УДК 159.9
ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ
Для цитирования
Гарник, С. В. Внутренние и внешние угрозы безопасности России и проблемы киберсоциализации / С. В. Гарник, С. Н. Овчинников // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 3 (44). -С. 24-27.
Аннотация. Авторы рассматривают проблему социализации личности в условиях влияния на этот процесс развития цифровых технологий, с одной стороны, с другой - существующих внутренних и внешних угроз социальной безопасности России. Анализируется возможность противостоять угрозам, которые несет интернетизация и кибер-социализация в XXI веке, в динамично меняющихся социальных реалиях. Авторы предлагают свое видение противодействия распространению с помощью кибертехнологий идей экстремизма и терроризма.
Ключевые слова: социализация личности, социальная безопасность, внутренние и внешние угрозы безопасности, киберпространство, цифровые технологии.
В условиях бурного развития цифровых коммуникативных технологий, наблюдаемого в последние годы, про-
© Гарник С. В., Овчинников С. Н., 2018
С. В. Гарник, С. Н. Овчинников
изошли качественные изменения процесса и содержания социализации в современном обществе. Появилось и само понятие «киберсоциализация» как социальное явление. Это означает, что социализация личности в ки-берпространстве приобретает гипертрофированные черты киберсоциали-зирующегося индивида, превращаясь иногда в гиперкиберсоциализацию. Авторы вводят это понятие в научный оборот как термин, обозначающий негативные последствия использования цифровых технологий коммуникации в ущерб безопасности развития формирующейся личности и создания тем самым угроз социальной безопасности. Киберсоциализация является результатом научно-технического прогресса, развивающегося с конца XX века в условиях распространения цифровых технологий, и, по всей видимости, не имеет альтернативы. С начала 90-х годов XX века повсеместное развитие цифровых технологий стало входить в ежедневный быт все большего числа россиян (вслед за японцами, европейцами, американцами). Однако необходимо, признавая позитивные особенности такого явления современной жизни (в том числе в открывающихся возможностях образования и самообразования), решительно противостоять угрозам, вытекающим из
его неконтролируемого использования. С начала 2000-х годов в нашей стране распространилось общение с помощью мобильных телефонов и пейджеров как массовое средство социальных коммуникаций. Одновременно широко использовалась сеть Интернет как средство межличностного общения. Наблюдается всеобщая «интернетизация» молодежи. Молодые люди «ходят в гости» с помощью ки-берпространства, вступают в интернет-сообщества различной направленности, вовлекаются в обсуждения различных социальных проблем путем виртуального общения. Поколения людей, рожденных в 90-е годы XX века и позже, не мыслят построения межличностных коммуникаций вне кибероб-щения, постепенно вытесняется традиционное межличностное общение. Это несет комплекс проблем, влияющих на безопасность развития и существования как личности, так и общества в современных условиях. Предотвращение их - актуальная задача, требующая принятия ряда неотложных мер.
Доступ к этим технологиям (наряду с признаваемыми нами позитивными возможностями) облегчает распространение не только экстремистских, но и террористических угроз. Это один из серьезных аспектов проблемы ки-берсоциализации. Число жертв терроризма растет в XXI веке не только в национальном, но и в международном масштабе, создавая дополнительные угрозы для населения различных стран. Тревожная статистика: 134 тысячи человек в мире (по данным ООН) оказались жертвами террористических актов за последние 16 лет (с 2001 по 2017 год) в государствах, которые не находятся в состоянии ведения войны - в «мирное» время. Не
последним средством в подготовке терактов становятся кибертехнологии. Втянутые в систему бесконтрольного общения между знакомыми и незнакомыми людьми, подростки становятся субъектами и в то же время объектами кибертерроризма и распространения террористических угроз. Осознанию реальности угрозы использования современных коммуникативных технологий способствовала так называемая арабская весна, приведшая к государственным переворотам в ряде стран арабского Востока в последнее десятилетие, приход к власти в них радикалов и экстремистки настроенных групп. На Украине в 2014 г. при подготовке и совершении государственного переворота киберобщение сыграло определенную роль в радикализации некоторых социальных групп. Аналогичные события произошли в Ереване в апреле-мае 2018 г., где киберпространство использовалось для влияния на сознание масс, особенно молодежи.
Необходимо понимание на различных уровнях того, что цифровые технологии должны служить только позитивному научно-техническому прогрессу человечества в мирных целях (как и энергия атома, открытая в середине XX века). В полной мере это относится к социально-коммуникативным технологиям, основанным на возможностях использования киберпространства, особенно в сложившейся ситуации внешних и внутренних угроз российскому обществу, когда виртуальное общение стало нормой и может влиять на сознание и поведение почти бесконтрольно. Действия, которые можно определить как информационную агрессию против России со стороны ряда международных экстремистки настроенных организаций и враждебных
спецслужб, наблюдаемые в последние несколько лет, создают ситуацию, при которой возникает реальная угроза безопасности стабильности социального развития российского общества. Эти угрозы проистекают извне, но захватывают человеческие ресурсы внутри страны. Основным средством профилактики нарастания внутренних угроз национальной безопасности при применении цифровых коммуникативных технологий представляется формирование соответствующего уровня социальной культуры, достигаемого в результате комплексного воздействия на социализацию личности подрастающих поколений. Понятно, что исключительно запретительно-ограничительные меры малоэффективны, а иногда могут привести к обратному результату по принципу «запретного плода». Однако необходимо разумное применение ограничений в целях минимизации негативного воздействия интернет-пространства на сознание и поведение отдельных социальных групп, их различных категорий и представителей.
Мы видим необходимость в определенной регламентации и организации контроля использования современных коммуникативных технологий некоторыми категориями пользователей. В первую очередь это касается детей и подростков в целом, особенно тех, которые находятся в местах коллективного проживания (постоянно или временно). Речь идет об интернатныхучебных заведениях (и их разновидностях), воспитательных учреждениях, детских городках (детских деревнях типа SOS-villages и др.), летних оздоровительных лагерях, поскольку цифровые технологии, в первую очередь интернет-пространство, приобретают здесь черты «коллективного организатора»
(иногда дестабилизирующего социальную устойчивость).
В настоящее время 2018-2027 гг. объявлены в Российской Федерации Десятилетием детства. Данный документ во многом определяет стратегию государственной политики в отношении несовершеннолетних. Он является продолжением реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным.
Таким образом, защищая общество от угроз его безопасного развития, в том числе через развившиеся цифровые технологии, мы должны решать задачи по защите детей и подростков от деструктивного воздействия на их психику кибертехнологических процессов. В особенной степени это относится к лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), в исправительных учреждениях для несовершеннолетних осужденных. При этом особого внимания требуют проблемы преодоления распространения в этой среде при использовании цифровых технологий идей, связанных с ложными понятиями бытовой справедливости, групповой и корпоративной солидарности, включая так называемое АУЕ («арестант-ско-уркаганское единство»), религиозного фанатизма и т. п., поскольку эта среда особенно восприимчива к подобным явлениям. Способами преодоления негативного воздействия могут выступать как превентивная разъяснительная работа со стороны специалистов-воспитателей, так и использование тех же цифровых технологий в позитивном ключе: в процессе патриотического воспитания групп молодежи посредством различных методов, в том числе игровых. Успех такого воздей-
ствия зависит в значительной степени от профессионализма, подготовленности кадров, работающих с целевой аудиторией, которые должны владеть навыками и умениями использования в повседневной практической деятельности цифровых технологий наряду с высоким интеллектом и твердыми моральными качествами. Именно такие кадры в последние годы готовят в Академии ФСИН России и других образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы. С нашей точки зрения, в ходе профильного обучения сотрудников этим вопросам необходимо уделять особое внимание.
Библиографический список
1. Гарник С. В. Социально-экономическая безопасность: современные аспекты проблемы // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. М., 2018.
2. Cheng Kevin Kwok-yin. Pressures to plead guilty: factors affecting plea decisions in Hong Kong's Magistrates' Courts // The British Journal of Criminology. 2012. Vol. 53, no. 2. P. 257-275.
3. Данилин Е. М., Селиверстов В. И. Осужденные в воспитательных колониях. М., 2011. 82 с.
4. Антонян Е. А. Исполнение наказания в виде лишения свободы в
отношении несовершеннолетних // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 6. С. 10-13.
5. Прохорова М. В. Организационно-правовые проблемы стимулирования позитивной активности осужденных в воспитательных колониях : дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2010. 244 с.
6. Grunhut M. Penal Reform. A comparative study. Oxford : At the Clarendon Press, 1948. 179 р.
7. Бабаян С. Л. Поощрительные институты уголовно-исполнительного права (теория и практика применения) : дис. ... д-ра юрид. наук. М. : МГЛУ, 2014. 592 с.
8. Abolitionism in history: on another way of thinking / eds Z. Lasocik, M. Platek, I. Rzeplinska. Warsaw : Institute of Social Prevention and Resocialization, 1991. 200 р.
9. Morris R. Crumbling Walls. Why Prisons Fall. New York : Mosaic Press, 1989. 166 р.
10. Criminology as Peacemaking / eds H. Pepinsky, R. Quinney. Blooming-ton : Indiana Univ. Press, 1991. 339 р.
11. Puisis M., Levine W., Mertz K. Overview of sexually transmitted diseases // Correctional Medicine. Ed. M. Puisis. Mosby, 1998. Р. 127-140.