Научная статья на тему 'Какой путь выбирает сегодня Россия?'

Какой путь выбирает сегодня Россия? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
225
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL SYSTEMS / POLITICAL REGIMES / CIVIL SOCIETY / THE POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кулешов Д. А.

Сообщение посвящено актуальным политическим вопросам. Сообщение публикуется в рамках конкурса студенческих работ «выборы: принципы и перспективы формирования власти в современной России», Тамбовский государственный университет, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHICH WAY TODAY RUSSIA CHOOSE?1

The report is devoted to current political issues. The report is published in the Student Paper Contest "Elections: Principles and Prospects of power in Contemporary Russia", Tambov State University, 2005.

Текст научной работы на тему «Какой путь выбирает сегодня Россия?»

вания пассивного избирательного права гражданами, не со стоящими в политических партиях, но ограничивает числен ность таких граждан 25% от избирательного списка. Тем са мым, граждане, не вошедшие в эти 25%, не могут воспользо ваться правом, данным им Конституцией РФ. Вхождение их в партии подавляет инициативу, что в итоге приводит к созданию авторитарной системы и может обусловить рост урон ня активности протестного электората.

Идея открытых списков приведет к подконтрольности партий, усилению рычагов влияния исполнительной власти посредством низкой политической и электоральной культуры населения.

По нашему мнению, промульгация закона, исюпочающе-го мажоритарный компонент из системы выборов депутатов Государственной Думы, создаст предпосылки для трансформации России в парламентскую республику с ведущей ролью Председателя Правительства - лидера победившей на парламентских выборах партии. Это позволит В. В. Путину даже после выборов Президента в 2008 г. остаться у руководства страны в случае, если он сочтет возможным возглавить политическую партию «Единая Россия».

С нашей точки зрения, направление движения российской политической системы после вступления в силу закона, прописывающего переход к новой избирательной системе, будет зависеть от личностных качеств руководителей государства, что обусловлено субъективностью многих из отмеченных последствий реформы. Одно из возможных направлений - повышение демократичности государственного аппарата, иное - установление авторитарного режима. Можно г оворить о начале новог о этапа развития молодой российской государственности. Мы правомочны называть этот этап новым, поскольку Россия оказалась «на перекрестке» двух дорог, одна из которых называется «авторитаризм», другая -«демократия».

Кулешов Д. А.

КАКОЙ ПУТЬ ВЫБИРАЕТ СЕГОДНЯ РОССИЯ? 68

Состояние нынешней политической ситуации в России в значительной мере определяется личным рейтингом ее Президента. Сегодня всем ясно: рейтинг Президента, несомненно, наложил свою печать и на исход последних думских выборов, влияет и на политическое поведение новой Думы, которой, независимо от ее партийного расклада, так или иначе придется следовать маршрутом, пролагаемым Кремлем. Если и стоит ожидать чего-то принципиально нового в парламентской деятельности думцев, то это опять же исходит от Президента. В современной России формально многие демократические политические институты присутствуют. Но это отнюдь не означает, что здесь реально функционирует демократическая политическая система, основанная на гражданской культуре и участии. Напротив, происходит выстраивание некой властной вертикали, формирование политической системы иерархически структурированных властных отношений, при которых существует единственный центр принятия решений, политическое общество практически отсутствует, а рядовые граждане отстранены от участия в политике. Появление в российской науке значительного числа интерпретаций западных транзитологических теорий, раскрывающих переход от советской системы к новому политическому порядку, способствовало возникновению новых формулировок: «фасадная демократия», «авторитарная демократия», «полудемократия» и др. Однако скоро стала ясна недостаточность привычных представлений о существе происходивших в СССР и России процессов как о переходе к демократии. Стали использоваться другие термины, с помощью которых предпринимается попытка выразить качественное состояние современного российского общества и его отличия

('к При подготовке статьи использовались справочно-правовые системы «Консультант-плюс» и «Гарант».

от предшествующего: «управляемая», «делегативная» демократия, постноменклатурный патронат, режимная система и др. «Управляемая демократия» в российском случае основывается на том, что избранного прямым всенародным голосованием главу государства общество наделяет широкими властными полномочиями. С приходом к власти Путина исход ной составляющей политического режима стал необычно высокий рейтинг Президента. С этого времени формируется феномен «путинского большинства», который приносит относительную политическую стабилизацию и определенные предпосылки общественного договора в обход элит. Рейтиш в политике повой системы имеет принципиальное значение. Она возникла в результате глубоких социальных сдвигов, и имеет свои корни в обществе. Это с самого начала наделило Кремль потенциальной социальной поддержкой и мандатом на продолжение начатого курса. За эти годы во внутренней политике России наметилась тенденция централизации власти. Теперь, начиная с губернаторского уровня, на Президента легла ответственность за все. Отвечает Президент, назначая или предлагая к назначению всех влиятельных государственных деятелей.

Таблица I

Процедуры президентских назначений

Кою назначает Президент Процедура назначении

Премьер-министр Назначает с согласия Государственной Думы РФ

Правительство По предложению премьер-министра назначает заместителя премьер-министра, федеральных министров

Глава Администрации Президента Формирует Администрацию Президента

Продолжение таблицы 1

1 енеральный прокурор РФ Представляет кандидатуру в Совет Федерации

7 полномочных представителей в федеральных округах Назначает

Члены Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ, судей федеральных судов Представляет в Совет Федерации кандидатуры членов Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ, назначает судей других федеральных судов

Председатель I Центробанка России Представляет кандидатуру в Государственную Думу РФ

89 глав субъектов РФ Представляет кандидатуры в законодательные собрания субъектов РФ

Изменению порядка формирования органов исполнительной власти субъектов Федерации предшествовало расширенное заседание правительства под председательством В.В. Путина 13 сентября 2004 года. На заседании Президент объявил о довольно резкой смене политическою курса - изменении порядка формирования нижней палаты парламента: «В интересах укрепления политической системы страны считаю необходимым введение пропорциональной системы выборов в Государственную Думу»64. Пока что фактически главными субъектами политики остаются не партии, а корпоративно-отраслевые и региональные элиты, лоббирующие свои интересы во власти, минуя политические партии. Реальная политика осуществляется, как констатирует В. Рыжков,

м См.: По вертикали: Владимир Путин выступил по вопросам государственного управления и укрепления системы безопасности страны // Российская газета. 2004. 14 сентября.

«нс через партии, а через другие схемы и институты» (корпсм 1

ративные, криминальные, клановые), партии при этом оказы-1

10

ваются системно не востребованными . После введения про- I порциональной системы выборов в Государственную Думу 1 политические партии станут играть важную роль в политиче- I ской жизни страны. Партии станут более привязанными к регионам, будут полноценно выполнять свою главную функ- 1 цию связующего звена между обществом и государством. I Наиболее серьезная и принципиальная из объявленных мер - ] изменение порядка избрания губернаторов. «Высшие долж- ] ностные лица субъектов Российской Федерации должны из- I бираться законодательными собраниями территорий по пред- | ставлению главы государства»71. Обе эти меры выглядят до- 1 вольно экстремальными. Поэтому Президент предлагает ввести Общественную палату - институт негосударственного , контроля. Палата будет производить экспертизу законов предлагаемых исполнительной ветвью власти. Больше всего I споров вызвал вопрос фактического назначения губернаторов. Закон, изменяющий систему выборов губернаторов, нарушает сразу несколько статей Конституции Российской Федерации''. Это нарушение статьи 1 Конституции Российской Федерации, определяющей, что Россия является федеративным государством. Также нарушается статья 55, которая гласит, что не могут приниматься законы, ограничивающие действующий на данный момент объем прав граждан. Здесь, безусловно, ограничиваются избирательные права граждан. Это нарушение фундаментальной статьи 3 Конституции. ' В. Пугин, разъясняя необходимость таких мер, в своем док- ] ладе ссылался на статью 77 Конституции. 18 января 1996 г. Конституционный Суд РФ издал постановление, в котором,

70 См.: Рыжков В. Партии в четвертой республике. М., 2000. С. 190.

71 См.: По вертикали...

72 См.: ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // Российская газета. 2004. 15 декабря.

ссылаясь па эту же статью, не позволил Законодательному собранию Алтайского края избирать главу администрации области. Приведу выдержки из постановления: «Такой поря-10К избрания не соответствует Конституции РФ и действующему законодательству. Избранный в таком порядке {местный парламентом. - Авт.) глава администрации не может считаться легитимным независимым представителем исполнительной власти, поскольку ни законодательная, ни исполнительная власти не вправе определять одна для другой ее представителя, в том числе в федеральных органах. Высшее должностное лицо (субъекта РФ. - Авт.), формирующее орган исполнительной власти, получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно». В Федеральном законе, изменяющем порядок формирования органов исполнительной власти субъектов Федерации, ни разу не упоминаются слова «избирать» и «назначать», но де-факто это не меняет сути закона71. Очень важно, чтобы смена политического курса происходила в рамках закона. Может быть, для этого нужно проводить конституционную реформу. «Не надо думать, что Конституция неприкасаема. Конституционную реформу надо проводить аккуратно. Если есть представление о новой политической системе, это надо реализовывать федеральным конституционным законом», -считает лидер «Родины» Д. Рогозин7'.

Минусом такой системы является то, что «вертикальная» структура власти дает возможность чиновникам на местах перекладывать всю тяжесть принятия решений на вышестоящих чиновников, и так далее - до самого верха. Значит, время, силы и средства будут тратиться на многочисленные согласования. Но такая медлительность обеспечит единство

См.: ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

См.: Рогозин Д. Либо Россия будет неделимой, либо ее не будет вовсе // Аргументы и факты. 2004. № 43.

проводимой политики. Новая система устраняет недостатки, которые существовали в координации действий между различными уровнями исполнительной власти. Назначение гу бернаторов из Москвы - серьезный механизм укреплении страны. Новая система позволит не допустить к власти ставленников местных олигархических структур, криминалитет Губернаторам теперь не надо будет думать, как переизбрать ся на новый срок. У них будет больше времени на улучшение жизни населения. Для того, чтобы новая система работала на благополучие народа, следует развить и укрепить систему сдержек и противовесов. При фактическом назначении гу бернаторов должны быть приняты меры по резкому усилению законодательных органов, чтобы это было нормальной системой противовеса тем чиновникам, которые назначают ся. Это возможно сделать без ущемлении демократии, только предпринимая жесткие меры по устранению какого бы то ни было административного ресурса давления на выборах в за конодательные органы. Пели при новой системе власть опять окажется неспособной обеспечить модернизацию и улучшение жизни народа, тогда, ссылаясь на новые угрозы, она по требует «очень управляемой демократии». И это будет уже означать совсем другое. Общество же, полагаю, не должно подпускать власть к грани, отделяющей демократию от диктатуры.

Назаров И. И.

ВНИЗ ПО ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ 75

Путч 19-21 августа 1991 г. привел не только к распаду ("ССР, но и к демонтажу системы власти, начиная с ее стержня - КПСС. Главная внутриполитическая задача Российского государства в начале 1990-х гг. заключалась в оформлении суверенной российской государственности и предотвращении распада России. 31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, определивший границы государства и взаимоотношения между его субъектами (республика, край, область, округ).

Вторым шагом явилась подготовка новой Конституции. Собственно, работа над ее проектом началась с 1991 г., с избрания Б. Н. Ельцина на должность Президента РФ. Камнем преткновения в затянувшейся работе был вопрос о властных прерогативах. Сторонники президентского проекта исходили из концепции «сильный президент - сильный парламент». Верховный Совет РФ отстаивал противоположную точку зрения - «сильный парламент - сильный президент». Борьба двух ветвей власти (законодательной и исполнительной) была обусловлена переходным характером российской государственности. Происходил выбор политической формы государства (парламентская республика, президентская республика или смешанная форма - нарламентско-президентская). Президентский проект базировался на концепции построения парламентско-президентской республики. Однако единого мнения и в руководстве страны, и в обществе не было. Одни выступали за президентскую форму правления, другие, напротив, отстаивали идею парламентской республики.

ъ См.: Козаков А. Сильная Россия - это федеративная Россия // Свободная мысль. XXI век. 2004. № 6; По вертикали // Российская газета. 2004. 14 сентября; Полномочия Президента Российской Федерации при осуществлении федерального вмешательства в дела субъектов Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.