Научная статья на тему 'Анализ психологических механизмов позитивной киберсоциализации'

Анализ психологических механизмов позитивной киберсоциализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / CYBERSOCIALIZATION / МЕХАНИЗМЫ ПОЗИТИВНОЙ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ / MECHANISMS OF POSITIVE CYBER-SOCIALIZATION / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ВАРИАТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / VARIABILITY OF THINKING / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЕ БУДУЩЕЕ / RESPONSIBILITY FOR OWN FUTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симакова Татьяна Александровна, Гаврина Елена Евгеньевна, Ковальчук Илья Александрович

Комплексное совершенствование уровня профессиональной подготовленности будущих сотрудников УИС в настоящее время предполагает поиск сбалансированной интеграции ресурсов киберсоциализации. Отсутствие целенаправленного сопровождения киберсоциализации в контексте образовательной деятельности на этапе вузовской подготовки специалистов способно порождать деструктивные проявления в формах киберзависимости, правового инфантилизма, кибераддикциях и делинквентности. Психологическое сопровождение предполагает определение психологических маркеров негативной киберсоциализации, механизмов позитивной киберсоциализации, диагностического инструментария, позволяющего портретировать субъектов киберсоциализации для определения индивидуальных траекторий в процессе профессионального образования. В статье отражены результаты пилотажного исследования по обозначенным вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Симакова Татьяна Александровна, Гаврина Елена Евгеньевна, Ковальчук Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex improvement of the level of professional training of future penal system employees in our time implies a search for balanced integration of resources of cyber-socialization. The lack of purposeful support of cyber-socialization in the context of educational activity can only lead to destructive forms of cyber-dependence, legal infantilism, cyber-addiction and delinquency. Psychological support involves the identification of psychological markers of negative cyber-socialization, mechanisms of positive cyber-socialization, and diagnostic tools for defining of individual trajectories in the course of professional education. The results of pilot research on the issue are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Анализ психологических механизмов позитивной киберсоциализации»

УДК 159.9:343.8

АНАЛИЗ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПОЗИТИВНОЙ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ

Т. А. Симакова, Е. Е. Гаврина, И. А. Ковальчук

Для цитирования

Симакова, Т. А. Анализ психологических механизмов позитивной киберсо-циализации / Т. А. Симакова, Е. Е. Гав-рина, И. А. Ковальчук // Прикладная юридическая психология. - 2018. -№ 2 (43). - С. 59-64.

Аннотация. Комплексное совершенствование уровня профессиональной подготовленности будущих сотрудников УИС в настоящее время предполагает поиск сбалансированной интеграции ресурсов киберсоциализации. Отсутствие целенаправленного сопровождения киберсоциализации в контексте образовательной деятельности на этапе вузовской подготовки специалистов способно порождать деструктивные проявления в формах кибер-зависимости, правового инфантилизма, кибераддикциях и делинквентно-сти. Психологическое сопровождение предполагает определение психологических маркеров негативной киберсо-циализации, механизмов позитивной киберсоциализации, диагностического инструментария, позволяющего портретировать субъектов киберсоциализации для определения индивидуальных траекторий в процессе профессионального образования. В статье отражены ре© Симакова Т. А., Гаврина Е. Е., Ковальчук И. А., 2018

зультаты пилотажного исследования по обозначенным вопросам.

Ключевые слова: киберсоциали-зация, механизмы позитивной кибер-социализации, рефлексия, вариативность мышления, ответственность за свое будущее.

Одной из целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года является всестороннее комплексное совершенствование уровня профессиональной подготовленности сотрудников. Процесс формирования нового облика сотрудника УИС предполагает ориентированность на профессионально грамотного, ответственного, имеющего устойчивую систему нравственных ценностей, стремящегося к постоянному личностному совершенствованию молодого человека, готового противостоять рискам, связанным с динамическими процессами современного общества [1, с. 4].

С развитием компьютерных технологий, в частности всемирной глобальной сети Интернет, особую актуальность в контексте современного образования и профессиональной подготовки приобретает междисциплинарное явление - киберсоциали-зация человека. В. А. Плешаков характеризует киберсоциализацию как

системообразующий фактор новой эпохи, поскольку киберсоциализация человека является жизнедеятельностью личности в кибер-пространстве [2, с. 15].

У современных обучающихся - активных пользователей киберсреды -иначе организуются жизненные ориентиры, развиваются познавательная, эмоциональная и волевая сферы личности, они по-другому осуществляют коммуникативные связи и строят отношения с окружающими. Изменения затрагивают сферу не только навыков владения современными информационно-коммуникационными технологиями, но и фундаментальных духовно-нравственных ценностей, понятийного строя мышления, направленности личности и ми-ровоззреческой позиции в целом.

Среди курсантов принято считать, что быть по-настоящему современным, значит быть всегда онлайн: с включенным круглосуточно сотовым (мобильным) телефоном, настроенной на мгновенное оповещение о новом письме электронной почтой (e-mail), онлайн в программах-клиентах для мгновенного обмена сообщениями (ICQ, Odigo или других интернет-пейджерах) и нескольких социальных сетях интернет-среды (например, популярных для России «ВКонтакте» и «Одноклассники») [3, с. 3].

Киберсоциализация человека как реальность современного мира и важная часть жизнедеятельности современной личности несет в себе сложные противоречия, которые не могут не учитываться в контексте современного образования. Говоря о киберсоциали-зации, необходимо сделать акцент на том, что киберпространство далеко не безопасная среда, включающая в себя противоречия и содержащая достаточ-

ное количество социальных и психологических рисков (зависимость, кибер-мошенничество, кибербуллинг, потеря социального самоконтроля).

С целью предотвращения стихийности процесса киберсоциализации обучающихся представляется важным определение психологических механизмов, лежащих в основе позитивной киберсоциализации. На наш взгляд, такими механизмами являются прежде всего личностная рефлексия, вариативность мышления, ответственность за свое будущее, готовность использовать внутренний ресурс.

Личностная рефлексия проявляется в качестве способности снимать противоречие между Я-реальным и Я-идеальным посредством адекватного самовосприятия, самопонимания и самокоррекции.

Вариативность мышления как способность видеть альтернативные сценарии жизнедеятельности позволяет предотвращать поведение, выстраивающееся на основе психологических защит.

Ответственность за свое будущее предполагает построение образа по-требностного будущего с критериальной его аргументацией на основе понимания причинно-следственных связей.

Готовность использовать внутренний ресурс раскрывается в способности испытывать эмоционально-волевое напряжение в процессе достижения целей и профессиональной деятельности в частности.

Отрицательными маркерами негативной киберсоциализации являются потеря временного контроля пребывания в киберсреде, превалирование социальных контактов, ценностная ориентированность и правовая некомпетентность.

Таким образом, в современных условиях совершенствования профессиональной подготовки сотрудников УИС актуализируется необходимость проведения последовательной научно обоснованной исследовательской деятельности, касающейся проблемы киберсоциализации личности в контексте личностного и профессионального роста и развития.

Для решения поставленных задач мы использовали следующий психодиагностический инструментарий: анкетирование, методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарева), методика определения стиля мышления (авторы-разработчики А. Харрисон, Р. Бремсон, авторы адаптации А. Алексеев, Л. Громова).

С помощью указанных методов были обследованы 58 курсантов (18 юношей и 40 девушек) первого и второго курсов психологического факультета Академии ФСИН России по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности.

Математико-статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием пакета программ STATSOFT STATISTICA 8.0.

Адаптация известной методики А. Харрисона и Р. Бремсона предназначена для оценки выраженности основных стилей мышления. Авторы выделяют 5 основных стилей: синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический и реалистический.

Особенностью синтетического стиля мышления является концентрация на ключевых идеях и положениях, умение лучше остальных действовать в чрезвычайных ситуациях, избыточное упорство при достижении цели. Обладателям синтетического стиля мыш-

ления свойственна чувствительность к противоречиям в рассуждениях других людей. Они часто заинтересованы в возникновении конфликтных ситуаций и способны даже спровоцировать их. Это теоретический стиль мышления, такие люди делают свои выводы, опираясь на теорию, любят находить противоречия в рассуждениях других людей и концентрировать на этом внимание публики. Им нравится находить принципиально новое решение, объединяющее противоположные мнения и суждения. Люди с синтетическим стилем мышления видят мир постоянно изменяющимся и любят перемены.

Люди с данным типом мышления часто профессионально компетентны, способны вовремя обнаружить значительные ошибки в процессе принятия решений. В общении часто бывают язвительны и ироничны. Именно люди с таким стилем мышления способны вовремя спрогнозировать возможные риски.

Люди с идеалистическим стилем мышления обладают широким кругозором. Склонны к глобальным и интуитивным оценкам. Не опираются на факты и формальную логику, не утруждаются детальным анализом проблем. Проявляют повышенный интерес к человеческим ценностям, потребностям, мотивам и целям. Они неплохо умеют формулировать цели. Не концентрируются на сухих фактах и точных цифрах. Считают, что споры и разногласия можно уладить, акцентируясь на сходстве. Не получают удовольствия и не ценят конфликты. Позиционируют себя как открытые, заслуживающие доверия и помогающие другим люди. Гордятся своей интуицией в сфере человеческих отношений. Идеалисты учитывают в своих решениях социальные и субъективные факторы, предпочита-

ют сгладить конфликтные ситуации и акцентировать внимание на сходстве в различных взглядах. Свободно воспринимают различные идеи и суждения, успешно разрешают проблемы, где существенными факторами являются чувства, оценки и эмоции.

Людям, обладающим идеалистическим стилем мышления, нравится рассуждать о нравственных и морально-этических ценностях. Они характеризуются гуманными взглядами, к ним нередко обращаются за поддержкой. Заботятся о морально-психологическом климате в коллективе. Идеалисты - хорошие собеседники и слушатели, которые не обращают внимания на погрешности и ошибки. Оказывают положительное влияние на других.

Люди с доминирующим прагматическим стилем мышления опираются на непосредственный индивидуальный опыт, использование той информации и тех материалов,которые находятся под рукой, стараясь как можно скорее получить определенный результат. Поведение прагматичных людей на первый взгляд может выглядеть хаотичным и поверхностным, но оно подвержено определенным правилам. Прагматики неплохо чувствуют спрос, предложение и конъюнктуру. Успешно находят тактику поведения, применяя в свою пользу сформировавшиеся условия, проявляя адаптивность и гибкость. Способны синхронно исполнять несколько дел. Комфортно чувствуют себя, находясь в конфликте, поэтому борьба питает их энергией.

Аналитический стиль мышления ориентирован на всесторонний и систематический анализ проблемы или вопроса. Аналитики склонны к методичной, тщательной, логической, детальной привычке решения проблем.

Прежде чем принять решение, аналитики разработают детальный план и попытаются сконцентрировать как можно больше объективных фактов, информации. Аналитики склонны видеть мир рациональным, логичным, предсказуемым и упорядоченным, поэтому расположены искать метод, систему или формулу для решения того или иного вопроса, поддающуюся разумному объяснению. Людям с аналитическим мышлением нравится оперировать количественными характеристиками и цифровыми данными. В своей работе они опираются на юридические нормы, инструкции и директивные документы. Работают ответственно, педантично, тщательно продумывают детали. Аналитический стиль мышления ориентирован на всестороннее и систематическое рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями. Стремятся стать профессионалами и не выдерживают халатности в работе. Показывают ответственность и серьезность в обучении.

Реалистический тип мышления характеризуется абстрактностью. Проблема для реалистов появляется каждый раз, когда они видят, что что-то является неправильным, и они хотят это исправить.

Реалистический стиль мышления схож с прагматическим стилем: такие же общительные и живые, но прагматики сориентированы на самостоятельное достижение цели и опираются только на свой личный опыт, а реалисты - на организацию команды, с помощью которой они смогут решить задачу.

В результате проведенного корреляционного анализа нами были получены следующие данные.

Для респондентов с синтетическим стилем мышления характерно преобладание реальных контактов над виртуальными (к = 0,35), отсутствие опасения по поводу использования Интернета (к = -0,28) и значимость чистоты экологии (к = -0,34).

Для респондентов с идеалистическим стилем мышления не важен материальный достаток (к = 0,34).

Для респондентов с преобладающим прагматическим стилем мышления характерна значимость спорта (к = -0,31).

Для респондентов с преобладающим аналитическим стилем мышления характерна значимость домашних питомцев (к = -0,27). Они не обсуждают вопросы любви и дружбы с виртуальными друзьями (к = -0,29), а также считают Интернет опасным (к = 0,29).

Чем значимее для респондентов домашние питомцы, тем больше времени они проводят в Интернете (к = -0,3). Данный факт выглядит достаточно парадоксально. Казалось бы, что домашние питомцы требуют достаточного внимания к себе и времени. Мы полагаем, что это связано с фру-стрированной потребностью в аффи-лиации. Тем самым юноши и девушки пытаются удовлетворить потребность в нежности, любви и ласке в виртуальном мире.

Утреннее посещение Интернета взаимосвязано с потребностью забыться от проблем (к = 0,47). Выход в Интернет в вечернее время связан с развитой рефлексией общения и взаимодействия с другими людьми (к = 0,27).

Положительным моментом при использовании интернет-среды является последующее обсуждение полученных впечатлений с реальными друзьями. У

данных респондентов развиты вариативность принятия решений (к = 0,32) и рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми (к = 0,31).

Респонденты, которые обсуждают впечатления, полученные от Интернета с родителями, в большей степени готовы использовать внутренние ресурсы (к = 0,29).

Для респондентов, которые ни с кем не обсуждают впечатления, полученные от Интернета, не значим материальный достаток, они имеют мало друзей в реальной жизни (к = 0,27), для них характерна сниженная рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми (к = -0,3) и низкая вариативность в принятии решений (к = -0,4).

Обсуждение впечатлений, полученных от Интернета, мы считаем признаком более здоровой личности. Таким образом, мы выделяем еще один отрицательный маркер негативной киберсоциализации - необсуждение впечатлений, полученных от Интернета, с кем-либо из реальной жизни.

Респонденты, которые делятся впечатлениями, полученными от Интернета, с реальными друзьями меньше нуждаются в виртуальных знакомствах (к = -0,3).

Респонденты, которые испытывают потребность в новых виртуальных знакомствах, считают Интернет неопасным (к = -0,35).

Рассмотрение будущей деятельности отрицательно взаимосвязано с родителями (к = -0,4). Чем менее значимы для респондентов родственники, тем больше они хотят получать наслаждение от виртуальных игр в Интернете (к=0,48). В последнее время мы наблюдаем, что расхождение интересов родителей и детей увеличивается с развитием цифровых технологий. Дети и роди-

тели большую часть времени проводят в Интернете. В современной семье нередко люди живут в публичном одиночестве. Представители разных поколений сосуществуют под одной крышей, но общаются формально, безэмоционально, не понимая друг друга.

Чем более значимо для респондентов хорошее будущее и чем больше они имеют друзей в реальной жизни, тем меньше они нуждаются в получении наслаждения от виртуальных игр в интернете (к = 0,28).

Обсуждение вопросов любви и дружбы, жизни и смерти связано с потребностью забыться от проблем в Интернете (к = 0,31).

Чем более значимо для респондентов получение знаний о будущей профессиональной деятельности, тем менее выражена потребность забыться от проблем в Интернете (к = 0,47).

Потребность забыться от проблем в Интернете выражена у респондентов со сниженной ретроспективной рефлексией деятельности (к = 0,31), которые не готовы использовать внутренние ресурсы (к = -0,31).

В процессе исследования мы установили, что более половины респондентов находятся в Интернете более 10 часов в сутки. Около 50 % из виртуальных друзей в Интернете являются реальными друзьями. Данные факты

мы также считаем отрицательными маркерами негативной киберсоциа-лизации.

Библиографический список

1. Психология профессионального развития сотрудника уголовно-исполнительной системы на этапе вузовской подготовки : монография. Рязань, 2011. 246 с.

2. Плешаков В. А. Киберсоциа-лизация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 2. С. 15-18.

3. Плешаков В. А. Теория киберсо-циализации человека в XXI в. // Идеи и идеалы. 2011. Т. 2, № 3(9). С. 47-61.

4. Ковальчук И. А., Беспалова Т. М. Формирование личностных свойств курсантов Академии ФСИН России как основы профессиональной компетентности // Прикладная юридическая психология. 2016. № 3. С. 89-95.

5. Иванова А. М., Ковальчук И. А. Психосемантический анализ индивидуального правосознания сотрудников органоввнутреннихдел: опытлонгитю-да // Прикладная юридическая психология. 2016. № 1(34). С. 108-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.