Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕСЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕСЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ИНТЕРЕСЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ОХРАНА ПРАВ ДЕТЕЙ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Недоступенко Т. А.

Одним из основных направлений работы каждого сотрудника органов внутренних дел является профилактика и пресечение правонарушений и преступлений. При этом указанное направление по действующему законодательству является его прямой обязанностью согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ1: «выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний». Актуальность данной тематики выражена в том, что защита детства и материнства является одним из основных направлений политики государства. Разрабатываются и принимаются целевые программы для защиты прав и интересов несовершеннолетних, создаются условия для получения образования, правовой и медицинской помощи и др. Целью данной работы является исследование института правовой защиты несовершеннолетних. Задача, требующая рассмотрения и решения в рамках данной статьи: охарактеризовать современное состояние проблемы защиты прав и интересов несовершеннолетних в Российской Федерации. Теоретическую основу данного исследования и вклад в разработку проблематики данной темы заложили такие заслуженные деятели, как Алексеева И.А., Новосельский И.Г., Николаева Ю.В., Ситникова С.Н., Туткарова И.Н. и другие, которые исследовали правовое регулирование защиты прав и интересов несовершеннолетних. Объектом исследования являются общественные отношения, выражающиеся в надлежащем правовом регулировании мер по защите прав и интересов несовершеннолетних. Предметом исследования выступает анализ законодательства Российской Федерации, регламентирующего ответственность за совершение противоправных действий в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Недоступенко Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF A POLICE OFFICER IN THE FIELD OF PREVENTION AND SUPPRESSION OF VIOLATIONS OF THE RIGHTS OF MINORS

Each employee of the internal affairs bodies clearly understands for himself that one of the main directions of his work is the prevention and suppression of offenses and crimes. At the same time, the specified direction in accordance with the current legislation is his direct responsibility, in accordance with paragraph 4 of Art. 12 of the Federal Law «On the Police» of 07.02.2011 N 3-FZ «to identify the causes of crimes and administrative offenses and the conditions conducive to their commission, to take measures within their powers to eliminate them; to identify persons who intend to commit a crime and to carry out individual preventive work with them; participate in the prevention of child neglect and delinquency; participate in the promotion of legal knowledge ”. The relevance of this topic is expressed in the fact that the protection of childhood and motherhood is one of the main directions of state policy. This is indicated by the target programs developed and adopted to protect the rights and interests of minors, conditions are created for obtaining education, legal and medical assistance, etc. The aim of this work is to study the institution of legal protection of minors. The task requiring consideration and solution within the framework of this article: to characterize the current state of the problem of protecting the rights and interests of minors in the Russian Federation. The theoretical basis of this research and a contribution to the development of the problems of this topic was made by such distinguished figures as: Alekseeva I.A., Novoselsky I.G., Nikolaeva Yu.V., Sitnikova S.N., Tutkarova I.N. and others who investigated the legal regulation of the protection of the rights and interests of minors. The object of the research is social relations, expressed in the proper legal regulation of measures to protect the rights and interests of minors. The subject of the research is the analysis of the legislation of the Russian Federation regulating responsibility for committing unlawful acts against minors in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕСЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

ПО МАТЕРИАЛАМ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕСЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF A POLICE OFFICER IN THE FIELD OF PREVENTION AND SUPPRESSION OF VIOLATIONS OF THE RIGHTS OF MINORS

УДК 342.9

Т.А. НЕДОСТУПЕНКО,

адъюнкт

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]

TATYANA A. NEDOSTUPENKO,

Postgraduate (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: одним из основных направлений работы каждого сотрудника органов внутренних дел является профилактика и пресечение правонарушений и преступлений. При этом указанное направление по действующему законодательству является его прямой обязанностью согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ1: «выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний».

Актуальность данной тематики выражена в том, что защита детства и материнства является одним из основных направлений политики государства. Разрабатываются и принимаются целевые программы для защиты прав и интересов несовершеннолетних, создаются условия для получения образования, правовой и медицинской помощи и др.

Целью данной работы является исследование института правовой защиты несовершеннолетних.

Задача, требующая рассмотрения и решения в рамках данной статьи: охарактеризовать современное состояние проблемы защиты прав и интересов несовершеннолетних в Российской Федерации.

Теоретическую основу данного исследования и вклад в разработку проблематики данной темы заложили такие заслуженные деятели, как Алексеева И.А., Новосельский И.Г., Николаева Ю.В., Сит-никова С.Н., Туткарова И.Н. и другие, которые исследовали правовое регулирование защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Объектом исследования являются общественные отношения, выражающиеся в надлежащем правовом регулировании мер по защите прав и интересов несовершеннолетних.

Предметом исследования выступает анализ законодательства Российской Федерации, регламентирующего ответственность за совершение противоправных действий в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации.

1 Федеральный закон от 07.02.2011 № Э-ФЗ (ред. от 01.03.2021) «О полиции» // Российская газета. 08.02.2011.

Ключевые слова: законодательство, защита прав несовершеннолетних, интересы несовершеннолетних, охрана прав детей, обеспечение прав.

Для цитирования: Недоступенко Т.А. Проблемы правового регулирования деятельности сотрудника полиции в сфере профилактики и пресечения нарушений прав несовершеннолетних // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. № 4. С. 44-49.

Abstract: each employee of the internal affairs bodies clearly understands for himself that one of the main directions of his work is the prevention and suppression of offenses and crimes. At the same time, the specified direction in accordance with the current legislation is his direct responsibility, in accordance with paragraph 4 of Art. 12 of the Federal Law «On the Police» of 07.02.2011 N 3-FZ «to identify the causes of crimes and administrative offenses and the conditions conducive to their commission, to take measures within their powers to eliminate them; to identify persons who intend to commit a crime and to carry out individual preventive work with them; participate in the prevention of child neglect and delinquency; participate in the promotion of legal knowledge ".

The relevance of this topic is expressed in the fact that the protection of childhood and motherhood is one of the main directions of state policy. This is indicated by the target programs developed and adopted to protect the rights and interests of minors, conditions are created for obtaining education, legal and medical assistance, etc.

The aim of this work is to study the institution of legal protection of minors.

The task requiring consideration and solution within the framework of this article: to characterize the current state of the problem of protecting the rights and interests of minors in the Russian Federation.

The theoretical basis of this research and a contribution to the development of the problems of this topic was made by such distinguished figures as: Alekseeva I.A., Novoselsky I.G., Nikolaeva Yu.V., Sitnikova S.N., Tutkarova I.N. and others who investigated the legal regulation of the protection of the rights and interests of minors.

The object of the research is social relations, expressed in the proper legal regulation of measures to protect the rights and interests of minors.

The subject of the research is the analysis of the legislation of the Russian Federation regulating responsibility for committing unlawful acts against minors in the Russian Federation.

Keywords: legislation, protection of the rights of minors, interests of minors, protection of children's rights, ensuring rights.

For citation: Nedostupenko T.A. Problems of legal regulation of the activities of a police officer in the field of prevention and suppression of violations of the rights of minors // Problems of Law Enforcement Activity. 2021. № 4. Р. 44-49.

Разработка разного рода норм и законопроектов всегда связана с необходимостью регулирования общественных отношений. Только таким образом можно достичь соблюдения прав и свобод каждого гражданина. Такое же мнение высказывает и В.В. Лазарев: «Целью правового регулирования является стимулирование должного поведения участников общественных отношений и блокировка деструктивных форм поведения. Правовое регулирование охватывает нормотворческую деятельность государственных органов по выработке правовых установлений и определению юридических средств обеспечения их действенности, а также деятельность непосредственных участников общественных отношений с целью установления средств юридического воздействия для их правомерного поведения» [4, с. 46]. Современная и развивающаяся правовая база дает сотрудникам полиции законные основания регулировать общественные отношения, защищать права и интересы граждан.

Особое внимание в рамках данной статьи будет уделено вопросам защиты прав ребенка.

Необходимость в образовании, медицинских услугах, воспитании, получении питания и возможность говорить свое мнение и быть свободным от жестокого обращения звучит вполне естественно, но без соответствующей нормативной базы все это может стать чем-то недосягаемым для многих детей. Наличие соответствующей правовой нормы дает гарантию, что все интересы и права ребенка будут защищены государством и строго исполнены в соответствии с буквой закона. Права детей представляют собой тот же основной перечень, что и права человека. Под этим следует понимать правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности. Но для начала необходимо разобрать отдельные аспекты, свойственные понятию «ребенок», и определить, кто именно относится к этой категории.

Понятие «ребенок» раскрывается в ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Россий-

ской Федерации», где указано: «ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)»2.

Что же касается понятия «право», то оно появилось в 17 веке и было определено как «позитивное право». По мнению В.А. Бачинина, позитивное право представляет собой «правовые нормы, которые оформлены как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства и в данный исторический период» [6, с. 114]. Касаемо этого же вопроса С.С. Алексеев считает, что позитивное право следует понимать как «реальный, существующий в законах, иных документах фактически осязаемый нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные императивно-властные решения» [1, с. 28]. Единством во мнении этих авторов является то, что позитивное право - это признак наличия цивилизации, это проявление властной воли государства. Действительно, это свидетельствует о прогрессивном развитии человечества, но первоначально интересы детей не находили отражения в правовых нормах.

Современная интерпретация понятия «права» сохранила признаки, выделенные предшественниками, и по мнению Н.И. Матузова и А.В. Малько, право - это «совокупность юридических норм, выраженных в соответствующих актах государства; система прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в действующем законодательстве или вытекающих из многочисленных правоотношений, а также присущих индивиду от рождения» [5, с. 151].

Таким образом, первое, что следует учесть, что в любом современном правовом государстве человек уже при рождении наделяется рядом неотчуждаемых прав. Сейчас это кажется естественным и закономерным процессом, но анализ правового положения несовершеннолетних показал, что до начала 19 века ребенок не имел четкого статуса полноценного участника общественной жизни и не имел правовых гарантий.

В 1919 году была основана британская организация «Спасите детей». Она стала первой организацией Международного Фонда безопасности детей. Главной целью организации ставилось создание мощного международного альянса по защите детей, который бы имел свои представительства в самых отдаленных уголках мира. Его деятельность была направлена на улучшение сфер образования, здравоохранения, экономических возможностей, также помощь оказывалась детям, подвергшимся насилию, ставшим жертвами преступлений, жестокого обращения,

2 Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.

пострадавшим от войн и иных конфликтов. В 1923 г. была принята Декларация о правах ребенка. Декларация была одобрена 26 ноября 1924 года V Ассамблеей Лиги Наций в Женеве. Данный пример необходим для демонстрации поэтапности признания и закрепления прав несовершеннолетних. Документ закреплял принципы, направленные против детского труда и рабства, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Декларация была действительной 36 лет.

Конвенция ООН о правах ребенка (1989) - это правовой документ, направленный на соблюдение и защиту прав ребенка. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

Нормативная база Российской Федерации закрепляет и защищает права несовершеннолетних в следующих нормативно-правовых документах:

- Конституция Российской Федерации принята 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)3. Данный документ закрепляет и гарантирует права и свободы всех граждан. Ввиду отсутствия возрастных ограничений это свидетельствует о том, что права несовершеннолетних защищены и признаны наряд со всеми. Институт детства признан и находится под защитой государства.

- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» наделяет полномочиями сотрудников полиции по проведению профилактической работы с «неблагополучными семьями». Из-за того, что родители оказывают на несовершеннолетних негативное влияние, подвергают психическим и физическим страданиям, не исполняют обязанностей по воспитанию, содержанию и обеспечению, законодатель требует выявления таких лиц и проведения с ними работы, в чем и выражается профилактическое воздействие, направленное на предотвращение совершения противоправных фактов, в том числе и применения физического насилия в отношении несовершеннолетних.

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ. Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка.

- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» регламентирует направления

3 Конституция Российской Федерации (принята всенарод-

ным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными

в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

деятельности полиции по защите личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; выявлению и раскрытию преступлений и др.

- приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации». Регламентирует меры профилактического воздействия и контроль в сфере воспитательного процесса, в области получения образования, материального обеспечения несовершеннолетнего со стороны его родителей и законных представителей.

- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»4 разъясняет, что «Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего». Таким образом, осуществляются меры, направленные на недопущение совершения повторных посягательств на права детей со стороны тех, кто ранее совершил подобные действия.

- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф35. Данный закон определил правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и участника семейных правоотношений, тем самым наделяя его правами, относящимися к данной отрасли регулирования. Например, жить в семье, воспитываться родителями, знать своих родителей. Также оговариваются и права, и обязанности родителей, связанных с воспитанием ребенка, защитой его прав и интересов. Приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение их прав и интересов является одним из основных принципов регулирования семейных отношений.

- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ. Данным законом определяются имущественные права несовершеннолетних. По большому счету, это права, связанные с приобретением или распоряжением имуществом. Но ввиду сложности данного права и с целью защитить ребенка, который может стать жертвой противоправных действий или в силу

4 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета. 24.05.2017.

5 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.

возраста, или по собственной недальновидности и недостаточности жизненного опыта не способен оценить серьезность правовых последствий имущественных сделок, законодательно регламентировано, в каком возрасте и какие действия может совершать ребенок самостоятельно, а в каких случаях все действия в интересах детей должны совершать их законные представители -родители, усыновители или опекуны.

- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф36. Глава 20 данного кодекса посвящена защите прав и законных интересов семьи и несовершеннолетних. При этом не только данной главой ограничена защита несовершеннолетних от посягательств. Так, в гл. 18 «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности» указан ряд преступлений, где уголовная ответственность наступает за изнасилование (ст. 131 УК РФ); за совершение насильственных действий сексуального характера с несовершеннолетним лицо (ст. 132 УК РФ); за принуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ); за вступление в половую связь и совершение иных действий сексуального характера (ст. 134 УК РФ); за совершение развратных действий (ст. 135 УК РФ).

- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ7. Данный кодекс предусматривает ряд статей, направленных на защиту нарушенных прав несовершеннолетних. 3аконом предусмотрены такие нормы, как «статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» - субъектом выступают родители, опекуны, законные представители. Норма защищает гарантированные государством права ребенка на образование, воспитание, содержание; «статья 5.35.1. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» - субъектом также являются родители, мера направлена на гарантию несовершеннолетнему материального обеспечения; «статья 5.36. Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей» - субъектом является должностное лицо, не выполнившее возложенные на него обязательства по передаче сведений о несовершеннолетнем; «статья 5.37. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в

6 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256.

приемную семью» - субъектом выступают родители, законные представители, должностные лица и юридические лица, которые нарушают законный порядок усыновления (удочерения), передачу под попечительство или в приемную семью; «статья 6.7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения» - направлена на защиту здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия детей. Субъектом может выступать как должностное, так и юридическое лицо; «статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ» - субъектом выступает лицо, достигшее 18-летнего возраста, а также в ч. 2 данной статьи родители, законные представители, опекуны. Норма направлена на защиту психического, психологического и физического здоровья несовершеннолетнего; «статья 6.20. Изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов» - норма направлена на защиту права несовершеннолетнего на нормальное физическое и нравственное развитие.

В рамках данной статьи, рассмотрев правовые акты, регулирующие вопросы защиты прав несовершеннолетних, мы считаем необходимым указать на то, что по-прежнему противоправные действия, совершаемые в отношении детей, обладают большой степенью латентности. Связано это чаще всего с тем, что часто права детей нарушаются близкими родственниками, а обратиться за помощью становится не к кому, кроме того, правовая неосведомленность ребенка приводит к тому, что противоправные действия не пресекаются и не становятся общеизвестными.

Конституционные права на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища, тайну переписки и телефонных переговоров существенно тормозит деятельность по выявлению указанных нарушений прав ребенка. При этом у сотрудника полиции имеется обязанность по выявления семей, находящихся в опасном положении, выявлению лиц, не исполняющих родительские обязанности, вовлекающих в совершение противоправных действий и др.

В приведенном перечне нормативно-правовой базы, в частности в Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», в ст. 15. «Вхожде-

ние (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории» оговорены случаи, при которых разрешается нарушить право на неприкосновенность жилища, однако речь о пресечении административного правонарушения, даже если это затрагивает интересы ребенка, не идет. Не говоря о том, что чаще всего сотрудник полиции обладает лишь частичной информацией о происходящем, и по истечении определенного промежутка времени после случившегося, так как свидетелей или очевидцев просто нет.

Таким образом, запрет на пребывание в жилище не способствует своевременному реагированию на факт, содержащий признаки противоправного поведения и действий, на выявление фактов ненадлежащего исполнения родительских обязанностей, например, в вопросе воспитания и содержания, а также создания достойных условий для проживания ребенка. У сотрудника полиции на первоначальном этапе нет возможности удостовериться в том, имеется ли у ребенка оборудованное место для учебы или просто спальное место, необходимая одежда, подходящая по возрасту, размеру и сезону, набор продуктов питания, соответствующих возрасту ребенка и индивидуальным особенностям организма.

На основании изложенного считаем, что вопрос правового регулирования деятельности сотрудника полиции при проведении проверок о сообщенном противоправном факте, нарушающем права ребенка, а также при исполнении обязанностей по выявлению данных фактов, необходимо изучить более детально, в том числе решить вопрос о дополнении положений Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», в частности в ст. 15. «Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории».

При этом положительным выводом в проведенном анализе считаем то, что государство признает институты семьи и детства и гарантирует их на законодательном уровне. За нарушение этих принципов установлены различные виды ответственности. Так, в ст. 1 ч. 1 Семейного кодекса Российской Федерации прописано, что «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства».

Перечень правовых норм довольно обширен, а если использовать их в комплексе с иными ежедневно проводимыми мероприятиями, то можно добиться значительных положительных результатов в предотвращении совершения противоправных действий в отношении несовершеннолетних.

- Литература -

1. Алексеев С.С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. - Москва: Норма, 1999. С. 237.

2. Нагорная И.И. Жестокое обращение с ребенком как оценочное уголовно-правовое понятие // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 2. С. 142-154.

3. Никитина Е.М. Актуальные проблемы охраны права детства в современной России, пути этих проблем // Вопросы юстиции. 2012-2(11). С. 21-34.

4. Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. - Москва, 1996. С. 134.

5. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова им. А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юристъ, 2001. - 776 с.

6. Бачинин В.А. Философия права и преступления. - Харьков: Фолио, 1999. - 607 с.

— References —

1. Alekseev S.S. Filosofiya prava: Istoriya i sovremennost'. Problemy. Tendencii. Perspektivy. - Moskva: Norma, 1999. S. 237.

2. Nagornaya I.I. ZHestokoe obrashchenie s rebenkom kak ocenochnoe ugolovno-pravovoe ponyatie // Pravo. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2017. № 2. S. 142-154.

3. Nikitina E.M. Aktual'nye problemy ohrany prava detstva v sovremennoj Rossii, puti etih problem // Voprosy yusticii. 2012-2(11). S. 21-34.

4. Obshchaya teoriya prava i gosudarstva / pod red. V. V. Lazareva. - Moskva, 1996. S. 134.

5. Teoriya gosudarstva i prava: kurs lekcij / Pod red. N.I. Matuzova im. A.V. Mal'ko. - 2-e izd., pererab. i dop. - Moskva: YUrist», 2001. - 776 s.

6. Bachinin V.A. Filosofiya prava i prestupleniya. - Har'kov: Folio, 1999. - 607 s.

(статья сдана в редакцию 18.11.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.