покажет время. Применительно к Тамбовской области эт! станет ясно уже в 2005 году, когда в регионе половина меа ного законодательного собрания будет избираться по ла| тайным спискам.
Подведем черту. Создание вертикали власти в России вынужденная, но необходимая мера, предпринимаемая м< инициативе Президента. Ее можно признать важным госу дарственно-правовым экспериментом, целью которого явля ется формирование оптимальной модели управления, обе< печивающей оказание властных услуг населению, защиту ег< интересов в условиях террористической угрозы, снижени< уровня коррумпированности чиновничества. Форсированно! повышение роли политических партий в процессе формиро вания представительных органов власти на уровне Федера ции и ее субъектов можно оценивать как очередной приме| политического патернализма государства, как некий им пульс, посланный гражданскому обществу в части совершен ствования процедур артикуляции, агрегации и реализаци! социально-политических и экономических интересов. Этом) должно послужить, надеемся, и создание Общественной па латы.
Инициативы В. В. Путина - это дорога с двустороннт движением, где есть место не только для власти, но и для по литически активных граждан. При этом только не следуе! забывать о необходимости соблюдения баланса интересо! власти и социума. Девизом нового этапа государственны? реформ - в идеале - должна стать известная формула Б. Н. Чичерина «либеральные меры и сильная власть».
Воробьев Н. И.
КОНСТИТУЦИОННОСТЬ РЕФОРМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Приходящие в стране избирательные кампании по выбо-ЩЛ депутатов Государственной Думы Федерального Собрана РФ. Президента России, глав исполнительной власти ре-Й&цчм и органов местного самоуправления всякий раз на-В 'м" демонстрируют изъяны нашей выборной демократии Р^и шюршенство избирательного законодательства. В по-||ммс)о нремя особенно остро обозначились проблемы чест-■ «и и справедливости выборов, обеспечения конституци-Р)|н! принципов и прав граждан, пресечения противозаконна подкупа избирателей и благотворительности, так назы-РИ-«>и) административного ресурса. Это побуждает власти в Ифгдиой раз готовить радикальные изменения в федеральна и Карательное законодательство в целях его совершенст-Шишия. Как следствие, существенной корректировке под-|е|ч п<чся региональное законодательство о выборах и рефе-Ирдумах. Однако, как свидетельствует опыт, далеко не все Пшмс нормы законодательства о выборах бывают лучше ста-ШК
Негативные стороны электорально-политической прак-рш и многочисленные нарушения принципов и стандартов |1»жрагельного права в период избирательных кампаний Вжно и нужно было устранять путем совершенствования Ь|Н1тнующего законодательства. Необходимо делать все, избирательная система в стране и регионах эффективен и наиболее полно обеспечивала реализацию народовла-1(нм (статья 3 Конституции РФ) на основе всеобщего, равно-|и II прямого избирательного права, периодических, обяза-Кп.иых, открытых, свободных, подлинных и справедливых «Лоров, при тайном голосовании и с соблюдением иных Принципов и демократических стандартов. К сожалению, ВМ<ню этого имеющиеся правонарушения, недостатки и не-р-шенные проблемы, наряду с другими обшественно-
политическими факторами, послужили толчком и стал! обосновательно-пропагандистским фоном выдвижения Пре] зидентом России ряда законодательных инициатив, в числ| которых отмена всенародных выборов глав исполнительно^ власти регионов и переход на пропорциональную систем| выборов всех 450 депутатов Государственной Думы Феде рального Собрания Российской Федерации. Эти нововведе| ния оцениваются среди ученых и специалистов по констш ционному праву неоднозначно. В этой связи естествен прос: насколько данные законодательные акты27 соотвстс вуют Конституции Российской Федерации? Сам Президент считает, что все в рамках действующего Основного Закон России. Однако, на наш взгляд, такие утверждения сомн тельны, эти законодательные инициативы не соответствую трем базовым принципам (идеям) конституционного стро выражающим «дух права» и закрепленным в статьях 2, 3 и Конституции Российской Федерации.
Судя но многочисленным законодательным поправка (изменениям и дополнениям) и обращениям в Конституц онный Суд, у нас очень много плохих законов. Некоторые принимаемых законов, увы, вполне очевидно противоречат букве, и духу Конституции28. Поэтому никаких гарантий ц том, что данные законодательные акты соответствуют Кон| ституции РФ, нет.
В Конституции заложены основополагающие принцип^ существования нового российского государства, мы долж:
27
См.: Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральны закон «Об общих принципах организации законодательных (пре ставительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «О основных гарантиях избирательных прав и права на участие в р ферендуме граждан Российской Федерации» (от 11 декабря 2004 № 159-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федераци
2004. № 50.
28
Зорькин В. Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке необходимости проведения правовой реформы в России // Журн' Российского права. 2004. № 6. С. 12.
ицюжить этими принципами, относиться к ним очень береж-iin ' Главное - это реализация конституционных принципов н повседневной практике законодательства и правоприменении. в жизни всего общества41.
M статье 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, ею права и свободы - высшая ценность. Признание, соблю-ф мне и защита прав и свобод человека и гражданина - обя-Мжность государства. На этих важнейших положениях осно-ййпм другие статьи Основного Закона. Согласно статье 18 К институции РФ, права и свободы человека и гражданина »м ппотся непосредственно действующими. Они определяют | мысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного само-унр.тления и обеспечиваются правосудием. Это конституционная реальность, которая должна определять практику зако-пшморчества и применение законодательства. Все остальные ишгмпуционные принципы - равноправия и самоопределении пародов, государственного суверенитета и безопасности, государственной целостности и территориального единства и другие - могут рассматриваться как однопорядковые, но Подчиненные конституционному принципу признания чело-н» ¡т. его прав и свобод в качестве высшей ценности31. Суверенитет Российской Федерации, ее независимость и государыне иная целостность - ценности очень высокого порядка, но пин ппструментальны по отношению к другой - высшей кон-th и гуционной ценности - правам и свободам человека . Ста-
Р Пугин В. В. Мы должны дорожить принципами // Российская ■нет. 2004. 17 ноября.
1орькин В. Да здравствует конституционная Россия! // Россий-#илм юстиция. 2003. № 12. С. 4.
I !;1учно-практический комментарий к Конституции Российской Шдсрации / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1997. С. 20 (автор коммутируемой статьи - судья Конституционного Суда РФ проф. И И Витрук).
Лучин В. О. «Указное право» в России. М., 1996. С. 39.
тья 55 (часть 2) Конституции РФ гласит, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или] умаляющие права и свободы человека и гражданина. Возни-] кает вопрос, соответствует ли этим конституционным прин-] ципам законодательный акт по произвольному отобранию юридически и фактически принадлежащего гражданам права на избрание глав исполнительной власти субъектов Федерации? Любой человек вправе задать вопрос, почему он в одночасье лишен права избирать и быть избранным. Видимо, деятельность разработчиков этих законопроектов определяло] что-то иное (укрепление «вертикали власти», эффективность системы государственного управления, упрощенная процедура наделения полномочиями руководителей региональной исполнительной власти и т. п.), нежели такая «высшая ценность», как права и свободы человека и гражданина.
Важнейшая основа (идея) конституционного строя - на-! родовластие - закреплена в статье 3 Конституции России.] Свободные выборы, наряду с референдумом, являются высшим непосредственным выражением власти народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно, прежде всего, через выборы, а также через органы государственной власти1 и местного самоуправления, полномочия которых производ-ны от власти народа. Соответствует ли отмена выборов глав субъектов Федерации закрепленному в этой статье принципу демократии как важнейшей основе конституционного строя России? Если народ, согласно статье 3 Конституции, является носителем суверенитета и единственным источником власти в стране, то почему государство отбирает у него властные полномочия, даже не спрашивая, не предлагая ему ответить ни «да», ни «нет»? Между тем большинство граждан страны не одобряет отмену всенародных выборов. По опросам аналитического центра Юрия Левады, проведенным в октябре 2004 года, 52 процента российских граждан - за выборы региональных руководителей, и только 28 - за назначение, ос-
Ю1ЫИ.1С воздержались13. Раньше президенты и губернаторы ШЬгкгов Федерации получали властные полномочия из рук | «1'" ш. Почему же теперь наделять властными полномочия-Ми ( щи исполнительной власти регионов должны не сами ■ш^чаие-избиратели, а Президент и законодательные органы |»Пм мов Российской Федерации?
( «»гласно правовой позиции Конституционного Суда РФ В делу о проверке конституционности ряда положений Ус-
(Основного закона) Алтайского края, из смысла указан-Нн • штьи в ее взаимосвязи со статьей 32 Конституции РФ иггкмет, что высшее должностное лицо, формирующее ор-нн исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ¡■лучнет свой мандат непосредственно от народа и перед ■>>1 тистственно. Решение законодательного собрания об ■Шринии главы администрации подменяет прямое волеизъ-пнч1ис избирателей. Поэтому Конституционный Суд кон-■рйгировал, что такой порядок избрания не соответствует ЙН1 гитуции Российской Федерации и действующему зако-Нцшгльству. Избранный в таком порядке глава администрации пс может считаться легитимным независимым предста-№ г-н см исполнительной власти, поскольку ни законодатель-■«и. пи исполнительная власть не вправе определять одна для Шуши ее представителя, в том числе в федеральных орга-1йиН
Хорошо, если такая отмена всенародных выборов, при-Н/Ищпи к сужению электорального поля и партийно-Влнтического пространства, хотя бы частично компенсиру-
" Льн сIIко В. Н. Встроятся ли губернаторы в вертикаль власти? // Щ уршш о выборах. 2004. № 4. С. 45.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации В |н января 1996 года № 2-П по делу о проверке конституционно-рм с и да положений Устава (Основного закона) Алтайского края // РпГфниие законодательства Российской Федерации. 1996. № 4.
( «р09.
ется в будущем выборами членов Совета Федерации ФС РФ. Закон о таких выборах появится, как сообщил советник Президента РФ С. Самойлов, уже к 2007 году, что избавит Президента от обвинений в том, что им фактически назначается половина верхней палаты35.
Россия не только демократическое и правовое, но и федеративное государство. Согласно статье 5 Конституции РФ, принцип федерализма в государственном устройстве России предполагает не только единство системы государственной власти, но и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Возникает вопрос, как понимать «единство системы государственной власти» (статья 5 часть 3) и «единую систему исполнительной власти» (статья 77 часть 2)? Чем это единство должно обеспечиваться - строгой соподчиненностыо или законодательно определенной компетенцией каждого органа и их взаимозависимостью в рамках конституционно-правовой системы? Нельзя просто абсолютизировать понятие «единство системы власти», произвольно абстрагировать его от системных взаимосвязей. В частности, от разделения властей «по горизонтали» - разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 5, часть 3), от принципа разделения властей «по вертикали» - на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10), от самостоятельности местного самоуправления по отношению к системе органов государственной власти (статья 12). Какое отношение имеет к этому единству системы власти так называемая «вер-
35 Советник Президента получил Совет Европы // Коммерсантъ. 2004. 6 ноября.
B?Hui. власти» и разве до реформаторских предложений ее пыло? Во всяком случае, единство системы государствен-нмп (или только исполнительной) власти вряд ли можно счи-
синонимом вертикали власти. Не корректнее ли примени к-m,но к единству системы власти говорить об общегосу-gsju тонной пирамиде власти, основанием, источником ко-|И|чн1 согласно статье 3 Конституции РФ должен быть народ.
< татья 77 Конституции РФ посвящена системе органов ■н ударственной власти субъектов Федерации. В ее первой Нй» m говорится об этой системе в целом. В частности, сказали, что система органов государственной власти республик, Ваги, областей, городов федерального значения, автономной ■П'нити, автономных округов устанавливается субъектами (fui < нйской Федерации самостоятельно в соответствии с ос-IJihmmи конституционного строя России и общими принципы и организации представительных и исполнительных ор-ШМ<<и государственной власти, установленными федеральным (аконом. Между тем одноименный федеральный закон kiti рь в очередной раз изменен и содержит положения не ки.ко об общих принципах системы региональных государ-В<Hiиио-властных органов, но и (вопреки указанным положениям Конституции РФ) нормы о конкретном, едином порядке формирования исполнительной власти субъектов Российской ■#дерации36.
Но второй части данной статьи говорится уже об исполин ими,ной власти. Сказано, что федеральные органы исполин ими.ной власти и органы исполнительной власти субъектов ■ви'пйской Федерации образуют единую систему исполни-|рлыюй власти в стране. Но не по всему спектру властных Вункций, а только в пределах исключительного ведения Рос-
I ( М Фел^ральный закон «Об общих принципах организации за-«Мчдигельиых (представительных) и исполнительных органов го-вЛя|нтвенной власти субъектов Российской Федерации» (от 6 ок-МП|.ч 1999 г. № 184 - ФЗ с последующими изменениями и допол-Ьнпими) - // Собрание законодательства Российской Федерации.
№ 42. Ст. 5005; 2000. № 31. Ст. 3205; 2001. № 7. Ст. 608; §&>?. № 19. Ст. 1792; 2002. № 30. Ст. 3024; 2002. № 50. Ст. 4930; ЩМ. № 27. Ст. 2709; 2004. № 50.
сийской Федерации и полномочий России по предметам со! вместного ведения с субъектами Федерации. Поэтому умесл но говорить о единой системе органов федеральной и регио! нальной исполнительной власти в неразрывной связи с нх| полномочиями, осуществляемыми в пределах (рамках) двуя из трех сфер (предметов ведения), установленных статьями 71, 72 и 73 Конституции РФ. Иными словами, согласно ста! тье 72 (части 2) Конституции РФ, единство системы испол! нительной власти существует лишь в двух из трех сфер госу! дарственно-властных полномочий, что вполне соответствуем природе федеративного государства. Именно в этих сферам (предметах ведения) и существует «вертикаль власти» I строгая субординация и соподчиненность органов и должно! стных лиц, вплоть до выполнения индивидуальных правоприменительных решений и указаний.
Статью 77 Конституции РФ следует толковать в систем! ной связи с важнейшей нормой статьи 11 из г лавы «Основы конституционного строя». Согласно части 2 статьи 11 Конституции, государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государИ ственной власти. Как видим, здесь речь идет об образовании органов власти, включающем в себя в полном смысле этого слова и их периодическое формирование. Поэтому вопро! формирования государственной власти в регионах является исключительным полномочием самих регионов". Эта нормя Конституции исключает какое-либо вмешательство феде<| ральных органов в демократический процесс региональных выборов38. Иначе говоря, право реально избирать глав регио| нов должно принадлежать населению или, в крайнем случае] только его представителям в законодательном органе.
В предметы исключительного ведения Российской Феде! рации входит формирование только федеральных органон государственной власти (статья 71 п.п. «г»). Согласно статье 78 (часть 1), у федеральных органов исполнительной власти могут быть и есть территориальные подразделения (органы)
'7 М. Шаймиев предложил Путину обратиться в суд // Независимая газета. 2004. 15 ноября.
38 Иванченко А. В. Новый лозунг страны: вся власть - Кремлю. Реформа антиконституционна и ввергает политическую систему н состояние стагнации // Независимая газета. 2004. 30 сентября.
Ц руги.ектах РФ, и даже в муниципальных образованиях Крнмпр, властная вертикаль органов МВД и федеральной Гришин службы распространяется до районного уровня). В том же ведении России и ее субъектов закреплено рйнс у гановление общих принципов организации системы Вёнпп государственной власти и местного самоуправления 11 часть 2 п.п. «н»). О непосредственном формирова-|Н« п|)санами федеральной власти органов государственной ^■п) субъектов Российской Федерации в этих конституциями статьях также ничего не говорится. Но если это пол-нпчнс не записано ни в статье 71, ни в статье 72, значит, | и< юпочительное полномочие регионов, субъектов Феде-
^!Ннн которое, наряду с другими, предусмотрено статьей 73 Н»! читуции РФ39.
Предметы ведения находят свое воплощение в полномо-№ органов государственной власти федерального и регио-В|м1н о уровней. В Конституции РФ полномочия главы го-ри|" гва определены конкретно (статьи 83, 84, 85, 86, 87, 88, вЦ расширительному толкованию не подлежат, а таких вла-К)... полномочий, как предложение кандидатур на должно-• пив исполнительной власти субъектов РФ, отрешение их Щ снимаемой должности, роспуск законодательных органов Кнюнов непосредственно для Президента в ней не преду-имрсно40. В частности, внутригосударственные кадровые
' I |мснов М. Путин исказил Конституцию // hltp: // www. ■bin ш/krasnov/GazRu.htm.
Нярактерно, что постановлением Конституционного Суда Рос-В|1 н>м Федерации от 4 апреля 2002 года № 8-П по делу о провер-Н>и|и. п1туционности отдельных положений Федерального закона ■ К' иСицих принципах организации законодательных (представи-§Иыи.1х) и исполнительных органов государственной власти субъ-рнии Российской Федерации» в связи с запросами Государственен Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета р< нуолики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея р кованы конституционность роспуска законодательного собранна и досрочного прекращения полномочий (отрешения от долж-высшего должностного лица субъекта Федерации по ини-Bn.il шк' Президента РФ, но только с участием регионального зако-Ьдйюльного органа и суда (См.: Собрание законодательства Рос-рнг кой Федерации. 2002. № 15. Ст. 1497).
полномочия Президента закреплены в статье 83 Конституции РФ. В перечне предлагаемых Президентом для назначения кандидатур есть только Председатель Центрального банка РФ, Генеральный прокурор РФ, судьи Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов. Глав исполнительной власти регионов (президентов, губернаторов, глав администраций) среди них и среди самостоятельно назначаемых Президентом руководителей государственных органов нет. Короче говоря, Конституция Российской Федерации не наделяет Президента никакими полномочиями по формированию (либо по участию в нем) органов государственной власти субъектов Федерации.
Вершиной пирамиды единой системы органов исполнительной власти в стране, о которой говорится в части 2 статьи 77 Конституции РФ, является Правительство Российской Федерации. Именно оно, согласно статье 110 Конституции, осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство имеет достаточные полномочия, определенные статьей 114 Конституции РФ, федеральными законами и указами Президента России, для того, чтобы проводить единую политику в основных сферах жизнедеятельности российского общества. В этой связи непонятно, почему инициаторы реформы, создавая так называемую вертикаль власти, ссылаясь на конституционное положение о единой системе исполнительной власти (статья 77), забыли об основном федеральном органе исполнительной власти в стране - Правительстве РФ (статья 110). Более того, Правительство отстранено даже от участия в отборе, внесении предложений и представлении Президенту РФ кандидатур на должности глав регионов для последующего их представления законодательным органам субъектов Российской Федерации. В соответствии с Положением о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603, кандидатуры на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации представляются Президенту РФ руководителем Администрации Президента РФ на основе предложений, внесенных полномочным представителем Пре-
Br ¡и.i РФ в соответствующем федеральном округе41. Меж-П'М ии Администрация Президента, ни его полномочные BHi I Iмители не являются органами исполнительной власти. В Вммслу указанных конституционных норм такие полно-1|нм должны быть предоставлены в первую очередь Прави-Вжиу Российской Федерации. Президент как глава прези-Внкои республики должен действовать через Правитель-В> обязанное осуществлять соответствующие полномочия, ■It числе возлагаемые на него Указами Президента (статьи В, 111, 115 Конституции РФ). Напомним, что в соответст-В I ранее действовавшим Положением о главе админист-Внш края, области, города федерального значения, авто-Вин* Hi области, автономного округа Российской Федерации li !), утвержденным Указом Президента Российской Феде-Bihh от 3 октября 1994 г. № 1969, глава администрации, ес-Б "П пс занял эту должность в результате выборов, мог Вм> назначен на должность и освобожден от должности Виндентом по представлению Председателя Правительства И'ПнКской Федерации42.
Президент России, являясь гарантом Конституции РФ, и свобод граждан, принимает меры по охране суверени-tifi России, ее независимости и государственной целостно-Ht обеспечивает согласованное функционирование и взаи-Вкчитвие органов государственной власти. В последнем Н?ч<1<- речь идет об эффективном функционировании системы органов государственной власти России, устанавливаемы! п.1 федеральном и региональном уровнях в соответствии pit нонами конституционного строя. Действующая Консти-Вми предоставляет Президенту достаточные полномочия Вйя того, чтобы обеспечить эффективное функционирование ptMi системы органов государственной власти в федеративен < осударстве. Что касается сферы исключительного веде-5{|в России и полномочий по предметам совместного ведения ВуГи.сктами, то ни у него, ни у Правительства проблем с Ннкцнонированием исполнительной «вертикали власти» Вып. не должно. Во всяком случае, не было ни одного преце-BeiiiM судебного отстранения руководителя исполнительной
■ ( 'ибрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 52.
1( оПрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 24. | | 2598.
власти региона по инициативе Правительства или Президеп-та. Если же в третьей сфере, т. е. по предметам исключив тельного ведения субъектов, обнаруживаются сбои в право-1 применении, то и здесь у Президента есть ряд конституциоп-1 но-правовых средств для того, чтобы урегулировать споры и I разногласия. Согласно статье 85 Конституции РФ, Президент ] может использовать согласительные процедуры для разре-1 шения разногласий между органами государственной власти] Российской Федерации и органами государственной власти! ее субъектов. Заметим, что в данном случае речь идет но| только об органах исполнительной власти. В случае недос-1 тижения согласованного решения он может передать разре-1 шение спора на рассмотрение соответствующего суда. Более] того, Президент вправе приостанавливать действие актов ор-1 ганов исполнительной власти субъектов РФ в случае проти-1 воречия их Конституции, федеральным законам и междуна-1 родным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и 1-ражданина. Практика постконституционной го-| сударсгвенности в России показывает, что указанные средст- ] ва не были востребованы ни разу. Теперь же эта конституци-1 онная норма, по сути, дезавуируется, поскольку Президент становится не столько арбитром в споре органов исполнительной власти, сколько лицом, включенным в эту систему и представляющим одну из спорящих сторон.
Укреплению «вертикали власти» и усилению федерального влияния в регионах служит также ни разу не применявшаяся до сих пор норма части 3 статьи 78 Конституции РФ, предусматривающая возможность передачи органами исполнительной власти субъектов РФ части своих полномочий органам исполнительной власти России.
Другой важнейший юридический вопрос в этой же плоскости - о конституционности выборов всех 450 депутатов Государственной Думы по пропорциональной системе. Конечно, проведение выборов законодательного органа по партийным спискам имеет ряд положительных факторов и преимуществ. А отмена мажоритарных выборов устранит административный и финансовый беспредел во время избирательных кампаний по одномандатным округам и обеспечит эко-
рН"по бюджетных средств. Однако у выборов по избира-Ь и МММ округам тоже есть свои положительные факторы, ■нымц словами, плюсы и минусы есть у обеих систем43. По-■нму всегда наиболее оптимальна смешанная система выбо-
¡¡на нивелирующая недостатки каждой из составных частей, шито по этой системе смешанного типа решено проводить шпоры региональных парламентов - депутатов законода-Шм1мх органов субъектов Российской Федерации. Прове-ВёМмс же выборов депутатов Государственной Думы исклю-Юо ш.по по партийным спискам вряд ли обеспечит безус-■мйнос развитие парламентаризма и партийной системы в 1н*< ин. Все гораздо сложнее, ибо партийная система произ-■ншш, зависима от самого российского общества. Каково со-Брчннс общества, таковы и партии, в нем формирующиеся'14. №м( ш. важно, чтобы переход к пропорциональной системе |'4Пр|шия парламента сопровождался законодательными ме-шмн по введению так называемой обратной связи избирате-■н| с депутатами, а также обеспечению тендерного, должно-1о1<ио и имущественного равноправия баллотирующихся по юртйным спискам кандидатов.
Однако главный вопрос здесь в другом - в непосредственно действующих правах человека и гражданина, являю-Н'ч си по Конституции РФ высшей ценностью. Соответству-ли такая система статье 32 Конституции России, гарантирующей миллионам беспартийных граждан пассивное изби-ИНольное право (быть избранными или хотя бы баллотиро-йип.си). Можно ли при проведении выборов только по партийным спискам говорить о гарантируемом государством
I С'косаренко Е. Е. Некоторые особенности применения пропорциональных избирательных систем // Журнал о выборах. 2004. № 4. С <« -42.
Дмитриев Ю. А. Перспективы развития избирательного законо-дшсльства России // Журнал о выборах. 2004. № 4. С. 47-48.
(статья 19) конституционном равноправии граждан незав симо от принадлежности к общественным объединения т. е. политическим партиям? В условиях, когда нет выборов Совет Федерации, у беспартийных граждан не будет возмо ности не только избираться, но и баллотироваться в Государ ственную Думу. Между тем пассивное избирательное прав как оно закреплено в Конституции Российской Федераци относится к основным правам и свободам и является индив дуальным правом гражданина, важнейшим элементом е конституционного статуса в демократическом правовом го сударстве45. Или все это - некая форма принуждения, запр щенного статьей 30 Конституции РФ, к вступлению в пол тическую партию для участия в выборах. Вот почему, по мнению В. И. Лысенко, простой переход в любой форме избранию 450 депутатов Государственной Думы на пропор циональных началах в принципе антиконституционен46. Вв дение «чисто партийных» выборов влечет, в нарушение п. статьи 55 Конституции РФ, установление дополнительног партийного ценза, фактически отсекающего от пассивног избирательного права всех беспартийных, то есть более 9 процентов взрослых граждан страны47. Не разумнее ли был в целях стимулирования развития партийной системы и пар ламентаризма в стране, изменить соотношение пропорци"
45 Постановление Конституционного Суда Российской Федераци от 24 июня 1997 года № 9-П по делу о проверке конституционное положений статей 74 (часть первая) и 90 Конституции Республик Хакасия // Собрание законодательства Российской Федерац 1997. №26. Ст. 3145.
46 Корня А. Ради нижней палаты перестроят и верхнюю. Чтобы ма стала партийной, проведут прямые выборы в СФ // Независим газета. 2004. 16 июня.
47 Колюшин Е. И. Пропорциональная избирательная система н парламентских выборах в России: шаг вперед - два назад // Журн о выборах. 2004. № 4. С. 36.
Пат ной и мажоритарной частей системы выборов 450 депу-ршн (с 225x225 на 300x150), не ущемляя конституционные ирама миллионов беспартийных россиян?
Таким образом, используя логический, систематический, гнопиально-юридический способы толкования конституционно правовых норм, с учетом официальных правовых позиции Конституционного Суда РФ можно заявить, что указании) законодательные инициативы и сопровождающие их Вин гния властей федерального и регионального уровней на-Иримую нарушают три важнейшие основы конституционного и роя (статьи 2, 3, 5 Конституции РФ) и ряд других консти-«иионных принципов и норм (статьи 17, 18, 32, 55, 72, 73, V К*, 114). По сути, они направлены не столько на совершенствование демократии и укрепление системы государственной власти в стране, сколько на ограничение и лишение |}>иждан их конституционных политических прав и свобод.
Конституционные принципы избирательного права - это £§.<1мчайшее завоевание человечества. Принося их в угоду ^пиитической конъюнктуре, умаляя права человека в пользу воударственных предпочтений, мы девальвируем их, а в конечном счете обесценим и утратим'18. Огромное Российское иедсративное государство превращается в авторитарное го-®> днрство, в котором власть все более и более концентриру-р» и в руках одного лица. Управленческая деятельность в (•"ч ин становится абсолютно зависимой только от одного Йеиовека, что может привести к негативным последствиям, фторирование положений Конституции, даже их частичное Нарушение, не говоря уже об отходе от них, их попрание патент ущерб всему обществу, его целостности и стабильно-
!* Кабышев В. Т. Принцип равноправия избирателей и правовая Ршиция Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное развитие России: Межвузовский сборник научных ста-н н Саратов: СГАП, 2000. Вып. 3. С. 12.
сти49. В результате проведенной реформы Президент по луч не предусмотренные Конституцией дополнительные полно мочия, которые были и могли быть дальше у народа - изби рателей соответствующего региона, либо у законодательно) органа субъекта Федерации, или, наконец, у Правительств России.
Как известно, Президент России В. В. Путин негативж относится к изменению Конституции и в ближайшее время, в среднесрочной перспективе". Но и к нарушению Констг туции надо относиться так же. Однако лучше ее не нарушав Конституционные требования следует безусловно и неукос нительно выполнять. Строгое следование Конституции - эы основа успешного развития государства и гражданского се гласия в обществе51.
Президент России В. В. Путин считает, что Конституг как документ, лежащий в основе нашей государственности позволяет нам сформировать органы власти и управлении! таким образом, который мы считаем целесообразным52. Эт целесообразность можно было, на наш взгляд, реализовать^ не нарушая основ конституционного строя, не выходя за гра ни Конституции. Высокопоставленные юристы должны бы; бы такие предложения подготовить и внести на рассмотрели главе государства.
49 Топорнин Б. Н. Российский конституционализм на современно этапе // Российский конституционализм: проблемы и решения (мп териалы международной конференции, декабрь 1998 г.). М.: Инст; тут государства и права РАН, 1999. С. 13-14.
50 Путин В. В. Мы должны дорожить принципами Н Российска газета. 2004. 17 ноября.
51 Путин В. В. Выступление на торжественном приеме в Кремле декабря 2003 года, посвященном 10-летию принятия КонституцК России // Российская юстиция. 2003. № 12. С. 1.
Путин В. В. Мы должны дорожить принципами // Российска газета. 2004. 17 ноября.
' крепления порядка и демократии на выборах, усиления Ш называемой «вертикали государственной власти» и по-Ьмиения ответственности региональных лидеров (вплоть до рйнПождения от должностей) вполне можно добиться, со-Ьрни иствуя соответствующее законодательство и практику Hi» применения в рамках Конституции России. В 2000 году ■п. законодательные акты были введены в действие, но на мисс оказались невостребованными. За нарушение норм нм> гитуции и федеральных законов решение о досрочном ИЬмршцении полномочий региональных законодательных I .примни могло быть принято по инициативе Президента В * нйской Федерации в результате издания соответствую-Р" федерального закона при наличии судебных решений. В Ирюгичных случаях Президент России мог принять реше-Hl и об отрешении от должности высшего должностного Пни субъекта Российской Федерации.
Председатель Центральной избирательной комиссии РФ ЬЛ Мешняков без всякого обоснования утверждает, что Вншнмий проект может быть реализован в рамках дейсг-■Ннцей Конституции РФ53. Конечно, его можно реализовать. Я голько в другой форме. Один из вариантов - законода-Шлмю возложить на глав исполнительной власти субъектов Миграции функции полномочных представителей Прези-в регионах, которых он непосредственно назначает. Пдошо такими назначаемыми представителями являются регионов в Украине. Для разгрузки их властных пол-1 мччпй можно даже предусмотреть должности вице-Ш^щдентов или вице-губернаторов в субъектах Федерации. В|я(Н>й путь - решить данный вопрос через Правительство,
В|| практике проведения федеральных выборов, выборов в органы ■vдарственной власти субъектов Российской Федерации в 2002 -§jnt ! годах и перспективах развития избирательного законодатель-■ и» Доклад Председателя Центральной избирательной комиссии Kk'i и Некой Федерации А. А. Вешнякова на парламентских слуша-■Нн 19 октября 2004 года // Вестник Центральной избирательной ршт спи Российской Федерации. 2004. № 15 (177). С. 47.
>л
J
осуществляющее исполнительную власть в стране. В соо'я ветствии со статьей 114 Конституции РФ на Правительств! возложены полномочия по осуществлению мер по обеспече! нию обороны страны, государственной безопасности, реал« зации внешней политики, обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного жм рядка, борьбе с преступностью. При этом его полномочия (ц отличие от президентских), предусмотренные данной статье! Конституции, не являются исчерпывающими. В этой стал о сказано, что Правительство может осуществлять и иные пол номочия, возложенные на него не только Конституцией, но I федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
В основе дальнейшей работы по совершенствованию п сударственной власти в стране, развитию демократии, изби рательного процесса и партийной системы должны лежат! конституционные принципы народовластия и федерализма] обеспечения равноправия граждан, соблюдения и защити прав и свобод человека в рамках действующей Конституции РФ. Здесь можно и нужно находить цивилизованные ко нети I туционно-правовые пути и средства решения злободневны! проблем современной российской государственности.
Поправки в Конституцию, конечно, могут быть, но они нужны тогда, когда их диктуют объективные социальные ус4 ловия, когда поправки вызваны ходом самого исторического развития, а не желанием одной группы лиц угодить другой группе лиц '1 или субъективными представлениями отдель! ных политиков и чиновников об эффективности того или иного политико-правового механизма власти. Но если прЛ этом невозможно не выйти за рамки Конституции, значит, ее! надо менять. И если уж менять, то только основательно и ра| зумно. Тем более, что нынешняя Конституция России, кай признают многие известные специалисты, несовершенна пс своим сущностным позициям и формально-юридическим па^ раметрам, имеет свои изъяны и недостатки, если не мешаь
54 Зорькин В. Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и] необходимости проведения правовой реформы в России // Журна
Российского права. 2004. № 6. С. 4.
ар
Ésé
g lo, как минимум, не способствующие эффективному рншю Российского государства и демократических ин-ttvми» общества55. На наш взгляд, было бы хорошо, если Президент, обобщив все разумные и обоснованные идеи рйдиожения ученых и практиков, подготовил к концу своим. ¡.милетнего правления проект существенных и важных »¡•инок (изменений и дополнений в главы 3 - 8) в дейст-ршую Конституцию РФ (или проект ее новой редакции) со Лансированной системой разделения властей и онтималь-м механизмом сдержек и противовесов, со всеми необхо-мыми и полноценными полномочиями (адекватными со-ам иным условиям и потребностям развития демократиче-|А институтов в стране) парламента - Государственной bfMi.i п Совета Федерации, с главами об избирательной сис-»', о федеративном устройстве с экономически самодоста-Пнмми и частично укрупненными субъектами Федерации, с Неимениями о финансово-самостоятельном местном само-унршнеиии.
Iloi это был бы поступок во имя России, ее стабильного ■Цжфатического развития по пути прогресса! Преемником Нднщего Президента должно быть не очередное неизвестно сегодня физическое лицо, а обновленная Конституция ии. Именно она и должна стать самодержцем государства н верховным правителем России. Такой акт был бы юри-ким итогом пятнадцатилетнего действия нынешней Рит гитуции 1993 года. Обновленная Конституция стала бы Нйтс достойным юридическим памятником восьмилетнему Ванлению сегодняшнего Президента Российской Федерации В И Путина.
( м . например, публикации Авакьяна С. А., Кутафина О. Е., Исаки I». Б., Топорнина Б. Н. и других в сборнике «Российский кон-Иртуционализм: проблемы и решения (материалы международной ■жференции, декабрь 1998 г.)» (М.: Институт государства и права РАН 1999), а также: Мартышин О. В. Конституция Российской ■#дирации 1993 г. как памятник эпохи // Государство и право. ШЛИ. №4. С. 13-16.