Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ЗАЩИТА ДЕТЕЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / СЕТЬ «ИНТЕРНЕРТ» / ДЕСТРУКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Титор С. Е.

Проблема информационной безопасности несовершеннолетних не касается только лишь федерального регулятора. Безопасность должна обеспечиваться на всех уровнях регулирования: федеральном, региональном, муниципальном и локальном. Основные принципы и механизмы обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних регулируются федеральным законодательством. На региональном уровне механизмы детализируются, вырабатываются самостоятельные концепции. В настоящем исследовании проанализирован опыт отдельных субъектов Российской Федерации по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних. Исследованы следующие регионы: Республика Коми, Пермский край, Оренбургская область, Республика Татарстан. По регионам зафиксировано состояние криминализации несовершеннолетних. Исходя из этого подобраны регионы со средним уровнем состояния преступности несовершеннолетних. В статье изучено региональное законодательство по защите несовершеннолетних от деструктивной информационной среды, региональные программы обеспечения информационной безопасности. Также рассмотрена правоприменительная практика, в частности, по повышению медиаграмотности подростков. Изучено участие региональных правоохранительных органов в разъяснительной работе. Исследована роль волонтерских движений в деле защиты несовершеннолетних от негативной информации, в просветительской работе. Выделен положительный опыт регионов по защите детей от негативной информации. В заключении исследования сделаны выводы о трансляции положительного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY OF MINORS: INDIVIDUAL SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION ORGANIZATION EXPERIENCE

The problem of information security of minors does not concern only the federal regulator. It should be provided at all levels of regulation: federal, regional, municipal and local. The basic principles and mechanisms for ensuring the information security of minors are regulated by federal legislation. At the regional level, the mechanisms are being detailed, independent concepts are being developed. This study analyzes the experience of individual subjects of the Russian Federation in ensuring the information security of minors. The following regions were studied: Komi Republic, Perm Krai, Orenburg Region, Republic of Tatarstan. The state of criminalization of minors has been recorded by region. Based on this, regions with an average level of juvenile delinquency have been selected. The work examines regional legislation on the protection of minors from the destructive information environment, regional information security programs. The law enforcement practice is also considered, in particular, increasing the media literacy of adolescents. The participation of regional law enforcement agencies in explanatory work has been studied. The role of volunteer movements in protecting minors from negative information and in educational work is investigated. The positive experience of the regions in protecting children from negative information is highlighted. At the end of the study, conclusions about the translation of positive experience were made.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Информационная безопасность несовершеннолетних: опыт организации отдельных субъектов Российской Федерации

УДК 351.751 DOI 10.26425/2658-347X-2022-5-4-98-105

Получено 24.10.2022 Доработано после рецензирования 21.11.2022 Принято 28.11.2022

Титор Светлана Евгеньевна

Канд. юр. наук, доц. каф. частного права Государственный университет управления, г. Москва, Россия

ORCD: 0000-0002-5930-9972

E-mail: setitor@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Проблема информационной безопасности несовершеннолетних не касается только лишь федерального регулятора. Безопасность должна обеспечиваться на всех уровнях регулирования: федеральном, региональном, муниципальном и локальном. Основные принципы и механизмы обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних регулируются федеральным законодательством. На региональном уровне механизмы детализируются, вырабатываются самостоятельные концепции. В настоящем исследовании проанализирован опыт отдельных субъектов Российской Федерации по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних. Исследованы следующие регионы: Республика Коми, Пермский край, Оренбургская область, Республика Татарстан. По регионам зафиксировано состояние криминализации несовершеннолетних. Исходя

Ключевые слова

из этого подобраны регионы со средним уровнем состояния преступности несовершеннолетних. В статье изучено региональное законодательство по защите несовершеннолетних от деструктивной информационной среды, региональные программы обеспечения информационной безопасности. Также рассмотрена правоприменительная практика, в частности, по повышению медиаграмотности подростков. Изучено участие региональных правоохранительных органов в разъяснительной работе. Исследована роль волонтерских движений в деле защиты несовершеннолетних от негативной информации, в просветительской работе. Выделен положительный опыт регионов по защите детей от негативной информации. В заключении исследования сделаны выводы о трансляции положительного опыта.

Информационная безопасность, несовершеннолетние, защита детей, региональный опыт, сеть «Интернерт», деструктивная информация, региональное законодательство, просветительская работа

Для цитирования

Титор С.Е. Информационная безопасность несовершеннолетних: опыт организации отдельных субъектов Российской Федерации / / Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 4. С. 98-105.

© Титор С.Е., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Information security of minors: individual subjects of the Russian Federation organization experience

Received 24.10.2022 Revised 21.11.2022 Accepted 28.11.2022 Svetlana E. Titor

Cand. Sci. (Jur.), Assoc. Prof. at the Private Law Department State University of Management, Moscow, Russia ORCD: 0000-0002-5930-9972 E-mail: setitor@mail.ru

ABSTRACT

The problem of information security of minors does not concern only the federal regulator. It should be provided at all levels of regulation: federal, regional, municipal and local. The basic principles and mechanisms for ensuring the information security of minors are regulated by federal legislation. At the regional level, the mechanisms are being detailed, independent concepts are being developed. This study analyzes the experience of individual subjects of the Russian Federation in ensuring the information security of minors. The following regions were studied: Komi Republic, Perm Krai, Orenburg Region, Republic of Tatarstan. The state of criminalization of minors has been recorded by region. Based on this, regions with an average

level of juvenile delinquency have been selected. The work examines regional legislation on the protection of minors from the destructive information environment, regional information security programs. The law enforcement practice is also considered, in particular, increasing the media literacy of adolescents. The participation of regional law enforcement agencies in explanatory work has been studied. The role of volunteer movements in protecting minors from negative information and in educational work is investigated. The positive experience of the regions in protecting children from negative information is highlighted. At the end of the study, conclusions about the translation of positive experience were made.

Keywords

Information security, minors, child protection, regional experience, Internet, destructive information, regional legislation, educational work

For citation

Titor S.E. (2022) Information security of minors: individual subjects of the Russian Federation organization experience, Digital Sociology, vol. 5, no. 4, pp. 98-105. DOI: 10.26425/2658-347X-2021-5-4-98-105

© Titor S.E., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ / INTRODUCTION

Комплексное решение проблемы обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних невозможно без согласованных действий федеральных и региональных органов власти [Маг-дилова, 2017]. Региональные структуры должны вырабатывать свою концептуальную позицию по противодействию информационным вызовам и угрозам для несовершеннолетних [Сусти-на, 2022]. Так, в Испании, наряду с принятым основным Органическим законом страны, на уровнях автономий (например, Каталонии) приняты свои акты, направленные на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних.

Анализ сложившейся системы нормативно-правового регулирования отношений, возникающих в связи с защитой детей и подростков от деструктивного контента, показывает, что в настоящее время все регионы Российской Федерации (далее - РФ) в той или иной мере реализуют предоставленные им Конституцией Российской Федерации полномочия в сфере защиты несовершеннолетних от влияния деструктивной информационной среды [Колобаева, Несмеянов, 2020].

Федеральный законодатель предусмотрел, что для реализации указанных полномочий органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, которые с учетом конкретной демографической обстановки субъекта, экономического, образовательного, информационного, культурного уровней развития и прочих нюансов жизнедеятельности каждого конкретного региона определяют меры, обеспечивающие защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ / THEORY AND METODS

Опыт, накопленный в результате реализации международных принципов, концепций, сформулированных на межгосударственных площадках, закрепленных федеральным законодательством, позволил некоторым субъектам Российской Федерации сформулировать и нормативно закрепить дополнительные (по отношению к регулирующим эти отношения указанным выше федеральным законам) юридические процедуры защиты несовершеннолетних от угроз, представляемых интернет-пространством.

Полагаем возможным проанализировать опыт по организации защиты несовершеннолетних от деструктивной информации в отдельных регионах Российской Федерации. В работе при-

менен сравнительно-правовой метод, метод анализа, формально-правовой метод, социологический метод, метод обобщения.

ИССЛЕДОВАНИЕ/ RESEARCH

В Республике Коми в 2022 г. был создан Региональный центр информационной безопасности, который подведомствен Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми1. Основная его цель - защита детей и молодежи в интернет-пространстве. Организация работает в трех направлениях: первое предусматривает выявление в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (далее - Интернет) деструктивной, опасной информации для несовершеннолетних. Второе направление выражается в том, что на основе полученных данных о способах потребления информации несовершеннолетними, местах ее распространения, формируются методические пособия и рекомендации, проводятся вебинары и семинары, просветительская работа как среди детей (на классных часах), так и среди родителей (родительские собрания). Третье направление выражено в профилактической работе. Специалисты Регионального центра информационной безопасности просвещают население по теме безопасности молодежи, детей в цифровом пространстве. Просвещение реализуется через онлайн-и оффлайн мероприятия различного характера и видов. Деятельность центра реализуется через группу в социальной сети «ВКонтакте». Пользователями данной социальной сети, в большинстве своем, являются молодежь и дети, поэтому, на наш взгляд, ориентирование на распространение сведений об информационной безопасности в социальной сети «ВКонтакте» является целесообразным решением. Позиция региона заключается в том, что донести до молодежи мысль и распространить необходимую информацию о важности безопасного информационного пространства необходимо через популярные среди этой возрастной группы источники.

Данные по криминализации несовершеннолетних в рассматриваемых регионах представлены в таблице1.

Необходимо отметить, что по отношению к общему количеству несовершеннолетних, проживающих в Республике Коми, процент несовершеннолетних, совершивших преступления в 2021 г., очень высок и составляет 0,2 %.

1 Региональный центр информационной безопасности. Официальный сайт. Режим доступа: https://rcibdim2022.vsite.biz/ (дата обращения: 01.10.2022).

Таблица 1. Данные по криминализации несовершеннолетних в отдельных субъектах Российской Федерации

Table I. Data on the criminalization of minors in certain regions of the Russian Federation

Название субъекта Российской Федерации Показатель криминализации несовершеннолетних, чел.

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 1-е полугодие 2022 г.

Республика Коми 855 569 479 374 403 401 322 197

Пермский край 1 835 1 967 1 362 1 160 1 083 829 709 360

Оренбургская область 937 673 637 607 543 499 373 206

Республика Татарстан 1 147 923 767 756 786 686 608 332

Источник2

В Пермском крае губернатором была утверждена Программа обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних на 20212023 гг.3 (далее - Программа). В ней определены основные мероприятия, направленные на формирование организационно-правовых механизмов защиты несовершеннолетних от распространения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» деструктивной информации, а также перечень исполнителей и сроки проведения мероприятий. Как и большинство программ в Российской Федерации по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних, одним из первых мероприятий является мониторинг. В Пермском крае происходит мониторинг деятельности образовательных организаций, в которых должны быть ограничения на доступ к запрещенным ресурсам в Интернете. Ответственное лицо в данном случае - Министерство образования Пермского края. Также программа предусматривает оснащение библиотек, которые направлены на детскую аудиторию, компьютерами с доступом в Интернет и средствами защиты, позволяющими обеспечить информационную безопасность (антивирусы, фильтры контента).

В Пермском крае для обеспечения информационной безопасности работает волонтерское движение «КИБЕРдружина». Основная деятельность движения заключается в том, что участники выявляют противоправный, деструктивный контент, представляющий опасность для несовершеннолетних в Интернете и предоставляют сведения в Роскомнадзор, полицию, прокуратуру для блокировки. Необходимо отметить, что

2 Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры. Режим доступа: http:// crimestat.ru/ regions_chart_total (дата обращения: 01.10.2022).

3 Правительство Пермского края. Постановление от 25.09.2013 № 1270-п «Об утверждении государственной программы Пермского края «Развитие информационного общества». Режим доступа: https:// docs.cntd.ru/document/911543777?marker (дата обращения: 01.10.2022).

«КИБЕРдружина» принимает активное участие в реализации Программы обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних на 2021-2023 гг. в Пермском крае. Так, дружина взаимодействует с Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю, с Управлением Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю, с территориальными органами Ро-спотребнадзора, Роскомнадзора. Во-первых, в совместную деятельность вышеупомянутых органов и дружины входит разъяснение несовершеннолетним информации о правилах общения, безопасного поведения в Интернете. Во-вторых, в зависимости от учебного цикла организации, проводится единый урок по безопасности в сети «Интернет». В-третьих, разрабатывается специальный проект, направленный на распространение позитивного контента в популярных среди молодежи социальны сетях, например, во «ВКонтакте».

Отдельно Программа предусматривает мероприятия, реализуемые на территории субъекта органами внутренних дел и комиссий по делам несовершеннолетних Пермского края (в том числе и муниципальных комиссий). Указанные органы должны проводить мероприятия по работе с несовершеннолетними лицами, вовлеченными в противоправную деятельность и деструктивные сообщества.

Привлечение молодежи к информационной безопасности происходит не только через специализированные воспитательные мероприятия в образовательных организациях, но и через доступную и понимаемую всеми детьми форму - игровую. Таким образом, для несовершеннолетних в Пермском крае, помимо обязательных уроков по кибербезопасности, информационной безопасности и проведения встреч со специалистами в данной области, устраиваются конкурсы и тренинги, направленные на развитие творческого потенциала ребенка, на которых развивается его

заинтересованность в защите себя от информационных угроз. Проводятся всевозможные конкурсы среди жителей, например, конкурс творческих работ для детей и молодежи по влиянию Интернета на современную жизнь. Также в регионе проводятся форумы, формируются волонтерские движения, устраивают квесты [Баталова и др., 2016].

Большую роль в обеспечении информационной безопасности несовершеннолетних играет уполномоченный по правам человека Пермского края и его сайт4. На сайте есть раздел, посвященный информационной безопасности детей, в котором отражены материалы, посвященные обсуждению данной проблемы, путям ее решения, а также методические рекомендации, собран цикл выступлений экспертов в этой области.

На наш взгляд, программа по защите детей и подростков от деструктивного контента разработана и представлена в полной мере. Разнообразное количество мероприятий и привлеченных к реализации программы различных должностных лиц, органов власти, органов местного самоуправления, а также простых граждан посредством участия в волонтерском сообществе позволяют говорить о широком охвате аудитории, вовлеченной в процесс защиты несовершеннолетних [Миков, Истомина, 2015].

По отношению к общему количеству несовершеннолетних, проживающих в Пермском крае, процент несовершеннолетних, совершивших преступления в 2021 г., относительно высок и составляет 0,14 % (табл. 1).

В Оренбургской области, как и в вышеуказанных регионах Российской Федерации, реализуется Программа по обеспечению информационной безопасности, которая охватывает периоды с 2021 г. по 2027 г.5 В ходе данной программы за вышеупомянутый период должны быть проведены следующие мероприятия. Во-первых, в Оренбургской области должна быть выявлена реклама, пропагандирующая наркотики, алкоголь, табачную продукцию. Во-вторых, на всех билетах и афишах обязательно должна быть размещена возрастная маркировка, аналогичные уведомления должны быть озвучены при проведении мероприятий. Эти сообщения должны отражать возраст лиц, которые допущены на то или иное мероприятие.

4 Уполномоченный по правам человека в Пермском крае. Официальный сайт. Режим доступа: https://ombudsman.perm.ru/ (дата обращения: 01.10.2022).

5 Правительство Оренбургской области. Постановление от 7.12.2020 № 1042-пп «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») по обеспечению информационной безопасности детей в Орен-

бургской области на 2021-2027 годы». Режим доступа: https://docs. cntd.ru/ document/571081786 (дата обращения: 01.10.2022).

В образовательных организациях Оренбургской области, в соответствии с вышеуказанным нормативным актом, проводят ежегодный Единый урок безопасности. По сравнению с Пермским краем, где частота таких занятий составляет 1 раз в семестр или четверть, на наш взгляд, проведение урока раз в год недостаточно эффективно. Любой материал, пригодный для практического применения, необходимо отрабатывать на практике, а также в последующем закреплять. Проведение одного урока в год не позволяет говорить об эффективности занятий.

Отличительной особенностью Оренбургской области в сфере реализации Программы по защите несовершеннолетних от информации можно назвать то, что в субъекте поставлен вопрос о проведении акции, предназначенной для профилактики у детей и подростков интернет-игровой зависимости [Носенко, 2014]. Как известно, все свободное время современный ребенок проводит в Интернете, а деструктивная направленность онлайн-источников информации широко знакома всем. Эта акция предполагает рассмотрение интернет-зависимости, игровой зависимости как источников вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность.

В Оренбургской области, помимо проведения занятий с детьми, мониторинга интернет-ресурсов и размещения на сайтах образовательных организаций ресурсов, посвященных информационной безопасности, информирование происходит не только через сайты, но и через мессендже-ры и электронные почты. Данный фактор позволяет говорить о высоком уровне ориентированности на современную аудиторию граждан, то есть с развитием цифровых технологий все больше людей перестают читать отдельные правила на сайтах, брошюры, выданные на уроках, родительских собраниях. Современному человеку гораздо проще и удобнее получить информацию через смартфон. Поддерживаются конкурсы среди детей на лучшего блогера, организуются флешмобы, что говорит о том, что в субъектах программу составляют исходя из интересов подрастающего поколения.

Образовательные организации Оренбургской области применяют Приложение № 1 к Письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2018 г. № 08-1184.6 Само

6 Министерство образования и науки Российской Федерации. Письмо от 14.05.2018 № 08-1184 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»). Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-оИ4.05.2018-^08-1184/ (дата обращения: 01.10.2022).

письмо содержит в себе методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет». Так, памятка для обучающихся гласит, что нельзя сообщать всем подряд свою частную информацию, открывать файлы, если не знаешь их отправителя, вести себе невежливо и агрессивно в сети и другое.

На наш взгляд, Оренбургская область эффективна в своей политике в сфере информационной безопасности среди несовершеннолетних. Упор Программы идет на современного индивидуума, который привык жить в цифровом пространстве, использовать его. Программа ориентирована на различные возрастные группы детей, родителей, педагогических работников.

По отношению к общему количеству несовершеннолетних, проживающих в области, процент несовершеннолетних, совершивших преступления в 2021 г., в Оренбургской области составляет 0,1 % (табл. 1).

Республика Татарстан также активно реализует свои полномочия субъекта в указанной сфере, осуществляя регулирование отношений, обеспечивающих информационную безопасность детей. Так, Кабинет Министров Республики Татарстан в своем Распоряжении от 17 июля 2021 г. № 1341-р утвердил план мероприятий, направленный на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних и молодежи в ме-диапространстве на 2021-2027 гг.7

Одним из первых пунктов плана мероприятий является изучение рынка программно-технических решений по фильтрации контента в образовательных организациях. Поскольку дети могут использовать компьютерное оснащение образовательной организации с целью потребления деструктивного контента. Учащимся рассказывают об ответственности за совершение противоправных действий в информационно-коммуникационной сети «Интернет», проводятся встречи, круглые столы, тренинги по теме программы. При уполномоченном по правам ребенка в Республике Татарстан Программой предусмотрена реализация проектов «Детский общественный совет», «Детская академия права», направленные на повышение правовой грамотности несовершеннолетних, защиту их прав.

7 Кабинет министров Республики Татарстан. Распоряжение от 17.07.2021 № 1341-р. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/574801141 (дата обращения: 01.10.2022).

Обеспечение безопасности происходит в разных возрастных группах, так, например, для достижения безопасности исследуется мнение родителей учащихся дошкольных учреждений. То есть учитывается мнение родителей по вопросам, связанным со снижением физической активности несовершеннолетнего в условиях цифро-визации общества.

Из анализа Плана мероприятий («дорожной карты») по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних и молодежи в ме-диапространстве на 2021-2027 гг. в Республике Татарстан можно сделать вывод, что политика Республики в данной сфере направлена на частичный отказ от онлайн-жизни несовершеннолетнего, то есть на способы предотвращения интернет-зависимости. Для этих целей предусмотрены следующие мероприятия: проведение в музеях, музеях-заповедниках акций, позволяющих повысить духовно-нравственную культуру несовершеннолетних, групповое посещение музеев, театров, кинотеатров, проведение в библиотеках встреч по тематике «Интернет без зависимости», «Будем лично общаться!» и другие.

Опасность современного информационного пространства заключается в том, что по большей части общение происходит в Интернете. Доступ к Интернету возможно получить через компьютеры, планшеты, мобильные телефоны. Как бы ни хвалили научный прогресс и Интернет, как правило, постоянное нахождение в цифровом пространстве приносит вред не только ментальному здоровью ребенка, но и физическому. Ментальное здоровье страдает от запрещенной информации, кибербуллинга, тогда как физическое здоровье портится из-за постоянной нагрузки на органы зрения, а сидячий образ жизни провоцирует ряд заболеваний. На наш взгляд, в данном вопросе Республика Татарстан приучает детей не только к цифровой жизни, но и к реальной, что можно расценивать исключительно с положительной точки зрения.

Помимо вышеупомянутых мероприятий в Татарстане подготавливаются, выпускаются сюжеты, статьи в средствах массовой информации, посвященные информационной безопасности, проводится ежегодно Единый урок безопасности в Интернете, демонстрируются социальные ролики разной тематики (про персональные данные и другое).

Подводя итог, можно сказать, что в Республике Татарстан эффективно построена политика в области защиты детей от деструктивной информации, проводятся мероприятия для различных возрастных групп, а главное, через реализацию разнообразных мероприятий ребенок

познает, в большей степени, реальную жизнь, а не виртуальную.

По отношению к общему количеству несовершеннолетних, проживающих в Республике, процент несовершеннолетних, совершивших преступления в 2021 г., закономерно низок и составляет 0,08 % (табл. 1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ / CОNCLUSION

1. Все, без исключения, рассмотренные выше субъекты Российской Федерации реализуют предоставленные им Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» полномочия по нормативному регулированию общественных отношений, обеспечивающих защиту детей и подростков от деструктивного контента сети «Интернет» [Сустина, 2021]. Основным способом реализации указанных полномочий является принятие специальных законов субъектов в данной сфере, соответствующих региональных программ, или нормативно-правовых актов органов исполнительной власти субъектов [Мыш-ко, Каменева, 2022].

2. Законодательное и нормативное регулирование субъектом указанных отношений носит преимущественно субсидиарный (дополнительный по отношению к федеральному регулированию указанных отношений) характер. При этом законодательное и нормативное регулирование этих отношений каждым субъектом Российской Федерации, как это предполагает

федеральный законодатель, должно обладать и, в некоторых случаях, реально обладает определенной спецификой.

Часть субъектов РФ пытается выработать собственные региональные критерии определения деструктивного контента и обусловленные региональной спецификой правовые механизмы его ограничения (например, Республика Татарстан).

3. Без проведения дополнительных социологических и криминологических исследований можно сделать достоверный вывод о том, что количество несовершеннолетних, совершающих преступления на территории того или иного субъекта, является критерием, достоверно отражающим масштаб влияния деструктивного контента на несовершеннолетних в уголов-но-превенциональном аспекте. Указанный критерий объективно отражает социально и юридически значимую степень криминализации несовершеннолетних (совершивших преступления) и, одновременно, степень их декриминализации (несовершеннолетние, не совершившие преступления). Однако такой критерий не отражает психологически значимые характеристики усвоения несовершеннолетним тех или иных моделей деструктивного поведения, возникших под влиянием интернет-контента, большая часть которых может не иметь правового значения.

В этой связи достоверная оценка качества реализации субъектами Российской Федерации правовых механизмов защиты несовершеннолетних от деструктивного контента требует разработки специальной комплексной психолого-социологической, и одновременно, юридической методики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Баталова Е.С., Козьминых Д.А., Фазлыева В.Ф., Егоров К.Б. (2016). Дети в Интернете: проблемы безопасности // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов, в рамках Недели науки на факультете правового и социально-педагогического образования ПГГПУ, Пермь, 25-28 апреля 2016 г В 2-х тт. Т. 1. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. С. 172-174.

Колобаева Н.Е., Несмеянова С.Э. (2020). Информационная безопасность несовершеннолетних и право на доступ в интернет // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. № 6. С. 14-21. https://doi.org/10.34076/2219-6838-2020-6-14-21

Магдилова Л.В. (2017). Правовые основы обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних // Юридический вестник дагестанского государственного университета. Т. 23, № 3. С. 104-108. https://doi.org/10.21779/2224-0241-2017-23-3-104-108

Миков П.В., Истомина Е.С. (2015). Обеспечение информационной безопасности детей в Пермском крае // Защита прав человека в современных условиях: проблемы теории и практики. Материалы VI Международной научно-практической конференции, Пермь, 16 апреля 2016 г. Пермь: От и До. С. 162-168.

Мышко Ф.Г., Каменева Т.Н. (2022). Риски коммуникации подростков в интернет-пространстве // Мир науки. Социология, филология, культурология. Т. 13, № 4. https://sfk-mn.ru/PDF/37SCSK422.pdf

Носенко Л.И. (2014). Правовая культура и информационная безопасность как фактор, влияющий на административную ответственность несовершеннолетних // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. № 3 (47). С. 234-236.

Сустина Т.И. (2022). Европейский опыт правового обеспечения информационной безопасности детей -в поисках основополагающих принципов // Право и государство: теория и практика. № 1 (205). С. 156-159. https://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_1_156

Сустина Т.И. (2021). Информационная безопасность детей: особенности правового регулирования // Аграрное и земельное право. № 9 (201). С. 226-229. https://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_1_156

REFERENCE

Batalova E.S., Kozminykh D.A., Fazlyeva V.F., Egorov K.B. (2016), "Children on the Internet: security issues", In: Safe childhood as a legal and socio-pedagogical concept. Proceedings of the 3rd All-Russian scientific and practical conference with international participation for students, undergraduates, graduate students, teachers and specialists, within the framework of the Week of Science at the Faculty of Legal and Social and Pedagogical Education of PSGPU, Perm, April 25-28, 2016. In 2 vol. V. 1. Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia. Pp. 172-174 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kolobaeva N.E., Nesmeyanova S.E. (2020), "Information security of minors and the right to access the Internet", Electronic supplement to the Russian Law Journal, no. 6, pp. 14-21, https://doi.org/10.34076/2219-6838-2020-6-14-21

Magdilova L.V. (2017), "The legal basis for ensuring of information security of minors", Law herald of Dagestan State University, vol. 23, no. 3, pp. 104-108, https://doi.org/10.21779/2224-0241-2017-23-3-104-108

Mikov P. V., Istomina E.S. (2015), "Ensuring the information security of children in the perm region", In: Protection of human rights in modern conditions: problems of theory and practice. Proceedings of the 4th International Scientific and Practical Conference, Perm, April 16, 2016, Ot i Do, Perm, pp. 162-168 (in Russian).

Myshko F.G., Kameneva T.N. (2022), "Risks of teenagers' communication in the Internet space", World of Science. Series: Sociology, Philology, Cultural Studies, vol. 13, no. 4.

Nosenko L.I. (2014), "Legal culture and information security as a factor influencing the administrative responsibility of minors", Izvestia Orenburg State Agrarian University, no. 3(47), pp. 234-236.

Sustina T.I. (2022), "European experience of legal provision of information security of children - in search of fundamental principles", Law and state: the theory and practice, no. 1 (205), pp. 156-159, https://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_1_156

Sustina T.I. (2021), "Information security of children: features of legal regulation", Agrarian and land law, no. 9 (201), pp. 226-229, https://doi. org/10.47643/1815-1329_2021_9_226

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.