Научная статья на тему 'Актуальные проблемы образования взрослых'

Актуальные проблемы образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1374
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ / МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГ КАК КАТЕГОРИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ANDRAGOGY / ADULT EDUCATION / DISTANCE LEARNING / ADULT LEARNING MOTIVES / MOTIVATION OF TEACHING STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY / TEACHER / TEACHER AS A CATEGORY OF STUDENTS / TRAINING OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна

В современном обществе все большее значение приобретает образование взрослых как часть системы непрерывного образования. Оно предоставляет взрослому человеку возможность адаптироваться к изменяющимся условиям, компенсировать нехватку полученных ранее знаний, реализовать свои потребности и интересы, помогает преодолеть ощущение неопределенности и неуверенности, почувствовать себя защищенным от многих проблем сегодняшней жизни. Одной из форм непрерывного образования взрослых является заочная форма обучения в вузе. В статье рассмотрены особенности взрослых людей, а также педагогов как особых категорий обучающихся. Представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение мотивации взрослых людей обучения в вузе по заочной форме. Работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. В ней приняли участие 100 человек в возрасте от 27 до 46 лет студенты заочной формы обучения психолого-педагогического факультета и факультета педагогического образования (профили «Дошкольное образование», «Начальное образование», «Психология образования», «Безопасность жизнедеятельности», «История»). Для изучения мотивов использовались анкетирование, методика «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (авторы С.А. Пакулина, С.М. Кетько), «Мотивация обучения в вузе» (автор Т.И. Ильина). В результате проведенного исследования было установлено, что у студентов-заочников доминирующими являются материальные мотивы, мотив получения высшего образования ради диплома, мотив самосовершенствования и повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF ADULT EDUCATION

In modern society, adult education is becoming increasingly important as part of the continuing education system. It gives an adult the opportunity to adapt to changing conditions, to compensate for the lack of previously acquired knowledge, to realize their needs and interests, helps to overcome the feeling of uncertainty and uncertainty, to feel protected from many problems of today's life. One of the forms of continuous adult education is a correspondence form of education at the University. The article deals with the features of adults and teachers as special categories of students. The article presents the results of a study aimed at studying the motivation of adults studying at the University. The work was carried out on the basis of Orsk humanitarian and technological Institute (branch) of OSU. It was attended by 100 people aged 27 to 46 years-part-time students of the faculty of psychology and education and the faculty of pedagogical education (profiles "Preschool education", "Primary education", "Psychology of education", "life Safety", "History"). For the study of motives used a survey methodology "Motivation of students" (S. A. pakulina, S. M., Keiko), "Motivation of study at the University" (by T. I. Ilyin). As a result of the study it was found that part-time students are dominant material motives, the motive of higher education for the diploma, the motive of self-improvement and training.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы образования взрослых»

педагогические науки

Андриенко Оксана Александровна АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ...

УДК 378.1

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0004

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

© 2019

Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: andrienko-oa@mail.ru)

Аннотация. В современном обществе все большее значение приобретает образование взрослых как часть системы непрерывного образования. Оно предоставляет взрослому человеку возможность адаптироваться к изменяющимся условиям, компенсировать нехватку полученных ранее знаний, реализовать свои потребности и интересы, помогает преодолеть ощущение неопределенности и неуверенности, почувствовать себя защищенным от многих проблем сегодняшней жизни. Одной из форм непрерывного образования взрослых является заочная форма обучения в вузе. В статье рассмотрены особенности взрослых людей, а также педагогов как особых категорий обучающихся. Представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение мотивации взрослых людей обучения в вузе по заочной форме. Работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. В ней приняли участие 100 человек в возрасте от 27 до 46 лет - студенты заочной формы обучения психолого-педагогического факультета и факультета педагогического образования (профили «Дошкольное образование», «Начальное образование», «Психология образования», «Безопасность жизнедеятельности», «История»). Для изучения мотивов использовались анкетирование, методика «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (авторы С.А. Пакулина, С.М. Кетько), «Мотивация обучения в вузе» (автор Т.И. Ильина). В результате проведенного исследования было установлено, что у студентов-заочников доминирующими являются материальные мотивы, мотив получения высшего образования ради диплома, мотив самосовершенствования и повышения квалификации.

Ключевые слова: андрагогика, образование взрослых, обучение взрослых, заочное обучение, мотивы обучения взрослых, мотивация учения студентов педагогического вуза, педагог, педагог как категория обучающихся, подготовка педагогов.

ACTUAL PROBLEMS OF ADULT EDUCATION

© 2019

Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15A, e-mail: andrienko-oa@mail.ru)

Abstract. In modern society, adult education is becoming increasingly important as part of the continuing education system. It gives an adult the opportunity to adapt to changing conditions, to compensate for the lack of previously acquired knowledge, to realize their needs and interests, helps to overcome the feeling of uncertainty and uncertainty, to feel protected from many problems of today's life. One of the forms of continuous adult education is a correspondence form of education at the University. The article deals with the features of adults and teachers as special categories of students. The article presents the results of a study aimed at studying the motivation of adults studying at the University. The work was carried out on the basis of Orsk humanitarian and technological Institute (branch) of OSU. It was attended by 100 people aged 27 to 46 years-part-time students of the faculty of psychology and education and the faculty of pedagogical education (profiles "Preschool education", "Primary education", "Psychology of education", "life Safety", "History"). For the study of motives used a survey methodology "Motivation of students" (S. A. pakulina, S. M., Keiko), "Motivation of study at the University" (by T. I. Ilyin). As a result of the study it was found that part-time students are dominant material motives, the motive of higher education for the diploma, the motive of self-improvement and training.

Keywords: andragogy, adult education, adult education, distance learning, adult learning motives, motivation of teaching students of pedagogical University, teacher, teacher as a category of students, training of teachers.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Происходящие в современном обществе перемены, такие как повышение пенсионного возраста, высокий уровень конкуренции на рынке труда побуждают взрослых людей к постоянному обновлению и пополнению знаний, а это в свою очередь, требует особого подхода к данной категории обучающихся. В свою очередь, Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы определено постепенное увеличение количества занятого населения в возрасте 25-65 лет [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ многочисленной психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам образования взрослых людей посвящено огромное количество исследований. Различные аспекты данного процесса затрагиваются в работах Л.А. Амировой [2], Т.А. Васильковой [3], Н.Н. Васягиной [4], С.И. Змеева [5], С.Н. Испуловой, Е.В. Олейник [6], Л.В. Мезенцевой [7], И.М. Спивак [8] и др. [9, 10].

В системе многочисленных педагогических наук особое место занимает андрагогика - «область педагогики, в которой рассматриваются теоретические и прак-

тические проблемы образования взрослых с учетом их особенностей в системе непрерывного образования» [11, с. 20].

Рассматривая возрастные границы образования взрослых людей, можно сказать, что они включают в себя период жизни человека с 20 до 65 лет [5].

Одним из первых основные положения андрагогики сформулировал М.Ш. Ноулз, сравнив образовательный процесс взрослых и детей. Особенности обучения взрослых людей проявляются в следующем:

- ведущая роль, активная позиция в обучении;

- конкретность цели обучения, самостоятельность, самореализация, самоуправление;

- использование в процессе обучения существующего жизненного опыта, знаний, умений, навыков;

- решение важной жизненной проблемы и достижение конкретной цели посредством обучения;

- скорейшее применение знаний и умений, полученных при обучении;

- влияние на процесс обучения различных, как способствующих, так и ограничивающих факторов (временные, пространственные, бытовые, профессиональные, социальные);

- совместная деятельность обучающегося и обучающего на всех его этапах [4].

Andrienko Oksana Aleksandrovna ACTUAL PROBLEMS ...

pedagogical sciences

В.Н. Шиляева отмечает, что учебная деятельность взрослых обучающихся имеет осознанность и направлена на решение конкретных проблем, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Именно стремление к изменениям достаточно часто связано с профессиональными интересами человека. Поэтому для того, чтобы повысить свою квалификацию, ознакомиться с современными новациями в профессии и в дальнейшем успешно подняться по служебной лестнице, либо изменить свою профессиональную деятельность, - необходимо выбрать некоторый курс обучения [12]. Таким курсом обучения у взрослых людей достаточно часто бывает заочная форма обучения в вузе.

Отметим, что особенности обучения взрослых людей более подробно рассматривались в одной из прошлых работ [13]. В данной статье рассмотрим особенности обучения взрослых, а именно студентов-заочников, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки.

Заочная обучение - это «форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью; часть системы непрерывного образования» [14].

По мнению Е.В. Шулико, заочное обучение в настоящее время играет важную роль в системе высшего образования, это связано с тем, что российская молодежь заинтересована, как можно раньше обрести самостоятельность и финансовую независимость, начав трудовую деятельность. Именно совмещение учебы с работой позволяет молодежи обрести экономическую независимость, возможность расширить теоретические знания практическими навыками при работе по специальности и т.д. [15].

В работах различных авторов рассматриваются характерные особенности заочного обучения, к которым можно отнести следующие: сокращение количества часов лекционных и практических занятий, большое количество времени, отводимое на самостоятельной работу студентов в межсессионный период, опора на опыт обучающегося, системность обучения, развитие образовательных потребностей, актуализация результатов обучения [16; 17]. Отметим, что представленные особенности согласуются с основными положениями андрагогики, изложенными М.Ш. Ноулз.

В.В. Половникова и Л.А. Халус указывают следующие функции заочного образования:

1) компенсаторная функция, она направлена на устранение пробелов в базовом образовании студента-заочника;

2) адаптивная функция предполагает учет изменений, которые происходят в обществе и системе образования в целом;

3) развивающая функция, заключающаяся в разностороннем развитии студента [18].

Можно заключить, что профессиональное развитие студента зависит от организации заочного обучения в вузе с учетом конкретных данных об уровне профессиональной подготовленности, запросов и потребностей.

О.Н. Судакова в своей работе указывает, что особенность профессионально-педагогического образования заочной формы обучения обусловлена тем, что студенты - это чаще всего взрослые люди, имеющие жизненный опыт, определенные стереотипы, сложившиеся в процессе профессиональной деятельности [17].

Особенности педагогов как особой категории обучаемых, достаточно четко представил Д.Ф. Ильясов. Автор предложил следующие их характеристики:

- это взрослые люди, имеющие профессиональную подготовку и специальность, которые зарекомендовали себя как специалисты;

- наличие богатого жизненного и профессионального опыта, опыта учебной деятельности;

- обладание высокой и конкретной мотивацией к повышению своей квалификации;

- стремление к непрерывному практическому приме-

нению полученных знаний и умений в практике педагогической деятельности;

- предъявление повышенных требований к качеству и результатам обучения [19].

Данные особенности, несомненно, можно отнести к «взрослым» студентам-заочникам, обучающимся по психолого-педагогическим направлениям подготовки.

Практика показывает, что многие из них имеют среднее профессиональное образование, а также педагогический опыт работы в образовательных учреждениях [20-27].

Е.А. Селиванова, Н.Ю. Андреева, Л.А. Курышова при рассмотрении психологических особенностей организации обучения педагогов отмечают, что существуют отличия обучения взрослых от обучения школьников или студентов. Заключаются они в следующем: взрослые «знают, чего хотят от данного обучения; нацелены на конкретный результат; понимают, где полученные знания могут быть ими использованы, и самостоятельно проектируют свою зону ближайшего развития» [28, с. 20].

Таким образом, можно заключить, что педагоги - это особая категория обучающихся, обладающая своими особенностями. К ним можно отнести наличие жизненного и профессионального опыта, сложившихся стереотипов поведения, желание применять полученные знания на практике, требовательность, доминирование индивидуальных личностных свойств над возрастными.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования явилось изучение мотивации взрослых людей обучения в вузе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Работа проводилась на базе ОГТИ (филиала) ОГУ. В ней приняли участие 100 человек в возрасте 27-46 лет - студенты заочной формы обучения психолого-педагогического факультета и факультета педагогического образования.

В исследовании использовались следующие методы и методики: анкетирование, опросники «Мотивация учения студентов педагогического вуза» [29], «Мотивация обучения в вузе» [30].

В представленном исследовании участие принимали студенты в возрасте 27-46 лет, характеризующиеся как люди, имеющие определенный трудовой стаж по избранной специальности (67%), что позволяет активизировать учебную деятельность с использованием их профессиональных умений и навыков.

Отвечая на вопрос, касающийся причин поступления в вуз, респонденты давали следующие ответы:

1. Повышение зарплаты (39%).

2. Повышение квалификации и продвижение по карьерной лестнице (31%).

3. Сохранение рабочего места (24%). Отметим также, что среди опрошенных студентов-заочников были и такие, которые работают в школе, но не имеют соответствующего педагогического образования (11%).

4. Отсутствие мотивации («Поступил просто так, делать было нечего», «Чтобы занять себя чем-то», «Друг посоветовал», «Жена заставила») (4%)

5. Саморазвитие, самосовершенствование, самопознание (3%). Данный мотив характерен для студентов-психологов.

Исследование Э.А. Соколовой показывает, что мотивы, по которым человек в зрелом возрасте начинает учебу в вузе по психологическому направлению подготовки в заочной форме, разнообразны, и одним из них является «получение знаний, которые помогут в решении собственных накопившихся психологических проблем» [31]. Проведенное нами ранее исследование, только со студентами очной формы обучения, этот факт также подтверждает [32].

Итак, у большинства опрошенных доминирующими выступили несколько мотивировок поступления в вуз:

педагогические науки

Андриенко Оксана Александровна АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ...

- увеличение зарплаты;

- повышение своей квалификации;

- сохранение служебного положения.

В соответствии с классификацией мотивов обучения взрослых (по Т.А. Васильковой) [3] в ответах респондентов представлены материальные, социальные, досу-говые, внутренние мотивы.

Результаты диагностики по методике «Мотивация обучения в вузе» показали следующее.

По шкале «приобретение знаний» средний балл, полученный студентами-заочниками, составил 7,3 (максимальное значение показателя - 12,6), что свидетельствует о среднем уровне.

По шкале «овладение профессией» средний балл составил 7,9 (максимальное значение показателя - 10), что свидетельствует о достаточно выраженном стремлении овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества

По шкале «получение диплома» средний балл - 8,3 (максимальное значение показателя - 10), т.е. выражено стремление приобрести диплом не ради знаний.

Анкетный опрос вывил, что получение диплома (по мнению респондентов) позволяет найти работу (53%), работать в образовательных учреждениях (43%), продвигаться по службе (40%), самореализоваться, самосовершенствоваться (38%), основать собственное дело (7%). Также часть опрошенных (17%) указала, что диплом сегодня не имеет значения и ничего не дает.

После проведения методики «Мотивация учения студентов педагогического вуза», было выявлено, что выбору профессии педагога у студентов-заочников способствовали такие факторы, как:

1) желание получить диплом и соответственно высшее образование (42%);

2) интерес к профессии педагога, психолога (36%);

3) низкая стоимость обучения (11%);

4) обстоятельства, случайность (5%);

5) совет чей-либо (4%);

6) использование полученных знаний при воспитании своих детей (2%).

Итак, целью студентов-заочников, по-видимому, является получение заветного документа, а не образования. Для изменения данной ситуации Е.В. Косова и Г.М.Андросова предлагают разрабатывать новые моти-вационные подходы в работе со студентами-заочниками, внедрять системы поощрения, ужесточение контроля знаний, осуществлять мониторинг самостоятельного учебного процесса между сессиями, пропагандировать активную жизненную позицию студента-заочника в вузе [33].

Стоит отметить, что существуют определенные различия в мотивах выбора профессии между студентами-очниками в возрасте 17-22 лет и студентами-заочниками 27-46 лет. Ранее проведенный опрос студентов-очников в этом же вузе, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, показал, что мотивами выбора педагогической профессии явились:

1) любовь к детям и желание работать с ними;

2) стремление быть похожим на своего учителя;

3) интерес (самопознание);

4) финансовые трудности родителей;

5) не прохождение по результатам ЕГЭ в желаемый вуз;

6) случайность;

7) воля родителей;

8) диплом [32].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В результате проведенного исследования было установлено, что у взрослых студентов-заочников доминирующими являются материальные мотивы, мотив получения высшего образования ради диплома, мотивы самосовершенствования и повышения квалификации. Вероятно, это связано с тем, что многие из них уже работают, имеют соответствую-

щий педагогический опыт, а образование им необходимо только для продвижения по карьерной лестнице, сохранения места работы, увеличения зарплаты и т.д. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Государственная программа российской федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс] URL: http:// static.government.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf (дата обращения 24.11.19.)

2. Амирова Л.А. Обучение взрослых как научная и социально-педагогическая проблема // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. №6 (6). С. 42-53.

3. Василькова Т.А. Основы андрагогики. М.: Кнорус, 2009. 256 с.

4. Васягина Н.Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы // Педагогическое образование в России. 2012. №2. С. 9-12.

5. Змеев С.И. Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №3. С. 94-101.

6. Безенкова Т.А., Испулова С.Н., Олейник Е.В., Потрикеева О.Л., Супруненко Г.А., Андрусяк Н.Ю. Социально-педагогические технологии сопровождения и поддержки пожилых людей (на примере гМагнитогорска) // Современные наукоемкие технологии. 2018 № 8. С. 176-180

7. Мезенцева Л.В. Обучение взрослых: формы и методы //В сборнике: Нефть и газ западной Сибири. Материалы Международной научно-технической конференции, посвященной 50-летию Тюменского индустриального института. Ответственный редактор: О.А. Новоселов. 2013. С. 114-120.

8. Спивак И.М. Психологические подходы к обучению взрослых // Среднее профессиональное образование. 2011. №2. С. 56-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Чекин И.А. Основные функции информационного подхода в новой парадигме образования взрослых // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 317-320.

10. Андриенко О.А. Повышение квалификации как форма непрерывного образования взрослых // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 211-214.

11. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.

12. Шиляева В.Н. Мотивация студентов-заочников в малых городах: необходимость изучения //Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2007. № 3. С. 155-162.

13. Андриенко О.А. Повышение квалификации как форма непрерывного образования взрослых // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - № 4 (25).

14. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2008. 528 с.

15. Шулико Е.В. Специфика преподавания в заочном экономическом вузе. [Электронный ресурс] URL: http://www.rusnauka.com/6_ NiTSB_2009/Pedagogica/41181.doc.htm (дата обращения 20.11.19.).

16. Сибилькова Н.П. Анализ и учет особенностей контингента студентов-заочников при обучении начертательной геометрии // Проблемы безопасности российского общества. 2013. № 4. С. 93-99.

17. Судакова О.Н. Особенности организации учебного процесса студентов-заочников //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 11-2. С. 318-320.

18. Половникова В.В., Халус Л.А. Особенности организации учебного процесса студентов - заочников // Современные методики учебной и научно-исследовательской работы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 41-44.

19. Ильясов Д.Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. №2 (92). С. 30-35.

20. Власенко С.В., Чемоданова Г.И. Использование инновационных форм организации обучения в современном процессе системы повышения квалификации педагогов //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 113-117

21. Корчагина М.В., Жаткин Д.Н. Креативность как основа педагогической деятельности будущих педагогов профессионального обучения //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 75-78.

22. Абаева Ф.Б. Практико-ориентированный подход при обучении иностранному языку магистрантов - будущих педагогов //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 58-61.

23. Гроссман И.Б. Модель подготовки будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 43-48.

24. Прохорова М.П., Булганина С.В., Емельянова А.М. Технологическая карта как инструмент управления самостоятельной работой обучающихся заочной формы //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 49-52.

25. Картузова Т.В., Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В. Использование некоторых элементов системы moodle в работе со студентами заочного отделения при изучении математических дисциплин //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 34-36.

26. Казакова Н.Д., Денисова Ж.А., Малеева Р.Ф. Тенденции и резервы развития системы высшей школы современной России // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 83-87.

27. Сумро Н.А. Динамика конкурентоспособности образовательной подготовки библиотечно-информационных специалистов Самарского региона //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 154-157.

28. Селиванова Е.А., Андреева Н.Ю., Курышова Л.А. Психоло-

Andrienko Oksana Aleksandrovna ACTUAL PROBLEMS ...

pedagogical sciences

гические особенности организации обучения педагогов //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. №2 (19).

29. Кетько С.М., Пакулина С.А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. URL: http://www.psyedu.ru/files/ articles/1657/pdf_version.pdf (дата обращения: 19.04.2018)

30. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003.

31. Соколова Э.А. Собственные психологические проблемы в понимании студентов-заочников //Вышэйшая школа: навукова-метадыч-ны i публщыстычны часотс. 2015. № 3 (107). С. 46-49.

32. Андриенко О.А. Особенности профессионально-педагогической направленности студентов-первокурсников // Перспективы науки и образования. 2018. №1 (31). С. 39-43.

33. Косова Е.В., Андросова Г.М. К вопросу о мотивации студентов заочной формы обучения //Проблемы современной науки и образования. 2017. № 12 (94). С. 97-98.

Статья поступила в редакцию 22.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019

С.20-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.