DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-202-209
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Шадрина С.Н., Борисова Л.П., Неустроева М.И.
Северо-Восточный Федеральный Университет,
Педагогический институт, г. Якутск, Российская Федерация
В статье рассмотрены возможности развития мотивации к учению у младших школьников посредством использования кейс-технологий на уроках окружающего мира. Приводится фрагмент урока с применением кейс-технологий при изучении темы «Природа и наша безопасность». Определены дидактические принципы, на которые опирается кейс-технология, и приводятся этапы работы с кейсом на уроках окружающего мира. Проведённое исследование показало, что применение кейс-технологий в учебном процессе способствует развитию мотивации к учению у младших школьников, но требует серьезной длительной подготовки и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку.
Ключевые слова: кейс-технология; кейс; мотив; мотивация; младший школьник; учитель; урок.
CASE-TECHNOLOGY AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF MOTIVATION FOR TEACHING YOUNGER STUDENTS
Shadrina S.N., Borisova L.P., Neustroeva M.I.
North-Eastern Federal University, Pedagogical Institute, Yakutsk, Russian Federation
The article discusses the possibilities of developing motivation to study in primary school children through the use of case-technology in
the classroom of the world. Is a snippet of the lesson using case-technologies in the study of the topic "Nature and our safety. " Defined didactic principles that underpin case-technology, and describes the stages of work with the case on the lessons of the surrounding world. The study showed that the application of case-technologies in the educational process contributes to the development of motivation for teaching younger students, but requires a serious long-term training and, of course, more time for teacher preparation for the lesson.
Keywords: a case technology; case; motive; motivation; school-child; teacher; lesson.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся детей, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный подход, ставящий главной целью развитие и воспитание личности учащегося, отвечающего требованиям современного информационного общества. Система российского образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, и переходит от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Ученик должен сам быть субъектом своей деятельности, должен сам уметь ставить цели, решать задачи и оценивать результаты своей работы. Именно сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребёнка в учебном процессе.
Безусловно, то, что развитие мотивационной сферы у ребенка играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности, поэтому наличие у младшего школьника положительных мотивов для успешной учёбы, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. Мотивация является «запускным механизмом» способным вызывать целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, их упорядо-
чение для достижения целей, а питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация постепенно угасает, и это отрицательно сказывается на всем процессе обучения учащихся.
Успешное учение школьников является важнейшей задачей учителей, осознающих государственную важность решения данной проблемы. Таково же мнение и желание большинства родителей учащихся, поскольку именно эта проблема обычно беспокоит их больше всего. Родители предпринимают много усилий, чтобы побудить школьников к успешной учёбе, а учителя, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, обязаны создать условия для успешного освоения детьми не только базовой части программы, но и ее вариативной части. Для решения этой проблемы у учителя имеется огромный арсенал методов и приёмов, созданных педагогами на протяжении нескольких веков. Однако перед каждым поколением ставятся всё новые задачи, поэтому встаёт необходимость применения всё новых и новых методов. В настоящее время методисты и учителя пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития мотиваций у учащихся к содержанию обучения.
Мотивы - это внутренние силы, связанные с потребностями личности и побуждающие ее к определенной деятельности. Наиболее полным является определение мотива, предложенное Л.И. Божович, мотив—это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [1, с. 53]. А.Н. Леонтьев, согласно своей теории деятельности, употребляет термин «мотив» как обозначающий то объективное, в чем конкретизируется потребность в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее её [3, с. 243]. Рассмотрев позиции ведущих учёных психологов по интересующему нас вопросу, мы пришли к выводу, что с одной стороны, развитие мотивации зависит от умения учителя создавать у каждого ученика установку на процесс учения. С другой стороны, мотивация к учению является показателем познавательных возмож-
ностей школьника, уровня развития его мышления, памяти, устойчивости внимания, волевых усилий.
Практика современной школы показывает, что школьники часто отчуждены от образовательного процесса и поэтому важнейшей задачей современного обучения будет являться заинтересованность учащихся в эффективном, самостоятельном процессе обучения. Умение учиться будет означать для них свободную ориентировку в любой научной информации, умение применять знания на практике, самостоятельно добывать их. Эффективность процесса обучения обуславливается мотивацией к учению школьника. Материал, полученный в ходе исследования, позволяет достаточно уверенно утверждать о том, что особенности каждого ребёнка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях его обучения и отношения к нему. Решающая роль в обеспечении таких условий принадлежит, конечно, учителю.
Кейс-технология - современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-либо проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс-технология - способ обучения, основанный на анализе ситуаций, в котором используются описания реальных событий, проявляющихся в конкретной ситуации, «взятой из жизни». Обучающиеся должны исследовать ситуацию, проанализировать суть проблемы, предложить возможные пути решения и выбрать наиболее подходящие из них.
Кейс-технология — это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
- индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование
ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
— работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Как правило, кейс в своём составе имеет три части:
1) описание конкретной ситуации;
2) вспомогательная информация, которая нужна для изучения кейса;
3) задания к кейсу [1].
Структура кейса:
• Название кейса (краткое, запоминающееся)
• Введение (обычно даются сведения о главных действующих лицах кейса, рассказывается о предыстории рассматриваемой ситуации, обозначается личностно-значимый смысл проблемы, заключенной в ситуации).
• Основная часть — описание самой ситуации (содержит внутреннюю интригу, проблему, заключенную в предлагаемой для анализа ситуации).
• Заключение (здесь ситуация может «зависать» на том этапе развития, который требует решения проблемы).
• Приложения (содержат важную, но косвенную информацию, связанную с внутренней проблемой кейса в форме текста, графиков, диаграмм, иллюстраций, аудио- и видеозаписей и т.д.).
• Специально сформулированные вопросы, позволяющие организовать работу с кейсом либо задание, которое необходимо выполнить
• Заключение по ситуации (предлагается «решение» ситуации).
В качестве примера применения кейс-технологии на уроках по
окружающему миру, приведём фрагмент урока-обобщения в 3 классе по теме «Природа и наша безопасность». Целью урока является формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебной деятельности по определению характера взаимоотношений человека
с неживой и живой природой (растения и животные), нахождению примеров влияния этих отношений на здоровье и безопасность человека. Учащиеся должны самостоятельно выяснить, каким же образом сведения из различных областей знаний помогают сохранить свою жизнь. Перед уроком были поставлены следующие задачи:
1. Найти способы, позволяющие сохранять жизнь людей в экстремальных ситуациях в тайге.
2. Формировать модель здоровье сберегающего и безопасного поведения в различных опасных ситуациях и в повседневной жизни;
3. Учить формулировать задачи урока;
4. Учить самостоятельной мыслительной деятельности.
Кейс-задача
Местечко Олом, где все произошло, представляет собой отдаленный сельскохозяйственный участок в Олекминском районе Якутии. Три жилых дома, несколько заброшенных строений и безбрежная тайга вокруг. В числе восьми постоянных обитателей этой заимки -прабабушка и прадедушка четырёхлетней Карины Чикитовой. К ним на лето и приехала мама с дочкой из села Кяччи. Карина с собакой Кырачаан отправилась к отцу, который приезжал к ней накануне, а после уехал в отдаленный район на тушение лесных пожаров. Карина с собакой заблудились в лесу [7].
Задания и вопросы для обсуждения:
1. Чего не знала Карина? Почему это произошло?
2. Как можно было предотвратить это несчастье?
3. Какие знания помогут избежать трагических последствий в тайге?
4. Предложите правила безопасности и поведения в тайге, которым должны следовать все без исключения?
Таким образом, кейс-технология прежде всего направлена на развитие мотивации, познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентаций, поскольку способствуют систематизации
знаний, коммуникации детей, свободному общению со сверстниками. Основными задачами кейс-технологии являются: овладение навыками анализа ситуации и постановка проблемы, навыки ясного и точного изложения собственной точки зрения, навык самостоятельного принятия решения на основе группового анализа. Именно в возрасте 7-11 лет эти технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяют сформировать у детей высокую мотивацию к учебе. Школьники преодолевают определенную трудность, а их активность и самостоятельность достигает высокого уровня, что способствует развитию положительной мотивации учения. Полученная подобным образом информация усваивается прочнее и запоминается на более длительные сроки, результаты обучения улучшаются, учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. Работа в малых группах позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы. Ученик, в процессе решения кейса, учится быстро находить нужную информацию в сотрудничестве с другими учащимися, анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Кейс-технология позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументированно высказать свою. С помощью этой технологии обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал и испытать успех, что способствует эффективному развитию мотивации к учению.
Использование этого метода необходимо ещё и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовым соотносить изученный материал с практикой —
этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе включая кейсы в учебный процесс.
Особо следует отметить, что несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие системы ценностей обучающихся, жизненных установок.
Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб: Питер, 2008. 468 с.
2. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. 178 с.
3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. 2-е изд., стер. М: Академия, 2008. 368 с.
4. Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности // Химия в школе. 2008. №4. С. 13-17.
5. Полат Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. 2005. № 4. С. 13-18.
6. Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы» // Информатика и образование. 2009. № 11. С. 25-28.
7. Таюрский В. Девочка в тайге // Российская газета - Неделя. 2014, №6461 (189). https://rg.ru/2014/08/21/karina.html