Научная статья на тему 'ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ ДЕСТРУКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ'

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ ДЕСТРУКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕКЛАССНАЯ ИЛИ ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / ЗАЩИТА ОТ ДЕСТРУКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ / РОДИТЕЛИ / ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Титор Светлана Евгеньевна

Одним из механизмов реализации Концепции информационной безопасности детей названа внеурочная или внеклассная работа с детьми и подростками. На государственном региональном, муниципальном и локальном уровнях предпринимаются меры по реализации данного механизма. В настоящем исследовании проанализирован опыт проведения внеклассной работы в целях защиты детей от деструктивной информации. Проведен социологический опрос, позволяющий определить эффективность такой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Титор Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR WORK WITH STUDENTS AS A WAY TO PROTECT AGAINST A DESTRUCTIVE INFORMATION ENVIRONMENT

One of the mechanisms for implementing the Concept of information Security of children is called extracurricular or extracurricular work with children and adolescents. Measures are being taken at the State, regional, municipal and local levels to implement this mechanism. This study analyzes the experience of conducting extracurricular activities in order to protect children from destructive information. A sociological survey was conducted to determine the effectiveness of such work.

Текст научной работы на тему «ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ ДЕСТРУКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ»

Научная статья УДК 374.71

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-293-297

2015-0066-1/23-643 MOSURED: 77/27-011-2023-01-842

Внеурочная работа с обучающимися как способ защиты от деструктивной информационной среды

Светлана Евгеньевна Титор

Государственный университет управления, Москва, Россия, setitor@mail.ru

Аннотация. Одним из механизмов реализации Концепции информационной безопасности детей названа внеурочная или внеклассная работа с детьми и подростками. На государственном региональном, муниципальном и локальном уровнях предпринимаются меры по реализации данного механизма. В настоящем исследовании проанализирован опыт проведения внеклассной работы в целях защиты детей от деструктивной информации. Проведен социологический опрос, позволяющий определить эффективность такой работы.

Ключевые слова: внеклассная или внеурочная работа, дети и подростки, защита от деструктивной информации, родители, педагоги

Благодарности: иследование проведено в рамках экспертно-аналитического исследования в соответствии с государственным контрактом №01731000096220000400001 (заказчик - Аппарат Государственной Думы РФ).

Для цитирования: Титор С. Е. Внеурочная работа с обучающимися как способ защиты от деструктивной информационной среды // Вестник экономической безопасности. 2023. № 1. С. 293-297. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-293-297.

Original article

Extracurricular work with students as a way to protect against a destructive information environment

Svetlana E. Titor

State University of Management, Moscow, Russia, setitor@mail.ru

Abstract. One of the mechanisms for implementing the Concept of information Security of children is called extracurricular or extracurricular work with children and adolescents. Measures are being taken at the State, regional, municipal and local levels to implement this mechanism. This study analyzes the experience of conducting extracurricular activities in order to protect children from destructive information. A sociological survey was conducted to determine the effectiveness of such work.

Keywords: extracurricular or extracurricular work, children and adolescents, protection from destructive information, parents, teachers

Acknowledgements: the present research is conducted as part of an expert and analytical study in accordance with state contract No. 01731000096220000400001 (the customer is the State Duma of the Russian Federation).

For citation: Titor S. E. Extracurricular work with students as a way to protect against a destructive information environment. Bulletin of economic security. 2023;(1):293-7. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-293-297.

Одним из следствий развития процессов информатизации стало повышение роли средств массовой информации в жизни, как национальных социумов, так и международного сообщества в целом. Масс-медиа во многом заменили межличностное общение в роли основного источника получения адаптивно-значимой информации для жителей развитых стран. В настоящее время они оказывают определяющее влияние на мировоззрение людей и играют роль агентов социализации.

Возрастание потенциала влияния масс-медиа на общественное сознание несет в себе потенциальную угрозу, связанную с распространением ими негативной общественно опасной информации. Наибольшую опасность она представляет для детей в силу особой уязвимости их психики от деструктивного информационного воздействия.

Изучение девиантного поведения детей и подростков актуально в современном обществе в связи с политическими, экономическими, моральными и нравствен-

© Титор С. Е., 2023

ными изменениями в мире. Общепринятые нормы поведения деформируются, то, что несколько лет считалось отклонением, сегодня считается нормой.

Актуальной задачей, стоящей перед действующим законодательством, является создание гарантий (условий), защищающих несовершеннолетних от деструктивного воздействия Интернет-среды.

Во исполнение Концепции информационной безопасности детей [1] разработаны Мероприятия, направленные на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции, на 20222027 годы [2].

В числе приоритетных задач семьи, государства и общества Концепция информационной безопасности детей ставит задачу эмоционально-личностного, ценностного, морального и нравственно-этического развития детей.

Одним из механизмов достижения поставленных задач называется содействие созданию условий, обеспечивающих позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка, его психологическое благополучие и позитивное мировосприятие.

К мероприятиям по созданию названных условий можно отнести цикл мероприятий, направленный на различные возрастные группы - дети (обучающиеся), родители (законные представители несовершеннолетних), работники образовательных организаций, именуемые «Сетевичок», портал «Учеба.онлайн», а также внеклассные мероприятия.

Портал «Сетевичок» проводит ежегодный конкурс Международный квест по цифровой грамотности. Визуально портал «Сетевичок» без регистрации не имеет достаточно информативной информации по порядку проведения конкурса, его целей, задач, целевой аудитории, сроков проведения, условиях конкурса, критериев оценки, истории его проведения и результатов, и т. д. Крайне скудна и информация о проведенном ранее конкурсе (последняя информация за 2020 г.). В 2020 г. в конкурсе приняло участие 609,0 тыс. Имеется не конкретизированная информация о наличии победителей конкурса. Полагаем, что портал «Сетевичок» на данный момент не выполняет роли активного двигателя активизации привлечения детей, подростков и их родителей в целях повышения качества и количества информационной продукции для детей, возложенной на него ранее названным Перечнем федеральных мероприятий.

Коллеги делятся разработками методик, форм, принципов содержания проведения внеклассных мероприятий [3]. При разработке внеклассных мероприятий предлагается обращать внимание на следующие моменты:

- содержательность - содержательный компонент занятий для обучающихся (система внеклассных мероприятий, направленных на умение выявлять информационную угрозу);

- эффективность использования методов, приемов и средств проведения занятий с учетом особенностей развития детей и подростков;

- психолого-педагогические условия, такие как практико-ориентированный и личностный характер взаимодействия педагога и обучающегося;

- организация работы с родителями.

Некоторый опыт проведения внеурочных мероприятий следует проанализировать.

Представители Забайкальского края поделились опытом проведения конкурса творческих работ учащихся на тему «Информационная безопасность» [4]. Конкурсы проходят в нескольких номинациях: Рисунок, Социальный плакат, Стихотворение, Рассказ, Видеоролик, Веб-ресурс. Детям было предложено выразить свое понимание информационной безопасности, понимание рисков и угроз, которые могут встретиться в Интернете, различными способами. Конкурс проводился по возрастным группам: 1-5 классы, 6-8 классы, 9-11 классы.

Итоги конкурса приводят к определенным выводам. Так, дети 1-5 классов видят в качестве интернет-угроз, в основном, только различные вирусные программы. Дети 6-8 классов такие угрозы видят уже более шире. Они отразили в своих работах такие проблемы, как защита персональных данных от спама, кибербуллинг.

В номинации Стихотворение и Рассказ дети рассказали о положительных и отрицательных сторонах Интернета. Основной идеей представленных на конкурс рассказов стала экранная зависимость людей, где компьютер заменил реальную жизнь. В своих произведениях дети попытались показать, насколько это неправильно, и дать возможность своим героям изменить свою жизнь.

В номинации Видеоролик учащиеся создали программу «Учись вместе с нами», где авторы провели со-цопрос обучающихся в школе по вопросам информационной безопасности, рассказали о правилах поведения в Интернете, показали его положительные и отрицательные стороны, выделили популярные интернет-риски.

Во всех работах прозвучал призыв учащихся к взрослым защитить детей от ненужной и негативной информации в сети Интернет.

Однако, в работах детей не нашли отражение такие угрозы, как кибермошенничество, кибербуллинг, интернет- и игровая зависимости.

Другой пример регионального опыта [5]. Для реализации мер по профилактике негативного информационного воздействия на обучающихся в г. Туле проводятся такие мероприятия:

- социологические исследования «Место компьютера в жизни подростков», «Изучение интернет-зависимости», «Выявление ранних признаков компьютерной зависимости у несовершеннолетних»;

- викторины для учащихся 5-х классов «С компьютером по жизни»;

- Брейн-ринг «Жизнь виртуальная и жизнь реальная»;

- Круглый стол «Страдания от кибермании»;

- «Дискуссионный клуб «Что такое Интернет?», «Правила безопасности в Интернете», «Влияние социальных сетей на подростков»;

- деловые игры «Выбираю безопасность» и т. д.

Мероприятия, направленные на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и подростков социально-нормативного жизненного стиля, здорового образа жизни, культуры поведения и этики в сети Интернет, грамотного и ответственного использования информационных ресурсов. Проводимые мероприятия дали положительный эффект. Многие обучающиеся сократили времяпровождение за компьютером. Родители отметили улучшение их здоровья, что положительно отразилось на успеваемости. Сами обучающиеся отмечают, что «живое» общение для них стало намного интереснее и привлекательнее, чем виртуальное.

Одним из выводов проведения таких конкурсов стал озвученный детьми призыв к взрослым защитить их от негативной информации сетей Интернет.

Другие коллеги [6] делятся опытом реализации программы внеурочной деятельности с обучающимися «Безопасная информационная деятельность». Программа направлена на повышение информированности обучающихся относительно причин и условий появления информационных угроз. По результатам реализации программы у обучающихся формируются:

- необходимые социально-психологические установки, направленные на отторжение деструктивной информации;

- эмоциональная среда и устойчивые ценности, препятствующие возможным информационным зависимостям;

- социально активная позиция, необходимые ценностно-смысловые ориентиры, отвечающие социально положительным направлениям поведения и т. д.

Оценку эффективности проводимых мероприятий можно провести, проанализировав результаты социоло-

гического опроса в рамках данного исследования. Социологическое исследование, посвященное влиянию деструктивной информационной среды на детей и подростков, проводилось августе-сентябре 2022 г. В исследовании приняли участие:

- 26 580 детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет;

- 29 746 взрослых из числа родителей в возрасте от 29 до 70 лет;

- 7 204 педагогов в возрасте от 21 до 71 года.

Географический охват опроса - 28 населенных

пунктов (Пермский край - Пермь; Тверская область -Тверь, Старица, Кимры, Красный холм, д. Захоломье, Калязин, с. Редкино, Торопец; Самарская область -Жигулевск, Чапаевск, Новокуйбышевск; Оренбургская область - Оренбург, Бузулук; Республика Бурятия -Северобайкальск, Улан-Удэ; Республика Мордовия -Саранск, Атемар; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - Сургут; Саратовская область - Саратов, Пугачев; Белгородская область - Белгород; Республика Чувашия - Чебоксары; Новосибирская область - Новосибирск; Волгоградская область - Волгоград; Воронежская область - Воронеж; Курская область - Курск; Ярославская область - Ярославль; Липецкая область -Липецк; Республика Татарстан - Казань; Брянская область - Брянск; Ростовская область - Ростов, Мурманская область - Мурманск и др.). Исследование проводилось по специально разработанной анкете, размещенной на сервисе Яндекс. Формы, путем адресной рассылки анкеты.

95,8 % опрошенных педагогов усмотрели эффективность развития внеурочной деятельности, вовлечение детей в работу школьных кружков, секций, объединений для снижения негативного влияния деструктивной информационной среды на детей и подростков.

Наиболее эффективными мерами для снижения негативного влияния деструктивной информационной среды на детей и подростков, реализуемыми в учебных

Создание групп взаимопомощи Выявление групп риска, контроль.

Развитие внеурочной деятельности

54,10% 41,20% 4,70%

54,70% 41,30% 4,00%

34,50% 54,00% 11,60%

38,70% 52,30% 8,90%

56,60% 39,20% 4,20%

130,20% 57,90% 11,90%

I Эффективно I Средняя степень эффективности Не эффективно

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, какие из перечисленных мер, осуществляемые в учебных заведениях, наиболее эффективны для снижения негативного влияния деструктивной информационной среды на детей и подростков?», %

2,90%

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Считаете ли Вы эффективной мерой обеспечения информационной безопасности детей и подростков проведение специальных мероприятий (конкурсов, обучающих игр и т. д.)?», %

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Часто ли Ваша семья путешествует/путешествовала вместе?»

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Контролируете ли Вы, какие сайты Ваш ребенок посещает в Интернете?», %

4%

■ Отсутствие контроля родителей

■ Наличие контроля родителей Слабый контроль родителей

Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос «Контролируют ли родители, как ты используешь Интернет?», %

заведениях, по мнению педагогических работников, являются (рис. 1):

- развитие внеурочной деятельности, вовлечение детей в работу школьных кружков, секций, объединений - 56,6 %;

- раннее выявление групп риска, контроль поведения детей - 54,7 %;

- создание групп взаимопомощи детей и подростков, волонтерских групп - 54,1 %;

- информационная работа с родителями о правилах безопасного поведения детей в Интернете - 38,7 %;

- проведение родительских собраний, посвященных проблеме девиантного поведения, - 34,5 %;

- разработка программ, направленных на развития системы традиционных ценностей, культуры поведения, - 30,2 %.

66,6 % опрошенных в рамках данного исследования родителей также считают проведение различных внеучебных мероприятий эффективной мерой обеспечения информационной безопасности детей и подростков, и даже участвовали в таких мероприятиях. С ними не согласны 2,9 % родителей, а 23,6 % опрошенных родителей вообще не слышали о таких мероприятиях (рис. 2).

Социологический опрос, проведенный в рамках исследования, показал, что сами родители не всегда уделяют достаточно внимания своим детям, оберегая их от негативной информации. Например (рис. 3):

- на вопрос: часто ли вы путешествуете с детьми, положительно ответили только 33,1 % родителей, иногда путешествуем, ответили 58,3 % родителей, остальные, увы, в путешествия с детьми не ездят;

- 37,5 % опрошенных родителей не контролируют, какие сайты просматривают их дети (рис. 4);

- 89,5 % детей не делятся со своими родителями об увиденных в сети Интернет сценах насилия, эротики, порнографии (рис. 5);

- 82,0 % опрошенных подростков в рамках настоящего исследования сообщили, что родители не контролируют использование ими Интернета, доверяя им полностью (рис. 6);

№ 1 /2023

■ Делятся ■ Не делятся

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Рассказывал ли Вам ребенок о сценах насилия, эротики, порнографии, увиденных им в СМИ, Интернете?», %

- 91,0 % педагогов, опрошенных в рамках данного исследования, подчеркнули эффективность информационной работы с родителями о правилах безопасного поведения детей в Интернете в целях обеспечения их безопасности.

Имеющиеся и реализуемые механизмы создания условий, обеспечивающих позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка, его психологическое благополучие и позитивное мировоззрение, на наш взгляд достаточны. Законодательство не требует корректировки.

Но практика реализации этих мероприятий должна проводиться на более высоком и качественном уровне.

Имеется необходимость более активного привлечения родителей к внеурочной работе с детьми в целях совместного с преподавателями обеспечения безопасности детей и подростков от негативной информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо активизировать проведение внеурочных мероприятий, обязательно с привлечением родителей, для более успешной защиты несовершеннолетних от деструктивной среды.

Список источников

1. Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_190009/f62ee45faefd8 e2a11d6d88941ac66824f848bc2/. (дата обращения 01.10.2022).

2. Приказ Минцифры России от 22.03.2022 № 226 «О перечне федеральных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции, на 2022-2027 годы» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41255 2/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/. (дата обращения 01.10.2022).

3. Богатырева Ю. И., Калугина Е. С. Угрозы информационного воздействия на учащихся и методы противодействия им в образовательной организации // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. Т. 2. № 3. С. 8-13.

4. Черепанова Г. В. Профилактика рисков информационной безопасности детей через участие в творческих конкурсах. В сборнике: «Цифровое поколение» и педагогические реалии современной России // Мате-

риалы научно-практической интернет-конференции с международным участием. Под ред. М. Р. Мирошкиной, Е. Б. Евладовой, С. В. Лобынцевой. 2017. С. 68-71.

5. Привалов А. Н., Богатырева Ю. И., Калугина Е. С. К вопросу о снижении негативного информационного воздействия на учащихся в образовательных организациях // Молодежь. Образование. Наука. 2017. Т. 1. № 1-1. С. 203-207.

6. Сафонова В. Ю. Актуальные вопросы безопасности информационного пространства образовательной организации // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 3-3 (117). С. 83-85.

References

1. Decree of the Government of the Russian Federation of 02.12.2015 № 2471-r «On Approval of the Concept of Information Security of Children» https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_190009/f62ee45faefd8e2a11 d6d88941ac66824f848bc2/ (accessed: 01.10.2022).

2. Order of the Ministry of Digital Development of the Russian Federation of March 22, 2022 № 226 «On the list of federal measures aimed at ensuring the information security of children, the production of information products for children and the circulation of information products, for 2022-2027» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4 12552/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (accessed: 01.10.2022).

3. Bogatyreva Yu. I., Kalugina E. S. Threats of information impact on students and methods of countering them in an educational organization // Research Result. Pedagogy and psychology of education. 2016. Vol. 2. No. 3. P. 8-13.

4. Cherepanova G. V. Prevention of information security risks for children through participation in creative competitions. In the collection: «Digital generation» and the pedagogical realities of modern Russia // Materials of the scientific and practical Internet conference with international participation. Edited by Miroshkina M. R., Evladova E. B., Lobyntseva S. V 2017. P. 68-71.

5. Privalov A. N., Bogatyreva Yu. I., Kalugina E. S. On the issue of reducing the negative information impact on students in educational institutions // Youth. Education. The science. 2017. Vol. 1. No. 1-1. P. 203-207.

6. Safonova V. Yu. Topical issues of the security of the information space of an educational organization. // International research journal. 2022. No. 3-3 (117). P. 83-85.

Информация об авторе С. Е. Титор - кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author S. E. Titor - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 30.10.2022; одобрена после рецензирования 01.12.2022; принята к публикации 11.01.2023.

The article was submitted 30.10.2022; approved after reviewing 01.12.2022; accepted for publication 11.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.