Научная статья на тему 'Структурно-функциональная и юридико-праксиологическая характеристика законодательства о несовершеннолетних'

Структурно-функциональная и юридико-праксиологическая характеристика законодательства о несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / SYSTEM OF LEGISLATION / LEGISLATION ON MINORS / THE EFFECTIVENESS OF LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мушинский Михаил Адеилович

Охарактеризовано законодательство о несовершеннолетних с позиций его места и роли в системе российского законодательства, внутренней структуры и системы социально-правовых ценностей, лежащих в основе оценки его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural-Functional and Legal-Praxeological Characteristic of the Legislation on Minors

The article outlines the legislation on minors in terms of its place and role in the system of Russian legislation, internal structure and system of socio-legal values underlying the evaluation of its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная и юридико-праксиологическая характеристика законодательства о несовершеннолетних»

Вопросы теории и истории государства и права

УДК 340.130.53

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

И ЮРИДИКО-ПРАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

© Мушинский М. А., 2016

Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск

Охарактеризовано законодательство о несовершеннолетних с позиций его места и роли в системе российского законодательства, внутренней структуры и системы социально-правовых ценностей, лежащих в основе оценки его эффективности.

Ключевые слова: система законодательства; законодательство о несовершеннолетних; эффективность законодательства.

Обращение к актам законодательства, которые в той или иной степени задействованы в регулировании общественных отношений с участием несовершеннолетних и которые создают нормативно-правовую составную часть механизма защиты их прав, позволяет утверждать о наличии относительно самостоятельного законодательного массива — «законодательство о несовершеннолетних». На первый взгляд объединение разрозненных нормативных правовых актов, относящихся, с учетом предмета правового регулирования, к разным отраслям права, теоретико-правовое конструирование данного элемента системы законодательства являются искусственными, умозрительными и непродуктивными. Однако на самом деле это не так.

Анализ эмпирического материала, в том числе статистических данных [1], публикаций в СМИ, отчетов и докладов государственно-властных и общественных институтов [2], результатов многочисленных научно-практических форумов по проблемам материнства и детства, полученных из иных источников фактических данных убедительно свидетельствует о сложной ситуации в рассматриваемой области общественных отношений, ее чрезвычайной конфликтоген-ности, о недостаточной гарантированности и многочисленных нарушениях прав и инте-

ресов ребенка. Одной из основных причин такого состояния дел является низкая эффективность соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.

Важнейшим условием эффективности является правовое качество закона. В свою очередь, одним из главных дефектов, определяющих низкое качество нормативного правового акта, является нарушение системных связей с другими актами, в том числе относящимися к смежным отраслям права. Серьезнейшей правотворческой ошибкой является игнорирование необходимости тщательной сверки законодательных новелл с уже действующими нормами, выявления и устранения коллизий, противоречий, фактических и логических конфликтов между нормами права. Противоречивое законодательство, дезориентируя правоприменителя, не может быть эффективным [3]. Системным дефектом является также отсутствие в законе механизма его реализации, указаний на необходимое для его исполнения подзаконное нормативно-правовое и властно-организационное сопровождение.

Проникновение названного вида правотворческих дефектов в акты законодательства о несовершеннолетних связано, во-первых, со сложностью и многоаспектностью регулируемой области общественных отношений, во-вторых, с особым правовым ста-

тусом ребенка, являющегося одновременно и субъектом права, и объектом правовой охраны и защиты. Этот специальный правовой статус складывается из множества отраслевых статусов, элементы которых, соответственно, зафиксированы в многочисленных актах отраслевого законодательства. Кроме того, имеют место разнообразные ком-петенционные нормы, регулирующие организацию и деятельность институтов охраны и защиты (опека и попечительство, детские учреждения с постоянным пребыванием, инспекции по делам несовершеннолетних системы МВД России, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные по правам ребенка и т. д.), и нормы, создающие юридические условия для создания и функционирования соответствующих институтов гражданского общества, их взаимодействия с органами публичной власти (детские и юношеские организации, органы школьной самодеятельности, общественные инспекции по делам несовершеннолетних, специализирующиеся на социальной медиации и защите прав несовершеннолетних правозащитные некоммерческие организации, благотворительные фонды, школьные омбудсмены и т. д.). Большое число норм, связанных с несовершеннолетними, охраной и защитой их прав, одновременно входит не только в «обычные» отрасли законодательства, но и в иные комплексные законодательные массивы (законодательство об образовании, законодательство о здравоохранении и медицинской помощи, законодательство о благотворительности, волонтерстве и меценатстве и т. п.). К правовому регулированию вопросов детства вплотную примыкает правовое регулирование вопросов семьи, материнства и отцовства, их социальной защиты, поскольку решение этих вопросов создает условия для достойного существования и нормального развития ребенка.

С учетом сказанного синтез всех законодательных актов, содержащих нормы, регулирующие отношения с участием несовершеннолетних, обеспечивающие реализацию, охрану и защиту их прав и интересов, в единый комплексный массив представляется оправданным и даже необходимым, поскольку этот логический прием позволяет провести необходимый структурно-функциональный анализ, четко определить правовые (в том числе межотраслевые) взаимосвязи, обнаружить и устранить правотвор-

ческие дефекты: коллизии, пробелы, избыточное регулирование, научно обосновать объекты, средства, способы, ожидаемые результаты мониторинга правоприменения и организовать его на практике, выработать показатели оценки эффективности законодательства о несовершеннолетних и его отдельных элементов, вплоть до конкретных нормативных правовых актов и их структурных частей, не утрачивая при этом системного видения, общей картины состояния дел в рассматриваемой области общественной жизни.

В структуре законодательства принято выделять отрасли обычные (совпадающие с отраслями права, формируемые с учетом предмета и метода правового регулирования) и комплексные, а также «межотраслевые законодательные комплексы», которые отличаются от комплексных отраслей законодательства меньшей степенью функционально-целевого единства включенных в него нормативных правовых актов, а также отсутствием центрального, объединительного (стержневого) нормативного правового акта [4]. Им в комплексных отраслях обычно является кодекс либо иной «отправной» федеральный закон [5].

Одним из случаев межотраслевого законодательного комплекса и является законодательство о несовершеннолетних. Как в любом другом комплексном законодательном массиве, входящие в него нормативные правовые акты содержат нормы права разной отраслевой принадлежности: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, финансово-правовые, трудоправовые и др. Основу правового регулирования в данном случае формируют, во-первых, соответствующие положения Конституции РФ: ч. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 17 и другие нормы второй главы, прежде всего ст. 38, ч. 1 ст. 39, 43, 60. Во-вторых, — принципы и нормы, зафиксированные в актах международного права. Это прежде всего Декларация прав ребенка [6], Конвенция ООН о правах ребенка [7], Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей [8], Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях [9], Конвенция МОТ о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших

форм детского труда [10], Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних [11], Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних [12].

Говорить о существовании комплексного массива позволяет наличие двух обстоятельств:

1. Единство объекта законодательного регулирования. Не предмета правового регулирования, который всегда представляет собой определенную сферу однородных общественных отношений и является критерием деления права на отрасли, т. е. определяет конкретную отрасль права, а именно объекта законодательного регулирования, который сформирован на основе выборки из предметов разных отраслей по признаку участия в правоотношениях несовершеннолетнего (ребенка). Причем последний лишь в ряде случаев выступает в качестве специфического субъекта правоотношений, а чаще — их объекта, а также объекта правовой защиты.

2. Единство задач правового регулирования. К ним относятся: обеспечение элементов правового статуса ребенка, создание механизма реализации, охраны и защиты его прав и интересов, защита жизни и здоровья, обеспечение и защита института семьи как жизненного пространства ребенка (и институтов, замещающих семью при ее отсутствии), создание нормальных материальных условий для жизни и гармоничного развития, воспитания и образования личности. Достижение названных задач существенным образом отличается от достижения подобных в отношении взрослого человека. Здесь необходим совсем другой правовой инструментарий, особая деликатность и упреждающая инициативность принятия правовых и организационно-властных мер, поэтому наряду с законами, формирующими стандартный механизм обеспечения и защиты прав личности в отраслевых отношениях, принимаются специальные законодательные акты в отношении несовершеннолетних. Они и образуют в основном рассматриваемый законодательный массив.

С учетом предложенной нами ранее формулировки понятия «эффективность законодательства» и сделанных выводов о критериях и показателях эффективности [13] можно выделить следующие основные

направления, в рамках которых целесообразна оценка эффективности «детского» законодательства:

а) степень удовлетворения прав и свобод, обеспечения безопасности личности с учетом ее несовершеннолетнего возраста;

б) уровень юридической обеспеченности условий для достойного существования, физического и психического здоровья, полноценного развития, воспитания и получения образования несовершеннолетних;

в) надежность юридических гарантий социальной защищенности и охраны интересов семей, имеющих несовершеннолетних детей, а также достигаемое правовым путем совершенство социальных и материальных условий функционирования институтов, восполняющих отсутствие семьи для детей, попавших в сложную жизненную ситуацию;

г) успешность минимизации и разрешения конфликтов в общественных отношениях с участием несовершеннолетних.

Оценка степени эффективности законодательных актов осуществляется на основе критериев и с учетом показателей эффективности. Перечисленные выше основные направления оценки законодательства о несовершеннолетних и есть критерии эффективности, на которые следует опираться при разработке соответствующих показателей.

Критерии эффективности правильно определяются, если цели законодательного регулирования:

а) правильно осознаны, своевременно выработаны и четко сформулированы;

б) грамотно, ясно и понятно изложены с помощью средств юридической техники в документах политико-правового характера и непосредственно в законодательных актах.

Для решения задачи целеполагания важнейшее значение в правовой системе России на сегодня имеют программные документы политико-правового характера. Они являются главной частью механизма формирования и формального выражения правовой политики [14]. При этом сами по себе они нормативными правовыми актами не являются, хотя и вводятся в действие последними (например, указами Президента РФ). Норм права эти документы не содержат. Далее во исполнение и в соответствии с ними разрабатываются и принимаются федеральные и региональные законы, а затем и подзаконные правовые акты, а также целевые программы. Проведенный нами анализ

показывает, что рассматриваемой категории документов — источникам права политико-правового характера — остро не хватает единообразия в практике их использования и должного уровня определенности в соотношении формы и содержания [15].

В сфере обеспечения прав и интересов несовершеннолетних основной документ этого ряда — Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 гг. (далее — Стратегия) [16]. С сожалением можно констатировать, что по своему смыслу и форме данный документ значительно отличается от иных действующих сегодня в России документов под названием «стратегия». Показательно то, что в сфере правовой охраны детства с 1995 г. действовал Национальный план действий в интересах детей. Его действие было рассчитано на период до 2000 г. Однако следующий документ — Стратегия — был утвержден указом Президента РФ лишь в 2012 г. Таким образом, в течение 12 лет документ общегосударственного стратегического планирования в данной сфере вообще отсутствовал. Правда, профильное ведомство — Мин-здравсоцразвития — пыталось исправить положение. Им был в 2005 г. издан документ, «замещающий» Национальный план [17]. Однако понятно, что с учетом важности вопроса, уровня сложности и межотраслевого характера задач необходим был единый надведомственный документ, утвержденный руководством государства, каковым и стала Стратегия. В настоящее время свои «детские» стратегии создают и субъекты РФ [18].

Стратегия является документом стратегического планирования, в ней зафиксирована национальная политика, в том числе правовая политика в соответствующей сфере. Это источник политико-правового характера, не являющийся формой права. Продекларированные в нем направления и элементы правового регулирования должны найти реальное воплощение в актах законодательства о несовершеннолетних.

Как представляется, элементы названного комплексного законодательного массива можно сгруппировать следующим образом.

1. Федеральные законы (далее — ФЗ), полностью или в какой-то своей части непосредственно и специально посвященные регулированию правоотношений, объектами либо субъектами которых являются несовершеннолетние. Такие законы направлены

на обеспечение, охрану и защиту их здоровья, прав и интересов, а также на установление компетенции соответствующих государственно-властных институтов (органов). К ним относятся: ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [19], ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [20], ФЗ «Об опеке и попечительстве» [21], ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [22], ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [23], ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» [24], ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [25], ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [26], ФЗ «Об актах гражданского состояния» [27], ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [28], ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [29], ФЗ, направленный на ограничение оборота и потребления алкогольной продукции [30], ФЗ, направленный на ограничение потребления табака [31], Гражданский кодекс РФ (ч. 1) [32], Семейный кодекс РФ [33], Кодекс РФ об административных правонарушениях [34], Уголовный кодекс РФ [35].

Соответствующие компетенционные нормы содержатся также в ФЗ об организации власти субъектов РФ [36] и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [37].

Отметим, что к этой категории нами отнесены главы и отдельные статьи УК РФ и КоАП, выполняющие задачу соответственно уголовно-правовой и административно-правовой защиты прав и интересов несовершеннолетних, т. е. предусматривающие ответственность взрослых лиц за их нарушение. Другие нормы этих кодексов — те, которые предусматривают уголовную и административную ответственность самих несовершеннолетних, включены в другую группу (см. п. 4 настоящего перечня). В принципе, такую же градацию можно бы было применить и к нормам Гражданского процессуального кодекса РФ. Например, гл. 29 «Усыновление (удочерение) ребенка» может быть включена в настоящую группу, а ст. 179 «Допрос несовершеннолетнего свидетеля» — в перечень п. 4. Однако, как

представляется, в данном случае нужно исходить из того, что гражданский процесс регламентирует не сами правовые инструменты обеспечения, охраны и защиты здоровья, прав и интересов детей, а процедуру применения материально-правовых норм, определяющих такие инструменты. Например, не сам институт усыновления-удочерения, который предусмотрен семейным законодательством (глава 19 Семейного кодекса РФ), а соответствующую судебную процедуру. То есть имеет место специфическая юридическая (правоприменительная) ситуация, в которой оказался ребенок. Поэтому все нормы гражданского процессуального права, имеющие отношение к детям, включены в изложенную далее в п. 4 настоящего перечня часть рассматриваемого законодательного массива.

Полный список статей названных законов, входящих в законодательство о несовершеннолетних, дан нами в отдельной публикации [38].

2. ФЗ, обеспечивающие «среду существования» детей, их благоприятное материальное положение и условия проживания, беспрепятственное и полноценное физическое и психическое развитие, воспитание и образование. К ним относятся: ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [39], ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [40], ФЗ «Об исполнительном производстве» [41], ФЗ о пособии детям погибших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов [42], ФЗ об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [43], ФЗ о нормативе финансовых затрат, связанных с обеспечением детей-инвалидов [44], ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [45], ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [46], ФЗ «О государственной социальной помощи» [47], ФЗ «О страховых пенсиях» [48], ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [49], ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [50], Трудовой кодекс РФ (все статьи гл. 41, статьи других глав, устанавливающие особые правила трудовых и иных связанных с ними правоотношений для лиц, имеющих несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов, усыновителей, опе-

кунов и попечителей, ст. 351.1) [51], Жилищный кодекс РФ [52].

3. Структурные элементы (разделы, главы) отраслевых федеральных законов, устанавливающие элементы правового статуса несовершеннолетних, оказавшихся в той или иной специфической отраслевой правовой ситуации, а также процедуры реализации норм материального права, направленных на реализацию и защиту прав детей. К ним относятся: Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ [53], ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [54], Гражданский кодекс РФ (ч. 2) [55], Гражданский кодекс РФ (ч. 3) [56], Гражданский процессуальный кодекс РФ [57], ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [58], Кодекс РФ об административных правонарушениях, Кодекс административного судопроизводства РФ [59], Трудовой кодекс РФ (главы и статьи, регулирующие труд несовершеннолетних работников). Полный обзор статей перечисленных законов, относящихся к законодательству о несовершеннолетних, дан в отдельной публикации [60].

4. Отдельные нормы отраслевых федеральных законов, которые с учетом выделенных выше признаков можно отнести к рассматриваемому законодательному массиву. Поиск и оценку таких норм в ходе системного анализа необходимо осуществлять особенно скрупулезно и тщательно, поскольку их связь с «детским» законодательством не всегда очевидна, а по своему содержанию они подчинены решению отраслевых задач и удовлетворению интересов соответствующих участников отраслевых правоотношений. Эти задачи и интересы могут не соответствовать задачам охраны детства и интересам несовершеннолетних, вступать с ними в социально-правовой конфликт, опять же зачастую имеющий не очевидный, опосредованный характер. Тем не менее с аксиологической точки зрения детство и интересы ребенка являются ценностью приоритетной. Этот приоритет обозначен, в частности, в актах международного права, где подчеркнуто: ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения; ребенку для пол-

ного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Поэтому при разработке норм отраслевого законодательства, коррелирующих с нормами, обеспечивающими права и интересы ребенка, необходимо исходить из принципа приоритета последних.

Подобная корреляция наблюдается, например, в правоотношениях, складывающихся в сфере действия СМИ и распространения рекламы, в связи с необходимостью защиты детей от вредоносной информации (см. ст. 25 Закона РФ «О средствах массовой информации» [61], ч. 10, 10.1, 10.2 ст. 5, ст. 6 ФЗ «О рекламе» [62] в соотношении со ст. 14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также ст. 6.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ч. 3 ст. 137 Уголовного кодекса РФ). Очевидно, что интересы рекламодателя и иных субъектов этих правоотношений вторичны по отношению к интересам ребенка, хотя он и не является в большинстве случаев непосредственным их субъектом.

Особо следует выделить федеральные законы, создающие правовые условия для функционирования институтов гражданского общества, выполняющих задачи по реализации и защите прав и интересов несовершеннолетних, помощи им в сложных жизненных ситуациях, для их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. К ним относятся: ФЗ «О некоммерческих организациях» [63], ФЗ «Об общественных объединениях» [64], ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [65], ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [66] и др. Хотя лишь один из них напрямую посвящен именно молодежным и детским общественным объединениям, нормы всех этих законов образуют правовую базу создания в России системы общественных институтов, которые во взаимодействии с государством решают проблемы детства. В частности, огромную роль играют благотворительные фонды. Другая разновидность институтов гражданского общества — это организации правозащитной направленности, осуществляющие также и социальную медиацию, актуальность и вос-

требованность которой в деле профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав обоснованно отмечаются специалистами [67]. Примером такой организации является активно и эффективно действующий Иркутский молодежный фонд правозащитников «Ювента», в задачи которого входит правовое просвещение, оказание помощи несовершеннолетним, находящимся в местах лишения свободы, разрешение проблемы занятости, волон-терство, оказание психологической помощи, профилактика преступности несовершеннолетних, оказание бесплатной юридической помощи подросткам [68].

5. Подзаконные нормативные правовые акты — указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, введенные ими в действие нормативные документы (правила, положения, перечни и т. д.), нормативные правовые акты федеральных министерств и иных ведомств. Подробный обзор подзаконных актов нами предпринят в отдельной публикации [69].

Кроме того, правовые нормы, коррелирующие с «детским» законодательством, содержат отдельные правила, стандарты качества, технические регламенты, налоговые и тому подобные стандарты и правила, утвержденные ведомственными актами. Например, СанПиНы и ГОСТы, связанные с детским питанием, одеждой, игрушками [70].

Значительная часть правового регулирования рассматриваемой сферы в соответствии с п. «б», «е» и «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Все это — комплексный законодательный массив «законодательство о несовершеннолетних», добиться большей эффективности которого можно благодаря:

1) более четко выверенной и грамотно сформулированной правовой политике в данной сфере;

2) отладке «правовых цепей», сбалансированности законодательного (в узком смысле) и подзаконного регулирования;

3) повышению социально-правового и технико-юридического качества отдельных входящих в него нормативных правовых актов.

Определенные шаги в этом направлении в последние годы предпринимаются. Например, в 2012 г. была подвергнута ревизии и корректировке та часть законода-

тельства о несовершеннолетних, которая посвящена обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью синхронизации правового регулирования были внесены изменения в соответствующие законы [71], а также четко определена инстанция, ответственная за решение соответствующих вопросов: в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» была введена норма, согласно которой обеспечение жильем детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, теперь является полномочием органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (подп. 14.2 п. 2 ст. 26.3). В последующие два года обеспечено необходимое подзаконное нормативно-правовое сопровождение положений названных законов [72].

Проводится целенаправленная работа по совершенствованию «криминальных» элементов законодательства о несовершеннолетних, чему способствуют многочисленные научные разработки как в части совершенствования системы уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних преступников [73], механизмов ресоциализации осужденных из этой категории, так и в части обеспечения их прав на разных стадиях уголовного процесса [74].

Тем не менее, несмотря на наличие положительных примеров, говорить о высокой степени качества и эффективности рассматриваемого законодательного массива по-прежнему, к сожалению, не приходится. Недостаточная эффективность законодательства хорошо видна при анализе существующего положения дел в вопросах детской безнадзорности и сиротства, уровня грамотности, детского суицида, подростковой преступности, в том числе рецидивной, материальной обеспеченности детских домов и иных подобных учреждений, исполняемости обязательств по алиментам, состояния здоровья соответствующих групп населения, уровня алкоголизма и наркотизации в молодежной среде и т. д. Конечно, негативные факторы относятся не только к юридической сфере. Поэтому, разрабатывая соответствующие мероприятия, важно правильно отделить друг от друга юридиче-

ские и иные (социальные, экономические, идеологические и т. д.) факторы. Впрочем, правовая составляющая есть, как правило, в любом из них.

Вопрос о показателях эффективности рассматриваемой части законодательства весьма объемен, а поэтому охарактеризован нами в отдельной публикации [75]. Тщательная разработка критериев и показателей эффективности, а также механизма мониторинга, выявления, анализа и использования данных показателей необходима для корректировки и совершенствования комплексного массива «законодательство о несовершеннолетних» и практики его реализации. ^

1. См.: Статистические данные за 2014 г. [Электронный ресурс] // Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка : офиц. сайт. URL: http://rfdeti.ru/files/StatData-2014.pdf

2. См.: Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2014 год [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ : офиц. сайт. URL: http://www.rosmintrud.ru/ docs/mintrud/protection/155; Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области С. Н. Семеновой по вопросами соблюдения прав ребенка в Иркутской области в 2014 г. [Электронный ресурс] // Судьбы детей в добрые руки. Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области. URL: http://irdeti.ru/rndex.php/deyatelnost/ezhegod-nye-i-spetsialnye-doklady-i-publikatsii/; Доклад «О положении детей в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка : офиц. сайт. URL: http://www.rfdeti.ru /display.php?id=9886; Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации» // Официальные документы в образовании. 2006. № 31, и др.

3. См.: Мушинский М. А. Проблемы диагностики правотворческих дефектов. Иркутск, 2009. С. 69—77.

4. См.: Егорова Ю. В., Мушинский М. А. Региональное законодательство в контексте единства правового пространства России / под ред. Р. А. Ромашова. Иркутск, 2007. С. 50-53.

5. Например, для комплексной отрасли «законодательство об образовании» - Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

6. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс] : принята резолюцией 1386 (XIV) Ген. Ассамблеи ООН от 20 нояб. 1959 г. // Организация Объединенных Наций : сайт. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/childdec.shtml

7. Конвенция о правах ребенка : одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20 нояб. 1989 г. // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

8. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей [Электронный ресурс] : принята Всемир. встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сент. 2000 г. // Организация Объединенных Наций : сайт.

9. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях : принята 3 дек. 1986 г. Резолюцией 41/85 Ген. Ассамблеи ООН // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на 41-й сессии.

16 сент. — 19 декабря 1986 г. Официальные отчеты. Сорок первая сессия. Дополнение № 53 (А/41/53). С. 328—330.

10. О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда : конвенция № 182 Междунар. организации труда // Собр. законодательства РФ. 2004. № 20. Ст. 1924.

11. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) : приняты 14 дек. 1990 г. Резолюцией 45/112 на 68-м пленар. заседании Ген. Ассамблеи ООН / / КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

12. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) : приняты 29 нояб. 1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-м пленар. заседании Ген. Ассамблеи ООН // Там же.

13. См.: Баранов В. М., Мушинский М. А. Мониторинг дефектности нормативных правовых актов / / Юридическая наука и практика. Вестн. Нижегор. акад. МВД России. 2011. № 1 (14). С. 79-88.

14. См.: Марченко М. Н. Источники права. М., 2005. С. 245-246.

15. Об этом см. подробнее: Мушинский М. А. Стратегии, концепции, доктрины в правовой системе Российской Федерации: проблемы статуса, юридической техники и соотношения друг с другом // Юрид. техника. 2015. № 9. С. 488-499.

16. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. : утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // Собр. законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

17. См.: Об Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 г. (Национальном плане действий в интересах детей) : решение Коллегии Минздравсоцразвития РФ // КонсультантПлюс [ Электронный ресурс] : справочная правовая система.

18. См., напр.: Стратегия действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 гг. : утв. постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 авг. 2012 г. № 864 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система; Региональная стратегия действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы : утв. постановлением Правительства Моск. обл. от 26 февр. 2013 г. № 109/8 // Информ. вестн. Правительства МО. 2013. № 4; Стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Иркутской области : утв. распоряжением Губернатора Иркут. обл. от 25 дек. 2012 г. № 163-р // Областная. 2012. 28 дек., и др.

19. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

20. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

21. Об опеке и попечительстве : федер. закон от 24 апр. 2008 г. № 48-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.

22. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : федер. закон от 21 дек. 1996 г. № 159-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.

23. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей : федер. закон от 16 апр. 2001 г. № 44-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2001. № 17. Ст. 1643.

24. О гражданстве Российской Федерации : федер. закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

25. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию : федер. закон от 29 дек. 2010 г. № 436-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 48.

26. О свободе совести и о религиозных объединениях : федер. закон от 26 сент. 1997 г. № 125-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

27. Об актах гражданского состояния : федер. закон от 15 нояб. 1997 г. № 143-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1997. № 47. Ст. 5340.

28. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

29. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : федер. закон от 4 дек. 2007 г. № 329-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.

30. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции : федер. закон от 22 нояб. 1995 г. № 171-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4553.

31. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака : федер. закон от 23 февр. 2013 г. № 15-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2013. № 8. Ст. 721.

32. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

33. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 дек.

1995 г. № 223-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

34. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

35. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

36. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

37. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

38. Мушинский М. А. Законодательство о несовершеннолетних: доктринальные основы, критерии и показатели оценки эффективности // Европа - Россия - Азия: диалог континентальных культур (история, право, гражданское общество, геополитика) : материалы 7-й Всерос. науч.-практ. конф. Иркутск, 2016. С. 14.

39. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей : федер. закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.

40. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей : федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 256-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 19.

41. Об исполнительном производстве : федер. закон от 2 окт. 2007 г. № 229-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

42. О пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях) : федер. закон от 4 июня 2011 г. № 128-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2011. № 23. Ст. 3268.

43. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : федер. закон от 29 февр. 2012 г. № 15-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2012. № 10. Ст. 1163.

44. О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарст-

венными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2015 год : федер. закон от 1 дек. 2014 г. № 400-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2014. № 49 (ч. 6). Ст. 6909.

45. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федер. закон от 24 нояб. 1995 г. № 181-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

46. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : федер. закон от 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 7007.

47. О государственной социальной помощи : федер. закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

48. О страховых пенсиях : федер. закон от 28 дек. 2013 г. № 400-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6965.

49. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации : федер. закон от 15 дек. 2001 г. № 166-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.

50. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

51. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

52. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 г. № 188-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 14.

53. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.

54. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений : федер. закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

55. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

56. Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 нояб. 2001 г. № 146-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.

57. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 нояб. 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 30 дек. 2015 г.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

58. О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации : федер. закон от 28 дек. 2012 г. № 272-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7597.

59. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.

60. Мушинский М. А. Законодательство о несовершеннолетних ...

61. О средствах массовой информации : закон РФ от 27 дек. 1991 г. № 2124-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

62. О рекламе : федер. закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

63. О некоммерческих организациях : федер. закон от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

64. Об общественных объединениях : федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

65. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений : федер. закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.

66. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях : федер. закон от 11 авг. 1995 г. № 135-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.

67. Садовникова М. Н. Востребованность медиативных технологий в системе профилактики преступности несовершеннолетних // Сиб. юрид. вестн. 2013. № 2. С. 82—85.

68. Иркутский молодежный фонд правозащитников «Ювента» [Электронный ресурс] // Медиация в Иркутске : сайт. URL: http://www.irkmediator.ru/partners/irkutskiy-molodezhnyy-fond-pravozashchitnikov-yuventa

69. Мушинский М. А. Законодательство о несовершеннолетних ...

70. См., напр.: О введении в действие СанПиН 2.3.2.1940-05 (вместе с «СанПиН 2.3.2.1940-05. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Организация детского питания. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») : постановление Гл. гос. санитар. врача РФ от 19 янв. 2005 г. № 3 // Рос. газ. 2005. 3 марта.

71. См.: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 15-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2012. № 10. Ст. 1163.

72. См.: Об утверждении типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : постановление Правительства РФ от 28 июня 2013 г. № 548 // Собр. законодательства РФ. 2013. № 28. Ст. 3826; Рекомендации по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : письмо Минобрнауки РФ от 8 окт. 2012 г. № ИР-864/07 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система; Методические рекомендации по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : письмо Минобрнауки РФ от 8 апр. 2014 г. № ВК-615/07 // Там же, и др.

73. См., напр.: Сутурин М. А. Некоторые аспекты социально-правовой природы альтернатив лишению свободы в отношении несовершеннолетних // Сиб. юрид. вестн. 2015. №2. С. 70-73.

74. См., напр.: Гавриленко А. А., Горбачева Е. В. К вопросу о дифференциации процессуальной формы как основе специализации уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних // Сиб. юрид. вестн. 2014. № 2. С. 81-88.

75. Мушинский М. А. Законодательство о несовершеннолетних .

список литературы

Баранов В. М. Мониторинг дефектности нормативных правовых актов / В. М. Баранов, М. А. Мушинский / / Юридическая наука и практика. Вестн. Нижегор. акад. МВД России. - 2011. - № 1 (14). -С. 79-88.

Гавриленко А. А. К вопросу о дифференциации процессуальной формы как основе специализации уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних / А. А. Гавриленко, Е. В. Горбачева // Сиб. юрид. вестн. - 2014. - № 2. - С. 81-88.

Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2014 год [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ : офиц. сайт. - URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/155

О положении детей в Российской Федерации [Электронный ресурс] : доклад // Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка : офиц. сайт. - URL: http://www.rfdeti.ru/ display.php?id=9886

Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области С. Н. Семеновой по вопросам соблюдения прав ребенка в Иркутской области в 2014 г. [Электронный ресурс] // Судьбы детей в добрые руки. Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области. — URL: http://irdeti.ru/ index.php/deyatelnost/ezhegodnye-i-spetsialnye-dokla-dy-i-publikatsii/

О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации : доклад Уполномоченного по правам человека в РФ / / Официальные документы в образовании. — 2006. — №31.

Егорова Ю. В. Региональное законодательство в контексте единства правового пространства России : монография / Ю. В. Егорова, М. А. Мушинский ; под ред. Р. А. Ромашова. - Иркутск : ВСИ МВД РФ, 2007. - 120 с.

Иркутский молодежный фонд правозащитников «Ювента» [Электронный ресурс] // Медиация в Иркутске : сайт. — URL: http://www.irkmediator.ru / partners/irkutskiy-molodezhnyy-fond-pravozashchitni-kov-yuventa

Марченко М. Н. Источники права / М. Н. Марченко. — М. : Проспект, ТК Велби, 2005. — 760 с.

Мушинский М. А. Проблемы диагностики правотворческих дефектов / М. А. Мушинский. — Иркутск : Изд-во Ин-та законодательства и правовой информации, 2009. — 116 с.

Мушинский М. А. Стратегии, концепции, доктрины в правовой системе Российской Федерации: проблемы статуса, юридической техники и соотношения друг с другом // Юрид. техника. — 2015. — № 9. — С. 488—499.

Мушинский М. А. Законодательство о несовершеннолетних: доктринальные основы, критерии и

показатели оценки эффективности / / Европа — Россия — Азия: диалог континентальных культур (история, право, гражданское общество, геополитика) : материалы 7-й Всерос. науч.-практ. конф. — Иркутск, 2016. - С. 14-16.

Садовникова М. Н. Востребованность медиативных технологий в системе профилактики преступности несовершеннолетних // Сиб. юрид. вестн. — 2013. — № 2. — С. 82—85.

Статистические данные за 2014 г. [Электронный ресурс] // Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка : офиц. сайт. — URL: http://rfdeti.ru/files/ StatData-2014.pdf

Сутурин М. А. Некоторые аспекты социально-правовой природы альтернатив лишению свободы в отношении несовершеннолетних // Сиб. юрид. вестн. — 2015. — № 2. — С. 70—73.

Structural-functional

and Legal-praxeological Characteristic

of the Legislation on Minors

© Mushinsky M., 2016

The article outlines the legislation on minors in terms of its place and role in the system of Russian legislation, internal structure and system of socio-legal values underlying the evaluation of its effectiveness.

Key words: system of legislation; legislation on minors; the effectiveness of legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.