педагогические науки
Андриенко Оксана Александровна ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ...
УДК 378.046.4
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ФОРМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
© 2018
Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected])
Аннотация. Происходящие в современном обществе перемены, побуждают взрослых людей к постоянному обновлению и пополнению знаний, необходимых для профессиональной мобильности. Одним из таких путей, наряду с самообразованием и обучением на рабочем месте, являются курсы повышения квалификации. В статье рассмотрены подходы к определению понятий «непрерывное образование», «повышение квалификации», представлены особенности взрослых людей и, в частности, педагогов как особой категории обучающихся, рассмотрены некоторые моменты организации обучения учителей в системе повышения квалификации. Представлены результаты изучения направленности педагогов средних общеобразовательных школ на профессиональное саморазвитие. Работа проводилась со слушателями курсов повышения квалификации на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. В ней приняли участие учителя общеобразовательных школ Оренбургской области. Исследование показало, что педагогов интересуют новые технологии обучения и воспитания, достаточно слабый интерес проявлен к проблеме одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, хотя это в современных условиях является достаточно важной частью работы учителя. Также выявлено, что у современных учителей недостаточно выражена направленность на профессиональное саморазвитие и это связано, по мнению опрошенных педагогов, с недостатком времени и собственной инерцией, состоянием здоровья, отсутствием поддержки со стороны администрации школы.
Ключевые слова: непрерывное образование, образование взрослых, обучение взрослых, мотивы обучения взрослых, подходы к обучению взрослых, андрагогика, повышение квалификации, педагог, педагог как категория обучающихся, саморазвитие педагога.
TO THE QUESTION ABOUT CHANGES OF FUNCTIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHER IN MODERN EDUCATION
© 2018
Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15A, e-mail: [email protected])
Abstract. The changes taking place in modern society encourage adults to constantly update and replenish the knowledge necessary for professional mobility. One of these ways, along with self-education and on-the-job training, are refresher courses. The article considers approaches to the definition of the concepts of "continuous education", "professional development", presents the features of adults and, in particular, teachers as a special category of students, considers some aspects of the organization of training of teachers in the system of professional development. The article presents the results of studying the orientation of teachers of secondary schools on professional self-development. The work was carried out with students of advanced training courses on the basis of Orsk humanitarian and technological Institute (branch) of OSU. It was attended by teachers of secondary schools of the Orenburg region. The study showed that teachers are interested in new technologies of education and upbringing, rather weak interest is shown to the problem of gifted children and children with disabilities, although in modern conditions it is quite an important part of the teacher's work. It is also revealed that modern teachers are not sufficiently expressed focus on professional self-development and this is due, according to the interviewed teachers, with a lack of time and their own inertia, health, lack of support from the school administration.
Keywords: continuing education, adult education, adult education, adult learning motives, adult learning approaches, andragogy, professional development, teacher, teacher as a category of students, self-development of the teacher.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема постоянного обновления и пополнения знаний взрослыми людьми является достаточно актуальной в современном, быстро меняющемся обществе. Ведь от этого зависит профессиональная мобильность и компетентность специалиста. Один из путей непрерывного образования взрослого человека - курсы повышения квалификации.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Педагогический энциклопедический словарь трактует непрерывное образование как «совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости. Для каждого человека непрерывное образование выступает процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно-общественных учебных заведений и путем самообразования» [1, с. 168].
В настоящее время в отечественной литературе используется несколько трактовок понятия «непрерывное
образование»: 1) образование на протяжении всей жизни; 2) образование взрослых; 3) непрерывное профессиональное образование [2]. В контексте нашей работы упор делается на второй и третий подходы.
Рассматривая временные границы образования взрослых людей, можно сказать, что они включают период жизни человека с 20 до 65 лет [3].
Вопросы теории и практики обучения взрослых людей в последнее время все больше привлекает внимание ученых. Данной проблеме посвящены работы Л.А. Амировой [4], Т.А. Безенковой [5], Т.А. Васильковой [6], Н.Н. Васягиной [7], О.В. Зайцевой [2], С.И. Змеева [з], Н.В. Лебедевой [8], Л.В. Мезенцевой [9], И.М. Спивак [10], Т.Ю. Степановой, Л.В. Ламониной [11] и др.
«Начало научным разработкам в вопросе обучения взрослых положил Э. Торндайк, который показал принципиальную возможность обучения данной категории, а также отличие интересов и способностей взрослых от таковых у детей» [8, с.64].
В настоящее время проблемами образования взрослых занимается андрагогика - «область педагогики, в которой рассматриваются теоретические и практические проблемы образования взрослых с учетом их особенностей в системе непрерывного образования» [12, с. 20].
М.Ш. Ноулз сформулировал базовые положения ан-
Andrienko Oksana Aleksandrovna pedagogical
TO THE QUESTION ABOUT CHANGES ... sciences
драгогики, заключающиеся в том, что взрослый - это сформировавшаяся личность, с определенным жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, со своими целями обучения, стремящаяся к самостоятельности, самореализации, самоуправлению. Все это должно быть использовано в процессе обучения. Взрослые люди обучаются для того, чтобы решить важную жизненную проблему и достигнуть конкретной цели [7; 8]. Необходимо отметить, что важный принцип обучения взрослых - это незамедлительное применение изученного.
«Большинство взрослых не заинтересовано в получении знаний для того, чтобы использовать их в будущем, а также в получении ответов на вопросы, которых у них нет» [8, с. 66]. Для системы повышения квалификации данный принцип достаточно важен.
Т.А. Василькова важную роль в обучении взрослых отводит мотивации. Она выделяет различные мотивы:
- материальные (освоение новой профессии, увеличение материального достатка);
- социальные (улучшение социального статуса);
- внутренние (стабилизация);
- страховочные (повышение конкурентоспособности);
- мотивы самоутверждения;
- досуговые [6].
Рассмотрим более подробно особенности обучения педагогов в системе повышения квалификации, значимость которой «обусловлена постоянными изменениями в содержании образования, в целях обучения и воспитания, в строении учебных предметов, в требованиях к современному уроку и внеурочной работе, в методиках обучения, в технологиях учебно-воспитательного процесса, в общих принципах обучения и воспитания и т. д.» [13, с.148] .
Данному вопросу посвящены работы И.С.Батраковой, А.В. Тряпицыной [14], Н.Л. Грейлих [15], Д.Ф. Ильясова [16], К.К. Коряковой [13], О.В. Картавенко, Г.А. Тюри-ной [17], Е.П. Лопановой [18], О.П. Малютиной [19], О.В. Ройтблат [20] и др. [21-27].
Повышение квалификации - это один из видов профессионального обучения сотрудников, целью которого является повышение уровня их теоретических знаний, а также совершенствование их практических навыков и умений в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов [12].
В ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации» [28].
Необходимо отметить, что профессия педагога требует от него постоянного самосовершенствования, обновления своих знаний, использования современных технологий обучения и воспитания. Все это становится возможным при непрерывном образовании, одной из форм которого является повышение квалификации. Поэтому педагогические работники должны «систематически повышать свой профессиональный уровень» [28].
Рассматривая особенности педагогов как особой категории обучаемых, согласимся с точкой зрения Д.Ф. Ильясова, предлагающего следующие их характеристики:
- это взрослый человек, имеет профессиональную подготовку и специальность, который зарекомендовал себя как специалист высокого уровня;
- имеет богатый жизненный и профессиональный опыт, опыт учебной деятельности и, возможно, курсовой подготовки и переподготовки;
- обладает изначально высокой и конкретной мотивацией к повышению своей квалификации;
- стремится к непрерывному практическому приме-212
нению полученных знаний и умений в практике педагогической деятельности;
- предъявляет повышенные требования к качеству и результатам обучения» [16, с. 31-32]
Существуют различные подходы к обучению взрослых: 1) деятельностный; 2) личностно-деятельностный; 3) онтологический [10]. По мнению О.П. Малютиной, О.В. Картавенко, Г.А. Тюриной важное условие развития профессионализма педагога - это реализация акме-ологического подхода в повышении его квалификации [17; 19].
Акмеология - наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершины профессионализма, творческого долголетия человека [29, с. 108].
Акме-развитие педагога предполагает, что у него должны быть мотивация достижения и самореализации, образованность, креативность, профессионализм, толерантность и стрессоустойчивость, интернальный локус контроля, преобладание духовного над материальным, альтруизм, интеллектуальность и интеллигентность [19].
Одним из важных вопросов является проблема организации обучения в системе повышения квалификации педагогов. Нужно отметить, что в здесь используются те же принципы, формы и методы обучения, что и в высшей школе при подготовке будущих специалистов [16]. Отметим, что при обучении работающих педагогов необходимо учитывать следующие моменты:
а) использование различных форм работы в зависимости от опыта педагогической деятельности слушателей;
б) практическая направленность обучения;
в) активное участие педагогов в образовательном процессе.
Несомненно, упор нужно делать на имеющийся у учителей жизненный и педагогический опыт, а также на их профессиональную направленность.
Анализ исследований последних лет показывает, что при организации обучения педагогов в системе повышения квалификации активно используются технологии организации социального взаимодействия [14], технологии неформального образования взрослых [20], дистанционные технологии обучения [15], личностно-развива-ющие технологии [18] и др.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования явилось изучение направленности педагогов средних общеобразовательных школ на профессиональное саморазвитие.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Работа проводилась со слушателями курсов повышения квалификации на базе ОГТИ (филиала) ОГУ. В ней приняли участие 200 человек - учителя общеобразовательных школ Оренбургской области (г.Орск, г.Кувандык, г.Гай, п.Светлый).
Для изучения профессиональных функций педагогов использовались анкетирование, методика «Способность учителя к саморазвитию» (автор Е.И. Рогов) [30], методика «Оценка профессиональной направленности учителя» (автор Е.И. Рогов) [31].
В результате были получены следующие данные.
Опрос педагогов показал, что они условно поделились на две группы: 1) готовые учиться на курсах повышения квалификации «всему» (44,5%); 2) «ничему» (34,5%). Отметим, что самым востребованным направлением обучения учителя посчитали ФГОС (55,5%) [32].
Также педагогов интересуют новые технологии обучения и воспитания (41,0 %). Достаточно слабый интерес проявлен к проблеме одаренных детей (9,5%) и детей с ограниченными возможностями здоровья (11,0%), хотя это в современных условиях является достаточно важной частью работы учителя.
Проведение методики на выявление способности учителя к саморазвитию показало, что у 24,5% педагогов выражена направленность на активное развитие своей лич-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Андриенко Оксана Александровна
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ...
ности. Им свойственна ответственность, вера в себя, в свои возможности, стремление к самопознанию, анализу своей деятельности и своих чувств, открытость, удовольствие от освоения нового.
У 57,5% респондентов стремление к саморазвитию есть (средний уровень), но оно сильно зависит от условий. У 18% опрошенных педагогов выявлен низкий уровень стремления к саморазвитию.
Также выявление факторов, стимулирующих и препятствующих саморазвитию учителей в профессии, показало следующее.
Факторы, препятствующие саморазвитию педагогов (расположены по степени значимости).
1. Недостаток времени и собственная инерция.
Опрошенные педагоги указывали, что у них достаточно мало времени остается на то, чтобы повышать свой профессиональный уровень. Респонденты отмечали, что постоянно выполняют работу, не имеющую прямого отношения к учебно-воспитательному процессу - отчеты, участие в хозяйственных и ремонтных работах, подготовка к аккредитации и лицензированию и др. А все это требуют от педагогов значительных затрат времени, причем не только в рабочие, но и в выходные дни.
2. Плохое состояние здоровья.
В своих прошлых работах мы указывали на тот факт, что достаточно большое количество учителей имеют стаж работы свыше 25 лет [33].
3. Различные жизненные обстоятельства.
4. Отсутствие поддержки со стороны администрации школы.
Стимулирующие факторы.
1. Методическая работа в школе.
2. Обучение на курсах повышения квалификации.
3. Влияние коллег по школе.
4. Организация труда.
5. Самообразование.
6. Интерес к своей работе.
7. Получение признания среди коллег.
Можно сказать, что основными факторами, способствующими профессиональному саморазвитию педагогов, являются внешние факторы, а препятствующими -внутренние факторы.
Результаты диагностики профессиональной направленности учителей показывают, что всего 18,5% респондентов направлены на просветительство и высокий интеллект («Учитель-интеллигент»), они обладают такими качествами, как высокая общая культура, нравственность, принципиальность.
У 16% учителей направленность на преподаваемый предмет («Учитель-предметник»), им свойственны внимательность, наблюдательность, глубокое знание предмета, рационализм, интерес к научно-исследовательской деятельности. В свободное время они предпочитают почитать что-нибудь по своей дисциплине, а также их привлекают различные курсы.
Заметим, что овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями является важнейшим средством развития и личностного формирования обучающихся. Учитель - это источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Эффективность деятельности педагога, результат его работы, качество знаний - это показатели, напрямую зависящие от уровня его профессионализма.
На современном этапе профессиональное саморазвитие педагога должно быть направлено на формирование у него профессионального интереса к изучению современных достижений в рамках предметно-профессиональной области специалиста, а также педагогики и психологии. Критериями профессионального саморазвития учителя должны выступать самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности, профессиональное самообновление и изменение способов работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2008. 528 с.
2. Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения //Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 7. С. 106-109.
3. Змеев С.И. Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №3. С. 94-101.
4. Амирова Л.А. Обучение взрослых как научная и социально-педагогическая проблема // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. №6 (6). С. 42-53.
5. Безенкова Т.А., Испулова С.Н., Олейник Е.В., Потрикеева О.Л., Супруненко Г.А., Андрусяк Н.Ю. Социально-педагогические технологии сопровождения и поддержки пожилых людей (на примере г.Магнитогорска) //Modern high technologies. 2018 № 8. С. 176-180
6. Василькова Т.А. Основы андрагогики. М.: Кнорус, 2009. 256 с.
7. Васягина Н.Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы // Педагогическое образование в России. 2012. №2. С. 9-12.
8. Лебедева Н.В. Обучение взрослых на курсах переподготовки и повышения квалификации: принципы и условия // Научный диалог.
2013.№4 (16). С. 63-73.
9. Мезенцева Л.В. Обучение взрослых: формы и методы //В сборнике: Нефть и газ западной Сибири. Материалы Международной научно-технической конференции, посвященной 50-летию Тюменского индустриального института. Ответственный редактор: О.А. Новоселов. 2013. С. 114-120.
10. Спивак И.М. Психологические подходы к обучению взрослых // Среднее профессиональное образование. 2011. №2. С. 56-58.
11. Степанова Т.Ю., Ламонина Л.В. Андрагогические подходы к обучению взрослого населения в процессе реализации программы «обучение компьютерной грамотности»//Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. №1 (4). С. 22.
12. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
13. Корякова К.К. Повышение квалификации педагога как условие повышения качества образования // В сборнике: Конкурентоспособность будущего специалиста XXI века: проблемы, поиски, решения. Материалы круглого стола. Марийский государственный университет. 2017. С. 147-151.
14. Батракова И.С., Тряпицын А.В. Особенности организации занятий в системе повышения квалификации педагогов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. №6 (40). С. 90-94.
15. Грейлих Н.Л. Дистанционные технологии обучения в повышении квалификации педагогов общего образования //Мир науки, культуры, образования. 2009. №4 (16). С. 103-106.
16. Ильясов Д.Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. №2 (92). С. 30-35.
17. Картавенко О.В., Тюрина Г.А. Акмеологический подход в повышении квалификации педагогов профессионального образования // В сборнике: Акмеология профессионального образования. Материалы 14-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 224-227.
18. Лопанова Е.В. Об изменении подходов к повышению квалификации педагогов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 8.№1. С. 13-17.
19. Малютина О.П. Повышение квалификации педагога: проблемы и перспективы акмеологического развития // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. №7 (87). С. 107-110.
20. Ройтблат О.В. Формальное образование взрослых в системе повышения квалификации средствами неформального образования // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7-2 (19). С. 210-213.
21. Власенко С.В., Корягина О.В. Развитие инновационной деятельности педагога в системе повышения квалификации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 16-18.
22. Скоробогатова А.И. Повышение квалификации работников образования в контексте реализации федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Карельский научный журнал.
2014. № 1 (6). С. 63-65.
23. Кирдянова А.А. Формирование у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями в процессе повышения квалификации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 73-76.
24. Куликова Ю.Н., Волков С.Н. Возможность использования «идеи свободного выбора» в системе повышения квалификации научно- педагогических кадров высшей школы в России // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 79-84.
25. Рассказов Ф.Д., Тетькова Н.А. Внутриорганизационная система повышения квалификации педагогов дополнительного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 157-159.
26. Чекалдин А.М. Анализ подготовки и повышения квалификации персонала организации //Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С. 92-99.
27. Скоробогатова А.И., Скоробогатов А.В. Курсы повышения квалификации как средство формирования профессионально значимых качеств руководителя образовательной организации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 193-196.
28. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 09.10.18).
Andrienko Oksana Aleksandrovna
TO THE QUESTION ABOUT CHANGES ...
pedagogical sciences
29. Акмеология / Под ред. А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС. 2006. 108 с.
30. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012. 640 с.
31. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. М.: Владос-Пресс, 2008. 480 с.
32. Андриенко О.А. К вопросу об изменениях функций профессиональной деятельности педагога в условиях современного образования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. №4.
33. Андриенко О.А. Особенности профессионально-педагогической направленности студентов-первокурсников // Перспективы науки и образования. 2018. №1 (31). С. 39-43.
Статья поступила в редакцию 14.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018
214
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)