Правовые аспекты защиты прав несовершеннолетних в виртуальном пространстве Legal aspects of protecting the rights of minors in virtual space
Панчишина Анастасия Ярославовна
Студент 2 курса Факультет Юридический факультет ФГАОУ «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
г. Пермь
e-mail: [email protected]
Panchishina Anastasia Yaroslavovna
Student 2 term Faculty of Faculty of Law FGAOU "Perm State National Research University"
Perm
e-mail: [email protected]
Научный руководитель Антипьев Константин Анатольевич
доцент, кандидат социологических наук ФГАОУ «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
г. Пермь
e-mail: [email protected]
Scientific adviser Antipiev Konstantin Anatolievich
docent, candidate of sociological sciences FGAOU "Perm State National Research University"
Perm
e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассматривается правовое регулирование деятельности несовершеннолетних в виртуальном пространстве. Нормативно-правовые акты приведены в статье в соответствии с их юридической силой. Международные нормы права приведены в рамках вопроса профилактики насилия в отношении несовершеннолетних. Федеральный уровень законодательства рассматривается, как с позиции механизма защиты прав несовершеннолетних, так и с позиции охраны прав других пользователей, в том числе несовершеннолетних. Региональный уровень представлен законодательством Пермского края.
Annotation.
The article deals with the legal regulation of the activities of minors in the virtual space. Normative legal acts are given in the article in accordance with their legal force. International legal norms are cited within the framework of the issue of prevention of violence against minors. The federal level of legislation is considered both from the standpoint of the mechanism for protecting the rights of minors and from the standpoint of protecting the rights of other users, including minors. The regional level is represented by the legislation of the Perm Territory.
Ключевые слова: несовершеннолетние, деструктивный контент, интернет, законодательство, информационная безопасность.
Key words: minors, destructive content, internet, legislation, information security.
Вопрос обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в виртуальном пространстве не теряет своей актуальности, а наоборот нарастает, в связи со всё большей повседневной доступностью Интернета. Современный образ жизни вынуждает не только взрослых использовать Интернет, но и несовершеннолетних. Российская Федерация является правовых государством, поэтому права, как и их способы защиты, закреплены на законодательном уровне. В законодательстве Российской Федерации защита прав и законных интересов несовершеннолетних в виртуальном пространстве можно отнести, как к профилактике насилия и жестокости, так и к профилактике правонарушений. Несовершеннолетние в силу незнания и ложных
представлений о виртуальном пространстве либо совершают правонарушения/преступления, либо становятся жертвами злоумышленников. Иными словами, они либо сами проявляют насилие в отношении других пользователей Интернета, либо в отношении детей применяется насилие.
Согласно ст. 15 Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой [1]. Её основные положения закрепляют за государством обязанность по защите прав и свобод граждан. Оно обязано использовать имеющиеся ресурсы для реализации этого. Защита прав и свобод должна осуществляться с сохранением достоинства личности, которое охраняется государством и обеспечивает защиту чести и доброго имени гражданина. Отдельно под защитой находится материнство, детство и семья. На федеральном уровне, посредством норм, закрепленных в Конституции РФ, не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, обеспечивается свобода мысли и слова, запрещается пропаганда и агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть, вражду и превосходство. Так же ст. 29 гарантирует свободу СМИ, дает право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами, запрещает цензуру.
Отдельно стоит отметить Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Декларацию прав ребёнка и Конвенцию о правах ребёнка. Декларации носят рекомендательный характер. Ратифицированные конвенции определяют направления, в рамках которых необходимо разрабатывать и реализовывать меры для защиты несовершеннолетних от проявлений насилия и жестокости, в том числе в виртуальном пространстве. Помимо этого, о необходимости защиты детей от деструктивной информации говорится в Руководящих принципах Организации Объединённых Наций (Эр -Риядские руководящие принципы).
В федеральных конституционных законах защита прав и законных интересов несовершеннолетних в виртуальном пространстве не предусмотрена.
Гражданский кодекс Российской Федерации содержит нормы, которые служат мерой защиты таких нематериальных благ, как честь и достоинство. Права несовершеннолетних на эти нематериальные блага могут быть нарушены в Интернете. В виртуальном пространстве ребенок может подвергнутся кибербуллингу, троллингу. Его честь и достоинство, например, может пострадать в результате публикаций контента в таких сообществах в социальных сетях, как «позорно» и «вписка». Защита от подобных действий, может опираться на главу 8 «Нематериальные блага и их защита» [2]. Кодекс административных правонарушений Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение прав несовершеннолетних в виртуальном пространстве. Нарушение этих прав связано с унижением чести и достоинства, оскорблением, возбуждением ненависти, незаконное использование персональных данных, пропаганда употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств и употребление табака, пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений, распространение порнографии и экстремизма (ст. 5.61 КоАП РФ, ст. 5.62 КоАП РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ, ст. 13.11, ст. 13.12 КоАП РФ, ст. 6.10 КоАП РФ, ч. 1 ст. 6.13 КоАП РФ, ст. 6.23 КоАП РФ, ч. 2 ст. 6.21 КоАП РФ, ст. 6.20 КоАП РФ, ст. 20.29 КоАП РФ, 20.3 КоАП РФ) [3].
Уголовный кодекс Российской Федерации в свою очередь так же регулирует вопрос защиты прав несовершеннолетних в виртуальном пространстве. Так в нем закреплены наказания, предусмотренные за доведение до самоубийства, склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства, организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению суицида, распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, развратные действия, незаконный сбор и распространение информации о частной жизни лица, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественные
действия, вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего, вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма, организацию экстремистского сообщества, экстремистской организации, публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, реабилитация нацизма, призыв к массовым беспорядкам, незаконное изготовление, оборот, демонстрацию и рекламу материалов, носящих порнографический характер или предметов, вовлечение несовершеннолетнего в изготовление и в оборот такой продукции (ст. 110 УК РФ, ч. 2 ст.110.1 УК РФ, ст. 110.2 УК РФ, ч. 2 ст. 128.1 УК РФ, ст. 135 УК РФ, ст. 137 УК РФ, ст. 150 УК РФ, ст. 151 УК РФ, ст. 151.2 УК РФ, ст. 205.2 УК РФ, ст. 282.1 УК РФ, ст. 282.2 УК РФ, ст. 354 УК РФ, ст. 354.1 УК РФ, ч.1.1 и ч.3 ст. 212 УК РФ, п.2 ст.242, ст. 242.1, ст.242.2 УК РФ) [4].
Другим нормативно-правовым актом, регулирующим права несовершеннолетних в Интернет-пространстве, является Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. 05.04.2021) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Статья 4 данного федерального закона, в качестве целей государственной политики в интересах детей, утверждает защиту детей от различного рода факторов, которые в свою очередь могут оказать негативное воздействие на его физическое, интеллектуальное и психологическое развитие. Контент, который распространяется в Интернете, вся чаще стал обсуждаться именно в контексте деструктива [5]. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. 01.10.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в ч. 5 ст. 15.1 содержит виды информации, которые запрещены к распространению на территории Российской Федерации [6]. Поправки, вступившие в силу с 1 февраля 2020 обязывают социальные сети самостоятельно блокировать противоправный контент. Отдельный федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. 01.07.2021) «О противодействии экстремистской деятельности» в ст. 11 предостерегает от размещения экстремистских материалов в виртуальном пространстве [7]. Другим важным нормативно-правовым актом является Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. 01.07.2021) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В ст. 2 данного федерального закона определяется понятие «информационная безопасность детей» [8]. Статья 5 классифицирует те виды информации, которые могут причинить вред здоровью или развитию несовершеннолетнего. Так же закон закрепляет возрастные ограничения, которые используются для знака информационной продукции, для обеспечения информационной безопасности несовершеннолетнего. Защита персональных данных регулируется отдельным Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. 02.07.2021) «О персональных данных» [9]. Так же стоит отметить Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. 08.06.2020) «О некоммерческих организациях», который позволяет организовывать киберсоциальную работу с несовершеннолетними некоммерческим организациям [10].
Отдельно стоит отметить, что в 2018г. в Российской Федерации разрабатывался и обсуждался проект нового федерального закона «О кибердружинах в Российской Федерации». Речь идет о добровольном участие граждан в форме добровольных объединений, которые фактически назывались «кибердружинами», в выявлении противоправного контента.
Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» подчеркивает необходимость обеспечивания прав граждан в информационном пространстве, в том числе несовершеннолетних [11]. Помимо этого, необходимость защиты несовершеннолетних подчеркивается Указом Президента РФ от 29.05.2017 N 240. В данном указе 2018-2027 гг. объявляются десятилетием детства [12]. Еще один Указ Президента РФ от 29.05.2020 N 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», содержит положение о разработке и
осуществления комплексных мер, которые будут направлены на профилактику экстремизма, в том числе среди несовершеннолетних [13].
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02. 12.2015 N 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» является еще одним документом, с помощью которого осуществляется защита прав детей в виртуальном пространстве [14]. Данное распоряжение механизмы реализации государственной политики в области детской информационной безопасности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 N 1101 (ред. 16.05.2020) «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» закрепляет за определенными органами власти полномочия по признанию контента запрещённым к распространению, как на территории России, так и среди несовершеннолетних [15]. Еще одно Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2021 г. N 103 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям, осуществляющим производство, распространение и тиражирование социально значимых программ в области электронных средств массовой информации, на создание и поддержание в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сайтов, имеющих социальное или образовательное значение» даёт возможность некоммерческим организациям принимать участие в обеспечение защиты прав несовершеннолетних в виртуальном пространстве. Помимо прочего, многие приказы министерств и ведомств также дополняют правовое регулирование вопроса защиты прав несовершеннолетних в виртуальном пространстве.
На территории Пермского края есть своё региональное законодательство, которое также регулирует обеспечение защиты прав несовершеннолетних в виртуальном пространстве. Так, стоит отметить закон Пермского края от 31.10.2011 N 844-ПК «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию», который в содержит ссылки на Постановление Администрации г. Перми от 22.03.2013 N 171 «Об утверждении перечней мест на территории Пермского городского округа, нахождение детей в которых не допускается», которое запрещает посещение мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью (крыши, чердаки, нежилые дома и т.д.) [16]. В социальных сетях есть сообщества, которые пропагандируют посещение заброшенных мест. Порой в результате их посещения несовершеннолетние получают травмы или используют эти места для совершения самоубийства. Ещё на защиту прав детей в виртуальном пространстве направлен закон Пермского края от 07.07.2014 N 352-ПК (ред. 10.02.2020) «О системе профилактик детского и семейного неблагополучия в Пермском крае» и закон Пермского края от 10.05.2017 N 91-ПК «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Пермском крае». Данные законы содержат нормы о том, что субъекты системы профилактики должны обращать внимание на виртуальное пространство при реализации профилактических мер с несовершеннолетними.
Кроме этого, стоит отметить, что решением комиссии по профилактике правонарушений в Пермском крае от 12.09.2019 №3 была утверждена «Дорожная карта (программа) по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних в Пермском крае на 2020-2022 гг.», а согласно Постановлению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 26.02.2020 №3 «Об итогах работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Пермского края в 2019г. О приоритетных направлениях работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в 2020г.» случаи выявленные Ресурсным центром профилактики
деструктивного влияния информации на несовершеннолетних должны быть переданы в краевую КДНиЗП. Помимо этого, 29 апреля 2021 было принято Постановление КДНиЗП Пермского края №8 «О реализации Дорожной карты обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в Пермском крае в 2020 году. О мерах, направленных на защиту несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, пропагандирующей насилие, жестокость порнографию, антиобщественное поведение, склоняющей к суицидальному поведению, и формировании безопасного информационного пространств в информационно-коммуникативной сети «Интернет». Об утверждении Алгоритма взаимодействия и реагирования на выявленные факты деструктивного влияния информации, размещённой в сети «Интернет», на несовершеннолетних», в котором содержится не только алгоритм, работы со случаем, когда права несовершеннолетнего были нарушены, но меры по их защите.
Отдельно регламентирование защиты прав несовершеннолетних в виртуальном пространстве осуществляется посредством внутренних соглашений между сторонами-участниками, то есть государственными органами и общественными организациями, которые занимаются этим совместно.
Таким образом, можно сделать вывод, что правовое регулирование вопроса защиты прав несовершеннолетних в виртуальном пространстве подвергается модернизации. Это обусловлено тем, что права детей в виртуальном пространстве стали нарушаться чаще. Федеральное законодательство может лишь частично обеспечивать защиту прав несовершеннолетних. Наиболее глубокие способы обеспечения прав детей могут быть разработаны и закреплены на региональном и местном уровнях. Главное, чтобы нормы регулирования, реально способствовали решению проблемы, были рабочими и под видом их применения не нарушалось право на получение информации.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, N 31, 04.08.2014.
2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 26.10.2021) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 22.08.2021) // Собрание законодательства РФ, N 26, 17.06.1996.
5. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.06.2021) // Российская газета, N 147, 05.08.1998.
6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета, N 165, 29.07.2006.
7. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета, N 138-139, 30.07.2002.
8. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. 01.07.2021) // Российская газета, N 297, 31.12.2010.
9. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. 02.07.2021) // Российская газета, N 165, 29.07.2006.
10. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7 (ред. 02.07.2021) // Российская газета, N 14, 24.01.1996.
11. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.12.2016 N 646 // Российская газета, N 50, 12.12.2016
12. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: Указ Президента РФ от 29.05.2017 N 240 // Российская газета, N 115, 30.05.2017.
13. Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: Указ Президента РФ от 29.05.2020 N 344 // Российская газета, N 116, 29.05.2020.
14. Об утверждении Концепции информационной безопасности детей: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02. 12.2015 N 2471-р // Собрание законодательства РФ, N 49, 07.12.2015
15. О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 N 1101 (ред. от 12.10.2021) // Российская газета, N 249, 29.10.2012.
16. Об утверждении перечней мест на территории Пермского городского округа, нахождение детей в которых не допускается: Постановление Администрации г. Перми от 22.03.2013 N 171. URL: http://docs.cntd.ru/document/432445813 (дата обращения 30.10.2020).