Научная статья на тему 'Особенности организации работы школьников с кейсами'

Особенности организации работы школьников с кейсами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
644
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CASE-TECHNOLOGY / PROBLEM SITUATIONS / METHOD OF SPECIFIC SITUATIONS / BACTERIA / CASE TASK / CASE BUILDING STRUCTURE / CASE STAGES / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ / МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ / БАКТЕРИИ / КЕЙС ЗАДАНИЕ / СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ КЕЙСА / ЭТАПЫ КЕЙСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монгуш О.С.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме: внедрения кейс метода в обучение биологии в разделе «Растения». Основное содержание исследования составляет выявление особенности организации данной технологии среди школьников. Значительное внимание уделяется структуре построения кейса с учетом возрастных особенностей и возможностей ученика, особенности подготовки со стороны учителя и обучающегося, составлению разного типа кейс заданий, организации индивидуальных и групповых работ. В статье приведен анализ взглядов исследователей по данной технологии, описываются характерные особенности организации работы с кейсами в обучении биологии в разделе «Растения» при изучении темы «Бактерии» с использованием кейса исторического характера. Такой взгляд будет интересен учителям, студентам. Автор приходит к выводу, что, начиная с 5 класса в обучении биологии целесообразно включить разного типа кейс задания, что способствует развитию у школьников мышления, восприятия, стимулированию познавательного интереса, формированию взаимопонимания, содружества, коллективизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF ORGANIZATION OF CASE PROJECTS WITH STUDENTS

The article observes a problem of introduction of a case method into teaching biology, when the theme of “Plants” is studied. The main contents of the study is identification of features of organization of this technology among students. Attention is paid to the structure of building the case, taking into account the age characteristics and capabilities of the student, the particular training from the teacher and the student, the compilation of different types of case studies, the organization of individual and group work. The article provides an analysis of the views of researchers on this technology, describes the characteristic features of the organization of work with case studies on a topic of “Plants”, when the children study a subtopic “Bacteria” using a historical case. This view will be of interest to teachers and students. The author comes to the conclusion that from the 5th grade in biology education it is advisable to include different types of case tasks, which contribute to the development of schoolchildren’s thinking, perception, stimulation of cognitive interest, the formation of mutual understanding, community, collectivism

Текст научной работы на тему «Особенности организации работы школьников с кейсами»

ния населения и это кусочек земли, где школьники знакомятся с особенностями растений данной местности, сельскохозяйственных культур, учатся выращивать, наблюдать за ростом, цветением, плодоношением и формируется любовь и бережное отношения к природе.

2. В государственном реестре сортов сельскохозяйственных культур, допу-щеных для возделывания в почвенно - климатических зонах республики, присут-

Библиографический список

ствуют не только местные сорта зерновых культур, но и акклиматизированные.

3. Хлебные злаки с древности составляли значительную часть рациона питания человека. Основными продуктами питания считается просо, пшеница, ячмень.

4. Экспериментально доказана эффективность создания отдела «Хлебные злаки» на пришкольном учебно-опытном участке.

1. Об образовании в Российской Федерации. Фед. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (действующая редакция, 2016). Консультант Плюс. Справ.-правов. система Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

2. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. Москва: Академия, 2007.

3. Перелович Н.В. Использование элементов ландшафтного дизайна в организации пришкольной территории: учебное пособие. Москва: Издательство «Прометей», 2013.

4. Теремов А.В., Петросова РА., Перелович Н.В., Косорукова Л.А. Теория и методика обучения биологии: учебные и педагогические практики. Москва: Издательство «Прометей», 2012.

5. История Тувы: в 2 т. Т. 1. 2-е изд., перераб. и доп. Под общ. ред. С.И. Вайнштейна, М. Х. Маннай-оола. Новосибирск: Наука, 2001.

6. Жуланова В.Н. Агропочвы Тувы: свойства и особенности функционирования. В.Н. Жуланова, В.В. Чупрова; Тыв. гос. ун-т. Красноярск, 2010.

7. Монгуш О.С. Отношение тувинского народа к тополю как одно из проявлений кего общей культуры и традиции. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 22 - 24.

8. Монгуш О.С. Технология приготовления национальных продуктов растительного происхождения. Вестник ТувГУ. Естественные и сельскохозяйственные науки. Вып. 2. Кызыл, 2011: 65 - 67.

9. Монгуш О.С. Полевая практика по методике обучения биологии: учебное пособие. Кызыл: Издательство РИО, 2009.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Fed. zakon № 273-FZ ot 29.12.2012 (dejstvuyuschaya redakciya, 2016). Konsultant Plyus. Sprav.-pravov. sistema Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

2. Ponomareva I.N., Solomin V.P., Sidel'nikova G.D. Obschaya metodika obucheniya biologii. Moskva: Akademiya, 2007.

3. Perelovich N.V. Ispol'zovanie 'elementov landshaftnogo dizajna v organizacii prishkol'noj territorii: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «Prometej», 2013.

4. Teremov A.V., Petrosova R.A., Perelovich N.V., Kosorukova L.A. Teoriya i metodika obucheniya biologii: uchebnye i pedagogicheskie praktiki. Moskva: Izdatel'stvo «Prometej», 2012.

5. Istoriya Tuvy: v 2 t. T. 1. 2-e izd., pererab. i dop. Pod obsch. red. S.I. Vajnshtejna, M. H. Mannaj-oola. Novosibirsk: Nauka, 2001.

6. Zhulanova V.N. Agropochvy Tuvy: svojstva iosobennosti funkcionirovaniya. V.N. Zhulanova, V.V. Chuprova; Tyv. gos. un-t. Krasnoyarsk, 2010.

7. Mongush O.S. Otnoshenie tuvinskogo naroda k topolyu kak odno iz proyavlenij kego obschej kul'tury i tradicii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 22 - 24.

8. Mongush O.S. Tehnologiya prigotovleniya nacional'nyh produktov rastitel'nogo proishozhdeniya. Vestnik TuvGU. Estestvennye i sel'skohozyajstvennye nauki. Vyp. 2. Kyzyl, 2011: 65 - 67.

9. Mongush O.S. Polevaya praktika po metodike obucheniya biologii: uchebnoe posobie. Kyzyl: Izdatel'stvo RIO, 2009.

Статья поступила в редакцию 24.09.18

УДК 372.857

Mongush O.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: OSMongush@mail.ru

WAYS OF ORGANIZATION OF CASE PROJECTS WITH STUDENTS. The article observes a problem of introduction of a case method into teaching biology, when the theme of "Plants" is studied. The main contents of the study is identification of features of organization of this technology among students. Attention is paid to the structure of building the case, taking into account the age characteristics and capabilities of the student, the particular training from the teacher and the student, the compilation of different types of case studies, the organization of individual and group work. The article provides an analysis of the views of researchers on this technology, describes the characteristic features of the organization of work with case studies on a topic of "Plants", when the children study a subtopic "Bacteria" using a historical case. This view will be of interest to teachers and students. The author comes to the conclusion that from the 5th grade in biology education it is advisable to include different types of case tasks, which contribute to the development of schoolchildren's thinking, perception, stimulation of cognitive interest, the formation of mutual understanding, community, collectivism.

Key words: case-technology, problem situations, method of specific situations, bacteria, case task, case building structure, case stages.

О.С. Монгуш, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: OSMongush@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ С КЕЙСАМИ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме: внедрения кейс метода в обучение биологии в разделе «Растения». Основное содержание исследования составляет выявление особенности организации данной технологии среди школьников. Значительное внимание уделяется структуре построения кейса с учетом возрастных особенностей и возможностей ученика, особенности подготовки со стороны учителя и обучающегося, составлению разного типа кейс - заданий, организации индивидуальных и групповых работ. В статье приведен анализ взглядов исследователей по данной технологии, описываются характерные особенности организации работы с кейсами в обучении биологии в разделе «Растения» при изучении темы «Бактерии» с использованием кейса исторического характера. Такой взгляд будет интересен учителям, студентам. Автор приходит к выводу, что, начиная с 5 класса в обучении биологии целесообразно включить разного типа кейс - задания, что способствует развитию у школьников мышления, восприятия, стимулированию познавательного интереса, формированию взаимопонимания, содружества, коллективизма.

Ключевые слова: кейс-технология, проблемные ситуации, метод конкретных ситуаций, бактерии, кейс задание, структура построения кейса, этапы кейса.

Новый ФГОС ориентирован на развитие познавательного потенциала личности, повышение способности к обучению, осознанию важности образования и самообразования для жизни и дальнейшей профессиональной деятельности, развитие креативных способностей личности и расширение ее творческих возможностей, развитие способности применять полученные знания на практике, активно и заинтересованно познавать мир, осознавание ценности науки и творчества [1]. Для решения этих проблем огромная ответственность ложится на плечи учителя. Перед ним ставится задача поиска новых форм обучения с учащимися в ходе учебного процесса, которые в полной мере создают условия для раскрытия творческих потенциалов, индивидуальных способностей, образовательных возможностей каждого ученика и обогащение форм взаимодействия

со сверстниками и взрослыми. Новые стандарты предусматривают кроме поиска новых технологий, подходов, приемов и значительное увеличение нормативов времени на самостоятельную работу учащихся (15%), в том числе и по биологии. В связи с этим весьма актуально использовать одну из новых эффективных педагогических технологий - кейс-метода. Таким образом, целью исследования является попытка выявить особенности организации работы с кейсами в процессе обучения биологии, в разделе «Растения».

Существует достаточное большое количество определений данного метода. Например, Л.Н. Харченко [2] в своих исследованиях считает, что кейс является набором необходимого материала, который может быть как в текстовом варианте, так и в электронном виде; а А.М. Долгоруков [3] описывает кейс-метод

как инструмент, разрешающий использовать теоретические знания к решению практических задач, способствующий формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения слушать, учитывать и аргументированно высказывать свою точку зрения. В деловой лексике к понятию «кейс» принято относить описание конкретной ситуации и способа ее разрешения, включая описание исходной ситуации, решение и путь, выбранные участниками, их действия, материалы, относящиеся к делу, ну и конечно полученный результат [4]. Исследователь Смолянинова О.П дает следующее определение: «Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс - это «кусочек» реальной жизни. Кейс - это «моментальный снимок реальности», фотография действительности. Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные автором для того чтобы спровоцировать дискуссии в учебной аудитории, «сподвигнуть» обучающихся к обсуждению и анализу ситуации и принятия решения»[5].

Таким образом, кейс - это ситуация, взятая из практики, реальный случай, на котором разбираются теоретические идеи. В общем виде кейс, по своей учебной сущности, это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Кейс - метод или либо его элементы применялись очень давно и в школьной практике. Например, во второй половине 18 века в русских школах впервые Василий Федорович Зуев рекомендовал диалог; а Александр Яковлевич Перд -организацию самостоятельной работы среди школьников, которая формирует их активность; В.В. Половцев - не только вопросы, но и новые интересные задачи, которые воздействуют на развитие ученика; Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, И.Н. Пономарева [6], Д.И. Трайтак [7] - дискуссии, споры и др. Это доказывает, что в настоящее время в обучении школьной биологии внедрение кейсов является не только актуальным, но и своевременным.

Внедряя кейс - задания в школьную биологию, необходимо раскрыть ответы на несколько важных вопросов: 1) Как должна выглядеть структура построения кейса по биологии с учетом возрастных особенностей и возможностей школьника? 2) Какая подготовка со стороны учителя и обучающихся необходима в внедрении кейса? 3)Могут ли кейсы позволить реализовать индивидуальный и групповой подход в процессе обучения биологии?

Итак, использование кейс-технологии в образовании требует особой подготовки, как от учителя, так и от учащихся.

Учителю, который собирается использовать данную технологию важно учитывать следующее: формулирование учебных целей и задач, особенности учебной группы, их интересы и потребности, уровень компетентности, возрастные особенности и многие другие факторы, их подготовка и проведение. Кейс объединяет в себе два компонента: учебный и исследовательский. Поэтому в процесс обучения биологии учитель выполняет работу и консультанта, и преподавателя одновременно. Для работы с ситуацией необходимо правильно подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.). Применение кейса на уроках биологии позволяет создавать ситуации, порождающие новые знания, формирует у учащихся коллективные навыки сотрудничества, товарищеской взаимопомощи и взаимопонимания.

Особенность работы учителя, использующего кейс - метода, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, педагогического мастерства, опыт, но и развивает их. Основное содержание деятельности учителя состоит в выполнении нескольких функций: обучающей, воспитывающей, развивающей, организующей и исследовательской.

От учащихся кейс-технология требует предварительной подготовки к занятию, наличия у них навыков самостоятельной работы; активности школьников, подготовленности учащихся, работы с различными источниками, внимательности, доверия. Необходимо учитывать возрастную и психологическую готовность учащихся работать с кейсами, воспринимать адекватно представленную информацию. Для этого целесообразно раскрыть и рассмотреть анализ психолого-педагогических особенностей учащихся 5 класса. По характеру происходящего данный возраст принято считать кризисным. Всё то, к чему привык ребенок с детства, - школа, сверстники, учителя, - приобретает совершенно другой смысл. Школьники от начального этапа обучения переходят в другой уровень. Происходит изменение характера учебной деятельности, многопредметность, количество учителей, которые проводят разные дисциплины, их требования к учебе, содержание учебного материала, предлагаемое к усвоению. Предмет биология для школьника 5 класса является новым, сложным, порой трудным. В этом возрасте происходит и активное физиологическое и биологическое изменение (перестройка) организма. Это приводит к повышенной утомляемости, беспокойству, противоречивости чувств и снижению работоспособности. Помимо этого, у школьника 5 класса происходит и позитивная фаза развития, т.е. осознание ощущения близости с природой, мечтательность, формируется чувство любви, необходимость общения со сверстниками, старшеклассниками. Изменяется характер познавательных интересов и начинается интеллектуализация таких познавательных процессов, как внимание, память, воображение, мышление, речь. Учение может приобрести новый личностный смысл, стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию.

Прежде чем разрабатывать кейсы, необходимо четко представлять, как будет выглядеть само задание, чтобы даже на самых первых этапах обучения ученик мог стать участником обсуждения:

во-первых, ученик должен четко представлять, что за проблему предстоит решить в процессе выполнения кейса. Таким образом, при разработке кейса рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты),

во-вторых, информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер,

в-третьих, возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности. Это может быть презентация, выступление и др.

Таким образом, учитель может самостоятельно разработать кейсы в соответствии с тематикой, учитывая способности и возможности школьника. Чтобы создать кейс, учителю необходимо следовать определенной структуре построения кейса, которая включает в себя следующее:

1. Название кейса (краткое запоминающееся).

2. Введение (обычно даются сведения о главных лицах кейса, рассказывается о предыстории, рассматривается ситуации, обозначается личностно значимый смысл проблемы, заключенной в ситуации).

3. Основная часть - описание самой ситуации (содержит внутреннюю интригу, проблему, заключенную в предлагаемой для анализа ситуации).

4. Заключение (здесь ситуация может «зависать» на том этапе развития, который требует решения проблемы).

5. Приложения (содержат важную, но косвенную информацию, связанную с внутренней проблемой кейса в форме текста, иллюстрации и т.п.).

6. Специально сформированные вопросы, позволяющие организовать работу с кейсом, либо задание, которое необходимо выполнить.

7. Заключение по ситуации (предлагается решение ситуации).

Рассмотрим, учебные конкретные ситуации, специально разрабатываемые

на основе фактического материала с целью изучения темы «Царство бактерии» с использованием кейса. Чтобы учебная проблема стала для них именно волнующей, необходимо создать проблемную ситуацию. Для этого кейс раздается учащимся перед изучением учебного материала. Текст служит формированию проблемной ситуации, а именно интеллектуального затруднения, возникающего при возможности объяснить заинтересовавшее явление или выполнить необходимое действие, актуализации имеющихся знаний, их систематизации и определения точек мотивации учебного материала. В ходе разбора ситуации школьники учатся действовать в «команде». Это активное участие каждого, т.е. каждый член команды принимает участие в разборе проблемы, предлагает свою версию ответа, даже неправильную и невероятную, выслушивает мнение каждого, учится договариваться, обмениваться мнением, в результате решения задания учитывается все ответы, взгляды. При организации команды необходимо обращать внимание на то, насколько правильно и удачно сформирована группа. Количество учащихся может быть разное- от 2 до 6 человек. Таким образом, проблемная ситуация способствует развитию интеллекта учащихся, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается главное отличие кейс - технологии от традиционного.

Итак, предлагаем ученикам кейс под названием «Обычай». Лет около ста назад у подножия Эльбруса в аулах горцев - карачаевцев существовал обычай. На улицу выбрасывали кожаный бурдюк с молоком и оставляли там лежать на некоторое время. Каждый, кто проходил мимо, должен был пинать бурдюк ногой. Особенно нравилась эта процедура мальчишкам. Они катали его по земле, пинали, садились верхом. Такие физические упражнения приписывались бурдюку не случайно. Кроме молока, в него помещали еще и закваску - кефирные «зерна». Когда бурдюк пинали, бродящая жидкость взбалтывалась. Простокваша становилась однородной. В те годы мир еще не знал кефира. Знали только горцы. Секрет кефирных «зерен» они не разглашали. Так требовала религия. Однако никакой секрет не вечен. Мало - помалу сведения стали просачиваться, и постепенно с кефиром познакомились сначала Россия, а потом и весь мир. Началось увлечение модным напитком, которое не кончилось и по сию пору.

Задания:

1. Что представляет собой бурдюк, кадка? Значение их в жизни человека?

2. Расскажите секрет сквашивания молокаи появления простокваши.

3. Роль молочных продуктов питания для сохранения здоровья человека.

Рис. 1. Бурдюк

bit i

Рис. 3. Стеклянный сосуд

В предложенном кейсе имеется проблемная ситуация- что такое обычай? Каждый из обучающихся может предлагать свои варианты решения данной проблемы. В результате обсуждения вырабатывается наиболее продуктивный из них. При этом у них остается возможность творчески подойти к выполнению задания и при составлении собственного видения использовать не только предложенный преподавателем материал, но и найти что-то самостоятельно. Такой поиск позволит им убедительно отстаивать качество своего мнения, результат которого напрямую будет зависеть от умения защищать собственные позиции и включаться в процесс обсуждения. Основными действующими лицами в этом кейсе являются мальчишки, которые пинают бурдюк, катают его по земле, садятся верхом. Что является результатом таких процессов, что происходит с молоком? Это самая сложная для этого возраста проблема, которая решается в результате спора в объяснении материала. Кроме специального мешка бурдюка какие специальные сосуды существуют? Для решения этой проблемы учитель демонстрирует рисунки.Припомощиихученикипредлагаютсвоивариантыответа.

Библиографическийсписок

Создание на уроках ситуаций интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов, проблемных задач, иллюстраций способствует развитию творческого мышления, столь необходимого каждому в повседневной жизни. Кейс интересного исторического характера в данном случае способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данная проблема предлагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а процесс получения знаний. Иллюстративный материал, предлагаемый учителем, может развивать аналитические, практические, коммуникативные умения учащихся. В процессе работы учащиеся отрабатывают в группах содержание проблемной ситуации, причинно-следственные связи, выводы, ответы, решения проблем. Далее идет выработка общей позиции, оформляется текст выступления от группы, идет защита позиции в ее открытом обсуждении. Обязательна также рефлексия на тему, решенную совместно проблему и приобретенные способы деятельности, умения и навыки. Также учащиеся могут разработать кейс самостоятельно по изучаемым или дополнительным вопросам и проблемам. В конечном итоге учащиеся создают авторский исследовательский продукт, формирующий способность проектирования своей деятельности, принятия самостоятельных решений во внеучебных ситуациях на основе предметных и надпредметных знаний и умений.

Таким образом, в результате исследования выявили следующие особенности организации работы с кейс - заданиями:

1. Кейс - по своей учебной сущности - это не просто правдивое описание событий,а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

2. Для организации кейс заданий необходимо учитывать психолого- педагогические, физиологические, возрастные особенности и возможности школьни-ка,егоготовность к получению информации, интересы ученика.

3. Кейс задание должно иметь определенную структуру, требования.

4. Кейс технологию целесообразно провести в виде спора, элемента дискуссии, игры. Кейс технология должна быть регулярной. Поэтому необходимо разработать кейсы, касающиеся большинства изучаемых тем курса, и систематизировать те ситуации, в которых возможно использование кейс-технологии.

Рис.2. Кадка

1. Об образовании в Российской Федерации. Фед. закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 (действующая редакция, 2016). Консультант Плюс. Справ.-правов. Система. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

2. Харченко Л.Н. Информатика. 8 - 11 классы. Активные методы обучения. Волгоград: «Учитель»., 2012.

3. ДолгоруковА.М. Методcase-study каксовременнаятехнологияпрофессионально-ориентированного обучения. Available at: //www.evolkov.net/case/case.study.html

4. МатвееваТ.В. Полныйсловарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010:84-85.

5. Смолянинова О.Г Кейс-методвобучении экономике. Образовательныетехнологии. 2004; 3-4: 124 - 127.

6. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. Москва: Академия, 2007.

7. ТрайтакД.И. Проблемы методикиобучениябиологии.Москва:Мнемозина,2002.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Fed. zakon № 273-FZ ot 29.12.2012 (dejstvuyuschaya redakciya, 2016). Konsul'tant Plyus. Sprav.-pravov. Sistema. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

2. HarchenkoL.N. Informatika. 8-11klassy. Aktivnyemetodyobucheniya.Volgograd: «Uchitel'».,2012.

3. Dolgorukov A.M. Metod case-study kaksovremennaya tehnologiya professional'no-orientirovannogo obucheniya. Available at: //www.evolkov.net/case/case.study.html

4. Matveeva T.V. Polnyj slovar' lingvisticheskihterminov. Rostov-na-Donu,2010:84-85.

5. Smolyaninova O.G. Kejs-metod v obuchenii 'ekonomike. Obrazovatel'nye tehnologii. 2004; 3-4: 124 - 127.

6. Ponomareva I.N., Solomin V.P., Sidel'nikova G.D. Obschaya metodika obucheniya biologii. Moskva: Akademiya, 2007.

7. TrajtakD.I. Problemymetodikiobucheniyabiologii.Moskva:Mnemozina,2002.

Статья поступила в редакцию 17.10.18

УДК 378:63

Morozova O.N., Cand.ofSciences(Pedagogy), seniorlecturer, Tambov StateTechnicalUniversity (Tambov, Russia), E-mail: morozova-on@mail.ru Ilina I.Ye., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Tambov State Technical University (Tambov, Russia), E-mail: ser_il@mail.ru

ON THE QUESTION OF DETERMINATION OF STUDENTS' MOTIVATION TO STUDYING A FOREIGN LANGUAGE IN TECHNICAL UNIVERSITIES. The

article studies a problem of motivation of students for the study of a foreign language. The objective of the paper is to reveal the importance and feasibility of studying this discipline. The authors pay much attention to understanding motivation as combination of psychological causes. The researchers fulfilled an analysis of students' motivation to the studies, which is based on a concept of the locus of control. The meaning of the internal and external motivation is determined, and the main motives are given. The paper evaluates the results of the survey conducted at Tambov State Technical University among the first- and second-year students in order to deter-minethemotivesthatmotivatethem forlearningforeignlanguages. The statistical dataon thestudyare introduced.

Key words: motivation, foreign language, anti-motivation, affiliation motive, prosocial motive, identification motive, self-development motive, self-affirmation motive.

О.Н.Морозова, канд.пед.наук,доц., Тамбовскийгосударственныйтехнический университет, г. Тамбов, E-mail: morozova-on@mail.ru И.Е.Ильина, канд.филол.наук,доц.,Тамбовскийгосударственныйтехнический университет, г. Тамбов, E-mail: ser_il@mail.ru

КВОПРОСУВЫЯВЛЕНИЯМОТИВАЦИИСТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена анализу вопросов выявления мотивации студентов к изучению иностранного языка. Целью написания статьи является осознание важности и целесообразности изучения данной дисциплины. Особое внимание уделяется рассмотрению мотивации как совокупности причин психологического характера. Проведен анализ мотивированности студентов к обучению, опираясь на понятие локуса контроля. Конкретизирована сущность внутренней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.