УДК 316.6
DOI 10.33463/2072-8336.2019.1 (46).049-058
АНТИЭКСТРЕМИСТСКОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ: К ОБОСНОВАНИЮ ПОНЯТИЯ И РАЗРАБОТКЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
А. М. Салихов, И. П. Краснощеченко
Для цитирования
Салихов, А. М. Антиэкстремистское правосознание: к обоснованию понятия и разработке обучающей программы для молодежи / А. М. Салихов, И. П. Краснощеченко // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 1(46). -С. 49-58. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.1(46).049-058.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative д-i.J Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. Статья посвящена обсуждению проблемы экстремизма, представляющего собой серьезную угрозу современному российскому обществу. Использующиеся сегодня агентами экстремизма многочисленные информационные технологии, основанные на изучении потребностей и интересов человека посредством анализа его контактов, контента в социальных сетях и информационных запросов в поисковых системах Интернета, позволяющие адресно манипулировать и управлять потребностями, желаниями и страхами человека, превратили молодое поколение в заложников всемирной паутины.
Авторы констатируют, что в последнее время произошло изменение облика молодого человека, имеющего склонности к действиям экстремист© Салихов А. М., Краснощеченко И. П., 2019
кой направленности, в настоящее время это чаще всего подросток или молодой человек, мало отличающийся от любого другого подростка, проводящего свое время в Интернете и имеющего доступ к сети посредством гаджетов.
В связи с высокой степенью опасности экстремизма для общества в статье обосновывается необходимость системной работы по его предупреждению. Предложено ввести в научный оборот понятие «антиэкстремистское правосознание», определяемое как совокупность представлений и убеждений личности относительно норм права, соответствующих принятым в обществе представлениям морали, на психоэмоциональном уровне формирующих устойчивое неприязненное отношение к действиям экстремисткой направленности, а также устанавливающих меры реагирования на них.
Авторы статьи рассматривают формирование антиэкстремистского правосознания подростков и молодежи как задачу государственного масштаба, связанную с сохранением и обеспечением безопасности общества. В качестве одного из путей профилактики экстремизма предлагается разработка и реализация образовательных интерактивных программ для подростков и студенческой молодежи.
Сплочение молодежи в условиях совместной деятельности по освоению предлагаемого курса, а также в результате конструктивной социально значимой деятельности (творческой, волонтерской, исследовательской, проектной и др.) в группу, становящуюся для них референтной, члены которой будут носителями группового антиэкстремистского правосознания (так называемыми единомышленниками), является важным условием развития индивидуального антиэкстремистского правосознания молодых людей.
Целенаправленное формирование антиэкстремистского правосознания в условиях образовательных учреждений и молодежных центров призвано помочь молодежи своевременно усматривать и выявлять риски противоправных разрушительных экстремистских интернет-влияний и других технологий, компетентно защититься от них и уверенно им противостоять.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, сознание, правосознание, антиэкстремистское правосознание, правовая культура, правовой нигилизм, молодежь, механизмы влияния, референтные группы.
Введение. Устройство современного миропорядка уникально. Уникальным его делает не только технический
прогресс, глобализация, массовая миграция народов и смешение культур, не происходившее в таком масштабе и с такой скоростью до сегодняшней эпохи, но и негативные, а иногда даже вопиющие процессы, которые происходят внутри современного общества.
Современный «цивилизованный мир», как он себя называет (Запад), может одновременно провозглашать незыблемое право на жизнь, при этом сбрасывать сотни тон бомб на города, может провозглашать право на свободу человека и презумпцию невиновности, при этом десятилетиями содержать людей в секретных тюрьмах без суда и следствия, декламировать гуманистические идеи, запрещая многовековые традиции, такие как коррида в Испании, при этом игнорируя народную забаву в Дании, во время которой устраивается массовое убийство китов и гринд (черных дельфинов).
В обществе потребителей с преобладающим лицемерием, двойными стандартами, беспринципностью, жестокостью и формализмом возникли свои внутренние угрозы. В Европе и Америке такими угрозами для общества стали экстремизм и терроризм.
После распада СССР и падения железного занавеса молодое государство Россия импортировала из Европы и Америки не только идеологию общества потребления, но и сопутствующие ему угрозы в виде экстремизма и терроризма.
Хотя сегодня проблема терроризма и экстремизма стоит, пожалуй, не так остро, как в 90-е или в начале 2000-х годов, она никуда не делась, лишь из активной фазы перешла в латентную и ушла в глубины и широты Интернета, создавая видимость отсутствия угрозы. Изменилось и лицо молодо-
го человека, имеющего склонности к действиям экстремисткой направленности. Теперь это не группы молодых людей, собирающихся в подвалах и предпочитающих определенный стиль одежды. В настоящее время это чаще всего обыкновенный подросток или молодой человек, проводящий свое время в Интернете и имеющий доступ к сети посредством компьютера или смартфона, впрочем, как и любой другой подросток.
Подтверждением изложенному служат периодические неожиданные и непредсказуемые вылазки экстремистов и террористов. Ярким, но не единственным, примером являются события 17 ок-ября 2018 г. в Политехническом колледже города Керчи Республики Крым, когда неприметный на первый взгляд молодой человек сначала совершил подрыв самодельного взрывного устройства в столовой учебного заведения, а после расстреливал своих сверстников и педагогов. Печальный итог данного происшествия - 19 убитых подростков и 60 раненых [17].
Анализ причин трагических событий в Керчи показывает, что на уровне государства отсутствует эффективная политика по выявлению угроз экстремизма, как отсутствует системная профилактическая работа с подростками и молодежью по профилактике на ранних стадиях склонности молодежи к действиям экстремисткой направленности. Разные структуры, занимающиеся данной проблемой, разобщены, их действия имеют формализованный характер.
Даже определение экстремизма сегодня не является однозначным. Например, в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» [8] это понятие приравнивается к
экстремисткой деятельности и имеет обширное и размытое определение, которое, кроме прочего, противоречит определению экстремизма, принятому в международных организациях (Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Парламентская Ассамблея Совета Европы), участником которых является Россия.
Отсутствие целенаправленной политики на уровне государства по противодействию экстремизму и его крайнему проявлению - терроризму приводит к таким последствиям в обществе, как незнание норм права и правовой нигилизм, особенно среди молодежи. Как следствие, современное российское общество не знает сущности понятия «экстремизм», а также того, какие действия подпадают под его определение. Примером могут служить результаты опроса 2640 студентов вузов и ссу-зов, проведенного в г. Санкт-Петербурге в 2010 г., в ходе которого было установлено,что 42 % респондентов не знакомы или имеют размытое представление о понятии «экстремизм», 21 % - только слышали о нем и только 37 % опрошенных подтвердили, что знакомы с действиями экстремистского характера [4].
Кроме незнания действий, которые могут подпадать под определение «экстремистские», негативное влияние на молодежь оказывают и стереотипы, существующие в обществе. Например, в 2017 г. в Калужском государственном университете имени К. Э. Циолковского было проведено исследование, в котором приняли участие 848 студентов данного учебного заведения. Ответы на вопрос «Как вы отнеслись бы к соседству с представителями других государств, этнических групп
и городов» разделились следующим образом: враждебное и негативное отношение к соседству с представителями Северного Кавказа высказали 23,4 % опрошенных, Ближнего Востока - 17,8 %, Средней Азии - 16,5 %, Украины - 13,2 % опрошенных, при этом подавляющее большинство респондентов отмечали, что не сталкивались с конфликтами на религиозной, национальной или культурной почве [1]. Стереотипы у студентов сформировались под влиянием недобросовестных средств массовой информации (далее - СМИ), размещающих в погоне за высокими рейтингами провокационные и нередко опасные заказные материалы, а также вследствие влияния изощренных интернет-технологий, целенаправленно применяемых в целях дестабилизации ситуации в обществе [2].
Обоснование понятия «антиэкстремистское правосознание». Анализ современной ситуации показывает, что использующиеся сегодня информационные технологии, позволяющие изучать потребности и интересы человека посредством контента социальных сетей и запросов в поисковых системах Интернета, создают возможности адресного и действенного влияния на индивида, манипулирования его потребностями, желаниями и страхами, чем превратили молодое поколение в заложников всемирной паутины. Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что современное общество и особенно молодое поколение оказалось беззащитным перед колоссальным давлением, которое на него оказывают недобросовестные СМИ и всемирная паутина - Интернет [5].
Для того чтобы успешно противостоять подобным манипуляциям у под-
ростков и молодежи необходимо развивать критическое мышление, минимизировать среди них правовой нигилизм посредством повышения правовой культуры и целенаправленной работы по формированию правосознания, прежде всего антиэкстремистского.
Вводя в научный оборот новое понятие, обратимся к понятиям «сознание» и «правосознание», производным от которых является предлагаемое нами понятие «антиэкстремистское правосознание».
Характеризуя сознание, С. Л. Рубинштейн в Основах общей психологии писал, что в психологическом плане оно выступает прежде всего как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя. Наличие у человека сознания означает, собственно, что у него в процессе жизни, общения, обучения сложилась или складывается такая совокупность (или система) объективизированных в слове, более или менее обобщенных знаний, посредством которых он может осознавать окружающее, самого себя, явления действительности через их соотношение с этими знаниями [10].
Постулируя сознание как ключевую характеристику человеческого бытия, выдающийся советский ученый-методолог с диалектико-материалистиче-ской и нравственно-гуманистической позиции указал его важнейшие особенности, проявляющиеся в способности субъекта сознания, «выходя за пределы своего собственного одиночного существования, отдавать отчет о своем отношении к миру, к другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям, нести ответственность за содеянное, ставить перед собой задачи и, не ограничиваясь приспособлением к наличным условиям жизни, изменять
мир - словом, жить так, как живет человек и никто другой» /10] (курсив наш. -А. С. и И. К.).
Масштабность понятия «сознание» и его биполярность - от «предельной абстракции» до «вечной» проблемы философии - констатируется авторами Большого психологического словаря (далее - БПС), подчеркивающими, что сознание есть идеальная форма отражения, воспроизведения, порождения действительности, что не мешает ей быть реальной, объективной, бытийной. Сознание как «сложнейшая реальность» согласно БПС имеет свои уровни и свои структурные компоненты, его образующие. Понимаемое в широком смысле слова сознание по отношению к деятельности выполняет двоякую роль: оно выступает в качестве ее внутреннего компонента, средства контроля за ходом деятельности; оно же выступает и как внешнее по отношению к ней, как источник представлений о ее целях, смысле и оценке [5].
Принципиально важным для нас при разработке понятия «антиэкстремистское правосознание» (с учетом определения и характеристики сознания С. Л. Рубинштейна и современных авторов) стало признание того, что сознание есть способность человека не только познавать мир, накапливать и обобщать представления о нем, но и осознавать происходящее, управлять своим поведением, отношением к миру, другим людям, предвидеть последствия, нести ответственность за свои действия и поступки и т. д., то есть сознание представляет собой основание и сущность человеческого бытия, регуляции человеческой активности, деятельности и жизнедеятельности.
Поскольку в структуре предлагаемого понятия антиэкстремистского
правосознания мы используем понятие «правосознание», обратимся к его определениям, имеющимся в научной литературе. Учитывая, что право -базовая юридическая категория, то в первую очередь обратимся к определениям из специальной - юридической литературы. Так, И. Н. Сенин рассматривает правосознание как основной элемент правовой культуры, представляющий собой часть общественного сознания, показывающего отношение индивида, группы, общества к действующему или желаемому праву в форме чувственного (правовая психология) или рационального (правовая идеология) понимания [11].
Правосознание в научной литературе характеризуют как одну из форм общественного сознания, представляющую собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, то есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми [9].
Психологические аспекты правосознания рассматриваются В. Г. Сту-кановым, понимающим правосознание как систему психических свойств, реализующихся в когнитивной и чувственно-эмоциональной сферах и детерминирующих субъективное отражение правовой действительности, а также социально-правовое поведение человека [14].
Опираясь на представленные выше определения и характеристики понятий «сознание», «правосознание», под антиэкстремистским правосознанием мы понимаем совокупность представ-
лений и убеждений личности относительно норм права, соответствующих принятым в обществе представлениям морали, на психоэмоциональном уровне формирующих устойчивую неприязненную позицию к действиям экстремистской направленности, а также устанавливающих меры реагирования на них.
Структура антиэкстремистского правосознания,его функции и возможности диагностики и формирования. В структуре антиэкстремистского правосознания мы выделяем когнитивную (совокупность представлений и убеждений личности относительно норм права, соответствующих представлениям справедливости и морали, принятым в обществе), аффективную (на психоэмоциональном уровне проявляющуюся устойчивой неприязненной позицией относительно действий экстремисткой направленности и твердостью по отношению к нормам морали), поведенческую составляющую (обеспечивающую осознанную регуляцию психической деятельности и активности человека с учетом усвоенных правовых и нравственных норм, недопустимость вовлечения в действия экстремистской направленности, противостояние и противодействие информационно-технологическим влияниям).
Поскольку антиэкстремистское правосознание является одной из форм сознания, ее аспектом, имеющим все базовые характеристики сознания как атрибута человеческого бытия и психической деятельности, оно представляет собой и процесс, и результат психической деятельности, основными функциональными компонентами которой являются: отражение, познание и отношение, посредством мышления
и эмоций формирующие правовые знания, установки, которые наряду с нравственными нормами становятся регуляторами практической деятельности человека по удовлетворению его многообразных потребностей в процессе жизнедеятельности и его стойкости к неблагоприятным экстремистского толка влияниям и рискам.
В соответствии с традицией уров-невого рассмотрения сознания предлагаем дифференцировать антиэкстремистское правосознание следующим образом.
Массовое антиэкстремистское правосознание выражает общественное мнение о ценности норм морали, норм права, существующего антиэкстремистского законодательства, отражает общественное одобрение социально значимого поведения и конструктивной созидательной активности личности и социальных групп и общественную неприязнь к экстремизму. Важную роль играет системная пропаганда нравственных ценностей, поддержка социально полезной активности молодежи, компетентное информирование о рисках и угрозах экстремистских организаций, недопустимости принятия их идей и ценностей и способах противодействия им.
Групповое правосознание - правосознание, представляющее собой отношение к нормам права и действиям экстремисткой направленности, обусловленное психологическими особенностями той или иной возрастной и (или) социальной группы. Именно референтные группы молодежи - носители антиэкстремистского правосознания (единомышленников) являются важным условием формирования индивидуального антиэкстремистского правосознания молодого поколения.
Поскольку молодым людям свойственно все возводить в «абсолют», делить события, происходящие в мире и социуме, на «черное» и «белое», легко поддаваясь эмоциональному заражению под влиянием сильных ситуационных факторов и некритично воспринятой информации, то устойчивое мнение и (или) позиция референтной группы с антиэкстремистским правосознанием и членство в ней будут способствовать присвоению отдельной личностью ценностей, позиций и норм данной группы.
Индивидуальное антиэкстремистское правосознание, формирующееся под влиянием референтных лиц и групп, которое проявляется на уровне конкретной личности ее компетентной осведомленностью в сфере антиэкстремистского законодательства, следованием нормам морали и права и неприязненным отношением к действиям экстремистской направленности и способностью осознавать риски скрытых информационных влияний.
К важнейшим функциям антиэкстремистского правосознания мы относим:
- познавательную функцию, проявляющуюся знанием правовых норм, освоенных личностью в процессе социализации и интеллектуальной деятельности, позволяющих осмысливать в конкретном ситуационном контексте антиэкстремистское законодательство, осознавать нормы права и морали и проявление рисков и механизмов экстремистских влияний;
- оценочную функцию, выражающуюся в принятии личностью нравственных и правовых норм действующего законодательства РФ и следовании им в повседневной жизни, а также в осознании недопустимости проявлений экстремизма и неприязни к ним;
- регулятивную функцию, представленную правовыми установками и ценностно-правовыми ориентирами личности, мотивирующими ее на совершение юридически значимых действий, не выходящих за рамки действующего законодательства и норм морали;
- прогностическую функцию, моделирующую результаты правоприменительной и познавательной деятельности субъекта для эффективного регулирования собственной активности и его отношений с другими людьми с позиции следования требованиям российского антиэкстремистского законодательства.
Антиэкстремистское правосознание может формироваться стихийно под воздействием общественной идеологии, культуры и нравственности, включающих в себя в том числе правовые идеи, распространенные в обществе, под влиянием общественного правосознания, правосознания референтных для личности социальных групп, а также под влиянием конкретных референтных лиц. Вместе с тем усилившиеся угрозы проявлений экстремизма дают нам основание для утверждения необходимости разработки и создания в целях обеспечения безопасности личности и общества системы формирования антиэкстремистского правосознания подростков и молодежи в условиях образовательных учреждений, молодежных досуговых центров, включающую в себя нравственное и правовое просвещение, изучение действующего законодательства РФ, знакомство с существующими технологиями влияния и отработку способов противодействия угрозе.
Формирование антиэкстремистского правосознания мы связываем прежде всего с развитием критическо-
го мышления, которое позволит молодому человеку уже на ранних стадиях возможных внешних влияний понять, что его вовлекают в противозаконную деятельность, за совершение которой может последовать уголовная ответственность. Кроме того, с развитием критического сознания у молодежи расширяется представление о рисках внешней среды и негативном информационном влиянии в целом и в конкретных ситуациях в частности, проявляющееся в устойчивом неприязненном отношении к противоправной и экстремисткой деятельности, какой бы завуалированной она не была.
Для оценки сформированности индивидуального антиэкстремистского правосознания предлагаем его дифференциацию по трем уровням (высокий, средний, низкий), отличающимся способностью к критическому мышлению, глубиной рефлексии собственного поведения, анализу поведения других людей и выявлению социально-психологических механизмов, оказывающих влияние на поведение человека, а также способностью к прогнозированию последствий социальных влияний. Данные и другие критерии являются индикаторами для диагностики антиэкстремистского самосознания в разрабатываемом нами ситуационном тесте.
Формирование антиэкстремистского правосознания подростков и молодежи, по нашему убеждению, является задачей государственного масштаба, связанной с сохранением и обеспечением безопасности общества, формированием эффективных механизмов реагирования на экстремистские действия, что позволит минимизировать риски, а в лучшем случае искоренить угрозу проявлений экстремизма. Одним из действенных ин-
струментов реализации такой задачи мы считаем разработку и реализацию специализированных образовательных программ соответствующего профиля для подростков и студенческой молодежи, интегрирующих идеи юриспруденции, юридической, социальной психологии, педагогики, психологии развития, акмеологии [7, 12-16, 18]. В частности, в настоящее время осуществляется разработка интерактивной обучающей программы для студентов, включающей в себя несколько разделов, в том числе информационно-правовой блок, целенаправленно знакомящий с правовой законодательной базой РФ, включая антиэкстремистское законодательство; аналитический блок, содержащий ситуации, знакомящие с разнообразными способами деструктивных информационных влияний на личность в социальных сетях, недобросовестных СМИ, требующие проработки и обсуждения в группах обучающихся, направленных на формирование критического мышления; проектировочный блок, ориентированный на разработку групповых проектов по профилактике антиэкстремистских актов и мероприятий с их последующей реализацией в условиях образовательного учреждения.
Выводы
Формирование антиэкстремистского правосознания подростков и молодежи является ответом на угрозы и вызовы современного мира с его бурно развивающимися информационно-коммуникационными технологиями, превратившими подростков и молодежь в беззащитные мишени для многочисленных манипуляций и деструктивных влияний.
Введение нового понятия в научный оборот позволит сконцентрироваться
на решении проблемы, связанной с ориентацией молодого поколения на повышение общего уровня правовой культуры, познание и следование нормам действующего законодательства и морали, снижение рисков проявлений экстремизма и повышение информационно-психологической безопасности личности и общества.
Целенаправленное формирование антиэкстремистского правосознания призвано помочь молодежи своевременно усматривать и понимать риски противоправных разрушительных экстремистских интернет-влияний и других технологий и уверенно противостоять им.
Библиографический список
1. Осведомленность студенческой молодежи об экстремизме и отношение к его проявлениям / Е. Н. Богданов и др. // Прикладная юридическая психология. 2017. № 2. С. 86-94.
2. Гарник С. В., Овчинников С. Н. Внутренние и внешние угрозы безопасности России и проблемы кибер-социализации // Прикладная юридическая психология. 2018. № 3(44). С. 24-27.
3. Жукова Н. В., Айсмонтас Б. Б. Сетевое интернет-общение как новая форма организации коммуникативного процесса в современном обществе // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 4. С. 56-65. DOI : 10.17759^т^р.2017060406.
4. Забарин А. В., Иванова В. С. Отношение к экстремизму студенческой молодежи: психолого-политическое измерение // Вестник С.-Петерб. унта 2013. Вып. 1. С. 124-129.
5. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большей психологический словарь. 4-е изд. СПб., 2003.
6. Михеев Е. А., Нестик Т. А. Дезинформация в социальных сетях: состояние и перспективы психологических исследований // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 2. С. 5-20.
7. Муслумов Р. Р. Правовое сознание личности : учеб. пособие. Екатеринбург, 2013. 83 с. URL : http://elar.urfu. ru/bitstre 8-5-7996-0865-1_2013.pdf (дата обращения : 20.01.2019).
8. О противодействии экстремистской деятельности : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ. URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_37867 (дата обращения : 20.01.2019).
9. Общественное бытие и общественное сознание // Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. М. : Политиздат, 1981. 445 с.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2005. 713 с.
11. Сенин И. Н. Правосознание, правовая культура и правовой менталитет // Современные научные исследования: теория, методология, практика. 2014. Т. 1. № 4. С. 244.
12. Трисубъектная дидактика в профессионально-педагогической подготовке бакалавра физической культуры на основе антропологического подхода / Р. К. Сережникова и др. // Теория и практика физической культуры. 2018. № 10. С. 92-97.
13. Степанов Н. А. Методологические основы организации антисуицидной работы // Прикладная юридическая психология. 2017. № 1(44). С. 25-29.
14. Стуканов В. Г. Теоретико-методологические вопросы изучения правосознания // Инновационные образовательные технологии. 2013. № 1(33). С. 30-34. URL: http://media.
iot_33_2013_6.pdf (дата обращения: 03.12.2018].
15. Угольков Н. В. Киберсоциали-зация старших школьников как социально-педагогический феномен // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5.
16. Ясюкова Л. А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология. 2002. № 4. С. 1-13.
17. Взрыв в колледже. Стрельбу и взрыв во время занятий устроил в Керчи 18-летний учащийся / Т. Борисов [и др.] // Российская газета. Столичный
выпуск. 2018. 17 окт. № 233(7696). URL : https://rg.ru/2018/10/17/reg-ufo/tragediia-v-kerchi-vosstanovlena-hronika-sobytij.html (дата обращения: 03.12.2018).
18. Psychological and pedagogical support for children's and teenager's self-development and education globalization / M. R. Arpentieva, I. P. Krasnoschechenko, M. E. Kirichk-ova, T. Yu. Zalavina, G. A.Stepanova // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (AS-SEHR). Paris, France, Amsterdam, Netherlands : AtlantisPress, 2018. Vol. 198.