I
Рыжкова О. Н,
ВЫБОРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОВЫЕ РЕАЛИИ
Выборы - это легитимный способ формирования органон государственной власти и местного самоуправления, а такж«« I занятия отдельных государственных должностей, обеспечи! I вающих представительный характер соответствующих opi ¡1 нов. Они являются основным инструментом формирований органов государственной власти Российской Федерации, Конституция России не содержит специальной главы, посвященной организации выборов в стране. Однако отсутствие и ней такой главы вовсе не означает, что в ее тексте не отражены основные положения избирательного права РФ. Принци пм и нормы, устанавливающие исходные положения избира тельного права, закреплены в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гра жданина, системе органов государственной власти. Наличие их в Конституции обеспечивает правовую базу демократического характера формирования органов государства.
Консти туция РФ была принята в декабре 1993 г., поэтому демократические выборы для современного Российского государства - явление относительно новое. И это при том, что выборы существуют в нашей стране давно: и в Древнерусском государстве (14 из 50 великих князей были избраны на вече), и при Александре II (выборы в земства, городские думы, выборы судей), и в советское время.
Сейчас выборы получили иной смысл. Прежде речь шла об абсолютной власти, сконцентрированной в руках одного человека. Власть правителя настолько сильна, что выборы -имитация. Истинная задача выборов была в том, чтобы народ
находился как можно дальше от власти. И даже в советское время, когда провозглашались всеобщие равенство и свобода, иыборы - игра, ритуал, не более.
Избирательная система в нашей стране постоянно разви-нается. И те реформы, которые проводит нынешний Президент, безусловно, огромный плюс для государства.
Заметим, что правовой акт о новом порядке избрания губернаторов получил поддержку большинства в нижней палате и был принят в первом чтении абсолютным большинством голосов (365 - «за»). Фактически парламент, поддержав инициативы Президента, разрешил ему взять на себя ответственность за работу губернаторов. Правда, часть ответственности надет на региональные законодательные собрания, которые по представлению Президента будут наделять полномочиями иыешее должностное лицо исполнительной власти субъекта Федерации.
На сегодня Президент получил легитимное право на участие в формировании корпуса руководителей исполнительных органов власти в регионах России. В этом случае механизм формирования исполнительной власти в регионах будет построен по принципам, схожим с порядком формирования 11равительства России.
Заметим, что новый механизм вызвал не одинаковую реакцию у политических деятелей. К примеру, обсуждалась необходимость парламентского запроса в Конституционный Суд, подготовленного коммунистами и независимыми депутатами. Конституционность предложенных Президентом изменений в Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на уча-
стие в референдуме граждан РФ» в два голоса доказывали полпред Президента в Госдуме А. Котенков, представлявший законопроект к первому чтению, и председатель думского комитета по делам Федерации и региональной политики В. Гришин. Правда, многие народные избранники настроены по отношению к законопроекту критически. Вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский (ЛДПР) высказал огульные обвинения: «Всех 89 губернаторов и завтра можно посадить в тюрьму. Мы мешаем Президенту управлять страной. А в это время губернаторы делают в регионах, что хотят, они стали феодалами, а левые их поддерживают». Дмитрий Рогозин («Родина») настаивает на том, ч тобы Президент не останав-ливалея только на этом законопроекте, а шел дальше. Рогозин считает, что назначение губернаторов нужно откладывать на отдельный срок, когда закончатся полномочия вы бранных губернаторов. Независимый депутат Николай Гончар был краток: «Сила власти не в том, что Президент контролирует губернаторов, сила власти в том, что губернаторы контролируют регионы, но представьте, что было бы, если бы президент Чечни не был избран?» Единороссы также предлагают закрепить в документе норму о проведении консультаций и согласительных процедур перед представлением кандидатуры на должность губернатора. Парламентарии считают необходимым несколько смягчить норму о роспуске Законодательного собрания, если оно не поддержит президентскую кандидатуру. Несмотря на палитру мнений, система назначения губернаторов необходима. Только в этом случае Россия не будет разрываться каждые 30 лет мятежами п сможет перейти к единому и сильному государству.
В ноябре 2004 г. были направлены на рассмотрение парламента поправки в избирательное законодательство, касаю-
щиеся »ведения пропорциональной системы выборов в Госдуму. Их основной смысл изложил председатель Центризбиркома Александр Вешняков на расширенном заседании Комитета СФ по конституционному законодательству. Глава ЦИК признал, что пропорциональная система выборов, при которых депутаты избираются исключительно по партийным спискам, сама по себе не лишена серьезных недостатков. Специалисты отмечают, что депутаты-«списочники» очень слабо связаны с избирателями в регионах. То есть, можно сделать вывод, что Вешняков за новый законопроект, только нужно преобразовать систему выборов и максимально приблизил. депутатов к избирателям. Чтобы приблизить депутате к избирателям, на местах предлагается ввести в законодательство особую норму, обязывающую членов Госдумы в перерывах между парламентскими заседаниями вести работу и своих регионах.
Новые правовые акты усиливают и без того сильную власть Президента. Но это, полагаю, вынужденная мера, необходимая для наведения порядка в нашей стране.