УДК 159.923
ПРОБЛЕМА НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ
Для цитирования
Пищелко, А. В. Проблема негативных последствий жизнедеятельности личности в киберпространстве / А. В. Пищелко // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 3 (44). -С. 19-23.
Аннотация. В статье рассматриваются негативные последствия параллельного нахождения личности в социальной реальности и в киберпространстве в условиях противопоставления виртуальной реальности жизнедеятельности человека в социуме. Исследуются возможные негативные последствия нахождения личности в новой реальности -гибридном пространстве.
Ключевые слова: киберпростран-ство, киберсоциализация, гибридное пространство.
Возникновение информационного общества, создание глобальной информационной сети Интернет привело к появлению киберпространства как новой для человека реальности, в которой виртуально реализуется жизнедеятельность человека. Киберпро-странство противопоставляется существующей социальной реальности, поведение человека в сети основыва-
© Пищелко А. В., 2018
А. В. Пищелко
ется на нормах и правилах, создаваемых самой личностью. Информация становится самым значимым агентом социализации, замещая все остальные факторы социализации - семью, школу, труд, общение и другие социальные институты.
Особенность жизнедеятельности человека в киберпространстве, когда человек начинает воспринимать информационную среду как реально существующую, - возникновение так называемой виртуальной реальности, которая противопоставляется реально существующей действительности. В виртуальной реальности человек осознает свою анонимность, независимость от контроля со стороны социума, у него появляется чувство безопасности и защищенности. Его стремления и фантазии, реализация которых невозможна в социуме из-за ограничений, накладываемых социальным контролем, становятся вполне достижимыми в киберпространстве. Неограниченное взаимодействие в сети, информационный вампиризм приводят к формированию интернет-зависимости. Появляется стремление к постоянному использованию интернета во всех сферах жизнедеятельности человека, невозможность отказаться от компьютера формирует зависимость человека, которая проявляется как домини-
рующая потребность в нахождении в сети, происходит замещение реальных социальных отношений и связей виртуальными, что провоцирует отказ от участия в социальной реальности [1]. Первые признаки социальной дезадаптации, проявляющиеся как негативные последствия киберсоциализации, это, как правило, нарушения социального взаимодействия: сон днем и сидение в Интернете ночью, межличностное общение заменяется контактами в сети. Пользователи жалуются на нарушение сна, для них становится невозможным оторваться от компьютера для общения с друзьями в реальности, жизнь вне сети становится пустой и ненужной.
Здесь мы вполне разделяем мнение В. А. Плешакова о том, что человек, являясь объектом и субъектом киберсоциализации, одновременно становится и ее жертвой [2]. Проблема заключается в том, что киберпростран-ство очень эффективно воздействует на личность, позволяя в условиях новой иллюзорной реальности достичь социальной успешности, к которой человек стремится, но не в состоянии достичь в реальности. Поиск своего нового, более успешного Я, возможность постоянно менять формы, способы и модели поведения, экспериментировать с идентичностью формируют стремление к постоянной смене форм самовыражения, которые возможны только в виртуальной реальности. Так возникает зависимость человека от киберпространства, которая проявляется в непреодолимом желании находиться в сети, нежелании прекратить работу на компьютере и выйти из сети, невозможности отказаться от мобильного телефона, если это происходит, то человек испытывает чувство тревоги, страха, дискомфорта, что и позволяет
нам говорить о человеке как жертве киберсоциализации.
Интернет-зависимость как форма психического расстройства получила название кибераддикция.
Можно выделить следующие типы интернет-зависимости:
непреодолимое стремление к навигации в сети;
патологическая увлеченность компьютерными играми;
страстное желание участвовать в социальной жизни, возникающей в информационном пространстве, ярко проявляющаяся ориентация на сексуальные отношения в сети (что можно рассматривать как киберсексуальную зависимость).
Таким образом, кибераддикция затрагивает основные сферы деятельности человека: общения, игровую, познавательную, трудовую. При кибе-раддикции общения киберкоммуни-кация доминирует в жизни человека; при игровой кибераддикции человек предпочитает компьютерные игры; при кибераддикции познания поиск информации в интернете становится для зависимого человека непреодолимой потребностью и приятным времяпровождением; при кибераддикции труда человек не представляет свою работу без постоянного использования кибер-технологий, и вся его работа связана с киберпространством.
К специфическим видам киберад-дикции относятся киберсексуальная аддикция как навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию ки-берсексом; киберфинансовая аддик-ция как постоянное стремление человека к поиску в интернете вещей для осуществления покупки, часто незапланированной, а иногда и ненужной, человек постоянно участвует в интернет-
аукционах, осуществляет покупки в интернет-магазинах, тратит деньги в азартных компьютерных играх.
Возникновение интернет-зависимости связано, на наш взгляд, с тем, что для человека определенного психического склада удовлетворение потребностей становится возможным не в реальной жизни, а в иллюзорной. Именно поэтому деятельность в кибер-пространстве может формировать зависимость, так как основные виды деятельности человек переносит в сферу киберпространства, которая и становится самой значимой и важной сферой жизнедеятельности.
Однако уход от реальности в кибер-пространство может нести в себе личностную и профессиональную опасность для аддиктивных, склонных к зависимостям людей.
Проблема, по нашему мнению, заключается в том, что деятельность человека в киберпространстве формирует новый вид деятельности, который мы называем коммуникативным. Сегодня коммуникация и характер отношения к информации становятся основой постиндустриального общества, появления нового социального неравенства, а не информация и уровень знаний. Коммуникативный вид деятельности - это синтетический вид деятельности, включающий в себя все виды социальной деятельности, реализуемой в виртуальной реальности. Особенности коммуникативной деятельности в том, что она регулируется нормами, созданными самим субъектом, а социальные нормы вследствие анонимности субъекта теряют свою значимость, в результате чего возникает противопоставление социальной реальности и виртуальной, причем в случае киберзависимости виртуаль-
ная реальность более значима для человека, и он осознает свое существование только в ней.
У человека в сети формируется не только чувство безопасности, но и безответственность, что в определенной степени криминализирует коммуникативную деятельность в сети. В силу анонимности коммуникативная деятельность сама по себе содержит ряд опасностей, которые проявляются в виде аффективной раскрепощенности. Человек, не считая нужным соблюдать элементарные социальные нормы, ориентируется на ненормативное поведение как способ виртуального удовлетворения своих потребностей, вплоть до сексуальных домогательств, оскорблений, нецензурных выражений. Связано это с отсутствием внешнего социального контроля, так как риск разоблачения минимален. Отсутствие четких правил поведения в сети, физическая непредставленность, отсутствие невербальной информации о партнере дает возможность предоставления недостоверной информации о себе, реализации асоциального и даже криминального поведения, что в реальной жизни неприемлемо для большинства людей.
Благодаря исчезновению большинства коммуникативных барьеров в интернет-общении люди очень быстро начинают испытывать чувство близости, что провоцирует эксплуатацию доверия партнера по виртуальному общению. Беспрепятственный доступ к порнографии, доступность сайтов с деструктивным содержанием, привлекательность жестоких компьютерных и сетевых игр с насилием вызывают высокую интенсивность и спрессован-ность эмоций, находясь на этих сайтах, люди приходят в состояние крайнего
эмоционального возбуждения, граничащего с эйфорией. У человека появляется желание постоянно испытывать эти эмоции, и его невозможно отвлечь от компьютера. Неудовлетворенность пользователя некоторыми сторонами реальной идентичности приводит к стремлению компенсировать ее в виртуальной реальности, которая служит способом осуществления человеком своих желаний.
В последнее время в сети широкое распространение получили такие интернет-феномены, как троллинг, ки-бербуллинг, киберхарассмент и хакинг. Эти явления известны давно, но в социальном взаимодействии они не могли получить широкого распространения из-за эффективного социального контроля, а в киберпространстве в силу эффекта анонимности они стали неотъемлемым элементом интернет-общения. По некоторым данным, около 50 % пользователей подвергаются тем или иным преследованиям и домогательствам в сети.
В интернете широко распространено стремление к эксплуатации доверия: в результате анонимности взаимодействия у человека возникает ложное чувство защищенности, он размещает информацию о себе, своей семье, его пароли к электронной почте, странице в социальной сети становятся легко доступны для посторонних, в том числе мошенников.
Растление в сети не только подростков, но и взрослых ввиду обилия порнографической информации приняло массовый характер. Для взрослых это носит замещающий характер, а для подростков это знакомство со взрослой жизнью. Вопрос, останутся ли виртуальные сексуальные отношения в сети или их попробуют перенести
в реальную жизнь, где партнер выступает прежде всего как объект манипуляции. Наличие в сети деструктивных сайтов, стремящихся привлечь большое количество пользователей путем стимулирования неудовлетворенных личностных потребностей, привело к возникновению групп смерти, экстремистских групп и т. д.
Широкое распространение насилия в сети (виртуальные убийства, издевательства, унижение человеческого достоинства) повышает агрессивность, делает привычным насилие, смерть, которые затем могут быть перенесены в реальность.
Как мы уже отмечали, часто пользователи подвергаются троллингу: инициатор размещает провокационные сообщения для создания конфликтной ситуации, его цель спровоцировать взаимные оскорбления и вызвать вражду.
Одним из видов притеснения в сети является кибербуллинг, сущность которого - размещение в сети сообщений угрожающего содержания, лживой или компрометирующей информации. Распространен среди подростков, которые часто дразнят и оскорбляют друг друга с целью притеснения. Если хотя бы один пользователь взрослый, то такое поведение называется сетевым домогательством или киберхарассментом.
Хакинг, или хакерство, - не просто чрезмерная увлеченность компьютерными технологиями, а определенная субкультура. Характерной чертой самосознания хакеров является принцип непринадлежности к обществу. Деятельность хакеров связана со взломом компьютерных программ, что, как правило, имеет негативные последствия для общества. Сегодня в России существуют следующие виды хакеров:
софт-хакеры - ломают программное обеспечение; фрикеры - используют альтернативные способы оплаты коммуникационных услуг, сетевые хакеры -работают в компьютерных сетях. Среди фрикеров можно выделить так называемых кардеров, специализирующихся на использовании чужих телефонных или банковских кредитных карточек.
Таким образом, с момента формирования киберпространства происходила и его определенная криминализация, причем объектом мог стать любой пользователь, не соблюдающий правила кибербезопасности в сети. Однако киберзависимыми становилась небольшая группа пользователей, для которых жизнедеятельность в сети носила замещающий характер и создавала возможность для самореализации личности в виртуальном пространстве. При этом социальная и виртуальная реальность достаточно четко противопоставлялись друг другу, и человек мог принадлежать только одной из них.
Еще несколько лет назад человек большую часть времени находился в социальной среде: на работе, на улице, дома. Для того чтобы проявить свое второе Я, ему нужно было отстраниться от социального взаимодействия, включить компьютер и погрузиться в виртуальную реальность. Сегодня появилось новое пространство жизнедеятельности - гибридное пространство, когда человек одновременно находится в сфере социального взаимодействия и в сфере взаимодействия в сети. Он постоянно получает сообщения, отвечает на них, участвует в полемике
в чатах, причем реальное общение ему начинает мешать, он пренебрегает им. Возникает ситуация когда виртуальная реальность становится для некоторых людей частью социальной жизни, причем доминирующей. Это приводит к зацикленности на жизни в сети, отсутствию интереса к реальной жизни, социальной дезадаптации и деформации.
Таковы основные опасности информационного общества, подстерегающие человека. Поскольку ки-берпространство содержит не только континуум полезной информации, но и аморальный и даже противоправный контент, то никто не застрахован от навязчивости сайтов деструктивного характера, наркотической притягательности (за счет высокого аддиктивного потенциала) виртуальных миров компьютерных игр, агрессии и пропаганды насилия, то в условиях компьютеризации и интернетизации современного общества вполне реально увеличение числа случаев аддиктивного поведения.
Основной необходимостью сегодня становится разработка системы обеспечения кибербезопасности личности, опирающейся на социализирующий и воспитательный потенциалы киберсоциализации человека.
Библиографический список
1. Белинская Е. П. Психология интернет-коммуникации. М. : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2013.
2. Плешаков В. А. Теория киберсо-циализации человека. М. : МПГУ, 2011.
3. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.