Научная статья на тему 'К вопросу об изменениях функций профессиональной деятельности педагога в условиях современного образования'

К вопросу об изменениях функций профессиональной деятельности педагога в условиях современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2173
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / FUNCTIONS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / FUNCTIONS OF THE TEACHER / TYPES OF ACTIVITY OF THE TEACHER / PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ORIENTATION OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна

Одна из центральных категорий педагогики, являющаяся традиционным предметом различных педагогических исследований профессиональная деятельность учителя. В связи с новыми требованиями к образованию, находящих отражение в федеральных государственных образовательных стандартах и профессиональном стандарте педагога, в современных условиях изучение данной проблемы приобретает особый смысл. Основное содержание функций педагогической деятельности составляют воспитание и обучение подрастающего поколения, также к ним относят образование, социализацию, культурно-гуманистическую функцию, охрану жизни, здоровья и социальную защиту детей. Профессиональный стандарт педагога к трудовым функциям относит общепедагогическую функцию, обучение; воспитательную деятельность; развивающую деятельность; педагогическую деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования. В статье представлены результаты изучения профессиональных функций педагогов средних общеобразовательных школ. Работа проводилась со слушателями курсов повышения квалификации на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. В ней приняли участие учителя общеобразовательных школ Оренбургской области. Исследование показало, что в последнее время в условиях реализации новых образовательных стандартов интенсивность труда педагога резко возросла. Появились новые виды профессиональной деятельности, новые профессиональные обязанности и роли, а также повысились квалификационные требования к педагогу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT CHANGES OF FUNCTIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHER IN MODERN EDUCATION

One of the Central categories of pedagogy, which is a traditional subject of various pedagogical researches, is the professional activity of a teacher. In connection with the new requirements for education, which are reflected in the Federal state educational standards and the professional standard of the teacher, in modern conditions, the study of this problem acquires a special meaning. The main content of the functions of pedagogical activity is education and training of the younger generation, also they include education, socialization, cultural and humanistic function, protection of life, health and social protection of children. The professional standard of the teacher to labor functions includes General pedagogical function, training; educational activity; developing activity; pedagogical activity on implementation of programs of the basic and secondary General education. The article presents the results of the study of professional functions of teachers of secondary schools. The work was carried out with students of advanced training courses on the basis of Orsk humanitarian and technological Institute (branch) of OSU. It was attended by teachers of secondary schools of the Orenburg region. The study showed that in recent years, in the conditions of implementation of new educational standards, the intensity of work of the teacher has increased dramatically. There are new types of professional activities, new professional duties and roles, as well as increased qualification requirements for the teacher.

Текст научной работы на тему «К вопросу об изменениях функций профессиональной деятельности педагога в условиях современного образования»

Andrienko Oksana Aleksandrovna TO THE QUESTION ABOUT ...

pedagogical sciences

УДК 37.088

К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ФУНКЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2018

Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира, 15А, e-mail: andrienko-oa@mail.ru)

Аннотация. Одна из центральных категорий педагогики, являющаяся традиционным предметом различных педагогических исследований - профессиональная деятельность учителя. В связи с новыми требованиями к образованию, находящих отражение в федеральных государственных образовательных стандартах и профессиональном стандарте педагога, в современных условиях изучение данной проблемы приобретает особый смысл. Основное содержание функций педагогической деятельности составляют воспитание и обучение подрастающего поколения, также к ним относят образование, социализацию, культурно-гуманистическую функцию, охрану жизни, здоровья и социальную защиту детей. Профессиональный стандарт педагога к трудовым функциям относит общепедагогическую функцию, обучение; воспитательную деятельность; развивающую деятельность; педагогическую деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования. В статье представлены результаты изучения профессиональных функций педагогов средних общеобразовательных школ. Работа проводилась со слушателями курсов повышения квалификации на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. В ней приняли участие учителя общеобразовательных школ Оренбургской области. Исследование показало, что в последнее время в условиях реализации новых образовательных стандартов интенсивность труда педагога резко возросла. Появились новые виды профессиональной деятельности, новые профессиональные обязанности и роли, а также повысились квалификационные требования к педагогу.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, функции педагогической деятельности, функции педагога, виды деятельности педагога, профессиональная деятельность учителя, профессионально-педагогическая направленность учителя.

TO THE QUESTION ABOUT CHANGES OF FUNCTIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

OF TEACHER IN MODERN EDUCATION

© 2018

Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15A, e-mail: andrienko-oa@mail.ru)

Abstract. One of the Central categories of pedagogy, which is a traditional subject of various pedagogical researches, is the professional activity of a teacher. In connection with the new requirements for education, which are reflected in the Federal state educational standards and the professional standard of the teacher, in modern conditions, the study of this problem acquires a special meaning. The main content of the functions of pedagogical activity is education and training of the younger generation, also they include education, socialization, cultural and humanistic function, protection of life, health and social protection of children. The professional standard of the teacher to labor functions includes General pedagogical function, training; educational activity; developing activity; pedagogical activity on implementation of programs of the basic and secondary General education. The article presents the results of the study of professional functions of teachers of secondary schools. The work was carried out with students of advanced training courses on the basis of Orsk humanitarian and technological Institute (branch) of OSU. It was attended by teachers of secondary schools of the Orenburg region. The study showed that in recent years, in the conditions of implementation of new educational standards, the intensity of work of the teacher has increased dramatically. There are new types of professional activities, new professional duties and roles, as well as increased qualification requirements for the teacher.

Keywords: pedagogical activity, functions of pedagogical activity, functions of the teacher, types of activity of the teacher, professional activity of the teacher, professional pedagogical orientation of the teacher.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. «Профессиональная деятельность учителя - одна из центральных категорий педагогики, являющихся традиционным предметом различных педагогических исследований» [1, с.169]. В связи с новыми требованиями, нашедшими свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах и профессиональном стандарте педагога, тема профессиональной деятельности учителя становится актуальной.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ многочисленной психолого-педагогической литературы показывает, что проблеме функций деятельности педагога посвящено достаточное количество исследований. Вопросам изучения изменений в профессиональной деятельности педагога, а также ее функций посвящены работы К.И. Атаманской [2], И.В Лаврентьевой, И.П. Цвелюх [3], Л.Б. Набатовой [4], И.В. Феттер [5], Е.А. Черкевич [6], Т.В. Яковенко, Л.У. Мавлюдовой, О.В. Волковой [7] и др.

Педагогическая деятельность - это «профессиональ-

ная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения» [8, с.37].

Л.П. Крившенко под педагогической деятельностью пронимает разновидность профессиональной деятельности, направленной на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания [9].

Особенность педагогической деятельности заключается в ее духовном характере [4]

Рассматривая функции профессиональной деятельности педагога, можно отметить, что здесь нет единого мнения. Их основное содержание составляют воспитание и обучение подрастающего поколения.

H.Н. Никитина и Н.В. Кислинская выделяют следующие функции педагога:

I. Образование, рассматриваемое как процесс и результат целостного всестороннего (физического, интеллектуального, духовного) становления личности, как правило, осуществляемое в процессе воспитания и обучения под руководством опытных наставников.

2. Воспитание, заключающееся в формировании интересов, взглядов, убеждений, ценностных ориентаций,

педагогические науки

Андриенко Оксана Александровна К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ...

личностных качеств, т.е. духовного мира человека. Оно осуществляется не только в процессе обучения, но и во внеучебной деятельности [10].

3. Обучение - это «совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру» [10, с.19].

4. Социализация - это процесс усвоения человеком образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Педагог играет важную роль в самоопределении школьников в окружающем мире, определении ими смыла своей жизни, профессиональном выборе.

5. Культурно-гуманистическая функция заключается в формировании у обучающихся общей культуры, включающей в себя духовную, умственную, эстетическую и другие виды культур.

6. Охрана жизни, здоровья и социальная защита детей. Педагог должен знать и соблюдать права и свободы обучащихся, обеспечивать охрану их здоровья и жизни в образовательном процессе [10].

М.Л. Блинова и И.А. Загайнов раскрывают важность исследовательской функции в профессиональной деятельности педагога, т.к. она «определяет личную профессиональную компетентность и направляет деятельность воспитанника, через совершенствование (своей личности, навыков, методики) педагог будет интересен и полезен не только ученикам, но и самому себе» [11, с.14]. Т.Н. Рамазанова указывает, что исследовательская функция является фактором активизации профессионального саморазвития педагога [12 Рамазанова].

Т.Н. Синенко указывает, что «наряду со знаниями, умениями, навыками в избранной сфере деятельности, педагогу необходимо обладать навыками эффективного взаимодействия в профессиональной деятельности» [13 с.78].

Ю.Н. Таран и Л.М. Тафинцева указывают, что современной школе необходим педагог-воспитатель, способный успешно реализовывать социально-педагогическую функцию, заключающуюся в создании условий для развития учащихся, ориентированный на помощь ребенку, в решении его личностных проблем, а также в подготовке к самостоятельной жизни [14].

В своей работе В.А. Мижериков и М.Н. Ермоленко указывают, что в учебно-воспитательном процессе педагог выполняет диагностическую, ориентационно-про-гностическую, конструктивно-проектировочную, организаторскую, информационно-объяснительную, коммуникативно-стимулирующую, аналитико-оценочную и исследовательско-творческую функции [15]. Также анализ многочисленных работ показывает, что к основным функциям педагога относят воспитательную, обучающую, коммуникативную, организаторскую и коррекци-онную функции.

Профессиональный стандарт педагога к трудовым функциям относит общепедагогическую функцию, обучение; воспитательную деятельность; развивающую деятельность; педагогическую деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования [7; 16].

Отметим, что изменения профессиональной деятельности современного учителя связаны не только с вызовами времени и социальным заказом, но и стратегическими документами сферы образования (ФГОС). Например, в соответствии с требованиями стандарта педагог должен обладать: «1) методологической компетентностью, позволяющей проектировать и осуществлять педагогическую деятельность в логике системно-деятельностного подхода; 2) компетенциями, обусловленными структурой основных образовательных программ; 3) компетенциями в области целеполагания, технологии достижения и оценки личностных, метапредметных и предметных

результатов освоения основных образовательных программ; 4) компетенциями, обеспечивающими создание оптимальных условий реализации основных образовательных программ» [5, с.37].

Педагог должен обладать компетентностью в предметных областях знания и методах обучения; у него должны быть сформированы гуманистическая позиция, позитивная направленность на педагогическую деятельность, общая культура, определяющая характер и стиль деятельности, а также влияющая на успешность общения и позицию педагога в целом.

Современный педагог должен уметь «обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации обучающихся...; осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы...; выявлять... специфику особых образовательных потребностей.; организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.; использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием» [17].

Рассматривая изменения функций современного педагога, новые требования к его деятельности, необходимо отметить, что ФГОС предполагают работу педагога с различными категориями обучающихся, работа с которыми требует от педагога разнообразных знаний в вопросах педагогики творчества, специальной психологии, дефектологии и т.д.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования явилось изучение профессиональных функций педагогов средних общеобразовательных школ.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Работа проводилась со слушателями курсов повышения квалификации на базе ОГТИ (филиала) ОГУ. В ней приняли участие 200 человек - учителя общеобразовательных школ Оренбургской области (г.Орск, г.Кувандык, г.Гай, п.Светлый).

Для изучения профессиональных функций педагогов использовались анкетирование, методика «Оценка профессиональной направленности учителя» (автор Е.И. Рогов) [18]. В результате были получены следующие данные.

«В Оренбургской области в реализации ФГОС СОО с 1 сентября 2017 года задействовано 1300 учителей, из них 42% имеют стаж работы свыше 25 лет, до 10 лет - 18%» [19, с.40]. Можно сказать, что «.подавляющее большинство учительского корпуса имеет наше педагогическое образование, которого в 21 веке явно мало» [20, с. 259].

Опрос педагогов показал, что они условно поделились на две группы: 1) готовые учиться на курсах повышения квалификации «всему» (44,5%); 2) «ничему» (34,5%). Отметим, что самым востребованным направлением обучения учителя посчитали ФГОС (55,5%). Также педагогов интересуют новые технологии обучения и воспитания (41,0 %). Достаточно слабый интерес проявлен к проблеме одаренных детей (9,5%) и детей с ограниченными возможностями здоровья (11,0%), хотя это в современных условиях является достаточно важной частью работы учителя.

Наш опрос, а также исследование, проведенное И.В. Лаврентьевой и И.П. Цвелюх, констатирует, что «...целый раздел профессионального стандарта, направленный на развитие обучающихся, крайне мало востребован в плане запроса на повышение квалификации» [3, с. 58].

Также мы попросили педагогов указать, какие виды деятельности они выполняют. Полученные ответы были проанализированы и проранжированы. В результате было получено следующее:

Andrienko Oksana Aleksandrovna

TO THE QUESTION ABOUT ...

pedagogical sciences

1) проведение уроков;

2) проведение внеклассных мероприятий с обучающимися;

3) подготовка к занятиям;

4) организационная деятельность.

Отметим, что к видам педагогической деятельности были отнесены: руководство научной деятельностью обучающихся, участие в различных профессиональных конкурсах, составление портфолио, работа с учебной и методической документацией, ведение сайта, блога, работа в жюри олимпиад.

Опрошенные педагоги указывали, что постоянно выполняют работу, не имеющую прямого отношения к учебно-воспитательному процессу - отчеты, участие в хозяйственных и ремонтных работах, подготовка к аккредитации и лицензированию и др.

Все это требуют от педагогов значительных затрат времени, причем не только в рабочие, но и в выходные дни.

В ходе проведения мониторинга по вопросам интенсификации труда педагогических работников выявлено, что «на выполнение профессиональных обязанностей учителя тратят от 54 до 80 часов в неделю» [5, с. 40], при этом около 15 часов тратится на заполнение планов, написание отчетов и подготовку к урокам [5]. Можно сделать вывод, что по этим показателям российские учителя - самые загруженные среди зарубежных коллег.

В своих ответах педагоги отмечали, что достаточно много времени уделяют разработке программ учебных предметов, курсов, методических и дидактических материалов; заполнению различной документации (например, отчетов по работе с одаренными детьми, с детьми с ограниченными возможностями здоровья и т.д.), что вызывает определенное недовольство в среде учителей.

Стоит отметить, что педагоги не готовы к выполнению исследовательской функции, а ведь она может успешно осуществляться, в том случае, если учитель обладает потребностью к самообразованию и совершенствованию своего мастерства и определенных исследовательских навыков. Отметим, что по ФГОС СОО у педагогов должны быть сформированы компетенции и умения, относящиеся к организации и сопровождению учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, выполнения ими индивидуального проекта.

В результате определения профессиональной направленности педагогов (методика Е.И. Рогова), было выявлено, что у 35,5% педагогов высокий уровень направленности на общение («Учитель-коммуникатор»), что характеризует их как коммуникабельных, эмоциональных, доброжелательных людей, обладающих пластичностью поведения, низкой конфликтностью, способностью к эмпатии, любовью к детям. Данные учителя в своей профессиональной деятельности больше направлены на реализацию коммуникативной функции.

У 23,5% педагогов направленность на организаторскую деятельность, («Учитель-организатор»), Учителя отличаются требовательностью, организованностью, энергичностью. Основное направление деятельности -внеклассная работа.

Данная профессиональная направленность в большей мере соответствует организаторской функции педагога, которая связана с вовлечением обучающихся в разнообразную внеурочную работу.

18,5% респондентов направлены на просветительство и высокий интеллект («Учитель-интеллигент»), они обладают такими качествами, как высокая общая культура, нравственность, принципиальность.

У 16% учителей направленность на преподаваемый предмет («Учитель-предметник»), которому свойственны внимательность, наблюдательность, глубокое знание предмета, рационализм, интерес к научно-исследовательской деятельности.

Овладение знаниями, мировоззренческими и нрав-

ственно-эстетическими идеями является важнейшим средством развития и личностного формирования обучающихся. Учитель - это источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Необходимо сказать, что в последнее время в условиях реализации новых образовательных стандартов интенсивность труда педагога резко возросла.

Наряду с прежними, появились новые виды профессиональной деятельности, новые профессиональные обязанности и роли, а также повысились квалификационные требования к педагогу.

От современного педагога требуются такие умения, как поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; учет в работе специфики особых образовательных потребностей одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; организация и сопровождение учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта; использование возможностей информационно-коммуникативных технологий, работа с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пискунова Е.В. Изменение функций профессионально-педагогической деятельности учителя в условиях современного образования //Вестник ОГУ. 2005. №7. С. 169-173.

2. Атаманская К.И. Сущность, структура и функции профессионального имиджа социального педагога // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. №1. С. 18-21.

3. Лаврентьева И.В., Цвелюх И.П. Образовательные запросы педагогов в условиях введения профессионального стандарта // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. №3. С. 52-65.

4. Набатова Л.Б. Основные функции педагога профессиональной школы в условиях реализации государственного образовательного стандарта //Поволжский педагогический поиск. 2014. №4. С. 107-110.

5. Феттер И.В. Изменения в профессиональной деятельности педагога: стандартизация и интенсификация // Современные проблемы науки и образования. 2015. №4. С. 36.

6. Черкевич Е.А. Изменения в профессиональной деятельности педагога в современной социокультурной ситуации // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. №6-10. С. 135-139.

7. Яковенко Т.В., Мавлюдова Л.У., Волкова О.В. Готовность педагога к реализации трудовых функций в соответствии с требованиями профессионального стандарта //Проблемы современного педагогического образования. 2016. №5. С. 472-480.

8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

9. Педагогика. Под ред. Л.П. Крившенко. М.: Проспект, 2013. 488 с.

10. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика М.: Академия, 2008. 224 с.

11. Блинова М.Л., Загайнов И.А. Исследовательская функция в профессиональной деятельности педагога // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. №1. С. 8-16.

12. Рамазанова Т.Н. Реализация исследовательской функции как фактор активизации профессионального саморазвития педагога // Среднее профессиональное образование. 2010. №11. С. 55-57.

13. Синенко Т.Н. Способность будущего педагога к межличностному взаимодействию в профессиональной деятельности: сущностные характеристики //Преподаватель XXI век. 2012. №2-1. С. 78-82.

14. Таран Ю.Н., Тафинцева Л.М. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя // Новые педагогические исследования. 2007. № 3. С. 183-184.

15. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. М.: Педагогическое общество России, 2002. 268 с.

16. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года№544н. [Электронный ресурс] URL: https://минобрнауки.рф/документы/Профстандарт_пе-дагога_(проект).р^[(дата обращения 25.09.18).

17. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17мая 2012г. №413) [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/7block_108 (дата обращения 25.09.18).

18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. М.: Владос-Пресс, 2008. 480 с.

_19. Андриенко О.А. Особенности профессионально-педагогиче-

педагогические науки

Андриенко Оксана Александровна К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ...

ской направленности студентов-первокурсников // Перспективы науки и образования. 2018. №1 (31). С. 39-43.

20. Любимов Л.Л. Стандарты надо неукоснительно выполнять, а не корректировать. Размышления по прочтении статьи О.Е. Лебедева «Конец системы образования?» // Вопросы образования. 2017. №2. С. 230-259.

Статья поступила в редакцию 25.09.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.