ПЕДАГОГИКА
УДК 378.046.4
DOI: 10.21685/2072-3024-2016-2-16
В. С. Мкртчян, Л. А. Белянина
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ: ВОЗМОЖНОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ АГЕНТОВ-АВАТАРОВ1
Аннотация.
Актуальность и цели. Развитие свободного обучения видоизменило взаимосвязи между обучающимся, обучающим и самим обучением. Обучающимися становятся взрослые, а обучение осуществляется непрерывно на протяжении всей жизни. Цели обучения взрослых тесно связаны с определенными социально-психологическими, профессиональными, бытовыми, личностными проблемами, или факторами, или условиями, с достаточно ясными представлениями о дальнейшем применении полученных знаний, умений, навыков и качеств. Условия обучения взрослых часто детерминированы временными, пространственными, бытовыми, профессиональными (у работающих людей) и социальными факторами, которые могут способствовать обучению, но в большинстве случаев существенно усложняют или даже затрудняют учебную деятельность обучающихся. Как правило, обучение взрослых происходит в условиях кратковременных периодов интенсивного обучения. Широкое распространение в последнее время получили дистанционные формы обучения.
Материалы и методы. Анализ литературы и иных научных источников позволил сформулировать принципы обучения, определяющие деятельность обучающихся по организации процесса своего обучения. Особенности обучения взрослых нами были изучены при непосредственном общении со слушателями курсов повышения квалификации на базе ГАОУ АО ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки».
Результаты. Были выделены основополагающие характеристики взрослых обучающихся. Спроектирована модель организации процесса обучения, включающая основные операции диагностики, планирования, описания условий реализации процесса обучения, оценивания, коррекции процесса обучения, разработана концепция обучения с помощью технологии «НИН»-интеллек-туальных агентов, определен новый формат преподавания и обучения за счет перевода реального взаимодействия учащийся-преподаватель в цифровую плоскость.
Выводы. Использование платформы (Раа8), созданной в Университете управления, информационных наук и технологий (Сидней, Австралия), позволит ввести цифровые методы управления форматом получения знаний, в том числе учащиеся при взаимодействии с виртуальной образовательной средой смогут самостоятельно генерировать определенные события (выбор траектории обучения, предмета, методических материалов, заданий и др.).
Ключевые слова: обучение взрослых, принципы обучения взрослых, технология «НИН»-интеллектуальных агентов.
1 Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ (научный проект №2 15-07-01553).
V. S. Mkrttchian, L. A. Belyanina
CONTINUOUS PROFESSIONAL ADULT EDUCATION: CAPACITIES OF VIRTUAL ENVIRONMENT AND EDUCATIONAL TECHNOLOGY USING INTELLECTUAL AGENTS-AVATARS
Abstract.
Background. Development of free training has altered the relationship between students, teachers and learning itself. Learners are adults, and training continues throughout life. The purpose of adult education is closely associated with certain so-cio-psychological, occupational, household, personal problems or factors or conditions with a sufficiently clear idea about the future use of the acquired knowledge, skills and qualities. Terms of adult learning are often determined by temporal, spatial, household, professional (for working people) and social factors that can contribute to learning, but in most cases, significantly complicate or even impede the learning activities of students. Typically, adult learning occurs in short periods of intense training. E-Learning systems have become widespread in recent years.
Materials and methods. The analysis of literature and other sources led to formulation of scientific learning principles governing students on how to organize their training. The authors studied the features of adult learning, in direct communication with advanced training students on the basis of the Astrakhan Institute Advanced training and retraining.
Results. The researchers identified fundamental characteristics of adult learners, designed a model of learning process organization, including basic operations of diagnosis, planning, description of learning process conditions implementation, evaluation, correction of the learning process, the concept of learning through the "HHH"-intelligent agents technology, as well as defined a new format for teaching and learning on the basis of transferring the real student-teacher interaction in the digital plane.
Conclusions. Using the platform (PaaS), created at the University of Control, Information Science and Technology - HHH University (Sydney, Australia), will introduce the format of digital control techniques of learning, including a capability of students to generate certain events (selection trajectory learning object, learning materials, assignments, etc.) on their own when interacting with the virtual learning environment.
Key words: adult education, adult learning principles, "hhh"-intelligent agents technology.
На рубеже веков происходят значительные изменения во всех областях жизни человечества. Возникают новые идеи, приходят новые люди, формируется новая ментальность практически во всех уголках земного шара. Первая декада XXI в. характеризуется усилением борьбы в разных сферах духовной жизни человека, обострением проблем защиты и сохранения культурного наследия, появлением и мощным развитием новых направлений в науке и в социальной практике, что в свою очередь требует от каждого скорейшей и результативной адаптации к условиям существования, форсированного овладения новыми знаниями, которые позволят быть достойными велениям времени.
Необходимым условием деятельности человека в различных сферах жизни для постепенно эволюционирующего развития человеческого общест-
ва становится обучение на протяжении всей жизни. А это предполагает расширение и изменение всей системы образования, необходимы эффективные и оптимальные в конкретных исторических условиях методологические основы, технологии и методики.
Одновременно образование из социального института стремительно превращается в сферу услуг. Государство лишь от части может оказывать свое влияние. Появляются образовательные институты, выполняющие заказ субъектов общественного развития.
Развитие образования с конца XX в. проходит по закономерностям, определенным концепциями свободного (открытого) обучения - open learning, непрерывного образования, а также различных форм образования взрослых: непрерывного образования - continuing-education, последующего образования - further education (англ.) и т.п. Вектор развития образования определился как путь преодоления жесткой детерминированности посредством расширения рамок традиционных систем образования, устранения ограничений, приобретения большей открытости и гибкости, раскрепощения индивида в процессе своего обучения [1, с. 39].
В связи с развитием свободного обучения видоизменились взаимосвязи между обучающимся, обучающим и самим обучением. Обучающимися становятся взрослые, а обучение осуществляется непрерывно на протяжении всей жизни.
Цели обучения взрослых отличны от таковых у подростков, чаще связаны со стремлением человека организовать свой внутренний мир, достичь целостности собственной личности, т.е. они детерминированы социально-психологическими, профессиональными или бытовыми проблемами.
Условия обучения взрослых часто определяются временными, пространственными, бытовыми, профессиональными (у работающих людей) и социальными факторами, которые могут способствовать обучению, но в большинстве случаев существенно усложняют или даже затрудняют учебную деятельность обучающихся. Как правило, обучение взрослых происходит в условиях кратковременных периодов интенсивного обучения.
Анализ литературы и иных научных источников позволил сформулировать принципы обучения в системе дополнительного профессионального образования, определяющие деятельность обучающихся по организации процесса своего обучения:
1. Принцип свободы выбора. Современная система образования вариативна. Она позволяет обучающемуся выбирать время и место, продолжительности и стоимость обучения. Программы обучения реализуются в очной, дистанционной, очно-заочной форме. Обучение может быть электронным или виртуальным. Обучающие выполняют функции консультантов, наставников, тьюторов, преподавателей.
Благодаря разнообразию форм, методов, образовательных технологий, средств обучения постепенно происходит преодоление дистанцирования субъектов образовательного процесса.
2. Принцип опоры на опыт обучающегося. Предполагает использование жизненного, социального и профессионального опыта обучающегося в качестве источника обучения.
3. Принцип актуализации результатов обучения. Предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков, качеств.
4. Принцип контекстности обучения (термин А. А. Вербицкого). В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой -строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов [2].
5. Принцип развития образовательных потребностей [3]. Оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели обучения; процесс обучения строится по принципу формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели обучения.
6. Принцип осознанности обучения. Взрослый человек чаще всего приходит к решению пройти дополнительное обучение осознанно. Субъектные взаимоотношения между обучающим и обучающимся позволяют осознать весь образовательный процесс от цели до планируемого результата.
7. Принцип совместной деятельности. Важный принцип обучения взрослых. Только совместная деятельность всех субъектов образовательного процесса позволяет результативно решать задачи по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения.
Особенности обучения взрослых нами были изучены не только в литературе, но и при непосредственном общении со слушателями курсов повышения квалификации на базе ГАОУ АО ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки».
Мы обратили внимание на то, что жизненный и образовательный опыт, аккумулируемый человеком в течение жизни, со временем может быть использован в качестве источника обучения как самого обучающегося, так и других людей. Задача обучающего (тьютора, преподавателя) - оказать помощь обучающемуся в выявлении его собственного опыта и применении в новой ситуации.
Обучение взрослых можно представить в виде двух процессов: формальное обучение (например, повышение квалификации) и неформальное обучение, связанное с потребностью в изучении чего-либо для решения конкретных жизненных проблем (чувство собственной несостоятельности при освоении инноваций, потеря работы и, как следствие, получение новой квалификации или освоение новой профессии).
Таким образом, одной из главных особенностей обучения взрослых становится учет жизненного и образовательного опыта взрослого обучающегося.
Другой особенностью обучения взрослых можно считать учет вида и уровня мотивации. Мотивы могут быть внешние или внутренние, побудительные или смыслообразующие. Психолого-педагогические исследования ученых Л. И. Божович, М. С. Неймарка, Е. И. Савонько, В. Э. Чудновского и других убедительно доказывают, что различные мотивы имеют неодинаковую силу влияния на результаты учебного процесса.
В процессе наблюдений и анкетирования слушателей мы установили, что в условиях формального обучения преобладает внешняя мотивация, как правило подкрепляемая нормативными документами (например, обязательное повышение квалификации), при неформальном обучении уровень внешней мотивации выше. Готовность взрослых обучающихся учиться играет ведущую роль в формировании мотивации и определении целей собственного обучения.
Осознание этого положения стимулирует образовательные организации, осуществляющие дополнительное образование взрослых, реализовывать индивидуализацию обучения, разрабатывать индивидуальные программы с учетом конкретных целей обучения каждого обучающегося.
Учебные программы должны быть построены с учетом личностно ориентированного подхода и направлены не только на получение новых компетенций, но и на готовность к дальнейшему обучению на протяжении всей жизни. Для этого необходимо создание обучающемуся благоприятных условий для обучения, обеспечение его необходимыми методическим и психологическим инструментарием, который поможет выяснить потребности в обучении и оценить достигнутые результаты.
Еще одной особенностью обучающихся взрослых является потребность в получении необходимых компетенций в кротчайшие сроки и стремлении применить полученные знания и навыки безотлагательно, особенно в вопросах собственной эффективности и продуктивности. Следовательно, обучение необходимо строить на основе развития востребованных компетенций обучающихся и ориентироваться на решение их жизненных задач. Обучающий оказывает помощь обучающемуся в отборе необходимых ему знаний, умений, навыков и качеств.
Все вышесказанное позволяет выделить основополагающие характеристики взрослых обучающихся: осознание себя самостоятельной, самоуправляемой личностью; наличие большого жизненного, профессионального, образовательного опыта; уровень внутренней мотивации и готовность к обучению в значительной степени обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами.
Модель организации процесса обучения включает ряд этапов: диагностика, планирование, создание условий реализации процесса обучения, реализация процесса обучения, оценивание, коррекция процесса обучения.
Диагностика позволяет определить основные социально-психологические и познавательные возможности и особенности обучения, осуществить планирование процесса обучения. Немаловажную роль играет создание необходимых благоприятных условий для эффективного осуществления процесса обучения. Далее осуществляется собственно процесс обучения, главная роль в котором принадлежит активным элементам - обучающемуся и обучающему. Всякий спланированный процесс должен быть оценен, и в случае необходимости вносятся определенные коррективы.
Эти этапы зачастую не осознаются участниками процесса обучения или осуществляются интуитивно, но в том или ином виде, с той или иной степенью полноты обязательно присутствуют в каждом образовательном акте.
В данной работе подробно опишем этап диагностики. При обучении взрослых этот этап может проводиться в начале, в процессе или в заключи-
тельной части образовательного процесса. Традиционно диагностика - это предварительная совместная работа обучающихся и обучающих, проводимая до начала процесса обучения, направленная на выяснение индивидуальных психологических, физических и физиологических особенностей обучающихся, их уровня осведомленности в тех или иных вопросах, компетентности в сфере профессиональной деятельности.
Однако процесс диагностики протекает не всегда гладко и не дает искомого результата. Причин несколько.
Американский психолог А. Маслоу отмечал, что у взрослого человека «потребность в знании... интегрируется со страхом перед знанием, с тревогой, с потребностью в безопасности и уверенности». В процессе обучения, считает ученый, происходит «диалектическое взаимодействие стремления вперед и движения назад, которое одновременно является битвой между страхом и мужеством» [2].
Обучающиеся взрослые, стремясь достичь положительных изменений в жизни, работе, социальном положении, порой испытывают страх, неловкость, неуверенность, оказываясь за партой в роли ученика. Их беспокоят сомнения в собственных способностях к обучению; страх, что в процессе обучения выявится их неграмотность, неумение учиться, что неизбежное сравнение с другими обучающимися будет не в их пользу. Иногда чувство дискомфорта вызывает одна мысль о возвращении за школьную парту. Потенциальный «ученик» испытывает стресс, на который реакция у людей разных типов темперамента различна. Чаще всего это препятствует формированию устойчивой мотивации, снижает степень уверенности в принятом решении, что в свою очередь вынуждает отступить от намеченного пути обучения, человек пугается многочисленных негативных моментов, сопровождающих возобновление обучения.
В массовом образовании учесть тонкости стресс-реакции всех субъектов образовательного процесса практически невозможно. Можно постараться продумать стратегию поведения «преподавателя», методику представления обучающего материала, проведения практических занятий, тренингов и стажировок.
Для этого на этапе диагностики перед началом обучения необходимо определить образовательные потребности и когнитивный стиль каждого обучающегося, объем и характер их жизненного опыта. В среднем это пятнадцать и более человек со своими жизненными и профессиональными проблемами, потребностями, мотивами. Вероятно, при длительном изучении их можно сгруппировать. Например, приобретение или усовершенствование профессиональных навыков, развитие собственной личности, улучшение качества семейной жизни и др. И если образовательные потребности лежат в области самоусовершенствования и профессионального саморазвития, то достаточно выбрать определенный курс обучения; по возможности преподавателя, если это имеет значение с точки зрения психологического комфорта, - форму обучения.
Если же потребность в позитивных изменениях лежит в социальной или личностной сфере, на первый план выходит задача построения профес-сиограммы или описания компетенций, овладев которыми он сможет эффективно решать стоящие перед ним проблемы.
Требуется построение индивидуальной траектории обучения, адаптация всего процесса обучения к выявленным психофизиологическим особенностям и образовательным потребностям конкретного обучающегося.
Для организации продуктивного обучения необходимо определить социальный и профессиональный опыт обучающегося, а также исходный уровень компетенции в области предполагаемого образования.
Целесообразно выявить условия, в которых будет осуществляться обучение, и их влияние на процесс и результат образовательной деятельности: место проживания, работы, условия труда, степень утомляемости на работе, условия быта, жизненная ситуация, общественная деятельность и т.п.
Сравнительный анализ имеющихся у обучающегося знаний и компетенций с востребованными, более высокого уровня, позволит выявить недостающие обучающемуся знания и компетенции, требующиеся для решения его жизненных и профессиональных проблем.
Продолжать перечисление направлений диагностики можно еще не одну страницу, например рассмотрев индивидуальные особенности восприятия, обработки и овладения информации, т.е. учебный стиль обучающегося, который в свою очередь теснейшим образом связан с когнитивным стилем, представляющим индивидуальные особенности познавательной деятельности человека.
Для наглядности мы представили этап диагностики в виде алгоритма. В нашем случае будет важна полнота шагов, но не их последовательность, поэтому цифры обозначают лишь новый этап диагностики:
1. Диагностировать (определить) образовательные потребности: обучаемого при диагностике, обучающего при самодиагностике (далее оба процесса будут повторяться, обозначим этот момент знаком «*»).
2. Сформулировать цели обучения*.
3. Диагностировать (выявить) объем и характер жизненного опыта потенциального обучающегося (или самого себя).
4. Диагностировать (выяснить) физиологические и психологические особенности*.
5. Определить когнитивный и учебный стиль обучающегося и наметить источники, средства обучения и действия*.
В теории все логично. Однако даже беглый взгляд на перечень предстоящей работы позволяет говорить о большой, кропотливой и сложной подготовительной работе, которую должен провести либо обучающий перед началом курса обучения, либо сам обучающийся. Безусловно, эта работа потребует не только времени, но и знаний в области психологии, педагогики, социологии и других смежных наук.
Обнаруживаются явные противоречие между потребностью в построении индивидуальной образовательной траектории обучающегося и отсутствием достаточного количества специалистов для осуществления вышеперечисленной работы; между значительной продолжительностью аналитической работы и потребностью в осуществлении обучения в кротчайшие сроки; между потребностью в вариативном обучении и разноплановыми ограничениями при разработке образовательного контента под «индивидуального потребителя».
Названные противоречия определили проблему нашего исследования, которая состоит в разработке модели непрерывного профессионального образования взрослых с учетом возможностей виртуальной среды и технологии обучения на основе интеллектуальных агентов-аватаров.
В настоящее время наиболее часто непрерывное образование взрослых ассоциируется с дистанционным образованием. Однако обучение, использующее общепринятые технологии дистанционного образования, мало эффективно, так как оно ведется преподавателями, не имеющими специальной профессиональной подготовки обучения в виртуальной среде.
Наши исследования показали, что для повышения эффективности непрерывного образования с применением средств электронного обучения необходимо создание экспертов дистанционного образования (Distance Education Expert - Mkrttchian, 2015). При этом эксперты должны одинаково владеть информационными науками и педагогическими технологиями, а курсы обучения быть открытыми и прозрачными, соответствующими международным стандартам.
Анализируя процесс обучения, который осуществлялся в дистанционном формате с применением традиционных технологий, мы обнаружили отсутствие социально-эмоциональных связей между обучающим и обучающимся. Все участники, реализующие технологию обучения в виртуальном пространстве, в том числе и родители обучающихся, имеют трудности психологического характера.
Перечислим лишь некоторые из них: отсутствие в коммуникации невербальных компонентов; непривычно затянут обмен сообщениями; контакты субъектов образовательного процесса эмоционально бедны.
В настоящее время нами разработана концепция обучения с помощью технологии «HHHw-интеллектуальных агентов [4]. Эта технология позволяет проводить обучение и контроль знаний в парадигме, отличающейся от современных форм преподавания любых дисциплин. Достоинством предлагаемой концепции является независимость от уровня знаний преподавателя, что существенно снижает зависимость обучающегося от уровня знаний преподавателя, психологических факторов и др.
В дальнейшем для реализации разработанной концепции необходимы разработка эксперта дистанционного образования и построение виртуальной реальности - технологии 3D с человеко-машинным интерфейсом, в котором все участники процесса находятся в интерактивном режиме взаимодействия и все объекты виртуальные.
Новые формы обучения предназначены для повышения уровня знаний, и предлагаемый нами подход относится к этому направлению. Подход не предназначен для полной замены такого формата обучения, как преподаватель - студент, однако он должен способствовать заинтересованности в обучении, получении знаний через компьютерное обучение, осуществление непрерывного обучения на протяжении всей жизни [5, 6].
Структура процесса обучения может быть представлена следующим образом: студент - эксперт - преподаватель - эксперт - студент. Рассматривая данную схему на примере диагностики, отметим, что эксперт - это интеллектуальный агент, способный собирать, обрабатывать и преобразовывать заложенную информацию, создавая индивидуальную траекторию и вирту-
альную образовательную среду с учетом всех ранее описанных и иных параметров.
Каждый из участников процесса получения знаний имеет доступ к информации, представляющей адресные знания внутри сообщества себе равных. Понятно, что скорость усвоения знаний в такой иерархии существенно определяется личными качествами участвующих сторон. С точки зрения обучающегося ценным становится осознание реальности собственной успешности посредством множественного общения, сопричастности в построении собственного образовательного пространства. А перед образовательной системой возникает проблема модернизации методов и технологий обучения в виртуальной среде.
Это обстоятельство подталкивает к формированию новой концепции образования, когда в центре технологии обучения находится студент; ведущей идеей технологии обучения становится развитие способности к самообучению; субъект образовательного процесса играет активную роль в обучении, которое осуществляется через обмен информацией и добровольное сотрудничество.
В этой связи представляется перспективным использование облачной инфраструктуры, надстроенной над образовательной средой «НИИ», которую можно рассмотреть как некую платформу с соответствующими сервисами.
В созданной образовательной платформе учитываются особенности обучающейся аудитории и, как правило, ограниченные возможности ИТ-специалистов образовательных учреждений, которые обеспечивают упрощенный доступ и использование платформы, ее административное управление и сервисное сопровождение.
На созданной платформе единственным конечным устройством - браузером - обеспечивается непосредственный доступ к среде «НИН», не нужны специальные навыки управления системой, не нужны обновления программного обеспечения на рабочих местах, а администраторы контролируют только центральную облачную часть платформы.
Анализируя возможности использования подключаемых аватарами «ННН», следует отметить открывающиеся перспективы создания интегрированной среды обучения с выбранными заранее специальными программными приложениями, соответствующими не только академическим требованиям, но и индивидуальным возможностям, способностям и интересам каждого обучающегося, полноценному обучению в системе дистанционного образования [7].
Смоделированная виртуальная среда дает возможность создать новую траекторию обучения, имеет место переход от реального взаимодействия обущающего и обучающихся в цифровой формат, что в свою очередь позволяет построить систему, инвариантную к внешним возмущениям, и использовать достоинства управления в скользящем режиме [8-10].
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что использование платформы (Раа8), созданной в Университете управления информационных наук и технологий (Сидней, Австралия), позволит оптимизировать процедуру диагностики обучающихся, снять ряд психологических барьеров у слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки; ввести цифровые методы управления форматом получения знаний, в том числе обучающиеся
при взаимодействии с виртуальной образовательной средой смогут самостоятельно генерировать определенные события (выбор траектории обучения,
предмета, методических материалов, заданий и др.).
Список литературы
1. Змеёв, С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых / С. И. Змеёв. - М. : ПЕР СЭ, 2007. - 272 с.
2. Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей / сост. В. В. Маслова. - Мариуполь, 2004. - 19 с.
3. Коджаспирова, Г. М. Пeдагогичecкая aнтpoпoлoгия : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / Г. М. Коджаспирова. - URL: http://www.bestreferat.ru/ referat-136655.html
4. Mkrttchian, V. Avatars "HHH"-Technology Education Cloud Platform on Sliding Mode Based Plug-Ontology as a Gateway to Improvement of Feedback Control Online Society / V. Mkrttchian, M. Kataev, T. Shih, P. Misra, A. Fedotova // International Journal of Information Communication Technologies and Human Development. -Hershey : PA, IGI Global Press, 2014. - July - September. - № 6 (3). - P. 13-31.
5. Mkrttchian, V. Training of Avatar Moderator in Sliding Mode Control / V. Mkrttchi-an, G. Stephanova // Enterprise Resource Planning: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications. - Hershey : PA, IRMA & IGI Global Press, 2013. - P. 1376-1451.
6. Mkrttchian, V. Using Plug-Avatars "HHH"-Technology Education as Service-Oriented Virtual Learning Environment in Sliding Mode / V. Mkrttchian, M. Kataev, W. Hwang, S. Bedi, A. Fedotova // Handbook of Emerging Priorities and Trends in Distance Education: Communication, Pedagogy, and Technology. - Hershey : PA, IGI Global Press, 2014. - P. 43-55.
7. Mkrttchian, V. Use "HHH"-Technology in the Transformative Models of Online Education / V. Mkrttchian // Handbook of Research on Transformative Online Education and Liberation: Models for Social Equality. - Hershey : PA, IGI Global Press, 2011. - P. 340-351.
8. Mkrttchian, V. Modeling using of Triple H-Avatar Technology in online Multi-Cloud Platform Lab. / V. Mkrttchian // Encyclopedia of Information Science and Technology. - 3rd ed. - Hershey : PA, IGI Global Press, 2015. - P. 4162-4170.
9. Mkrttchian, V. Model in SM of DEE Based on Service Oriented Interactions at Dynamic Software Product Lines / V. Mkrttchian, A. Bershadsky, A. Bozhday, L. Fio-nova // Identification, Evaluation, and Perceptions of Distance Education Experts / eds. by G. Eby, T. Vokan Yuzer. - Hershey : PA, IGI Global Press, 2015. - P. 231-248.
10. Mkrttchian, V. The Pedagogical and Engineering Features of E- and Blended-Learning of Adults Using Triple H-Avatar in Russian Federation / V. Mkrttchian, L. Beljanina // Handbook of Research on Estimation and Control Techniques in E-Learning Systems. - Hershey : PA, IGI Global Press, 2016. - P. 61-77.
References
1. Zmeev S. I. Andragogika: osnovy teorii, istorii i tekhnologii obucheniya vzroslykh [Andragogy: foundation sof theory, history and technology of adult training]. Moscow: PER SE, 2007, 272 s.
2. Osnovy andragogiki. Terminologicheskiy slovar'-spravochnik dlya studentov sotsial'no-gumanitarnykh spetsial'nostey [Andragogy foundations. Terminological reference dictionary for students of sociohumanitarian specialties]. Compiled by V. V. Maslov. Mariupol, 2004, 19 p.
3. Kodzhaspirova G. M. Pedagogicheckaya antpopologiya: ucheb. posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti 031000 «Pedago-
gika i psikhologiya» [Pedagogical anthropology: tutorial for university students majoring in "Pedagogy and psychology"]. Available at: http://www.bestreferat.ru/referat-136655.html
4. Mkrttchian V., Kataev M., Shih T., Misra P., Fedotova A. International Journal of Information Communication Technologies and Human Development. Hershey: PA, IGI Global Press, 2014, July - September, no. 6 (3), pp. 13-31.
5. Mkrttchian V., Stephanova G. Enterprise Resource Planning: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications. Hershey: PA, IRMA & IGI Global Press, 2013, pp. 1376-1451.
6. Mkrttchian V., Kataev M., Hwang W., Bedi S., Fedotova A. Handbook of Emerging Priorities and Trends in Distance Education: Communication, Pedagogy, and Technology. Hershey: PA, IGI Global Press, 2014, pp. 43-55.
7. Mkrttchian V. Handbook of Research on Transformative Online Education and Liberation: Models for Social Equality. Hershey: PA, IGI Global Press, 2011, pp. 340-351.
8. Mkrttchian V. Encyclopedia of Information Science and Technology. 3rd ed. Hershey: PA, IGI Global Press, 2015, pp. 4162-4170.
9. Mkrttchian V., Bershadsky A., Bozhday A., Fionova L. Identification, Evaluation, and Perceptions of Distance Education Experts. Hershey: PA, IGI Global Press, 2015, pp. 231-248.
10. Mkrttchian V., Beljanina L. Handbook of Research on Estimation and Control Techniques in E-Learning Systems. Hershey: PA, IGI Global Press, 2016, pp. 61-77.
Мкртчян Вардан Суренович доктор технических наук, профессор, кафедра электротехники, электроники и автоматики, Астраханский государственный университет (Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а)
E-mail: [email protected]
Белянина Любовь Алексеевна кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой методики и предметных технологий, Институт развития образования (Россия, г. Астрахань, ул. Ульяновых, 4)
E-mail: [email protected]
Mkrttchian Vardan Surenovich Doctor of engineering sciences, professor, sub-department of electrical engineering, electronics and automation, Astrakhan State University
(20a Tatishcheva street, Astrakhan, Russia)
Belyanina Lyubov' Alekseevna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of sub-department of methodology and subject technologies, Institute of Education Development (4 Ulyanovikh street, Astrakhan, Russia)
УДК 378.046.4 Мкртчян, В. С.
Непрерывное профессиональное образование взрослых: возможности виртуальной среды и технологии обучения на основе интеллектуальных агентов-аватаров / В. С. Мкртчян, Л. А. Белянина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. -№ 2 (38). - С. 168-178. DOI: 10.21685/2072-3024-2016-2-16