Научная статья на тему 'Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе обучения "школе мяча"'

Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе обучения "школе мяча" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PRIMARY SCHOOLCHILDREN / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пауков Андрей Андреевич

В статье представлено авторское определение понятия «Школы мяча» владение знаниями о способах выполнения соревновательных действий в спортивных играх с мячом как элементах целостной системы с выделением существующих между ними структурно-логических связей общности и различия; умениями и навыками применения этих способов в решении двигательных задач в конкретных игровых ситуациях, возникающих в соревновательно-игровой деятельности. В содержании «Школы мяча» выделены элементы техники перемещений и действий с мячом с раскрытием общего и частного в их содержании. В статье изложено содержание разработанной учебной программы «Школа мяча» и методика ее реализации в начальной школе в процессе обучения предмету «Физическая культура», нацеленной на формирование у младших школьников универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пауков Андрей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT PRIMARY SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF EDUCATION AT "BALL SCHOOL"

The article presents the author’s definition of «Ball School». The author defines it as the knowledge on how to perform competitive actions in sports ball games as the elements of a comprehensive system along with the identification of the existing structural and logical associations of similarity and difference between them; as the skills of applying these methods in solving specific tasks game situations arising in competitive game activities. The content of «Ball School» reveals the elements of relocation technique and actions with a ball disclosing some general and specific aspects. The article gives the content of the curriculum of «Ball School» and the methods of its implementation at primary schools in the process of teaching Physical Education, and the objective of which is the formation of universal educational actions at primary schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе обучения "школе мяча"»

УДК 373.3.016:796.3 DOI 10.26293/^ри.2019.101.1.021

А. А. Пауков1,2

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ «ШКОЛЕ МЯЧА»

1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

2Воронежский государственный университет инженерных технологий,

г. Воронеж, Россия

Аннотация. В статье представлено авторское определение понятия «Школы мяча» - владение знаниями о способах выполнения соревновательных действий в спортивных играх с мячом как элементах целостной системы с выделением существующих между ними структурно-логических связей общности и различия; умениями и навыками применения этих способов в решении двигательных задач в конкретных игровых ситуациях, возникающих в соревновательно-игровой деятельности. В содержании «Школы мяча» выделены элементы техники перемещений и действий с мячом с раскрытием общего и частного в их содержании. В статье изложено содержание разработанной учебной программы «Школа мяча» и методика ее реализации в начальной школе в процессе обучения предмету «Физическая культура», нацеленной на формирование у младших школьников универсальных учебных действий.

Ключевые слова: младшие школьники, универсальные учебные действия, физическая культура.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время в качестве цели и основного результата получения начального общего образования выступает достижение социально желаемого уровня личностного, социального и познавательного развития на основе усвоения универсальных учебных действий (далее - УУД), обеспечивающих формирование способности к саморазвитию, умения учиться. Обзор литературных данных свидетельствует о высоком образовательном потенциале в этом средств физической культуры. Наряду с этим вопросы содержательного и технологического обеспечения хороших результатов с применением игровых упражнений с мячом не были предметом научного изучения. Необходимость разрешения этого противоречия обуславливает социально-практическую и научную актуальность нашего исследования.

Цель статьи - разработать и научно обосновать учебную программу «Школа мяча» и методику ее усвоения в процессе обучения младших школьников предмету «Физическая культура» для эффективного формирования у них УУД. Достижение этой цели осуществлялось через последовательное решение трех задач:

1. Определить сущность и содержание «Школы мяча».

2. Создать учебную программу «Школа мяча».

3. Разработать методику ее реализации в процессе обучения младших школьников предмету «Физическая культура».

© Пауков А. А., 2019

Пауков Андрей Андреевич - аспирант кафедры спортивных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; старший преподаватель кафедры физической культуры Воронежского государственного университета инженерных технологий, г. Воронеж, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.02.2019

Материал и методика исследований. Достижение цели и задач исследования осуществлено на основе анализа содержания программно-нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс на ступени начального общего образования, в том числе по предмету «Физическая культура», изучения психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, моделирования содержания обучения двигательных действий с мячом и процесса его усвоения в виде целостной системы взаимосвязанных средств, методов и форм организации учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Результаты исследований и их обсуждение. Возникновение, становление и развитие учебной деятельности как формы усвоения социального опыта приходится на период психического развития ребенка, относящийся к младшему школьному возрасту. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО) в качестве цели и основного результата образовательного процесса определено «достижение социально желаемого уровня (результата) личностного, социального и познавательного развития обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» [13].

В Примерной основной образовательной программе начальной школы говорится: «В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия ... как основа умения учиться» [9].

В разработанной А. Г. Асмоловым [1] концепции развития УУД подчеркивается, что умение учиться и способности к организации учебной деятельности могут и должны формироваться у младших школьников в процессе обучения всем учебным предметам. Физическая культура как образовательная область обладает специфическим содержанием - физическими упражнениями [10]. Разработанное в современной педагогической науке организационно-методическое обеспечение достижения этих результатов по другим учебным предметам в обучении физической культуре относительно непригодно в связи с высоким уровнем двигательной активности учащихся [2], [3], [11].

Реферативный обзор литературных данных выявил, что проблема эффективной реализации требований ФГОС НОО в образовательной области «Физическая культура» является мало исследованной [6], [7], [12], [14].

Богатым образовательным потенциалом для решения задачи формирования у младших школьников УУД обладают спортивные и подвижные игры с мячом: в игре они естественным образом занимают позицию субъекта деятельности, разнообразие и вариативность содержания и условий создает пространство для двигательного творчества, атмосфера сотрудничества и соперничества способствует появлению опыта общения.

Формирование умения учиться предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой учащийся естественным образом принимает субъектную позицию. Такой формой организации выступает взаимообучение в парах сменного состава, в рамках которой он попеременно действует как субъект и в роли учителя, и в роли ученика и осуществляет все виды универсальных учебных действий [4], [5], [8].

В целом, осуществленный нами анализ литературы свидетельствует о том, что проблема формирования УУД у младших школьников на основе обучения «Школе мяча» через организацию взаимообучения в парах сменного состава является мало изученной.

Опираясь на материалы анализа и обобщения научно-методической литературы по проблеме исследования, мы предположили, что повысить эффективность формирования УУД у младших школьников можно, если:

- разработать учебную программу «Школа мяча» как целостной системы двигательных действий с мячом и без него;

- включить в процесс обучения предмету «Физическая культура» личностно значимую учебную деятельность по формированию «Школы мяча» с учетом общего и частного в ее содержании;

- организовать данную учебную деятельность как процесс решения учебных задач открытия и усвоения способов выполнения двигательных действий;

- осуществлять открытие и усвоение способов выполнения двигательных действий в последовательности от общего к частному с учетом существующих между ними структурно-логических отношений, с использованием взаимообучения детей в парах сменного состава;

- создать условия для применения разучиваемых двигательных действий в соревновательно-игровой деятельности.

«Школа мяча» определяется нами как владение знаниями о способах выполнения соревновательных действий в спортивных играх с мячом как элементах целостной системы с выделением существующих между ними структурно-логических связей общности и различия; умениями и навыками применения этих способов в решении двигательных задач в конкретных игровых ситуациях, возникающих в соревновательно-игровой деятельности.

Содержание «Школы мяча» раскрыто нами с применением структурно-логического анализа входящих в ее содержание движений и двигательных действий. Нами выделены и охарактеризованы с учетом общего и частного в их содержании элементы техники перемещений и техники действий с мячом.

К элементам техники перемещений относятся:

1. «Осанка» - базовый элемент, общий для всех перемещений человека в позе пря-мостояния (сущность первого порядка), его существенные признаки: взаиморасположение ушной, плечевой, большого вертела, коленной точек и форма позвоночного столба относительно вертикали.

2. «Игровая стойка» - элемент, общий для всех действий в спортивных играх с мячом (сущность второго порядка), существенные признаки которого: ноги - на ширине плеч, одна впереди другой, вес тела - на носках, руки свободно опущены.

3. «Шаг» - элемент, общий для всех способов перемещения (сущность третьего порядка), его существенные признаки: устойчивая упругая динамическая опора и смена опоры (табл. 1).

4. «Шаг ходьбы», «беговой шаг», «ускоряющий шаг», «стопорящий шаг», «шаг поворота», «шаг прыжком» (сущность четвертого порядка) (табл. 1).

Выделенные нами разновидности шага выполняются в спортивных играх с учетом конкретных условий с обязательным соблюдением выявленных нами существенных признаков (сущность пятого порядка).

Таблица 1

Характеристика способов перемещения, входящих в содержание «Школы мяча»

Фазы шага Способы перемещения

Ходьба Бег Рывок Остановка шагом Поворот в беге Прыжок толчком одной ногой

Разновидности шага

Шаг ходьбы Беговой шаг Ускоряющий шаг Стопорящий шаг Шаг поворота Шаг прыжком

Правила выполнения шага

Задний мах от снятия с опоры до вертикали Активный вынос бедра вперед с перемещением стопы Торможение бедра Активный вынос бедра

по низкой траектории по прямой к тазу без сгибания в коленном суставе

Продолжение таблицы 1

Передний мах (от вертикали до постановки ноги на опору) Постановка с пятки на всю стопу близко к проекции ЦМТ Постановка на переднюю часть стопы Постановка прямой ногой на пятку за полшага до проекции ЦМТ Мах бедром

до проекции ЦМТ на проекции ЦМТ в сторону с опорой на переднюю часть стопы за проекцией ЦМТ вперед - вверх с приземлением в статичную или динамичную игровую стойку

Передний толчок (от момента опоры до вертикали) Упругое сгибание ноги в коленном и голеностопном суставах

небольшое большое

Задний толчок (от момента вертикали до снятия с опоры) Упругое разгибание ноги в коленном и голеностопном суставах Разгибание отсутствует Упругое разгибание ноги в коленном и голеностопном суставах

в сторону перемещения в сторону поворота вперед - вверх

Мах руками Перекрестно мах ногами в сторону поворота вперед - вверх

Примечание:

ЦМТ - центр массы тела.

Существенным элементом, который присутствует во всех действиях с мячом, является выход на мяч (сущность первого порядка). На втором уровне обобщения есть два основных вида действий с мячом: прием и перемещение мяча, на третьем - способы выполнения приема мяча (ловля мяча и прием мяча с отскоком) и его перемещения (катание, толкание, удар и метание мяча), на четвертом - способы ловли мяча (одной и двумя руками) и выполнения его приема с отскоком (прием-передача в волейболе, прием мяча серединой лба, грудью, бедром, внутренней и внешней стороной стопы и подъема, серединой подъема, носком). На четвертом уровне обобщения также находятся способы катания мяча (подошвой, внутренней и внешней частью стопы), его толкания (двумя руками: прием-передача в волейболе, бросок двумя руками от груди; одной рукой: бросок одной рукой от плеча, ведение мяча в гандболе и баскетболе), ведения мяча (в футболе, удар внутренней стороной стопы и внешней частью подъема), удара по мячу (нападающий удар в волейболе, серединой, внешней и внутренней частью подъема, серединой лба), метания мяча (вбрасывание в футболе, бросок одной и двумя руками из-за головы в гандболе и баскетболе) (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика двигательных действий с мячом, входящих в содержание «Школы мяча»

Выход на мяч с использованием различных видов шага

Прием мяча Перемещение мяча

Прием Ловля мяча Толкание | Катание | Метание | Удар

с отскоком держание мяча

упругость мягкость | жесткость

Силовое воздействие на мяч

Уступающее движение звена тела по времени

продолжительное | быстрое

по траектории

Продолжение таблицы 2

Вынос звена тела к мячу

поступательное

круговое

Прием опускающегося мяча подошвой, внутренней и внешней стороной стопы

Прием катящегося мяча внутренней стороной стопы

Прием летящего навстречу мяча бедром, внутренней стороной стопы, подъемом, грудью, серединой лба, рукой (руками)

Прием-передача мяча двумя руками снизу

Ловля мяча серединой подъема

Прием-передача одной и двумя руками сверху

Ловля одной и двумя руками мяча, летящего на уровне пояса, груди, выше головы в баскетболе, гандболе, футболе (вратарь)

Ведение мяча рукой

Бросок одной рукой от плеча в кольцо

Бросок двумя руками от груди в кольцо

Прием-передача одной и двумя руками сверху в волейболе

Ведение мяча ногой

Удар «щечкой» и «шведкой» в футболе_

Хлест

Замах

Ведение мяча в мини-футболе

Вбрасывание мяча в футболе

Бросок мяча одной рукой в гандболе

Нападающий удар

Удар серединой подъема

Удар серединой лба

Приведенные выше действия с мячом различаются по траектории его перемещения (пятый уровень обобщения). В способы их выполнения вносятся изменения, обусловленные, с одной стороны, особенностями выхода на мяч после шага ходьбы, бега, стопорящего шага, шага поворота и шага прыжком, с другой - своеобразием решаемых двигательных задач (шестой уровень обобщения).

Осуществленная нами систематизация движений и двигательных действий, входящих в «Школу мяча» с учетом общего и частного в их содержании, позволяет реализовать в процессе ее формирования концепцию содержательного обобщения в обучении. Это предполагает последовательность: от усвоения сущности первого порядка (игровой стойки) к овладению движениями и двигательными действиями, относящимися к частным уровням обобщения; обеспечивает: 1) усвоение теоретических знаний сущности и содержания движений и двигательных действий как элементов «Школы мяча» с существующими между ними структурно-логическими связями; 2) обобщенный характер способов их выполнения; 3) формирование у младших школьников познавательных УУД.

Учебная программа «Школа мяча» и методика ее реализации в начальной школе в процессе обучения предмету «Физическая культура» разработаны нами в соответствии с требованиями ФГОС НОО к цели, задачам, содержанию и результатам изучения данного предмета, методологическими положениями системно-деятельностного подхода к образовательному процессу [1], [10], [13].

Целью программы «Школа мяча» как раздела предмета «Физическая культура» является формирование личности младших школьников на основе овладения двигательными действиями с мячом и способами их применения в игровой деятельности для удовлетворения личностно значимых потребностей. Достижение этой цели обеспечивается решением оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. С учетом цели и задач программы в ее содержание включены три блока: предметный, метапредметный и личностно-развивающий.

Предметный блок включает три раздела: «Теоретические знания», «Умения и навыки» и «Физическое совершенствование». Метапредметный блок содержит способность и готовность осуществлять познавательные (общеучебные, знаково-символические,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

логические), регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценивание и коррекция, самоконтроль, самооценка и самокоррекция) и коммуникативные (словесная регуляция, устное и письменное описание, взаимодействие) УУД. В личностно-развивающий блок входят мотивационная сфера личности, готовность к проявлению волевых усилий и нравственные качества.

Программа реализуется в начальной школе в течение двух лет (3-4 годы обучения) при изучении разделов «Подвижные игры» (базовая часть) и «Подвижные игры с элементами спортивных игр» (вариативная часть) предмета «Физическая культура». На ее освоение выделяется 60 академических часов - по 30 часов в каждый год обучения. Формирование личностно-развивающих и метапредметных УУД осуществляется в процессе усвоения содержания предметного блока образовательной программы, в которой представлены планируемые результаты ее освоения младшими школьниками.

При разработке методики формирования УУД в процессе обучения «Школе мяча» мы учитывали концептуальные положения системно-деятельностного подхода [1], предполагающего, с одной стороны, включение обучающегося в учебную деятельность в качестве ее активного субъекта, с другой - системную организацию самой деятельности, при которой все осуществляемые им учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные) объединены в целостную систему и вносят свой специфический вклад в достижение цели: овладение способом решения учебной задачи.

Представление содержания обучения в системно-организованном целом - «Школе мяча» - с выделением общего и частного в движениях и двигательных действиях, используемых в спортивных играх с мячом, позволило сделать следующий шаг в реализации идеи содержательного обобщения - определить вертикальную последовательность обучения в направлении от общего к частному: от усвоения общего исходного понятия до его конкретного проявления.

Обучение начинается с освоения основной, а затем игровой стойки, младшие школьники усваивают понятия шага и его разновидностей. Владение этими понятиями создает предпосылки для овладения основными способами перемещения, используемыми в спортивных играх с мячом, такими как бег, рывок, остановка, повороты и прыжки.

Эти способы перемещения являются составной частью двигательных действий с мячом: в этом качестве они выступают как выход на мяч (исходная абстракция для всех игровых действий с мячом).

Частные способы выполнения выхода на мяч обусловлены качественным своеобразием решаемых двигательных задач - принять или переместить его в определенную точку пространства.

После овладения понятием «выход на мяч» младшие школьники могут приступить к освоению ловли мяча руками (рукой) и приема мяча с отскоком. Одновременно изучаются приемы перемещения мяча, начиная с катания (с самого простого) до толкания мяча. После этого можно перейти к изучению бросания и метания мяча, удара по мячу.

При определении последовательности изучения двигательных действий «Школы мяча», находящихся на одном уровне обобщения (горизонтальная последовательность), дети в первую очередь овладевают базовым действием, в котором представлены все элементы, входящие в содержание остальных действий данного уровня обобщения, то есть являются общими для них. Это обуславливает возможность положительного переноса приобретенного при изучении базового действия двигательного опыта на усвоение других действий, частные элементы которого содержатся в двигательном опыте большинства обучаемых.

Базовыми двигательными действиями, с которых начинается изучение действий соответствующего уровня обобщения, являются «игровая стойка», «шаг», «выход на мяч при ведении мяча ногой», «ловля летящего навстречу мяча двумя руками снизу», «прием

летящего навстречу мяча с отскоком двумя руками», «ведение мяча внешней частью подъема и ведение мяча рукой», «удар серединой подъема».

После освоения отдельных движений и двигательных действий происходит их объединение в целостные связки: прием (ловля) мяча - ведение мяча - передача (или удар и бросок). Подвижные игры с элементами спортивных игр применяются в конце каждого урока. Выбор игры осуществляется с учетом содержания решаемой на уроке задачи обучения определенному элементу «Школы мяча».

В структуру и содержание нашей методики была заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения УУД и формирование способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

Необходимым условием возникновения и осуществления учебно-познавательной деятельности являлось создание проблемной ситуации. Для этого перед школьником ставилась определенная двигательная задача (выполнить движение или действие с мячом), способ решения которой ему был неизвестен. Существование этого противоречия порождало и направляло познавательную активность на открытие этого способа.

Процесс обучения начинался с принятия данной учебной задачи. Учитель демонстрировал разучиваемое двигательное действие, рассказывал о его значимости для успешности игровой деятельности, предлагал детям самостоятельно выполнить его, обращая внимание на то, что они потенциально готовы к тому, чтобы усвоить его в процессе обучения.

Следующим учебным действием является определение всеобщего отношения (исходной абстракции), которое обуславливает способ решения не только конкретной, частной задачи, но и определяет, как закон, решение целого класса подобных задач. Учебные действия по определению этого отношения совершались изначально в предметно-чувственной форме в виде поиска и апробации различных способов решения двигательной задачи, например, правило «хлеста» при ударе по мячу и его метании.

Затем найденный способ приобретал форму умственного действия, совершаемого во внутреннем интеллектуальном плане с психическими образами предметов. Необходимым условием усвоения выделенного в процессе предметного действия всеобщего отношения выступало создание его модели в виде слова или наглядной схемы (моделирование).

Следующее по порядку учебное действие заключалось в создании на основе общего способа решения системы различных частных задач (способы удара по мячу и метания мяча). Решение этих задач осуществлялось на основе конкретизации общего способа, как бы с ходу, выявления в каждой из них общего отношения и использования адекватного ему общего способа. В процессе усвоения теоретических понятий («хлест») обучающиеся овладевали познавательными УУД (анализ, сравнение, обобщение, умозаключение).

Приведенные выше учебные действия обеспечивали открытие, построение и усвоение младшими школьниками теоретического понятия («хлест») при условии управления учителем их учебно-познавательной деятельностью по открытию способа решения учебной задачи через систему проблемных заданий и практическому овладению этим способом.

Наиболее благоприятные условия для успешного формирования у младших школьников УУД возникают при реализации коллективного обучения с доминирующей ролью в организационной структуре обучения работы в парах сменного состава. Учащийся, который был в роли учителя, выполнял определенные виды учебных заданий, которые, с одной стороны, обеспечивали более полное и точное понимание сути того материала, которое являлось предметом преподавания, с другой - требовали практического выполнения определенных действий, которые благодаря механизму интериоризации трансформировались в психологические - универсальные учебные действия. Младшие школьники в роли учителей выполняли следующие задания:

- оценить и скорректировать полноту и точность знания учеником ориентировочной основы разучиваемого двигательного действия;

- сформулировать и задать вопросы для уточнения полноты и точности знаний ученика об ориентировочной основе действия;

- проконтролировать, оценить и скорректировать правильность понимания учеником сути подводящего упражнения через сравнение содержания рассказа ученика с эталоном;

- проконтролировать, оценить и скорректировать правильность выполнения этого упражнения учеником через сравнение с образцом.

Выполнение этих учебных заданий обеспечивало формирование общеучебных (анализ, сравнение), регулятивных (контроль, оценивание, коррекция) и коммуникативных (взаимодействие, словесная регуляция) УУД.

Дети, которые действовали в роли ученика, выполняли задания:

- запомнить и воспроизвести ориентировочную основу разучиваемого двигательного действия;

- ответить на вопросы учителя об ориентировочной основе разучиваемого двигательного действия;

- рассказать о способе выполнения продемонстрированного учителем физической культуры нового подводящего упражнения;

- выполнить это упражнение, опираясь на его зрительный и логический образ;

- принять и понять суть замечаний учителя, контролирующего выполнение требований к выполнению двигательного действия;

- внести коррекции в способ выполнения двигательного действия с учетом замечаний учителя.

Выполнение этих учебных заданий обеспечивало формирование познавательных, общеучебных (запоминание, восприятие, понимание, воспроизведение), регулятивных (самоконтроль, самокоррекция) и коммуникативных (устное описание, взаимодействие, словесная регуляция) УУД.

Необходимым условием организации взаимообучения в парах сменного состава являлось наличие алгоритмов - предписаний, в которых представлена в наглядной и письменной форме ориентировочная основа разучиваемого двигательного действия (последовательность движений, ведущих к решению двигательной задачи).

Резюме. «Школа мяча» рассматривается нами как владение знаниями о способах выполнения соревновательных действий в спортивных играх с мячом как элементах целостной системы с выделением существующих между ними структурно-логических связей общности и различия; умениями и навыками применения этих способов в решении двигательных задач в конкретных игровых ситуациях, возникающих в соревновательно-игровой деятельности.

Содержание «Школы мяча» нами раскрыто с применением структурно-логического анализа входящих в ее содержание движений и двигательных действий. Нами выделены и охарактеризованы с учетом общего и частного в их содержании элементы техники перемещений и техники действий с мячом.

Учебная программа «Школа мяча» и методика ее реализации в начальной школе в процессе обучения предмету «Физическая культура» разработаны нами в соответствии с требованиями ФГОС НОО к цели, задачам, содержанию и личностным, метапредмет-ным и предметным результатам изучения младшими школьниками предмета «Физическая культура» и методологическими положениями системно-деятельностного подхода к образовательному процессу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с.

2. Афанасьева Т. В. Мониторинг развития учебных универсальных действий как элемент оценки интеллектуального развития младших школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 1(85). - С. 85-90.

3. Драндров Г. Л., Пауков А. А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения предмету «Физическая культура» // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.science-education.ru/article/view?id=27410.

4. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М, Толмачева И. Н., Шилкунова Э. И. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению : книга для учителя. - М. : Вита-пресс, 2012. - 288 с.

5. Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения становится массовой практикой // Народное образование. - 2008. - № 1. - С. 112-122.

6. Кечкин Д. Д. Формирование УУД младших школьников в процессе освоения физкультурной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Пермь, 2013. - 149 с.

7. Кудрявцев М. Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 7. - С. 55-57.

8. Кузнецова Н. С., Болдакова И. В. Коллективный способ обучения - обучение через общение // Вестник Костромского государственного университета. - 2017. - № 1. - С. 17-19.

9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М. : Просвещение, 2013. - 223 с.

10. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2 : Примерная программа по физической культуре. - М. : Просвещение, 2010. - 231 с.

11. Сушенцова Н. В., Мерлина Н. В. Формирование метапредметных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике в 5-6 классах // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 1(89). - С. 164-170.

12. Тихонов A. M., Чащухин В. И., Чудинов Ю. В. Основные подходы к преподаванию физкультуры в начальных классах в системе РО Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова // Совершенствование и развитие вариативных систем развивающего обучения в образовании г. Перми : материалы 4 городской научно-практической конференции. - Пермь, 2000. - С. 33-48.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://base.garant.ru/197127/.

14. Шаулин В. Н. Развивающее обучение на материале физической культуры // Физическая культура в школе. - 1994. - № 6. - С. 9-14.

UDC 373.3.016:796.3 DOI 10.26293/chgpu.2019.101.1.021

A. A. Paukov12

FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT PRIMARY SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF EDUCATION AT «BALL SCHOOL»

'I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

2Voronezh State University of Engineering Technologies, Voronezh, Russia

Abstract. The article presents the author's definition of «Ball School». The author defines it as the knowledge on how to perform competitive actions in sports ball games as the elements of a comprehen-

© Paukov A. A., 2019

Paukov, Andrey Andreevich - Post-graduate Student, Department of Sports Disciplines, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; Senior Lecturer, Department of Physical Culture, Voronezh State University of Engineering Technologies, Voronezh, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on February 07, 2019

sive system along with the identification of the existing structural and logical associations of similarity and difference between them; as the skills of applying these methods in solving specific tasks game situations arising in competitive game activities. The content of «Ball School» reveals the elements of relocation technique and actions with a ball disclosing some general and specific aspects. The article gives the content of the curriculum of «Ball School» and the methods of its implementation at primary schools in the process of teaching Physical Education, and the objective of which is the formation of universal educational actions at primary schoolchildren.

Keywords: primary schoolchildren, universal educational actions, physical culture.

REFERENCES

1. Asmolov A. G., Burmenskaya G. V., Volodarskaya I. A. Formirovanie UUD v osnovnoj shkole: ot dej-stviya k mysli. Sistema zadanij : posobie dlya uchitelya. - M. : Prosveshchenie, 2010. - 159 s.

2. Afanas'eva T. V. Monitoring razvitiya uchebnyh universal'nyh dejstvij kak element ocenki intellektual'nogo razvitiya mladshih shkol'nikov // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2015. - № 1(85). - S. 85-90.

3. Drandrov G. L., Paukov A. A. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij u mladshih shkol'nikov v processe obucheniya predmetu «Fizicheskaya kul'tura» // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.science-education.ru/article/view?id=27410.

4. Dusavickij A. K., Kondratyuk E. M., Tolmacheva I. N., Shilkunova E. I. Urok v nachal'noj shkole. Realiza-ciya sistemno-deyatel'nostnogo podhoda k obucheniyu : kniga dlya uchitelya. - M. : Vita-press, 2012. - 288 s.

5. D'yachenko V. K. Kollektivnyj sposob obucheniya stanovitsya massovoj praktikoj // Narodnoe obrazo-vanie. - 2008. - № 1. - S. 112-122.

6. Kechkin D. D. Formirovanie UUD mladshih shkol'nikov v processe osvoeniya fizkul'turnoj deyatel'nosti : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.04. - Perm', 2013. - 149 s.

7. Kudryavcev M. D. Osobennosti primeneniya metodiki obucheniya mladshih shkol'nikov dvigatel'nym dejstvi-yam na osnove teorii uchebnoj deyatel'nosti // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 2003. - № 7. - S. 55-57.

8. Kuznecova N. S., Boldakova I. V. Kollektivnyj sposob obucheniya - obuchenie cherez obshchenie // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. - № 1. - S. 17-19.

9. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Nachal'naya shko-la. - M. : Prosveshchenie, 2013. - 223 s.

10. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Nachal'naya shkola : v 2 ch. Ch. 2 : Primernaya programma po fizicheskoj kul'ture. - M. : Prosveshchenie, 2010. - 231 s.

11. Sushencova N. V., Merlina N. V. Formirovanie metapredmetnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij vo vne-urochnoj deyatel'nosti po matematike v 5-6 klassah // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2016. - № 1(89). - S. 164-170.

12. Tihonov A. M., Chashchuhin V. I., Chudinov Yu. V. Osnovnye podhody k prepodavaniyu fizkul'tury v na-chal'nyh klassah v sisteme RO D. B. El'konina - V. V. Davydova // Sovershenstvovanie i razvitie variativnyh sistem razvivayushchego obucheniya v obrazovanii g. Permi : materialy 4 gorodskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Perm', 2000. - S. 33-48.

13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya, utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 6 oktyabrya 2009 goda № 373 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://base.garant.ru/197127/.

14. Shaulin V. N. Razvivayushchee obuchenie na materiale fizicheskoj kul'tury // Fizicheskaya kul'tura v shkole. - 1994. - № 6. - S. 9-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.