УДК 351.751
DOI 10.26425/1816-4277-2023-2-181-188
Региональный опыт организации защиты несовершеннолетних
и ■ и
от деструктивной информационной среды (на примере нецентральных регионов)
Титор Светлана Евгеньевна
Канд. юрид. наук, доц. каф. частного права ORCID: 0000-0002-5930-9972, e-mail: [email protected]
Государственный университет управления, г. Москва, Россия
Аннотация
Достижения в области новых технологий, на которых основывается формирование современного информационного общества, привели к стремительному развитию глобальной компьютерной сети Интернет. Интернет как средство социальной коммуникации оказывает как положительное влияние на мировое сообщество, так и имеет негативные последствия. Актуальность защиты несовершеннолетних от деструктивной информации достаточно велика, так как в современном мире, где технологии заняли передовую позицию в жизни человека, в т.ч. детей. Ученые, исследователи полагают, что комплексное решение проблемы обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних невозможно без согласованных действий федеральных и региональных органов власти. Для исследования выбраны регионы: Республика Бурятия, Иркутская область, Ханты-Мансийский округ, Ямало-Ненецкий округ. Это сделано неслучайно, поскольку эти регионы имеют свою специфику: первая и основная — они расположены географически далеко от центра России, от столицы г. Москва. Имеют свои особые природно-климатические и экономические особенности. По своему территориальному размеру эти регионы в разы больше, чем средние регионы в центральной части России. Заданная специфика обуславливает актуальность исследования именно этих регионов. В исследовании проанализирована законодательная база регионов, регулирующая вопросы защиты несовершеннолетних от негативной информации, а также правоприменительная практика.
Ключевые слова
Деструктивная информация, регионы, защита несовершеннолетних, медиа-грамотность, межведомственное взаимодействие, кибербезопасность
Для цитирования: Титор С.Е. Региональный опыт организации защиты несовершеннолетних от деструктивной информационной среды (на примере нецентральных регионов)// Вестник университета. 2023. № 2. С. 181—188.
© Титор С.Е., 2023.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
BecmnuK jnrnepcumema № 2, 2023
Regional experience in organizing the protection of minors from a destructive information environment (by the example of non-central regions)
Svetlana E. Titor
Cand. Sci. (Jur.), Assoc. Prof. at the Department of Private Law ORCID: 0000-0002-5930-9972, e-mail: [email protected]
The State University of Management, Moscow, Russia
Abstract
Achievements in the field of new technologies, on which the formation of the modern information society is based, have led to the rapid development of the global computer network Internet. The Internet as a means of social communication has both a positive impact on the world community and has negative consequences. The relevance of protecting minors from destructive information is quite high, since in the modern world, where technology has taken a leading position in human life, including children. Researchers believe that a comprehensive solution to the problem of ensuring the information security of minors is impossible without coordinated actions of federal and regional authorities. The following regions were selected for the study: the Republic of Buryatia, Irkutsk Region, Khanty-Mansiysk District, Yamalo-Nenets District. This was not done by chance, since these regions have their own specifics: the first and main ones are located geographically far from the center of Russia, from the capital Moscow. They have their own special climatic and economic features. In terms of their territorial size, these regions are many times larger than the average regions in the central part of Russia. This specificity determines the relevance of the study of these regions. The study analyzes the legislative framework of the regions regulating the protection of minors from negative information, as well as law enforcement practice.
Keywords
Destructive information, regions, protection of minors, media literacy, interdepartmental interaction, cyber security
For citation: Titor S.E. (2023) Regional experience in organizing the protection of minors from a destructive information environment (by the example of non-central regions). Vestnik universiteta, no. 2, pp. 181—188.
© Titor S.E., 2023.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ
Региональные органы власти должны вырабатывать свою концептуальную позицию по противодействию информационным вызовам и угрозам для несовершеннолетних [1]. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации (далее — РФ) защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ[2]. Федеральный законодатель предусмотрел, что в целях реализации указанных полномочий органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, которые с учетом конкретной демографической обстановки субъекта, экономического, образовательного, информационного, культурного уровней развития и прочих нюансов жизнедеятельности каждого конкретного региона определяют меры, обеспечивающие защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. На основании этого в некоторых регионах РФ были приняты региональные стратегии действий в интересах детей, предусматривающие в числе прочих задач принятие мер по обеспечению информационной безопасности детства. Накопленный в результате реализации указанных стратегий опыт позволил некоторым субъектам РФ сформулировать и нормативно закрепить дополнительные (по отношению к регулирующим эти отношения указанным выше федеральным законам) юридические процедуры защиты несовершеннолетних от угроз, представляемых интернет-пространством.
ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНОВ РФ
Республика Бурятия. В Республике Бурятия в период с 2019 г. по 2021 г. были проведены различные мероприятия по обеспечению информационной безопасности детей, производству информационной продукции для детей и обороту информационной продукции. Основной перечень мероприятий был установлен Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 14 октября 2019 № 620-р. [3] В Республике за вышеупомянутый период времени проводились ежегодные конференции по формированию детского информационного пространства «Сетевичок», создание на сайтах министерств, подведомственных учреждений разделов «Информационная безопасность». Основная работа была связана с квалификацией педагогических работников по вопросу тематики, работой школьных психологов, разрабатывались специальные курсы для педагогов-психологов, направленные на повышение профессиональной компетенции в сфере информационной безопасности детей.
Важным мероприятием по обеспечению информационной безопасности детей в Республике Бурятия следует назвать организацию и функционирование детского «телефона доверия», в том числе и через сеть «Интернет» (далее — Интернет). Поддержка со стороны близких, родителей необходима ребенку вне зависимости от возраста. Зачастую дети растут в среде, которая не способствует построению доверительных отношений ребенка с родителями или законными представителями. В случаях, связанных с психологической помощью, данная служба вносит неоценимый вклад в поддержку ребенка. Следует упомянуть, что не только детям предоставляется помощь, но и родителям по детскому телефону доверия оказывается экстренная консультативно-психологическая помощь.
В целом программа Республики Бурятия содержит в себе уже вышеперечисленные в других регионах РФ мероприятия. Например, проведение мониторинга социальных сетей с целью выявления деструктивных материалов (содержащих порнографический контент, экстремистский, пропаганду наркотических средств), оснащение библиотек, в которых есть доступ в Интернет средствами информационной защиты, размещение информации о сайте «Сетевичок» (проводит международные квесты по цифровой грамотности) и другие.
Данные по криминализации несовершеннолетних региона: 2015 г. — 1016 чел.; 2016 г. — 840 чел.; 2017 г. - 721 чел.; 2018 г. - 805 чел.; 2019 г. - 592 чел.; 2020 г. - 562 чел.; 2021 г. - 534 чел.; за 1 полугодие 2022 г. - 263 чел. [4].
По отношению к общему количеству несовершеннолетних, проживающих в Республике Бурятия, процент несовершеннолетних, совершивших преступления в 2021 г., относительно других регионов высок и составляет 0, 2 %.
Ханты-Мансийский автономный округ. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра можно назвать одним из немногих регионов РФ, в котором на должном уровне регулируется информационная безопасность несовершеннолетних. Осуществляется это все через нормативные документы, автоматизированную
информационную систему «Поиск», кибердружину и через совместный проект Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры с Лабораторией Касперского «SAFEKIDS».
В изучении эффективности следует начать с нормативных документов. В автономном округе действует Приказ департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 12 декабря 2018 № 424 «О межведомственной рабочей группе по вопросам обеспечения информационной безопасности детей»[5]. Основными задачами группы являются: анализ правовых актов РФ и автономного округа в сфере защиты детей от информации в Интернете, способной причинить вред несовершеннолетним, разработка предложений по реализации мероприятий, направленных на обучение детей медиаграмотности, внедрение эффективных современных технических средств защиты от информации, формирование в цифровой среде благоприятной атмосферы, формирование критического мышления у детей и другие. Исследователи отмечают положительный опыт регионов, где формируются такие межведомственные рабочие группы[6].
В Ханты-Мансийском автономном округе была разработана автоматизированная информационная система «Поиск» Югорским НИИ информационных технологий. Система анализирует материал в сети и выявляет деструктивный контент. Данную систему может оформить любая организация, что позволит пресечь в будущем потребление небезопасной информации со стороны несовершеннолетних.
Как и во многих регионах, в Ханты-Мансийском автономном округе действует кибердружина, способная выявлять небезопасный контент и передавать о нем сведения в специализированные органы. Т.е. принцип работы построен таким же образом, как и в других регионах.
Необходимо упомянуть о еще одном средстве борьбы Ханты-Мансийского автономного округа — «SAFEKIDS»[7]. <<SAFEI<IDS» представляет собой, как уже было сказано выше, совместный проект Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Лаборатории Касперского. Проект направлен на учащихся начальных классов и позволяет обезопасить их в информационно-коммуникационной сети Интернет. Родителям первоклассников выдавался доступ к приложению, которое позволяло контролировать время, проведенное ребенком за компьютером, в особенности в Интернете, материалы, контент, который он посещал, программа также способна выявлять местоположение ребенка. Фильтрация цифрового контента происходит благодаря умным алгоритмам возрастных ограничений. Многие исследователи высказывают мнение о необходимости, прежде всего, обучать самих детей и подростков безопасному пользованию интернет-ресурсами. Уроки кибербезопасности должны быть обязательными в школах и дома[8].
Также важным элементом информационной безопасности в автономном округе является сайт «цифро-войгражданинюгры.рф», который предоставляет курсы обучения по финансовой безопасности, цифровой грамотности, основам безопасной работы в сети Интернет, основам информационной безопасности и другое. Сайт предоставляет возможность жителям Ханты-Мансийского автономного округа — Югры самостоятельно получить знания в данной сфере. Работа сайта поддерживается Департаментом информационных технологий и цифрового развития Югры. Помимо обучающих курсов, на сайте предоставлены и новости о главных событиях цифрового пространства, олимпиадах в Ханты-Мансийском автономном округе.
На наш взгляд, работа Ханты-Мансийского автономного округа — Югры является прекрасным примером разработанной политики в сфере информационной безопасности. Дети с раннего возраста вовлекаются в цифровую среду, учатся правилам поведения в ней. Для родителей же предоставляется возможность отслеживать материалы, которые получает ребенок в сети Интернет, а образовательные организации и учреждения, пользующиеся автоматизированной информационной системой «Поиск» способны настраивать поисковые фильтры в соответствии с законодательством РФ.
Данные по криминализации несовершеннолетних в регионе: 2015 г. — 558 чел.; 2016 г. — 477 чел.; 2017 г. - 520 чел.; 2018 г. - 419 чел.; 2019 г. - 286 чел.; 2020 г. - 258 чел.; 2021 г. - 207 чел.; за 1 полугодие 2022 г. - 60 чел. [4].
По отношению к общему количеству несовершеннолетних, проживающих в округе, процент несовершеннолетних, совершивших преступления в 2021 г., закономерно низок и составляет 0,01 %.
Ямало-Ненецкий автономный округ. Отношения в сфере информационной безопасности несовершеннолетних в Ямало-Ненецком автономном округе регулирует Постановление Правительства от 29 августа 2019 № 942-П[9], которым предусматривается программа обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции в Ямало-Ненецком автономном округе до 2020 г.[10]. Основная цель программы заключается в создании
безопасной информационной среды для укрепления, обеспечения и сохранения нравственного, физического, психологического, социального здоровья несовершеннолетних.
В ходе исполнения программы документом предусматривалось проведение специализированных мероприятий. Так, для пресечения материалов порнографического характера, экстремистского содержания, сведений о способах употребления, изготовления наркотических средств в Ямало-Ненецком автономном округе на УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее — ЯНАО) возлагается выявление и пресечение распространения такой информации. Информационным просвещением родителей в сфере безопасной информационной среды для детей на сайтах департамента образования, органов местного самоуправления, образовательных организаций необходимо было разместить сведения, которые позволят родителям и их детям осуществлять безопасную деятельность в цифровом пространстве. Для родителей также необходимо было опубликовать информацию о родительском контроле и способах его реализации в интернет-пространстве.
Документ предусматривает большое количество мероприятий, распределение полномочий среди органов власти, местного самоуправления, образовательных организаций в сфере информационной безопасности несовершеннолетних.
Данное Постановление Правительства ЯНАО обязательно для всех территорий, входящих в данный субъект. Так, например, реализацию настоящей Программы в субъекте можно проиллюстрировать приказом Департамента образования Администрации Пуровского района от 07.10.2019 № 442 «Об исполнении комплексной программы обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции в Пуровском районе до 2020 г.» [11].
Проект на последующие годы реализации данной Программы не предусмотрен, но Постановление Правительства и заданная Программа, как было сказано выше, предусматривали на сайте каждого образовательного учреждения размещение материалов, позволяющих обучить несовершеннолетних и их родителей основам информационной безопасности. Так, на примере сайта Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» (города Губкинский, ЯНАО) можно рассмотреть отдельный пункт реализации программы. На сайте представлены видеоматериалы, направленные на ознакомление с понятиями «безопасного сайта», «вредоносными рекламными приложениями на Android», «вредоносные ПО на смартфонах», «как определить, безопасный ли сайт», информация о различных вирусах (троян, SHADE, WannaCry) и другие [12].
Помимо законодательства в ЯНАО в 2021 г. было объявлено о сотрудничестве департамента образования ЯНАО и компании Kaspersky (занимается разработкой специализированных систем для защиты компьютеров от вирусов, киберугроз, хакеров) [13]. Сотрудничество предполагает получение лицензии на использование приложения компании для тысячи родителей с целью контроля детей в цифровом пространстве (отслеживается количество времени, проведенное ребенком в Интернете, за играми, настраиваются временные ограничения, блокируется родителями доступ к определенным сайтам и другие).
Показатели криминализации несовершеннолетних: 2015 г.— 265 чел.; 2016 г.— 210 чел.; 2017 г.— 135 чел.; 2018 г.- 127 чел.; 2019 г.- 127 чел.; 2020 г.- 87 чел.; 2021 г.- 78 чел.; за 1 полугодие 2022 г. - 35 чел. [4].
По отношению к общему количеству несовершеннолетних, проживающих в ЯНАО, процент несовершеннолетних, совершивших преступления в 2021 г., составляет 0,06 %.
Иркутская область. Основным региональным нормативным актом, регулирующим рассматриваемые отношения в Иркутской области, является Закон Иркутской области от 5 марта 2010 № 7-ОЗ «Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в Иркутской области»[14]. В качестве основных целей содействия здоровому развитию несовершеннолетних ст. 4 Закона называет защиту несовершеннолетних от факторов, негативно влияющих на их развитие (в том числе и в интернет-пространстве); профилактику правонарушений и преступлений, совершаемых самими несовершеннолетними гражданами и в отношении них (в том числе в интернет-пространстве); противодействие вовлечению несовершеннолетних граждан в участие в экстремистской и иной запрещенной деятельности.
Закон имеет развитый понятийный аппарат, дающий определения таким терминам, как «дети», «ночное время», «лица, осуществляющие мероприятия с участием детей», «места, запрещенные для посещения детьми» и др.
Ст. 9 (1) Закона обязывает субъекты отношений в сфере содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей принимать все необходимые меры по защите/содействию детей от информации, причиняющей вред их здоровью/ развитию, в том числе от информации, отрицающей семейные ценности.
Устав Иркутской области от 17 апреля 2009 (п. 1 ст. 1) возлагает обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина на Иркутскую область и ее муниципальные образования [15]. Законом Иркутской области от 3 ноября 2011 № 1-У введен п. 10 в ст. 9, учреждающий должность Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области. В регионе существует практика разработки и распространения среди несовершеннолетних и их родителей муниципальными учреждениями памяток кибербезопасности.
Например, приложение 1 к информационному письму муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска лицей № 2 от 3 декабря 2019 № 199/3 содержит информацию для несовершеннолетних по вопросам кибербезопасности в сети Интернет, которая дает определение термину «компьютерный вирус», содержит рекомендации по методам защиты от вредоносных программ, перечисляет советы по безопасной работе в общедоступных сетях WI-FI [16]. Также памятка определяет понятие «социальные сети», содержит основные советы по безопасности в социальных сетях, среди которых ограничение списка друзей, защита частной жизни, репутации, использование сложных паролей, которые будут отличаться на разных сайтах и так далее. Кроме того, памятка содержит рекомендации по безопасной работе с электронными деньгами, электронной почтой, предостерегает от фишинга (кражи личных данных). Дает определение термину «кибербул-линг» (виртуальное издевательство) и некоторые советы по борьбе с ним, например, не бросаться в бой, посоветоваться с опытными людьми, управлять киберрепутацией, отказаться от ведения хулиганского образа жизни в интернет-пространстве, вести себя вежливо, игнорировать единичный негатив, заблокировать агрессора и пр.
Министерство образования Иркутской области совместно с Иркутским институтом повышения квалификации работников образования и кафедрой педагогических технологий и управления инновационными процессами разработало методические рекомендации для педагогов по оценке информационной безопасности информационной продукции, определило правовые критерии информационной безопасности несовершеннолетних (запрет публичного показа сцен сексуального насилия в отношении детей, сцен насилия над трупами, методов изготовления оружия и пр.), основные направления негативного воздействия на личностное, когнитивное развитие детей и подростков, их эмоциональное и психологическое благополучие, содержит макет анкеты оценки безопасности информационной продукции и т.д. [17].
Количество несовершеннолетних лиц, совершивших в Иркутской области преступления, также имеет явную устойчивую тенденцию к снижению. По годам: 2015 г.— 1895 чел.; 2016 г.— 1667 чел.; 2017 г.-1647 чел.; 2018 г.- 1550 чел.; 2019 г.- 1280 чел.; 2020 г.- 1111 чел.; 2021 г.- 1000 чел.; за 1 полугодие 2022 г. - 579 чел. [4].
От общего количества несовершеннолетних, проживающих в субъекте, число совершивших преступления в 2021 г. среди несовершеннолетних составляет 0,19 %.
ВЫВОДЫ
1. Регионы, расположенные далеко от центральной части России, также озабочены вопросами защиты несовершеннолетних от деструктивной информационной среды. Как и другие регионы, они реализуют предоставленные им Конституцией РФ, Федеральными законами «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», и Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» полномочия по нормативному регулированию общественных отношений, обеспечивающих защиту детей и подростков от деструктивного контента в сети Интернет. Основным способом реализации указанных полномочий является принятие специальных законов и субъектов в данной сфере, соответствующих региональных программ или нормативно-правовых актов органов исполнительной власти субъектов.
2. Законодательное и нормативное регулирование субъектом указанных отношений носит преимущественно субсидиарный (дополнительный по отношению к федеральному регулированию указанных
отношений) характер. При этом законодательное и нормативное регулирование указанных отношений каждым субъектом РФ, как это предполагает федеральный законодатель, должно обладать и в некоторых случаях действительно обладает определенной спецификой.
3. Одним из механизмов защиты несовершеннолетних от деструктивной информационной среды является их повышение медиаграмотности. По-разному, но данные механизмы реализуются в проанализированных городах федерального значения.
Библиографический список
1. Сустина Т.И. Европейский опыт правового обеспечения информационной безопасности детей -в поисках основополагающих принципов. Право и государство: теория и практика. 2022. № 1 (205): 156-159 с. https://doi. org/10.47643/1815-1337_2022_1_156
2. Российская Федерация. Конституция РФ. http://wwwconsultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 24.12.2022).
3. Российская Федерация. Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 14 октября 2019. №620-р. «Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции в Республике Бурятия на 2019 - 2021 годы в Республике Бурятия». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0300201910180004 (дата обращения 25.12.2022).
4. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. http://crimestat.ru/regions_chart_total (дата обращения: 24.12.2022).
5. Российская Федерация. Приказ Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 12 декабря 2018. № 424 «О межведомственной рабочей группе по вопросам обеспечения информационной безопасности детей». https://depit.admhmao.ru/koordinatsionnye-i-soveshchatelnye-organy-pri-depar-tamente/rabochaya-gruppa-po-voprosam-obespecheniya-informatsionnoy-bezopasnosti-detey/zakonodatelstvo/2286243/ prikaz-departamenta-informatsionnykh-tekhnologiy-i-tsifrovogo-razvitiya-khanty-mansiyskogo-avtonomno/ (дата обращения: 28.12.2022).
6. Ережипалиев Д.И. Региональные подходы к обеспечению информационной безопасности детей. В сборнике: цифровые технологии в борьбе с преступностью: проблемы, состояние, тенденции. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2021. 249-254 c.
7. SAFEKIDS. https://xn--80aaeecenmge3cbdb1afi0dvb4iqc.xn--p1ai/safekids/. (дата обращения: 26.12.2022).
8. Романова Е.Н. Современные средства обеспечения безопасности детей в киберпространстве. Учёные записки ИУО РАО. 2017. № 4 (64). 125-128 c.
9. Российская Федерация. Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 августа 2019 года. № 942-П «О комплексной программе обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции в Ямало-Ненецком автономном округе до 2020 года». https://docs.cntd.ru/document/561507595 (дата обращения: 02.01.2023).
10. Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся. http://www. purovskiydo.ru/it-security/local/. (дата обращения 03.01.2023).
11. Информационная безопасность школьникам. https://files.yanao.ru/s/KAbZzq4xBT7PbrR (дата обращения: 02.01.2023).
12. Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа. https://do.yanao.ru/presscenter/news/68627/ (дата обращения: 25.12.2022).
13. Закон Иркутской области от 5 марта 2010 № 7-ОЗ «Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в Иркутской области». http:// www.brschool16.ru/parents/zakon/zakon-irkutskoy-oblasti-ot-05-03-2010-g-7-oz.php (дата обращения: 26.12.2022).
14. Устав Иркутской области от 17 апреля 2009 г. https://docs.cntd.ru/document/895202855?marker (дата обращения: 27.12.2022).
15. Приложение 1 к информационному письму муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска лицей № 2 от 3 декабря 2019 № 199/3. http://lic2.irk.ru/media/upload/8dd98af85f0545d88b71d7f-cac79c240.pdf. (дата обращения: 28.12.2022).
16. Методические рекомендации для педагогов по оценке информационной безопасности информационной продукции. https://kochetovka.68edu.ru/wp-content/uploads/2018/10/metod_rekomend_pedagogi_1.pdf (дата обращения: 25.12.2022).
BecmnuK ynmepcumema № 2, 2023
References
1. Sustina T.I. European experience of legal provision of information security of children - in search of fundamental principles. Law and the State: theory and practice. 2022. No. 1 (205): 156-159. https://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_1_156 (In Russian).
2. Russian Federation. The Constitution of the Russian Federation. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399 / (accessed 24.12.2022). (In Russian).
3. The Russian Federation. Decree of the Government of the Republic of Buryatia dated October 14, 2019 No. 620-r. "On approval of the Action Plan to ensure the information security of children, the production of information products for children and the turnover of information products in the Republic of Buryatia for 2019 - 2021 in the Republic of Buryatid'. http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0300201910180004 (accessed 25.12.2022). (In Russian).
4. Portal of legal statistics of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. http://crimestat.ru/regions_chart_to-tal (accessed 24.12.2022). (In Russian).
5. The Russian Federation. Order No. 424 of the Department of Information Technologies and Digital Development of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra dated December 12, 2018 "On the Interdepartmental working Group on ensuring information security of children". https://depit.admhmao.ru/koordinatsionnye-i-soveshchatelnye-organy-pri-depar-tamente/rabochaya-gruppa-po-voprosam-obespecheniya-informatsionnoy-bezopasnosti-detey/zakonodatelstvo/2286243/ prikaz-departamenta-informatsionnykh-tekhnologiy-i-tsifrovogo-razvitiya-khanty-mansiyskogo-avtonomno/. (accessed 28.12.2022). (In Russian).
6. Yerezhipaliev D.I. Regional approaches to ensuring information security of children. In the collection: Digital technologies in the fight against crime: problems, state, trends. Source book of the I All-Russian Scientific and Practical Conference . Moscow, 2021. 249-254 pp. (In Russian).
7. SAFEKIDS. https://xn--80aaeecenmge3cbdb1afi0dvb4iqc.xn--p1ai/safekids/ (accessed 26.12.2022). (In Russian).
8. Romanova E.N. Modern means of ensuring the safety of children in cyberspace. Scientific notes of IUO RAO. 2017. № 4 (64). 125-128 pp. (In Russian).
9. The Russian Federation. Resolution of the Government of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug dated August 29, 2019 in No. 942-P "On a comprehensive program to ensure the information security of children, the production of information products for children and the turnover of information products in the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug until 2020". https://docs.cntd.ru/docu-ment/561507595 . (accessed 02.01.2023). (In Russian).
10. Local regulations in the field of information security of students. http://www.purovskiydo.ru/it-security/local / (accessed 03.01.2023). (In Russian).
11. Information security for schoolchildren. https://files.yanao.ru/s/KAbZzq4xBT7PbrR (accessed 02.01.2023). (In Russian).
12. Department of Education of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. https://do.yanao.ru/presscenter/news/68627 /. (accessed 25.12.2022). (In Russian).
13. Irkutsk Region Law No. 7-OZ of March 5, 2010 "On Certain measures to protect children from factors Negatively Affecting Their Physical, Intellectual, Mental, Spiritual and Moral Development in the Irkutsk Region" http://www.brschool16.ru/parents/zakon/ zakon-irkutskoy-oblasti-ot-05-03-2010-g-7-oz.php . (accessed 26.12.2022). (In Russian).
14. Charter of the Irkutsk Region of April 17, 2009. https://docs.cntd.ru/document/895202855 ?marker (accessed 27.12.2022). (In Russian).
15. Appendix 1 to the information letter of the municipal budgetary educational institution of Irkutsk Lyceum No. 2 dated December 3, 2019 No. 199/3. http://lic2.irk.ru/media/upload/8dd98af85f0545d88b71d7fcac79c240.pdf (accessed 28.12.2022). (In Russian).
16. Methodological recommendations for teachers on the assessment of information security of information products. https:// kochetovka.68edu.ru/wp-content/uploads/2018/10/metod_rekomend_pedagogi_1.pdf (accessed 25.12.2022). (In Russian).