References
1. O Gosudarstvennojgranice RossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 1 aprelya 1993 g. № 4703-1. Moskva, 2015.
2. Ob utverzhdenii Pravil primeneniya oruzhiya i boevoj tehniki pri ohrane gosudarstvennoj granicy Rossijskoj Federacii, isklyuchitel'noj 'ekono-micheskoj zony i kontinental'nogo shel'fa rossijskoj Federacii. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24 fevralya 2010 g. № 80. Rossijskaya gazeta. 2010; 2 marta.
3. Uchebnikpogranichnika. Pod obschej redakciej V.M. Laboeva. Moskva: Granica, 2013; Chast' II.
4. Rasskazov F.D., Nasyrova 'E.F., Biryukova N.S. Teoriya i metodika organizacii nauchno-issledovatel'skoj raboty: uchebno-metodicheskoe posobie. Surgut: IC SurGU, 2011.
5. Ognevaya podgotovka: uchebnik. Pod redakciej V.N. Mironchenko. Moskva: Voennoe izdatel'stvo, 2009.
6. Toropov V.A. Ognevaya podgotovka: uchebnik. Moskva: Ob'edinennaya redakciya MVD Rossii, 2004.
7. Ognevaya podgotovka: uchebnik. Pod redakciej V.V. Zabirana. Moskva: Granica, 2012.
8. Ognevaya podgotovka: uchebnik. Pod obschej redakciej N.V. Rumyanceva. Moskva: COKR MVD Rossii, 2009.
9. Urakov I.V. Sovershenstvovanie ognevoj podgotovki kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii: Pedagogicheskij aspekt. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.
10. Metodika ognevoj podgotovki: uchebnoe posobie. V.S. Semenov, V.V. Zabiran. Golicyno: GPI FSB Rossii, 2011.
11. Poryadok postupleniya grazhdan na federal'nuyu gosudarstvennuyu sluzhbu v FSB Rossii. Available at: http://www.fsb.ru/fsb/supplement/ empoly/doc1.htm
12. O voinskoj obyazannosti i voennoj sluzhbe. Federal'nyj zakon ot 28 marta 1998 goda № 53-FZ. Moskva, 2013.
13. O statuse Voennosluzhaschih. Federal'nyj zakon ot 27 maya 1998 goda № 76-FZ. Moskva, 2013.
14. Rasskazov F.D., Kosenok S.M. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebno-metodicheskoe posobie. Surgut: IC SurGU, 2012.
15. Nastavlenie po strelkovomu delu. Osnovy strel'by iz strelkovogo oruzhiya. Ministerstvo oborony SSSR. Moskva: Voenizdat, 1985.
Статья поступила в редакцию 11.03.16
УДК 316.628-057.87:57:378.1: 81'246.2
Rasskazov Ph.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State University, (Surgut, Russia),
E-mail: [email protected]
Kushnyr L.A., teacher, postgraduate, Surgut State University, (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]
MOTIVATION OF BIOLOGY STUDENTS AS A TOOL OF BILINGUISM CREATION. The article deals with a problem of motivation of biology students as a tool of bilinguism creation. The article provides an analysis of researchers' views at such types of motivation as internal and external types. The research studies a transforming type of motivation, which is not thoroughly investigated. Special attention is paid to the relation of internal and external motivation in biology students at the course of foreign language training. The authors of the paper use scientific sources dedicated to the problem of forming motivation to suggest the motives to develop motivation during the course of a foreign language (Code 020400.62 "Биология") in biology students. The analysis of test results fulfilled by students is aimed at revealing the orientation of educational motivation to study foreign language.
Key words: motivation of students-biologists, relationship of internal and external motivation, transforming motivation, tool of bilinguism creation, motives.
Ф.Д. Рассказов, д-р пед. наук, проф., БУ ВО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», г. Сургут,
E-mail: [email protected]
Л.А. Кушнырь, преподаватель, аспирант, БУ ВО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры»,
г. Сургут, E-mail: [email protected]
МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БИЛИНГВИЗМА
В данной статье рассматривается такая проблема мотивации студентов-биологов, как средства формирования билингвизма. В статье приведён анализ взглядов исследователей на такие виды мотивации, как внутренняя и внешняя, также упомянут малоизученный вид трансформирующей мотивации. Особое внимание уделяется взаимосвязи внутренней и внешней мотивации студентов-биологов в ходе обучения иностранному языку. На основе изучения научных источников, посвященных проблеме изучения мотивации, авторами предложены мотивы для формирования билингвизма студентов направления подготовки 020400.62 «Биология» в ходе обучения иностранному языку. В статье приводится анализ результатов тестирования студентов-биологов с целью выявления направленности учебной мотивации к изучению иностранного языка.
Ключевые слова: мотивация студентов-биологов, взаимосвязь внутренней и внешней мотивации, формирование билингвизма, трансформирующая мотивация, мотивы.
Межкультурная коммуникация и взаимозависимость экономических отношений разных стран стали неотъемлемой частью современного мира, открывая большие возможности для людей, знающих иностранный язык. Английский язык имеет статус «глобального языка», используемого при международном сотрудничестве на протяжении последних десятилетий. Согласно статистике, приблизительно 400 миллионов человек говорят на английском языке как на родном, и от 470 миллионов до миллиарда людей говорят на английском языке более менее сносно, в зависимости от грамотности и языковой компетенции. Последние исследования подтверждают, что «количество изучающих английский язык увеличивается ...», и рост популярности английского языка в мировом сообществе «стал одним из немногих испытанных временем глобальных фактов современной жизни» [1]. По некоторым данным, примерно 56 % европейцев являются двуязычными и 38% из них используют английский язык как второй язык, а еще 100 миллионов используют его как иностранный язык [2]. И с каждым годом количество людей - билингвов растет, т. к. билингвизм - это явление, существующее во всём мире, на
всех континентах и в большинстве стран мира. Появление билингвизма обусловлено рядом факторов, такими как политические, экономические или религиозные миграции, политическими или лингвистическими союзами, образованием и т. д.
В педагогической науке существует много определений термина «билингвизм», часто они совпадают по значению. Мы придерживаемся мнения тех ученых, которые считают, что билингвизм это - «умение индивидуума автоматически пользоваться неродным языком для осуществления коммуникативного акта с представителем инокультуры в зависимости от условий коммуникации» [3, с. 128].
Опираясь на опыт преподавания иностранного языка в вузе и наблюдения за студентами во время занятий, мы приходим к выводу, что одним из важнейших условий успешного формирования билингвизма является мотивация к изучению иностранного языка.
Многие ученые, исследователи, педагоги считают мотивацию одной из основных переменных, которая определяет уровень и степень успеха овладения неродным языком. Как подчёркивает
З. Дорней «мастерство преподавателя при мотивировании обучающихся следует рассматривать в качестве основы для эффективного обучения» [4, с. 116.] Мы считаем, что мотивированные студенты воспринимают процесс овладения неродным языком с энтузиазмом, желанием работать, концентрировать внимание и усилия на поставленных задачах, они не требуют постоянного поощрения, охотно преодолевают трудности и даже могут мотивировать других студентов, облегчая себе и им совместное обучение. Ранние попытки понять влияние мотивации на процесс обучения иностранному языку были предприняты в социальной психологии [5].
Опыт преподавания иностранного языка в вузе показывает, что мотивация студентов - биологов значительно влияет на их готовность участвовать в процессе обучения второму языку. Результаты многочисленных исследований в этой области указывают на необходимость рассматривать понятие мотивации как многогранное явление. Р. Оксфорд и Дж. Шерин изучили ряд мотивационных теорий и выявили шесть переменных, которые влияют на мотивацию при изучении иностранного языка [6]:
• отношение (т. е. чувства, которые испытываются для достижения цели);
• вера в себя, свои силы и возможности (т. е. ожидание результатов собственного успеха);
• цели (понимание точности и актуальности учебных целей в качестве мотивов обучения);
• участие в иноязычной деятельности разного рода (т. е. степень активного и сознательного участия в учебном процессе);
• поддержание комфортных условий для иноязычной деятельности (т.е. постоянная поддержка преподавателя и окружающих);
• личные качества (способности к овладению неродным языком и опыт обучения иностранному языку).
В педагогической науке мотивацию разделяют на внешнюю и внутреннюю. Под внутренней мотивацией понимают как что то, которое исходит изнутри человека. Предполагается, что внутренняя мотивация влияет на более успешное достижение результатов любой деятельности, в частности иноязычной коммуникации, т.к. является естественным процессом. Внутренняя мотивация побуждает к действию даже тогда, когда нет внешнего стимула или вознаграждения. Основным признаком внутренней мотивации считается самостоятельная активность человека ради самой деятельности и выступает как самоцель. С другой стороны, усилия направленные на стимулирование внутренней мотивации могут медленно влиять на достижение результата, и для этого потребуется специальная и длительная подготовка. Так как студенты являются индивидуальными личностями необходимо разработать разнообразные подходы для формирования билингвизма, чтобы мотивировать студентов с разной степенью мотивации. Преподавателю полезно узнать интересы студентов, чтобы связать их интересы с процессом формирования билингвизма в ходе обучения иностранному языку.
Внешняя мотивация, напротив, предполагает стимулирование к разному виду деятельности, которая может быть и не особенно приятной или непривлекательной, но которая может принести пользу для достижения потенциальных результатов. Внешними мотиваторами могут быть родители, друзья, окружение, возможность высокого заработка, путешествия, стажировки в иностранных компаниях и т.д. С одной стороны, внешняя мотивация может направить деятельность студентов и, как правило, при внешней мотивации характерно относительно небольшое количество усилий и подготовки к иноязычной деятельностьи. С другой стороны, вешние мотивы могут часто отвлекать студентов от овладения иноязычной деятельности. Для внешних мотиваторов на первый план выходит разработка системы поощрений и наказаний для достижения желаемого результата. Для того чтобы постоянно поддерживать определенный уровень заинтересованности студентов к овладению иностранным языком, мотиватору - преподавателю часто приходится расширять и усиливать систему поощрений и наказаний разными способами. Также внешние мотивы, как правило, не работают в долгосрочной перспективе, как только преподаватель отказывается от системы поощрений и наказаний для достижения желаемого результата, студенты теряют мотивацию.
Опыт преподавания иностранного языка в Сургутском государственном университете со студентами разных направлений подготовки, а именно со студентами - биологами доказывает, что оба типа мотивации (внешняя и внутренняя) не только связаны друг с другом, но и взаимосвязаны. Кроме того, личностные,
психологические и социальные факторы влияют на повышение или снижение внешней и внутренней мотивации. Мы считаем что, преподавателю необходимо знать, какой тип мотивации преобладает у его студентов, на каких мотивах она основана, чем студенты увлекаются и, в конце концов, как мотивация проявляется у студентов. Оба типа мотивации могут делиться на две подгруппы, которые могут инициировать студентов к иноязычной деятельности. Внутренняя мотивация у студентов-экстравертов проявляется в том, что, общаясь с другими людьми, они чувствуют удовлетворение, в то время как студенты-интроверты пользуются языком для размышлений, планировании какой либо деятельности.
Мотивация иногда выступает не только инструментом преподавателя, но и инструментом студентов. В этом смысле студенты используют полученные знания, для того чтобы исполнить свои желания. В действительности, преподаватель должен осознавать, что овладение иностранным языком в качестве инструмента достижения цели, а именно формирования билингваль-ной личности, является ценным опытом. Целью преподавателя, в этом случае, является мотивирование студентов, у которых превалирует инструментальная мотивация, таким образом, чтобы студенты осознавали и понимали, то, что овладение вторым языком является инструментом достижения определенной цели, например, получение зачета или хорошей оценки при сдаче экзамена. Также стоит отметить, внутренняя мотивация может привести к разочарованию по причине того, что студенты приходят к выводу о неспособности изучить второй язык или они не наблюдают функциональное значение их иноязычной деятельности, в конце концов, они разочаровываются и отказываются от изучения иностранного языка.
А. Хаши предлагает такой тип мотивации как трансформирующая мотивация к изучению второго языка [7]. В своём исследовании А. Хаши утверждает, что в отличие от традиционных типов мотивации к изучению второго языка, трансформирующая мотивация проявляется у студентов в результате желания, которое выходит за пределы желаемой цели, т.к. они могут стремиться изучать и использовать второй язык для расширения своих возможностей или трансформации некоторых аспектов своей жизни, сообщества, в котором он живет.
Р.С. Гарднер и В.Е. Ламбер считают, что мотивация включает в себя три элемента [8]:
• мотивированная личность старается изучить иностранный язык;
• мотивированная личность получает удовольствие от поставленных задач в ходе овладения иностранным языком;
• мотивированная личность желает достичь цели.
Мы поддерживаем мнение Н. Нейман [9] в том, что наиболее успешными и результативными студентами являются необязательно те, кому овладение языком дается достаточно легко, а те студенты, которым присущи определенные особенности, большинство из них, несомненно, мотивированы. Н. Нейман предлагает следующую характеристику мотивированных студентов:
• положительная ориентация на выполнение поставленных задач;
• эгоизм;
• потребность в успехе;
• сильное желание;
• ориентация на цель;
• настойчивость;
• терпимость к неопределенности [9].
Опираясь на собственный педагогический опыт, предлагаем определить наиболее значимыми следующие мотивы для формирования билингвизма студентов направления подготовки 020400.62 «Биология» в ходе обучения иностранному языку:
• познавательные, т. е. создание таких условий, при которых они становятся основным принципом развития и профессиональной направленности личности студентов - биологов;
• коммуникативные мотивы - желание общаться на иностранном языке, как с носителем языка, так и с одногруппниками, друзьями, может быть с родителями в различных бытовых ситуациях;
- читать специальную литературу, писать на иностранном языке (например, составлять отчеты по практике, писать письма, составлять аннотации к своим статьям и т. д.),
- принимать участие в международных семинарах и конференциях и т. д.;
• профессиональные мотивы побуждают студентов-биологов к учебной активности, стимулируют их академи-
ческую успеваемость и настойчивость в преодолении трудностей.
Для определения мотивов как средства формирования билингвизма студентов биологов в ходе обучения иностранному языку мы использовали методику Т.Д. Дубовицкой «Тест-опросник направленности учебной мотивации». [10, с. 42-45.]
В тесте-опроснике приняли участие студенты I курса Сургутского Государственного Университета направления подготовки 020400.62 «Биология» (всего выборка составила 52 человека), которые показали свое отношение к иностранному языку. Исследование проходило в два этапа. Тест-опросник проводился на I курсе в начале обучения иностранному языку и на завершающем этапе обучения предмету на II курсе, с целью выявления направленности учебной мотивации к изучению иностранного языка.
Обработка результатов показала, что 58% опрошенных студентов I курса вначале обучения иностранному языку показали границы 0 - 5 баллов - низкий уровень; 19% от 6-14 баллов -средний уровень; 23% - высокий уровень внутренней мотивации.
Библиографический список
Студенты II курса направления подготовки 020400.62 «Биология» показали 27% низкий уровень; 35% - средний уровень; 38% - высокий уровень внутренней мотивации.
Сравнение результатов тестирования, позволяет сделать следующие выводы: в начале обучения иностранному языку уровень мотивации студентов I курса направления подготовки 020400.62 «Биология» достаточно низкий 58%, к концу обучения уровень мотивации повысился до 38%.
Мы считаем, что высокий уровень мотивации способствует эффективному процессу формирования билингвизма студентов направления подготовки 020400.62 «Биология», самообразованию и познавательной деятельности в ходе обучения иностранному языку. Высокая внутренняя учебная мотивация, ориентированная на формирование билингвизма студентов направления подготовки 020400.62 «Биология» позволяет прийти к выводу, что будущие специалисты осознают необходимость овладения неродным языком для того, чтобы стать конкурентоспособным высокопрофессиональным специалистом.
1. D. Graddol. English Next. British Council, London, 2006. Available at: the British Council website.
2. What is the EU's Language Policy Today? Euronews TV. Available at: http://ru.euronews.com/2008/09/23/multilingual-eu/
3. Рассказов Ф.Д., Кушнырь Л.А. Эволюция билингвизма сквозь призму времён. Современные перспективы и проблемы развития регионального образования в условиях модернизации и реформирования Российского общества: сборник научных трудов Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, 16 марта 2015 г. Под редакцией Б.П. Яковлева. Сургут: ИЦ СурГУ, 2015.
4. Dornyei Z. Teaching and Researching Motivation. England: Pearson Education Limited, 2001.
5. Gu M. The Discursive Construction of Second Language Learners' Motivation: A Multi-Level Perspective. UK: Peter Lang, 2009.
6. Oxford R. & Shearin J. (1994). Language learning motivation: expanding the theoretical framework. Modern Language Journal. 1994; 78, 12-28. Available at: http://dx.doi.org/10.1111/j.1540-4781.1994.tb02011.x
7. Hashi A. Transformative motivation in second language learning: The case of keinaan, a rapnomad. 2001.
8. Gardner R.C., & Lambert W.E. Attitudes and motivation in secondlanguage learning. 1972.
9. Naiman N. The good language learner. Ontario Institute for Studies in Education. 1978.
10. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. Психологическая наука и образование. 2002; 2: 42-45.
References
1. D. Graddol. English Next. British Council, London, 2006. Available at: the British Council website.
2. What is the EU's Language Policy Today? Euronews TV. Available at: http://ru.euronews.com/2008/09/23/multilingual-eu/
3. Rasskazov F.D., Kushnyr' L.A. 'Evolyuciya bilingvizma skvoz' prizmu vremen. Sovremennye perspektivy iproblemy razvitiya regional'nogo obrazovaniya v usloviyah modernizacii i reformirovaniya Rossijskogo obschestva: sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj zaochnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 16 marta 2015 g. Pod redakciej B.P. Yakovleva. Surgut: IC SurGU, 2015.
4. Dornyei Z. Teaching and Researching Motivation. England: Pearson Education Limited, 2001.
5. Gu M. The Discursive Construction of Second Language Learners' Motivation: A Multi-Level Perspective. UK: Peter Lang, 2009.
6. Oxford R. & Shearin J. (1994). Language learning motivation: expanding the theoretical framework. Modern Language Journal. 1994; 78, 12-28. Available at: http://dx.doi.org/10.1111/j.1540-4781.1994.tb02011.x
7. Hashi A. Transformative motivation in second language learning: The case of keinaan, a rapnomad. 2001.
8. Gardner R.C., & Lambert W.E. Attitudes and motivation in secondlanguage learning. 1972.
9. Naiman N. The good language learner. Ontario Institute for Studies in Education. 1978.
10. Dubovickaya T.D. Metodika diagnostiki napravlennosti uchebnoj motivacii. Psihologicheskaya nauka iobrazovanie. 2002; 2: 42-45.
Статья поступила в редакцию 08.03.16
УДК 378
Salmanova D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Gasanbekova E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
MATHEMATICAL METHODS OF PROCESSING OF RESULTS OF PEDAGOGICAL RESEARCH. In the article a problem of application of mathematical methods of processing of results of pedagogical research is considered. Characteristics of the main methods are provided: registration (detection of a certain quality at each respondent), scaling (creation of a "ladder" (a consecutive row) of digital indicators), ranging (a consecutive arrangement and designation of collected data among), modeling (reproduction of real characteristics of the pedagogical phenomenon on a prototype). The basics of nonparametric criteria of measurement of quantitative and qualitative results of pedagogical research are described. The authors show how the mechanism of measurement of pedagogical culture of a student at different grade levels works.
Key words: pedagogical research, methods of mathematical processing, pedagogical culture of students, registration, scaling, ranging, modeling, nonparametric criterion, statistical hypothesis.
Д.А. Салманова, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики профессионального образования, Дагестанский государственный педагогический университет г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Е.М. Гасанбекова, канд. пед. наук, доц. каф. естественнонаучных и общетехнических дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]