проводимой политики. Новая система устраняет недостатки, которые существовали в координации действий между различными уровнями исполнительной власти. Назначение гу бернаторов из Москвы - серьезный механизм укреплении страны. Новая система позволит не допустить к власти ставленников местных олигархических структур, криминалитет Губернаторам теперь не надо будет думать, как переизбрать ся на новый срок. У них будет больше времени на улучшение жизни населения. Для того, чтобы новая система работала на благополучие народа, следует развить и укрепить систему сдержек и противовесов. При фактическом назначении гу бернаторов должны быть приняты меры по резкому усилению законодательных органов, чтобы это было нормальной системой противовеса тем чиновникам, которые назначают ся. Это возможно сделать без ущемлении демократии, только предпринимая жесткие меры по устранению какого бы то ни было административного ресурса давления на выборах в за конодательные органы. Пели при новой системе власть опять окажется неспособной обеспечить модернизацию и улучшение жизни народа, тогда, ссылаясь на новые угрозы, она по требует «очень управляемой демократии». И это будет уже означать совсем другое. Общество же, полагаю, не должно подпускать власть к грани, отделяющей демократию от диктатуры.
Назаров И. И.
ВНИЗ ПО ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ 75
Путч 19-21 августа 1991 г. привел не только к распаду ("ССР, но и к демонтажу системы власти, начиная с ее стержня - КПСС. Главная внутриполитическая задача Российского государства в начале 1990-х гг. заключалась в оформлении суверенной российской государственности и предотвращении распада России. 31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, определивший границы государства и взаимоотношения между его субъектами (республика, край, область, округ).
Вторым шагом явилась подготовка новой Конституции. Собственно, работа над ее проектом началась с 1991 г., с избрания Б. Н. Ельцина на должность Президента РФ. Камнем преткновения в затянувшейся работе был вопрос о властных прерогативах. Сторонники президентского проекта исходили из концепции «сильный президент - сильный парламент». Верховный Совет РФ отстаивал противоположную точку зрения - «сильный парламент - сильный президент». Борьба двух ветвей власти (законодательной и исполнительной) была обусловлена переходным характером российской государственности. Происходил выбор политической формы государства (парламентская республика, президентская республика или смешанная форма - парламентско-президентская). Президентский проект базировался на концепции построения парламентско президентской республики. Однако единого мнения и в руководстве страны, и в обществе не было. Одни выступали за президентскую форму правления, другие, напротив, отстаивали идею парламентской республики.
ъ См.: Козаков А. Сильная Россия - это федеративная Россия // Свободная мысль. XXI век. 2004. № 6; По вертикали // Российская газета. 2004. 14 сентября; Полномочия Президента Российской Федерации при осуществлении федерального вмешательства в дела субъектов Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 1.
В сентябре 1993 г. Б. II. Ельцин начал демонтаж Советом всех уровней. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новы!) орган государственной власти - Государственную Думу. Они впервые происходили не только по избирательным округам, но и по партийным спискам.
Исполнительная власть была представлена правительст вом с широкими полномочиями. Законодательные функции закреплены за Федеральным Собранием (парламентом), с« стоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) н Государственной Думы (нижняя палата).
Правительство по новой Конституции РФ ответственно перед Президентом. Президент наделен широкими полномо чиями (определяет основные направления развития страны, гарант сохранения и единства государства, формирует правительство и т.д.).
В 1994-1995 гг. происходило становление новой политической системы страны, налаживалось взаимодействие меж ду ветвями власти.
Таким образом, главным событием политической жизни России 1990-х гг. стал демонтаж системы Советов. Вместо полновластия Советов в основу государственной системы положена идея разделения властей. Федеральные и местные государственные органы власти впервые стали реально изби раться на основе всеобщего, тайного, равного и прямого голосования.
В преддверии XXI столетия в России произошли собы тия, резко изменившие ход ее истории. Российское общество вступило в переходный период, для которого характерны неустойчивость и противоречивость. Возникло постсоциалн-стическое государство, продолжается борьба за перераспределение собственности и власти, в том числе - легальными демократическими способами.
В настоящее время Россия еще не в полной мере преодолела переходный период, главное содержание которого состоит в радикальной трансформации прежней советской общественно-политической системы, основанной на фактическом слиянии государственной коммунистической партии.
ысударства и общества в современное правовое демократическое государство.
Конституция РФ 1993 г. закрепила основные завоевания российской демократии. Однако демократическим принципам, положенным в основу Конституции, еще по многом Предстоит стать реальностью. Так как вопрос о выборе формы политического режима в России очень сложный, он остается предметом острых споров и дискуссий.
В данный момент политический режим можно назвать шторитарной демократией». Политический режим современной России имеет черты и тенденции авторитаризма (эти процессы - факторы демократических трансформаций, что показывается опытом перехода к демократии многих стран). Нець на фоне демократических прав и свобод, демократических правил «игры» в государстве идет все большая центра-ипзация власти. Власть концентрируется в руках Президента и правительства. Но эту централизацию можно рассматри-ипть и отрицательно, и положительно. Здесь, как и во всем, есть свои преимущества и недостатки.
Если рассматривать отрицательные качества этой централизации, то можно сказать, что в итоге это чревато скаты-канием к той или иной форме авторитаризма. Это может произойти благодаря тому, что Конституцией РФ Президент Наделен очень широким спектром ничем не ограниченных полномочий. Поэтому, в зависимости от того, что за личность (с авторитарными, тоталитарными либо демократическими установками) находится у власти, будет зависеть дальнейшее развитие страны, демократизация или авторита-ризация.
Рхли же рассматривать положительные качества централизации, следует сказать, что в сложившихся условиях переходного периода России без сильного центра, скрепляющего нее регионы страны в единое целое, не обойтись. Такой вывод исходит из того, что наше государство с географической точки зрения занимает огромное пространство, и из Москвы и даже из крупного регионального центра «не дотянуться» до >ффективного решения всех стоящих на местах проблем. Не-
возможно отследить решение тех многочисленных задач, ко торые стоят перед муниципалитетами. И чтобы добиться контроля над каждым субъектом Федерации, нужно сначала сделать так, чтобы власть каждого уровня стала ответствен ной перед центральными органами власти (Президентом и правительством). К сожалению, в нашем государстве пока отого в полной мере не произошло. Необходимо пройти не риод «взросления» муниципального и регионального уровнен власти.
Сейчас видны реальные попытки сделать власть регионов подконтрольной центру. По сути дела, идет создание вертикальной власти: от центральных органов к региональным. Предложено отказаться от старой системы выборов глан субъектов РФ. Раньше люди шли на избирательные участки и избирали главу своего региона, а теперь, по сути, будет соз дана система выборщиков, избрание руководителей регионов через Законодательные собрания по предложению Президента. Такая система предложена в связи с тем. что, к сожалению, во многих субъектах Федерации, особенно в национальных республиках, до сих пор выборы часто идут по этническому принципу, а не по личным и деловым качествам человека. Это связано с тем, что система выборности, прямо го избрания руководителей регионов складывалась постепенно и отчасти даже стихийно. Из-за стихийного характера складывания политической системы России получилось так, что как только в регионах руководителей стали избирать, власть регионов как бы отделилась от федеральной.
Суть реформы в том, что должностные лица субъектов Федерации должны избираться Законодательными собраниями территорий по представлению главы государства. В таком случае механизм формирования высшей исполнительной власти в регионах будет практически идентичным принципам образования правительства РФ. Данный порядок избрания базируется на общих положениях Конституции и был предложен в проектах, представленных целым рядом руководителей субъектов РФ.
По вместе с новой формой выбора глав регионов возникает новая опасность: губернаторы, фактически назначенные, \ гвержденные Законодательным собранием, будут просто смотреть в сторону Кремля, находя способы угодить ему для следующего их назначения на должность. С одной стороны, по рассуждение, возможно, и справедливо, но, с другой, несправедливо говорить о том, что при такой системе губериа-горы назначаются. Ведь если Президент предлагает неприемлемую для региона кандидатуру, вряд ли Законодательное собрание согласится с этим. И тот факт, что главы регионов будут смотреть в сторону Кремля, не совсем точен именно и силу предложенного способа формирования регионального уровня власти. Губернатор должен пройти через подтверждение своих полномочий или через избрание региональным законодательным органом. И если руководитель исполнительной ветви власти не будет думать о проблемах и решать задачи своего региона, то вряд ли за него будут голосовать депутаты регионального собрания. То есть получается, что губернатору для дальнейшего назначения нужно «угодить» пе только федеральной, но и региональной власти, а это уже гораздо сложнее, чем «угодить» своим избирателям.
Сам факт избрания прямым, тайным голосованием руководителя региона, к сожалению, в наших условиях пока еще не является абсолютной гарантией заботы о региональных интересах. Бывает так, что руководители субъектов Федерации, сталкиваясь с проблемами, практически уклонялись от их решения, несмотря на то, что были избраны прямым, тайным голосованием. Но нужно найти такой способ формирования власти, который обеспечивал бы баланс интересов региона и общенациональных интересов. Исходя из всего этого, правительству и Президенту пришлось прибегнуть практически к прямому подчинению региональных руководителей федеральной власти.
В предложенном варианте формирования региональной власти баланс региональных и общенациональных интересов может быть соблюден. По сути дела, увеличивается ответст-
венность руководителей субъектов Федерации перед федеральной властью.
11евозможно с уверенностью говорить о том, что пред стоящий вариант формирования региональной власти станет гораздо эффективнее всеобщего, прямого, равного и тайнйт избрания региональных руководителей. Ведь и в этом вари анте есть недостатки: могут очевидным образом расходиты интересы президентских структур и регионального закопода*] теля. В итоге появятся серьезные разногласия. Остает1 ч только надеяться, что новая схема будет функционировап. эффективно, и общество это почувствует.
Никоненко С. А.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ И ИНИЦИАТИВЫ
ПРЕЗИДЕНТА
Во второй половине XX в. СССР представлял собой регион мира, где исторический процесс разворачивался наиболее стремительно. Все поколения наших современников яви-лись свидетелями и участниками бурных перемен. С этими переменами были связаны их надежды, ожидания, стремления, жизненные судьбы. В статье я сосредоточусь на политических процессах последнего десятилетия, политических реформах В. В. Путина и недавних инициативах Президента по реформированию власти.
В настоящее время страна переживает значительную трансформацию в системе государственного управления (появление федеральных округов, введение института полпредов, реформирование Совета Федерации, изменение принципов формирования региональных парламентов, назначение губернаторов Президентом и др.), экономике (реформирование естественных монополий, земельная реформа, налоговые новации, новая волна приватизации и др.), социальной сфсрс (реформа ЖКХ, пенсионная реформа, изменения в системе образования и т.д.). В этих условиях очень важно осмыслить происходящее со стратегических позиций.
Стратегию формируют органы власти. Эта простая констатация тем не менее достойна того, чтобы не только обратить на нее внимание, но и сделать одной из ключевых в анализе. Сама власть, особенно в современной России, - внутренне структурированный, дифференцированный на различные элементы механизм, причем каждый из его элементов не только специфичен, но и живет по собственной логике развития. Какие факторы в этом механизме для современной России являются определяющими? Следует, прежде всего, отмстить, что между собственно современностью и новейшей историей страны «дистанция огромного размера». Эпоха 11ути-