УДК 159.923
ОБ ИТОГАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА «ПРИКЛАДНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» НА ТЕМУ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»
Для цитирования
Гаврина, Е. Е. Об итогах проведения Всероссийского научно-практического семинара «Прикладная юридическая психология» на тему «Психологические последствия киберсо-циализации личности» / Е. Е. Гаврина, Т. Н. Савченко // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 2 (43). -С. 111-116.
24 мая текущего года в Институте психологии Российской академии наук (РАН) состоялся очередной Всероссийский научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» на тему «Психологические последствия киберсоциализации личности». Мероприятие было организовано Институтом психологии РАН (г. Москва) совместно с Академией ФСИН России (г. Рязань). В семинаре приняли участие ведущие ученые в области юридической психологии: А. Л. Журавлев, Т. Н. Савченко, В. А. Плешаков, А. В. Пищелко, С. В. Гарник, С. Н. Ени-колопов, И. В. Черемисова, Е. А. Ни-кулова, И. Б. Лебедев, И. В. Ульнова. Академию ФСИН России представили начальник психологического факультета Д. А. Донсков, начальник кафедры общей психологии Е. Е. Гаврина, веду-
© Гаврина Е. Е., Савченко Т. Н., 2018
Е. Е. Гаврина, Т. Н. Савченко
щий научный сотрудник научно-исследовательского отдела Т. А Симакова и преподаватель кафедры общей психологии И. А. Ковальчук.
Модераторами семинара являлись заместитель директора по науке Института психологии РАН член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор Андрей Владиславович Юревич и ведущий научный сотрудник Института психологии РАН кандидат психологических наук, доцент Татьяна Николаевна Савченко.
Со вступительным словом к участникам семинара обратился доктор психологических наук, профессор Андрей Владиславович Юревич, который обозначил основные направления работы семинара.
Основным докладом семинара являлось сообщение профессора кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, главного редактора интернет-портала «Homo Cyberus» кандидата педагогических наук, доцента Владимира Андреевича Плешакова на тему «О психологии киберсоциализации человека».
Владимир Андреевич определил «киберсоциализацию как процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-
мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникативных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности».
В своем докладе он обратил внимание на то, что человечество в XXI веке продолжает эволюционировать по пути информатизации, интернетизации, гаджетизации. Наступила эпоха киберсоциализации - социализации личности в символьно-знаковой реальности, представленной сетью Интернет и пространством мобильных технологий сотовой связи. В процессе и в результате киберсоциализации трансформируется мировоззрение, самосознание, мотивы и потребности личности, культура усвоения и воспроизводства ролей, ценностей, норм и правил жизнедеятельности.
Киберсоциализирующемуся человеку - «Homo Cyberus» - приходится учиться комфортно жить на стыке двух реальностей: киберреальности и классической предметной действительности, оперативно переключаясь между ними и конструктивно совмещая их, а также учиться разумно использовать технологии и гаджеты именно как «умные» средства оптимизации жизнедеятельности. Основные векторы киберсоциализации: киберкоммуникация, досуг, познание и работа в Сети. В рамках каждого вектора есть опасности, возможности и необходимость формирования культуры киберсоциализации.
Профессор кафедры психологии, социологии, государственного и муниципального управления Российского университета транспорта доктор педагогических наук, профессор Александр
Валериевич Пищелко в своем докладе на тему «Негативные последствия жизнедеятельности в киберпростран-стве» обратил внимание на проблемы социализации личности в условиях взаимодействия с сетевой информационной средой, возможности модификации структуры самосознания и потребностно-мотивационной структуры личности в киберпространство. Обозначил возможные негативные последствия параллельного нахождения личности в социальной реальности, виртуальном пространстве, возникновения новой реальности - гибридного пространства.
Профессор Российской таможенной академии Федеральной таможенной службы России, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, профессор Государственного университета управления доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, профессор Сергей Валентинович Гарник в своем докладе на тему «Современная социализация личности в условиях складывающихся внутренних и внешних угроз безопасности России» обозначил проблему социализации личности в условиях влияния на этот процесс развития цифровых технологий, с одной стороны, и существующих внутренних и внешних угроз социальной безопасности России, способности противостоять им в XXI в., в динамично меняющихся реалиях, с другой. Он отметил, что в условиях бурного развития цифровых коммуникативных технологий, наблюдаемого в последние годы, киберсоци-ализация как социальное явление приобретает гипертрофированные черты, превращаясь иногда в гиперкиберсо-циализацию - негативное явление от использования цифровых технологий
в коммуникации, приносящее ущерб безопасности развития личности и создающее угрозу социальной безопасности. Киберсоциализация - следствие научно-технического прогресса, она не имеет альтернативы. Однако целесообразно, используя(в том числе в образовательном процессе) позитивные особенности этого явления современной жизни, противостоять угрозам, вытекающим из его неконтролируемого использования. Представляются необходимыми определенная регламентация и организация контроля использования современных коммуникативных технологий некоторыми категориями пользователей. В первую очередь это касается детей и подростков в целом, особенно тех, которые находятся в местах коллективного проживания (постоянно или временно). Речь идет об интернатных учебных заведениях (и их разновидностях), воспитательных учреждениях, детских городках (детских деревнях типа SOS-villages и др.), летних оздоровительных лагерях, поскольку цифровые технологии, прежде всего интернет-пространство, приобретают здесь черты «коллективного организатора», иногда дестабилизирующего социальную стабильность. В особенной степени это относится к лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС). При этом особого внимания требует угроза распространения в этой среде экстремистских идей при использовании цифровых технологий в коммуникации. Число жертв терроризма растет в XXI в. не только в национальном, но и в международном масштабе, создавая дополнительные угрозы для населения, а средством распространения этих угроз все больше становятся кибертехнологии.
Основным средством профилактики нарастания внутренних угроз национальной безопасности при применении цифровых коммуникативных технологий представляется формирование соответствующего уровня социальной культуры, достигаемого в результате комплексного воздействия на социализацию личности подрастающего поколения, а внешних угроз —1 ограничение негативных воздействий интернет-пространства на сознание и поведение отдельных социальных групп, их различных категорий и представителей.
Заведующий отделом медицинской психологии ФГНБУ «Научный центр психического здоровья» кандидат психологических наук Сергей Николаевич Ениколопов выступил с докладом на тему «Агрессия в онлайн и офлайн интернет-среде», где он обратил внимание на эмоциональную сферу и особенности характера людей, влияющих на возникновение у «жителей» Интернета агрессивных проявлений в поведении. Он пояснил, что агрессия, наблюдаемая в Сети, возникает в структуре поисковой активности в результате неопределенности границы Я и импульсивности - типичных черт «жителя» Сети, отличающегося циклотимично-стью и дезакцентуацией характера по шкалам педантизма и застревания. Он показал, что интернет-культура с позиции стороннего (инокультурного) наблюдателя приводит человека к вседозволенности, а тем людям, которым трудно на личностном уровне добиваться желаемого, она дает пространство для свободы самоопределения и самореализации. Агрессивное поведение «жителей» Сети (интернет-девиантов, хакеров и чат-грубиянов) выступает как «санкционированное насилие» в отношении правил чужой
культуры, стремящейся ограничить права и свободы «коренных народов» Сети. Основные проблемы, связанные со средствами массовой информации (прайминг, мимикрия), играют важную роль в пробуждении агрессивных действий с помощью Интернета. В докладе затронуты вопросы возможности переноса методов изучения агрессии в СМИ на интернет-среду. Много лет мы занимаемся исследованием «жителей» Интернета. В начале 1990-х это было прибежище для людей с низкой тревожностью. Сейчас это фантастически агрессивный мир. Это изменение, которое становится чрезвычайно опасным. Абсолютно позитивное начало Интернета в настоящее время имеет и негативные последствия. Исследования на тему агрессии и изменения социального поведения в онлайн и офлайн интернет-среде чрезвычайно актуальны в настоящее время.
Заведующая кафедрой психологии федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный университет» доктор психологических наук, доцент Ирина Валерьяновна Черемисова выступила с докладом на тему «Развитие вторичной музыкальной личности в контексте киберсоциализации: эстетико-семиотический подход». Она представила авторскую позицию, заключающуюся в том, что для предотвращения негативных последствий киберсоциализации личности необходимо развивать общую культуру, способствовать одухотворению, «очеловечиванию» личности, а также обратила внимание на то, что классическое музыкальное искусство является эффективным и доступным средством защиты от манипуляции сознанием,
от вредоносного воздействия информационного потока насилия, жестокости, порой откровенной порнографии в интернет-пространстве. Развитие вторичной музыкальной личности в процессе музыкальной деятельности на всех этапах образования способствует когнитивному и личностному развитию. Необходимость массового музыкального образования обусловлена выводами ученых о том, что музыкальность как природное свойство присуща каждому человеку. С позиции авторского эстетико-семиотического подхода музыка понимается как сложный психосемантический текст, наполненный общечеловеческим и личностным смыслом. Восприятие шедевров классической музыки детерминирует творческое развитие личности, способствует духовно-нравственному личностному развитию, укрепляет потребности личности в самореализации и самоактуализации. Особую значимость это имеет в отношении детей и молодежи.
Доцент кафедры экономической психологии и психологии труда НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций» кандидат психологических наук Екатерина Александровна Никулова выступила с докладом на тему «Самореализация личности в процессе кибер-социализации». В своем выступлении она раскрыла особенности самореализации личности в кибепространстве.
Доцент кафедры психологии ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет» кандидат психологических наук Ирина Васильевна Тере-лянская в своем выступлении на тему «Интернет-аддикция: формирование, проявление, последствия» представила результаты исследования, направленного на изучение физиологических и психологических процессов, приво-
дящих к формированию интернет-зависимости, выделила негативные последствия стремительного темпа развития Интернета, раскрыла понятие интернет-аддикции, показала ее отрицательное влияние на личность, обозначила этапы коррекционной и профилактической работы с аддиктами.
Профессор кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя доктор психологических наук, профессор Игорь Борисович Лебедев и курсант 2 «П» курса международно-правового факультета Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя рядовой полиции Алина Маратовна Султанова выступили с докладом на тему «Десенсибилизирующее воздействие компьютерных игр на психику учащейся молодежи». В выступлении были отмечены основные пути психологической коррекции с целью снижения негативного влияния киберпространства на психику человека и предложен ряд психокоррекци-онных мероприятий, а также была показана роль психолога в данной деятельности. По мнению авторов, одним из способов психологической коррекции является психофизический тренинг, который способствует адаптации психики к различным отрицательным воздействиям киберпространства. Был представлен видеоролик, освещающий основу психофизического тренинга, и упражнения, направленные на психологическую коррекцию, а также на развитие определенных психических функций.
Адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя старший
лейтенант полиции Юрий Викторович Чуманов и курсант Института психологии служебной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В. Я. Кико-тя сержант полиции Юлия Дмитриевна Милюкова выступили с докладом на тему «Развитие профессиональной компетентности у курсантов образовательных организаций МВД России посредством киберсоциализации». Докладчиками была отмечена позитивная роль киберпространства и компьютерных технологий в развитии профессиональной компетентности. Авторы поделились положительным опытом использования компьютерных технологий, отметили, для каких подразделений органов внутренних дел и профессиональных задач важно осваивать компьютерные технологии и формировать умения работы в кибер-пространстве. Было также наглядно продемонстрировано оснащение компьютерными и мультимедийными приборами учебных аудиторий и компьютерных центров Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.
Ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела научного центра Академии ФСИН России кандидат психологических наук, доцент Татьяна Александровна Симакова и преподаватель кафедры общей психологии Академии ФСИН России Илья Александрович Ковальчук выступили с докладом на тему «Анализ психологических механизмов позитивной кибер-социализации». В своем выступлении они показали, что комплексное повышение уровня профессиональной подготовленности будущих сотрудников УИС в настоящее время предполагает поиск сбалансированной интеграции ресурсов киберсоциализации. Отсут-
ствие целенаправленного сопровождения киберсоциализации в контексте образовательной деятельности на этапе вузовской подготовки специалистов способно порождать деструктивные проявления в формах кибер-зависимости, правового инфантилизма, кибераддикциях и делинквентно-сти. Психологическое сопровождение предполагает определение психологических маркеров негативной киберсо-циализации, механизмов позитивной киберсоциализации, диагностического инструментария, позволяющего портретировать субъектов киберсоциали-зации для определения индивидуальных траекторий в процессе профессионального образования. Представили результаты пилотажного исследования по обозначенным вопросам.
Начальник кафедры общей психологии Академии ФСИН России кандидат психологических наук, доцент полковник внутренней службы Елена Евгеньевна Гаврина выступила с докладом на тему «Профилактика антирепутаци-онного поведения курсантов образовательных организаций ФСИН России в
киберпространстве». Ее доклад был посвящен анализу общения в киберпро-странстве курсантов Академии ФСИН России, способствующего потере их репутации как сотрудника УИС. Она обозначила мероприятия, проводимые в Академии ФСИН России по обучению курсантов формированию, поддержанию и сохранению своей репутации как действующего сотрудника УИС в киберпространстве. Указала, что обучение правилам общения в киберпростран-стве необходимо для будущих сотрудников УИС не только для сохранения репутации, но и для обеспечения собственной безопасности, так как их профессиональная деятельность связана с работой с осужденными. Представила результаты пилотажного исследования, направленного на изучение знаний, умений и навыков курсантов по формированию и сохранению личной репутации в киберпространстве.
После подведения итогов семинара его участники определили перспективные направления дальнейшего взаимодействия Академии ФСИН России и Института психологии РАН.