Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
УДК 343.9 ББК 67
DOI 10.24412/2073-3313-2021-8-90-94
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. В статье исследованы формы обеспечения безопасности несовершеннолетних в сети Интернет, поскольку информация, содержащаяся в виртуальном пространстве, направленная на пропаганду агрессивного и суицидального поведения, наносит непоправимый вред здоровью. Авторами рассматриваются психологический и криминологический аспекты вовлечения подростков в так называемые «группы смерти», обосновывается необходимость постоянного мониторинга реальной ситуации с целью определения действующего законодательства и правоприменительной практики. Отмечается, что лишь при скоординированном взаимодействии всех заинтересованных субъектов обеспечения мер безопасности несовершеннолетних возможно в максимальной степени защитить права и законные интересы подрастающего поколения.
Ключевые слова: безопасность несовершеннолетних, подростковый суицид, информационно-телекоммуникационные сети, информация, «суицидальные группы», уголовная ответственность.
Annotation. The article examines the forms of ensuring the safety of minors on the Internet, since the information contained in the virtual space, aimed at promoting aggressive and suicidal behavior, causes irreparable harm to health. The authors consider the psychological and criminological aspects of the involvement of adolescents in the so-called «death groups» and justify the need for constant monitoring of the real situation in order to determine the current legislation and law enforcement practice. It is noted that only with the coordinated interaction of all stakeholders to ensure the safety of minors, it is possible to protect the rights and legitimate interests of the younger generation to the maximum extent.
Keywords: safety of minors, adolescent suicide, information and telecommunication networks, information, «suicidal groups», criminal responsibility.
Уголовно-правовой и криминологический аспект
Анатолий Александрович БАКАЕВ, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета — РТУ МИРЭА [email protected]
Владимир Юрьевич ТАРАСОВ, старший преподаватель кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета — РТУ МИРЭА [email protected]
Ксения Владимировна ШЕВЕЛЕВА, преподаватель кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета — РТУ МИРЭА Ksenia [email protected]
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2021
Современное общество, включая несовершеннолетних, в значительной мере испы-'^»«'•Тывает зависимость от разнообразных информационно -телекоммуникационных техноло -гий, в числе сети Интернет. Одни используют их как средства производства, другие с целью обмена информацией, третьи находят в социальных сетях нечто более значительное, чем только дополнение к реальной жизни: для них виртуальный мир начинает представлять буль-шую важность, чем родители, друзья, привычный ранее круг общения. Вместе с тем влияние, которое оказывает сеть на сознание подростков, все чаще становится неблагоприятным.
Так, в современной России самоубийства становятся довольно распространенным массовым явлением, и в последнее время усугубляется именно проблема подросткового суицида. Согласно официальной статистике, в 2020 г. в России количество самоубийств среди молодежи составило более 720 случаев1.
Уголовный закон предусматривает ответственность за совершение преступлений против жизни и здоровья, предусмотренных ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 1101 «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства», ст. 1102 «Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства» УК РФ.
К настоящему времени способы совершения данных преступлений трансформируются и все чаще совершаются с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет). В результате в последующие годы остро встала проблема растущей популярности различных маргинальных проявлений, в том числе так называемых «суицидальных групп / сообществ» в сети Интернет, где посредством психологического давления, завуалированных угроз, а также формирования псевдоидеи привлекательности смерти жертву-подростка подталкивают к совершению самоубийства.
Как правило, «группы смерти» являются инструментом управления подростками не только как способ склонить их к самоубийствам, но и всячески навязать им противоправное поведение, которое впоследствии угрожает их жизнью и здоровью.
Так, в конце февраля 2021 г. в социальных сетях «Tik Tok», «Вконтакте» и других стали распространяться видеоролики и другая информация, побуждающая пользователей к совершению ряда небезопасных для их жизни действий, в том числе и самоубийств. По состоянию на 25 фев-
раля количество просмотров данных сюжетов только в социальной сети «Т1к Ток» составило 432,8 тыс.
В связи с этим в настоящее время проводится проверка по факту возможности организации публичного распространения противоправного контента2.
Ситуация 2015 — 2018 гг., когда в стране широко распространились «группы смерти», свидетельствует о сильном влиянии интернет-контента на сознание подростков, что впоследствии привело к росту детского суицида. Наиболее знаменитыми и печально известными были такие «группы смерти», как «Разбуди меня в 4:20», «Море китов», «Г57», «Тихий дом» и др. «Мы насчитали 130 (!) суицидов подростков (детей), случившихся в России с ноября 2015-го по апрель 2016 г., почти все они были членами одних и тех же групп в Интернете», говорилось в статье Г. Мурсалиевой, опубликованной на сайте «Новой газеты»3.
Частью представленных интернет-сообществ стали видеоролики со сценами самоубийства, где подробно описывались способы их совершения. В комментариях под интернет-постами активно обсуждались различные истории самоубийств среди подростков, иногда и с целью героизации подростков, которые уже поддались влиянию представленного контента.
Например, в интернет-пространстве популярным в то время стал образ девушки, известной под «никнеймом» «Ня.Пока». 23 ноября 2015 г. фотография 16-летней девушки с отсеченной головой (жертва легла под поезд на железнодорожное полотно) распространилась среди пользователей социальных сетей, где, по сути, чудовищный поступок девушки преподносился как некий героизм с целью идеализации подростками, служа некоторым примером4. В настоящее время около 50% перечисленных групп до сих пор функционируют в социальных сетях, включая мессенджеры и страницы «теневого Интернета».
Таким образом, детям и подросткам навязываются опасные представления:
■ о суицидальных течениях, построенных на основе идеологии сатанизма, а также идеализации смерти и загробной жизни;
■ о депрессивных и панических идеях;
■ о несерьезном отношении к смерти;
■ о бесцельности земного существования;
■ о привлекательности медийных персонажей, так или иначе восхваляющих суицидальные настроения, и т. д.5.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2021
Между тем в 2017 г. распространение вышеописанных групп вышло за пределы нашей страны. Интернет-квест «Синий Кит», чье название уже стало в настоящее время нарицательным, наибольшую популярность приобрел как в странах ближнего зарубежья (Беларусь, Казахстан, Украина), так и дальнего зарубежья. О проблеме, возникшей в русскоязычном Интернете, заговорили журналисты таких стран, как Великобритания, Испания, Италия, Германия, США, Китай и др. Разрастание географии случаев подросткового суицида заставило правительства многих стран активно реагировать на подобные проявления, позволив предупредить рост суицида среди подростков.
Однако сформировавшаяся неблагоприятная суицидальная обстановка, в которой продолжает пребывать наша страна (о чем свидетельствуют приведенные ранее данные официальной статистики), убеждает в необходимости обращения к дополнительным возможностям российского уголовного права и криминологии с целью пресечения подобных деяний.
Э. Берн в книге «Люди, которые играют в игры» дает определение жизненного сценария личности.
«Сценарий — это постоянно действующий жизненный план, созданный в детстве под воздействием родителей. Это психологическая сила, подталкивающая человека к его судьбе, независимо от того, сопротивляется ли он или подчиняется добровольно»6. Вследствие осознанного или неосознанного принятия жизненного сценария человек приобретает и развивает качества собственной личности, а его жизнь обретает характер «успешной», «трагической» и «банальной».
По мысли Э. Берна, сценарии обычно «основаны на детских иллюзиях, которые могут сохраниться на всю жизнь; но наиболее чувствительные, восприимчивые и умные люди развеивают эти иллюзии одну за другой, что приводит к разнообразным жизненным кризисам».
Родители играют основополагающую роль в формировании жизненного сценария ребенка. Они настраивают ребенка на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии, формируют стереотипы мышления и т.д. Родители выстраивают систему жестких стандартов, которым обязан соответствовать их ребенок. Подобный груз сценарных предписаний является непосильным и бременем ложится на плечи детей. Страх не оправдать ожидания дорогих людей, гонка за успехом, да и собствен-
ные высокие притязания создают напряжение, страх, гнетущую тревогу. Интернет-пространство в большей степени играет роль катализатора уже запущенных процессов жизненного сценария.
Крайне уязвимой группой в части вредного влияния посторонних на неокрепшее сознание и начатое формирование личности являются дети и несовершеннолетние. Современное информационное общество не в состоянии контролировать разнородные потоки информации в сети Интернет. Возраст, в котором человек начинает знакомиться с информационными системами, становится моложе, отсутствует культура поведения в виртуальном пространстве; в связи с этим возникает серьезная проблема обеспечения безопасности несовершеннолетних.
Особый интерес вызывает исследование, проведенное группой антропологов РАНХиГС в рамках изучения актуального фольклора под названием «Группы смерти: от игры к моральной панике», которое выявило ряд важных особенностей, связанных с аутоагрессивным поведением несовершеннолетних. Так, в приведенном исследовании рассматривается явление «моральной паники»7. Верным признаком «моральной паники» является создание образа могущественного и всесильного врага, который подтачивает основы социальной группы или сообщества. В этом случае реальная и несуществующая группа воспринимается как угроза для сообщества и провоцирует агрессию к любым относящимся к ней объектам.
В качестве причины возникавших в прошлом эпизодов «моральной паники» можно выделить накопленные и неразрешенные проблемы самого общества. Проблемы решались путем изгнания, осуждения и казни лиц, якобы ответственных в неудачах общества тех лет. Например, геноцид евреев в нацистской Германии, период репрессий в СССР, борьба с коммунизмом в США. Что же заставляет несовершеннолетнего обращаться к «группам смерти»? Как моральная паника способствует такому процессу?
Известный венский ученый доктор Зигмунд Фрейд, являющийся одним из наиболее видных психологов ХХ в., говорил, что в «основе всех наших поступков лежат два мотива — сексуальное влечение и желание стать великим»8.
Для несовершеннолетнего на этапе взросления наибольшую важность представляет «желание стать великим (значимым) и сексуальная мотивация». С ростом социальных запретов вокруг «групп смерти» формируется ореол запре-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2021
щенности, что стимулирует несовершеннолетнего примкнуть к этой группе с целью повысить свой авторитет среди ровесников. Запреты по отношению к этой возрастной группе воспринимаются ее участниками в качестве вызова. Нарушение запрета воспринимается большинством участников демонстрацией личной смелости нарушителя, автоматически привлекая внимание и заинтересованность группы. Нарушитель проходит своего рода «инициацию», затем занимает в группе привилегированное место и приобретает симпатию участников группы.
Таким образом, социальные запреты, распространенные при помощи СМИ и родителей в среде несовершеннолетних, приобретают у последних все большую популярность и внутри-групповое сакральное значение.
Еще в 2017 г., глава МВД России В.А. Колокольцев заявил: «Текущая ситуация требует наращивания усилий. Особое беспокойство вызывают так называемые «группы смерти. Только в этом году их включено в Реестр более шестнадцати тысяч»9.
Следствием этого стало подписание Президентом Российской Федерации В. В. Путиным Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» от 7 июня 2017 г. № 120-ФЗ10.
В соответствии с этим Законом вводится уголовная ответственность за такие деяния, как склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства (ст. 1101 УК РФ); организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства (ст. 1102 УК РФ); вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего (ст. 1512 УК РФ).
Однако с 2017 г. количество осужденных по данным статьям, в соответствии со статистикой, не превышает 20 человек11. Безусловно, количество сообществ явно превышает количество осужденных лиц, способных организовать соответствующую деятельность, а также заниматься «раскруткой» интернет-страниц «смерти». Такое обстоятельство свидетельствует о законодательных пробелах в борьбе с преступлениями против несовершеннолетних.
Мерами борьбы с подобным явлением могут оказаться:
Во-первых, необходимое и всестороннее развитие культуры поведения в сети Интернет, а именно, составление наиболее объективных представлений о должном поведении с указанием на ошибочность самоидентификации несовершеннолетнего по средствам сети, за исключением трудовых возможностей. Такая информация должна найти свое отражение и в действующем законодательстве. Могут быть предложены дополнения в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»12 с целью распространительного толкования закрепленных положений.
Во-вторых, существенным шагом в этом направлении является новая редакция ст. 5.61 КоАП РФ от 30 декабря 2020 г., где рассматривается «оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации либо совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет»13.
В-третъих, необходимо проведение качественной профилактической работы по выявлению семей, не исполняющих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей, отрицательно влияющих на их поведение, включая неконтролируемое времяпрепровождение в сети Интернет, в связи с чем предлагается создание специализированных общественных организаций, уполномоченных выполнять вышеуказанные функции.
В-четвертых, при обнаружении девиаций следует обращаться к профессиональным психологам с целью коррекции поведения и улучшения качества жизни личности. В качестве методов профилактики аутоагрессивного поведения несовершеннолетнего можно избрать геш-тальт и когнитивную психотерапию. Указанные методики способствуют стабилизации несовершеннолетнего и побуждают к отказу от ошибочного мышления, при котором лицо обвиняет себя в каждой ошибке или неудачном стечении обстоятельств. Когда несовершеннолетний почувствует себя уверенней и осознает ошибочность критического мышления к себе, можно снизить количество психотерапевтических сессий к психологу и дать возможность несовершеннолетнему самостоятельно адаптироваться и искать свой путь в жизни.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2021
В-пятых, авторами статьи сделан вывод о том, что в ст. 1102 УК РФ «Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства» неверно определен объект преступления. По нашему мнению, объектом данного преступления является здоровье населения и общественная нравственность, так как деяния, попадающие под уголовно-правовую норму, направлены не на конкретное лицо, а на индивидуально неопределенный круг лиц.
В результате жертвами преступления становятся не только подростки, совершившие суицид под влиянием организованной интернет-деятельности, но и «случайные» пользователи, внимание которых может привлечь, по различным причинам, контент, выдаваемый организаторами данных сообществ в сети.
Вызывает сомнение также и система уголовных наказаний за совершение перечисленных деяний с использованием информационно-телекоммуникационных систем. Представляется возможным существенно ужесточить сроки наказаний в виде лишения свободы путем поднятия нижнего и верхних пределов. Именно такой серьезный подход, по нашему мнению, способен предупредить совершение преступлений, связанных с самоубийствами молодежи.
1 ЕМИСС. Государственная статистика // https:// fedstat.ru/indicator/58547 / (Дата обращения: 07.03.2021)
2 Офиц. сайт Следственного комитета РФ // Новости — Следственный комитет Российской Федерации (sledcom.ru) (Дата обращения: 22.04.2021)
3 Мурсалиева Г. Группы смерти // Новая газета. 2016. 16 мая;
4 Там же.
5 Бакаев A.A., Гудзенко М.И., Сергеева C.B., Орлова С.М., Журавлева О.В., Рогов B.A. Методические рекомендации «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и негативных явлений в молодежной среде»: Метод. пособие для практический работников. Рязань: Изд-во ИП Коняхин A.B. (BookJet), 2020. С. 204.
6 Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.: Эксмо, 2014. С. 24.
7 Архипова A., Волкова М, Кирзюк A., Малая Е, Радченко Д., Югай Е. «Группы смерти»: от игры к моральной панике» М.: РАНХиГС, 2017.
8 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, 1989. С. 21.
9 Владимир Колокольцев провел заседание Правительственной комиссии по профилактике правонарушений. Дата размещения ресурса: 26.06.2017 // www/мвд.рф / 10564991.ru
10 Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» от 07.06.2017 № 120-ФЗ // http://www.garant.ru/hotlaw/federal/ 1115793/
11 Офиц. сайт Судебного Департамента при Верховном Суде РФ. // http://www.cdep.ru/index.php?id=79/ (Дата обращения: 10.03.2021)
12 Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (послед. ред.) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 22.04.2021)
13 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 22.04.2021)
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2021