ways of implementing them, to monitor and evaluate their progress. This goal can be achieved through the formation of universal educational activities (UEA) of students. The formation of techniques of mental work is given. Mental operations included in the admission are formed, as a rule, of course in the process of mastering specific content. In the learning process, learners' attention is drawn to the content knowledge and not to ways of acquiring this knowledge. The learning process specifies the content and characteristics of the learning activities of the child and thereby defines the zone of proximal development of these UEA - the level of development of corresponding normative stage of development and relevant "high normal" of development. The aim of formation of universal educational activities is explained: to help students to acquire the ability to learn. The most important task of the modern education system is identified: the formation of set of universal educational activities that provide to every pupil the opportunity to independently carry out activities of teaching, set educational goals, find and use the necessary means and ways of achieving them, to be able to monitor and evaluate training activities and its results. The main types of universal educational activities in accordance with the objectives of General education are systematized: personal, regulative, cognitive, communicative, and their major subtypes. The basic features of universal educational activities as psycho-didactic phenomena are considered. The formation of universal educational activities is determined as a new target of training and education. Spontaneous development of UEA reflected in the acute problems of schooling in a low level of learning motivation and learning initiative of students as well as students' ability to regulate learning and cognitive activity, in lack of formation of both use and logic of action and as a result in school exclusion, the growth of deviant behavior.
Key words: culture of mental labour; universal study activities; main types of universal study activities: personal, regulative, cognitive, communicative.