Научная статья на тему 'Профилактика преступлений несовершеннолетних - составная часть деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и образовательных учреждений (на примере Пензенской области)'

Профилактика преступлений несовершеннолетних - составная часть деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и образовательных учреждений (на примере Пензенской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
647
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРАВА РЕБЁНКА / ЛИЧНОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / PREVENTION OF NEGLECT / JUVENILE DELINQUENCY AND CRIME / CHILD RIGHTS / PERSONALITY / MORAL IMPACT / EDUCATION / LAW ENFORCEMENT / JUVENILE AFFAIRS DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свечников Николай Иванович, Носова Мария Игоревна

Для правового и социального государства характерно стремление к совершенствованию отношений между людьми, способов обеспечения их безопасности и благосостояния. Этому препятствует одна из актуальных проблем человечества преступность, которая снижает уровень общественной безопасности и отрицательно влияет на мораль и нравственность. Как социальное явление преступность охватывает широкий спектр общественной жизни и выражается не только в деформации личности преступника, но и в деформации личности пострадавших от них, и больше всего отражается на самой незащищенной группе населения несовершеннолетних гражданах. В решении этой проблемы особую роль играют образовательные учреждения и правоохранительные органы, деятельность которых заключается в защите прав детей, профилактике безнадзорности и предупреждении правонарушений несовершеннолетних. Целью исследования является анализ проблем, связанных с профилактикой правонарушений несовершеннолетних, обоснование теоретических подходов, позволяющих организовывать и реализовывать профилактику правонарушений несовершеннолетних общеобразовательными учреждениями (школами) и подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД. В статье проанализирован отечественный и зарубежный опыт деятельности образовательных учреждений и правоохранительных органов по профилактике преступлений среди несовершеннолетних, охарактеризованы причины её появления, рассмотрено правовое регулирование обозначенного вопроса в РФ. Представлены результаты исследований основных направлений деятельности отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и результаты анализа статистических данных уровня детской преступности по г. Пензе и области. Приведены результаты социологического исследования, проведенного среди несовершеннолетних учащихся общеобразовательных учреждений Октябрьского района г. Пензы по рассматриваемой проблеме, показаны итоги обработки опроса, сделаны выводы и предложены проекты возможного её решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Свечников Николай Иванович, Носова Мария Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF CRIMES OF MINORS AS A COMPONENT OF THE POLITICAL ACTIVITY AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS (ON THE EXAMPLE OF PENZA REGION)

The legal and social state is characterized by a desire to improve relations between people, ways to ensure their security and well-being. This is hindered by one of the urgent problems of mankind crime, which reduces the level of public safety and negatively affects morality. As a social phenomenon, crime encompasses a wide range of public life and is expressed not only in the deformation of the identity of the criminal, but also in the deformation of the identity of their victims, and is most reflected in the most unprotected group of the minor citizens. Educational institutions and law enforcement agencies play a special role in solving this problem. Their activities consist in protecting the rights of children, prevent neglect and juvenile delinquency. The purpose of the study is to analyze the problems associated with the prevention of juvenile delinquency, substantiate theoretical approaches to organize and implement the prevention of juvenile delinquency by educational institutions (schools) and juvenile affairs departments of law enforcement. The article analyzes domestic and foreign experience of educational institutions and law enforcement agencies in crime prevention among juveniles the reasons of its appearance are characterized, the legal regulation of the designated issue in the Russian Federation is considered. The results of studies of the main areas of activity of the departments of juvenile affairs of law enforcement and the results of the analysis of statistical data on the level of child crime in the city of Penza and its region are presented. The results of a sociological study conducted among minors students of educational institutions of the Oktyabrsky district of the city of Penza on the issue under consideration are presented, the results and conclusions of the survey processing and projects for its possible solution are proposed.

Текст научной работы на тему «Профилактика преступлений несовершеннолетних - составная часть деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и образовательных учреждений (на примере Пензенской области)»

УДК 351

Н. И. Свечников, М. И. Носова

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ -СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. Для правового и социального государства характерно стремление к совершенствованию отношений между людьми, способов обеспечения их безопасности и благосостояния. Этому препятствует одна из актуальных проблем человечества - преступность, которая снижает уровень общественной безопасности и отрицательно влияет на мораль и нравственность. Как социальное явление преступность охватывает широкий спектр общественной жизни и выражается не только в деформации личности преступника, но и в деформации личности пострадавших от них, и больше всего отражается на самой незащищенной группе населения - несовершеннолетних гражданах. В решении этой проблемы особую роль играют образовательные учреждения и правоохранительные органы, деятельность которых заключается в защите прав детей, профилактике безнадзорности и предупреждении правонарушений несовершеннолетних. Целью исследования является анализ проблем, связанных с профилактикой правонарушений несовершеннолетних, обоснование теоретических подходов, позволяющих организовывать и реализовывать профилактику правонарушений несовершеннолетних общеобразовательными учреждениями (школами) и подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД. В статье проанализирован отечественный и зарубежный опыт деятельности образовательных учреждений и правоохранительных органов по профилактике преступлений среди несовершеннолетних, охарактеризованы причины её появления, рассмотрено правовое регулирование обозначенного вопроса в РФ. Представлены результаты исследований основных направлений деятельности отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и результаты анализа статистических данных уровня детской преступности по г. Пензе и области. Приведены результаты социологического исследования, проведенного среди несовершеннолетних - учащихся общеобразовательных учреждений Октябрьского района г. Пензы по рассматриваемой проблеме, показаны итоги обработки опроса, сделаны выводы и предложены проекты возможного её решения.

Ключевые слова: профилактика безнадзорности, правонарушения и преступления несовершеннолетних, права ребёнка, личность, нравственное воздействие, воспитание, правоохранительные органы, подразделения по делам несовершеннолетних.

N. I. Svechnikov, M. I. Nosova

Penza State University, Penza, Russian Federation

PREVENTION OF CRIMES OF MINORS AS A COMPONENT OF THE POLITICAL ACTIVITY AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS (ON THE EXAMPLE OF PENZA REGION)

Abstract. The legal and social state is characterized by a desire to improve relations between people, ways to ensure their security and well-being. This is hindered by one of the urgent problems of mankind - crime, which reduces the level of public safety and negatively affects morality. As a social phenomenon, crime encompasses a wide range of public life and is expressed not only in the deformation of the identity of the criminal, but also in the deformation of the identity of their victims, and is most reflected in the most unprotected group of the minor citizens. Educational institutions and law enforcement agencies play a special role

in solving this problem. Their activities consist in protecting the rights of children, prevent neglect and juvenile delinquency. The purpose of the study is to analyze the problems associated with the prevention of juvenile delinquency, substantiate theoretical approaches to organize and implement the prevention of juvenile delinquency by educational institutions (schools) and juvenile affairs departments of law enforcement. The article analyzes domestic and foreign experience of educational institutions and law enforcement agencies in crime prevention among juveniles the reasons of its appearance are characterized, the legal regulation of the designated issue in the Russian Federation is considered. The results of studies of the main areas of activity of the departments of juvenile affairs of law enforcement and the results of the analysis of statistical data on the level of child crime in the city of Penza and its region are presented. The results of a sociological study conducted among minors - students of educational institutions of the Oktyabrsky district of the city of Penza on the issue under consideration are presented, the results and conclusions of the survey processing and projects for its possible solution are proposed.

Key words: prevention of neglect, juvenile delinquency and crime, child rights, personality, moral impact, education, law enforcement, juvenile affairs department.

Одной из актуальных, социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста преступлений среди несовершеннолетних и повышение эффективности их предупреждения. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. Подобная криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия, что и подчеркивает актуальность исследуемого вопроса.

Проблемы детской преступности, дифференциации ответственности и принятие мер к несовершеннолетним правонарушителям имеют глубокие исторические корни. Так, к примеру, первое исправительное заведение для несовершеннолетних правонарушителей на территории Российской империи было открыто в 1864 г. в Москве в доме, который принадлежал Симоновскому монастырю [1].

На международном же уровне впервые благополучие детей и их права (в том числе в рамках превенции безнадзорности и правонарушений) нашли отражение в Женевской «Декларации прав ребенка», которая была принята Лигой Наций в 1924 г.1

В любом государстве профилактика преступлений должна строиться на основе научно разработанной и материально обоснованной программы, содержащей меры политического, социального, экономического, медицинского, нравственно-воспитательного и правового характера.

Во все времена ученые обращали особое внимание на исследование причин преступности несовершеннолетних, справедливо утверждая, что преступление является следствием сложного и противоречивого взаимодействия личности со средой. При этом практически бесспорно признавая ближайшей микросредой подростка - его семью и сверстников (ближайшее окружение).

Кроме этого, исследователями установлено, что в результате несформиро-вавшейся психики и не сложившейся психологической устойчивости, отсутствия жизненного опыта несовершеннолетние в порыве своих эмоций примеряют на себя «маску» взрослого человека, при этом нередко ошибаются в своих суждениях и поступках. С точки зрения здравомыслящих взрослых людей, правонарушения, совершаемые группами несовершеннолетних, в большинстве своем являются нелогичными, а действия - бессмысленными. Причиной подобных действий могут

1 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 28.07.2019).

быть возрастные особенности конкретных подростков или деформации в развитии, как следствие воздействия неблагоприятных факторов [2].

При определённых условиях эмоциональная сфера несовершеннолетних, составляющих преступные группы, может преобладать над здравомыслящим началом, и тогда логика не влияет на суждения. Часто подростки-учащиеся категоричны в выводах, не соответствующих правилам логики, у них отсутствуют мотивы, направленные на получение определенного результата или достижение высокой цели. Как правило, отсутствие мотивации приводит к становлению личности по ложному пути [3]. И здесь стоит отметить влияние взрослых и, в первую очередь, самых близких людей - членов семьи. Недостатки и упущения воспитания (особенно в неблагополучных семьях) выступают первопричиной противоправного поведения и занимают одно из основных мест в генезисе правонарушений среди учащихся. Ребёнок может быть не готов к процессу социализации за пределами семьи, если ему дома неправильно представили картину мира и систему взаимодействия с окружающими, не уделили должного внимания и тепла. Он будет пополнять недостающие знания, эмоции и ощущения из других источников: компании сверстников, телевидения, виртуальной реальности Интернета, из собственного (чаще всего) «горького» опыта.

Одной из наиболее существенных причин совершения правонарушений несовершеннолетними является недостаток их нравственного воспитания и низкая духовность личности. С некоторым допущением можно считать, что предупреждение правонарушений подростков кроется в педагогизации различных сфер нравственного воздействия в процессе воспитания детей и подростков [4].

Таблица 1

Количественные показатели преступлений несовершеннолетних по г. Пензе и Пензенской области.

Категория/год 2017 (май) 2018(май) 2019 (на 08.05)

по городу по области по городу по области по городу по области

Возраст 14-15 лет 13 25 6 17 10 25

Возраст 16-17 лет 22 42 24 48 16 37

Учащиеся 41 84 34 84 27 79

Несовершеннолетние в состоянии опьянения 4 10 5 11 4 8

Преступная группа (совместно со взрослыми) 13 24 8 26 13 25

Ранее совершавшие преступления 8 17 8 15 4 11

Состоящие на учёте в ПДН 12 35 8 21 7 24

Если обратиться к статистике состояния преступности в РФ за 2018г. по характеристике лиц, совершивших преступление, то общее количество составляет 931107 человек. Из них 40860 несовершеннолетних, 44430 учащихся, студентов. Каждое 27 преступление в 2018г. в нашей стране совершено несовершеннолетними или при их участии2.

2 Социальный портрет преступности / Портал правовой статистики. — URL: http://crimestat.ru/social_portrait (дата обращения: 13.03.2019).

Результаты проведенного анализа количественных показателей о преступлениях несовершеннолетних по г. Пензе и Пензенской области за май 2017, 2018 гг. и начало того же месяца 2019 г.3 представлены в табл. 1.

Выбор был сделан именно в этот промежуток времени потому, что он охватывает конец весны и учебного года, приближение летних каникул, когда у всех подростков наблюдается всплеск романтики, а у проблемных подростков на этом фоне, как правило, возникает обострение их противоправной деятельности.

Из таблицы видно, что:

- большая часть преступлений совершается старшими подростками (1617 лет). При этом за 2017, 2018 гг. и по городу (с 22 до 24), и по области (с 42 до 48) прослеживается рост преступлений. Такую же тенденцию можно проследить и за май 2019 г., поскольку уже за первую неделю месяца количество преступлений по городу держится на цифре 16, по области - 37;

- количество преступлений, совершённых учащимися, по области не убывает, но и не растёт, в то время как обнадёживает ситуация спада этого же показателя по городу (с 41 до 34);

- совсем не позитивны выводы относительно роста количества преступлений, содеянных подростками в состоянии опьянения. При сравнении двух последних лет показатель прибавился на одну единицу и по городу, и по области, на начало мая 2019 г. цифры уже сравнялись с данными за целый месяц 2017 г., что, конечно же, настораживает;

- отдельного внимания заслуживает категория преступных групп, где несовершеннолетние совместно со взрослыми преступают закон в своих действиях. При сопоставлении мая 2017 г. и 2018 г. можно отметить небольшой спад подобных преступлений по городу (с 13 до 8) и рост по области (с 24 до 26). Что же касается первой недели мая 2019 г., то данные показывают тенденцию роста - по городу показатель уже сравнялся с 2017 г. (13) и по области - 25;

- количество преступлений, совершённых подростками, которые ранее уже нарушали закон и были привлечены к административной или уголовной ответственности, за последние три года несколько уменьшилось. Это даёт право предположить, что такие несовершеннолетние имеют шанс на исправление и рефлексия после содеянного противозаконного поступка или нарушения была проведена успешно. То же самое можно предположить, анализируя статистические данные о несовершеннолетних лицах, стоящих на учёте в ПДН. Однако всё же по области на начало мая 2019 г. прослеживается тенденция роста относительно того же периода в 2018 г.4.

Динамика преступлений, совершенных несовершеннолетними, за 2018 г. по г. Пензе и Пензенской области представлена в табл. 2.

Таблица 2

Динамика преступлений, совершенных несовершеннолетними (по г. Пензе и Пензенской области), 2018 г.

Месяц 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

По городу 6 12 17 27 35 46 56 61 69 72 78 10

По области 12 21 41 63 73 10 12 13 15 16 18 22

3 Статистика и аналитика / Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. — URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 15.04.2019).

4 Статистика и анализ / Официальный сайт УМВД России по Пензенской области. — URL: https://58.мвд.рф/ Dejatelnost/текущая-деятельность/Rezultati_operativno_sluzhebnoj_dejateln (дата обращения: 15.04.2019).

Анализ статистических данных показывает резкие скачки роста преступлений среди несовершеннолетних в летние месяцы, однако больший рост отмечается в ноябре и декабре (по городу - с 78 до 107, по области с 183 до 225).

Таблица и график динамики преступлений, совершенных несовершеннолетними, за 2019 г. (январь-май) на 08.05.2019 г. не так ярко демонстрируют изменение состояния исследуемой проблемы. Однако всё же можно проследить тенденцию роста преступлений: в среднем за месяц по городу составляет 3-7 единиц, по области - порядка 12. Данные представлены на рис.1. и в табл. 3. Учитывая, что анализируются данные лишь за 5 месяцев, такой вывод не может быть утешительным.

Таблица 3

Количественные показатели преступлений, совершенных несовершеннолетними, за 2019 г. (январь-май)

Месяц 1 2 3 4 5

По городу 8 11 16 23 23

По области 17 29 51 62 62

Рис. 1. Динамика преступлений, совершенных несовершеннолетними, за 2019 год (январь-май).

В рамках исследуемой проблемы проведено социологическое исследование, охватившее порядка 105 несовершеннолетних учащихся общеобразовательных учреждений Октябрьского района г. Пензы, что позволило оценить мнение самих подростков и их видение проблемы «Профилактики преступлений среди несовершеннолетних». Данные представлены в табл. 4.

Таблица 4

Возрастная выборка респондентов - 6-11 классы (12-18 лет).

Возраст 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет 18 лет

Количество респондентов 20 25 15 13 9 17 6

Анализ проведенных исследований позволяет сделать вывод о том, что проработка этой проблемы и поиск путей её решения не могут быть только теоретическими или основываться лишь на взглядах определённых служб и взрослого контингента людей. Для тщательного и глубокого исследования проблемы, обусловленной причинами детской преступности, необходимо в обязательном порядке выяснить мнение самих несовершеннолетних, пусть даже не проблемных и не состоящих в «группе риска». Поскольку именно они могут видеть проблему со своей точки зрения, а указанные выше категории «риска» так или иначе порой бывают более понятны их сверстникам, нежели любому другому, но взрослому человеку.

Для этого учащимся представили ряд следующих вопросов.

1. Как Вы считаете, чем отличается преступление от правонарушения?

Анализ рассуждений подростков о различии между правонарушением и

преступлением породил любопытное наблюдение. Практически все 12-летние респонденты не справились с вопросом, вовсе проигнорировав его. Лишь 3 человека попытались ответить и выдвинули предположение - преступление серьёзнее правонарушения, за первое сажают в тюрьму, за второе назначают штраф. Все остальные респонденты с 13 до 18 лет выделяли не только форму и объём наказания, но и старались отобразить специфику того и другого вида нарушения порядка и закона. Так, к примеру, среди 13-летних подростков встречались мнения: «правонарушение - это мелкое нарушение правил, неопасное для здоровья и жизни других людей, а преступления - это действия, которые могут подвергнуть опасности чью-то жизнь»; «преступление совершается осмысленно, а правонарушение - преступление грани закона людьми порой случайно». В то время как в ответах старших подростков звучит более зрелая мысль: «правонарушение - деяние, направленное на нарушение общественного порядка, преступление - один из видов правонарушения, ответственность за которое стоит перед УК РФ».

2. С какого возраста можно привлечь к уголовной ответственности?

Предполагалось, что такой вопрос лишний раз заставит задуматься молодое

поколение о своей ответственности за каждый свой поступок, о соблюдении дисциплины, об уважении закона и окружающих людей.

11,40% 2,80%

112 лет ■ 14 лет ■ 16 лет 18 лет

Рис. 2. Количественные показатели ответов респондентов по вопросу № 2.

Из рис. 2 видно, что абсолютное большинство подростков, а именно 74,4% опрошенных, считает, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.

3. Как Вы думаете, в чём причина такого явления как «детская преступность»?

При этом предлагались следующие варианты ответов:

- малое внимание в семье со стороны близких;

- плохой пример родителей;

- недостаточная работа школы с трудными подростками;

- недостаточная работа полиции, социальных служб по профилактике преступлений;

- результат влияния телевидения и Интернета;

- падение нравственности в обществе;

- слабая психика, поддающаяся внешним негативным факторам;

- свой вариант.

Отвечая на данный вопрос, подростки могли выбрать несколько вариантов ответа и даже предложить свой. Такой формат был выбран не случайно, чтобы не ограничивать видение детей и дать свободу размышлениям о проблеме.

Проанализировав результаты ответов, были определены три категории причин, которые, по мнению подростков, являются самыми вескими и опасными для зарождения и развития криминальных склонностей в детском возрасте.

Рис. 3. Количественные показатели ответов респондентов по вопросу № 3.

Так, несовершеннолетними были особо выделены варианты ответов № 1 «малое внимание в семье со стороны близких» (73 ответа), № 7 «слабая психика, поддающаяся внешним негативным факторам» (63 ответа) и № 2 «плохой пример родителей» (57 ответов). Отметим, что чем старше респондент, тем чаще в анкете встречаются ответы № 5 «результат влияния ТВ и сети Интернет» и № 6 «падение нравственности в обществе».

4. Что, по Вашему мнению, поможет эффективно снизить риск развития детской преступности?

- профилактические рейды по проблемным семьям;

- тематические лекции и викторины;

- экскурсии в подразделения правоохранительных органов;

- проведение конкурса «Юный страж порядка»;

- создание в школе группы социально активных и ответственных учеников в рамках Министерства внутренних дел для шефства над трудными подростками;

- свой вариант.

В данном вопросе детям было предложено подумать о тех мерах, которые могли бы помочь снизить уровень преступности среди несовершеннолетних или совсем её искоренить в нашем обществе.

Анализ представленных ответов мало удивил и ярко продемонстрировал мнение учащихся, из которых 75 ответов было отдано в пользу варианта № 1 «профилактические рейды по проблемным семьям». Среди своих вариантов решения проблемы: «ужесточить наказания за содеянные преступления», «понизить возраст наступления уголовной ответственности до 12 лет», вплоть до категоричных точек зрения.

1 2 3 4 5

Рис. 4. Количественные показатели ответов респондентов по вопросу №4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ результатов проведенного опроса возвращает к проблеме, сконцентрированной в очередной раз в вопросе: какие же меры необходимо предпринимать для повышения эффективности профилактики и борьбы с преступлениями среди несовершеннолетних-учащихся и кто должен, в первую очередь, этим заниматься?

К настоящему моменту основной центр тяжести правоохранительной деятельности по профилактике и пресечению правонарушений несовершеннолетних определён в сторону органов внутренних дел, поскольку все они и подразделения по делам несовершеннолетних в частности, являются замыкающим звеном в длинной цепи субъектов государственной профилактики безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших восемнадцати лет. Деятельность сотрудников полиции регламентируется положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»5, Федерального закона от 24 июня 1999 г № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет-них»6, в которых раскрываются цели, направления, принципы и виды профилактики правонарушений.

Практически все службы органов внутренних дел являются субъектами профилактической работы с несовершеннолетними и молодёжью: патрульно-постовая служба, дежурная часть, уголовный розыск, следствие, дознание, участковые уполномоченные полиции, инспекторы по работе с несовершеннолетними, инспекторы дорожного движения, конвойные службы и др. Вся профилактическая работа в органах внутренних дел является специальной, поскольку она предназначена для воздействия непосредственно на субъект, способный или совершивший правонарушение, а также на факторы, определяющие преступность [5].

Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» очень подробно раскрывает меры общей и индивидуальной профилактики, определяя формы воздействия участкового уполномоченного на граждан и его права и обязанности7. Анализируя деятельность участкового уполномоченного полиции, можно выделить следующие основные формы профилактической работы среди несовершеннолетних: регулярные обходы вверенного ему участка, проверка общественных мест, где чаще всего

5 О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № З-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 28.07.2019).

6 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 т. № 120-ФЗ / ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). — URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 28.04.2019).

7 Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. № 1166 / ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). — URL: https://base.garant.ru/70344228/ (дата обращения: 10.05.2019).

происходят правонарушения и совершаются преступления (к ним относятся подъезды, чердаки и подвалы, подлежащие сносу строения, места скопления молодёжи), проверка лиц, ранее совершавших противоправные деяния. Работа проводится в тесном контакте с администрацией образовательных учреждений Министерства просвещения РФ в форме занятий по основам права, родительских собраний с участием участкового уполномоченного. Оказывается содействие и помощь общественным объединениям правоохранительной направленности в рамках обеспечения процесса ранней профилактики делинквентного поведения.

Под «делинквентным поведением» понимается такое противоправное поведение несовершеннолетних, которое внешне сходно или объективно соответствует правонарушениям, описанным в административном и уголовном законодательстве, однако их действия не влекут административную или уголовную ответственность, поскольку с юридической точки зрения такие несовершеннолетние недееспособны, т.е. в отношении них не могут применяться меры юридического наказания [6].

Приоритетной формой профилактической деятельности инспекторов ПДН является индивидуальная работа с подростками и их родителями. По сущности это не только личный контакт с лицами, попавшими в поле зрения ОВД, но и тесное взаимодействие инспектора с различными государственными органами и учреждениями, общественными объединениями, в обязанности которых входит работа с подростками по профилактике противоправного поведения.

«В профилактической деятельности с конкретным человеком, - как правильно отмечает Г. А. Аванесов, - важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть легче достигнут успех» [7].

На основании анализа результатов исследований и результатов, полученных другими исследователями, представляется возможным сформулировать проекты предложений по решению проблемы детской преступности:

1) Для оптимизации и повышения эффективности работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел комплектовать их сотрудниками, владеющими навыками работы с детьми и знаниями в области юридической педагогики. Представляется, что такие сотрудники будут универсально подготовлены и педагогически, и юридически, что позволит влиять на формирование правовой культуры подростков.

2) Необходимо исключить факты привлечения инспекторов ПДН к такой деятельности, которая не связана с их основными функциями. Поскольку сильная занятость, объём и специфика работы с подростками требует разработки особых методик (по сущности персональных), соответственно - много времени, сил и погружённости в проблему.

3) Чаще приглашать сотрудников ПДН не только в школы, но и библиотеки и другие места культурного и образовательного время провождения подростков для совместных мероприятий. В частности, проведение подобных мероприятий практикуется и даёт положительные результаты. Например, на уроке литературы в 7 классе при изучении рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник» проводился импровизированный суд над крестьянином - главным героем текста. Класс делился на две части - сторона обвинения и сторона защиты. По завершению прений сторон судья (один из учеников) выносил «приговор», в конце урока инспектор ПДН, как независимый эксперт и гость, высказал своё мнение о работе ребят, отметил, кто из детей был наиболее убедителен, просветил подростков в области юриспруденции. С учениками младших классов вместе с сотрудниками Пензенской областной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова в летние каникулы учащихся, пребывающих в пришкольных лагерях, была организована интеллектуальная игра «Правила безопасного поведения».

4) Положительный эффект оказывает организация волонтёрского движения по реализации и защите законных интересов и прав граждан, в которое необходимо включать не только совершеннолетних граждан, но и позитивно настроенных, мотивированных и социально подкованных школьников8. В качестве примера можно привести участие школьников, студентов и преподавателей в таких юридических и экологических акциях, как «Скажи нет наркотикам», «День Суры» и других, проводимых Пензенским региональным отделением «Ассоциации юристов России» и Пензенским региональным отделением Российского географического общества.

5) Разработать и ввести в действие «Кодекс поведения сотрудников органов внутренних дел по работе с несовершеннолетними лицами».

6) Сделать ежегодным проведение конкурса внутри общеобразовательных учреждений «Юный страж порядка» по возрастным категориям 1-4 классы, 5-9 классы, 9-11 классы. Участвуя в конкурсе, дети могли бы не только примерить форму сотрудников правоохранительных органов, но и попробовать себя в знаниях норм права, порешать ситуационные задачи, преодолеть тематическую полосу препятствий.

7) Для более полного изучения личности в школах вести специально разработанные карточки с 1 по 11 классы, которые помогут прослеживать состояние интересов ребёнка на протяжении 11 лет, изменения в поведении и прогнозировать возникновение у него противоправных замыслов. Данными карточками могут заниматься и пользоваться классные руководители, психологи, инспекторы ПДН.

8) Необходимо усилить профилактическую работу с родителями, дети которых попадают в поле зрения правоохранительных органов, предполагающую, в том числе и обучение родителей основам педагогики и правовых знаний, религиозно-этническое просвещение с учётом интересов всех конфессий, их обязательное совместное с детьми участие в различных общественных мероприятиях, проводимых образовательными учреждениями.

Анализ проведенных исследований показывает, что для решения проблемы профилактики преступлений среди несовершеннолетних необходима сплочённая и единая работа всех структур нашего социума, где каждая будет дополнять и помогать другой.

Очевидным является и тот факт, что пока ещё остаётся слабой духовная составляющая профилактической работы. Самым главным объектом профилактического направления является, на наш взгляд, работа с институтом семьи. Интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками. И бесспорным является утверждение, что спасение молодого поколения -это спасение всего общества и человечества! Именно такая формула и приведёт наш социум к гармоничной и мирной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахъядов Э. С. Отечественный и зарубежный опыт профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Э. С. Ахъядов // Молодой учёный. — 2016. — № 2 (106). — С.658-662.

8 О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»: Указ Президента РФ от 29 октября 2015 г. № 536 / ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). — URL: https: / / www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71132734/ (дата обращения: 10.05.2019).

2. Фалькович Т. А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях : 8-11 классы : виды кризисных ситуаций, профилактические и тренин-говые мероприятия, индивидуальные и групповые формы работы, диагностика, анкетирование, тестирование / И. В. Фалькович, Н. С. Толстоухова, Н. В. Высоцкая. — Москва : ВАКО, 2008. — 254 с.

3. Антонян Ю. М. Личность несовершеннолетнего преступника / Ю. М. Антонян // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. — 2013. — № 2 (26). — С. 3-9.

4. Ишонина А. С. Причины преступности среди несовершеннолетних и проблемы предупреждения (на примере Пензенской области) / А. С. Ишонина // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. — № 2. — 2016. — С. 24. — URL: http://www.apriori-journal.ru/ seria1/2-2016/Ishonina.pdf. — Дата публикации: 19.03.2016.

5. Зиядова Д. З. Органы внутренних дел как субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних: проблемы и некоторые пути совершенствования /Д. З. Зиядова / /Российский следователь — 2005. — № 4. — С. 37-38.

6. Чуносов М. А. Теоретический анализ категории «делинквентное поведение» / М. А. Чуносов // Вестник академии знаний. — 2013. — № 4 (7). — С. 154-158.

7. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика / Г. А. Аванесов. — Москва : 1980. — 526 с.

REFERENCES

1. Akh"iadov E. S. Domestic and foreign experience in the prevention of neglect and juvenile delinquency. Molodoi uchenyi = The Young Scientist, 2016, no. 2 (106), pp. 658-662 (in Russian).

2. Fal'kovich T. A., Tolstoukhova N. S., Vysotskaia N. V. Podrostki XXI veka. Psikhologo-pedagogicheskaia rabota v krizis-nykh situatsiiakh: 8-11 klassy: vidy krizisnykh situatsii, profil-akticheskie i treningovye meropriiatiia, individual'nye i gruppovye formy raboty, diagnostika, an-ketirovanie, testirovanie [Teenagers of the 21st century. Psychological and pedagogical work in crisis situations: grades 8-11: types of crisis situations, preventive and training measures, individual and group forms of work, diagnostics, questionnaires, testing]. Moscow, VAKO Publ., 2008, 254 p.

3. Antonian Iu. M Identity of the juvenile offender. Vestnik Vserossiiskogo instituta pov-ysheniia kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii = Bulletin of the Advanced Training Institute of the MIA of Russia, 2013, no. 2 (26), pp. 3-9 (in Russian).

4. Ishonina A. S. The crime reasons among minors and the problem of the prevention (on the example of the Penza region). APRIORI. Seriia: Gumanitarnye nauki = APRIORI. Series: Humanities, 2016, no. 2, p. 24 (in Russian). Available at: http://www.apriori-journal.ru/seria1/2-2016/I shonina. pdf.

5. Ziiadova D. Z. Internal affairs bodies as subjects of prevention of juvenile delinquency: problems and some ways to improve. Rossiiskii sledovatel' = Russian Investigator, 2005, no. 4, pp. 37-38 (in Russian).

6. Chunosov M. A. Theoretical analysis of the category "delinquent behaviour". Vestnik akademii znanii = Bulletin of the academy of knowledge, 2013, no. 4 (7), pp. 154-158 (in Russian).

7. Avanesov G. A. Kriminologiia i sotsial'naia profilaktika [Criminology and social prevention]. Moscow, 1980, 526 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Свечников Николай Иванович — заведующий кафедрой правоохранительной деятельности Юридического института Пензенского государственного университета, кандидат технических наук, кандидат юридических наук, доцент, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация; nikols1558@ yandex.ru.

Носова Мария Игоревна — учитель муниципального автономного общеобразовательного учреждения многопрофильной гимназии № 13 г. Пензы, 440062, г. Пенза, проспект Строителей 52а, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Svechnikov Nikolay I. — Head of Department of Law Enforcement, Law Institute, Penza State University, Candidate of Technical Sciences, Candidate of Law, Associate Professor, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Nosova Mariya I. — Teacher in the gymnasium №13 of the city of Penza, 52a Stroiteley Avenue, Penza, 440062, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Свечников Н. И. Профилактика преступлений несовершеннолетних - составная часть деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и образовательных учреждений (на примере Пензенской области) / Н. И. Свечников, М. И. Носова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2019. — Т. 7, № 3 (27). — С. 92-103.— URL: http://esj.pnzgu.ru.

FOR CITATION

Svechnikov N. I., Nosova M. I. Prevention of crimes of minors as a component of the political activity and educational institutions (on the example of Penza region). Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2019, vol. 7, no. 3, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.