Научная статья на тему 'Индивидуальная профилактическая работа подразделений по делам несовершеннолетних как административно-правовой способ защиты прав ребенка'

Индивидуальная профилактическая работа подразделений по делам несовершеннолетних как административно-правовой способ защиты прав ребенка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2497
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / INDIVIDUAL SCHEDULED MAINTENANCE / РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА / EARLY PREVENTION / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / OFFENSES / ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА / PROTECTION OF THE RIGHTS OF THE CHILD / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LAW-ENFORCEMENT BODIES / DIVISIONS FOR MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павлова Людмила Владимировна

Рассмотрены вопросы, касающиеся организации индивидуальной профилактической работы подразделениями по делам несовершеннолетних в качестве административно-правового способа защиты прав ребенка; проанализированы правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с индивидуальной профилактикой антиобщественного образа жизни детей, безнадзорности и беспризорности, следствием которых является совершение ими правонарушений. Внесены аргументированные предложения по совершенствованию исследуемого законодательства. Предложено внести в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «ранняя профилактика». В Законе, по сути, регулируются отношения по профилактике антиобщественного образа жизни несовершеннолетних. В связи с этим необходимы меры ранней профилактики, направленные на недопустимость изменения образа жизни детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Павлова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PREVENTIVE MAINTENANCE BY JUVENILE CASE DEPARTMENTS AS AN ADMINISTRATIVE AND LEGAL WAY OF THE CHILD’S RIGHTS PROTECTION

The questions of the organization of individual preventive maintenance by juvenile case departments as an administrative and legal way of the child’s rights protection are considered; the legal norms regulating the public relations connected with individual prevention of an antisocial way of children’s life, neglect and homelessnesses which cause committing crimes are analysed. The suggestions for improvement of the studied legislation are made. It is offered to add to the Federal law of June 24, 1999 No. 120 "About bases of prevention system of neglect and offenses of minors" the term "early prevention". The law regulates actually the prevention of an antisocial way of minors’ life. That’s why the measures of early prevention directed to inadmissibility of children’s life change are necessary.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная профилактическая работа подразделений по делам несовершеннолетних как административно-правовой способ защиты прав ребенка»

УДК342.55

ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА ПАВЛОВА, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: lyupavlova@yandex.ru

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА

Реферат: рассмотрены вопросы, касающиеся организации индивидуальной профилактической работы подразделениями по делам несовершеннолетних в качестве административно-правового способа защиты прав ребенка; проанализированы правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с индивидуальной профилактикой антиобщественного образа жизни детей, безнадзорности и беспризорности, следствием которых является совершение ими правонарушений. Внесены аргументированные предложения по совершенствованию исследуемого законодательства. Предложено внести в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «ранняя профилактика». В Законе, по сути, регулируются отношения по профилактике антиобщественного образа жизни несовершеннолетних. В связи с этим необходимы меры ранней профилактики, направленные на недопустимость изменения образа жизни детей.

Ключевые слова: индивидуальная профилактическая работа, ранняя профилактика, подразделения по делам несовершеннолетних, правонарушения, защита прав ребенка, органы внутренних дел.

LYUDMILA VLADIMIROVNA PAVLOVA, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: lyupavlova@yandex.ru

INDIVIDUAL PREVENTIVE MAINTENANCE BY JUVENILE CASE DEPARTMENTS AS AN ADMINISTRATIVE AND LEGAL WAY OF THE CHILD'S RIGHTS PROTECTION

Abstract: the questions of the organization of individual preventive maintenance by juvenile case departments as an administrative and legal way of the child's rights protection are considered; the legal norms regulating the public relations connected with individual prevention of an antisocial way of children's life, neglect and homelessnesses which cause committing crimes are analysed. The suggestions for improvement of the studied legislation are made. It is offered to add to the Federal law of June 24, 1999 No. 120 "About bases of prevention system of neglect and offenses of minors" the term "early prevention". The law regulates actually the prevention of an antisocial way of minors' life. That's why the measures of early prevention directed to inadmissibility of children's life change are necessary.

Keywords: individual scheduled maintenance, early prevention, divisions for minors, offenses, protection of the rights of the child, law-enforcement bodies.

Работа подразделений по делам несовершеннолетних, осуществляющих функции государственного управления в сфере защиты прав ребенка, составляет часть административно-правового механизма профилактики антиобщественного образа жизни детей, следствием которого является совершение ими правонарушений.

Одна из форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - индивидуальная профилактическая работа, легальное определение которой закреплено в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее -ФЗ № 120 1999 г.), а именно это деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Субъекты, которые обязаны проводить индивидуальную профилактику, определены в ФЗ № 120 1999 г. Одним из субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющих большой объем индивидуальной

© Павлова Л. В., 2017 © Pavlova L. V., 2017

Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12(1-4), № 4. С. 368-537

профилактической работы, являются органы внутренних дел (ст. 20 ФЗ № 120 1999 г.), среди которых ведущими являются подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (ст. 21 ФЗ № 120 1999 г.) (далее - ПДН). Из многочисленных функций ПДН особенно выделяются две. Прежде всего это проведение индивидуальной профилактической работы с теми несовершеннолетними, которые не только находятся в трудной жизненной ситуации, но и представляют опасность для общества. К таковым Закон (подп. 4-14 п. 1 ст. 5 ФЗ № 120 1999 г.) относит несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества; совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; освобожденных от уголовной ответственности или не подлежащих ей по разным основаниям; обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. К компетенции ПДН также относится профилактика рецидивной преступности: эти органы должны работать с несовершеннолетними, освобожденными от отбывания наказания или получившими отсрочку отбывания наказания или исполнения приговора по разным основаниям; освобожденных от наказания за совершение преступления с применением принудительных мер воспитательного воздействия; осужденных условно или осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы; освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы или вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в них допускали нарушения режима и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации. Кроме того, ПДН обязаны проводить работу с родителями или законными представителями, не исполняющими своих обязанностей по воспитанию детей.

Особенно сложно осуществлять такую работу на объектах железнодорожного транспорта. Проведение индивидуальных профилактических мероприятий подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на транспорте (далее - ПДН ОВД на транспорте) сопряжено с определенными трудностями, поскольку выявление подростков, склонных к ведению антиобщественного образа жизни и совершению правонарушений на объектах транспорта и представляющих оперативный интерес, приходится осуществлять не только в зоне обслуживания

транспортной полиции, но и на территории, закрепленной за ОВД, не обслуживающими объекты транспорта [1, с. 179]. Места проживания и учебы этих лиц, как правило, находятся на значительном удалении от объектов транспорта и, следовательно, от ОВД на транспорте. В связи с этим наличие тесных контактов органов транспортной полиции с территориальными органами внутренних дел и оказание взаимной помощи является непременным условием успешного проведения мероприятий по выявлению лиц, склонных к совершению правонарушений.

Для более эффективного выявления таких лиц под постоянным наблюдением ПДН ОВД на транспорте должны находиться железнодорожные вокзалы, станции, перроны, строительно-монтажные поезда, локомотивные парки, товарные дворы, а также лица, которые систематически посещают данные объекты транспорта с целью совершения правонарушений. Несовершеннолетние, от которых можно ожидать совершения преступления, - это в основном те, кто ведет антиобщественный образ жизни, а также имеет связи с ранее судимыми и не вставшими на путь исправления [2, с. 160].

Характер и содержание индивидуальных профилактических мероприятий определяется исходя из особенностей лица, с которым проводится данная работа. Следует согласиться с Н. И. Ветровым, который отмечает, что «правонарушения связаны с индивидуальным поведением людей и их реальным образом жизни. Отсюда знание особенностей индивидуального образа жизни лиц, совершающих правонарушения, позволяет избрать в рамках закона наиболее эффективные меры и средства общей и индивидуальной профилактики» [3, с. 86]. Прежде всего принимается во внимание отношение несовершеннолетнего к общественно полезному труду, поведение в быту и учебном учреждении, привычки и наклонности, культурное и интеллектуальное развитие, уровень жизни, а также дружеские связи и другие обстоятельства.

Одной из основных причин совершения детьми правонарушений, занятия бродяжничеством и попрошайничеством остается неблагополучие в семьях: психическое и физическое насилие, применение недопустимых приемов воспитания, унижение человеческого достоинства ребенка имеют место в семьях, школах, детских домах и интернатах. Практика показывает, что в процессе расследования основной массы уголовных дел в отношении несовершеннолетних не всегда опрашиваются соседи, сверстники и одноклассники, педагоги и медицинские работники для выявления фактов неисполнения родителями своих обязанностей по

содержанию и воспитанию детей, а также жестокого обращения с детьми. Индивидуально-профилактическая работа должна проводиться в тесном взаимодействии транспортных и территориальных подразделений полиции по делам несовершеннолетних, особенно тогда, когда речь идет о выявлении взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений и преступлений на транспорте. Такое взаимодействие крайне важно, потому что выявление, раскрытие и расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними на транспорте, проводится от начала до конца в подразделениях транспортной полиции и следствия. Процесс же исправления несовершеннолетнего правонарушителя, как мы полагаем, должен протекать и во время проведения предварительного следствия. В целях обеспечения контроля за действиями несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, не содержащихся под стражей, и своевременного принятия к ним мер воспитательного характера, а также предупреждения повторной преступности нужно обязать следователей направлять в ПДН уведомления об избрании в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей.

Полагаем, что своевременное выявление подростков, склонных к совершению правонарушений на транспорте, зависит от правильной организации взаимодействия аппаратов уголовного розыска и ПДН с аналогичными подразделениями территориальных органов внутренних дел.

Практика свидетельствует о том, что это может быть достигнуто прежде всего слаженностью в работе аппаратов уголовного розыска и подразделений по делам несовершеннолетних в самих подразделениях органов внутренних дел на транспорте. Многое зависит от умелого использования оперативно-розыскных методов выявления правонарушителей и взрослых подстрекателей, а также лиц, отрицательно влияющих на поведение подростков.

В случае выявления фактов антиобщественного образа жизни несовершеннолетнего инспектор ПДН должен активнее использовать в своей деятельности такой административно-правовой метод профилактики правонарушений, как метод убеждения, а именно проводить превентивные беседы. Особенности индивидуальной профилактической работы заключаются в том, что при выявлении лиц, представляющих оперативный интерес, их целесообразно вызвать на беседу, в ходе которой предупредить о недопустимости ведения антиобщественного образа жизни и принять соответ-

ствующие меры воздействия. С этой же целью необходимо провести беседы с родственниками, близкими, педагогами и другими лицами, имеющими возможность положительно влиять на несовершеннолетнего [4, с. 160].

Как справедливо отмечает Л. Л. Попов, «государство, устанавливая ту или иную правовую норму, нередко рассматривает применение мер убеждения к ее нарушителям как обязательное предварительное условие, подлежащее использованию прежде, чем выявится потребность применения мер государственного принуждения» [5, с. 567].

Необходимо отметить, что эффективность применения метода убеждения в профилактической деятельности напрямую зависит от уровня правовой культуры ребенка и его родителей.

Правовая культура представляет собой общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения [6, с. 29].

Соответственно определяющим методом, позволяющим сформировать осознание необходимости добровольного выполнения предписанных правил, является метод убеждения. Целью убеждения является воспитание привычки правомерного поведения, которое становится чем-то само собой разумеющимся [7, с. 162].

Выявлено, что образ жизни и поведение несовершеннолетнего правонарушителя качественно отличаются своей общественной опасностью от общепринятого образа жизни и правомерного поведения обычного подростка. Соответственно субъектам профилактики надо знать, какие особенности личности обусловливают осознанное предпочтение именно данного варианта образа жизни и поведения. Думается, что эти состояния надо обязательно фиксировать, для того чтобы понять, в каком случае возможно исправление и к каким промежуточным звеньям нужно стремиться. По нашему мнению, только в этом случае можно будет правильно оценить эффективность каждого профилактического мероприятия как средства исправления.

В ФЗ № 120 1999 г. речь идет о несовершеннолетних, уже ведущих антиобщественный образ жизни, собственно, поэтому необходимы меры раннего предупреждения, направленные на недо-

пустимость изменения образа жизни. Полагаем, что необходимо внести в ФЗ № 120 1999 г. понятие ранней профилактики антиобщественного образа жизни.

Под ранней профилактикой антиобщественного образа жизни несовершеннолетних мы предлагаем понимать целенаправленную деятельность семьи и учебных заведений, иных государственных и общественных учреждений и организаций, направленную на предупреждение возникновения риска деформации образа жизни несовершеннолетних, посредством формирования у них различных форм здорового образа жизни, правосознания, социально полезных навыков и интересов.

На наш взгляд, комплексный подход к проблемам профилактики правонарушений несовершен-

нолетних - это то, чему должно придаваться большое значение. Повышение эффективности профилактической работы среди несовершеннолетних в значительной мере зависит от совместных усилий всех субъектов профилактики. Лишь при таких условиях можно рассчитывать на получение положительных результатов проведения индивидуальной профилактической работы в качестве административно-правового способа защиты прав ребенка. Однако успех достигается в том случае, если меры индивидуальной профилактики антиобщественного образа жизни несовершеннолетних, совершающих правонарушения на железнодорожном транспорте, будут воздействовать как на личность ребенка-правонарушителя, так и на окружающую его среду.

Библиографический список

1. Павлова Л. В. Проблемы предупреждения административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2016. № 5(21). С. 178-185.

2. Павлова Л. В. Предупреждение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта (по материалам Московской железной дороги) : монография. Рязань, 2010. 178 с.

3. Ветров Н. И. Криминологическая характеристика правонарушителей молодежного возраста : учеб. пособие. М., 1981. 115 с.

4. Чистяков К. А. Некоторые вопросы профилактики преступлений и административных правонарушений, совершаемых условно осужденными // Евразийский юридический журнал. 2016. № 8(99). С. 159-160.

5. Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Административное право России : учебник. М., 2006. 752 с.

6. Павлова Л. В. О формировании новых подходов в сфере государственного регулирования правовой культуры // Формирование правовой, межэтнической, религиозной и профессиональной культуры современного специалиста: посвящается 20-летию МАЭП : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 5 февр. 2013 г.) / отв. ред. Е. В. Прысь. Рязань, 2013. С. 29-32.

7. Волков А. М., Дугенец А. С. Административное право : учебник. М., 2013. 288 с.

Литература

1. Ветров, Н. И. Криминологическая характеристика правонарушителей молодежного возраста [Текст] : учеб. пособие. - М. : Акад. МВД СССР, 1981. - 115 с.

2. Волков, А. М. Административное право [Текст] : учебник / А. М. Волков, А. С Дугенец. - М. : Форум ; ИНФРА-М, 2013.

3. Павлова, Л. В. О формировании новых подходов в сфере государственного регулирования правовой культуры [Текст] / Л. В. Павлова // Формирование правовой, межэтнической, религиозной и профессиональной культуры современного специалиста: посвящается 20-летию МАЭП : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 5 февр. 2013 г.) / отв. ред. Е. В. Прысь. - Рязань, 2013. - С. 29-32.

4. Павлова, Л. В. Предупреждение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта (по материалам Московской железной дороги) [Текст] : монография / Л. В. Павлова. - Рязань : Академия ФСИН России, 2010. - 178 с.

5. Павлова, Л. В. Проблемы предупреждения административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта [Текст] / Л. В. Павлова // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. - 2016. - № 5(21). - С. 178-185.

6. Попов, Л. Л. Административное право России [Текст] : учебник / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров. - М. : ТК Велби ; Проспект, 2006. - 752 с.

Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12(1-4), № 4. С. 368-537

7. Чистяков, К. А. Некоторые вопросы профилактики преступлений и административных правонарушений, совершаемых условно осужденными [Текст] / К. А. Чистяков // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 8(99). - С. 159-160.

References

1. Vetrov N. I. Kriminologicheskaja harakteristika pravonarushitelej molodezhnogo vozrasta [Criminological characteristic of offenders of youth age]. Moscow, Akad. MVD SSSR Publ., 1981. 115 p.

2. Volkov A. M., Dugenec A. S Administrativnoe pravo [Administrative law]. Moscow, Forum, INFRA-M Publ., 2013.

3. Pavlova L. V. O formirovanii novyh podhodov v sfere gosudarstvennogo regulirovanija pravovoj kul'tury [About formation of new approaches in the sphere of state regulation of legal culture]. Formirovanie pravovoj, mezhjetnicheskoj, religioznoj i professional'noj kul'tury sovremennogo specialista: posvjashhaetsja 20-letiju MAJeP. Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Rjazan', 5 fevr. 2013 g.) [Formation of legal, interethnic, religious and professional culture of the modern expert: it is devoted to the 20 anniversary of MAEP. Materials II of the International scientific and practical conference (Ryazan, February 5, 2013)]. Ed. by E. V. Prys. Ryazan, 2013, pp. 29-32.

4. Pavlova L. V. Preduprezhdenie pravonarushenij, sovershaemyh nesovershennoletnimi na ob#ektah zheleznodorozhnogo transporta (po materialam Moskovskoj zheleznoj dorogi) [Prevention of the offenses committed by minors on objects of railway transport (on materials of the Moscow Railway)]. Ryazan, Akademija FSIN Rossii Publ., 2010, 178 p.

5. Pavlova L. V. Problemy preduprezhdenija administrativnyh pravonarushenij, sovershaemyh nesovershennoletnimi na obektah zheleznodorozhnogo transporta [Problems of prevention of the administrative offenses committed by minors on objects of railway transport]. Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina - Bulletin of the University of O.E. Kutafin, 2016. no. 5(21), pp. 178-185.

6. Popov L. L., Migachev Ju. I., Tihomirov S. V. Administrativnoe pravo Rossii [Administrative law of Russia]. Moscow, TK Velbi, Prospekt Publ., 2006, 752 p.

7. Chistjakov K. A. Nekotorye voprosy profilaktiki prestuplenij i administrativnyh pravonarushenij, sovershaemyh uslovno osuzhdennymi [Some questions of prevention of the crimes and administrative offenses committed by conditionally condemned]. Evrazijskij juridicheskij zhurnal - Euroasian legal journal, 2016, no. 8 (99), pp. 159-160.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Павлова Людмила Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: lyupavlova@yandex.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Павлова, Л. В. Индивидуальная профилактическая работа подразделений по делам несовершеннолетних как административно-правовой способ защиты прав ребенка / Л. В. Павлова // Уголовно-исполнительное право. - 2017. - Т. 12(1-4), № 4. - С. 380-384.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Pavlova Lyudmila Vladimirovna - phd in law, associate professor, head of administrative and financial law department, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: lyupav-lova@yandex.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Pavlova L. V. Individual'naja profilakticheskaja rabota podrazdelenij po delam nesovershennoletnih kak administrativno-pravovoj sposob zashhity prav rebenka [Individual preventive maintenance by juvenile case departments as an administrative and legal way of the child's rights protection]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2017, vol. 12(1-4), no. 4, pp. 380-384.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.