Научная статья на тему 'Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе'

Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2216
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сираковская Яна Вадимовна, Зайнуллина Юлия Ринатовна

В статье представлено исследование формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе в соответствии с ФГОС нового поколения. Данная работа основана на применении специально подобранных подвижных, спортивных и психотехнических игр на уроках физической культуры ориентированных на развитие потенциальных возможностей ученика, способности самостоятельно ставить им учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Приведены особенности применения игр на отдельном занятии. Подробно изложены результаты полученные по специально подобранным методикам оценки сформированности универсальных учебных действий (УУД) у учащихся начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of cognitive and regulatory universal educational actions at physical training lessons at elementary school

The article presents the study of formation of the cognitive and regulatory universal educational actions at physical training lessons at primary school in accordance with the Federal state educational standard of the new generation. This study is based on the use of specially selected mobile, sports and psychological games for the lessons of physical culture aimed at development of the potential abilities of the student, ability to set the learning objectives for them, design the ways of their implementation, monitor and evaluate their achievements. See peculiarities of the use of games for the separate lesson. The detailed information on the results obtained under the specially developed methods of assessment of formation of the universal learning activities among the children in primary school has been stated.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе»

REFERENCES

1. Safonova, O.A. (2012), “Professional diagram as the basis of the content of professionally applied physical preparation at studying the discipline “Physical culture” in building institutions of higher education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 117-121.

2. Safonova O.A. (2013), “Development of the professionally significant motor qualities of the students of higher education institutions of the construction profile on the basis of technique of complex direction”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 136-142.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.04.2014.

УДК 796:338.28; 796.078

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Яна Вадимовна Сираковская, кандидат педагогических наук, мастер спорта России, Юлия Ринатовна Зайнуллина, студентка,

Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), п. Малаховка,

Московская область

Аннотация

В статье представлено исследование формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе в соответствии с ФГОС нового поколения. Данная работа основана на применении специально подобранных подвижных, спортивных и психотехнических игр на уроках физической культуры ориентированных на развитие потенциальных возможностей ученика, способности самостоятельно ставить им учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Приведены особенности применения игр на отдельном занятии. Подробно изложены результаты полученные по специально подобранным методикам оценки сформированности универсальных учебных действий (УУД) у учащихся начальной школы.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, подвижные игры, психотехнические игры, спортивные игры, начальная школа.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p147-150 FORMATION OF COGNITIVE AND REGULATORY UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT PHYSICAL TRAINING LESSONS AT ELEMENTARY SCHOOL

Jana Vadimovna Sirakovskaja, the candidate ofpedagogical sciences, Master of sports, Yulia Rinatovna Zainullina, the student, the Moscow State Academy of Physical Culture, settlement Malakhovka, Moscow Region

Annotation

The article presents the study of formation of the cognitive and regulatory universal educational actions at physical training lessons at primary school in accordance with the Federal state educational standard of the new generation. This study is based on the use of specially selected mobile, sports and psychological games for the lessons of physical culture aimed at development of the potential abilities of the student, ability to set the learning objectives for them, design the ways of their implementation, monitor and evaluate their achievements. See peculiarities of the use of games for the separate lesson. The detailed information on the results obtained under the specially developed methods of assessment of formation of the universal learning activities among the children in primary school has been stated.

Keywords: universal learning activities, outdoor games, psychological games, sports games, elementary school.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования универсальных учебных действий (УУД) является относительно новым направлением в современной системе образования. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Актуальность данной работы связана с малым количеством методических разработок по формированию УУД на учебных предметах в частности и на уроках физической культуры.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

В эксперименте приняли участие 47 юных учеников начальной школы. Были образованы две группы - контрольная и экспериментальная, по 24 (2 «А» класс) и 23 (2 «Б» класс) человека соответственно. Занятия по физической культуре у участников обеих групп проводились три раза в неделю. Занятия в контрольной группе проходили по общепринятым методикам согласно программному материалу. Экспериментальная группа занималась по предложенной нами методике, ориентированной на преимущественное использование игровых заданий, а именно спортивных, психотехнических и подвижных игр. Нами разработаны методические требования к применению названных видов игровой деятельности в учебном занятии, а именно: подготовительная часть - подвижная игра небольшой интенсивностью 5-7 мин; основная часть - 3-4 подвижные игры (1-2 высокой или 2-3 средней интенсивности) или одна спортивная игра; заключительная часть -подвижные игры низкой интенсивности или психотехнические игры. Подвижные игры можно включать во все части урока. Их содержание зависит от педагогической задачи и состава занимающихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основным критерием определения эффективности предложенной методики для формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий учащихся начальной школы является анализ данных, полученных по результатам психологопедагогического тестирования, включающего в себя специфические тесты, такие как «Выявление умения сравнивать множества по числу элементов» и «Нахождение схем к задачам» для определения уровня сформированности познавательных УУД и «Образец и правило» и «Корректурная проба» для оценки регулятивных УУД. Всего было проведено 3 тестирования: до эксперимента, на промежуточном этапе, и на заключительном этапе.

Данные, полученные по результатам оценки регулятивных УУД по вышеуказанным методикам представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты оценки сформированности регулятивных УУД на протяжении всего

эксперимента (М±5) в баллах

Этапы тестирования Группы «Образец и правило» «Корректурная проба» (объем внимания) «Корректурной пробе» (концентрация внимания)

I КГ 18,1±3,34 312,3±61,8 2,29±2,66

ЭГ 18,7±3,06 335,6±66,1 2,30±2,18

р >0,05 >0,05 >0,05

II КГ 20,7±4,27 350,2±21,2 1,83±2,25

ЭГ 22,0±4,61 372,7±73,6 1,52±1,99

р >0,05 >0,05 >0,05

III КГ 22,3±0,71 358,3±66,4 1,91±1,95

ЭГ 28,2±5,27 409,0±53,1 2,39±2,46

р <0,05 <0,05 >0,05

Как видно из представленной таблицы, на начало эксперимента по всем проведенным методикам достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами не наблюдается (р>0,05).

По методике «Образец и правило» в первом тестировании исследуемые контрольной и экспериментальной групп показали в среднем равный результат (~18 балов), который соответствует чрезвычайно низкому уровню регуляции действий.

Повторное тестирование, проведенное через три месяца в конце второй четверти, также показало не достоверный прирост показателей в группах (р>0,05). Однако, по сравнению с началом эксперимента исследуемые обеих групп улучшили результат по данному тесту. В ходе анализа повторного тестирования было выявлено, что контрольная группа показала результат выше первоначального на 2,6 балла, экспериментальная на 3,3 балла. Данные показатели соответствуют среднему уровню регуляции действий, но, в тоже время, недостаточному уровню развития произвольности в выполняемых действиях. На заключительном этапе тестирования наблюдались существенные изменения в результатах. Так в экспериментальной группе результаты достоверно улучшились на уровне значимости р<0,05 в среднем на 9,5 баллов, по сравнению с контрольной группой, в которой результат в среднем улучшился на 4,2 балла.

В тесте «Корректурная проба», направленном на оценку объема внимания, разница между контрольной и экспериментальной группой на начало эксперимента также была не достоверна. На промежуточном тестировании экспериментальная группа превзошла результат контрольной группы но, достоверного различия между группами так же не наблюдалось.

На заключительном этапе тестирования наблюдались достоверные различия между группами (р<0,05).

В тесте для определения концентрации внимания, исследуемые обеих групп на протяжении всего эксперимента не показывали достоверных различий (р>0,05). При этом, стоит отметить, что экспериментальная группа делала больше ошибок, чем контрольная.

Результатам оценки уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий по предложенным методикам приведены в таблице 2.

Таблица 2

Познавательные универсальные учебные действия (М±5) в баллах____________

Этап тестирования Группа Тестовые упражнения

Сравнение множества по числу элементов Нахождение схем к задачам

I КГ 5,67±1,56 11,3±1,65

ЭГ 5,5±2,23 10,1±1,49

Р >0,05 >,05

II КГ 7,65±1,14 13,2± 1,01

ЭГ 8,52±1,89 13,3±0,89

Р >0,05 >0,05

III КГ 12,2±1,27 14,5±1,36

ЭГ 13,6±0,81 17,3±1,01

Р <0,05 <0,05

По результатам первого тестирования по методике «Сравнение множества по числу элементов» контрольная и экспериментальная группа статистические не различалась (р>0,05). Контрольная группа показывала результат на 0,17 балла выше, чем экспериментальная.

Повторное тестирование так же не выявило достоверного различия (р>0,05) между контрольной и экспериментальной группой, но на данном этапе показатели по среднему баллу в экспериментальной группе оказались выше контрольной на 0,87 балла.

На заключительном этапе достоверные различия, на уровне значимости р<0,05, между группами присутствует. Экспериментальная группа показала результат на 1,4 бал-

ла выше, чем контрольная.

По результатам методики «Нахождение схем к задачам» на первом этапе тестирования контрольная группа показала результат выше на 1,2 балла, чем экспериментальная, но достоверного различи между ними не наблюдалось (р>0,05).

При повторном тестировании группы показали практически равные баллы 13,2 в КГ и 13,3 в ЭГ.

В заключительном тестировании наблюдается достоверное различие между контрольной и экспериментальной группой (р<0,05). Экспериментальная группа набрала на 2,8 балла больше чем контрольная.

Таким образом, по результатам данных методик, на конец эксперимента экспериментальная группа показывает достоверно более высокие результаты сформированности познавательных УУД, по сравнению с контрольной.

ВЫВОДЫ

Применение разработанной экспериментальной методики способствовало эффективному формированию УУД у учащихся:

- регулятивных УУД по результатам тестов «Образец и правило» - достоверное увеличение показателя на уровне значимости p<0,05 в среднем на 9,5 баллов, по сравнению с контрольной группой, в которой результат улучшился в среднем на 4,2 балла, и «Корректурная проба» - показатель объёма внимания у школьников экспериментальной группы достоверно превысил таковой в контрольной группе на 50, 7 баллов;

- познавательных УУД: результаты, полученные по методике «Нахождение схем к задачам», достоверно улучшились в ЭГ на 2,8 балла (p<0,05); по методике «Сравнение множества по числу элементов» - достоверное улучшение показателя на 1,4 балла в ЭГ, по сравнению с КГ (p<0,05).

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А.Г. Теория формирования и развития универсальных учебных действий / А.Г. Асмолов. - М. : Просвещение, 2011. - 134 с.

2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли / А.Г. Асмолов. - М. : Просвещение, 2013. - 159 с.

3. Кумарина, Г.Ф. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности -способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов. Актуальные вопросы теории и практики / Г.Ф. Кумарина. - М. : УЦ «Перспектива», 2012. - 172 с.

REFERENCES

1. Asmolov, A.G. (2011), Theory offormation and development of universal educational activities, Education, Moscow.

2. Asmolov, A.G.(2013), Formation of universal educational actions at the main school: from actions to thought, Education, Moscow.

3. 3. Coumarina, G.F. (2012), Pedagogical diagnostics in the system of preparedness - the ability of children for training in conditions of realization of new educational standards. Actual questions of theory and practice, training center “Perspective”, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.04.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.