Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
293
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕБЕНОК / ДЕТИ / ПРАВА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронцова Мадлена Алезсандровна

В статье рассматриваются вопросы безопасности несовершеннолетних лиц. При помощи сравнительно-правового метода удалось проследить закономерности развития основ безопасности несовершеннолетних лиц как в международном, так и в отечественном законодательстве. Посредством анализа нормативно-правовых актов удалось выявить конституционно-правовые основы безопасности несовершеннолетних. Определен и проанализирован спектр основных угроз безопасности несовершеннолетних лиц в Российской Федерации на современном этапе. Обосновывается насущная необходимость усиления правовых гарантий для несовершеннолетних лиц в период пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SAFETY OF MINORS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the safety of minors. With the help of a comparative legal method, it was possible to trace the laws of the development of the fundamentals of the safety of minors in both international and domestic legislation. Through the analysis of normative legal acts, it was possible to identify the constitutional and legal basis for the safety of minors. The range of main threats to the security of minors in the Russian Federation at the present stage has been identified and analyzed. The urgent need to strengthen legal safeguards for minors during the pandemic is justified.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2 (89). С. 6-12. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 2 (89). P. 6-12.

Научная статья УДК 342.7

ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мадлена Александровна Воронцова

Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы безопасности несовершеннолетних лиц. При помощи сравнительно-правового метода удалось проследить закономерности развития основ безопасности несовершеннолетних лиц как в международном, так и в отечественном законодательстве. Посредством анализа нормативно-правовых актов удалось выявить конституционно-правовые основы безопасности несовершеннолетних. Определен и проанализирован спектр основных угроз безопасности несовершеннолетних лиц в Российской Федерации на современном этапе. Обосновывается насущная необходимость усиления правовых гарантий для несовершеннолетних лиц в период пандемии.

Ключевые слова: безопасность, ребенок, дети, права, законодательство, конституционно-правовые основы

Для цитирования: Воронцова М. А. Особенности безопасности несовершеннолетних лиц в Российской Федерации // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2 (89). C. 6-12.

Original article

FEATURES OF THE SAFETY OF MINORS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Madlena A. Vorontsova

North-West branch of the Russian State University of Justice, St. Petersburg, Russia, [email protected]

Abstract. The article deals with the safety of minors. With the help of a comparative legal method, it was possible to trace the laws of the development of the fundamentals of the safety of minors in both international and domestic legislation. Through the analysis of normative legal acts, it was possible to identify the constitutional and legal basis for the safety of minors. The range of main threats to the security of minors in the Russian Federation at the present stage has been identified and analyzed. The urgent need to strengthen legal safeguards for minors during the pandemic is justified.

Keywords: security, child, children, rights, legislation, constitutional and legal framework For citation: Vorontsova M. A. Features of the safety of minors in the Russian Federation. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 2 (89). Pp. 6-12. (In Russ.)

© Воронцова М. А.

М. А. Воронцова

7

На сегодняшний день вопросы обеспечения безопасности детского населения приобретают повышенную актуальность как для каждого родителя, так и для государства в целом. Однако такой подход к детям был далеко не всегда. История знает достаточно фактов циничного попрания прав детей и их фактически бесправного положения в обществе. Долгое время ребенок не считался самостоятельным субъектом правоотношений. Дети рассматривались как продолжение матери и полностью подпадали под власть главы семьи. Пусть и не сразу, но человечество пришло к пониманию необходимости обеспечения охраны и защиты прав детей, сохранения будущего поколения. Международное сообщество обратило внимание на обеспечение прав ребенка и создание для него условий, отвечающих основным нуждам несовершеннолетнего не только для удовлетворения базовых потребностей, но и для его развития как полноценной личности.

Основные международные документы, посвященные вопросам обеспечения прав ребенка, начинают приниматься лишь в XX столетии. Первым документом, посвященным детям, была Декларация прав ребенка, принятая Лигой Наций в Женеве в 1924 году. Впоследствии, в 1946 году, в качестве специализированного международного органа был учрежден ЮНИСЕФ - Детский фонд ООН, международная организация помощи детям всего мира. В дальнейшем международное сообщество не раз обращалось к вопросам обеспечения прав детей. В подтверждение этому можно назвать Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)1, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) , Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974)3, Всеобщую декларацию о ликвидации голода и недоедания (1974)4 и ряд других документов, содержащих нормы по обеспечению безопасности ребенка. Тем не менее в XX веке положение ребенка в обществе всё еще требовало решительных мер по обеспечению законодательных основ формирования безопасности детей. Такое внимание было обусловлено плачевными условиями жизни детей в различных уголках земного шара. Результатом развития международно-правового регулирования, направленного на создание основ правового статуса ребенка как основы его безопасности, стала разработка и принятие Конвенции о правах ребенка5 Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. Прежде чем документ был принят, работа над ним велась на протяжении долгих 10 лет [5, с. 25].

Конвенция ООН «О правах ребенка» является первым документом, детально регламентирующим права детей и тем самым, по сути, создающим минимальный стандарт прав

1 Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс]: принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Офиц. интернет-портал ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 10.05.2021).

2 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [Электронный ресурс]: принят

16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Офиц. интернет-портал ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (дата обращения: 10.05.2021).

3 Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов [Электронный ресурс]: принята 14.12.1974 Резолюцией 3318 (XXIX) на 2319-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Офиц. интернет-портал ООН. URL: https://www.un.org/ru/docu ments/decl_conv/declarations/armed.shtml (дата обращения: 10.05.2021).

4 Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания [Электронный ресурс]: принята 16.11.1974 Всемирной продовольственной конференцией // Офиц. интернет-портал ООН. URL: https://www.un.org/ru/docu ments/decl_conv/declarations/hunger.shtml (дата обращения: 10.05.2021).

5 Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Офиц. интернет-портал ООН. URL: https://www.un.org/ru/docu ments/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 10.05.2021).

ребенка, необходимый для его полноценной жизни и развития [6, с. 43]. Данный нормативно-правовой акт стал наиболее значимым шагом в развитии прав и свобод ребенка. Конвенцию ООН «О правах ребенка» 1989 года вполне заслуженно именуют Великой хартией вольностей для детей. Данный нормативно-правовой акт не только выступил основой формирования самостоятельного правового статуса ребенка, но и стал основополагающим документом, создающим основы института безопасности детей. Именно Конвенция о правах ребенка задала вектор развития законодательства в присоединившихся к ней странах, нацеленный на особое выделение режима повышенной безопасности для детского населения. Во многом влияние данного документа отчетливо видно и в российском законодательстве.

Анализируя отечественное законодательство, посвященное формированию безопасности несовершеннолетних лиц, стоит обратиться к Конституции Российской Федерации. По своей сути Конституция Российской Федерации 1993 года (далее - Конституция РФ, Основной закон) пронизана идеями гуманизма, что отражает общемировые тенденции в области права. Среди основных конституционных векторов, направленных на обеспечение особого положения человека в обществе и государстве, следует отметить ст. 2 Основного закона1, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. В свою очередь, конституционные основы особого положения детского населения страны можно найти в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, гарантирующей государственную поддержку таким институтам, как семья, материнство, отцовство и детство. Россия, провозгласив себя социальным и правовым государством, взяла на себя обязательства не только соблюдать и охранять права человека, но и создавать наилучшие условия для развития всех групп населения, в том числе и детей. Современный подход к пониманию социального государства гораздо шире, нежели сугубо обеспечение социальных выплат нуждающимся слоям. На сегодняшний день понимание социального государства заключается в адаптировании среды к реальным потребностям каждого индивида независимо от его возраста и социального положения. Таким образом, создание наиболее благоприятных условий для жизни и развития детей, включая безопасность, является одной из основных задач современного социального государства. Ст. 38 Конституции Российской Федерации определено, что детство находится под защитой государства, а забота о детях и их воспитании рассматривается как равное право и обязанность родителей2. Тем самым закреплены основы особого положения детей и их безопасности в системе конституционных ценностей.

Такое конституционное закрепление создает основы функционирования режима повышенной охраны несовершеннолетних лиц. В развитие данных конституционных положений был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на закрепление за ребенком широкого комплекса прав, создание гарантий для полноценной жизни, а также создание условий для безопасной жизни детей в Российской Федерации. В числе таковых следует выделить Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях

3

прав ребенка в Российской Федерации» , Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет-

1 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001 (дата обращения: 10.05.2021).

2 Там же.

3 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Рос. газета. 05.08.1998. № 147.

М. А. Воронцова

9

них»1, Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»2 и т. д.

Повышенный интерес в Российской Федерации к вопросам детства прослеживается и в стратегических документах нашего государства. В качестве примеров можно привести указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» , указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года»4, утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р Концепцию информационной безопасности де-тей5, утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р Концепцию развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года6 и ряд других. Проанализировав содержание данных документов, стоит отметить, что политика нашего государства в области детства обладает четко выраженным вектором развития, в число приоритетных направлений которого входят создание благоприятных и равных условий для развития и жизни каждого ребенка, доступность медицинской помощи и адаптация ее к нуждам подрастающего поколения, доступ к образовательным ресурсам для каждого ребенка, борьба с правонарушениями в отношении детей, а также воспрепятствование вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность и распространению криминальной субкультуры среди детского населения.

Тем не менее и по сей день «дети представляют собой наиболее сложную и уязвимую категорию, поскольку, изначально имея равные права с остальными, фактически обладают гораздо меньшими возможностями по их реализации» [4, с. 15].

В сложившейся в последние годы политической и социально-экономической обстановке наше государство и общество столкнулись при решении проблем обеспечения безопасности несовершеннолетних лиц с вполне реальными угрозами, способными причинить существенный вред детскому населению страны. Среди неблагоприятных условий, существенным образом влияющих на безопасность ребенка в Российской Федерации, следует выделить: нарастание экономического кризиса в стране; высокий уровень безработицы; падение уровня доходов российского населения на фоне периодического повышения цен на продукты и товары первой необходимости, а также медикаменты; стремительное опережение роста цен на товары над повышением заработной платы, инфляцию [2, с. 49]. Во многом подобные тенденции наблюдались на протяжении долгого периода времени, но существенный удар по экономике был нанесен пандемией в 2020 году и в последующий

1 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Рос. газета. 30.06.1999. № 121.

2 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федер. закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Рос. газета. 31.12.2010. № 297.

3 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.

4 О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 07.06.2019 (дата обращения: 10.05.2021).

5 Об утверждении Концепции информационной безопасности детей [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 07.12.2015 (дата обращения: 10.05.2021).

6 Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года (вместе с «Планом мероприятий на 2021-2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года») [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р (ред. от 18.03.2021) // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 31.03.2017 (дата обращения: 10.05.2021).

период. Стоит согласиться с Н. Е. Борисовой в том, что «существует трагический разрыв между детством, статусом ребенка как самоценностью и реальным положением детей; происходит ежегодное падение уровня жизни детей, ухудшение их физического и психического здоровья; растет число детей категории "дети, находящиеся в особо трудных условиях"» [1, с. 30].

Население Российской Федерации тяжело переживает последствия, вызванные карантинными мерами, связанными с предотвращением распространения коронавирусной инфекции. Во многом данные меры затронули сферу образования, которая является одной из основных сфер жизни детского населения и входит в число основных компонентов, без которых нельзя говорить о наличии полноценной безопасности ребенка в современных условиях. Снижение образовательного и интеллектуального потенциала способно нанести урон не только отдельно взятому индивиду, но и государству в целом. В данной области возник целый комплекс проблем, которые были вызваны вынужденным и непредвиденным повсеместным переходом на дистанционное образование. Наиболее явно он проявился в недоступности для отдельных граждан интернета на постоянной основе, не все семьи смогли обеспечить компьютерной техникой своих детей для получения образования в дистанционном формате. В целом формат дистанционного образования хоть и применялся ранее в образовательной сфере, но только в малом объеме, что не предполагало повсеместное адаптирование учебных программ под специфику данной формы обучения. Наиболее остро с проблемой обеспечения компьютерной техникой столкнулись семьи, находящиеся на пороге бедности, и многодетные семьи. Всё это не могло не создать угрозы безопасности несовершеннолетних лиц в образовательной сфере. Безусловно, предоставление образования в дистанционном формате является практически единственным решением в условиях пандемии для непрерывной реализации права на образование. Однако вышеупомянутые аспекты также требуют внимания в силу того, что в данных случаях ряд групп населения в условиях нарастания экономического кризиса ограничивается, ущемляется в праве на образование. Выявившиеся проблемы могут повлечь за собой развитие тенденции на снижение образовательного и интеллектуального уровня молодого поколения россиян. На наш взгляд, в условиях пандемии является целесообразным закрепление дополнительных гарантий для несовершеннолетних лиц по возмещению хотя бы какой-то части расходов в образовательной сфере, с которыми семьи из числа малоимущих и многодетных были вынуждены столкнуться, а равно и семьи, в которых оба родителя или единственный родитель лишились работы по причинам, связанным с пандемией.

Среди проблем в области образования следует также выделить и ряд моментов, влияющих на уровень образования, а именно - сокращение в программах количества часов общеобразовательных предметов, снижение финансирования образовательных учреждений, нехватка школ, устаревшая учебно-методическая база, потребность в улучшении качества образования на всех его ступенях, а также доступность получения образования для широких масс населения и иные проблемы в организации и осуществлении образовательной деятельности в нашей стране.

Исходя из конституционных основ, обеспечение безопасности ребенка происходит в двух сферах - во внутрисемейной и внешней среде. В соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечение безопасности несовершеннолетних лиц в семье возложено на родителей. Хотя обязанность обеспечить безопасность ребенка в прямом виде Конституция не содержит, но это вытекает из содержания ч. 2 ст. 38 Основного закона, которая возлагает заботу и воспитание непосредственно на родителей1. Именно родители и лица, их заменяющие, являются основными субъектами, призванными обеспечивать охрану и защиту интересов ребенка. Роль родителей заключается не только в обеспечении перво-

1 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс].

М. А. Воронцова

11

очередных нужд несовершеннолетних лиц, она гораздо многограннее. Стоит учитывать, что в силу того, что ребенок не обладает полной дееспособностью, он существенно ограничен в методах самостоятельной защиты своих прав. Родители призваны восполнить неполную дееспособность несовершеннолетнего лица в отношениях с третьими лицами, в том числе и в отношениях с правоохранительными органами.

Необходимо подчеркнуть, что обеспечение безопасности за рамками семьи не сводится исключительно к декларированию безопасности всех граждан в государстве. В данном случае в системе обеспечения безопасности ребенка участвуют несколько взаимосвязанных субъектов. Прежде всего - образовательные учреждения в силу того, что человек преобладающее время своей жизни до 18 лет находится в постоянном взаимодействии с ними. Именно образовательное упреждение в данном случае становится вторым после родителей субъектом, непосредственно контактирующим с несовершеннолетним и призванным обеспечивать его безопасность. Однако следует отметить, что как семья, так и образовательное учреждение могут являться источником опасности. Такое происходит, когда вышеуказанные субъекты нарушают права несовершеннолетних лиц. Причины этому могут быть самые различные, но эти нарушения всегда являются результатом пренебрежения нормами морали и права. В этих случаях обеспечение безопасности возлагается на правоохранительные и контрольные органы, призванные обеспечить неукоснительное соблюдение прав ребенка всеми субъектами правовых отношений.

Неразумно было бы сводить обеспечение безопасности несовершеннолетних исключительно к пониманию их физической неприкосновенности и охране жизни. Безусловно, в общем понимании безопасности ребенка защита и охрана его физической неприкосновенности является важным аспектом и органично входит в понимание личной безопасности. Однако такое понимание безопасности ребенка не в полной мере отвечает потребностям сегодняшнего дня. При этом подходе такие сферы, как образование, культурное развитие, душевное спокойствие и т. д. остаются за гранью правового регулирования. Стоит понимать, что личная безопасность - лишь часть безопасности ребенка, которая представляет из себя многоплановое явление и с правовой точки зрения включает обеспечение охраны и защиты всего комплекса прав и свобод, гарантированного ребенку.

Исходя из того, что безопасность несовершеннолетнего должна предполагать соблюдение всех прав, гарантированных ему законодательством, современное обеспечение безопасности ребенка должно учитывать различные области жизни несовершеннолетнего. В том числе должны быть обеспечены его физическая и психологическая безопасность, право на здоровье и доступную медицинскую помощь, отвечающую потребностям ребенка, безопасность в образовательной сфере, достойный уровень жизни ребенка, экологическая и социальная безопасность [3, с. 161-162], безопасность ребенка в сети Интернет и т. д. Безусловно, все эти области тесным образом переплетаются. Если представить, что исключается хотя бы один компонент, то невозможно говорить о безопасности несовершеннолетнего как о целостном явлении. Не представляется возможным говорить о том, что безопасность ребенка можно рассматривать в отрыве от социальных, духовных, экономических, политических условий, которые сложились в том или ином социуме на конкретно взятом историческом этапе его развития.

Таким образом, на сегодняшний день безопасность несовершеннолетних лиц является одним из приоритетных направлений государственной политики нашей страны. Необходимо отметить, что конституционно-правовой институт безопасности несовершеннолетних обрел свои современные черты и получил развитие с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года, которая создала режим повышенного обеспечения безопасности для несовершеннолетних лиц.

Список источников

1. Борисова Н. Е. Теоретические основы правового положения несовершеннолетнего в современной России: монография / Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». М., 2003. 168 с.

2. Фомин А. А. Правовые основы национальной безопасности Российской Федерации: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. 173 с.

3. Чапурко Т. М. Государственная политика современной России в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних: дис. ... д-ра. полит. наук. Ростов н/Д, 2008. 316 с.

4. Черкасов А. В. Гарантии защиты конституционных прав несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. 23 с.

5. Ястремский В. Н. Защита ребенка от насилия. СПб.: Бостон-спектр, 2003. 80 с.

6. Ястремский В. Н. Личные права ребенка: право на жизнь, право на охрану здоровья, право на личную неприкосновенность, право на защиту чести и достоинства. СПб.: Бостон-спектр, 2004. 108 с.

References

1. Borisova N.E. Teoreticheskie osnovy pravovogo polozheniya nesovershennoletnego v sovre-mennoi Rossii [Theoretical foundations of the legal position of a minor in modern Russia]. Informat-sionno-vnedrencheskii tsentr "Marketing". Moscow, 2003, 168 p. (In Russ.).

2. Fomin A.A. Pravovye osnovy natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii [Legal framework for the national security of the Russian Federation]. St. Petersburg, Izd-vo SPbGEU, 2018, 173 p. (In Russ).

3. Chapurko T.M. Gosudarstvennaya politika sovremennoi Rossii v sfere zashchity prav i interesov nesovershennoletnikh [State policy of modern Russia in the field of protection of the rights and interests of minors]/ Doctor's thesis. Rostov on the Don, 2008, 316 p. (In Russ.).

4. Cherkasov A.V. Garantii zashchity konstitutsionnykh prav nesovershennoletnikh [Guarantees for the protection of the constitutional rights of minors]. Extended abstract of candidate's thesis. St. Petersburg, 2005, 23 p. (In Russ.).

5. Yastremskii V.N. Zashchita rebenka ot nasiliya [Protection of the child from violence]. St. Petersburg, Boston-spektr, 2003, 80 p. (In Russ.).

6. Yastremskii V.N. Lichnye prava rebenka: pravo na zhizn', pravo na okhranu zdorov'ya, pravo na lichnuyu neprikosnovennost', pravo na zashchitu chesti i dostoinstva [Personal rights of the child: right to life, right to health, right to security of person, right to honour and dignity]. St. Petersburg, Boston-spektr, 2004, 108 p. (In Russ.).

Информация об авторах М. А. Воронцова - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины», Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия.

Information about the authors M. A. Vorontsova - Сandidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of State Legal Disciplines, North-West branch of the Russian State University of Justice.

Статья поступила в редакцию 17.05.2021; одобрена после рецензирования 31.05.2021; принята к публикации 31.05.2021.

The article was submitted 17.05.2021; approved after reviewing 31.05.2021; accepted for publication 31.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.