Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры'

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1586
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичкалева Н.В.

В статье рассматриваются вопросы формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Автором последовательно рассмотрены основные УУД и предложены способы их формирования на разных этапах урока физической культуры, а также на спортивно-оздоровительных мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пичкалева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры»

УДК 796(07) Пичкалева Н. В.

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Автором последовательно рассмотрены основные УУД и предложены способы их формирования на разных этапах урока физической культуры, а также на спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, смысловое чтение, универсальные учебные действия, Федеральные государственные образовательные стандарты, физическая культура.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-дея-тельностный подход, который обеспечивает формирование у выпускников начальной школы универсальных учебных действий как основу умения учиться [6].

В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимания на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету [8].

Поэтому выбранная методическая тема «Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры» актуальна в настоящее время. Работать над темой начала в 2012 году.

Цель: создание условий для развития универсальных учебных действий на уроках физической культуры.

Для реализации цели решала следующие задачи:

- осмыслить понятие УУД;

- рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформирован-ности;

- познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД;

- использовать технологии, помогающие реализовать системно-деятельностный подход в обучении с целью формирования УУД.

Овладение учащимися познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов.

Предмет «Физическая культура» раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Для формирования познавательных действий включаю исследования, поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. На уроках, посвященных легкой атлетике, исследуем, как выполнить двигательное действие лучше (например, прыгнуть дальше). Выясняем: от чего зависит дальность прыжка в длину с места?

В учебной деятельности использую приемы смыслового чтения. Предлагаю обучающимся восстановить темы уроков,

для учащихся первых классов - текст с рисунками, для 2-4-х классов - анаграммы, чтение с пропущенными или с половинками слов. После определения темы формулируем задачи, для этого использую способ «Перемешанные буквы». На уроке во время работы с правилами использую способ «Текст нет порядка» [3].

На уроках гимнастики выполняются упражнения на основе заданного алгоритма (инструкции) [4]. Обучающиеся выполняют двигательное действие по словесной инструкции учителя или работают с готовой инструкцией. Инструкцию предлагаю неправильную/неполную, которую нужно исправить или уточнить. При такой работе уменьшается количество ошибок при выполнении двигательного действия.

В 3-4-м классе обучающиеся выполняют учебное моделирование, которое включает схемы, таблицы (пример: схема выполнения перехода игроков в пионерболе, оформление таблицы по теме «Витамины»).

При создании условий для активизации деятельности учеников большое значение имеют творческие задания. Например: на уроках гимнастики предлагаю детям изобразить животных, насекомых или предметы. Первоклассники с удовольствием изображают фигурки котенка, лягушку, бабочку, страуса, «горку», буквы, которые изучили.

Не секрет, что стихи и загадки повышают интерес обучающихся к изучению теоретической части программы «Физическая культура», также помогают в создании на уроке проблемной ситуации и запоминании порядка выполнения физического действия, развивая мыслительные операции. Предлагаю детям на примере стихотворения «Бараны на мосту» С. Михалкова договориться, пройти по гимнастической скамейке и не упасть, меняя каждый раз товарища.

Учащимся 3-4-х классов предлагаю задания: составить кроссворды для одноклассников и с рисунками для первоклассников.

Использование кроссвордов в учебном процессе не только способствует расширению словарного запаса и употреблению специфической терминологии у детей, но и развивает в них уважение к грамоте, понимание важности умения грамотно писать слова [7].

Чтобы повысить познавательную активность, ученик должен знать, что у него получается, над чем ему нужно поработать. Поэтому со второго класса ребята заводят тетрадь, в которой фиксируют свои результаты физической подготовленности, полученные при выполнении тестов в начале и в конце года. Анализируют, сравнивают эти результаты с нормативами и делают вывод, какое физическое качество отстает в развитии. В этой тетради выполняются и другие задания (схемы, рисунки, инструкции по выполнению физических упражнений).

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Основной результат формирования регулятивных УУД - организация обучающимися своей учебной деятельности [1].

Ученики со второго класса совместно с учителем формулируют задачи на учебный год по результатам тестирования физической подготовленности. Обучающиеся 3-4-х классов стараются самостоятельно сформулировать задачи по предмету на год, анализируя свои результаты.

При выполнении физических упражнений обучающиеся учатся оценивать технику, вносить коррективы, сравнивать с образцом. Согласно мнению Д. Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав двигательных действий [2].

Кроме того, использую задания по подбору упражнений для общей части разминки на основные группы мышц, соответствующие теме урока. Обучающиеся учатся оценивать технику двигательного действия, используя критерии к разным конкретным ситуациям.

Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

Ежегодно практикую самостоятельное составление обучающимися комплекса утренней гимнастики и «Режима дня».

Для формирования коммуникативных УУД (например, умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками) использую различные виды построения в шеренгу: по цвету волос, глаз, одежды, по росту мам, а также дети предлагают свои способы построения. Кроме этого, задание помогает увидеть лидеров класса, сравнить, каким способом ученики строятся быстрее.

Также для формирования коммуникативных УУД использую коммуникации как взаимодействие, выполнение упражнений в парах или микрогруппах по 3-4 человека, когда обучающиеся формулируют общее мнение или создают общее описание двигательного действия [1]. Организуя такую форму, дети учатся доказывать, спорить, советоваться друг с другом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке». При организации подвижных и спортивных игр активно использую метод коммуникации как сотрудничества. От умения договариваться, распределять роли (в игре это нападающий, защитник), выполнять расстановку, поддерживать товарищей советом на площадке зависит успех команды. Третью группу образует коммуникация как условие интериоризации, служащая средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. В дальнейшем деятельность обучающихся из учебной ситуации переходит к деятельности в жизненной

ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.

Для формирования УУД использую разные формы внеурочной деятельности. Это физкультурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия, которым уделяется большое внимание в ФГОС [5]. Они особенно эффективны, потому что в их основе используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.

Такие мероприятия, как «Праздник здоровья», чемпионат по семейному многоборью, акция «Стоп - инсульт» и другие, обеспечивают социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, при их подготовке учитывается принцип занимательности.

Эти мероприятия воспитывают чувство коллективизма, товарищества, ответственности, а также способствуют формированию познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.

Обучающиеся активно принимают участие в районных соревнованиях «Осенний кросс», «Веселые старты», соревнования по лыжным гонкам, «Шиповка юных», в которых занимают призовые места. Участвуя в играх и соревнованиях, дети расширяют круг друзей, приобретают опыт общения в новой обстановке с новыми людьми. Радуются победам или огорчаются поражениям, учатся анализировать причины успеха и неудач.

Одним из результатов своей работы считаю успешное участие обучающихся в конкурсах учебно-исследовательских работ на различных уровнях. Работы обучающихся «Моя родословная» (2014), «Вклад воинов-спортсменов в Победу в годы ВОВ» (2015), «Вместе мы - сила» (2017) являются

победителями и призерами краевого конкурса учебно-исследовательских работ «Муравьишка». Есть работа, которая является победителем Всероссийского творческого конкурса «Солнечный свет» в 2017 году. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности, развивать коммуникативные компетентности, в том числе и культуру публичной дискуссии, активизировать творческий и интеллектуальный потенциал личности.

Ежегодно мои обучающиеся принимают активное участие в творческих конкурсах и олимпиадах по физической культуре «Орленок», «Мириады открытий», «Веселые старты», 95% обучающихся являются участниками межрегионального онлайн-конкурса «Веселая скакалка», из них 7 стали победителями в личном зачете в 2015 году.

По данной методической теме транслировала опыт работы на различных уровнях. Провела открытый урок по теме «Красивая

Вывод: наблюдается положительная динамика по всем группам УУД.

Таким образом, формирование УУД на уроках физической культуры помогает решать главную задачу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования - формирование основ умения учиться. Реализация

осанка» на районном методическом объединении учителей физкультуры и тренеров-преподавателей в 2015 году, урок по теме «Кувырок вперед» на региональном уровне в 2014 году. Провела мастер-класс «Занимательная физкультура» в рамках методической недели в Частинском районе в 2016 году. Выступила по теме «Новый взгляд на старую проблему» на заключительной экспертизе по реализации проекта районной опытной педагогической площадки (2014), на краевом научно-практическом семинаре по теме «Сетевое взаимодействие двухсторонних связей в системе «Детский сад - школа» (2016).

В ходе работы над темой самообразования отслеживаю результаты сформирован-ности УУД. Результаты этого мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.

системно-деятельностного подхода способствует укреплению здоровья, успешному обучению, формированию первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, формированию установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Результаты сформированности УУД у выпускников НОО, 2015/16 учебный год

УУД Учебный год Динамика (высокий уровень)

2012/13 (1-е классы 2015/16 (4-е классы)

В С Н В С Н

Регулятивные 15-29% 24-47% 11-21% 23-45% 27-52% 1-3% +16%

Познавательные 19-37% 21-41% 10-19% 26-51% 25-49% - +14%

Коммуникативные 25-49% 23-45% 3-6% 31-60% 20-40% - +11%

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ

1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.

2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.

3. Константинова В. А. Формирование смыслового чтения. Текстовый тренажер: пособие для учителей общеобразовательных школ. Частые, 2016. - 75 с.

4. Программа Физическая культура: 1-4 классы УМК «Начальная школа XXI» / под ред. Т. В. Петровой, Ю. А. Копылова, Н. В. Полянской, С. С. Петрова. М.: Вентана-Граф, 2013.

5. Тихонов А. М. Системно-деятельностный подход в преподавании физической культуры / А. М. Тихонов, Д. Д. Кечкин, О. О. Волосатых, И. П. Голяков; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2013.

6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Режим доступа: http://standart.edu.ru

7. http://skanvord.com/skanvord-krossvordnye-stati/rol-krossvordov-v-shkolnom-uchebnom-processe.html

8. https://multiurok.ru/files/formirovaniie-uud-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.